А для этого приобретать в библиотеки церквей книги, брошюры и листки противо-сектантского содержания (напр. «Миссионерское Обозрение» и издаваемую при нём «Миссионерскую библиотеку»); б) Составлять и произносить с церковной кафедры поучения, в которых раскрывать положительное учение православной церкви относительно предметов пререкаемых сектантами... 2. Лиц, отправляющихся на отхожие промыслы, особенно в Петербург и Финляндию, духовенству необходимо напутствовать пастырским словом увещания, чтобы они старались избегать знакомства с личностями, неправославно-верующими и заражёнными противными православию убеждениями, и следить за лицами, возвращающимися с отхожих промыслов, знакомясь с их религиозными убеждениями. 3. Духовенству необходимо: а) обращать внимание на заводы, которые представляют собой удобные пункты для распространения сектантства, и б) зорко смотреть за книгоношами, являющимися в приход, и, если будет у них замечен Новый Завет с подчёркнутыми местами, а также книги, листки и брошюры с сектантским направлением, то обращаться к чинам полиции с просьбой о конфискации их, соблюдая при этом всевозможную осторожность, а вместо них распространять книги, брошюры и листки с православным учением. Э.О. Постановления Одесского съезда.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 542–546 Миссионерский фонд. О постановлениях херсонского съезда миссионер М.А. Кальнев сообщает следующее: «Два года тому назад заведомо явные, подвергнутые судебному наказанию, хлысты д. Арнаутовки за своё упорство были отлучены епархиальною властью от св. причастия впредь до раскаяния. Мера эта принесла очень хорошие последствия: воинствующие здесь хлысты притихли, недавно совращённые в хлыстовщину открыто оставили её, колеблющиеся православные утвердились в вере, приход значительно успокоился. Благочиннический миссионерский съезд г. Николаева высказал просьбу, чтобы епархиальный съезд миссионеров ходатайствовал об отлучении от св. причастия вожаков местных хлыстов. В виду благоприятных результатов от применения вышеуказанной меры по отношению к арнаутовским хлыстам,, съезд постановил: «просить Его Высокопреосвященство заведомо известных пастырям и упорных хлыстов, или принадлежность коих к секте будет установлена судебным порядком, – временно не допускать ко св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Главным органом – читаем в отчете Одесского св. Андреевского Братства за 1890/91 г. для борьбы со штундою были состоявшие в распоряжении братства особые, специально назначенные для борьбы с сектантством, миссионеры, которых в истекшем году было тоже самое число, что и в предыдущем, а именно: 5-ть окружных миссионеров из священников епархии: 2 разъездных миссионера из мирян и 1 миссионер – священ- —142— ник, уполномоченный действовать в одном только благочинническом округе... Кроме того, 3-м священникам епархии, обнаружившим свою особенную опытность и усердие в деле вразумления заблудших, поручено ведение миссионерских бесед, кроме своих бесед, также и в соседних приходах, зараженных сектантством. Кроме того, по ходатайству Херсонского Епархиального Училищного Совета выдано свидетельство на право книгоношества (sic!) учителю Омельницкой церковно-приходской школы Илье Тертацкому с обязательством распространения книг и священных изображений, издаваемых Братством. Все миссионеры Братства – свидетельствует отчет – являли себя вполне достойными своего высокого служения на благо православной церкви и государства и исполняли возложенное на них дело с высокою христианскою ревностью о спасении заблудших и любовию к ним». Миссионеры действовали не одиноко в своей борьбе с сектантами: Совет Братства счел своим долгом выразить глубокую благодарность Херсонскому Губернатору, Одесскому Градоначальнику, Военному Губернатору г. Николаева, начальнику над Николаевским портом и некоторым урядникам «за их административные распоряжения, направленные к ограничению и вразумлению сектантства. Совет высказывает впроч. жалобу, что полиция не везде, к сожалению, содействовала миссионерам в их деятельности и уверяет, что «в тех местностях, где пастыри усердно поучают своих прихожан и где есть строгий полицейский надзор за действиями сектантов, православные твердо держатся учения своей церкви и относятся к штундистам с негодующим сожалением» и проч. 203 Какими же результатами обнаружилась эта усиленная миссионерская деятельность при содействии гражд. начальства? – «В 1891 г. присоединено к православной церкви – свидетельствует Отчет – в разных местностях Херсонской епархии более 200 лиц». 204 Число весьма незначительное, если принять во внимание, что в Херсон. Епархии одних штундистов находится более 5000. Но вместе с

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К 1 января 1898 г. было открыто 225 второклассных школ во всех епархиях, за исключением Астраханской, Екатеринбургской, Минской и Туркестанской. Наибольшее количество второклассных школ устроено в епархиях Вятской, Новгородской и Пензенской (по 10), Подольской (9), Самарской, Рязанской, Симбирской, Тульской, Казанской, Нижегородской и Киевской (по 7). Педагогические курсы в 1896 г. были устроены в епархиях Калужской, Киевской, Новгородской, Пермской, Подольской, Херсонской и некоторых других. Особенного внимания заслуживают педагогические курсы, устраивавшиеся под руководством наблюдателя церковных школ во время Всероссийской выставки в Нижнем-Новгороде, куда прибыли на средства Училищного Совета, или же на свой счет, учителя из всех епархий России. На курсах были преподаны: церковное пение, ариметика и русский язык, и кроме того предложено было несколько чтений по Закону Божию, по учению о расколе, по географии, по физике, по школьной гигиене и по сельскому хозяйству. До 1897 г. устройство педагогических курсов для учащих в церковных школах отдельных епархий имело случайный характер: причиной тому был недостаток необходимых денежных средств. Лишь со времени ассигнования особых сумм из Государственного Казначейства явилась возможность сделать курсы постоянным образовательным учреждением. Летом 1897 г. педагогические курсы были устроены на средства Училищного Совета в епархиях. Местом курсов служили большею частью губернские города, куда и вызывались учителя из всех уездов. В некоторых епархиях курсы устраивались в нескольких пунктах (в Подольской – в 5, Воронежской – в 3, Самарской и Туркестанской – в 2). Кроме сих курсов некоторыми епархиальными Училищными Советами в 1897 г. устраивались еще на местные средства курсы для учителей только одной какой-либо части епархии, – таковы, напр., курсы при Яновичской второклассной школе (Полоцкой епархии) для учителей школ грамоты Яновичского прихода, в ст. Рассыпной (Оренбургской епархии) – для учителей школ грамоты XXVIII благочиннического округа Уральской области, при Заболотской второклассной школе (Киевской епархии) – для учителей школ церковно-приходских и грамоты Радомысльского уезда, в с. Сокуре (Саратовской епархии) – для учителей школ грамоты Саратовского уезда, в г. Баку – для учителей церковно-приходских школ Бакинского округа, наконец в г. Цивильске, Казанской епархии, и в с Юсьве, Пермской епархии, для учителей инородческих школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

 2. Вместо ненужных латинских суфраганов необходимо поспешить с учреждением для весьма обширной православной епархии Херсонской викарного епископства, с помещением его в Херсоне. Этим успокоен будет дух тамошнего православного населения, поставлен необходимый оплот против римской пропаганды в Херсоне и положено начало ближайших действий на мусульманский Крым.  Вместе с сим, для устранения неблагоприятных для Православия сравнений в глазах людей не только духовных, но и светских, необходимо увеличить штаты по православному ведомству херсонскому до той степени, на какой они определены там теперь для католиков, а равно предоставить православному архиепископу то же право, каким будет пользоваться латинский бискуп касательно командирования, в случае нужды, благочинных на казенный счет.  3. Если бы оказалось возможным (а почему не так?) поместить нового епископа латинского не в Херсон, а в другом месте, например в Ставрополе, составляющем центр его епархии, то одно это уже было бы небесполезно в разных отношениях. Таким образом, епископ сей, во-первых, был бы ближе к Саратовской губернии, где наибольшая часть его, вообще невеликой по числу душ, паствы; а с другой стороны, к собственному его спокойствию, он находился бы вдали от черноморских портов и, следовательно, от вольных и невольных, не всегда безопасных связей со множеством иностранцев, кои почти круглый год толпятся по сим портам и могут сделаться, — разумеется не в пользу правительства, — постоянными посредниками между Римом и римско-католическим Херсоном. В пользу Православия при сем случае оставалось бы то, что чувство русское не страдало бы, видя как латинство с такой силой ставит крыж римский у самой колыбели веры православной.  Независимо от всего вышесказанного, нельзя не сделать еще одного примечания касательно некоторых мыслей и выражений, кои Curia Romana позволила себе употребить в учредительной булле об епископстве Херсонском. Сверх всякого ожидания здесь в слух всего света прямо говорится, что якобы Отечество наше проповедь о вере христианской впервые услышало от латинских миссионеров, что некоторые из них даже удостоились якобы принять от руки наших предков венец мученический.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

Переходя за сим к вопросу: следует ли лиц, назначаемых на законоучительские должности из воспитанников семинарий, не имеющих священного сана, подвергать предварительному испытанию посредством пробных уроков, и принимая во внимание, что окончившие полный семинарский курс должны иметь достаточные богословские познания, и что принявшие из них священство, при определении на законоучительские должности, не подвергаются означенному испытанно, Святейший Синод находить, что испытанию тому, при назначении в законоучители светских учебных заведений, не должны подлежать и воспитанники, окончившие курс учения в духовных семинариях, еще непосвященные в священный сан, если только епархиальное начальство признает за ними полную способность и благонадежность к прохождению законоучительской должности. По сим соображениям Святейший Синод определяет: в разрешение представления Преосвященного Херсонского дать знать указом, что к преподаванию Закона Божия в светских низших учебных заведениях, как частных, так и казенных, могут быть допускаемы из кончивших полный семинарский курс и лица, непринявшие священного сана, если только они признаны будут Преосвященным вполне способными и благонадежными к занятию законоучительской должности. При таковом ручательстве Преосвященного не предстоит надобности подвергать таких лиц предварительному испытанию посредством пробных уроков, но на епархиальном начальстве, согласно существующим постановлениям, сохраняется обязанность иметь за преподаванием сих законоучителей неослабное наблюдение чрез благочинных или особо назначаемых для того духовных лиц. Для общего же руководства, о настоящем определении Святейшего Синода дать знать и прочим Преосвященным циркулярным указом. 290. 15 июля 1866 года. До Высочайшему рескрипту на имя Председателя комитета Министров о главных началах, которыми должны руководишься Министры и Главноуправляющие отдельными частями при управлении вверенными им ведомствами. Святейший Правительствующей Синод слушали предложение господина Синодального Обер-Прокурора, от 24 минувшего мая за 3098, с приложением препровожденного к нему, господину Обер-Прокурору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очень большую роль в управленческой деятельности Победоносцева играли контакты с С.А. Рачинским и Н.И. Ильминским . Оба деятеля служили в глазах главы духовного ведомства воплощением «чистоты» и «простоты». Бывшие профессора, они оставили блестящую академическую карьеру и занялись просветительской деятельностью в среде «простых душ» – крестьян Смоленской губернии, как Рачинский, или татар и других крещеных народов Поволжья, как Ильминский. Непосредственно в аппарате духовного ведомства Победоносцев также стремился опираться на людей, соответствовавших его идеалу деятелей с «горячим сердцем», способных к живой и неформальной работе. Среди таковых главную роль играл В.К. Саблер (18471929), управляющий канцелярией Синода (с 1883 г.) и товарищ оберпрокурора (с 1892 г.). «Подвижен страшно, всюду успевает, и без него я, конечно, не знал бы, как быть и что делать – все личные сношения на нем», – писал глава духовного ведомства о Саблере Рачинскому в 1899 г. 549 Наконец, и в среде церковной иерархии Победоносцев выделял ряд близких ему по духу деятелей, на которых он стремился опереться. Среди них важную роль играл упоминавшийся выше Амвросий (Ключарев) , епископ Дмитровский, затем архиепископ Харьковский. К числу близких Победоносцеву иерархов принадлежали также Никанор (Бровкович) , епископ Уфимский, затем архиепископ Херсонский; Алексий (Лавров-Платонов) , епископ Можайский, затем архиепископ Виленский и др. Говоря о взаимоотношениях обер-прокурора с иерархами, необходимо отметить, что опора именно на епископов (в противовес белому духовенству и преподавательской корпорации духовно-учебных заведений) стала его принципиальной установкой во внутрицерковных делах. Если в 18601870-е гг. власти, вынашивавшие планы проведения в церкви реформ, пытались в определенной степени ограничивать права архиереев, то Победоносцев решительно взял противоположный курс. В его глазах именно епископат был воплощением столь высоко ценимых им начал строгой власти, дисциплины и церковности. В обер-прокурорство Победоносцева, как отмечалось выше, были существенно расширены права архиереев по отношению к духовно-учебным заведениям. С 1883 г. прекратился вызов представителей белого духовенства в Синод. В руки архиереев с 1881 г. передавалось назначение благочинных – священников, ведавших рядом церквей епархии (ранее они избирались духовенством). Была сделана также попытка отменить епархиальные съезды духовенства, и хотя в конечном счете пойти на эту меру Победоносцев не решился, все же права съездов были существенно ограничены 550 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце заседания Съезд миссионеров имел суждение о распределении ведения противосектантских бесед в г. Одессе по случаю наезда в город сектантов-адвентистов, причем постановил: в трех городских аудиториях 14, 15, 16, 17 и 18-го октября составом всех епархиальных, уездных и окружных миссионеров открыть ряд публичных собеседований в обличение сектантов-адвентистов на следующие темы и следующими лицами: о. Н.Зеленев проведет беседу об отмене субботы и почитании воскресного дня; о. И.Захарьев – о состоянии душ умерших и их бессмертии; о. Ф. Кирика – о втором пришествии Христа; о. В. Кульчицкий – о бессмертии души; прот. о. И. Недзельницкий – о втором пришествии Христа: о. В. Димара – о состоянии душ по смерти; о. архим. Гурий – об отмене субботы и почитания воскресного дня, о. Н. Бортовский – о втором пришествии Христа; М. А. Кальнев – о несостоятельности всего адвентистского учения с точки зрения слова Божия; И. В. Чиннов – об антихристе и признаках его пришествия. Протокол 3 Вечернее заседание того же 13-го числа В вечернем заседании собрания миссионеров только Херсонской епархии состоялось следующее распределение уездов и миссионерских округов между составом уездных и окружных миссионеров. 1 . Александровский уезд, Новомиргородский и Елисаветградский благочиннические округа ведает о. Ф. Кирика; 2 . Бобринецкий, Братолюбовский и Вознесенский округа – о. Александр Сербин; 3 . Ровенский и Новоархангельский округа – о. В. Кульчицкий, 4 . Весь Херсонский уезд – о. И. Захарьев; 5 . Одесский и Ананьевский уезды – уездный миссионер (вакансия); 6 . Тираспольский уезд – о. Н. Зеленев. По распределении округов, Съезд миссионеров Херсонской епархии обратил особое свое внимание на те приходы епархии, какие представляют из себя особенно зараженные пункты, опасные в миссионерском отношении, причем таковыми оказались следующие приходы: в Тираспольском уезде – Адриановский, Горьевский и Бузиновский; в Ананьевском – Гвоздавский, Новоселовский, Мостовской, Лидиевский, Голтянский и Завадовский; в Одесском – Коммисаровский, Златоустова Поля, Новопокровский (Сахарова), Раснопольский, Севериновский, Еремеевский и Троицкий; в Херсонском – Богоявленский, Балабановский, Ингульский, Гурьевский, Полтавский, Ново-одесский. Ново-Воронцовский, Ивановский (Воронцовка), Висунский, Музыкиных хуторов, Широковский, Новониколаевс κий и Николаевки 1-ой; в Елисаветградском – Кардашевский, Аннинский, Песчано-Бродский, Любомирский, Плетено-Ташлыкский, Софиевский, Глодосский, Скалевской, Пе- троостровский, Новоархангельский (Варваринской церкви), Арбузинский, Арнаутовский, Болгарский, Солоновский, Сербуловский, Устиновский, Коротякский, Кетрисановский, Обозновский, Федоровский, приходы Большой и Малой Виски и Буличевский; в Александрийском уезде: Оситняжский, Знаменский и Гуровский; города: Одесса, Николаев, Елисаветград, Новомиргород, Очаков, Березовка, Бобринец и Вознесенск. Протокол 4

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В некоторых епархиях были открыты воскресные и праздничные вне-богослужебные собеседования священников с прихожанами, и прихожане более и более сродняются с ними, привыкая чтимые церковью дни проводить сообразно с их святостью, причем само духовенство постепенно усвояет лучшие приемы ведения таких собеседований, а по мере того увеличивается и значение оных. Эти собеседования важны между прочим в том отношении, что способствуют к сближению пастырей и пасомых и представляют первым полную возможность ближе узнать образ мыслей, религиозные воззрения н понятия последних. Беседы эти состоят в объяснении молитв, церковных песнопений и богослужения, в чтении, сопровождаемом толкованиями избранных мест из св. писания и жизнеописаний святых; в некоторых местностях они сопровождаются хоровым пением церковных песен. В са­марской епархии собеседования происходили в 400 приходах, т. е. почти во всех приходах епархии; широкое развитие получают они в пермской епархии, и открыты при одном училище тремя священниками в Москве, при­влекая от 100 до 200 слушателей из простого народа. В Москве же происходили апологетические чтения протоиерея Сергиевского об основных истинах христианства, примененные к духовным потребностям более образованного слоя общества. Участие духовенства в деле народного образования выражалось между прочим в содержании церковно-приходских школ, в которых обучение произво­дилось самими священнослужителями. Число этих школ, постепенно уменьшающееся с умножением училищ министерства народного просвещения, земских и сельско-общественных, все еще значительно; так в харьковской епархии было 391 с 17.418 учащимися, в херсонской 250 с 7.720 учащимися, в калужской 204 школы и 7.927 учащихся. Число церковных библиотек с каждым годом уве­личивается и в некоторых епархиях к 1871 году было довольно значительно; так в тульской епархии в отчетном году учреждено 57 библиотек, в рязанской-24, в подольской-23, в енисейской-19, в курской-18 и вологодской-15. Выборы благочинных произведены были в епархиях кишиневской, пермской и астраханской, в последних двух с назначением содержания благочинным от духо­венства от 140 до 300 р. Благочиннические советы учреж­дены в тех же епархиях и в могилевской; с учреждением этих советов епархиальные начальства освободились от разбирательства мелочных, но вместе с тем весьма обременительных дел, возникающих вследствие столкновения причтов с прихожанами и между самими членами причтов. Сверх установленных съездов по делам епархиальных учебных заведений, духовенство, с разрешения преосвященных, продолжало составлять особые съезды для совещаний о предметах и вопросах, касаю­щихся разных сторон его пастырского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

В начале 1872 года один из священников Херсонской епархии сделал попытку к выяснению вопроса о бесплодности пастырских мер против распространения секты. В рапорте своем в консисторию он, по поводу циркулярного распоряжения местного благочинного о том, чтобы приходские священники, в видах противодействия секте, объясняли воскресные евангелия, чаще говорили проповеди, вели при всяком удобном случае религиозно-нравственные беседы, – говорит: – «в виду того обстоятельства, что пропагандисты секты, зная хорошо крестьянскую среду, действуют по строго обдуманной программе и проводят в массу простонародья свое учение с неудержимым фанатизмом, – пастырские беседы, проповеди и частные назидания, имеющие целью разъяснить учение Церкви, оказываются недостаточными. Необходимо неослабное, систематическое, повсеместное, строго обдуманное, критически соображенное противодействие. Иные приемы должны быть в приходах, зараженных ересью, иные в тех, где заметно только расположение к ней, иные в тех, где не знают даже о существовании ереси. Я, да, полагаю, едва ли не все священники поставлены в крайне затруднительное положение: я не знаю не только истории этой ереси, ее догматического и практического учения, но я не знаю даже самого значения слова: «штундизм». Из частных сведений, крайне сбивчивых, иногда противоречивых, я мог только узнать, что секта эта – не лютеранство, потому что бывший лютеранский пастор в Елизаветграде жаловался, что штунды распространяются и между его прихожанами. Я не имею тех существенно необходимых сведений о секте, без которых действительное противодействие ей немыслимо». Затем священник обращается к консистории с просьбой – указать ему книги для знакомства с штундизмом. («Дело Херс. дух. кон.», 1866 г., 65, стр. 282–283). Консистория не могла удовлетворить этой просьбе, потому что отдельных сочинений о штундизме в это время еще не появлялось. Небольшая брошюрка о. Фоменко вышла только в 1873 г. Не только духовенство, но и самое общество лишено было возможности составить себе понятие о секте, потому что в литературе сообщались – и то очень редко – самые отрывочные и неверные сведения о штундизме. Автор фельетона 308 «Биржев. Ведом.» за 1875 г. выражал некоторую радость по поводу того, что он, наконец, может сообщить некоторые новые сведения о секте, начавшей, по-видимому, интересовать общество.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

В 1867 г. по сообщению пастора Дальтона 145 в колонию Рорбах прибыл реформатский пастор Карл Бонекемпер 146 который выступил деятельным распространителем братства «друзей Божиих» (штунде). Бонекемпер располагал всеми средствами для успеха своего деда. Хорошо образованный, знакомый с медициной, владеющий свободно русским языком и местным южно-русским наречием, ласковый, всегда готовый помочь нуждающимся, он привлекал к себе очень многих крестьян Херсонской губернии 147 и русских рабочих, приходивших из разных местностей России на заработки к немцам. Многие из них обращались к нему за наставлением в Слове Божием, и он продолжительно и весьма охотно беседовал с ними и раздавал им Новый Завет и Псалтирь на русском языке. Он убеждал их учиться грамоте для того, чтобы читать Св. Писание и стараться, по примеру братства «друзей Божиих» (штундистов), жить по-христиански, бросив пьянство и др. пороки. Делал это пастор Бонекемпер, как потом объяснял он г. Ушинскому, не с тою целью, чтобы потом приготовить из своих слушателей отступников от православия, а единственно из симпатии к русскому народу, среди которого он видел поразительное религиозное невежество и жалкую нищету, происходившую от беспорядочной жизни и нравственной распущенности. «Во всех своих беседах с русскими поселянами, сообщал г. Ушинскому пастор Бонекемпер, я всегда настаивал, чтобы они заимствовали из немецких штундовых братств только то, что согласно с православием, а именно стремление к изучению Св. Писания и добрую христианскую нравственность, оставаясь вполне верными уставам православной церкви» 148 . В марте 1867 г. благочинный Кириаков посетил м. Ряснополь и дер. Основу и беседовал с сектантами. В своем рапорте духовной консистории он говорит, что уклонившиеся от православной церкви «действительно находятся под влиянием лютеранизма, но упорно и искусно скрывают источник этого влияния». – О. Кириаков заставлял игнатовцев петь их религиозные гимны и по поводу этого пения говорил им: «напев ваш немецкий убеждает меня, что у вас есть враги, которые влекут вас к погибели вашей души... Они лестию и обманом уязвляют вас, как потаенные псы уязвляют беспечных и неосторожных». Игнатовцы отвечали на это, что они имеют встречи с немцами только по хозяйственным делам; напев же приняли от основцев. У основцев в собраниях действительно бывают немцы, и сами основцы бывают в немецких костелах. – Основцы по поводу присутствия немцев в их собраниях говорили, что немцы бывали у них в качестве гостей: не выгонять же было их; а относительно посещения ими кирх они замечали, что бывали в них из любопытства. Из книг у сектантов оказались: Часослов, Псалтирь, Новый Завет , Святцы и «Приношение православным христианам», 2-е изд., Спб. 1864 149 . Книг же немецкой и русской печати заграничного издания у них не оказалось 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010