В «Москвитянине», где Погодин печатал или перепечатывал лучшие из проповедей Иннокентия, первый русский мыслитель-публицист той эпохи, И.В. Киреевский писал рецензии его проповедей 18 , а также С.П. Шевырев 19 . Тоже делали журналы: «Маяк» 20 , «Современник» 21 , «Молва» 22 , «Финский Вестник» 23 , газеты: «С.-Петербургские Ведомости» 24 , «Отечеств. Записки» 25 , «Северная Пчела» 26 , «Справочный энциклопедический словарь» Крайя. После 1857 г. (год его смерти) оценкой его проповедей занимались, кроме исчисленных изданий, а также духовных журналов – «Христ. Чтения», «Странника», «Духовного Вестника» и др., и епархиальных ведомостей (Херсонских, Киевских, Полтавских, Вологодских и др.), «Отечественные Записки», «Херсонские Ведомости», «Чтения в москов. обществе истории», «Вестник Западной России», «Одесский Вестник», «Русский Дневник», «Русский Мир», «Гражданин», «Русский Архив», «Русская Правда», «Утро», «Рассвет», «Русский», «Памятная книжка киевск. губернии», «Биржевые Ведомости» и др., так что вся печать наша, вообще мало расположенная к произведениям духовной литературы, отдала должную дань хвалы нашему великому оратору (нам неизвестно ни одной критической статьи, которая в проповедях Иннокентия указывала бы какие-либо слабые стороны, тем более недостатки). Стурдза, один из лучших дипломатов-стилистов своего времени, превосходно перевел проповеди Иннокентия на французский язык 27 , и в иностранной литературе талант русского проповедника, вопреки обычному в то время в ней игнорированию самых замечательных явлений русской жизни или неприязненному к ним отношению 28 , находил себе беспристрастную оценку и восторженные похвалы (в журналах: Semeur и Revue critique, изд. Cherbuliez) таких знаменитостей, как Vinet 29 . Таким образом проповеди Иннокентия сделались известными западу едва – ли не раньше, чем главнейшие произведения наших великих поэтов. Затем еще при его жизни проповеди его были переведены (не все, а по частям, конечно) на языки: польский, сербский, немецкий, греческий и армянский 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

и вполне приспособленный к своему назначенью, а в двух одноэтажных каменных зданиях, где помещалась прежняя консистория, устроены, при денежном пособии от церквей, приличные квартиры для секретаря и чиновников консистории. Благочинных состояло 18, кроме благочинного над монастырями. Прежде они избирались духовенством, а с 1883 г. назначались епархиальным начальством. Каждый благочинный получал за труды и на канцелярию в своем округе из церковных сумм по 120 р. в год и, сверх того, добавочное пособие из средств духовенства по взаимному соглашенью. Из благочинных – священник Владимир Экземплярский составлял годовые отчеты так подробно, умело и искренно и излагал их так правильно и даже по местам художественно, что два из них, как образцовые, напечатаны были в таврических епархиальных ведомостях. В помощь благочинным, а отчасти и консистории, учреждены благочиннические советы, состоящие из благочинного, его помощника и духовника. Они также с 1883 года назначаются епархиальным начальством, кроме духовника, избираемого самим духовенством. Деятельность их неширока: они только участвуют в аттестации благочинным членов причта, представляют епархиальному начальству духовенство к наградам и дают свидетельства о бедности родителей, просящих о принятии детей, обучающихся в духовно-учебных заведениях, на церковное или полуцерковное содержание. Паства Православные, раскольники и сектанты В 1884 г. считалось православных 301764+291535, в том числе 5157+5312 единоверцев, средоточием которых издавна служит селение – Большая Знаменка, мелитопольского уезда; кроме того, не служащих лиц духовного ведомства, т. е. заштатных, жен их и детей, жен и детей служащего духовенства и вдов и сирот, 991+1575, а всего, с причислением лиц служащего духовенства (602) и церковников (14), 303371+293110=596481. 697 Еще в 1752 г., когда Иван Хорват заселял нынешнюю херсонскую губернию разными выходцами из Австрии и Турции, переселилось сюда же много и русских раскольников из разных губерний и из Польши. Они основан на отведенных им землях, обширных и плодоносных, много сел, между которыми особенно было замечательно по богатству жителей и обширности село Знаменка, в нынешнем александрийском уезде, херсонской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Содержание    В 8 «Астраханских Епархиальных Ведомостей» за текущий год перепечатана из «Труд. Киев. Дух. Академии» за 1891 г. 6) наша статья библиографического характера, в виду её, как выражается глубоко­уважаемый редактор, некоторых новых данных, касающихся присно­памятного Астраханского архипастыря преосвященного Никифора Феотоки» (стр. 235, прим.). Будучи глубоко признательны за честь, оказанную нашей более чем скромной заметке, в органе, за судьбою которого мы постоянно следим с интересом, ввиду его живого отношения к историческому прошлому местного, родного нам, края, мы решаемся теперь сделать не­сколько поправок и дополнений к перепечатанной статье, которые прочтутся, как мы надеемся, не без интереса читателями „Ведомостей» и дадут еще несколько новых данных для характеристики личности знаменитого архи­пастыря Астраханской церкви, родиной которого был православный восток.    Слово архиепископа Никифора Феотоки „на отшествие из епархии», извлеченное из рукописного, современного нам, сборника Церковно-археологического музея при Киевск. Духовн. Академии 163 и напечатанное нами в „Труд. Киев. Дух. Академии» 1891 г. 6, было открыто в назван­ном сборнике нами, и мы на него указали в свое время и г. Соловьеву, но „честь первого издания в свет этого замечательного „слова» при­надлежит “ не нам, хотя ошибочно и мы лично были непрочь так ду­мать („А. Е. В.» 8, стр. 240), называя „слово на отшествие из епархии» „неизданным еще в свете». Честь эту оспаривает у нас малоизвестная в библиографии и едва-ли даже поступавшая в обычную продажу брошюра, напечатанная, „с одобрения Московской духовной цензуры“ в 1825 г. в Московской Синодальной типографии под заглавием: „ Слова    Никифора Феотокия, архиепископа Астраханскооо, говоренные: 1-е, в кафедральном Полтавском соборе, при прибытии его в Славянскую и Херсонскую епархию 1779 года; 2-е, в кафедральном Астраханском соборе, при выбытии его из Астраханской епархии на обещание 1792 г.“. Брошюра эта в 16 долю листа состоит из 14 страниц и была напечатана на средства одного из почитателей проповедническаго таланта архиепископа Никифора Феотоки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2636...

Ничего не изменил и отказ от него. В самом конце 850-х и начале 860-х гг. окрестности города (penes Cersonam), вероятно, все те же кастра и полисмата, служили местом приема ссыльных «игнатиан», непримиримых противников василевса Михаила III и Фотия, этого «светского чиновника», рукоположенного в патриархи 25 декабря 858 г. 2613 Дело в том, что самосознание византийского социума, к которому относились и херсониты, очень долгое время было «государственническим» и конфессиональным, а не этническим, ибо отражало «самоидентификацию государства и города» 2614 . Херсон был прекрасно, с учетом основных правил полиоркетики, укреплен, обладал сплошной, мощной крепостной оградой, a с напольной стороны двойной 2615 . Его государственный статус постепенно эволюционировал в зависимости от изменения социальных и политических обстоятельств, но в любом случае местный административно-полицейский аппарат, по всей вероятности, был достаточно силен и действенен, чтобы не допустить возникновения и распространения смуты со стороны потенциальных источников – политических ссыльных, государственных преступников. Отзвуки былого полисного самоуправления в раннесредневековых структурах этой муниципальной бюрократии, ставшей частью имперского аппарата, как и связь органов власти с городской общиной были не более сильны, чем в большинстве других ромейских городов, твердо державшихся за византийскую политическую систему и не посягавших на основы ромейской монархии. «Противное царским повелениям», разумеется, могла замыслить и периодически замышляла знать любого византийского города, но до XI столетия это была борьба не за муниципальные вольности и не за отделение от Империи, а за более удобное, выгодное положение в ней. С этой точки зрения Херсон являлся в вв. на удивление лояльным, послушным, даже консервативным ромейским провинциальным городом, а сами херсониты вполне образцовыми верноподданными ромеями, ипиками покорно принимавшими утверждаемых из столицы правителей. 2182 См.: История царстваХерсонесаТаврийского сочиненная Станиславом Сестренцевичем Богушем. – СПб., 1806. –Т. 1. – С. 328–331; Григорович В. Исторические намеки о значении Херсона и его церкви в VIII, IX и X столетиях//Прибавление к Херсонским Епархиальным Ведомостям. – 1864. – Ч. 13. – С. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом свидетель присовокупил, что штундизм быстро распространяется в селе, и почти вся молодежь принадлежит к этой секте. Крестьянин Ципка пояснил, что он присутствовал при увещаниях священником Погорельским Вовкажа, но последний остался при своих мнениях, называя иконы «начертанием сатаны», а крест – «печатью Ирода». Свидетели Федот и Зиновий Литвины, пономарь Гайдамака и Калленик Рябошапка удостоверили, что были совращены в секту Вовкажем; что сущность учения, какого они придерживаются, заключается в том, что они отвергают таинства; причащение у них хотя и существует, но не более, как воспоминание о Спасителе. Присяжные заседатели, несмотря на то, что весь состав их был из православных, вынесли Вовкажу оправдательный приговор 317 . По поводу этого дела «Херсонские Епархиальные Ведомости» заметили: «когда Вовкаж был оправдан, штундисты и сочувствующее им сектанты распустили в народе молву, что суд рассматривал и разбирал учение штундистов и нашел, что оно правильное, – настоящее христианское учение 318 . В 1878 году в одесском окружном суде разбиралось дело Ратушного, Балабана, Капустяна и Архиповых, обвинявшихся в распространении секты, – дело, возникшее, как известно, еще в 1870 году. На судебном следствии выяснилось, что Ратушный был первым распространителем секты в деревне Основе. По удостоверению сельского писаря деревни Основы и крестьян: Стефана Бончева, Афанасия Колодяжного, К. Филимонова и Ивана Кутельваса, тот же Ратушный разъезжал для пропаганды по разным селам. Он совратил в секту Филимонова, как о том заявлял сам совращенный; он же занес штундизм в деревню Игнатовку, где его приняли Балабан и Капустян, совратившие Архипова, как о том засвидетельствовали игнатовские крестьяне: П. Шматко, Ив. Траян, Юрченко, В. Котлик, Н. Траян, Г. Михно и П. Траян. Балабан, Капустян и Архипов совратили было некоторых из названных крестьян деревни Игнатовки; но они вскоре, поняв заблуждение, возвратились в православие. Свидетели Т. Железняк и Д. Довгавшей удостоверили, что совращенные Ратушным Капустян и Балабан, в свою очередь, стали распространять учение и совращать в него других.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Из прилагаемых при сем трех особых экземпляров, один экземпляр прошу принять для библиотеки Вашего архиерейского дома, другой для библиотеки Кафедрального собора, а третий прикажите передать в Редакцию Ваших епархиальных ведомостей с тем, чтобы, если можно, приложенное при этой книжке объявление о моих изданиях было напечатано в этих ведомостях». 25-го числа преосвященным Саввою получено письмо из С.-Петербурга от управляющего контролем при св. Синоде Ил. Алекс. Чистовича 377 , который от 21-го числа 1893 г. писал: «Всепочтительнейше благодарю Ваше Высокопреосвященство за дорогой подарок, свидетельствующий о неоскудении Вашего доброго расположения к искреннейшему почитателю и недостойному слуге Вашему. Дня четыре назад Константин Петрович прислал мне свой экземпляр Вашего дарения. Думаю, хотел ли он поделиться со мной интересной новинкой? или другое что было в мыслях? Оказалось, что Вы отняли у Петербургской Духовной Академии присвоенного было ей плохим историком ее почтеннейшего иерарха, предшественника Вашего на Тверской кафедре, Арсения Верещагина. Нечего делать. А замену хотя и дали 378 , но не равную. В Москву только было назначили временно управляющим Херсонского архиепископа 379 и послали уже доклад в Ливадию, а Бог восстановил преосвященного Леонтия. Преосвященный Сергий (не из политичности ли?) заболел и в Синод не ездит. Не успел кончить письма, как получил новые сведения. Из Москвы просят приостановиться, временно назначенному управляющим, приездом и прислать В.К. Саблера, который и уехал. Преосвященный Сергий пожалован в Синодальные Члены» 27-го числа преосвященный Савва получил письмо от профессора университета Ан. Богданова, который от 26-го числа писал: «Милостивое внимание Ваше, выразившееся в обогащении меня Вашим новым трудом, глубоко меня тронуло. Пошли Вам, Господь, здоровье за Вашу доброту к ослабевшему духом от тяжелой борьбы за Зоологический Сад и конгрессы и телом от только что перенесенной мною инфлуэнции». 28-го числа преосвященным Саввою было получено от 24 числа за 33 отношение Императорского Общества Любителей Древней Письменности следующего содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Преосв. Димитрий хорошо сознавал, что по своему характеру он не может выступать на путь борьбы с укоренившимися недостатками, а потому старался действовать на умы и сердца духом кротости и смирения. Все законные желания духовенства он предупредительно приводил в исполнение и все просьбы по возможности удовлетворял; постановления съездов духовенства, как выражения мнений всей епархии, всегда утверждал, без особенных возражений на суждения съездов 459 , и только иногда высказывал (в своих резолюциях) сожаление о том, что на его предложения съезды мало обращают внимания, или недостаточно обсуждают его мнения по частным вопросам. С другой стороны он не опускал случая выразить одобрение и поблагодарить духовенство, когда деятельность его представителей совпадала с его желаниями и намерениями. Тем не менее, нельзя было не заметить, что со вступлением на Волынскую кафедру деятельность преосвященного по епархиальному управлению значительно сократилась. Уступая настоянию близких людей и особенно врачей, советовавшим ему беречь остатки сил, и подчиняясь отчасти чувству нерасположения к местному характеру быта, он постепенно передавал дела по епархиальному управлению своему викарию. Так, на Волыни преосв. Димитрий не предпринимал уже обычных, продолжительных поездок для ревизии церквей. Следуя порядку, заведенному здесь еще при прежних архиереях, он утверждал составляемый ежегодно консисторией маршрут, а выполнение его предоставлял викарному преосвященному, которого посылал для обзора церквей в уездах – преимущественно южных и крайних северных, не лежавших на пути из Житомира в Почаев. В 1879 году, предлагая некоторые вопросы на обсуждение обще-епархиального съезда духовенства, преосвященный указал также, чтобы все журналы по текущим делам окружных съездов представлялись на рассмотрение и утверждение преосвященному викарию, и только дела по важным вопросам представлять ему. А в начале 1880 года, по предложению Его Высокопреосвященства, от 7-го января, Волынская консистория постановила: 1) все журналы консистории отныне представлять на рассмотрение и утверждение к преосвященному викарию, и 2) подтвердить чрез Епархиальные Ведомости, чтобы прошения на причетнические и просфорнические места подавали преосвященному Викарию 460 . – Благодарение Богу – преосв. Димитрий счастлив был тем, что оба викарные преосвященные, преемственно служившие при нем на Волыни (сначала – до 23 апр. 1879 г. пр. Иустин 461 , а потом пр. Виталий 462 , были люди опытные, весьма деятельные и старательные помощники епархиальному Владыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Умирает отец и оставляет семью; нужно непременно ввести в эту семью нового работника для поддержания семьи, – хотя на время, хотя бы только на тот срок, когда притупится острота вдовьего и сиротского горя. Нет, предлагают совсем противоположное, чтобы очистить место для свободного человека». – Впрочем, пр. Димитрий и после указа нередко прибегал к старинному способу обеспечения сирот, особенно когда не представлялось к тому других средств 334 . Не делая формального закрепления мест, он находил достойных кандидатов на открывавшиеся вакансии, которые охотно соглашались жениться на сиротах и принимали в свой дом близких родственников жены, не давая, разумеется, никаких подписок и обязательств, но связывая себя честным словом пред лицом архипастыря. Бывали случаи, когда применение такой меры, при всем старании архиерея, оказывалось невозможным, и, к сожалению, такая невозможность являлась именно там, где многочисленнее оставалось осиротевшее семейство и где очевиднее была беспомощность: тогда слезы сиротские обыкновенно смешивались со слезами самого архипастыря, для которого единственным, до времени, утешением оставалось – помогать вдове и сиротам из своих же средств. Иное отношение было у Димитрия к тем мерам, которые приносили очевидную и скорую помощь духовенству: он радовался при получении официальных извещений о таковых мерах, и радость свою спешил сообщить всем, кого должен был обрадовать. – В 1866 году правительство признало возможным удовлетворить давнишней потребности – приравнять духовенство к другим служилым сословиям и за долголетнюю полезную службу положить ему пенсионные оклады из государственного казначейства. Правда, сроки выслуги новым положением определены очень большие – 30 и 35 лет, а оклады пенсии сравнительно малые; но и это было истинною отрадою для беззаветных тружеников. Как только в Одессе получен был указ о таковой Монаршей милости к духовенству, немедленно – вместе с опубликованием в епархиальных ведомостях указа и правил для определения прав на получение пенсии – со стороны преосвященного последовало распоряжение собрать чрез консистории и благочинных точные сведения о всех, имеющихся в епархии, заштатных и вдовах, с обозначением их материального положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Всё это мне сделалось известным тотчас по прибытии моём, в январе 1875 г., в Харьков, и потому я не захотел оставить при себе Рогачевского на должности домашнего Секретаря. После сего Ваше Сиятельство сами изволите рассудить, могу ли я быть спокойным, если г. Рогачевский займёт при мне должность более прежней значительную и влиятельную. Я был бы Вашему Сиятельству весьма благодарен, если бы Вы благоволили назначить в подведомую мне Консисторию Секретаря не из уроженцев Харьковской епархии“. Пока я оставался в Харькове, оставались и Секретари Буханцев и Рогачевский на своих местах, но, после моего перемещения на Тверскую кафедру, Рогачевский переведён был в Курскую Консисторию, а Буханцев на его место – в Херсонскую. 19-го ч. писал я в Киев протоиерею Н.И. Флоринскому, в ответ на его письмо от 6-го числа: „Приношу Вам искреннюю благодарность за приветствие меня со днём ангела и за Ваши благожелания. Сожалею, что Вы не заняли в нашем Харьковском Институте должности Законоучителя, но с другой стороны —803— 1878 г. Вам нельзя было конечно пренебречь отеческим советом Вашего Богомудрого Архипастыря. После Вас делано было приглашение на законо-учительскую должность преподавателям здешней Семинарии, но никто из них не изъявил согласия. Теперь выбор остановился на одном приходском священнике, хотя с семинарским только образованием, но тем не менее обладающем достаточными богословскими познаниями и хорошим педагогическим тактом. В заключение позвольте обратиться к Вам с следующей усерднейшей просьбой. При встрече у вас с сельским о. Благочинным я узнал, что при Киевской Консистории существует особая постоянная Комиссия для рассмотрения церковных документов, ежегодно представляемых в Консисторию приходскими принтами. Желал бы я знать, с какого времени существует у вас эта комиссия и на каких началах она учреждена, с разрешения ли Св. Синода, или по распоряжению Епархиального Начальства; какие, именно, документы рассматривает Комиссия и какими при этом руководствуется правилами и наставлениями; не напечатаны ли эти правила в Епархиальных Ведомостях и за какой, именно, год?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О подданстве нашем. Мы лично просили господина посланника позаботиться об этом деле, ибо и турецкое правительство само по себе нас признает таковыми, в противном случае, пожалуй, нам придется пострадать нравственно или материально. Сущность нашего желания такая, чтобы толь ко одно наше русское общество было под покровительством России, если возможно, 200 человек, к этому нужно заметить, что всех этих лиц могут быть представлены паспорта, но думаем, чтобы большая численность не бросилась туркам в глаза, то можно уменьшить на 100 даже, на 50 человек числящихся в подданстве. Приходит еще такая мысль, что господин посланник может сказать туркам, что у меня в Русике живут до 200 человек, которые, приходя как поклонники и поживя для богомолья более продолжительного, уходят обратно. Все это повергаем на благоразумное их усмотрение, да благоустроится все сие во славу Божию! Вам же объявляем о сем, как усердному попечителю о живущих в обители нашей Ваших соотечественниках, для сведения при беседе с посланником. Случившееся с Вами происшествие ставшего на мель парохода тоже есть воля Промысла Божия, да не хвалится мудростию своею всяк не знавший будущего и на одну секунду бытия своего, вот самонадеянность и посрамилась, но слава Богу, что это обстоятельство произошло без особенных неприятностей и тем не могло изгладить приятного впечатления посетителей Святой Горы. Описание, составленное Вами, о пребывании у нас господина посланника весьма хорошо составлено и расположено, и мы с малейшим изменением препровождаем оное в Одессу для напечатания в «Херсонских епархиальных ведомостях». Поручаем отцу Азарию представить Вам оное для видимости, где исправлено. Отец Азарий отправляется теперь по делам обители, Вам известным. Покорнейше просим содействовать ему по Вашей опытности Вашими благодатными советами к общему благу всем и [на это] надеемся. Разговор Ваш с господином Лаговским для нас весьма приятен. Дай Бог, чтобы он поступил [в консульство], а мы всею душою рады ему способствовать, в чем укажет дело, для общей пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010