(Поучение в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, «Херсонские Епархиальные Ведомости», 1876) «Господь мой и Бог мой!» «Господь мой и Бог мой!» – так апостол Фома исповедал Господу Иисусу Христу свою веру в Него, свою любовь, свою преданность и благодарность, свою радость, когда воскресший из мертвых Спаситель показал ему пробитые гвоздями руки и ноги Свои и пронзенное копием ребро Свое. Какое высокое и сильное, какое искреннее и полное исповедание! Сколько и для нас в нем назидания! В скорбях, когда болит сердце, когда тяжело смотреть на мир Божий, когда слово точно замерло в груди, кто даст силы и ослабу? Кто утешит? Друзья и знакомые? Но все так мало от них, все непрочно и ненадолго. Обратись тогда к Спасителю, открой Ему душу, и услышишь: «призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя». Услышишь, – и исчезнут скорби, и ты воскликнешь к Сладчайшему Иисусу: «Господь мой и Бог мой!» В малодушии и нетерпении человек не смеет и приступиться к Тебе, но воззови ко Господу, и услышишь: Аз есмь, не бойтеся ( Ин. 6:20 ), и смело пойдешь по волнам моря житейского, по волнам неудач и тревог, и падешь к ногам Иисуса с исповеданием: «Господь мой и Бог мой!» И будешь спасен. Когда терпишь несправедливость от людей, тебе говорит Всеведущий: «блажени плачущии... блажени изгнани правды ради... блажени есте, егда поносят вам и ижденут ирекут всяк зол глагол на вылжуще, Мене ради» ( Мф. 5:4,10,11 ). Только вслушайся сердцем в этот Божественный голос, и будешь свидетельствовать: «Господь мой и Бог мой», – и волос с головы твоей не погибнет. В болезни, когда истаяло сердце твое, высохли кости, упала грудь и все силы оставили тебя, взывай к Всемогущему: «Господь мой и Бог мой!» Взывай и веруй, и услышишь: «дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои» ( Мф. 9:2 ), «се здрав еси» ( Ин. 5:14 ). И будь спокоен: имя твое будет написано в книге жизни – это следует само собой за отпущением грехов. В бедности, когда от бесчисленных нужд жизнь сделалась тебе невыносимой, собери силы, оживи веру, отрешись от суеты, приступи ко Христу, и ты станешь говорить: «Господь мой и Бог мой!» И весь мир будет как бы принадлежать тебе, ибо сказано: «возверзи па Господа печаль твою и Той тя препитает» ( Пс. 54:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Приходится в данном случае пользоваться небольшими крупицами, или же заключать о религиозной жизни приходских общин дореформенного периода на основании отрывочных фактов из современной жизни; да и таких фактов очень немного. Совет одесского Свято-Андреевского братства в 1880 году приглашал духовенство Херсонской епархии сообщить ему материал, касающийся жизни народа: его нравов, обычаев и заблуждений 13 ; но, к сожалению, до сих пор этот материал не обнародован. Край завесы, скрывающей от нас современную религиозно-нравственную жизнь приходских общин, приподнят несколько высокопреосвященнейшим Никанором, который в своих отчетах о состоянии Херсонской епархии, помещающихся в местных епархиальных ведомостях сообщает интереснейшие факты из жизни приходских общин. Труд г. Емельянова интересен в том отношении, что материалом для него служили большей частью личные наблюдения автора. Об учении штундистов существует несколько исследований, из которых можно упомянуть о трудах свящ. Фоменко и А. Д. Ушинского, имеющих полемический характер. Исследование о. Фоменко, под заглавием «Разбор десяти правил вероучения штундистов», вышло в 1873 г. в Киеве. Разбираемые автором «десять правил» весьма мало соприкасаются с учением штундистов: они не штундистского, а баптистского характера. По своему содержанию правила эти напоминают «исповедание веры» кавказских баптистов, переведенное с немецкого. Есть даже буквальное сходство некоторых выражений этих правил с означенным исповеданием. Так, напр., первое правило (у о. Фоменко, стр. 5) сходно со вторым членом баптистского исповедания 16 . В четвертом правиле излагается совершенно баптистское учение о крещении; в пятом – такое же учение о причащении. О. Фоменко говорит, что 10 правил переведены каким-то немецким пастором с немецкого. Не был ли составителем этих правили колонист-баптист Иоган Вилер или – Прицкау, выступившие в начале 70-х годов в качестве пропагандистов баптизма среди южно-руссов? Можно предполагать, что эти правила были распространены между херсонскими баптистами в начале 70-х годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

едва ли было значительно, потому что баптизм начал в ней распространяться, по сообщению Лясоцкого, только с 1876 года. На Волыни, по сообщении «Всепод. Отчета Обер-Прокурора Святейшего Синода», секта появилась в 1879 году 278 . В газете «Русские Ведомости» есть известие, что штунда занесена была в 1877 г. в Житомирский уезд, Волынской губ. 279 . Таким образом, секта, разрастаясь в местах первоначального своего появления, с 1876 года по 1879 включительно, проникла в губернии Екатеринославскую и Волынскую. Начавшийся в Херсонской губ. переход штундистов в баптизм, произвел на некоторое время оживление в отношениях местной высшей административной власти к сектантскому движению. О перекрещивании Цимбала своевременно сообщено было местной духовной и светской властью центральным учреждением. В октябре 1869 и 1870 г. херсонский губернатор посетил центры сектантов Одесского уезда – дер. Основу и Игнатовку. Губернатор лично здесь говорил с сектантами. Побывал он также и в колонии Рорбах, у Бонекемпера. О результате своих бесед он сообщил генерал-губернатору и министру внутренних дел. По мнению губернатора, пастор Бонекемпер является самым важным двигателем религиозного брожения 280 . Духовенство зараженных штундизмом местностей, по сообщению г. губернатора, не в силах было справиться с усиливающимся религиозным брожением. Поэтому он рекомендовал – как лучшую меру для противодействия штундизму – назначение в села, соседние с колонией Рорбах «умных священников». В конце 1869 года высокопреосвященнейшему Димитрию было прислано отношение от синодального обер-прокурора, в котором, согласно предложению министра внутренних дел, рекомендовалось – в противодействие влиянию пастора Бонекемпера – назначить в соседние с колониями Рорбах и Старый Данциг умных и способных священников. Возникла, таким образом, мысль о локализации секты 281 . Согласно этому, епархиальное начальство сделало распоряжение о том, чтобы собраны были благочинным сведения относительно тех священников, которые живут в ближайших к означенным колониям селах 282 . Благочинным Кириаковым сообщено было в силу этого распоряжения следующее: «не в далеком расстоянии от колонии Рорбах находятся следующие села: Ряснополь, Тишино, Новопокровское и Березовка; в первом из этих сел – священник окончил курс семинарии, говорит проповеди, не энергичный и не владеет твердым выговором; во втором – хотя окончил курс, но старец; в третьем – священник предприимчивый и сметливый, печатные проповеди читает, околичных прихожан, где их мало и далеко, посещает редко; березовский священник – очень хорошего поведения, благочинный, имеет огромное семейство» 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

– Что же касается до проповедничества преосв. Димитрия, то волынский период его жизни нужно считать самым многоплодным. Здесь он говорил по двенадцати и более проповедей в год, при чем волынские его проповеди отличаются богатством содержания и соответственным обширным изложением. Здесь так же представлялось больше удобств к распространению проповедей путем печати, благодаря своей, лаврской типографии. Многие советовали пр. Димитрию воспользоваться этим удобством и издать в системе и все, сказанные им проповеди. Но Владыка, по своей скромности, каждый раз уклонялся от выполнения предлагаемого издания, отговариваясь обыкновенно невозможностью собрать все, нужное для такого издания. Некоторые предлагали даже свои услуги по собиранию материалов для издания, на преосвященный отвечал, что он не желает затруднять людей своим домашним делом. Впрочем, лаврская типография, по благословению самого Владыки, ежегодно выпускала отдельными книжками все его проповеди, помещавшиеся предварительно в Волынских епархиальных ведомостях: таких выпусков было пять (по числу лет, проведенных преосв. на Волыни). Отдельными же оттисками проповеди преосвященного печатались в очень большом количестве за счет самого проповедника, который обыкновенно оделял этими брошюрками являвшихся к нему богомольцев. III Не смотря на хорошие климатические условия, особенно в Почаевской лавре, здоровье пр. Димитрия на Волыни год от году все ухудшалось. Уже в первую зиму, в конце декабря 1876 г., он проболел две недели. Правда, на сей раз ревматические боли не так были сильны, как прежде; но все же он должен был сидеть в уединении и не служить в такие большие праздники, как 1-го и 6-го января. Зато в следующую зиму застарелая болезнь, незахваченная вовремя и еще усиленная частыми и продолжительными службами в великом посту, до такой степени разыгралась, что преосвященный принужден был пролежать в постели весь апрель месяц. Вместо обычных пространных праздничных приветствий своим родным и знакомым, он в великую субботу (1878 г.) едва мог написать в Одессу несколько строк: «Боль в ногах не утихает ни на минуту; без посторонней помощи не могу встать с места, да и писать могу с трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Училища и заводятся и работают повсюду, даже по деревням. Радовали особенно инородческие миссионерские училища, питомцы которых всюду образовали хорошие хоры, поют по-славянски и на инородческих языках как по церквам, так и по домам и во время крестных хождений. Кладбища, которые по городам и селам я посетил почти все, а по деревням многие, которые прежде поражали меня по местам – скажу просто безобразием, теперь принимают повсюду приличный, если и не везде пока еще благолепный вид... От местного старообрядческого населения и не видел ни одного случая резкости. Наоборот, видел такие проявления мягкости и доброхотства, которые меня изумляли и трогали. Видел старообрядческих детей, которые в церквах замешивались в толпу православных детей и охотно отвечали на мои вопросы по Закону Божию. Во всех центрах старообрядчества, в училищах я находил детей, которые усердно учатся Закону Божию у православных священников. В единоверческих-же поселениях, как и в монастыре, в церквах, кельях и домах принимали нас священнолепно, с пением и ликами, кланялись нам доземно, принимали наше архиерейское благословение; радовались, что мы отстаивали в церквах длинные единоверческие службы; в двух местах держали к нам долгие обдуманные благодарственные речи, а просто благодарственные речи говорились нам везде... Магометанское население всюду встречало нас с радушием, услужливостью, доброхотством, которым не могу дать иного названия как величайших. Это – запрячь лошадей в пять минут десятками и сотнями рук, почти снести экипаж с горы на руках, на руках-же поднять на крутую гору, хоть подержаться за экипаж, почти перенести через реку, – мусульмане это первые. С великим радушием во время моих путешествий встречали меня все магометанские общества, выходили муллы с приветствиями; а в некоторых обществах встречали всенародно с русским хлебом-солью и обдуманными приветственными речами. Встречали приветствиями, провожали молитвенными благожеланиями.» В области управления преосвященный Никанор проявил в Уфе изумительную деятельность, беспристрастие, правдивость и благородство в высокой степени. Много истинно отеческих забот приложил он к благоустройству духовно-учебных заведений епархии. Епархиальное женское училище при нем преобразовано из трехклассного в шестиклассное, почти вдвое увеличено и в объеме зданий, с присоблениями их к новому строю и в составе воспитанниц, которых в 1883 г. было 194, а в 1876 – 112. Постройка новых и просторных зданий для Уфимского (мужского) училища при нем начатая, к 1883 г. была почти кончена. В Уфимской духовной семинарии с корнем устранены нестроения мешавшие правильному ходу учебно-воспитательного дела. В 1879 г. по инициативе преосвященного Никанора и под его руководством стали издаваться Уфимские Епарх. Ведомости. Во всем духовенстве епархии поднято и развито сознание своего достоинства и долга; ни один из достойных священнослужителей, – а таких при Никаноре обнаружилось громадное количество, – не оставлен без той или другой награды...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

В 20-30-х гг. XX в. неоднократно изменялось административно-территориальное деление, что отражалось на границах епархиальных структур. Осенью 1921 г. советские власти провели перепись верующих. 11 окт. Херсонское духовное правление предоставило херсонской комиссии по отделению Церкви от гос-ва ведомости о церквах, священниках и прихожанах в Херсонском у. В Большеалександровском благочинническом округе значились Александро-Невская ц. в с. Трифоновка, Казанская ц. в с. Давыдов Брод (в приходе - 1368 жителей села и 4 деревень), Архангело-Михайловская ц. в М. Александровке, Николаевская ц. в Б. Александровке, Свято-Духовская ц. в Ново-Дмитровке (3471 прихожанин), Николаевская ц. в Староселье (1681 прихожанин в селе и в 3 деревнях), Архангело-Михайловская ц. в Архангельском, Трехсвятительская ц. в Блакитном, Николаевская ц. в Сергеевке, Адриано-Наталиевская ц. в Заградовке, Иоанно-Предтеченская ц. в с. Ивановка (Кочубея), Александро-Невская ц. в Б. Александровке, Рождество-Богородичная ц. в мест. Шестерня (5391 прихожанин; ныне село в Днепропетровской обл.). В Нововоронцовском окр., за исключением сев. части, ныне входящей в состав Днепропетровской обл., значилась Рождество-Предтеченская ц. в Ивановке (2047 прихожан в селе и в 2 деревнях). В Бериславском окр. отмечены: Введенская, Воскресенская, кладбищенская Всехсвятская, Успенская церкви в Бериславе (прихожан в 4 приходах города - 2695 чел.), Исидоровская ц. в с. Дудчаны (3342 прихожанина в селе и в 2 деревнях), Покровская ц. в Качкаровке (3292 прихожанина в селе и деревне), Архангело-Михайловская ц. в Меловом (459 прихожан в селе и 3 деревнях), Вознесенская ц. в с. Ново-Каменка (2866 прихожан в селе и 2 деревнях), Николаевская ц. в Тягинке (3216 прихожан в селе, 9 деревнях и на хуторах). В состав Висунского окр. входил Николаевский храм в с. Ново-Павловка (1665 прихожан в селе, в 4 деревнях и на хуторе) (ГА Херсонской обл. Ф. Р-1887. Оп. 3. Д. 694. Л. 1, 4, 5 об.- 7 об., 9). В 1921-1923 гг. были составлены арендные договоры на храмы общин в Качкаровке, Борозенском, Меловом, Оскоровке, Ново-Архангельском, Ново-Воронцовке, Дудчине, Новокаменке Качкаровского р-на (Там же. Д. 692. Л. 3).

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Изучению южного славянства и отчасти православного Востока посвящены следующие сочинения его, напечатанные в 1866 году: «Исторический очерк древней Болгарской церковной иерархии, от принятия Болгарами христианской веры (в 861 г.) до упразднения Болгарского Терновского патриархата» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 9 и отдельный оттиск: Одесса. 1866 г.); «Обращение Хиландарской Лавры в общежитие» (там же, 17); «Архиепископия первой Юстинианы Охридской и ее просветительное влияние на южных славян – болгар и сербов» («Чтения в Общ. Истории», кн. IV и отдельный оттиск: М. 1867 г.); «Историческое обозрение Афонских славянских обителей» («Херсонские Епарх. Ведомости», 21, 22, 24, 1867 г., 1–2 и отдельный оттиск: Одесса. 1867 г.). В 1867 году: «Русский монастырь св. Пантелеймона – Русик» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 6, 7, 17–22, и отдельно: Одесса, 1867 г.); «Речи при встрече великих князей Алексия Александровича и Сергия Александровича с великою княжною Марией Александровной» (там же, 19); «Известие о кончине настоятеля Зографской Афонской обители игумена Анфима» (там же); «О славянских переводах церковного богослужебного устава» («Чтения в Общ. Истории», кн. II); «Киприан до восшествия на Московскую митрополию» (там же); «Сербская иноческая обитель в Палестине» (там же, кн. 3); «Историческое описание Сербской царской Лавры Хиландаря и ее отношения к царствам Сербскому и Русскому» (там же, кн. 4, и отдельно: М., 1868 г.); «Двухдневное пребывание на св. горе Афонской вел. кн. Алексия Александровича» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 20, и отдельно: СПб., 1868 г.); «Лавра св. Саввы Освященного» (там же, 23, 24, 1868 г., 5–10, и отдельно: Одесса, 1868 г.). В 1868 году: «Изображения славянских первоучителей и просветителей святых Кирилла и Мефодия на иконе Николая Скоропомощника в Афонском Дохиарском монастыре» («Чтения в Общ. Истории», кн. «Хан Нагай и его влияние на Россию и южных славян» (там же, кн. III); «Монастырь Липеси, место погребения греческой царицы, русской княжны Анны Васильевны» («Утро», сборник Погодина, М. 1868); «Хиландарски тиник или устав св. Саве» («Гласник», кн. 7, и отдельно: Белград, 1868 г.); «Стара Српска писма из Руского монастира св. Пантелеимона у cbemoj гори» (там же и отдельно: Белград, 1868 г.); «Студийский монастырь в Константинополе» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 22) и между прочим: «Опись города Волхова Троицкого Оптина монастыря по 1779 год» (кн. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

24) Папандони. Посвящение латинского епископа в Иерусалиме//Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1866. 14. с. 262. 25) Папандони П. Г. Праздник 30 августа 1866 г. в Иерусалиме//Северная почта. СПб., 1866. 209. Перепеч.: Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1866. с. 662; Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1866. 20. с. 208. 1867 26) Проповеднический круг подвижных праздников Церкви. М., 1867. 2 т. 27) 6-е января на Иордане//Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1867. 5. с. 205–235. 28) Миссионерские заметки из Святой Земли: Иерусалимский Патриархат; латино-греческий приход; латинская семинария; новые миссионерские станции; учебные и благотворительные заведения; воспитательный дом для бедных мальчиков; римско-католическое общество в Иерусалиме; австрийский поклоннический дом, церковь св. Анны; римско-католические греки и армяне; Греческая Православная церковь ; несоединенные армяне; копты, сирияне и абиссинцы в Иерусалиме; Россия при Гробе Искупителя; протестанты в Иерусалиме/Пер. с нем.//Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1867. 1. с. 33, 68, 87. Отд. оттиск: СПб., 1867. 42 с. 29) Известие о последовании божественного и священного умовения, по вновь изложенному чину, с некоторым пространнейшим толкованием/Пер. с греческой рукописи с примечаниями//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1867. 5. с. 304–319. 30) Папандони. Пасха в Иерусалиме//Херсонские епархиальные ведомости. Одесса, 1867. 12. с. 140–162. 31) П-ни. Патриаршее богослужение в Иерусалиме (по поводу 25 мая в Париже)//Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1867. 30. с. 519–528. 32) О молитве внутренней, внешней и церковной//Душеполезное чтение. М., 1867. 5. с. 49–54. 33) Христианский плач об умерших//душеполезное чтение. М., 1867. 6. с. 107–121. 34) Христианская свобода//Душеполезное чтение. М. 6. с. 122–134. 1868 35) Аоон и Афон (возражение на книгу Н. А. Благовещенского об Аооне)//Душеполезное чтение. М., 1868. 1–3. Отд. изд.: М., 1868. 42 с. 36) Из Иерусалима. Впечатление от кончины Митрополита Московского Филарета//Церковная летопись духовной беседы. СПб., 1868. с. 123.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

92 Архимандрит Иоаким, «Высокопреосвященный Платон, архиепископ рижский и митавский», в «Историко-статистическом описании церквей и приходов рижской епархии в «Рижских Епархиальных Ведомостях» 1894 г. «Прощание высокопреосвященного Платона с рижской паствой», Спб. 1867 (из «Странника» 1867 г., где см. и другие заметки о деятельности в рижской епархии высокопреосвященного Платона при открытии самостоятельной архиерейской кафедры в Риге, 1 июля 1850 г. в «Христ. Чтении» 1851 г., I, 10 и сл. 100 Священник С. Сперанский, «Московское филаретовское епархиальное женское училище», Москва, 1883. 101 «Двадцатипятилетняя годовщина Царскосельского училища девиц духовного звания», Спб. 1868. – «Полное Собрание Законов» 1843, 17.116. – Священник Ф. Павлович, «Торжество двадцатипятилетия в царскосельском училище духовного звания». Спб. 1868. – «к пятидесятилетию царскосельского женского училища духовного ведомства», Спб. 1893. 119 П. Софийский, «Здание святейшего правительствующего синода», в «Церк. Ведом», 1901 г., 13–14. 121 «Сказание об открытии мощей святителя Митрофана, по документам святейшего синода», Спб. 1832. 126 Знаменательное письмо архимандрита Макария к митрополиту московскому Филарету о переводе Священного Писания на русский язык напечатано в «Прибавлениях к Творениям Святых Отец» 1861 г., кн. 2, стр. 292–326. 128 А. П. Лопухин , «Духовные светила XIX века. 1. Иннокентий, архиепископ херсонский», в «Страннике " 1901 г. I, 1–15; – Священник Е. И. Титов, «Преосвященный Иннокентий Борисов , ректор киевской духовной академии (1830–1839 г.г.)», в «Трудах Киевск. Дух. Акад.» 1900 г. и отдельный оттиск. – Священник Н. Архангельский, «Иннокентий, архиепископ херсонский, как учитель христианской нравственности», Казань, 1899 г. – А. Иванов , «Воспоминания о высокопреосвященном Иннокентии, архиепископе херсонском и таврическом, в «Тавр. Епарх. Ведом.» 1900 г. и отдельный оттиск. – Иеромонах Георгий. «Высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ херсонский и таврический», в «Таврич. Еп. Вед.» 1900 г. и отдельный оттиск. – Н. Катаев, «Очерк жизни и деятельности преосвященного Иннокентия, архиепископа херсонского и таврического», в «Херсонских Епарх. Ведом.» 1901 г. и отдельный оттиск. – Священник М. Кумпан, «Преосвященный Иннокентий, архиепископ херсонский и таврический», в «Таврич. Еп. Ведом.» 1900 г. и отдельный оттиск. – Священник Т. Буткевич , « Иннокентий Борисов , бывший архиепископ херсонский», СПБ.1887.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Труды: О путях Промысла Божия в обращении грешников и о путях покаяния для обращенных//Собрание сочинений студентов Киевской духовной академии. – Киев, 1839. Первое собрание слов, бесед и речей преосвященного. – Одесса, 1859. Собрание слов, бесед и речей. – СПб., 1885. Полное собрание творений Димитрия: в 6 т. – 1899. Цветы из сада. – М., изд. Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 1889. – С. 103. Слово об уважении к местам христианского погребения//Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1890, 47. – С. 1577. Отдельные слова и речи Димитрия//Православное обозрение. – 1875–1884. Литература: Смирнов Н. Высокопреосвященный Димитрий (Муретов) , архиепископ Херсонский и Одесский. – М., 1898. Ястребов М. Высокопреосвященный Димитрий (Муретов) , архиепископ Херсонский и Одесский//Труды Киевской духовной академии. – 1899, 5. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 120. Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Волыно-Почаевский Патерик. – М., 1888. Ливанский И. В. Блаженной памяти высокопреосвященнейшего Димитрия, архиепископа Херсонского и Одесского, бывшего Тульского и Белевского: Стихотворение. – Тула, 1890. Флоринский Н. И. Высокопреосвященный Димитрий, архиепископ Херсонский//Душеполезное чтение. – 1886, кн. 6. Гавриленков. Воспоминания о преосвященном Димитрии, архиепископе Херсонском//Полтавские епархиальные ведомости. – 1884, 1. К. Б. Памяти архиепископа Димитрия Одесского//Исторический вестник. – 1884, 2. Лебединцев Ф. Г. Высокопреосвященный Димитрий (Муретов) , архиепископ Херсонский//Киевская старина. – 1883, 12. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1415, 1416, 1418. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 335, 489, 783. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 300.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010