Arhiva De Ziua eliberrii Bulgariei de sub jugul otoman la Moscova a fost svârit Panihida pentru ostaii czui în anii Rzboiului ruso-turc 4 martie 2019 16:39 3 марта 2019 года, в День освобождения Болгарии от османского ига (национальный праздник Республики Болгария) и 141-ю годовщину окончания Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, состоялось торжественное поминовение русских воинов у часовни в честь иконы Божией Матери «Знамение» и святого благоверного князя Александра Невского — памятника героям Плевны в Ильинском сквере г. Москвы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла панихиду совершил управляющий Юго-Западным московским викариатством епископ Дмитровский Феофилакт . Его Преосвященству сослужили и.о. благочинного Иверского церковного округа г. Москвы протоиерей Андрей Речицкий, настоятель часовни протоиерей Александр Салтыков, представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Александр Добродеев, клирики Иверского благочиния протоиерей Арсений Тотев, протоиерей Александр Курнасов, иерей Геннадий Лапшин, протодиакон Константин Лаптев, а также клирик кафедрального собора в честь Оковецкой иконы Божией Матери г. Ржева Тверской области ( Ржевская епархия ) иерей Виктор Вознесенский. Богослужебные песнопения исполнил хор суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова. На церемонии присутствовали: временный поверенный в делах Республики Болгария в Российской Федерации Александр Ковачев, заместитель директора Четвертого Европейского департамента Министерства иностранных дел России Игорь Калабухов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ ФС по международным делам Алексей Чепа, начальник департамента Управления по внутренней политике Администрации Президента РФ Евгений Еремин, заместитель начальника управления по увековечению памяти погибших при защите Отечества Министерства обороны РФ генерал-майор Валерий Кудинский, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черемин, представители Правительства Москвы, общественных объединений «Российское военно-исторического общество», «Союз друзей Болгарии» и др. За богослужением также молились сотрудники Посольства Республики Болгария в РФ и представители болгарской диаспоры, казаки, кадеты, нахимовцы, суворовцы.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5383523...

Но полагавший душу свою за паству не щадил себя; и из представленного нами только что поверхностного обзора управления Святителя Иннокентия иркутскою паствою мы видим, как много он сделал по всем частям сего управления, и все это разнородное делание совершалось не более как в течение четырех лет. Такая усиленная деятельность не могла не послужить к дальнейшему упадку сил Его. А возьмем еще во внимание, что иерархические заботы составляли только часть многотрудного делания Иннокентия и в то же время доставляли труженику по крайней мере сердечную отраду в верном выполнении своею долга, самою же тяжелою стороною администрации Иркутского Первосвятителя были: разбирательство дел по сбору податей с монастырских крестьян, податей, при трех переменных царствованиях чрезвычайно оразнообразившихся в количестве раскладки, влекшей за собою страшную запутанность; преследование неизбежных при том случае злоупотреблений сборщиков; рекрутские наборы, сопрягавшиеся с побегами очередных монастырских крестьян, не только до забрития, но часто и с рекрутского двора после принятия в службу, причем розыски таковых возлагались на епархиальное же начальство; а всего безвременнее отягчали Святителя частные просьбы и жалобы, от рассмотрения которых он никогда не отказывался, как бы ни были ничтожны. Например, по жалобе церковного старосты призывает Он пред лице свое каменщика, который неисправно сложил в Кудинском селении церковную печь, чтоб привести его к сознанию недобросовестности; не тяготится писать увещание большевкладчицам Посольского монастыря, чтоб оне не обижали недостаточных вкладчиц, которые жаловались на это Ему же Святителю, и Его правосудия ищет защиты учитель Лапсан против напраслины, будто бы его гнедые лошади сделали потраву на чужом покосе, – и Святитель удостоверяет, по строгом обследовании, претендателя, что у Лапсана нет и не было ни одной гнедой лошади; словом, Праведный Иннокентий, привлекавший на свой нелицеприятный суд, очень редкий тогда в Сибири, людей всех сословий, был всем вся, и судиею, и советником, и увещателем, и утешителем, и миротворцем, жертвуя этому и покоем, и последним здравием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священник монастырской Валдайской слободы, за которого по его неуменью подписался сын, жаловался, что поселенцы вопреки договору три года не доставляют ему по 4 пуда хлеба со двора. По расследовании дела святитель предписал уплатить за 1727 год полное количество хлеба, а за другие года, по бедности крестьян, пострадавших от недорода хлеба, священник подождет уплату до лучшего времени. Поселенцы Кудинской слободы жаловались, что священник их Феодор ведет жизнь нетрезвую, в Пасху от нетрезвости оставил ризы в крестьянской избе, где они оставались 9 недель, а между тем донес, будто ризы украдены пономарем. Этот священник и по ревизии благочинного оказался очень неисправным. Но заменить его было некем, – так мало способных было к священническому служению! Преосвященный приказал священника за пьяную жизнь и за клевету на пономаря, а пономаря за доказанную нетрезвость наказать плетьми и возвратить на место служения. Сельский священник, по записке городского священника Васильева, похоронил у церкви повешенного преступника, вопреки 23 пункта инструкции патриарха Адриана. Святитель обязал обоих священников подпискою выкопать похороненного и перенесть на своих плечах в убогий дом, а Васильеву еще уплатить 5 рублей штрафу. После недорода хлеба 1727 года по Байкалу весною 1728 года открылась грозная засуха. Святитель от 16-го мая предписал церквам Иркутска и Иркутской десятины в каждой Литургии присоединять моление о прекращении засухи, по субботам петь акафист Богоматери, а в воскресенье собираться в собор для общего молебствия. Моления, говорил святитель, должны окончиться в Ильин день. Июля 30-го выезжал из Иркутска Рагузинский и бурею загнан был в Вознесенский монастырь, где и простился со святителем. Дождь шел такой сильный, что по улицам Иркутска вода стояла по колено. Святителю пришлось очищать паству свою от незаконных браков, которые бывали нередки в пастве, остававшейся без близкого надзора архипастырского. Крестьянин Флоров жаловался: женатый сын его Матфей, по болезни, путешествовал по святым местам России. Жена его Авдотья без него незаконно родила сына и потом повенчана с крестьянином Аввакумом. Исследование, оправдав это донесение, открыло и то, что Флоров просил 25 рублей с Аввакума и получил 8 рублей за разрешение невестке вступить в новый брак. Святитель утвердил такое решение своего приказа: Флорова за то, что взял 8 рублей и обещал «отпорную (отпускную), бить плетьми нещадно, чтоб иным так невесток продавать было не повадно»; наказав плетьми, отослать в монастырь на покаяние, а Аввакуму запретить жениться. В конце года Аввакум просил святителя: так как Матфей не хочет жить с Авдотьею, а ему, Аввакуму, при его молодости трудно уберечься от греха, то дозволить Авдотье жить с ним. Святитель написал: «Да последняя не будет горшая, и первый муж отрекся от Авдотьи, того для выслать ее из монастыря ко второму мужу». Такого же содержания были решения о солдатке, вышедшей замуж при живом муже.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Весьма заблуждаетесь вы, еллины, что признаете богами резные изваяния, вышедшие из-под рук человеческих, которые полностью лишены дара речи, ума и живых чувств, как об этом говорит наше Священное Писание : «Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих; есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им (слепы, глухи и бесчувственны) будут делающие их и всякий, кто надеется на них» ( Пс. 134:15–18 ). Может, ты сомневаешься в том, судья, что сказанное мною истинно? Испытай на деле: предай идолов огню, прикажи сокрушить им члены, и тогда самым опытом познаешь, что они совершенно бесчувственны и не могут ни пошевелиться, ни говорить, ни причинить вред уничтожающим их, – ответил Харитон. От этих слов беззаконный судья весьма разгневался и приказал обнажить святого, растянуть по земле за руки и за ноги, и бить воловьими жилами. При этом звероподобный правитель говорил мученику: – Ну что, принесешь жертву богам? Или хочешь, чтобы на твое тело обрушилось еще больше ударов? – Не только удары, но скорее тысячу смертей я бы принял ради любви Христовой, но не согласился бы отречься от Бога и принести жертву идолам, – подтвердил терпеливый подвижник. Услышав это, тиран приказал бить мученика еще сильнее. И так сильно его истязали, что не осталось на нем живого места, но были видны внутренности. От невыносимых побоев Харитон пребывал безгласен. Тогда правитель приказал оставить его, не потому что пожалел святого, но для того, чтобы тот не умер так скоро, избежав, таким образом, больших мук. Слуги подняли полумертвого исповедника и, взвалив на плечи, отнесли и бросили в темницу. Ради краткости и умалчивая о многих подвигах сего доблестного мужа, опуская подробности, скажу, что после того как чудесным образом Господь даровал ему в заключении здравие, мученика Христова снова привели на судилище. И вновь суемудренный властитель пробовал сначала обманчивой лестью, а потом устрашениями сделать Харитона своим единомышленником. Но поскольку тот еще более укрепился в вере Христовой и лишь смеялся над его безумными речами, правитель предал его еще большим мукам и приказал жечь тело исповедника огнем, а потом снова заключить в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Во время допроса треблаженный бесстрашно признался, что верует во Христа, Истинного Бога. На вопрос, почему он противится царским повелениям и не хочет принести жертву бессмертным богам, исповедник с великим дерзновением отвечал: – Я потому не почитаю ваши святыни, что они не истинные боги, а злобные бесы, которые коварно убедили вас почитать их за богов по двум причинам. Во-первых, чтобы этих лжецов возвеличивали под славным именем божества, а они гордились, что их почитают как богов, а во-вторых, чтобы увлечь вместе с собой в неугасимый огонь мучения всех тех, кто их почитает. – О, Харитон, должно было мне сейчас весьма разгневаться на тебя и тотчас же предать на жесточайшие мучения, потому что ты похулил богов. Но, поскольку они долготерпеливы и незлобивы, то и я хочу им подражать и советую тебе избрать то, что послужит тебе на пользу: принеси жертву богам и будешь иметь великую честь у царя, – попытался уговорить святого наместник императора. – Судья, если эти глухие и бездушные истуканы – боги, то ты худо поступаешь, что терпишь наносимые им мною оскорбления. А если они не боги, как и есть на самом деле, то ты напрасно трудишься, склоняя меня к совершению беззакония, потому что я никоим образом никогда не отрекусь от Живого и Истинного Бога и не буду служить мерзким бесам, поскольку я – последователь и подражатель той знаменитой первомученицы Феклы, которая, как другой Илия, сияет лучами мученичества в этом городе иконийцев. Кроме того, я ученик великого проповедника благочестия Павла, который вдохновенно склонял Феклу претерпевать мучения ради любви Христовой. Поэтому и я сегодня перед всеми говорю словами божественного Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим. 8: 35 ). Нет, ничто не разлучит меня от любви Христовой, – отвечал мужественный воин Христов. – О добрый Харитон, если святыни наши, как ты говоришь, – не боги, как же августейшие наши цари, которые им поклоняются, и мы, правители, веруя в них, имеем от них славу и счастье? – сказал тогда правитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Владыка Афанасий был истинным воплощением смирения В православной аскетической традиции смирение называется матерью всех добродетелей. В то время как мы в большинстве своем не воспитываем в себе смирение и даже порой не можем дать ему точное определение, владыка Афанасий был его истинным воплощением. Каждый, кто хоть раз видел Его Преосвященство, может засвидетельствовать, что он всегда ставил других выше себя (иногда к моему сожалению). При первой нашей встрече с ним епископ Афанасий повез меня, чтобы показать одну из своих миссий. Владыка посадил меня на переднее сиденье своей машины, а сам, сильно сгорбившись, еле-еле втиснулся с тремя другими людьми и козой на заднее сиденье. Кем бы вы ни были, вы точно знали, что владыка Афанасий в прямом смысле положил свою жизнь за свою любимую паству. Фото: Orthodox Africa Истина православного христианства распространяется через любовь и жертву – так было и так будет всегда. И каждый раз, когда вспоминаю жизнь преосвященного Афанасия, я вспоминаю любовь и жертву, изливавшиеся из поистине смиренного сердца. Недавно вышел документальный фильм о Православной Церкви в Конго, в котором были приведены последние слова одного из выдающихся православных миссионеров на африканском континенте недавнего времени, отца Харитона (очевидно, имеется в виду архимандрит Харитон (Пневматикакис). – Д.Л. ): «Непрестанно “звоните” в “колокола” православного христианства в каждом уголке Африки» . Епископ Афанасий, как истинный миссионер, внял этому завещанию и громко «звонил в колокола» Православия во многих местах по всей территории «Черного континента», а особенно в епархии, в создании которой Господь призвал его принять участие. Он громко «звонил в колокола» Православия по всей территории «Черного континента» Благодаря его трудам и усилиям тех, кто трудились до него, сегодня безмерное число тронутых его любовью и жертвенностью людей по-новому «зазвонят в колокола Православия» на африканской земле. Что касается меня, я не сомневаюсь, что Его Преосвященство сможет сказать вместе с апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4: 7–8).

http://pravoslavie.ru/118648.html

«Да будет путь его тьмою и падением и Ангел Господень да поразит его мечем огненным» а), и как в земле Мадиамской не обрящется зеленого побега, так и в его жилище да не будет обретен благой день, но да будут – имущество его, а также, что имеет и что сделает, во всяческую погибель, «как Ориву, Зиву и Зевею и Салману» б). И «дьявол да станет одесную его», и «внегда судитися ему да изыдет осужден». «Да будут сынове его сири и жена его вдова. Да будут чада его в погубление» и «въ роде едином да потребится имя его», ибо «возлюби клятву, и приидет ему, и не восхоте благословения, и удалится от него. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его» в). И как распалась башня Силоамская и погребла тридцать тысяч мужей, так да исчезнет имя его от земли живых, и да получит в удел проказу Гиезия, и да будет часть его с Иудою и произнесшим: «возьми, возьми, распни его! Да нападет на них (=него) страх и трепет и всякая болезнь! Слыши небо и восплач! Внемли земля и трепещи! И да имеет проклятие и мною грешным, прочетшим эту катару, от «преднего ему до заднего», «от десных его до ошуий его», и ты, Господи, скорый на осуждение направдующих, дай оправдание молению моему и суду моему грешного раба твоего, да славим тебя во веки. Аминь. В приведенном теперь тексте, для определения исторической судьбы рассматриваемого памятника, в особенности обращает на себя внимание перечень некоторых лиц, от имени которых также ниспосылается проклятие преступнику. В частности здесь упоминаются общеизвестные подвижники монашества – Антоний, Евфимий, Харитон и Савва. Затем упоминаются еще два патриарха – вселенский Арсений и вообще святейший Софроний. Как очевидно, в ряду подвижников монашества на этот раз упоминаются только подвижники далекого Востока и собственно (исключая Антония) подвижники Иерусалимской церкви. Отсюда небезосновательно предполагать, что и родина составления настоящего последования, допустим – хотя бы и не в этой самой редакции, – если и не Иерусалимская область, то вообще был далекий Восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Духа, живущую и действующую в нем ( 3Цар.18:12 ; 4Цар.2:15–16 ). Сирах пишет о великом пророке: «Восстал Илия пророк, как огонь, и слово его, как свеща, горело. Он навел на них глад и ревностию своею умалил их. Словом Господним заключил небо и свел трижды огонь с неба. Как ты прославился, Илия, своими чудесами, и кто сравнится с тобою в славе! Ты воздвигнул мертвого от смерти и из ада словом Вышнего. Ты низвел царей в пагубу и знаменитых с ложа их. Ты слышал на Синае обличение и на Хориве суд отмщения. Ты помазал царей для воздаяния и пророков преемниками по себе. Ты вознесен вихрем огненным на колеснице с огненными конями. Ты предопределен в обличительных пророчествах на времена будущие, утишить гнев Божий при его воспламенении, обратить сердце отца к сыну, и восстановить колена Иаковлевы. Блаженны те, кои увидят тебя и украсятся любовию» ( Сир.48:1–11 ). Составитель первой книги Маккавейской с похвалою упоминает между прочими знаменитыми и благочестивыми мужами Ветхого Завета и о пророке Илии: Илия егда возревнова ревностию закона, взяся даже на небо (1Макк.2:58). Во время земной жизни Иисуса Христа иудеи, взирая на великие чудеса Его, считали Его за пророка Илию ( Мф.16:14 ). В день Преображения Господня Илия, как представитель пророков, во свете явился с Моисеем на горе и беседовал с Господом. Ап. Петр, бывший очевидцем преображения Господня, желал, между прочим, сотворить едину сень и Илии. От времен апостольских почитание пророка Илии продолжается в Церкви Христовой и даже вне ее непрерывно. В III веке преп. Харитон на месте пустынного пребывания пр. Илии основал обитель илиотов. В IV столетии, в день пророка Илии, св. Амвросий Медиоланский 832 , Августин 833 и Златоуст говорили поучения, которые показывают, что праздник сему пророку в IV веке совершаем был в разных Церквах христианских. Св. Иоанн Златоуст , беседуя в храме Св. мучеников в день пророка Илии, между прочим, произнес о нем: «Множество времени не затмило его памяти, как и следовало. Такова добродетель» 834 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

И еще раз упомянем о двух важнейших обстоятельствах, о которых иногда забываем в суете: 1) Не бывает молитвы, если нет любви к Богу и ближнему: «Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор.13:2 ). Это «ничто» не способно молиться. 2) Не бывает молитвы, если человек живет ради корысти и власти: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ). Корыстность и властолюбие не способны молиться. Рекомендуемая (из многих трудов по этой теме) литература о молитве для раздела 4.4.9.: 1) Любое издание книг «Добротолюбие» в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского . Т. 1–5. 2) Иеромонах Илларион Святогорец. Исповедание православной веры святого Григория Паламы . – М.: Издание Подворья Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в г. Москве, 1995. 3) Любое издание книги преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические». 4) Письма великих оптинских старцев. – М.: Издание Сретенского монастыря. 2003 – Письмо преподобного Макария: Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную молитву. 5) Варсонофий, игумен (Веревкин В.С.) Учение о молитве по Добротолюбию. – Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2002. 6) Умное делание о молитве Иисусовой. Сборник поучений Святых Отцов и опытных ее делателей. Составил игумен Валаамского монастыря Харитон. – М.: Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. 7) Путь умного делания. О молитве Иисусовой и божественной благодати. Составлено на основе келейных записей архиепископа Антония (Голынского-Михайловского) . – Красногорск: Издание Красногорского Успенского храма, 2000. 8) Жемчужина отцов. Составитель – священник Сергий Молотков. В 2-х томах. – Санкт-Петербург: САТИСЪ, ДЕРЖАВА, 2006. 9) Новиков Н. М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы: В 4 т. – М.: «Отчий дом», 2004, 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ибо необходимо одно из двух: или поклониться образу златому, или подвергнуться жестокому пламени мучений. Впрочем, легко перечислить оставшихся непреклонными. Кто они? Наш Святейший патриарх, иерархи и иереи, монахи и монахини. Ибо прелюбодейный взор не постыдился направить бичи и на них. Могу ли я обстоятельно рассказать о скорбях, заключениях под стражу, узах, изнурении голодом, ссылках, казнях, убийствах? Ибо и это мы испытали: бегство в горы, укрывательство в пещерах и пропастях земных - подобно тому, как Пророк Авдий, будучи еще начальником у Ахава, когда Иезавель совершала убийства, скрывал сынов пророческих, как говорится, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их (3Цар.18:4)... Они говорят, что именно теперь Господь изрек мир на народ Свой и на преподобных Своих, и на обращающихся сердцем к Нему (Пс.84:9), Тот, Который в начале сказал Своим ученикам: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин.14:27). Теперь, говорят, извержены идолы языческого многобожия; между тем как апостол издревле взывает: идол в мире ничто (1Кор.8:4). Только теперь, говорят, очистилась Церковь, которую издревле тот же апостол назвал не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, дабы она была свята и непорочна (Еф.5:27). Только теперь, говорят, воссиял свет христианам, находившимся во мраке неведения, между тем, как им издревле и от начала сказал Христос: Я Свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин.12:46). Видите ли, святые братия, богоотступление, которое должно прийти прежде, как говорит апостол (2Фес.2:3). А мы уже видим перед глазами своими предзнаменования антихристовы. Мы изнурены, истощены, оскудели власы (Иер.7:29), исчезла всякая надежда, которая была у человека... Такое же письмо послано и в обитель святого Евфимия Примечания 1. Лавра прп. Харитона-Исповедника находится в Палестине, в пустыне Фекуйской. 2. Харитон (греч.) - благодатный. 3. Лавра прп. Евфимия Великого находится в Палестине близ Иерусалима. Послание 18(77). К Никифору, святейшему Патриарху

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010