Состоялась всеукраинская конференция, посвященная 20-летию Харьковского Архиерейского Собора 28 апреля 2012 г. 17:59 26-27 апреля 2012 года на территории Свято-Покровского монастыря г. Харькова прошла Всеукраинская конференция «Возрождение духовности в современном мире: взаимодействие Церкви и образования», посвященная 20-летию Харьковского Архиерейского Собора 1992 года. В конференции, организаторами которой выступили Харьковский областной совет, Харьковская епархия и Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина, приняли участие представители 16 высших учебных заведений г. Харькова, а также гости из Москвы, Минска, Курска, Екатеринбурга, Смоленска, Саранска, Белгорода, г. Горки (Могилевская область Республики Беларусь). Тезисы докладов для сборника трудов конференции представили 182 автора из Украины, России и Белоруссии, в том числе 18 докторов наук, 63 кандидата наук, священники, учителя и директора школ, преподаватели, аспиранты и студенты, члены общественных организаций. Пленарное заседание прошло в зале собраний Архиерейской резиденции Харьковской епархии. От лица президиума участников приветствовал ректор Харьковского национального университета В. Бакиров. Были оглашены приветствия председателя Харьковской областной государственной администрации М. Добкина, главы городской администрации г. Харькова Г. Кернеса, председателя Харьковского областного совета С. Чернова. Участникам мероприятия был продемонстрирован фильм о Харьковском Архиерейском Соборе. Исполняющий обязанности управляющего Харьковской епархией архиепископ Изюмский Онуфрий поблагодарил организаторов и участников форума за внимание к деятельности Православной Церкви и поделился воспоминаниями о Соборе 1992 года, в котором он принял участие в качестве помощника митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака) . По словам владыки Онуфрия, благодаря деяниям Собора Украинская Православная Церковь сохранила канонический строй в благодатном единстве с Русской Православной Церковью. Архипастырь призвал всех молиться о здравии Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира , 20-летие Первосвятительского служения которого будет отмечаться в Украинской Православной Церкви одновременно с юбилеем Харьковского Собора. После пленарного заседания работа конференции продолжилась по секциям: Харьковская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Сумская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Сумской области [ править править код ] До конца 70-х годов XVIII века одна часть территории нынешней Сумской области относилась к Белгородской епархии, другая же часть - к Киевской. До 1799 года церкви Слободской Украины находились под ведением Белгородских архипастырей, как и в гражданском отношении Слободская Украины находилась под ведением Белгородских воевод и Белгородской губернской канцелярии. В 1780 году было открыто Харьковское наместничество, главным городом которого стал Харьков. С учреждением наместничеств по общему правилу, узаконенному еще при императоре Павле, пределы епархий должны были совпадать с пределами и границами губерний. В декабре 1796 года была образована Слободско-Украинская губерния с 11-ю уездами: Ахтырским, Богодуховским, Валковским, Волчанским, Змиевским, Изюмским, Купянским, Лебединским, Старобельским, Сумским и Харьковским. А 16 октября 1799 года была учреждена Слободско-Украинская и Харьковская епархия. В ее состав вошли все церкви Слободской Украины, а также некоторые церкви, входившие в состав Воронежской и Екатеринославской епархий. При образовании Слободско-Украинской и Харьковской епархии ее границы совпадали с границами наместничества, а затем и губернии. С 16 октября 1836 года Слободско-Украинская и Харьковская епархия стала называться Харьковской и Ахтырской. Указами Консисторий в 1860 году деятельность Духовных правлений была приостановлена. Указом Священного Синода от 14 ноября 1866 года было учреждено Сумское викариатство. Период с 1917 по 1945 годы в истории нашего Отечества был чрезвычайным по интенсивности и сложности исторических событий. Революционные перевороты 1917 года, превратившие крупнейшую православную империю - в страну, где правили безбожники и махровые богоборцы; восстановление патриаршества после двухсотлетней синодальной зависимости от властей предержащих; ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление Православия и полное уничтожение Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Сумская_област...

1864. Т. 13. 4. Заметки. С. 228-230). М. строго следил за тем, чтобы богослужение во всей епархии совершалось согласно церковному уставу, заботился о том, чтобы духовенство было грамотным и священнические места занимали лица в первую очередь с семинарским образованием. По инициативе М. в Харькове была создана общая церковная б-ка, к-рой пользовалось не только духовенство, но и светские лица. М. внимательно относился к нуждам духовенства и членам их семей, оказывая им всевозможную помощь. Большое внимание уделял улучшению материального положения воспитателей и воспитанников учебных заведений. 1 марта 1866 г. М. обратился к клиру всех церквей епархии с призывом отчислять незначительную часть доходов на улучшение благосостояния духовных учебных заведений. 12 дек. 1866 г. имп. Александр II объявил благодарность М. за работу по улучшению положения Харьковской ДС и подведомственных ей уч-щ. С 1868 г. М. жертвовал из собственных средств по 300 р. на духовно-учебные заведения для учреждения стипендий для сирот и бедных, но «отличающихся успехами и поведением»: 100 р. на семинарию и по 50 р. на каждое из уч-щ (Там же. Оп. 148. Д. 1476). За время управления М. Харьковской епархией число народных уч-щ увеличилось в 4 раза: к нач. 1869 г. их было 405. Особое внимание М. уделял епархиальным учебным заведениям: семинарии, 3 низшим муж. уч-щам (Харьковскому, Ахтырскому и Купянскому) и уч-щу для девиц духовного звания. Последнему М. в 1867 г. пожертвовал 1 тыс. р. на расширение здания (РГИА. Ф. 796. Оп. 148. Д. 40). В 1867 г. при деятельном участии М. был открыт муж. мон-рь во имя вмч. Димитрия Солунского в с. Рясном Ахтырского у. Макарий (Булгаков), архиеп. Литовский. Гравюра. После 1875 г. Худож. А. Вегер (ЦАК МДА) 10 дек. 1868 г. М. был назначен архиепископом Литовским и Виленским и священноархимандритом Свято-Духова мон-ря (см. вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ). Литовская епархия была одной из сложных из-за конфессиональной напряженности в регионе.

http://pravenc.ru/text/2561378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Дейнека. Икона. Нач. XXI в. (Белгородская епархия) Фомич Дейнека (7.11. 1894, г. Борзна Черниговской губ.- 1.06.1938, г. Благовещенск Амурской обл.), сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи сапожника. Окончил церковноприходскую школу и курсы псаломщиков. С 1917 по 1921 г. М. служил псаломщиком в храмах Харьковской епархии. В 1921 г. был рукоположен во диакона, в 1924 г.- во иерея. Служил сначала в Харьковской епархии, а затем по рекомендации Курского архиеп. сщмч. Онуфрия (Гагалюка) был принят еп. сщмч. Антонием (Панкеевым) на служение в Белгородской епархии. 22 февр. 1935 г. М. арестовали по обвинению в антисоветской деятельности. Проходил по одному делу с еп. Антонием, священномучениками Митрофаном Вильгельмским , Александром Ерошовым и псаломщиком мч. Михаилом Вознесенским . Не признал себя виновным в предъявленных ему обвинениях. 11 сент. 1935 г. приговорен Курским областным судом к 3 годам лишения свободы. Вместе с др. приговоренными по этому делу был отправлен в Дальневосточный ИТЛ на ст. Средне-Белая Амурской железной дороги, где находились архиеп. Онуфрий (Гагалюк) и осужденные вместе с ним священномученики Ипполит Красновский и Виктор Каракулин . В февр. 1938 г. в лагере против архиеп. Онуфрия, еп. Антония и др. священно- и церковнослужителей, в т. ч. и М., было начато новое дело. В марте 1938 г. их перевели в тюрьму Благовещенска. М. был казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Дальневосточному краю от 17 марта 1938 г. вместе с архиеп. Онуфрием (Гагалюком), еп. Антонием (Панкеевым), священниками Ипполитом Красновским, Митрофаном Вильгельмским, Александром Ерошовым, Николаем Садовским , Василием Ивановым , Николаем Кулаковым , Максимом Богдановым , Александром Саульским , Павлом Поповым , Георгием Богоявленским и псаломщиком Михаилом Вознесенским. Погребен с др. казненными в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/2563504.html

Считают, что Харьков обязан Государю Александру Александровичу «повышением статуса духовной столицы Слобожанщины путем возведения выдающихся шедевров градостроительства, храмового зодчества и возвышенной архитектуры и резким и быстрым промышленным и торговым строительством. Вследствие необычайно высокого положения Харькова как центра железнодорожного сообщения в огромной Российской Империи, город приобрел статус крупного промышленного и торгового центра». Судьба насельников этой обители была трагична. Отряд матроса-большевика П. Дыбенко (злодей — родом из черниговских крестьян) после издевательств и пыток расстрелял в Спасовом скиту монахов, включая настоятеля, 75-летнего отца архимандрита Родиона, шестерых настоятелей ближайших храмов, а также офицеров, укрывшихся в монастыре. Известна дата злодеяния — 29 декабря 1918 г. В судьбе нового монумента Александру III в Спасом скиту приняли участие Российский фонд «Возрождение культурного наследия» (глава А. Панин), в рамках собственной программы «Романовские святыни», осуществляемой особенно активно в нынешнем году 400-летия Дома Романовых, а также харьковская общественная организация «Русь Триединая» (руководитель С. Моисеев) и настоятель храма Нерукотворного Образа Спасителя с. Первомайское иерей Леонид Побигайленко. Молебен по открытии памятника. 30 октября 2013. Фото С. Кочетова.      Появление памятника было бы невозможно (и участие отражено на боковых плитах пьедестала) без Президента России В. Путина, руководителя РЖД и Фонда Андрея Первозванного В. Якунина и, разумеется, без благословения архиепископа Изюмского и Купянского Высокопреосвященного Елисея. Следует понимать сложность общественно-политической атмосферы на Украине, когда на Харьковщине с недавних времен существует две епархии. Причем епархия Харьковская и Богодуховская, возглавляемая архиепископом Онуфрием (Легким) теперь ведет «свою» линию, а паства, видящая себя в неразрывном единстве с Россией, сердцем тянется под окормление архиепископа Елисея (Иванова).

http://pravoslavie.ru/66174.html

Адрес: 61003, Украина, г. Харьков, ул. Университетская, 8/10 Телефоны: +38(057) 731 50 30 (дежурный монастыря) Как добраться: Свято-Покровский монастырь расположен вблизи площади Конституции. Доехать до него можно, воспользовавшись метро. Необходимо выйти на станции «Советская» или «Исторический музей». Подробнее... Свято-Борисоглебский женский монастырь (Водяное) [ править править код ] Свято-Борисоглебский монастырь Начал возрождаться в 1991 году. Официально утверждён решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 15 апреля 1997 года. Настоятельницей была назначена монахиня Серафима (Санталова), а духовным пастырем игумен Севастиан (Щербаков), который через несколько лет (в 2000—2003) отстроил возрождённый Покровский монастырь в Харькове. В мае 1997 года в монастыре начали совершаться богослужения. 20 июля 1997 года во время Божественной Литургии в храме обители чудесным образом мгновенно обновилась икона Спаса Нерукотворного. 28 октября 1997 года Священный Синод УПЦ постановил считать данную икону Спаса Нерукотворного чудотворной. До 2012 года находился в Харьковской и Богодуховской епархии Московского патриархата, с 8 мая 2012 года — в Изюмской и Купянской, поскольку Харьковская епархия была разделена на две, и Змиевской район отошёл к Изюмской епархии. Престольные праздники: Перенесение мощей блгв. князей Бориса и Глеба, мчч. блгвв. князей Бориса и Глеба, обновление иконы Нерукотворного Образа. Адрес: 63411, Украина, Харьковская область, Змиевский район, с. Водяное Телефон: (05745) 6–11–46 Подробнее... Архангело-Михайловский женский монастырь (Лозовая) [ править править код ] Монастырь Архангела Михаила в Лозовой Еще в кон. XIX в. в с. Светловщина в 5 км от Лозовой на средства землевладельца М. Фаддеева была учреждена женская община монастырского типа. Не имея своей церкви, ее насельницы посещали сельский храм Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова , Иоанна Златоуста), от которого община приобрела название Трехсвятительской. В советское время община была упразднена. При возрождении обители (в статусе монастыря) в 1998 г. ее разместили в Лозовой, а в Светловщине учредили монастырский скит. Обитель заняла заброшенное здание бывшего клуба железнодорожников, расположенное среди частных домов в старой части г. Лозовой. В Светловщине возле уцелевших монастырских корпусов возведен новый Трехсвятительский храм (на месте старого в советское время построен дворец культуры), освященный в 2005 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Харьковская_об...

протоиерей Герасим Шорец Скачать epub pdf (на литовской кафедре – 1868–1879) «Павел насади, Аполлос напои, Бог же возрасти» ( 1Кор. 3:6 ). После разделения (1448) Русской Митрополии на Московскую и Киево-Литовскую, находившуюся в пределах Литовско-Польского государства, митрополиты последней утвердили свою кафедру в столице Литвы, гор. Вильне. В 1596 г. Киево-Литовская митрополия отпала в унию. Нынешняя Литовская епархия, с кафедрой в г. Вильне, учреждена в 1839 г. приснопамятным митрополитом Литовским и Виленским Иосифом Семашко , виновником возсоединения с Православной Церковью 1½ миллиона униатов и католиков Литвы и Белоруссии. После 35-летнего управления епархией митрополит Иосиф скончался 23 ноября 1868 г. Преемником его, 10 декабря того же года, был назначен архиепископ Харьковский Макарий Булгаков , впоследствии митрополит Московский, знаменитый ученый, богослов и историк, автор 12-томной Истории Русской Церкви и 5-томного Догматического богословия, на которых воспитывались многия поколения русского духовенства. Служебный стаж архиеп. Макария: епископ Винницкий, викарий Подольской епархии 1851–1857 г.г.; епископ Тамбовский – 1857–1859 г.г.; епископ Харьковский – 1859–1868 г.г.; в сан архиепископа возведен в 1862 г.; архиепископ Литовский – 1868–1879г.г.; митрополит Московский – 1879–1882 г.г.. Почетный член Московского и Харьковского университетов. Ординарный акаде мик Императорской Академии Наук. Его труды, кроме упомянутых Русской Церковной Истории и Догматичского богословия: Введение в курс догматического богословия, История русского раскола старообрядчества, История Киевской Духовной Академии. Родился в 1816 г., скончался в 1882 г. Погребен в Троице-Сергиевой лавре. Читатель должен иметь в виду, что территория Литовской епархии, населенная народом русским (белорусской ветви) и православным, в течение многих веков входила в состав Литовско-Польского государства – Речи Посполитой. Здесь в 1596 г., в гор. Бресте, родилась церковная уния, которая распространялась и насаждалась мерами правительственного воздействия. Подавляющее большинство русского населения вынуждено было принять унию и в течение нескольких веков с нею сроднилось, окатоличилось и ополячилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Днепропетровской епархии состоялся концерт, посвященный 1000-летию русского присутствия на Святой Горе Афон 26 марта 2016 г. 15:46 В рамках празднования 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон в Днепропетровской епархии состоялся концерт музыкально-культурологического проекта «Место встречи — Остров классики». Организатор мероприятия — Центр православной культуры «Лествица». Перед собравшимися выступил ансамбль древнецерковного пения «Сретение». Ранее музыкальный коллектив дважды принимал участие в проекте «Место встречи — Остров классики»: первый концерт, посвященный дню памяти святителя Николая Чудотворца, проходил в декабре 2007 года, второй — в честь 20-летнего юбилея ансамбля — в декабре 2010 года. В репертуаре коллектива — древние византийские, афонские, древнегрузинские, древнеримские и древнерусские богослужебные песнопения и молитвенные гимны. В рамках концерта был показан фильм о Святой Горе Афон. Своими воспоминаниями о посещении Афона поделились митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней , протоиерей Игорь Собко, народный депутат Украины Андрей Шипко, режиссер-документалист Александр Столяров и другие паломники. Ансамбль древнецерковного пения «Сретение» исполняет преимущественно древнегреческие, древнегрузинские и древнерусские распевы, а так же сочинения композиторов к богослужебным текстам. Ансамбль был основан выпускником Харьковской консерватории, кандидатом искусствоведения и солистом Харьковской филармонии Игорем Сахно в 1990 году. Первый аудиопроект коллектива «Древнее богослужебное пение Византии, Грузии и Руси» стал победителем в категории «Евангельские песни» на конкурсе независимой американской ассоциации Just Plain Folks Music Awards в 2004 году. Так же ансамбль успешно выступал (гран-при и первая премия) на фестивале духовной музыки «Глас Печерский» в Киеве. Ансамбль «Сретение» является лауреатом множества международных фестивалей старинной и церковной музыки. Состав ансамбля: Игорь Сахно — бас, протодиакон Вячеслав Марцинков — тенор, Игорь Чернявский — тенор, Сергей Ковалев— баритон, протоиерей Дмитрий Болгарский — бас, Игорь Тульчинский — баритон, Никита Бурцев — баритон. Днепропетровская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Архим. Тихон (Затёкин), Л. В. Абросимова, Д. Ю. Кривцов, Э. П. Р. Горьковская епархия в 1941 - сер. 80-х гг. XX в. В мае 1941 г. местные власти утвердили инспирированное ими «ходатайство» граждан о закрытии последней в Горьком и в области Троицкой ц. в пос. Высоково Ждановского р-на. Прот. Александр Архангельский, возглавлявший общины закрытых Новокладбищенского Покровского и Высоковского Троицкого храмов, направил жалобу в Президиум Верховного Совета СССР, после вмешательства к-рого Троицкая ц. была открыта в авг. 1941 г. Горьковская кафедра была замещена между 16 дек. 1941 и 10 янв. 1942 г., т. к. с этого времени в документах Синода архиеп. бывш. Можайский Сергий (Гришин) стал упоминаться как архиепископ Горьковский и Арзамасский. По-видимому, тогда же архиеп. Сергию было вверено временное управление Ивановской епархией (см. ст. Иваново-Вознесенская и Кинешемская епархия ). Статус кафедрального храма получила Высоковская Троицкая ц. Из-за налетов нем. авиации богослужения в ней неоднократно прерывались. После одной из бомбардировок церковь была серьезно повреждена. По этой причине для богослужений, а также для размещения архиеп. Сергия и ЕУ в марте 1942 г. была открыта ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в с. Выездном Арзамасского р-на. В 1942-1944 гг. она имела статус 2-го кафедрального собора епархии. 20 мая 1942 г. архиеп. Сергий (Гришин) был назначен на Харьковскую кафедру, 28 мая на Горьковскую кафедру определен Саратовский архиеп. Андрей (Комаров) . Однако из-за неудачной попытки Красной Армии освободить Харьков в ходе Харьковской операции архиеп. Сергий не смог занять эту кафедру. 13 июля 1942 г. определения от 20 и 28 мая были отменены, архиеп. Сергий остался на Горьковской кафедре, архиеп. Андрей - на Саратовской. 8 марта 1943 г. управление Ивановской епархией перешло от архиеп. Сергия к Ярославскому архиеп. Иоанну (Соколову ; впосл. митрополит). 24 авг. 1942 г. архиеп. Сергий вместе с прот. А. Архангельским впервые оформил перечисление средств от епархии и прихода с. Выездного в Фонд обороны.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Винница Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 49.232559; 28.46868 Украина, Винница Винница, Винницкая область Украина Православие в Виннице [ править править код ] Винницкая епархия, как самостоятельная, была основана 7 сентября 1933 г. И первым архиереем на Винницкой кафедре был священномученик Александр (Петровский). В 1934 г. он был членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском).С мая 1937 года владыка Александр был переведен из Винницы и возглавил Харьковскую епархию, где ровно через три года в Холодногорской тюрьме закончилось его земная жизнь. Память священномученика Александра 11/24 мая, мощи его находятся в Харькове в Свято-Благовещенском соборе. Епископа Александра 23 марта 1937 г. сменил священномученик архиепископ Иннокентий (Тихонов), который перед этим уже неоднократно был в ссылках и тюрьмах. 29 октября он был арестован, а в ноябре расстрелян в Виннице. 4 октября 1994 г. указом Священного Синода УПЦ Винницкая и Брацлавская епархия была разделена на Винницкую и Могилев-Подольскую, с центром в г. Винница, и Тульчинскую и Брацлавскую с центром в г. Тульчин. До 1793 года православные Подолья претерпевали жестокие гонения со стороны властей Речи Посполитой, которая ставила цель уничтожения Православной Церкви на своей территории и тотального окатоличивания населения путем унии. После присоединения Правобережья к России, 13 апреля 1793 г. на территории Минской, Изяславской и Брацлавской губерний была создана новая епархия. 15 мая того же года ее возглавил архиепископ Виктор (Садковский). Перед этим назначением владыка Виктор за активную проповедь Православия на территории Польши был арестован и заключен в Ченстоховской крепости. Лишь через три года, благодаря энергичному вмешательству русской дипломатии, он был освобожден. Вследствие того, что только в одной Бpaцлabckiй губернии в 1795 году было тысяча четыреста сорок две церкви, императрица Екатерина II распорядилась основать на Подолье самостоятельную епархию с названием " Брацлавская i Подольская " . Тогда же епископом Брацлавским и Подольским был назначен архимандрит ставропигиального Донского монастыря Иоанникий ( Никифорович-Полонский). Сначала резиденцией нового епископа был г. Шаргород, а со временем - Каменец-Подольский. Владыка основал консисторию и создал 13 духовных правлений. Среди прочих было основано и винницкое, которому были подчинены 143 православных храма. После создания духовных правлений епископ Иоанникий, для удобства в управлении епархией, решил разделить ее на благочиннические округа и ввести особую духовную должность - благочинных, которые должны были осуществлять непосредственное руководство подчиненным духовенством. Избранные благочинные были представлены епископу Иоанникию, которому принесли присягу и получили инструкции относительно деятельности на новой должности.

http://azbyka.ru/palomnik/Винница

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010