32). Как и в ВЗ, у новозаветных авторов Д. является средоточием эмоций. В этом качестве она подвержена внешним влияниям. Согласно повествованию Деяний св. Апостолов, противящиеся проповеди апостолов Варнавы и Павла иудеи настроили против них души жителей Иконии: «...неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца (τς ψυχς) язычников» (Деян 14. 2). Также Д. есть «орган» принятия решений и веры. В послании Апостольского Собора сказано, что некоторые «поколебали души (νασκευζοντες τς ψυχς)» братьев из язычников, «говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон» (Деян 15. 24). Апостолам было необходимо утверждать души учеников (πιστηρξειν τς ψυχς τν μαθητν), «...увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14. 22). В Д. пребывают любовь и благое расположение, довольство, веселье и благодарность. В этом значении ψυχ может относиться и к Богу: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя» (Мф 12. 18; ср.: Ис 42. 1). В Евангелии от Луки человек, обладающий богатством, говорит, обращаясь к самому себе: «...душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк 12. 19). Любовь к Богу и хвала Ему также совершаются в Д.: «...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею» (Мк 12. 30; Лк 10. 27; ср.: Втор 6. 5). В молитве Пресв. Богородицы благодарение Богу выражено словами: «...величит душа Моя Господа» (Лк 1. 46). В той же мере Д. может находиться во власти печали, смущения и страха. Так Евангелия описывают состояние Спасителя в преддверии Распятия: «И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте» (Мк 14. 34; ср.: Пс 41. 6); «душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин 12. 27) - и страдания Пресв. Богородицы: «...и Тебе Самой оружие пройдет душу...» (Лк 2. 35). Послания ап. Павла Большинство сохранившихся высказываний ап. Павла, к-рые могут свидетельствововать о его антропологических представлениях, были сформулированы им в полемике.

http://pravenc.ru/text/180712.html

47 . Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Хвалим Тебя, поём Тебе, благословим Тебя, славословим Тебя, кланяемся Тебе, как Великому Архиерею, Тебе, Истинному Богу, Единому Нерожденному, Единому Неприступному, великой ради славы Твоей. ЯХВЕ, Царь небесный, Бог, Вседержитель, Господь, Отец Христа, Агнца непорочного, взявшего грех мира. Прими моление наше, Седящий на Херувах. Ибо Ты один свят, Ты один ЯХВЕ, Иисус Христос, Бог всякой сотворенной твари, Царь наш: Тебе слава, честь и почитание. 48 . Хвалите, отроки, ЯХВЕ, хвалите имя ЯХВЕ. Хвалим Тебя, поём Тебе, благословим Тебя великой ради славы Твоей; ЯХВЕ, Царь, Отец Христа, Агнца непорочного, взявшего грех мира. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Богу и Отцу чрез Сына во Всесвятом Духе во веки веков. Аминь. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовил пред лицом всех людей, свет для откровения народам, и славы народа Твоего, Израиля. 49 . Благословен Ты, ЯХВЕ, питающий меня от юности моей, дающий пишу всякой плоти: исполни радости и веселия сердца наши, да всегда всякий достаток имея, будем преизобиловать для всякого дела благого, во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором Тебе слава, честь и власть во веки. Аминь. Книга восьмая 1 . Бог и Спаситель наш Иисус Христос, передавая нам великую тайну благочестия и призывая иудеев и еллинов к познанию одного и единого истинного Бога, Отца Своего, как Сам говорит в одном месте, благодаря за спасение уверовавших: «Я открыл имя Твоё человекам, дело, которое Ты поручил Мне, совершил»; и о нас говорит Отцу: «Отец святой! Если и мир Тебя не познал, но Я познал Тебя и сии познали Тебя»; справедливо говорит всем нам вместе, как совершенным, о дарованиях, подаваемых Им чрез Духа: «уверовавших же будут сопровождать такие знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных и они будут здоровы».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

    Слава:    По 6-й кафисме, Трисвятое.    Таже тропари, глас 3:    Хвалу приношу Ти, Господи, прегрешения моя вся возвещаю Ти, Боже, обратив помилуй мя.     Спаси мя, Боже мой, якоже иногда мытаря спасл еси, и блудницы слез не презревый, и мое воздыхание приими, Спасе мой, и спаси мя.    И ныне: Рабски ныне притекаю к покрову Твоему, Пренепорочная: избави мя, Богородительнице, слияния страстей, яко безстрастия Виновнаго Рождшая.    Господи, помилуй (40) и молитва:    Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниих Твоих, яже от перваго возраста до настоящаго в нас, недостойных, бывших, о ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, иже делом бывших, и словом: возлюбивый нас, якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый. Сподоби и нас достойны быти Твоея любве. Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или не хотяще согрешихом, прости, и не вмени и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего. И помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине: помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек. Темже молимся Тебе, Господи: подаждь нам Твоего благоутробия велию милость. Кафисма седьмая 46. В конец. Чрез сынов Кореевых. Псалом.    Все народы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радости. Ибо Господь Вышний страшен, Царь великий на всей земле. Он покорил нам народы и племена под ноги наши. Избрал нам наследие Свое, красу Иакова, которую возлюбил. Вознесся Бог при восклицании, Господь при звуке трубном. Пойте Богу нашему, пойте! Пойте Царю нашему, пойте! Ибо Царь всей земли – Бог, пойте разумно! Воцарился Бог над народами, Бог сидит на престоле Своем святом. Князья народов собрались к Богу Авраама, ибо мощные (избранники) Божии на земле весьма превознесены. 47. Псалом песни. Сынам Кореевым. На второй (день) недели.    Велик Господь и славен весьма в городе Бога нашего, на горе Его святой, Благоустроенной, радости всей земли. (Это) горы Сионские, северные стороны, город Царя Великого! Бог в жилищах его ведом, когда защищает его. Ибо вот, цари земли собрались, сошлись вместе. Они, видя сие, удивились, смутились, поколебались. Трепет объял их: там (постигли их) болезни как бы рождающей. Ветром бурным Ты сокрушишь корабли Фарсийские. Как мы слышали, так и видели в городе Господа сил, в городе Бога нашего: Бог основал его на век. Восприняли мы, Боже, милость Твою среди народа Твоего. Как имя Твое, Боже, так и хвала Тебе, – до концов земли: правдою наполнена десница Твоя. Да возвеселится гора Сионская и да возрадуются дочери Иудеи, ради судеб Твоих, Господи! Обойдите Сион и обоймите его, возвестите в башнях Его, Обратите сердца ваши к укреплению его, и рассмотрите дома его, чтобы возвестить иному роду. Ибо сей есть Бог наш во век и в век века. Он упасет нас во веки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Благословение Авраамово, т. е. полученное по вере, а не по закону, есть получение обетованного Духа «чтобы нам получить обещанного Духа верою» и богатство тех даров, которые даёт Святой Дух, например: «праведность и мир и радость» ( Рим.14:17 ). Речь идёт о духовных дарах, из которых не следуют однозначно материальные. Галаты уже имели благодать Духа и апостол доказывает им, что нет необходимости возвращаться к закону, от которого они очевидным образом избавлены. Мы избавлены и от проклятия закона и от проклятия Адама. Мы имеем возможность освящения благодатью Святого Духа. Но воспользоваться всеми дарами искупления – такими, как отсутствие болезней и нетленность тела, – праведники смогут только после воскресения из мёртвых в новом преображённом теле. Мк. 10:29–30 «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» Кеннет Коупленд: «Хочешь получить во сто крат? Отдай, и позволь Богу приумножить для тебя. Ни один банк в мире не гарантирует такой возврат! Хвала Господу!» с. 53]. По его мнению, в этом библейском стихе сокрыт «закон» стократного преумножения капитала. Верующий дарит Богу (через пастора) 100 долларов, получает от Бога 10 ООО долларов, стократно преумноженный капитал. Верующий жертвует пастору самолёт, получает от Бога аэрофлот. «Петр оставил один дом свой, а в последствии имел (как свои) все дома учеников своих». «Апостолы имели многих отцов и матерей, какими были для них все любившие их и сердечно заботившиеся о них», – Феофилакт Болгарский Флп. 4:18 «Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, [как] благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» Апостол говорит о процветании. Речь идёт о посылке, которую получил Павел от Филиппийцев. По ироничному замечанию одного из критиков «теологии процветания», те, кто использует этот стих для доказательства процветающего состояния христианина, забывают, что Павел писал эти строки, сидя в римской тюрьме, а не в отеле «Хилтон».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Вопрос представляется нам очень трудным и стоящим в непосредственной связи с проблемой конвергенции божественной воли и человеческой, благодати и свободы, сложность которой мы уже имели случай охарактеризовать выше. Более того, он в какой-то мере аналогичен великой тайне объективного спасения, когда Бог, возлюбив грешный мир, преподал ему спасение не иначе, как отдав Сына Своего Единородного на страдания и смерть ( Ин.1:16 ). Спасение было не внедрено императивно или механически, а соделано посреде земли, и Спаситель «пречистеи руце Свои простерл, собирая вся языки, зовущия: Господи, слава Тебе». 127 Итак, спасение было соделано Богом, Он собирает людей вокруг добровольно висящего на кресте Спасителя, а собираемые и спасаемые молятся и славят Бога. Как мы видели, основными типами молитвы являются славословие, благодарение и прошение. Понимание славословия и благодарения в указанном выше смысле представляет меньше затруднения, чем просительных молитв. Господь знает, что Его прославление является высшим назначением человека, наиболее совершенным и возвышенным видом человеческой жизнедеятельности. «Благо есть славить Господа и петь Имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи» ( Пс.91:2–3 ). Когда человек чувствует себя в единении со своим Богом, он счастлив, уста его отверзаются для хваления, и он говорит: «Я всегда с тобою; Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? И с Тобою я ничего не хочу на земле… А мне благо приближаться к Богу!» ( Пс.72:20–25, 28 ) Один день там, где славят Бога, лучше, чем тысячи там, где не раздается хвала Ему, и любящий Бога желает «лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия»( Пс.83:11 ). Бог влагает в душу человека славословие не для собственного услаждения, ибо Он вседоволен и ни в чем, и ни в ком не нуждается ( Ис.1:10–15 ; Пс.49:8–15 ). Даже совершаемое нами добро или зло ничего не нарушает в Божестве, не производит и не может производить на него воздействия: «Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? И если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даешь Ему? Или что получает Он от руки твоей?» ( Иов.35:6–7 ). Делая зло и удаляясь тем от Бога, человек вредит только самому себе, а творя добро и приближаясь к Богу, самому себе приносит радость и блаженство. Если даже доброделание – высшая форма прославления Бога ( Ис.1:16–20 ; Мф.7:21–27 )ничего не «дает» Богу, ничего не меняет в Его всеблаженстве и вседовольстве, 128 ибо Он «не требует служения рук человеческих, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян.17:25 ), то тем более Бог не нуждается в чувствах славословия, благоговения и в их словесном проявлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

И увидел я там всех младенцев, кого убил царь Ирод за имя Господне. (27) И снова ангел отнес меня в восточную часть града, и увидел я там Авраама, Исаака и Иакова. И вопросил я ангела: «Господин мой, что есть место сие?» И сказал он мне: «Всякий, кто гостеприимен к людям, покидая мир, приходит сюда, и встречают его здесь как друга Божия за гостеприимство его». (28) И снова отнес меня ангел в другое место, и увидел я там реку, текущую маслом, в северной части града, и увидел там людей, поющих и радующихся. И вопросил я: «Кто сии, господин мой?» И сказал он мне: «Сии суть посвятившие себя Богу, они радуются, ибо допущены в град сей». (29) И взглянул я, и увидел посреди града жертвенник великий и весьма высокий. И был человек, стоявший рядом с жертвенником, чье лицо сияло, словно Солнце. И держал в руках тот человек Псалтирь и гусли, и пел сладкозвучно аллилуию, и голос его наполнял весь град. И все единодушно вторили ему, так что сотрясался град от крика их. И вопросил я ангела: «Кто сей человек, поющий сладкозвучно, которому вторят все?» И сказал он мне: «Человек сей – пророк Давид, град же – небесный Иерусалим. И вот, когда придет Христос во второе пришествие Его, сам Давид выйдет в сопровождении всех святых. Ибо подобно тому, как есть на небесах, так происходит и на земле: не должно без Давида возносить жертву во время каждения драгоценного тела и крови Христовой, но непременно нужно, чтобы пелась Давидова аллилуйя». (30) И вопросил я ангела: «Господин мой, как следует толковать слово «аллилуия»?» – «На еврейском языке «аллилуия» означает «тевель маримата» 268 – хвала Богу, Основателю всего: «восхвалим Его за это». Потому всякий, поющий аллилуию, возносит Богу хвалу». (31) После того, как сказаны были эти слова, вынес меня ангел за пределы града, Ахеронтова озера и земли благодатной, и поставил над рекой Океаном, держащим на себе твердь небесную, и сказал он мне: «Знаешь, куда я направляюсь? » И сказал я: «Нет, господин мой». И сказал он мне: «Следуй за мной, и я покажу тебе, где души нечестивцев и грешников».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Какой-то человек из язычника стал христианином. Смотрите: он пребывал во тьме, когда был язычником, теперь он стал христианином. Благодарение Богу! Все радуются, читают исполненного радости апостола: Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе ( Еф.5:8 ). Он молился идолам, теперь молится Богу. Он молился тем, кого сделал сам, теперь молится Тому, Кто сотворил его. Он изменился. Хвала Богу! Все христиане пребывают в радости. Почему? Потому что он уже поклонник Отца, Сына и Святого Духа и ненавистник демонов и идолов. Но Иоанн все еще волнуется о нем; когда многие пребывали в радости, он все еще смотрел с беспокойством. Братья, давайте с охотой принимать материнскую заботу. Но не зря мать беспокоится о нас, когда другие радуются. Под матерью я понимаю любовь; ибо именно она пребывала в сердце Иоанна, когда он говорил эти слова. Почему [так сказал], если не из-за страха по нашему поводу, в то время как все люди радуются по нашему поводу? Чего же он боится? Кто говорит, что он во свете... Что это значит? Тот, кто говорит, что он уже христианин, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Здесь уже не нужны объяснения, и нужно радоваться, если такого не случается, и горько плакать, если случается. 12 . Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна ( 1Ин.2:10 ). Заклинаю Христом: Бог насыщает нас, [P. 140] чтобы мы поддерживали тела наши во имя Христа (в какой-то мере мы уже подкрепились и будем подкрепляться), так пусть же и ум наш насытится. Однако я говорю это не потому, что собирался говорить долго. Смотрите, беседа уже подходит к концу, но крайне важно из-за усталости не оставить нам без внимания необходимых вещей. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. Кто те люди, которые подвергаются соблазну и дают повод для соблазна? Это те, кто впадает в соблазн во Христе и в Церкви. Те, кто соблазняется во Христе, подобны обожженным солнцем; а те, кто в Церкви, подобны обожженным луной. Но в псалме сказано: Днем солнце не обожжет тебя, ни луна ночью ( Пс.120:6 ). То есть если ты проявляешь любовь, то не впадешь в соблазн ни во Христе, ни в Церкви; не оставишь ни Христа, ни Церковь . Ибо как оставивший Церковь может быть во Христе, если не будет среди членов [Тела] Христова? Как может быть во Христе тот, кто не пребывает в Теле Христовом? Стало быть, те впадают в соблазн, кто оставляет либо Христа, либо Церковь . Откуда мы заключаем, что в словах псалма: Днем солнце не обожжет тебя, ни луна ночью – сам этот ожог обозначает соблазн? Во-первых, обрати внимание на сходство. Так, человек, которого что-то обжигает, говорит: «Не могу терпеть, не могу вынести» – и отступает. Так и те, кто не может что-то вынести в Церкви и удаляется от имени Христова или от Церкви, впадают в соблазн.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Митрополит перекрестился и сел за трапезу, а Джеладдин помиловал осужденных. Созерцание Да созерцаю Господа Иисуса как Первосвященника: 1) приносящего Богу в жертву всё время Своей жизни на земле; 2) приносящего Богу в жертву каждое Свое слово, каждое чувство, каждую мысль, каждое дело и каждую слезу; 3) приносящего, наконец, Богу за людей всецело Самого Себя как человека. Проповедь о недоумении маловерных Кто это, что и ветры и море повинуются Ему? Мф. 8:27 Таким вопросом задавались Апостолы, еще не зная Господа Иисуса, а лишь видя, как укрощает Он бушующее море и ветры. Кто это, что и ветры и море повинуются Ему? Это Тот, Кто и сотворил ветры и море. Что удивительного тогда в том, что Его слушают собственные Его создания? Не является ли топор послушным орудием в тех руках, которые его сделали? Господь всё сотворил словом, поэтому всё и повинуется Его слову. Кто это , братья? Это Тот, Кто и до того воздвизал ветры и успокаивал их, Кто возмущал море и обуздывал его. Это Тот же Самый, Кто делает сие и поныне. Как Человек встал Он перед людьми и запретил разыгравшемуся ветру и разнузданному морю – чтобы истребить бытующее среди людей заблуждение о том, что ветры и моря якобы движутся и умиротворяются либо слепым случаем, либо некой злой силой, и чтобы навсегда открыть истину, что умная и добрая сила Создателя управляет и повелевает стихиями по Его Промыслу. Кто это? – спрашивали Апостолы. Это безгрешный Сын Божий, о Апостолы святые, Чьим именем наполните вы весь и за Чье имя будете мучимы и закаляемы, как агнцы волками. Кто такие волки? Те, кто думает, что ветер движется сам по себе, и море само по себе вскипает и утихомиривается, – либо само по себе, либо повинуясь диаволу. О святые Апостолы, задавшие вопрос, и получившие истинный ответ, и эту истину возвестившие всему молитесь за нас, дабы и мы просветились сей истиной. О Господи всемудрый и всесильный, усмири ветры греха и умиротвори бурю наших страстей, скверных и непотребных. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 28 января

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О Божественной молитве О молитве, братия, надобно бы говорить много и долго, потому что она поистине есть дело, преданное нам самим Богом, и составляет венец всякого другого. Молиться – значит быть в союзе с Богом, постоянно пребывать с Ним, прилепляться, как говорит Давид, к Богу душой, не отступая от Него и имея ум, неотступно устремлённый к Нему. «Прильпе, – говорит Псалмопевец, – душа моя по Тебе» ( Пс. 62:9 ); »Возжада Тебе душа моя " ( Пс. 41:3 ); «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже» ( Пс. 41:2 ); «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя» ( Пс. 17:2 ); «Душа моя в руку Твоею выну с Тобою» ( Пс. 118:109 ). Ради сего-то и говорит: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» ( Пс. 33:2 ); Молящийся вступает и в общение с Ангелами, возносясь к ним силою любви и желания. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его вси ангели Его, хвалите Его вся силы Его» ( Пс. 148:1–2 ), – не для того говорит это псалмопевец Давид, чтобы побудить их к хвалению, как если бы они не совершали хвалений, но чтобы восхвалить за то, что они усвоили себе молитву по любви к Богу как своё особенное и непрестанное дело, ибо у Ангелов молитва и хваление Бога неумолчны и непрерывны. Его слова имеют намерение побудить их ещё усиленнее совершать это, и он относит такую обязанность и к себе самому. К такому же делу добрый и ангельский псалмопевец этот, Давид, призывает и всю вселенную, предуказывая, по моему мнению, на спасительное Богоявление и на дарованное через него язычникам познание Троицы и непрестанное славословие Её. " Хвалите, – говорит, – Господа вси языцы, похвалите его вси людие» ( Пс. 116:1 ). А что у Ангелов песнь Богу немолчная, этому учит Исаия, видевший Славу Божию и Ангелов, непрестанно поющих Трисвятую песнь. Также – и Иезекиль. Это – дело и первых чинов, Серафимов и Херувимов. Одни из них, по своей любви и ревности к песнословию, называются огненными и пламенеющими – это чин серафимов. Другие – «разливающимися», по богатству их ведения и хваления – это чин Херувимов. Они называются и многоочитыми, по многосторонности, тонкости и глубине созерцания, и немолчности славословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Плоть и Кровь Христа, по обетованию и в силу наития и действия Святого Духа, призываемого Церковью, вкушают верующие под видом хлеба и вина. Телу и Крови Христовой поклоняются они как Самому закланному Агнцу, явившемуся на Небесном престоле (5:6). Само наименование части богослужебной просфоры, предназначенной для таинства Евхаристии, Агнцем, и акт изъятия и перенесения Его на престол, есть не что иное, как символическое представление апокалипсического Агнца. Ряд молитв и песней, в которых возносится хвала и благодарение Богу, есть своего рода воплощение и фактическое исповедание Церковью тех молитвенных песней, какие тайновидцем влагаются в уста ангелам, животным, старцам и всему живущему на небе и земле. Все это символизируется под образом гуслей и золотых чаш, полных фимиама (5:8). Песнопения современной Литургии, включенные в состав евхаристического канона: “Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу”, “Тебе поем, Тебе благодарим, Господи” свой первообраз имеют, по-видимому, в песнях и восклицаниях Апокалипсиса (главы 4,5,7). Наконец возгласы в современном богослужении и Литургии: “Яко твое есть царство, сила и слава”, “Яко подобает тебе всякая слава, честь и поклонение”, “Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа” — живо напоминают подобные им доксологии Апокалипсиса. Так, апостол Иоанн, начинает книгу апостольски-литургическим приветствием “благодать вам и мир”, прибавляя затем: “Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь”. (1:4–6) Подобным образом и заканчивается Откровение: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь” (22:21). Такого рода доксологическая формула часто повторяется и варьируется. “Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков” (5:13). Иногда прибавляется восклицание “аллилуия”, которое по Апокалипсису является небесной песнью вечности. “Аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему” (19:1). “И вторично сказали: аллилуия!” (19:3). Утвердительная формула “аминь”, употребляется иногда в начале и конце доксологии. “Аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь” (7:12); иногда с прибавкой впереди ” ей, аминь” (1:7) или ” аминь! аллилуия!” (19:4) — это единственные еврейские выражения, которые не были переведены, и остались в тех звуках, в которых они были преподаны Богом. От них “веет, поэтому духом глоссолалической таинственности”. 17

http://azbyka.ru/apokalipsis/liturgiches...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010