Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДЕЛУНГ Федор Павлович (Фридрих Пауль; 25.02.1768, Штеттин, совр. Щецин, Польша - 18.01.1843, С.-Петербург), историк, филолог, востоковед; чл.-корр. С.-Петербургской АН, почетный член Харьковского и Дерптского ун-тов. Закончил Лейпцигский ун-т, где изучал право и философию. С 1797 г. жил в России. С 1803 г. наставник великих князей Николая (буд. имп. Николай I Павлович ) и Михаила Павловичей. С 1818 г. чиновник особых поручений при Мин-ве иностранных дел, с 1824 г. и до конца жизни начальник учебного отд-ния вост. языков при Азиатском департаменте. Принимал участие в создании Румянцевского музея. А.- собиратель материалов по тюрк. и др. языкам народов России; автор трудов: «Митридат, или Всеобщее языкознание» (1806), содержащего перевод молитвы «Отче наш» на различные языки, анонимно изд. работы «О сходстве санскритского языка с русским» (1811) и др. По церковной археологии им написана кн. «Корсунские врата в Софийском соборе в Новгороде» (М., 1834), в к-рой А. предположил герм. происхождение этого памятника искусства. Последние 25 лет жизни собирал в б-ках Рима, Лондона, Вены и Вольфенбюттеля записки иностранцев о России. Результаты этой работы отразились в посмертно изд. соч. А. «Обозрение путешествий по России» (1846, рус. пер.- 1864), к-рое было удостоено Демидовской премии. Собранная А. коллекция книг и рукописей была приобретена после его смерти для б-к С.-Петербургского ун-та и имп. Публичной. Соч.: Krimisch-limerarische Übersicht der Reisenden in Rußland bis 1700. St.-Pb., 1846. 2 Bde.; Обозрение путешествий по России. СПб., 1864; Mithridate, oder allgemeine Sprachkunde mit dem Vater Unser als Sprachprobe. B., 1806; Camherinens der Großen Verdienste um die vergleichende Sprachkunde. St.-Pb., 1815. Лит.: Шегрен А. И. О книгах и рукописях Ф. П. Аделунга//СПб. вед. 1844. 231-232; Сухомлинов М. И. История Российской Академии. СПб., 1874. Т. 1; РБС. Т. 1. С. 71-73. А. А. Волков Рубрики: Ключевые слова: МАРР Николай Яковлевич (1864-1934), российский востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф, археограф; академик (1912), награжден орденом Ленина (1928); заслуженный деятель науки (1933) ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист ГОЛОВАЦКИЙ Яков Федорович (1814 - 1888), бывш. униат. свящ., историк, филолог, один из инициаторов национального возрождения русинов в Галиции, входившей в XIX в. в состав Австрийской империи ДЕСТУНИС Спиридон Юрьевич (1782 - 1848), рус. дипломат греч. происхождения, филолог, историк, писатель, переводчик с греческого

http://pravenc.ru/text/63506.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Т. И. Буткевич. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Тимофей Иванович (21.02.1854, с. Рогозянка Харьковского у. Харьковской губ.- 31.12. 1925, Харьков), прот., богослов, историк Церкви. Род. в семье священника. В 1863-1869 гг. учился в Харьковском ДУ, в 1869-1875 гг.- в Харьковской ДС, в 1875-1879 гг.- в МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия. 19 нояб. 1878 г. рукоположен во священника к Троицкой ц. слободы Беловодск Старобельского у. В 1880 г. зачислен в клир Покровского собора в Старобельске, преподавал Закон Божий в городском детском приюте. С 1882 г. священник кладбищенской ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Харькове, в 1884 г. переведен в харьковский кафедральный Успенский собор, в 1891-1894 гг. ключарь собора. Одновременно являлся председателем совета Харьковского епархиального жен. уч-ща, преподавал Закон Божий в Мариинской жен. гимназии. С 1893 г. протоиерей. В сент. 1894-1906 гг. профессор богословия имп. Харьковского ун-та, преподавал (с 1901) Закон Божий, затем педагогику в харьковской жен. гимназии Д. Д. Оболенской. В 1903 г. удостоен степени д-ра богословия за соч. «Религия, ее сущность и происхождение» (ч. 1). В 1904 г. принят в Палестинское православное об-во . В 1906 г. участвовал в заседаниях Предсоборного присутствия, с 1908 г. член Особого совещания при Святейшем Синоде по миссионерским делам, председатель синодальной комиссии по сектантским делам, с 1910 г. состоял в комиссии по старокатолич. и англикан. вопросам при Синоде, до апр. 1917 г. входил в Учебный комитет Синода. В 1906-1909 и в 1909-1917 гг. являлся членом Гос. совета от духовенства. После 1917 г. вернулся в Харьков, служил в кафедральном соборе. Б. отличался многосторонними научными интересами, его исследовательский талант раскрылся как в больших аналитических работах, так и в публицистических статьях на актуальные темы богословия, церковной истории. В магист. дис. «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1883), направленной в первую очередь против рационалистического толкования НЗ (Ж. Э. Ренан , Д. Ф. Штраус , Г. Э. Г. Паулус , К. Б. Хазе и др.), Б. попытался дать обоснование святоотеческой т. зр. на происхождение Евангелий и события земной жизни Спасителя. Одним из главных научных трудов Б. является трактат «Религия, ее сущность и происхождение» (2 кн.). Алексей Иванович Введенский считал, что в работе Б. «собрано все значительное по вопросу о сущности и происхождении религии и критическое обозрение неправильных мнений доведено до самых последних веяний - до Ницше включительно» (Журналы собраний Совета МДА за 1903 г.//БВ. 1904. 3 (2-я паг.). С. 24). По мнению Б., монотеизм является основой религ. сознания, все др. формы религиозности есть искажение или отступление от него в силу исторических и национальных особенностей.

http://pravenc.ru/text/153699.html

1 февр. 1908 г. сщмч. Никон перевел еп. Леонида (Окропиридзе) на Гурийско-Мингрельскую кафедру; из Грузии был выслан один из активистов об-ва автокефалистов свящ. И. Джаши. Однако, по данным полиции, К. и еп. Леонид тайным образом регулярно приезжали в Тифлис на совещания автокефалистов: в февр. 1908 г. было решено любыми средствами убрать экзарха Никона; 17-18 апр. обсуждалось убийство экзарха; 18-21 мая К. также приехал на очередную встречу и жил в тифлисской квартире свящ. И. Чиджавадзе ( Мельникова. 2009. С. 401-402). По мнению Д. Гамахарии, опирающегося на сведения Тифлисского охранного отделения, К. в этот период был в Тифлисе лишь 10-18 апр. ( Гамахария. 2006. С. 327-329, 468). В апр. экзарх, заручившись поддержкой министра внутренних дел П. А. Столыпина , послал в Синод проект переустройства груз. епархий. В Тифлисе ходили слухи, что экзарх намерен выслать из Тифлиса всех автокефалистов; обстановка накалялась. 28 мая 1908 г. сщмч. Никон был убит. Следствие показало причастность к убийству «Братства восстановления независимости (свободы) Грузинской Церкви». Кроме того, Тифлисское жандармское управление располагало сведениями о том, что у К. был личный мотив; имелась также информация, что К. накануне был в Тифлисе, но по справке харьковского губернатора М. К. Катеринича, приобщенной к материалам дела, К. находился в то время в Куряжском мон-ре. Немаловажное значение в расследовании имели показания сщмч. Иоанна Восторгова о том, что К. «уже с 1902 г. стал подговаривать монахов не молиться за Царя, организовывал сплетнические инсинуации на экзархов и, будучи в Орле, посылал оттуда в Тифлис на организацию деньги, собирая их всякими средствами» ( Мельникова. 2009. С. 402). Причастность К. к убийству осталась недоказанной, однако он был арестован и запрещен в священнослужении (РГИА. Ф. 1579. Оп. 1. Д. 170. Л. 1-15; Д. 157. Л. 1-14; Келенджеридзе. 1918. С. 130; Вардосанидзе. 1994. С. 23; Вардосанидзе, Анания (Джапаридзе). 2001. С. 112-116). В защиту К. выступил груз. писатель А. Р. Церетели. Он писал Чиджавадзе: «Все мои надежды рухнули... не щадя себя, поеду в Петербург и буду бороться до конца» (НЦРГ. Ф. А. Церетели. Д. 415). Харьковский губернатор Катеринич обратился в Синод с просьбой, когда дело будет закрыто, перевести К. в «какой-либо другой монастырь в одной из северных губерний России». Губернатор писал, что К., посещая б-ку Харьковского ун-та, имел «вредное влияние на учащуюся молодежь из уроженцев Кавказа» (ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 13-13 об., 22). После следствия К. был уволен на покой в Санаксарский в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-рь , находившийся в Тамбовской губ. По сообщению начальника Харьковского охранного отд-ния 219 от 13 янв. 1909 г., К., выезжая из Куряжского монастыря, отправил в Гори 46 пудов книг (Там же. Л. 20, 38 об.).

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Машанов (Казанский съезд. 237). 956 Харузин Алексей Николаевич (18641932). В 1883 окончил Ревельскую гимназию. В 1889 окончил физ.-мат. ф-т Московского ун-та. 1892 – магистр зоологии Дерптского ун-та. Занимался исследовательской работой в области антропологии и палеоантропологии, в частности, тюркских народов; исследовал пути модернизации доиндустриальных обществ. 1891 – чиновник для особых поручений при губернаторе Эстляндии; затем упр. канцелярией Виленского генерал-губернатора, губернатор Бессарабии, почетным мировой судья Аккерманского уезда, директор Департамента духовных дел иностранных исповеданий, товарищ министра внутренних дел (с 1911), сенатор. За несколько лет до революции подал в отставку из-за несогласия с правительственной политикой. После революции работал в опытной сельскохозяйственной станции Тульской губернии. 1924 – вернулся в Москву, преподавал в сельскохозяйственном техникуме. 1927 – арестован, вскоре освобожден. Вновь арестован и осужден. Скончался в Бутырской тюрьме (Керимова и Наумова). 957 Алексий (Дородницын ; 18591919). В 1885 окончил МДА, канд. богосл., 1910 – д-р церковной истории. Смотритель дух. училищ, миссионер, преподаватель. 1902 – иеромонах, инсп. Ставропольской, с 1903 – Литовской ДС. 1904 – еп. Сумский, вик. Харьковской епархии, 1905 – еп. Елисаветградский, вик. Херсонской епархии 1905 – еп. Чистопольский, вик. Казанской епархии, ректор КазДА. 1912 – еп. Саратовский и Царицынский, 1914 – архиеп. Владимирский и Суздальский После Февральской революции изгнан из епархии. В 1918 уехал в Киев, выступал против митр. Владимира (Богоявленского) . На Украинском соборе возглавил группу автокефалистов. После убийства митр. Владимира запрещен в служении. Перед смертью принес покаяние (ПЭ I. 665666). 958 Луппов Павел Николаевич (22.11.18672.02.1949). Учился в КазДА, в 1890 исключен за общение с В.Г. Короленко и другими ссыльными. Редактировал казанскую газету «Биржевой листок», участвовал в переписях в Вятской губернии. В 1893 поступил в МДА; под руководством Е.Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Е. Ф. Дюков. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Евгений Феофилович (6.01.1894, г. Купянск Харьковской губ.- 21.09.1951, Прага), регент, певец, автор духовно-муз. сочинений. Род. в семье священника. С детских лет вместе с братьями прислуживал отцу в церкви. В 1914 г. окончил Харьковскую ДС. Обучался на медицинском фак-те Харьковского ун-та. Во время первой мировой войны служил в армии Л. Г. Корнилова и затем в Белой Армии А. И. Деникина и П. Н. Врангеля. Получил звание офицера. В 1920 г. выехал с воинскими частями из Крыма в Галлиполи, затем в Софию и, наконец, в Чехословакию, где поступил на медицинский фак-т Карлова ун-та. По окончании остался в Праге и работал врачом. В нач. 20-х гг. Д. поступил в Общестуденческий рус. хор, созданный в Праге в 1921 г. при содействии чехословацкого правительства. Хор ставил целью объединение муз. деятелей рус. общества за границей и распространение рус. музыки в Чехословацкой Республике и за ее пределами. В 1923 г. из Петрограда был приглашен возглавить хор композитор и хоровой дирижер А. А. Архангельский . После смерти музыканта 16 нояб. 1924 г. хор стал носить его имя и популяризировать его творческое наследие. В посвященных Архангельскому концертах исполнялись его духовная и светская музыка, обработки народных песен. По такому же принципу строились и мн. др. концерты хора, к-рый также пел за богослужением, выступал на радио, принимал участие в общественных торжествах. Получивший самую широкую известность в Чехословакии и рус. диаспорах мн. стран мира коллектив был упразднен 2 июня 1950 г. В разные годы хором управляли И. Р. Вебер, А. Т. Гречанинов , Б. С. Евтушенко, В. Ф. Кибальчич, Н. А. Кожин, И. В. Крбец, П. П. Милоставский, А. Н. Новикова-Рыжкова, Г. И. Пехар, А. И. Терлецкий, А. Г. Чесноков . 18 марта 1937 г. дирижером хора (тогда он именовался «Русский хор имени Архангельского» или «Русский хор «Архангельский»») и председателем его правления был избран Д., в то время уже получивший известность как руководитель вокального октета, выступавшего на Чехословацком радио. Обладатель прекрасного тенора, в 30-х гг. Д. принимал участие в концертах Русского хора как солист.

http://pravenc.ru/text/180817.html

М., 2010. C. 159-312; Fern á ndes T. Un fragmento inédito sobre la virtud, atribuido a Nilo de Ancira//Bizantinistica. Ser. 2. Spoleto, 2010. Vol. 12. P. 201-213; Parrinello R. M. Alfabeti dal Sinai e dintorni: Tradizione monastica e parenesi attraverso gli alfabeti (4o-12o sec.)//REB. 2011. T. 69. N 1. P. 135-158; Rossi L. Povertà e Preghiera: La figura di Nilo di Ancira in un inno di Nilo di Rossano//Studi sull " oriente cristiano. R., 2012. Vol. 16. N 2. P. 51-69; Πιτταρς Θ. Κ. Θεολογικ ρολογα κα διδασκαλα στ Βιβλα Επιστολν το σκητο Νελου Αγκρας († 430)//Κσμος: Επιστημονικ Περιοδικ του Τρματος Ποιμαντικς και Κοινωνικς Θεολογας. Θεσ., 2012. Ν 1. Σ. 149-211; Niecior L. Nilus of Ancyra and Allegorical Interpretation of Luke 22:36 Against the Background of Ancient Exegesis//E-Theologos. Warsz., 2013. Vol. 4. N 1. P. 5-17; idem. Nilus von Ankyra und Johannes Chrysostomus über das monastische Leben//Erbe und Auftrag: Benediktinische Monatschrift. Beuron, 2013. Bd. 89. S. 264-274; Getov D. The Alphabetic Chapters Attributed to St. Neilos: An Edition//Scripta & e-Scripta. 2014. Vol. 13. P. 77-87; Сучалкин О. В. Греч. рукописный сборник XII в. из коллекции ЦНБ Харьковского нац. ун-та им. В. Н. Каразина//Bichuk Xapkibcьkoro нац. ун-ту iм. В. Н. Kapaзiha. Сер. «Фiлoлoriя». 2015. Вип. 71. 1127. С. 106-109; Ridder E., de. Elias Ekdikos as the Author of the Anthologium Gnomicum (CPG 7716)//REB. 2015. Vol. 73. P. 203-227; Trento A. Nilo, Proclo o Nestorio?//Rivista di storia del cristianesimo. Brescia, 2016. T. 13. P. 51-72; Вершинин К. В. Малоизученный слав. перевод творений Евагрия Понтийского//Текстология и историко-лит. процесс: Сб. ст. М., 2018. Вып. 6. С. 5-16. Е. В. Ткачёв Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества МАРК ПУСТЫННИК (Марк Подвижник, Марк Отшельник, Марк Монах, авва Марк) (1-я пол. V в.- после 430), автор аскетических и догматико-полемических сочинений, прп. (пам. 5 марта) НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Б. А. Дорн. Фотография. 2-я пол. XIX в. [нем. Dorn] Борис Андреевич (Йоханнес Альбрехт Бернгард) (29.04.1805, г. Шойерфельд, герцогство Саксен-Кобург-Зальфельд - 19.05.1881, С.-Петербург), российский ученый-востоковед, акад. имп. АН, директор Азиатского музея. Окончил Лейпцигский ун-т со степенью д-ра философии и богословия (1825), преподавал восточные языки. В 1829 г. приехал в Россию, руководил кафедрой вост. языков Харьковского ун-та, где, в частности, впервые в России стал вести курс эфиоп. языка. В 1835 г. Д. был переведен в С.-Петербург, в Учебное отд-ние вост. языков при Азиатском департаменте МИД, и в течение 8 лет вел курсы по истории, географии и нумизматике Востока. Тогда же началась академическая карьера Д.: он стал членом-корреспондентом имп. АН, с 1839 г. состоял адъюнктом «по части восточных языков», с 1842 г.- экстраординарным академиком, с 1852 г.- ординарным академиком. В 1842 г. Д. перешел на службу в имп. АН, был избран на должность директора Азиатского музея, к-рую занимал до смерти. Наряду с исполнением обязанностей администратора Д. постоянно работал над пополнением книжных, рукописных и нумизматических коллекций музея, занимался их каталогизацией и исследованием, создавая материальную базу академического востоковедения. В 1844-1869 гг. служил библиотекарем имп. Публичной б-ки (в наст. время РНБ). Д. оставил свыше 140 опубликованных работ, в значительной степени основанных на рукописных и нумизматических материалах Азиатского музея и Публичной б-ки, в частности нумизматические отчеты, статьи и заметки, посвященные чтению легенд на сасанидских монетах, монетах с пехлевийским и араб. письмом. В 1846 г. была опубликована написанная Д. история Азиатского музея со времени его основания. Ему также принадлежит заслуга составления 1-го каталога мусульманских книг, изданных в Казани в 1801-1866 гг., к-рый включает ок. 600 наименований. В научных работах Д. отражен его огромный труд по изучению мусульманских и христ. (эфиоп., сир., копт., арм., груз.) рукописей. Так, в 1837 г. он подготовил описание 7 эфиоп. рукописей из собрания Публичной б-ки, положив начало отечественной эфиопистике. Особое внимание Д. уделил уникальным сведениям о составе б-ки эфиоп. мон-ря в Иерусалиме, содержащимся в приписках к рукописи Четвероевангелия 1426 г. (Восточн. 612). В 1852 г. он выпустил в свет 1-й в отечественном востоковедении специальный каталог вост. рукописей и ксилографов - описание собрания Публичной б-ки, к-рое до наст. времени служит образцом для составления каталогов рукописных фондов. На протяжении всей жизни Д. регулярно публиковал в научной периодике отчеты о пополнении рукописных коллекций. Так, в 1853 г. он описал 4 редкие сир. рукописи V-VI вв. из Египта (Сир. нов. сер. 1-4), выполненные ранним письмом эстрангело и содержащие отдельные библейские книги (1 и 2 Цар., Послания ап. Павла), а также сочинения по истории Церкви.

http://pravenc.ru/text/180233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНУФРИЙ Онуфрий (Лёгкий), митр. Харьковский и Богодуховский. Фотография. 2018 г. Онуфрий (Лёгкий), митр. Харьковский и Богодуховский. Фотография. 2018 г. (Лёгкий Олег Владимирович; род. 27.03.1970, г. Ходоров Жидачовского р-на Львовской обл., УССР), митр. Харьковский и Богодуховский. Из семьи священника. В 1987 г. окончил среднюю школу и поступил на работу во Львовское ЕУ на должность экспедитора. После перевода 13 сент. 1989 г. митр. Львовского и Дрогобычского Никодима (Руснака) на Харьковскую кафедру О. в окт. того же года перешел экспедитором в Харьковское ЕУ. 28 авг. 1990 г. рукоположен во диакона и назначен к Благовещенскому собору г. Харькова. 4 окт. 1992 г. рукоположен во иерея. В 1993 г. заочно окончил Одесскую ДС, в том же году возведен в сан протоиерея. В 1998 г. окончил заочное отд-ние КДА, в 2003 г.- Варшавскую христианскую богословскую академию со степенью магистра богословия за соч. «Харьковская епархия (1850-1992 гг.). Историко-каноническое исследование». В 1996 г. назначен настоятелем Сергиевской общины Харькова. Руководил строительством храма-памятника в честь 2000-летия Рождества Христова в Харькове. 17 апр. 2000 г. постановлением Синода УПЦ прот. Олегу было определено быть епископом Изюмским, викарием Харьковской епархии. 20 апр. в Киево-Печерской лавре пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Онуфрия (Гагалюка). 21 апр. возведен в сан архимандрита. 22 апр. в Трапезном храме Киево-Печерской лавры хиротонисан во епископа Изюмского, викария Харьковской епархии. С 2003 г. наместник харьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 20 мая 2007 г. возведен в сан архиепископа. С 2008 г. почетный гражданин Харькова. В 2009 г. избран почетным доктором харьковского Национального ун-та внутренних дел. После смерти митр. Никодима (Руснака) с 16 сент. 2011 г. временно управлял Харьковской епархией. 8 мая 2012 г. назначен архиепископом Харьковским и Богодуховским, 20 июля того же года назначен ректором Харьковской ДС. 25 авг. утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Покровского мон-ря, 23 нояб. 2013 г. возведен в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/2581417.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (30.08.1889, Витебск - 8.08.1946, Москва), один из основоположников обновленчества . Род. в семье преподавателя древних языков, впосл. директора гимназии, действительного статского советника. После учебы в витебской гимназии В. поступил на историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та, в годы учебы часто посещал лит. салон Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус . В 1911 г. через газету «Русское слово» провел анкетирование неск. тыс. представителей интеллигенции с целью выявления причин широкого распространения неверия. В 1912 г. окончил ун-т, в том же году женился на дочери предводителя харьковского дворянства О. Ф. Болдыревой. В 1913 г. преподавал в витебской жен. гимназии, учился в консерватории. В 1914 г. экстерном сдал экзамен за полный курс в СПбДА, 27 авг. 1914 г. архиеп. Гродненским и Брестским Михаилом (Ермаковым) рукоположен во священника с назначением к церкви гвардейского запасного полка в Новгородской губ. С 1 сент. 1915 по май 1923 г. служил в петербургской ц. во имя святых Захарии и Елисаветы. Являясь клириком Ведомства протопресвитера военного и морского духовенства (до 1918 Захарие-Елисаветинский храм был церковью лейб-гвардии Кавалергардского полка), выезжал на фронт, в 1917 г. призывал войска в Галиции продолжать войну во имя защиты революции. После Февральской революции стал одним из основателей и секретарем образованного 7 марта «Всероссийского союза демократического духовенства и мирян» , в 1917 г. являлся также членом Всероссийского демократического совещания, заведовал внешкольным отделом Охтинского райсовета Петрограда, был близок к эсерам. Высказывался одобрительно об Октябрьской революции, проповедовал «христианский социализм». В 1918 г. под рук. В. выходила рассчитанная на массового читателя серия брошюр «Библиотека по вопросам религии и жизни». Опубликовал в издании об-ва «Соборный разум» свои сочинения «Социализм и религия» (Пг., 1918), «Паралич Церкви» (Пг., 1918), «Анархизм и религия» (Пг., 1918), в к-рых в негативном виде была представлена история христ. Церкви со времен равноап. Константина I Великого и критиковался принцип союза Церкви и гос-ва. В период Гражданской войны, сдав экстерном экзамены в неск. петроградских вузах, получил дипломы биолога, юриста, физика и математика.

http://pravenc.ru/text/149989.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕМИЛИАН Иванович Панасевич (2.08.1875, с. Обша Белгорайского у. Люблинской губ. (ныне на территории Польши) - 3.12.1937, г. Тихвин Ленинградской обл.), сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской семьи. По окончании в 1900 г. Люблинской ДС служил псаломщиком. В 1906 г. рукоположен во иерея. Настоятель храма в посаде Буск Стопницкого у. Келецкой губ. (ныне г. Буско-Здруй, Польша). 8 авг. 1914 г., в начале первой мировой войны, Е. был пленен занявшими посад австро-венг. войсками. Находился в заключении в тюрьмах и лагерях Германии и Австро-Венгрии. В июне 1917 г. освобожден при посредничестве испан. консульства в Вене, в авг. прибыл в Киев, вскоре переехал в Харьков. Поступил на юридический фак-т Харьковского ун-та. В 1919 г. эвакуирован вместе с ун-том в Севастополь. Продолжая учебу, служил 2-м священником в севастопольском Михайловском храме. С сер. 1921 г. проживал в г. Вязьме и служил настоятелем ц. в честь Входа Господня в Иерусалим (Фроловской). 27 нояб. 1929 г. арестован. Приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). В 1933 г. освобожден, вернулся в Вязьму, но вскоре ввиду закрытия властями храма переехал в Ленинград. Получил от Ленинградского митр. Алексия (Симанского, впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) назначение на пустующее в связи с арестом настоятеля место священника церкви дер. Званы Тихвинского р-на. В 1934 г., когда в дер. Званы после отбытия заключения вернулся свящ. Николай Бессонов, Е. перешел служить во Всехсвятскую (полковую) ц. в г. Тихвине. 29 сент. 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», заключен в тихвинскую тюрьму. Проходил по делу большой группы тихвинских священнослужителей, монашествующих и мирян, в т. ч. преподобномучеников игум. Арсения (Дмитриева) и игум. Иоанникии (Кожевниковой) , священномучеников прот. Иоанна Сарвы , священников Василия Канделяброва и Николая Покровского . Категорически отрицал предъявленные ему обвинения. 25 дек. приговорен Особой тройкой при НКВД по Ленинградской обл. к расстрелу. Казнен вместе с др. тихвинскими новомучениками. Имя Е. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г.

http://pravenc.ru/text/189943.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010