В февр. 1836 г. границы Слободско-Украинской епархии были немного изменены, и она стала называться Харьковская и Ахтырская. Святитель поднял вопрос о восстановлении мон-рей и духовных уч-щ, упраздненных при имп. Екатерине II. В 1837 г. М. освятил храм в Хорошевском в честь Вознесения Господня монастыре . По его ходатайству Куряжский Преображенский мон-рь Харьковского у., упраздненный в 1788 г. и восстановленный в 1796 г. как заштатная пустынь, был возведен во 2-й класс. Епископ хлопотал о восстановлении ахтырского во имя Святой Троицы монастыря Харьковской губ., закрытого в 1788 г. Впосл. его начинание поддержал свт. Иннокентий (Борисов), и в 1842 г. обитель была возрождена. 2 июля 1839 г. в г. Ахтырке М. принимал участие в торжественном праздновании 100-летия чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери . В мае того же года М. посетил закрытую Святогорскую Успенскую пуст. Изюмского у., осмотрел храмы и ризницу, отслужил всенощную и литургию, помолился о восстановлении обители (открытие Святогорского мон-ря состоялось 15 авг. 1844, при свт. Иннокентии). В 1836-1839 гг. по инициативе М. в харьковском Благовещенском соборе были перестроены придельные храмы во имя вмц. Варвары и мч. Иоанна Воина. В 1839 г. М. ревизовал Харьковский духовный коллегиум, к-рый застал «в весьма обветшалом виде; помещения были тесными» ( Кулжинский. 2001. С. 88). Именно М. инициировал преобразование в 1840 г. коллегиума в Харьковскую ДС и последовавшее затем строительство нового семинарского корпуса. Святитель был избран почетным членом Харьковского ун-та. За 4 года управления епархией М. посетил все 10 уездов, расположенных на ее территории. Был строгим аскетом. Однажды он остановился на ночлег в доме священника с. Преображенского Змиёвского у. Архиерею была предоставлена отдельная комната с мягкой постелью. Бодрствовавший священник заметил, что М. всю ночь провел в коленопреклоненной молитве с воздетыми руками и лишь на короткое время перед рассветом, «смяв приготовленную постель... прилег на пол, положивши в изголовье подрясник». По воспоминаниям старшего фельдшера Харьковской университетской клиники И. А. Фищукова, М. «с узелком и палкою в руках» часто навещал больных, беседовал с ними, оставляя им деньги под подушкой ( Буткевич. 1894. С. 96; Багалей, Миллер. 2004. С. 889). Духовником М. был иером. Сергий (Измайлов; † 1863), впосл. 1-й настоятель возрожденного ахтырского Свято-Троицкого мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2562820.html

Венедикт (Поляков; 15.07.18846.12.1963). В 1905 окончил Кишиневскую ДС, недолгое время учился на юридич. ф-те Юрьевского ун-та. 1905 – иерей, служил на приходах Кишиневской епархии. 1914 – окончил КДА, канд. богосл., инсп. дух. училища в Белгороде. 1918 – участвовал в работе Всеукраинского церковного собора. Служил в различных епархиях, подвергался арестам, овдовел. С 1923 служил в Кишиневе, был сторонником единения с Русской Церковью. Объявлен врагом румынского народа и с 1928 жил во Франции и др. европейских странах. В 1930 после отмены приговора вернулся в Кишинев. В 1935 возглавил «Союз русского меньшинства в Румынии». 1947 – иеромонах, еп. Кишиневский и Молдавский. 1948 – еп. Ивановский и Кинешемский (1953 – архиеп.). В 1956 из-за конфликта с уполномоченным, связанным с открытием храмов и созданием пастырских курсов, назначен архиеп. Житомирским и Овручским. В 1958 уволен на покой, жил в Кишиневе под домашним арестом – по некоторым сведениям, за публикацию на Западе протеста против закрытия храмов (ПЭ VII. 583). 1678 Алексий (Симанский; 27.10.187717.04.1970). Окончил Московский Николаевский лицей, в 1899 – юрид. ф-т Московского университета. Служил в гренадерском полку. 1902 – иеродиакон. 1903 – иеромонах. 1904 – окончил МДА, канд. богосл., инсп. Псковской ДС. 1906 – архимандрит, ректор Тульской ДС. 1911 – ректор Новгородской ДС и наст. Антониева м-ря в Новгороде. 1913 – еп. Тихвинский, вик. Новгородской епархии. 1921 – еп. Ямбургский, вик. Петроградской епархии. 1926 – архиеп. Хутынский, упр. Новгородской епархией. 1927 – постоянный член Врем. Патриаршего Синода. 1932 – митр. Новгородский и Старорусский 1933 –Ленинградский и Новгородский. 1944 – патр. местоблюститель. 1945 – патриарх (Мануил. I. 157172). 1681 По этому письму патриарха мы и судим о содержании письма святителя Луки (Совершенно секретная. 154158; Секретно. 227231). 1684 Серафим (Шарапов ; 12.02.187822.08.1959). Окончил Орловскую ДС, МДА (1904), магистр богосл. (1912). 1904 – инсп. Харьковской ДС. 1906 – препод. Каменец-Подольской ДС. 1909 – инсп. народных училищ Вологды и Вологодского уезда. 19121918 – директор Вологодского учительского института. 19181943 – зав. уч. частью Елецкого педагогического техникума, преподавал в различных светских уч. заведениях. В 1943 овдовел. 19431946 – служил в сане священника в Полтавской и Харьковской епархиях. 1946 – иеромонах, архимандрит, еп. Ростовский и Таганрогский. 19471952 – еп. Ульяновский и Мелекесский. 19521958 – еп. Полтавский и Кременчугский. Уволен на покой по болезни (Мануил. VI. 8889).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИСОГЛЕБСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Борисоглебская церковь. 1905 г. Фотография. 2001 г. Борисоглебская церковь. 1905 г. Фотография. 2001 г. (Харьковской и Богодуховской епархии), в с. Водяном Змиёвского р-на Харьковской обл. Основан по постановлению Свящ. Синода УПЦ от 15 апр. 1997 г., в соответствии с к-рым жен. община, существовавшая при Борисоглебском храме в с. Водяном, была преобразована в мон-рь. Храм во имя св. князей Бориса и Глеба был построен в 1905 г. на месте деревянной Борисоглебской ц. (поставлена в 1819) по проекту И. Х. Немцова на средства проф. Харьковского ун-та Ф. А. Зеленогорского и благотворительницы С. Н. Ключарёвой. В 1932 г. храм был закрыт и превращен в склад, в 1942 г. в нем возобновились богослужения. В 1984-1985 гг. местные власти планировали взорвать церковь, в результате протеста верующих постановление было отменено, однако храм был вновь закрыт. В 1991 г. по благословению Харьковского митр. Никодима (Руснака) в Борисоглебской ц. возобновились богослужения. Активная реставрация храма началась после назначения в 1995 г. его настоятелем игум. Севастиана (Щербакова). При храме сложилась жен. монашеская община, в 1997 г. преобразованная в Б. м., первой настоятельницей к-рого стала мон. Серафима (Санталова). С 30 дек. 1997 г. мон-рем управляла мон. (со 2 окт. 2000 игумения) Мария Магдалина (Кашкина), с марта 2002 г.- мон. Серафима (Мерлан), духовником является архим. Севастиан (Щербаков). В 1997-2002 гг. в обители были построены 2 келейных корпуса, трапезная, прачечная, хозяйственные помещения, имеется приусадебное хозяйство (10 га земли). В нач. 2003 г. в Б. м. жили ок. 50 насельниц, сестры оказывают просветительскую и благотворительную помощь расположенным неподалеку колонии и больнице. Спас Нерукотворный. Икона. XIX в. Фотография. 2001 г. Спас Нерукотворный. Икона. XIX в. Фотография. 2001 г. 20 июля 1997 г. в мон-ре во время Божественной литургии обновилась икона Нерукотворного образа Спасителя, подаренная Борисоглебскому храму А.

http://pravenc.ru/text/153191.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Нектарий (Фролов), еп. Талдыкорганский. Фотография. 2014 г. (Фролов Сергей Николаевич; род. 17.07.1961, г. Люботин Харьковского р-на и обл. УССР), еп. Талдыкорганский. Из семьи рабочих-железнодорожников. Крещен во младенчестве. В 1976 г. окончил 8 классов общеобразовательной школы и поступил в Харьковский строительный техникум, к-рый окончил в 1979 г. по специальности «мастер-строитель». Во время обучения служил пономарем. В 1979-1981 гг. проходил срочную военную службу в Львовской обл. После демобилизации был принят послушником в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую лавру . В 1982 г. поступил на заочное отд-ние Харьковского инженерно-экономического ин-та, к-рый окончил в 1988 г., получив диплом по специальности «инженер-экономист». В 1981-1983 гг. в Почаевской лавре исполнял послушания чтеца и певчего лаврского братского хора. В 1983 г. Волынским архиеп. Дамианом (Марчуком) назначен на должность псаломщика. 19 апр. 1984 г. рукоположен во диакона, 21 апр. того же года - во иерея. 4 мая 1984 г. был назначен настоятелем Благовещенского храма с. Раков Лес Камень-Каширского р-на Волынской обл., 6 марта 1985 г.- настоятелем Свято-Троицкого храма с. Матейки Маневичского р-на Волынской обл. В 1985 г. поступил в ЛДС, во время учебы служил в качестве прикомандированного священника в храмах Ленинграда. В 1986 г. перевелся на экстернат и стал клириком Курской и Белгородской епархии. С 9 июня 1986 г. служил настоятелем Успенского храма с. Ливенка Красногвардейского р-на Белгородской обл. 29 сент. 1987 г. был назначен настоятелем Никольского храма слободы Михайловка Железногорского р-на Курской обл., 10 янв. 1990 г.- настоятелем храма Всех святых, в земле Российской просиявших, г. Железногорска Курской обл. По окончании семинарии поступил на заочное отд-ние КДА, к-рую окончил в 1999 г. со степенью кандидата богословия. Обучался на спецкурсе в Курском гос. ун-те, получил сертификат преподавателя основ православной культуры, преподавал этот предмет в общеобразовательной школе.

http://pravenc.ru/text/2678983.html

Луначарский Анатолий Васильевич (1875–1933), государственный и партийный деятель, литературовед, драматург, поэт, искусствовед, академик АН СССР (1930). Член РСДРП с 1895, с 1903 большевик. В эмиграции в Швейцарии, Франции, Италии (1895–1898, 1904 – май 1917). В эмиграции входил в состав редакций большевистских газет «Вперед» и «Пролетарий». Нарком просвещения (октябрь 1917–1929), председатель Ученого к-та при ЦИК СССР (1929–1932), полпред СССР в Испании (1933); Лучинская, владелица усадьбы в окрестностях Шашково, месте отдыха Богословских; Лурье Яков Моисеевич (1869–?), журналист, издатель, сотрудник книгоиздательства «Мир», секретарь редакции журнала «Весь мир». Учился на фармацевта, затем занялся журналистикой. В конце 1890-х открыл типографию «Труд и польза», в 1904 – «Пастеровскую ферму» по производству молочных продуктов (кумыс этой фирмы покупал Лев Толстой); Лысогорский Николай Васильевич (1868–1919), магистр богословия (1906), доктор церковной истории (1916). Преподаватель Астраханской (с 1896), Донской (с 1903) духовных семинарий, приват-доцент Харьковского ун-та (1910–1912). Доцент (1912–1916), профессор (1916–1918) МДА, профессор историко-филологического ф-та М. у. (с 1917), затем исторического отделения ФОН МГУ (1919); Львов Владимир Николаевич (1872–1934), князь, политический и общественный деятель, октябрист (с 1906), затем независимый националист (с 1910), участвовал в организации в Самаре и Самарской губ. отделений партии «Союз 17 октября». Гласный Самарской губернской земской управы (1907). Депутат III и IV Государственных дум, в обеих думах председатель комиссии по делам православной церкви, товарищ председателя фракции центра в IV Государственной думе. В дни Февральской революции член Временного к-та Государственной думы, затем обер-прокурор Синода (март–июль 1917). С 1920 в эмиграции, примкнул к «сменовеховцам», в 1922 вернулся в Россию, работал в высшем церковном упр-нии (1922–1927), активный участник движения «Живая церковь », с 1927 по 1929 в ссылке в Томске, где остался на жительство;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Можайске. В 1937 вновь арестован, расстрелян 19.11.1937 на полигоне в Бутово. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских (2005). Реабилитирован в 1989 по делу 1937 г. и в 1990 – по делу 1932 г.; Людовик Филипп, см. Луи Филипп; Лютш Александр Яковлевич (1893–1918), магистрант историко-филологического ф-та М.у.; Мазепа Иван Степанович (1644–1709), гетман малороссийский (1687–1708); Майков Аполлон Николаевич (1821–1897), поэт, переводчик, член-корр. Петербургской АН (1853). Окончил юридический ф-т Петербургского ун-та (1841). Начал печататься в 1835. Служил в б-ке при Румянцевском музее, с 1852 – в К-те иностранной цензуры; Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков) (1816–1882), историк, богослов, публицист, бакалавр (1842), доктор (1847) богословия, академик Петербургской АН (1854). В 1841 пострижен в монашество, преподаватель Киевской ДА (1841), профессор (с 1843), ректор (1850–1857) Петербургской ДА, редактор журнала «Христианское чтение» (1850–1857), основатель харьковского журнала «Духовный вестник» (1861). Епископ Тамбовский (1857), Харьковский (1859), Винницкий, архиепископ Литовский и Виленский (1862–1879), митрополит Московский и Коломенский и Свято-Троице-Сергиевой Лавры священноархимандрит (1879–1882), одновременно, член Синода; Макарий (в миру Михаил Андреевич Парвицкий – «Невский») (1835–1926), епископ – Бийский (1884–1891), Томский (1891–1912), митрополит Московский и Коломенский (1912– 1917), Алтайский (с 1920); Макаров Александр Александрович (1857–1919), государственный деятель. Помощник секретаря канцелярии председателя (1880), секретарь 1-го отделения (1882), член (1885–1889) Петербургского окружного суда, прокурор Ревельского (1889–1894), Нижегородского (1894–1897), Московского (1897–1899) окружных судов. Председатель Киевского окружного суда (1899–1901), прокурор Саратовской судебной палаты (1901–1906). Товарищ министра (1906–1909), министр (1911–1912) внутренних дел, государственный секретарь (1909–1911), сенатор (1907), член Государственного совета (1912), министр юстиции (июль–декабрь 1916).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Лит.: Н. С. Софрониева и Глинская пустыни//Странник. 1862. 12. С. 529-568; Павел (Преображенский), архим. Путивльский Молчанский Печерский мон-рь. К., 1877; Палладий (Батенин), игум. Ист.-стат. описание Молчанской Рождество-Богородицкой Печерской муж. общежительной Софрониевой пуст. и состоящего при ней скита во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, находящихся в Курской епархии. М., 1895; Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и другие достопримечательности Курской губ. Курск, 1902; Лебедев А. С. Сведения о некоторых архивах духовного ведомства в губерниях Курской и Харьковской. Х., 1902; Рябинин И. М. О Путивльском Преображенском соборе и тех церквах и мон-рях, к-рые имели связь с собором//Зап. Имп. Харьковского ун-та. 1902. Кн. 2. Прил. С. 48-96; он же. История о Путивле, уездном городе Курской губ. Путивль, 1911; Левитский И., свящ. Город Путивль//Тр. XII археол. съезда в Харькове. М., 1905. Т. 3. С. 111-121; Логвин Г. Н. Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль. М., 19802; Pyciha О. В. До icmopiï монастирського господарства на Cibepщuhi: (Випис 1606 р. путивльського Молчинського мон-ря)//Укр. apxeorpaфiчhuй щopiчhuk. К., 1999. Вип. 3/4. С. 450-457; Поселянин Е. Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М., 2002. Кн. 2. С. 254, 360; Луговский А. В. и др. Софрониевский мон-рь. К., 20022; Коваленко Ю. О. Apxeoлoriчhi дocлiджehhя на mepumopiï Coфpohiïbcьkoro мон-ря niд Путивлем//Путивльський зб. Суми, 2004. Вип. 1. С. 33-47; Чудная гора/Сост.: иером. Платон (Кислухин), А. А. Чурочкин. К., 2005; Юрченко Н. С. Cbяmuhi Сумщини: Образ Молченськоï ikohu Божоï Mamepi://Путивльський зб. 2005. Вип. 2. С. 20-25; Вечерський В. В. Moh-pi та храми Путивльщини. К., 2007; он же. Npabocлabhi cbяmuhi Сумщини. К., 2009; Терентьева В. М. К вопросу о списках Молченской иконы Божией Матери//Дамиановские чт. Курск, 2008. Ч. 1. С. 114-124; она же Синодики Молченського Piздba Пресв. Бoropoдuцi мон-ря: (Сер. XVIII-XX ст.)//Путивльський зб. 2015. Вип. 8. С. 192-198. Чурочкин А., прот. Молченский патерик: Сказание о житии преподобных отцев Молченских, на Чудной горе подвизавшихся. Путивль, 2009; он же. Путивльская земля в Х - нач. ХХ в.: (Церк.-археол. очерк). Путивль, 2010; он же. Путивльский Борисоглебский мон-рь: Новые данные//Путивльський зб. 2015. Вип. 8. С. 128-145; Иустин (Юревич), иером. Архим. Феодосий (Маслов) - основатель Григорие-Бизюкова мон-ря//ХЧ. 2015. 5. С. 281-300.

http://pravenc.ru/text/2564084.html

Собор постепенно ветшал. Его осмотр археологической экспедицией 1909 г. зафиксировал протечки кровли, нарушение дренажной системы, изношенность деревянных конструкций, опасность для сохранности монументальной живописи, покрытой копотью и пылью. Новое обращение к архитектурному комплексу К. м. как к историческому объекту связано с развитием дела охраны памятников в 20-х гг. XX в. В 1927 г. собор и надвратная церковь с колокольней были обследованы комиссией в составе видных ученых Д. М. Щербаковского, Ф. Л. Эрнста, И. В. Моргилевского, к-рые констатировали плачевное состояние памятников. Администрация больницы требовала прекратить церковный звон, «раздражающий психически больных», но группа профессоров-медиков дала заключение о его обратном эффекте. Тем не менее в 1927/1928 г. богослужения в соборе были прекращены (ЦДАВО. Ф. 166. Оп. 8. Д. 418. Л. 19; НБУВ ИР. Ф. 279. Д. 847. Л. 4). Постановлением Совнаркома Украинской ССР от 18 мая 1929 г. на территории бывш. К. м. был образован «Киевско-Кирилловский государственный историко-культурный заповедник». Первым директором музея стал А. Н. Александров - выпускник историко-филологического фак-та Харьковского ун-та, член Московского археологического об-ва. Он начал ремонтные работы, новую реставрацию фресок и врубелевской иконы Пресв. Богородицы в алтаре. Дом причта Кирилловского прихода превратили в больничный морг. В марте 1930 г. по решению Киевского горсовета были сняты 5 колоколов и массивные медные оконницы с золочеными подвесками с колокольни, а из собора изъяты 12 серебряных предметов. Все каменные сооружения на территории мон-ря также планировалось передать музею. В частности, в окт. 1930 г. Всеукраинский археологический комитет выступил с предложением открыть в надвратной Благовещенской ц. музей архит. И. Г. Григоровича-Барского, но вместо музея там разместились художественные мастерские, канцелярия и квартира директора Кирилловского заповедника Александрова. Несмотря на музейный статус территории, в 1936 г. директор Кирилловской психиатрической больницы Гальперина инициировала разрушение надвратной церкви с колокольней (взорвана в 1939), келий и каменной ограды (из 4 угловых башен сохр. одна) (ГА Киевской обл. Ф. 2412. Оп. 1. Д. 258, 259, 260). Лишь в соборе до 1940 г. непрерывно продолжались реставрационные работы.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

22 июня 1835 г. И. был перемещен на Иркутскую и Нерчинскую кафедру, сменив свт. Мелетия (Леонтовича) . Прибыл в Иркутск 14 нояб. 1835 г., на перевозе через Ангару его встречали колокольным звоном всех церквей города при большом стечении народа. Возглавив епархию, И. содействовал миссионерским трудам прот. Иоанна Вениаминова, буд. митр. Московского св. Иннокентия , ходатайствовал перед Святейшим Синодом об учреждении самостоятельной епископской кафедры на Камчатке. Добился в 1836 г. повышения статуса главных обителей края: перевода иркутского в честь Вознесения Господня мужского монастыря в 1-й класс, иркутского в честь иконы Божией Матери «Знамение» , Посольского в честь Преображения Господня и Усть-Киренского во имя Святой Троицы монастырей - во 2-й класс. Епископ дважды совершал объезд подведомственной ему территории. В авг.-сент. 1836 г. побывал в долине Ангары, а в июне-июле следующего года - в Забайкалье. Построил неск. каменных храмов, в т. ч. иркутскую ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1835-1847; взорвана в 1931), ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери (1837-1841; снесена в 1932) в Вознесенском мон-ре, закончил возведение кладбищенского храма в честь Входа Господня в Иерусалим. 23 июня 1838 г. покинул Иркутск в связи с новым назначением. 23 апр. 1838 г. И. возглавил Екатеринославскую и Таганрогскую епархию, 2 окт. того же года прибыл в кафедральный город. По инициативе И. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) на месте обветшавшей деревянной Успенской ц. (кон. XVIII в.) в 1838-1850 гг. был построен одноименный 2-этажный каменный храм; при И. также велось строительство 5-купольного Свято-Троицкого храма с колокольней. В 1838 г. приобрел для Екатеринославской ДС дом. Отменил преподавание в семинарии богословских дисциплин на лат. языке, сделал факультативным изучение евр. языка, ввел в круг учебных дисциплин изучение сельского хозяйства и медицины. Награжден орденом св. Анны 2-й степени (27 февр. 1832), избран почетным членом Харьковского имп. ун-та (26 нояб. 1834), действительным членом ОИДР (14 окт. 1839).

http://pravenc.ru/text/389647.html

По инициативе Д. был осуществлен ряд переводов с иностранных языков. Под его наблюдением занимался переводами прп. Максим Грек. Известно неск. списков перевода Максимом Греком Бесед свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (1524 г.), выполненных писцами митрополичьего скриптория. В 1534 г. по поручению митрополита «литовский полоняник», «немчин, родом любчанин» (отождествляемый в литературе с лейб-врачом вел. кн. Василия III Булевым), перевел с иллюстрированного любекского издания 1492 г. Травник, получивший в Московской Руси в XVI-XVII вв. широкое распространение. Б. Н. Морозов отождествил с беловым оригиналом этого перевода лицевой список ЦНБ Харьковского ун-та, 159/С (текст сопровождается перьевыми рисунками, копирующими гравюры издания). В дополнение к лит. деятельности Д. практически на протяжении всей жизни занимался книгописанием. (Весьма большое число рукописей, в работе над к-рыми в разное время (преимущественно в 20-40-х гг. XVI в.) и в разной степени принимал участие Д., было определено Клоссом в исследованиях 70-х гг. XX в. и монографии, посвященной Никоновской летописи ( Клосс. 1980. С. 88-95). Однако большинство этих атрибуций носит констатирующий характер без развернутой аргументации, из-за чего не может быть принято безоговорочно и нуждается в дополнительной проверке; достаточно указать на спорность атрибуции Д. киноварных заголовков в митрополичьем формулярнике ГИМ. Син. 562; см.: Клосс. 1980. С. 92; ср.: РФА. Ч. 1. С. 31-32.) В описях б-ки Иосифова Волоколамского мон-ря 1545 и 1573 гг. перечислен ряд книг, составленных или переписанных Д., часть к-рых отождествляется с сохранившимися до наст. времени: «Духовная митрополита Даниила, собрано от Божественных писаний, в полдесть в затылке» (КЦДР. С. 33), «Соборник в десть Данилова собрания митрополита» (Там же. С. 37), «Книга в десть Иоана Дамаскина, в начале писмо Данила митрополита» (Там же. С. 72; РГБ. Волок. 490), «Соборник Дионисия Звенигородского, писмо Данила митрополита, в начале Симеон Новый Богослов» (КЦДР. С. 82). Известие об одной из рукописей, переписанной Д. в период настоятельства в Иосифовом Волоколамском мон-ре - Кормчей серб. редакции - и позднее, возможно, положенной им в основу Сводной Кормчей, сохранилось в позднем списке ( Щапов Я. Н. Византийское и южнослав. правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 267, 32). Во время пребывания на митрополичьей кафедре Д. активно привлекал к работе владычного скриптория волоколамских писцов ( Клосс. 1980. С. 81-87).

http://pravenc.ru/text/171216.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010