Велик Господь наш, и велика сила Его,/и разум Его неисчислим. Стих: Хвалите Господа, ибо благо петь псалом, хвала Богу нашему да будет сладостна. Пс 146:5, 1 Апостол к Коринфяном, зачало 140: Апостол Первое послание к Коринфянам, зачало 140 Братие, брашно нас не поставит пред Богом: ниже бо аще ямы, избыточествуем, ниже аще не ямы, лишаемся. Блюдите же, да не како власть ваша сия преткновение будет немощным. Аще бо кто видит тя, имуща разум, в требищи возлежаща, не совесть ли его немощна сущи созиждется идоложертвенная ясти? И погибнет немощный брат в твоем разуме, егоже ради Христос умре. Такоже согрешающе в братию, и биюще их совесть немощну сущу, во Христа согрешаете. Темже аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего. Братья, пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли ничего не теряем. Смотрите же, как бы это ваше право не стало преткновением для немощных. Ведь если кто увидит, что ты, имеющий знание, возлежишь в капище, то совесть его, как немощного, не склонится ли к вкушению идоложертвенного? И погибнет от твоего знания немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая так против братьев и нанося удар немощной совести их, вы грешите против Христа. Потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. Несмь ли апостол? Несмь ли свободь? Не Иисуса Христа ли Господа нашего видех? Не дело ли мое вы есте о Господе? Аще убо иным несмь апостол, но убо вам есмь. Печать бо моего апостольства вы есте о Господе. Разве я не Апостол? Разве я не свободен? Разве я не видел Иисуса Христа, Господа нашего? Разве не мое дело – вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас – Апостол: ибо печать моего апостольства – вы в Господе. 1 Кор 8:8–9:2 Аллилуия, глас 8: Аллилуия, глас 8 Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему. Стих: Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. Придите, возрадуемся о Господе, воскликнем Богу, Спасителю нашему. Стих: Поспешим пред лицо Его со славословием, и в псалмах воскликнем Ему. Пс 94:1, 2

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-m...

Восхвалять – глагол, указывающий на одну из форм молитвы. Призыв «Хвалите Господа…», опять же, многократно встречается в Псалтири ( Пс.116:1; 134:3; 146:1; 148:1, 7 ). О том, что хвала Богу была неотъемлемой частью евхаристических собраний первых христиан с самого начала, говорят слова из книги Деяний, описывающие первые месяцы существования христианской общины после вознесения Иисуса Христа на небо: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» ( Деян.3:46–47 ). Глагол «благодарить» выражает основное настроение Евхаристии как благодарения Богу за сотворение мира и человека; за благодеяния, которыми Бог осыпал человека, несмотря на его греховность; за дарование Его Единородного Сына, Его страдания и крестную смерть; за то, что Он на Тайной вечере установил Таинство Евхаристии, заповедав совершать это Таинство в Его воспоминание ( Лк.22:19 ; 1Кор.11:24, 25 ). Наконец, в анафоре использован глагол «поклоняться», о смысле которого мы подробно говорили в разделе, посвященном Литургии оглашенных 871 . В дополнение к тому, что было сказано там, мы можем напомнить о том, что Сам Иисус Христос выражал суть созданной Им религии при помощи глагола «поклоняться». Отвечая на вопрос самарянки, следует ли поклоняться Богу в Иерусалиме или на горе Гаризим, Он говорил: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» ( Ин.4:21, 23 ). Евхаристия является наивысшей доступной человеку на земле формой поклонения Отцу в духе и истине. И начальные строки анафоры об этом напоминают. Поклонение Богу возможно «на всяком месте владычествия» Его. Но особым образом оно воздается Ему в храме, куда верующие собираются, чтобы предстать перед Ним, вознести Ему молитвы и принять внутрь себя Тело и Кровь Его Единородного Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Декабрь 1 Декабря. Поучение о превосходящей разумение любви ...И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову ( Еф.3:19 ) Любовь, превосходящая разумение, превосходящая наше понимание, – это любовь Христова. Никто не может даже предугадать ни масштаб, ни силу этой любви, пока Христос в него не вселится. Может ли кто-то предугадать вкус меда, если никогда не пробовал мед своими устами? Лишь когда верой войдет Христос в сердце человека, тогда человек почувствует несказанный вкус любви Христовой, сладостный и упоительный аромат ее и непостижимую всеохватность ее. Как, имея Христа в сердце, человек приобщается к широте, долготе и глубине познания Божественной мудрости, так же, имея Христа в сердце, он приобщается к бескрайней пучине Божественной любви Христовой. О, братья мои, сколь бледны слова, когда нужно сказать о любви Христовой! Никогда и нигде не бывают они бледнее и немощнее, чем в этом случае. Воистину, что можно сказать при наличии таких поразительных доказательств любви Его: Он создал нас из любви, Сам воплотился из любви, из любви принял надругательства и смерть ради нас, из любви открыл нам Небо и объявил о приготовленной нам славе бессмертной! Но и то, что мы перечислили, – только часть из всего того неисчерпаемого богатства, славы, красоты и животворной пищи, что называется любовью Христовой. О, только бы мы удостоились верой, чтобы Господь Иисус вселился в сердца наши, чтобы мы могли вкусить любви Его неописуемой! О, Господи Иисусе Христе, Жизнь наша, Мудрость наша и Любовь наша, очисти нас и вселись в нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 2 Декабря. Поучение о прославлении Бога во Христе Господе Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь ( Еф.3:21 ) Слава Богу! Слава Богу в Церкви! Слава Ему во Христе Иисусе! Слава Ему во все роды! Слава Ему от века до века! Никому не подобает слава так, как Богу. И никто не славит Бога так, как Церковь Божия. Христос – Откровитель Бога: поэтому вся слава Богу должна идти через Христа Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» ( Лк. 17, 3 ). Слышанное нами святое Евангелие учит нас прощению грехов. Слова «семь раз в день» ( Лк. 17, 4 ) сказаны вместо «сколько бы ни было», а не с тем, чтобы, если брат твой согрешит восемь раз, ты отказал ему в прощении. Итак, что значит «семь раз в день?» Всегда, сколько раз ни согрешит и покается. То, о чем в одном псалме сказано: «семикратно в день прославляю Тебя» ( Пс. 118, 164 ), в другом псалме выражается словами: «хвала Ему непрестанно в устах моих» ( Пс. 33, 2 ). И очевидна причина, по которой число «семь» поставлено вместо «всегда», ибо все обращение времени состоит из продолжения и возврата семи дней. Сам Бог Иисус Христос, о Котором апостол Петр сказал: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет. 2, 21–22 ), вот Он Сам не имел греха, и умер за грехи наши, и пролил Кровь Свою во оставление грехов. Воспринял за нас то, чего не был должен, чтобы избавить нас от долгов. Он не должен был умереть, как мы не должны были жить; почему? потому, что были грешниками. Как для Него смерть, так для нас жизнь не была долгом; но чего не был Он должен, Он принял, и в чем не был нам должен, даровал. А чтобы вы не подумали, что ради отпущения грехов много для вас подражать Христу, внимайте словам апостола: «прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас... подражайте Богу» ( Еф. 4, 32; 5, 1 ). Это слова апостола, не мои: «подражайте Богу». Не слишком ли надменно – подражать Богу? Внимай апостолу: «подражайте Богу, как чада возлюбленные» ( Еф. 5, 1 ). Ты называешься чадом; как же ты хочешь наследства, если отказываешься от подражания? Я это сказал бы, даже если бы ты совсем не имел грехов, прощение которых было бы тебе нужно. Теперь же, кто бы ты ни был, ты человек: праведник ли ты – ты человек; мирянин ли – ты человек; монах ли – ты человек; клирик ли – ты человек; епископ ли – ты человек; апостол ли – ты человек. Внимай же словам апостола: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя». Вот он сам, Иоанн, евангелист, которого Господь Иисус Христос любил больше всех, кто возлежал на груди Его, говорит: «Если говорим...». Не «говорите, сказал, что греха не имеете», но: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин. 1, 8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ибо Тебе всякая слава, почитание и благодарение, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, и теперь и всегда, и в непрестанные и бесконечные веки веков 91 . И весь народ пусть скажет: аминь 92 . Затем епископ говорит: Мир Божий да будет со всеми вами. И весь народ пусть скажет: И с духом твоим 93 . Потом диакон снова возглашает: Гл. 13. Еще и еще помолимся Богу через Христа Его, о даре, принесенном Господу Богу, чтобы благий Бог принял его по ходатайству Христа Своего на пренебесный Свой жертвенник в приятное благоухание (см. Еф. 5,2 ). – Помолимся о этой церкви и о народе, – о всём епископстве, всём пресвитерстве, всём во Христе диаконстве и служительстве, о всей полноте Церкви помолимся, чтобы Господь сохранил и соблюл всех. О царях и правительствующих помолимся, чтобы мирно было положение наше, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (см. 1Тим. 2, 2 ). Помянем святых мучеников, чтобы нам сподобиться быть общниками их подвигов. Об упокоившихся с верой помолимся. О благорастворении воздуха и созревании плодов помолимся. О новопросвещенных помолимся, чтобы они утвердились в вере. Все друг о друге будем просить: восстанови нас, Боже, Твоею благодатью. Вставши, предадим себя Богу, через Христа Его 94 . Затем епископ говорит: Боже великий и великоименитый, великий в намерениях и сильный в делах (см. Иер. 32, 19 ), Бог и Отец святого Отрока Твоего Иисуса, Спасителя нашего, призри на нас и на стадо Твое сие, которое через Него избрал Ты во славу имени Своего, и, освятив наши тело и душу, сподоби нас причаститься предлежащих благ чистыми от всякой скверны плоти и духа (см. 2Кор. 7, 1 ) и не осуди никого из нас, как недостойного, но будь нашим помощником, заступником, покровителем, через Хри­ста Твоего, с Которым Тебе слава, честь, хвала, славословие, благодарение, и Святому Духу, вовеки. Аминь. И после того как все скажут: аминь, диакон должен сказать: Будем внимательны ( πρσχωμεν)! Тогда епископ обращается к народу со следующим возгласом: Святое святым 95 . И народ должен ответить: Один свят – один Господь, один Иисус Христос, во славу Бога Отца, благословенный вовеки, аминь! Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! 96 (см. Лк. 11, 14 ). Осанна Сыну Давидову; благословен грядущий во имя Господне! Бог – Господь, и явился нам! Осанна в вышних (см. Мф. 21, 9 ; Пс. 117, 27 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Изъяснение псалма 94-го. «Хвала песни Давиду, не надписан у Еврей». Царь Иосия был весьма благочестив. Увидев, что большая часть народа возлюбили служение идолам, повелел он умертвить всех жрецов идольских, жертвенники же идольские разорить до основания; и даже раскопав гробы умерших жрецов, кости их сожег на самых демонских жертвенниках. Потом, собрав весь народ, увещавает прибегнуть к покаянию, умилостивить Бога и тем избежать угрожающей конечной гибели; потому что пророчица Олда предвозвещала всему народу страшныя и тяжкия бедствия. Посему-то блаженный Давид, издалека провидя сие пророческими очами, написал псалом сей на пользу Иудеям и в научение всем человекам. Псалом же предлагается как бы от лица Иосии и священников Божиих. Пс.94:1 .   Приидите, воспоем Господу, воскликнем [Богу], твердыне спасения нашего. «Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему». Начало приличное ликующим и радующимся об избавлении от нечестия. Вкупе, сказано, восшлем Богу победную песнь; потому что воскликновение есть кличь одерживающих победу. Сонм же благочестивых победил полчище злочестивых. Поэтому не без причины возносят Богу победную песнь. Пс.94:2 .   Предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему. «Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему». Принесем покаяние прежде, нежели наступило время наказания; и прежде, нежели произнесен на нас приговор, умилостивим Владыку; вознесем же Ему подобающее песнопение. Потом Пророк извещает о победе Божией и об одолении идолов. Пс.94:3 .   Ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. «Яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли». Неизреченна сила нашего Владыки; Он – истинный Бог, Ему принадлежит держава над всеми, Он обличает ложное название так именуемых богов. Потом Пророк, сколько возможно сие для естества человеческаго, показывает признаки Божией силы. Пс.94:4 .   В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же. Пс.94:5 .   Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Итак, после того как четыре животных воспоют свое «Трисвятое пение», 24 старца воздадут славу Богу. Задача этого небесного «сената» – не совет, как в земных сенатах, но хвала Богу (задача священническая). Старцы «полагают венцы свои перед престолом», показывая тем самым, что только Богу подобает честь и слава. То, что сначала выражено в жесте, затем выражается в заключительном гимне: Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено ( Откр.4:11 ). В этом гимне имеющие хороший слух христиане явно слышали критику тогдашней имперской власти. Не императору подобает называться Господом и Богом, а только Единому Богу Небесному («Достоин Ты, Господь и Бог…», – в Синодальном переводе слово «Бог» пропущено 23 ). Кроме того, к имперскому церемониалу относилось торжественное восклицание в честь императора: «Достоин! Аксиос! Dignus!» Для христиан все это означало: Господь творения и истории все держит в своих руках. Вскоре мы увидим, что Сидящий на престоле держит в своей деснице «книгу». Он – Вседержитель. Никто не может оспорить Его власть и силу. В этом утешение и гарантия грядущего спасения. Основание своего господства в эсхатоне Бог имеет в том, что Он – Творец, то есть Господин начала и конца. Экскурс 1. Несколько слов о числовой символике Ни в какой другой книге Нового Завета числа не играют такой большой роли, как в Апокалипсисе. Вряд ли здесь найдется хотя бы одно число, которое следует понимать буквально. Все числа – символы. Происхождение такого символического понимания чисел уходит корнями в глубокую древность, главным образом в вавилонскую мистику чисел. Уже в Ветхом Завете мы находим числа с переносным значением. Это касается, прежде всего, Книги пророка Даниила. Нам уже встретился ряд символических чисел. Дадим предельно краткую характеристику некоторых из них. Число два имеет смысл истинного свидетельства. Например, в Откр.11 , где речь идет о «двух свидетелях». В этом случае отражено библейское законодательство, согласно которому на суде «недостаточно одного свидетеля» ( Числ.35:30 ). Закон гласил: «Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело» ( Втор.19:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Придя же к Иисусу, они, когда увидели, что Он уже умер, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и вышла тотчас кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно его свидетельство, и он знает, что истинное говорит, чтобы и вы верили. Ибо произошло это, да исполнится Писание: кость Его да не сокрушится. И еще другое Писание говорит: Будут смотреть на Того, Кого пронзили. Ин 19:25–37 Хор: Слава долготерпению Твоему, Господи. И затем читаются хвалитные псалмы (148 – 150). Начинает чтец так: Хвалите Господа с небес. Тебе подобает песнь, Богу. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь, Богу. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Тебе подобает песнь, Богу. И далее: Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звёзды и свет. Хвалите Его, небеса небес, и вода, что превыше небес. Да восхвалят имя Господне, ибо Он сказал – и возникли они, Он повелел – и были созданы. Поставил их навек и во век века, приказание отдал – и оно не прейдёт. Хвалите Господа с земли: драконы и все бездны, огонь, град, снег, лёд, ветер бурный, исполняющие слово Его, горы и все холмы, деревья плодоносные и все кедры, звери и весь скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, цари земли и все народы, князья и все судьи земли, юноши и девы, старцы с младшими да восхвалят имя Господне, ибо вознесено имя Его одного: славословие Ему на земле и на небе. И возвысит Он рог народа Своего: песнь – всем святым Его, сынам Израилевым, народу, приближающемуся к Нему. Воспойте Господу песнь новую, хвала Ему в собрании святых. Да возвеселится Израиль о Сотворившем его, и сыны Сиона да возрадуются о Царе Своём: да восхвалят имя Его в хороводе, на тимпане и псалтири да сыграют Ему, ибо благоволит Господь к народу Своему и возвысит кротких во спасение. Восхвалятся святые во славе и возрадуются на ложах своих: величания Богу в гортани их и мечи обоюдоострые в руках их, чтобы совершить отмщение среди племён, обличение среди народов, связать царей их узами и славных их – ручными оковами железными.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Не такова, братие, молитва того, кто сознает, что он пред Богом не кто иной, как жалкий, нуждающийся в Его милости грешник, который, подобно мытарю, должен в чувстве глубокого смирения постоянно так взывать к Богу: «Господи! И словом, и делом, и помышлением я ежедневно нарушаю Твои заповеди; Ты проникаешь в сокровенное души моей, и никому из людей не известное пожелание плоти моей пред Твоими глазами есть прелюбодеяние, и каждый завистливый взор, бросаемый мною на брата своего, есть хищение и воровство, и каждый наплыв ненависти и гнева есть убийство. Будь милостив ко мне грешнику! Если я не таков, как другие люди, навлекшие на себя своими злодеяниями презрение всего мира и подпадшие суду людскому, если я до сих пор живу в уважении и чести у своих ближних, то это не моя заслуга – это Твоя милость и снисхождение. Ты, Ты содействовал этому счастливому направлению и развитию моих сил и способностей!.. Ты, Ты даровал мне заботливых родителей и руководителей в моей юности, которые сызмала наставляли и приучили меня своим добрым примером ко всему доброму. Ты, Ты уровнял путь моей жизни, предохранил мое сердце от всяких опасных искушений, предостерег меня от соблазна... Благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи! Да, Тебе, Тебе только одному и Твоему только имени хвала и слава. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его ( Пс.102:1–2 ). Вот такая молитва, братие, не может не быть услышана Богом, и кто в чувстве такой преданности молится Богу, говоря: Благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как прочие люди, на том пребывает благословение Бога. Что же это за благословение? Это благословение заключается в той невозмутимой тишине, в том безмятежном спокойствии нашей души, за которым следует всецелая преданность Богу. «Пусть будет так, как угодно Богу, – говорит обыкновенно истинный христианин, на котором почиет благословение Божие, – все, чем я обладаю и что находится в руках моих, не есть моя собственность – это дар, незаслуженно полученный мною от Бога; мне ли после этого роптать на Него, если Он другим посылает более удач и счастья в их жизни, чем мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

ОТВЕЧАЕМ: Отнюдь. Ибо, если этот обычай происходит от растленного грехом человеческого естества, он не может быть свойственным и благим, и злым, будучи при­сущим только злым, и потому не может быть угодным Богу. Но поскольку жертву прино­сили .многие благие и такие святые мужи, как Ной, Авраам, Иов, Мелхиседек и другие, и эти жертвы угодны Богу, более того, Бог повелел их приносить, то ясно, что почитание Бога жертвоприношением – это закон человеческого естества, не растленного грехом, и, более того, побуждаемый некоей присущей словесной твари природной потребностью Богопочитания. Подкрепление первое Жертва с верой родится, с верой и погибает. Первыми почитателями Бога были сыновья Адама, Каин и Авель, которые принесли Богу жертвы ( Быт. 4 ). После всемир­ного потопа, истребившего человеческий род, когда возобновляется вера и знание Бога, Ноем возобновляется и жертва ( Быт. 8 ). Вера и жертва тесно связаны и не могут сущест­вовать друг без друга. И где вера и знание Бога, там и жертва, когда оскудевает одно, ос­кудевает и другое. Во время нечестивого царя Ахава, когда оскудела православная вера, тотчас оскудели жертвенники и жертвы, поэтому, сетуя, Пророк Илия возглашает: сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои ( 3Цар. 19, 14 ). А где процветает хвала Божия, там возникают и жертвенники, и жертвы. Авраам странствовал и по пути создавал жертвенники, так делали и его сыновья, созидая жертвенники и угож­дая Богу. А когда ослабевает вера в Бога, вместе с тем прекращается и жертвоприноше­ние, как говорит Пророк Азария: Многие дни Израиль будет без Бога истинного и без священника учащего и без закона ( 2Пар. 15, 3 ). У Вавилонских пленников, ослабевших в вере из-за плена, оскудели и жертвы, о чем сильно сокрушались отроки Вавилонские: и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жерт­вы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрес­ти милость Твою ( Дан. 3, 38 ). Также послушаем, что говорит Даниил о временах антихриста, а именно, что в конце земного мира, желая истребить знание Бога и истинную веру, он будет раз­рушать жертвы и запрещать их приносить ( Дан. 9 ). Чего же более? Сам Апостол Павел соединяет их обоих, священство и закон боговедения, и потому говорит: с переменою священства необходимо быть перемене и закона ( Евр. 7, 12 ). Из этого ясно, что там. где нет священства и жертвы, там не может быть ни веры, ни богове­дения.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010