Дело легко обходится и без них. Вместе с готами жили в Крыму еще в IV в. русские славя­не; впоследствии первые большею частью разбрелись по Европе, а остались славяне русские. Русский, живший в Крыму вместе с готами, легко мог читать и объяснять философу Ульфилоф перевод, тем более, что в этом переводе много слов славянских. Письмена названы русскими только потому, что их объяснял русский. Слова: «бесе- дова с ним и силу речи прием», вовсе не требуют того смысла, что будто Константин беседовал по-готски, – беседа была русского славянина с македонским – о переводе Ульфилы. На возвратном пути в Царьград святые опять были в Херсоне. Константин предсказал близкую смерть Херсон. епископа. Тогда же были они в Фулле. В XIII в. архиепископ Сугдеи назывался Сугдео-Фулльским. Так видно и по заметкам Сугдей- ского грека (Херсонские Епархиальные Ведомости. 1865. 4). Следовательно, Сугдея, иначе Судак и Сурож, не вдали была от Фуллы. А так как Херсонский архиепископ раз хотел было включить Фуллу в округ своей епархии, то Фуллу надобно полагать не вдали и от Херсона. Жители Фуллы, по житию св. Кирилла, хотя были христиане, боготворили огромный дуб. Св. Константин, доказав им нечестие суеверия их, довел до того, что дуб был срублен и сожжен самими фуллянами. 527 Древняя служба св. Кириллу: «сонм Еврейский, присоединившийся к Коза- рам в градах северных, рассеяв острым оружием твоего слова». Припомним то, что, по житию, проповедники были в Крыму на пути в Хазарию и из Хазарии; по словам канона видим, что хазары, у которых были проповедники, жили на севере от Крыма. 528 Житие Климента: «еще прежде (до пребывания в Моравии) сотворил он учеником своим владетеля Болгарского Бориса, возбудил любовь к прекрасному отечественному языку и тогда же одарил его дарами наставлений, которые твердил ему непрестанно». Переводчик тут неверно понял и передал слова подлинника. Ср.: Шафарик. Славянские древности. Т. 2, кн. 2. 529 Текст синаксаря в Изв. акад. VI, 384. Действительность и время этого события оправдываются и повествованием о перенесении мощей Струмницких мучеников в Бре­гальницу (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О подъёме миссионерского духа и интереса в приходском Духовенстве свидетельствует, между прочим, открытие в текущем году, по заявлению представителей духовенства, «особых миссионерских отделов» при епархиальных ведомостях (Екатеринославских, Томских и Херсонских) и общее оживление миссионерской литературы о местном расколо-сектантстве. О том же благом настроении в духовенстве красноречиво говорят и другие отрадные наблюдения как напр., привлечение миссионерскими съездами на свои заседания многих приходских пастырей, являвшихся нарочито – sua sponte, часто из далёких пределов епархий, чтобы послушать о сектах и поучиться миссионерству, вследствие чего все съезды истекшего года имели захватывающий интерес для местных деятелей миссии и духовенства, представляя ходом своих совещаний своего рода «Миссионерские курсы». Умножение в епархиях этих, многополезных для успеха миссии и ничем другим не заменимых учреждений, также должно быть отнесено к числу знаменательных в жизни миссии событий истекшего года… В течении 1898 года состоялись епархиальные миссионерские съезды в епархиях: Тамбовской (10–18 января), Рязанской (8–16 июня), Томской (в августе), Олонецкой, в Киевской (по всем 12 уездам епархий), Херсонской и Харьковской. (В последних двух епархиях в истекшем году уездные миссионерские съезды состоялись впервые, под руководством епархиальных миссионеров, причём от всех депутатов-священников требовалось наперёд представлять руководителям письменные доклады на целый ряд вопросных пунктов о состоянии в приходах расколо-сектантства и о действиях приходской миссии. В истекшем же году сделана была в Одессе, по инициативе высокопреосвященного Иустина, первая попытка «Областного миссионерского съезда», участие в котором приняли миссионеры с южных губерний. Съезд этот, между другими предметами, посвящён был обсуждению важного церковно-государственного вопроса об отношении русской штунды к немецкому, баптизму (по поводу одного кассационного решения Сената). На решения этого съезда обращено было внимание печати, г. Обер-Прокурора Св. Синода и Министра Юстиции. Мы слышали, что по поводу протеста духовного ведомства, относительно этого и других кассационных решений Сената по делам сектантства и раскола, предполагается особое совещание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

d. 1 Watt – 1 Voltampère (VA) – работа, произведённая током в 1 А в проводнике, в концах которого разница напряжения=1 V. 736 Watt=1 лошад. сила. e. 1 Coulomb (cb) – количество электричества, протекающее в 1 сек. при токе=1 А через поперечный разрез проводника. f. 1 Farad (Ф) – единица ёмкости конденсатора, содержащего 1 cb, заряженный потенциалом=1 V. g. 1 Атрèге-час – количество электричества, вступающее или выступающее у одного электрода в течение 1 часа при напряжении в 1 V. h. 1 Wamm-чac – работа, производимая электричеством=1 Атрèге-час при напряжении в 1 V. 2087 В последнее время в печати много говорят об увеличении количества уроков физики в духовных семинариях. Этому нельзя не сочувствовать. Серьёзное изучение столь широкой науки, как физика, в течение одного года при трёх недельных уроках есть дело чрезвычайно трудное. От преподавателя оно требует исключительной способности в немногом сообщать многое, от учеников – чрезвычайного напряжения умственных сил. Опыт показывает, что для воспитанника семинарии внимательное изучение физики возможно только под условием ограничения времени, необходимого для изучения других наук. В интересах учебного дела желательно было бы приближение семинарского преподавания физики к гимназическому. Тогда в семинариях, как и в гимназиях, можно было бы пользоваться учебником Краевича, который при всех своих недостатках, при том же легко устранимых, доселе остаётся лучшим из существующих учебников физики для средних учебных заведений. 2095 Ныне прот. Гребненской, на Лубянке в Москве, Церкви; в Воронежской сем, был ректором с 22 ноября 1872 г.–1881 г. 2101 Маевским, † еп. Екатеринославским 5 декабря 1891 г., см. Церк. Вестник 1891 г. 50-й и Московские Ведомости 1891 г. 348. 2102 Соборовым, потом еп. Архангельским, ныне на покое, управляет Моск. Спасо-Андрониевым монастырём. 2103 Подробное описание юбилея напечатано в местных Епархиальных Ведомостях и издано особой брошюрой, под заглавием: Пятидесятилетний юбилей служения св. церкви и отечеству Высокопреосвященного Платона, архиепископа Херсонского и Одесского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не так думают миссионеры херсонской епархии: они усиленно хлопочут об учащении состязаний с штундистами; сами напрашиваются на эти состязания, ищут случая побеседовать с ними; пишут просительные письма к главарям штундизма о том, чтобы они устроили собрание штундистов для беседы, т. е. для состязания – и поступают так в надежде, что своими состязаниями они поколеблют закоренелых штундистов, укрепят колеблющихся православных и привлекут на свою сторону новичков-штундистов. Если и бывали случаи благоприятного для миссионера исхода состязания, то причина их не в победе над противником, одержанной силою диалектики и аргументов, а в положительном содержании беседы, в занимательности ее содержания, в сердечности отношений к заблуждающимся, в собственной искренности и теплоте внутреннего убеждения. Слово миссионера должно быть в собственном смысле словом благовестника, словом утешения, которое само привлекает т. е. производит приятное радостное впечатление и невольно пленяет 18 в послушание. Отправляясь к штундистам, миссионер пусть оставит мысль о предметах, составляющих их камень преткновения, а изберет свой предмет, свою тему для слова утешения. И если оно будет выслушано и если сами слушатели обратятся к нему со своими возражениями, тогда миссионер может удовлетворить их. Но тогда его положение будет несравненно выгоднее – ибо тогда он – сторона, отражающая нападение а не нападающая, обязанная защищать нападение аргументами. Как много значит простое слово участия к заблудшему – доказательство находим в след. прекрасной сцене, описанной в 17 херсонских епархиальных ведомостей: «Весной нынешнего года, обозревая по поручению Высокопреосвященного Сергия некоторые уезды херсонской епархии, викарий херсонской епархии, преосвященный Мемнон, в деревне Карлюговке преосвященный встречен был жителями, еще недавно обратившимися из штундизма в православие; они подходили к Владыке под благословение; между ними оказался однако же один штундист, старик 70-ти лет, Герасим Флоренко, который не желал принять благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

преосвященного Димитрия, архиепископа Херсонского, от 12 декабря 1905 года Долг имею почтительнейше доложить Святейшему Синоду, что, во исполнение указа от 27 июля сего года за 8, я своевременно составил для обсуждения вопросов, предположенных к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви, три комиссии, для рассуждений которых дал руководящие указания. Первая комиссия – по вопросам об усовершенствовании духовных школ, под председательством ректора семинарии, из преподавателей семинарии и Одесского духовного училища; вторая – о благоустройстве церковном и приходском, из лучших одесских священников, под председательством кафедрального протоиерея; третья о церковном управлении и суде, из членов консистории при секретаре консистории. Все три комиссии представили мне свои соображения, которые долгом почитаю при сем препроводить на благоусмотрение Святейшего Синода. К сему вынужден с сожалением присовокупить, что вторая комиссия в обсуждении весьма важных церковных вопросов слишком поддалась влиянию легкомысленных, но пытающихся обосноваться на канонах церковных, толков о преобразовании Церкви, нашедших себе место и в постановлениях различных епархиальных съездов, и в общественных кругах духовенства и в литературе. Я счёл долгом представить это суждение комиссии в неприкосновенном виде, как официальную иллюстрацию к нынешнему настроению, казалось бы, даже лучших представителей епархиального духовенства. Соображения первой комиссии Образованная по предложению его высокопреосвященства комиссия из представителей Одесской духовной семинарии и Одесского духовного училища, для обсуждения вопроса об усовершении современных духовно-учебных заведений, наметила для своего рассмотрения следующие вопросы: 1) Достоинства и недостатки современных духовно-учебных заведений. 2) Разбор некоторых проектов усовершения современных духовно-учебных заведений и – в частности – проекта, напечатанного в «Церковных Ведомостях» за 1905 год 39, рекомендующего отделение общеобразовательной школы от богословской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее сильно за весь отчетный период церковно-школьное дело развилось в епархиях: Литовской (число школ увеличилось на 408, а учащихся – на 8.621), Смоленской (школ – на 306, учащихся – на 11.657), Подольской (школ – на 287, учащихся – на 15.700), Ставропольской (школ – на 263, учащихся – на 8939), Воронежской школ – на 239, учащихся – на 12.624), Донской (школ – на 235, учащихся – на 12.159), Минской (школ – на 234, учащихся – на 9.865), Тульской (школ – на 233, учащихся – на 11.908), Черниговской (школ – на 220, учащихся – на 10.791). Обращаясь к рассмотрению увеличения числа учащихся в церковных школах, нельзя не видеть, что особенно сильно и заметно за этот период возросло число учащихся девочек, именно оно увеличилось на 106.772 или на 62% числа их в 1894–95 учебном году (общий же прирост числа учащихся равнялся 357.522). Наиболее значительное увеличение числа учащихся девочек наблюдалось в епархиях: Подольской (7.652), Донской (5.130), Полтавской (5.106), Тульской (4.165) и Тамбовской (4.161). Из общего числа церковных школ к 1 января 1898 года насчитывалось: 14 церковно-учительских школ, 225 второклассных, 236 двухклассных, 16.279 одноклассных, 107 образцовых при духовных семинариях и женских епархиальных и духовного ведомства училищах. Школы эти большею частью одноклассные, за исключением школ при духовных семинариях: Иркутской, Курской, Новгородской, Одесской, Рязанской, Таврической и Тобольской, имеющих по два класса. Всего церковно-приходских школ к 1 января 1898 года состояло 16.861 (44%); школ грамоты было 21.614 (56%). В церковно-приходских школах обучалось 613.508 мальчиков, 172.608 девочек, итого 786.116; в школах грамоты к тому же времени состояло 445.243 мальчика, 107.239 девочек, итого 552.482. Как распределяются по епархиям школы и учащиеся в них в 1895–1986 учебном году, а также к 1 января 1898 года, можно видеть из прилагаемых ведомостей. Средним числом в каждой церковно-приходской школе обучалось 40 человек, в школе грамоты – 25. Наиболее многолюдны церковно-приходские школы в епархиях: Саратовской (66 учащихся на 1 школу), Орловской (65), Владикавказской (64), Киевской и Оренбургской (58), Херсонской (57). В школах грамоты наибольшее среднее количество учащихся наблюдается по епархиям: Владикавказской и Туркестанской (по 41), Саратовской и Кишиневской (35), Орловской, Самарской и Холмско-Варшавской (33). Помещения церков. школ

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Но трогательно поистине и восхитительно было в речи юного оратора его обращение к питомцам заведения. «Вы должны быть лучше нас», – говорил он с большим достоинством младшим курсам; и за такой оборот стоил действительно тех рукоплесканий, коими была покрыта речь его. Потом следовала раздача аттестатов, чем и закончился акт. В тот же день, после четырёхчасового быстрого плаванья, я был уже дома, дав учёным обителям слово, при первом досуге, возвратиться под гостеприимный кров их для обозрения их замечательных библиотек. Несколько слов о преподавании славянского языка в Халкийском богословском училище Константиполе Протоиерей Серафим Серафимов («Херсонские епархиальные ведомости». 1864. 14. С. 771–779) В 16 газеты «День» г. Ассирийский по поводу статьи г. Неклюдова о посвящённых монастырях говорит, «что влияние Халкийского училища на христианское население в Турции преувеличено г. Неклюдовым; что в нем, хотя и преподаётся славянский язык, но кроме нескольких учебников по этому предмету, он более ничего не видел; а богослужебных книг училище вовсе не издаёт». В какой мере справедлив этот отзыв, – предоставим самому Неклюдову отвечать своему антагонисту. Замечание же г. Ассирийского об учебниках славянского языка в Халкийском училище даёт нам только повод сообщить здесь несколько достоверных данных о введении этого пред мета в Халкийской семинарии и о дальнейшей судьбе его. Пусть фак ты говорят сами за себя. Мы рады всякому случаю делиться с читателями тем или другим сведением о современном нам православном Востоке. При том жизнь всякого училища вообще представляет для наблюдателя много поучительных сторон: а движение науки в таком училище, каково Халкийское, без сомнения, имеет особенный интерес для благочестивого друга многострадальной Церкви: оно пока служит единственным, главным рассадником высшего духовного образования на Востоке. В 1844 г. восточные патриархи вместе с членами Константинопольского Синода основали общими силами первую духовную семинарию на небольшом острове Константинопольского пролива – Халки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Впрочем, прибегая к подобным логическим наведениям, я отнюдь не имею в виду доказать, что показания о численности Иаковитов самых Иаковитов совершенно верны и точны. Напротив, показания их не только могут, но и должны быть во многом неточны, что видно из са­мой округленности итогов епархиальных. Но сущность дела не в точности тех или других цифр, а в том, что показаний преосвященных Иакова, Макария и самого патриарха нельзя считать настолько малозначущими, чтобы лишить их всякого вероятия; заподозривать же все эти лица в утайке настоящего народонаселения своих единоверцев и соплеменников, пред какой-либо личностью, хотя бы то и русской, но не имеющей никакого официального к ним отношения, нет никакой причины. В заключение всего, не неуместным нахожу пояснить два следующих пункта а)      Точкою времени, с которой в прежних моих записках описываемы были современный быт Иаковитов, иерархический состав церкви их и самые лица, стоящие во главе епархиального управления, тогда служил 1853 год. Встречающиеся там выражения: «ныне, теперь» и все, чем указывалось на время настоящее, имело отношение к на­званному году. Последний пересмотр записок и поправка их произведены только что теперь; следственно чрез три­надцать лет, по их составлении. Само собой, следует, что в продолжении такого промежутка времени, многое могло измениться, и конечно изменилось, как вообще в положении Иаковитов, так и особенно в личном составе представителей церкви их, из коих многие быть может уже не существуют. Значительная доля сего рода предметов, обусловливаемых временем, при пересмотре записок, изме­нены на столько, на сколько позволяли то собранные в последнее время новые сведения; за всем тем, много, и едва ли еще не больше осталось их и в том виде, в коем они были прежде. б)      При напечатании в Херсонских епархиальных ведомостях «Литургии Иаковитов в русском переводе», составлена была пояснительная статья, которая под загла­вием «от переводившего» и напечатана пред литургией, в виде прелиминарной. Статья эта и теперь оставлена на своем месте, только изменена. Все то, что не относилось собственно к переводу литургии, а скорее могло служить к пояснению обстоятельств всего дела о Иаковитах, отделено оттуда и помещено здесь, в начале этой статьи, заступающей место общего предисловия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

инспектора и помощника его объявить ныне ученикам, чтобы они собрались 2 сент., в понедельник, утром для слушания в покровской церкви молебного пения пред началом учения и потом в семинарию 1) для прочтения общих списков, 2) для объявления заслужившим награды и похвал за успешное занятие в воскресной школе, за хорошее поведение и успехи, по определению педагогического собрания и 3) для выслушивания правил о дисциплинарных взысканиях с учащихся. 3-го же числа начать учение, при чем классы разместить до времени в таком порядке: 1-й класс в верхнем этаже в угольной (угловой?) комнате; 2 кл. в нижнем этаже под первым классом; 3 кл. в бывшем богословском классе; 4 в бывшей инспекторской зале; 5 в комнате с аркою в нижнем этаже; 6 в бывшей комнате правления, правление с канцелярией перенести в бывшую комнату наставника. Что касается замещения классов наставниками, то в ожидании скорого приезда их, поручить о. инспектору, чтобы он назначил ученикам полезные занятия, каковы, напр., чтение книг, составление задач и пр. В это же заседание и. д. инспектора прот. Попруженко внес две докладные записки. В одной он просит устроить в семинарской кухне куб «для приготовления кипящей воды», так как живущие в корпусе ученики «пьют чай на свои средства и за горячей водой посылают служителей в трактир и отвлекают их от прямых обязанностей»: во второй докладывает «о необходимости ввести для учеников семинарии однообразную одежду одинакового темного цвета, по покрою принятому для гимназистов». Правление, признавая необходимым прийтина помощь ученикам, постановило передать предположение о. инспектора – устроить куб в распорядительное «правление»; туда же оно направило и вторую записку «о введении на будущее время однообразной формы платья для казеннокоштных учеников». Но, чтобы и своекоштные ученики носили однообразную с казеннокоштными форму, правления постановило чрез епархиальные ведомости «пригласить родителей позаботиться о построении подобной же одежды для их детей» 255 . В первых числах сентября в херсонской семинарии начал преподавать церковное пение священник свято-николаевской портовой церкви Петр Троцинский 256 по представленной им правлению программе, вступил в исправление должности помощник инспектора Александр Рубановский и введен в должность учителя греческого языка окончивший курс казанской академии Николай Брондеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, священнику не всегда возможно бывает устраивать публичные собеседования. Иногда он занят, иногда прихожане, иногда сектанты. Грамотные же и обученные примитивным полемическим приёмам прихожане-ревнители всегда и везде смогут поговорить с сомневающимся братом и с сектантами: и в поле, и в селе; и за работой и на досуге; и в дороге и у себя на дому. А это много значит – вовремя прийти, вовремя поговорить, „временне и безвременне” защищать основные истины христианской веры от искажения в беседе с религиозными противниками. Вот уже другой плюс за приходской миссией. Что миссионерские общества действительно могут приносить такую пользу, о которой мы только что писали, в этом убеждают нас корреспонденции из тех мест, где уже функционируют подобные общества. Одну из этих корреспонденций мы встретили в приложении к журналу „Церковные Ведомости”. Вот она: „Славу Богу, миряне образуют миссионерские общества и выступают на борьбу с ересями. На станции Омск открыт миссионерский кружок, в который записалось около 300 ревнителей православия обоего пола. Польза от миссионерского кружка громадная. Пропаганда баптистов всюду встречает энергичный отпор со стороны кружка. Баптисты притихли, стараются вести пропаганду негласно, но это теперь не всегда удаётся; зорко следят за ними члены кружка. Баптисты ненавидят кружок и призывают на его голову всякая беды” („Приходское чтение” – „Борьба с ересями”). О благотворном влиянии приходских миссионерских кружков говорят не одни только постороннее свидетели и случайные корреспонденты. Едва ли не большие панегирики воспевают им опытные епархиальные миссионеры, которые на деле убедились в их плодотворной, весьма ценной и во всех отношениях полезной работе. Вот, например, что пишет по данному вопросу известный Херсонский миссионер М. А. Кальнев в своей интересной и много-содержательной статейке. „Что делать?”: „Разве нам, миссионерам, не известно, что многие расшатанные в религиозно-нравственном отношении приходы пока ещё сдерживаются, пока ещё сохраняются от окончательного своего разложения каким-нибудь десятком истинно-верующих прихожан? Разве нам не приходится посещать такие приходы, где если храмы не закрылись окончательно, то благодаря буквально горсти верных сынов Церкви? Не так давно, в одну из своих миссионерских поездок, я посетил самый заражённый в Херсонской епархии приход (Новопокровское, Одесского уезда), где прежде часто не только вечерня и утреня, а даже и обедня служились при одном церковном старосте и стороже, где, кроме крещения и брака, не совершалось ни одного таинства для прихожан, где, кроме погребения, не совершалось для них почти ни одной требы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010