Несмотря на дружное, энергичное распространение штундизма, в среде сектантов чувствовалась рознь. По сообщению «Херсонских Епархиальных Ведомостей», от 1883 года, «лучшие из штундистов пришли к убеждению, что все их попытки устроить свою секту, дать ей правильную организацию, согласно с учением Евангелия, привели только к раздорам, так как каждый понимает Священное Писание по-своему, а неизвестно, кто – правильно. Это обстоятельство вызвало в сектантской среде ожидание пророка, который бы вразумил их, объяснил бы им все непонятное в Св. Писании и, таким образом, наставил бы их на истинный путь. Пророк не замедлил явиться, но, обобравши многих штундистов, – скрылся» 339 . Пашковцы, входившее в сношения с штундистами и другими сектантами, не могли не заметить этой розни, и вот у них возникает мысль о соединении всех сектантов одинакового с ними оттенка в одно целое. В 1883 году в Петербурге состоялся съезд представителей сектантских общин. Инициатива этого съезда принадлежала г. Пашкову и барону Корфу. Г. Пашковым разослано было сектантским общинам приглашение 340 . Богатство Пашкова, его популярность, которую он приобрел среди сектантов рассылкой брошюр, раздачей денег, публичными беседами, о которых много говорили газеты, широкая распространенность его секты 341 , – дали ему возможность осуществить свою мысль о сектантском съезде. К назначенному им времени съехались живущие за тысячи верст от столицы представители сектантских общин. Здесь были баптисты, штундисты и, кажется, молокане. Из штундистов был крестьянин деревня Игнатовки, ряснопольского прихода, Одесского уезда – Антон Стригун 342 . Вот краткие сведения о деятельности этого съезда, заимствованные из записной книжки Павлова 343 пресвитера тифлисской баптистской общины: «Прибыл благополучно в Петербург 1-го апреля, в 10 часов утра. Сегодня же отправились отыскивать собрание, которое и нашли в доме княгини Л., Все лило собрано до 100 человек, которые принимали св. вечерю. Так как большая часть не были крещены по вере, то мы и не участвовали с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

– Мотивы сектантских песен, сообщается в «Киевск. Епарх. Ведомостях», во многом сходны с мотивами песнопений православной церкви. Так, напр., 52 и 55 из книги «Духовных песен» поются, как – «о Всепетая Мати». – О. миссионер Зубов по поводу мотивов сектантских песен передает следующее: «одна песня крестьянином Кардашевского прихода, Елизаветградского уезда, жившим 12 лет в штунде, пропета была на мотив – «По синим волнам океана», другая – «Куда ты идешь? скажи мне! 639 . Молитвенное настроение выражалось сектантами не одинаково. Об этом предмете существуют несколько свидетельств. Самое раннее из них относится к 1872 г. «Стоя на коленях, говорит автор этого известия, штундисты слушают молитву, и сперва плачут, потом всхлипывают и, наконец, рыдают. Это действие происходит у них, замечает автор, весьма легко, вследствие привычки от частого повторения его» 640 . Одно официальное лицо, присутствовавшее в 1873 г. на молении штундистов, в м. Ряснополе, Одесского уезда, передает следующее: «собравшиеся на моление крестьяне, после прочтения каждой главы из Библии , приходили в исступление... Они рвали на себе волосы, били себя кулаком в грудь, падали ниц на землю и кричали: Христос! дай нам, дай нам, Христос спаси нас»! Автор статьи «Елиз. штунд.» сообщает: «молитва сопровождается (у сектантов) общим плачем, биением себя в грудь настолько сильным, что постороннему слушателю становится как-то жутко» 641 . В январе 1877 года священник села Григорьевки, Тираспольского уезда, Херсонской губ., рапортовал епархиальному начальству, что в его приходской деревни, Воробьевой, сектанты, во время молитвы, «плачут, поют, целуют пол комнаты» 642 . – Автор статьи «Малорус. штунд.» говорит, что «штундисты при общей молитве часто экзальтируют себя и в таком состоянии доходят даже до исступленно-восторженного состояния, в роде того, которым вообще характеризуется молитва и фанатизм восточных факиров. Необыкновенно нервное раздражение сопровождалось глубокими вздохами, восклицаниями, слезами, истериками и даже глубокими обмороками.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

викарием. (За тем, в предложении изложено 15 пунктов по делам более важным, который должны приводиться в исполнение с утверждения епархиального архиерея, – и 20 пунктов по делам, решаемым пр. викарием). Сообщая об этом херсонской духовной консистории, предлагаю ей: 1) принять в руководство выше изложенное распределение дел между мною и пр. викарием; 2) представлять мне на рассмотрение и те из дел, которые предоставлены на окончательное решение пр. викарию, в том случае, когда в резолюциях своих он не согласится с определениями консистории, а консистория не признает возможным изменить или дополнить сии определения по его резолюциям, и 3) опубликовать настоящее предложение мое чрез Херс. Еп. Ведомости для сведения и руководства подведомому духовенству и светским лицам Херсонской епархии, с тем, чтобы – 1) бумаги по делам первого разряда адресовались мне, а по делам второго рода представлялись пр. викарию, и 2) чтобы все другие бумаги по делам с дополнительными сведениями, объяснениями, доказательствами, опровержениями, а равно и по другим делам, не указанным в сем распределении, адресовать в Духовную Консисторию и Епархиальное попечительство, по принадлежности» 481 . Это предложение пр. Димитрия нельзя не считать мудрым решением вопроса, который в то время не определялся точно ни уставом консистории ни другими общими законоположениями, – вопроса о правах и круге деятельности викарных архиереев. Почему пр. Димитрий предоставлял такое участие в епархиальном управлении второму викарию – это объясняется тем, что епископ Елисаветградский жил в Одессе же, где находится консистория, а первый викарий имел постоянное пребывание в Херсоне. Вскоре однако, и пр. Израилю, первому викарию, Димитрием было поручено важное и нелегкое дело – обозрение церквей в епархии. В августе 1882 г. консисторией был составлен и Его Высокопреосвященством утвержден маршрут для обозрения пр. Израилем 55-ти церквей в уездах Херсонском, Елисаветградском и Александрийском, с назначением Архиерейского служения в городах: Николаеве, Вознесенске, Елисаветграде, Новомиргороде и Васунске.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

«Не сбылось мое сердечное желание, видеться с известным мне и тебе Владыкой. Цель сию предполагал себе единственным утешением и отрадою: но по дороге моей поскольку везде нашел я рассыпанные слухи, что ждут меня, ждут в Твери, сюда и поворотил прямо, успев только побывать в Москве и Сергиевой Лавре». «В Лавре видел множество стариннейших рукописей, о коих сообщил уже некоторое понятие Николаю Никифоровичу 1 . По Твери для археолога быть может много также занятия, к которому однако я еще и пальца не придвинул, крайне утеснен будучи епархиальными делами с присовокуплением к тому непрестанного почти священнослужения. Уже если не более тысячи, то не менее того перечитал бумаг консисторских. Судите, есть семинаристы, кои шатаются, конча курс еще в 1838 году и когда место откроется, по пять и по шесть человек вдруг просятся. Тем-же утруждают и вдовы с сиротами». «Дабы видеть Владыку, я думал тотчас отправиться на границу к нему: но страшная, везде свирепствующая холера и в этом чинит мне препону. В Твери не малое число погибло и особ духовных, не исключая кафедрального Собора. Мой дом бережет еще Господь. Вместо чаемого изобилия нашел я здесь скудость. Не мудрено быть ей в доме Херсонском, ибо существование его простирается не далее десяти лет; а здешний дом существует целые столетия. Слышно однако-же, что преемник мой большое имеет предубеждение относительно меня; и если правда, вы как беспристрастный свидетель, защитите меня, где можете». «Прося Вас одолжить меня рукописанием своим, есмь и прибуду Вашего высокородия Препокорный слуга, почитатель и богомолец Гавриил А. Тверской и Кашинский». __________ 17 августа 1848 г. Филипп Илларионович! «Говорят: старый друг лучше нового. В тебе не сходится сия пословица с правдой. С тобой познакомился я не так давно: но ты превзошел уже старых друзей любовью ко мне. И да благо ти будет!... По сию минуту я здоров; и холера миновала, не только меня грешного, но и дома моего не коснулась. Успокоилось волнение и в городе. Мурзакевич что-то ко мне не пишет и не отвечает. Если точно печатаются мои замечания о церквах Херснских, то подобную ведомость я потщусь составить и о церквях теперешней моей паствы, в коей много суть древнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Даля. М., 1955. 42 . В. 3. Панфилов. Категории мышления и язык. Становление и развитие категории количества в языке. «Вопросы языкознания», 1971, 5, стр. 3. 43 . К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 37. 44 . «История отечественной математики». Киев, 1966, стр. 38. 45 . Н. Ф. Сумцов. Малорусские фамильные прозвания. «Киевская старина», т. 11, кн. 2, 1885, стр. 221. 46 . В. Ястребов. Малорусские прозвища Херсонской губернии. Одесса, 1893. 47 . В. Л. Янин. Древневесовые системы домонгольской Руси. М., 1954, стр. 15–16. 48 . Отечественные историки справедливо уделяют большое внимание тщательному изучению древней метрической системы, отражающей развитие материальной культуры на Руси (см.: Б. А. Рыбаков. Ранняя культура восточных славян. «Исторический журнал», 1943, 11–12, стр. 15; его же. Ремесло Древней Руси. М., 1948, стр. 43). 49 . «Правда Русская», т. 2. М., 1947. 50 . Денежный счет «Русской правды» в ее древнейшей краткой редакции представляет следующую систему: 1 гривна=20 ногатам=25 кунам=50 резанам 1 ногата=1,25 куны=2,5 резаны стр. 62. 51 . «Послужные списки генералов, штаб- и оберофицеров войска Донского. 1788–1790 гг.». ГАРО, ф. 341, оп. 2, ед. хр. 270, св. 17. 52 . И. П. Попов. Материалы к истории Дона. Новочеркасск, 1900, стр. 25. 53 . ГАРО, ф. 226, оп. 19, ед. хр. 587. 54 . Примеры семинарских фамилий выбраны из «Донских Епархиальных Ведомостей». Новочеркасск. 1895. 55 . «Донцы XIX века». Новочеркасск, 1907. 56 . И. Сулин. Краткое описание станиц Войска Донского. «Донские Епархиальные Ведомости», 1895, стр. 563. 57 . «Земля Войска Донского. Список населенных мест по сведениям 1859 года». СПб., 1864, стр. 15. 58 . Г. Н. Анпилогов. Новые документы о России конца XVI – начала XVII в. М., 1967. 59 . Г. Ф. Благова. Исторические взаимоотношения слов казак и казах. «Этнонимы». М., 1970, стр. 147. 60 . В 1693 г. из Москвы даже пришло специальное указание о количественном составе донских посольств-станиц: зимовная станица могла состоять из 98 рядовых казаков, атамана и есаула, легкая станица должна была включать не более 10 казаков (В.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

и розданы печатные брошюры правил по одному экземпляру на пять человек для руководства и исполнения; 5) службу инспектора считать со дня состоявшегося о нем определения св. синода т. е. 22 февраля сего года, а жалованье выдавать ему с нынешнего числа; по 11-е же марта включительно рассчитать жалованьем исправлявшего должность инспектора протоиерея Попруженко; 6) согласно заявлению в сем заседании инспектора, предоставить ему преподавание литургики, на основании § 40 уст. сем.; 7) согласно резолюции его высокопреосвященства, сообщить об определении свящ. Алексея Соловьева инспектором херсонской семинарии в херсонскую дух. консисторию, препроводив ей копию указа св. синода и в редакцию херсонских епархиальных ведомостей для напечатания; 8) на место свящ. Ал. Соловьева представить на утверждение его высокопреосвященства членом педагогического собрания правления избранного на общем съезде духовенством кандидата в члены протоиерея магистра Михаила Диевского 267 . Здание херсонской семинарии, как ранее было замечено, по тесноте помещений не удовлетворяло своему назначению: в одной комнате находилось и правление, и канцелярия, ученики собирались на молитву в столовой и проч. Эта теснота чувствовалась при старом уставе семинарии, когда три отделения составляли три класса, теперь же, при новом уставе, необходимо было разместить шесть классов. Как мы видели, с трудом и неудобствами это было сделано, тем не менее необходимость расширить здание семинарии этим не устранялась. И вот, в апреле последовал на имя архиепископа указ, что св. синодом разрешено прекратить в херсонской семинарии учение с испытаниями в настоящем году в мае месяце по случаю предстоящей перестройки зданий херсонской семинарии, но с тем, чтобы в будущем учебном году учение почато было своевременно. На указе этом от 27 апреля сего же года его высокопреосвященство сделана следующая резолюция: «семинарское правление имеет учинить по сему надлежащее распоряжение». 6-го мая правление постановило: 1) учение по всем классам семинарии прекратить 7-го мая; 2) 8 мая по всем классам назначить ученикам письменные упражнения, которые должны быть написаны под надзором особого наставника в каждом классе, а прочтены и оценены другими наставниками, по назначению правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В феврале учитель немецкого языка Карл Вельс подал прошение об увольнении его от должности, по случаю назначения его попечителем учебного округа в херсонскую гимназию. На его место избран был лектор императорского новороссийского университета коллежский советник Василий Топоров 282 . В апреле получен указ св. синода о воспоследовавшем высочайшем повелении об учреждении в духовных семинариях должности надзирателя из воспитанников оных, окончивших курс науки в первом разряде. «Хотя при усердии и постоянстве – говорится в постановлении правления – нынешнего о. инспектора и его помощника надзор за учениками, особенно живущими в семинарском корпусе, ведется неослабно, но правление одесской семинарии считало бы весьма полезным иметь, по крайней мере, одного надзирателя из окончивших курс семинарии студентов для усиления надзора как за живущими в корпусе, так и особенно за живущими на квартирах учениками. Но как на сей предмет не ассигнуется св. синодом никаких средств, то ходатайствовать пред его высокопреосвященством о предложении духовенству херсонской епархии на епархиальном съезде вопроса, не найдет ли она возможным назначить жалованье по крайней мере для одного надзирателя из сумм епархиальных. По утверждении его заключения его высокопреосвященством, сообщить вопрос о сем в редакцию херсонских епархиальных ведомостей для напечатания» 283 . Что вызвало к жизни институт семинарских надзирателей? Безусловно, недостаток лиц с высшим богословским образованием. Кончивших курс духовной академии не хватало даже для занятия учительств кафедр в семинариях. Замещение такого предмета, как церковная история в херсонской семинарии длится более года. По той же причине самостоятельной должности помощника инспектора до 70-х годов не было, она всегда соединялась с должностью преподавателя. Да и в преподавателях кандидаты академий долго не засиживались; отслуживали, как это было положено, казенные лета и оставляли духовное ведомство, если не надевали рясы. Как относились семинаристы к надзирателям, это помнится из собственного ученического опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист. и Древн. Росс.“ 1870, IV, с предисловием О. М. Бодянского: „Греческия книгохранилища Востока и их рукописи“; 2) „Обозрение Цареградских памятников и святынь XIV и XV веков но русским паломникам“ (там же, 1870, IV) и 3) капитальные труды по изучению достопамятностей св. Афонской горы. Во время троекратного посещения Афона – в 1859, 1866 и 1868 годах, о. Леонид остановился с особенным вниманием на славянских монастырях: Хиландаре, св. Павловском, Зографе и Руссике. Замечательные труды его: „Историческое описание Сербской царской лавры Хиландаря и ея отношений к царствам сербскому и русскому“ (Чтен. Общ. Ист. и Древн. Росс. 1867, IV), „Историческое обозрение афонских славянских обителей – Зографа и Руссика“ (в к Херсонским Епархиальным Ведомостям за 1867 г.) и „Славяносербския книгохранилища на св. Афонской горе и монастырях Хиландаре и св. Павле“ (Чтен. Общ. Ист. и Древн Росс. 1875, I) занимают видное место в литературе описания афонских достопамятностей. В первых двух сочинениях автор, излагая историю слявянских монастырей на Афоне, указывает и на акты, из многих приводить извлечения и многие издает в полном виде, по лично им самим сделанным снимкам. В издании самых документов заключается главное значение этих трудов архим. Леонида. Преимущественное внимание здесь обращено на славянские грамоты: сербских, русских и валашских господарей. В частности, в „Описании Хиландарской Лавры“ (стр. 1­138) напечатаны хрисовулы: греческого императора Апдроника старшего 1292 г., Сербского короля Стефана Уроша II Милутина, царей Стефана Душана и Уроша V, господарей, деспотов и деспотиц, и русския грамоты, касающияся отношений Хиландаря к русскому царству. В „Приложениях“ (стр. 113­138) помещены: очерк Хиландарского книгохранилища, Хрисовул Стефана Немани, Типик св. Саввы и грамота сербского патриарха Никодима 1450 г. В „Историческом обозрении афонских славянских обителей Зографа и Руссика“ впервые знакомимся вполне с двумя древнейшими любопытными актами Руссика – 1143 и 1169 г., которые приводятся автором в дословном русском переводе, и в оригинале были изданы самим монастырем только в 1873 году; здесь же находим первое известие о замечательном Зографском документе, на греческом языке, с славянскою подписью, так называемом „Ряде“ 980 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В 8 «Астраханских Епархиальных Ведомостей» за текущий год перепечатана из «Труд. Киев. Дух. Академии» за 1891 г. 6) наша статья библиографического характера, в виду её, как выражается глубоко­уважаемый редактор, некоторых новых данных, касающихся присно­памятного Астраханского архипастыря преосвященного Никифора Феотоки» (стр. 235, прим.). Будучи глубоко признательны за честь, оказанную нашей более чем скромной заметке, в органе, за судьбою которого мы постоянно следим с интересом, ввиду его живого отношения к историческому прошлому местного, родного нам, края, мы решаемся теперь сделать не­сколько поправок и дополнений к перепечатанной статье, которые прочтутся, как мы надеемся, не без интереса читателями „Ведомостей» и дадут еще несколько новых данных для характеристики личности знаменитого архи­пастыря Астраханской церкви, родиной которого был православный восток. Слово архиепископа Никифора Феотоки „на отшествие из епархии», извлеченное из рукописного, современного нам, сборника Церковно-археологического музея при Киевск. Духовн. Академии 163 1 и напечатанное нами в „Труд. Киев. Дух. Академии» 1891 г. 6, было открыто в назван­ном сборнике нами, и мы на него указали в свое время и г. Соловьеву, но „честь первого издания в свет этого замечательного „слова» при­надлежит “ не нам, хотя ошибочно и мы лично были непрочь так ду­мать („А. Е. В.» 8, стр. 240), называя „слово на отшествие из епархии» „неизданным еще в свете». Честь эту оспаривает у нас малоизвестная в библиографии и едва-ли даже поступавшая в обычную продажу брошюра, напечатанная, „с одобрения Московской духовной цензуры“ в 1825 г. в Московской Синодальной типографии под заглавием: „ Слова Никифора Феотокия, архиепископа Астраханскооо, говоренные: 1-е, в кафедральном Полтавском соборе, при прибытии его в Славянскую и Херсонскую епархию 1779 года; 2-е, в кафедральном Астраханском соборе, при выбытии его из Астраханской епархии на обещание 1792 г.“ 2 . Брошюра эта в 16 долю листа состоит из 14 страниц и была напечатана на средства одного из почитателей проповедническаго таланта архиепископа Никифора Феотоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

17) Священникам иметь молодых, неопытных причетников под особенным отеческим надзором в надежде благодарности от начальства за усовершение их, равным образом взыскания за противное. 18) Неопустительно совершать по церквам чтение кратких поучений при литургии, выбирая для сего назидательные и общеполезные статьи из книг, изданных Священным Синодом, и других общеуважаемых духовных творений, между прочим, из Четий Минеи и Пролога, только бы все это было как можно короче. 19) Исповедь в посты производить с надлежащим усердием, благоговением и рассудительностью духовною, памятуя, что исповедь — одно из самых сильных средств для благотворного воздействия на нравственность народа и в то же время для снискания духовного уважения и любви прихожан к священнику. Недостатки, по всем сим пунктам, мною, к сожалению, во множестве замеченные, не указываются здесь, в приложении к лицам и церквам, где они встречены, в той надежде, что при вторичном обозрении мною епархии, они не встретятся более. Господь да дарует исполниться сей надежде! Предложение Херсонской епархиальной консистории При обозрении епархии необходимы бывают разные местные сведения, коих у благочинных, большей частью, не находится. Для сего предписать немедля всем благочинным, чтобы они постоянно имели у себя в готовности следующие ведомости: 1) О церквах, с означением каменных, деревянных, ветхих, строящихся или обновляемых, запечатанных, и прочих. 2) О лицах, отмеченных какими-либо наградами, равно оштрафованных за что-либо, состоящих под судом и неисправного поведения. 3) О праздных местах священно- и церковнослужительских, с показанием, когда сделалось праздно. 4) Об училищах казенных и помещичьих, с означением учителей и числа учеников. 5) О заштатных священнослужителях и сиротствующих семействах, получающих и не получающих пособия из попечительства. 6) О чудотворных иконах, целебных колодезях, особенных местах, уважаемых народом, и примечательных древностях церковных. 7) Об имуществах церковных, состоящих из домов, лавок, рыбной ловли, лесов и прочего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3227...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010