Духовные школы Маньчжоу-го HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Священник Дионисий Поздняев Духовные школы Маньчжоу-го В настоящее время растет интерес к истории и судьбам русской эмиграции на Дальнем Востоке, в частности, в Маньчжурии. Одним из малоизученных и интересных вопросов в этой области является история Духовных школ в Маньчжурии в период существования империи Маньчжоу-Го. В настоящее время растет интерес к истории и судьбам русской эмиграции на Дальнем Востоке, в частности, в Маньчжурии. Одним из малоизученных и интересных вопросов в этой области является история Духовных школ в Маньчжурии в период существования империи Маньчжоу-Го. Вопрос о необходимости открытия в Харбине Духовной Семинарии неоднократно поднимался в правлении и среди администрации Реального училища при Свято-Алексеевской церкви в Модягоу. Лишь подготовка в 1937 году правительством Маньчжоу-Го реформы русских школ (предполагалось разделить школы на три ступени: народную, повышенную и высшую народную; такая реформа в корне подрывала традиции русской школы и вызвала критику в харбинских русскоязычных периодических изданиях ) предоставила возможность серьезно заявить о необходимости открытия Православной Семинарии. С начала 1938 года в средних учебных заведениях Маньчжурии были закрыты 1-й приготовительный, 2-й и 4-ый классы и вышло распоряжение об окончании учебного года к марту с тем, чтобы установить новый учебный год с 1 января по 31 декабря. Таким образом, прежние средние учебные заведения постепенно закрывались, и русские школы в Маньчжурии вступали в новый период своего существования. Согласно новым правилам Реальное училище при Свято-Алексеевской церкви было поставлено перед необходимостью закрытия. Для сохранения Реального училища как учебного заведения было решено преобразовать его в народную и повышенную школу при Свято-Алексеевской Церкви. Митрополит Мелетий, епархиальный совет и родители воспитанников училища 20 декабря 1937 г. возбудили перед властями соответствующее ходатайство о сохранении училища. Приказом Харбинского городского управления за 536 ходатайство было отклонено. Вскоре после этого собрание администрации училища, правления и представителей духовенства во главе с владыкой Мелетием приняло решение обратиться от имени правящего архиерея Харбинской епархии к министру народного благополучия в столицу Маньчжоу-Го Синьцзин (Чанчунь).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

паствой (до 300 тыс. чел.). Тогда же ВЦУЗ признало переход в юрисдикцию Пекинского архиерея русских храмов в Юж. Маньчжурии (в Мукдене и Дальнем), т. е. вне зоны КВЖД (Там же. 18/19. С. 5). В дальнейшем споры между Пекинским и Харбинским архиереями о границах их епархий и о подчинении отдельных приходов продолжались. Напр., харбинские епархиальные власти выступали против открытия миссийного храма в Хайларе (в зоне КВЖД), а руководство Пекинской миссии - против организации Харбинского подворья в Шанхае (в обоих случаях Архиерейский Синод РПЦЗ встал на сторону Пекинского архиерея). 9 дек. 1926 г. Архиерейский Синод предложил архиепископам Иннокентию и Мефодию организовать разграничительную комиссию ( Дацышен. 2007. С. 165). Серьезные разногласия внутри рус. правосл. общины в Шанхае привели к образованию там в 1928 г. самостоятельного прихода при Николаевской военной ц. во главе с прот. Александром Пиняевым - «не подчиненного ни юридически, ни духовно ни Российской Духовной Миссии в Китае в лице ее Начальника Архиепископа Иннокентия, ни его наместника епископа Симона». С 1929 г. шанхайский Николаевский приход был в юрисдикции не признававшего главенство Архиерейского Синода РПЦЗ митр. Евлогия (Георгиевского) , управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе. «Сохранив старое название, Российская Духовная Миссия в Китае стала административным центром первой православной епархии на территории Китая» (Православие в Китае. 2010. С. 116). Архиеп. Иннокентий в 1924 г., отстаивая имущественные права миссии, к-рые оспаривало Правительство СССР, провозгласил, что Российская духовная миссия в Китае является Китайской Православной Церковью. Тем не менее в офиц. документах ВЦУЗ и затем Архиерейского Синода РПЦЗ архиеп. Иннокентий продолжал именоваться начальником Российской духовной миссии в Китае, хотя в переписке между архиереями (напр.: Открытое письмо архиеп. Иннокентия митр. Евлогию от 28 авг. 1927//Церк. ведомости. Сремски-Карловци, 1927. 23/24. С. 9-10) и даже в определении Архиерейского Синода РПЦЗ от 13 окт.

http://pravenc.ru/text/2579898.html

Этот акт доказывает, что Свят. Патриарх признал выделение Харбинской епархии и законность существования и распоряжений Архиерейского Синода, заменившого Высшее Церковное Управление заграницей. И едва-ли Вы можете утверждать, что Святейший Патриарх, если бы он был жив, не утвердил бы и выделение Германии, а Митрополит Вениамин не дал бы на это своего согласия. Да и сам Патриарх, на которого Вы ссылаетесь, признав распоряжение Высшого Церковного Управления заграницей о назначении Вас Управляющим русскими православными церквами в Западной Европе, не обусловил это распоряжение согласием Митрополита Петроградского, их канонического Епархиального Архиерея. Кроме того, нельзя считать распоряжения Свят. Патриарха Тихона чемъ-то незыблемым, никогда не подлежащим изменению даже во блого Церкви. Да и сам Патриарх свои распоряжения менял нередко. Сначала он признавал советскую власть богоборческой и анафематствовал ее, а затем назвал предержащей властью от Бога, и много других его административных распоряжений. И, наконец, при отрицании Вами канонического значения наших Высшого Церковного Управления и Архиерейских Соборов, давших и подтвердивших Ваши права, как Епархиального Архиерея, Вы не имеете распоряжений Высшей Всероссийской Церковной власти, удостоверяющих Ваши права Епархиального Архиерея на Западно-Европейския церкви и являетесь лишь временно окормляющим их и, если кто может протестовать против выделения Германии, то это Петроградский Епархиальный Архиерей, из ведения которого Западно-Европейския церкви совершенно не изъяты и от которого, надеемся, получится согласие. 3 . Вы пишете: «С особым прискорбием я должен отметить, что определение это, вопреки решению Архиерейского Собора 1923 г. о порядке направления административных дел через мое Управление, было послано непосредственно епископу Тихону и даже подчиненным мне настоятелям германских приходов без того, что я был поставлен об этом в известность и мог изложить с исчерпывающей полнотою всю нежелательность такой меры, все несоответствие ея указам Святейшого Патриарха».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В Москве представили новую книгу «Православие в Маньчжурии» 25 октября 2019 г. 18:31 22 октября 2019 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете  в Москве представили новую книгу, вышедшую в университетском издательстве, — фундаментальный труд «Православие в Маньчжурии. 1898-1956». Объемное тысячестраничное издание подробно рассказывает об истории Православия на земле Маньчжурии, начиная с начала строительства Китайско-Восточной железной дороги и города Харбина до массового исхода из этих мест русских эмигрантов в 40-50-х годах XX века. Соавторы этой книги — В.В. Коростелев и скончавшийся два года назад А.К. Караулов — родились в 1940-х годах в Маньчжурии и выехали в СССР в 1950-е годы. Оба они происходили из церковных семей, их предки были посвящены во внутренние дела местной епархии, что предоставило исследователям большие возможности: книга составлена с учетом большого количества не публиковавшихся прежде документов. Издание состоит из трех разделов: очерков по истории Православия в Маньчжурии с приложением архивных документов, справочника по всем храмам и часовням Маньчжурии и биографического справочника, посвященного священнослужителям и активным мирянам, членам церковных общин. В книгу включено большое количество фотографий, многие из которых публикуются впервые. Представили книгу научный редактор издания О.В. Косик и представитель издательства ПСТГУ Е.Ю. Агафонов. В своем выступлении О.В. Косик рассказала о предыстории создания этого труда, о совместной работе с его авторами во время подготовки двухтомного издания «Вернувшийся домой», посвященного митрополиту Нестору (Анисимову). Специалист по истории современного Китая и истории русской диаспоры на китайской земле В.Г. Шаронова провела параллели, рассказывая о харбинской и шанхайской ветвях русской эмиграции. Особенно яркими были выступления А.М. Перхурова и М.П. Таут — свидетелей эпохи, родившихся в Харбине и проведших там свое детство. Они поделились своими воспоминаниями, уточнениями по теме книги, привели детали из жизни в Харбине, дали ряд советов автору для следующего издания. В завершение встречи с кратким сообщением выступил сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Д.И. Петровский, много лет профессионально занимающийся китайской темой. Вернувшись в Москву из Китая накануне презентации, не успев детально ознакомиться с книгой, он тем не менее высоко оценил издание, подчеркнув его уникальность во многих отношениях. Недавно вышедшая книга уже стала известной в среде людей, связанных своим происхождением и интересом с «русским Китаем», экземпляры нового издания были отправлены в Австралию и США, где проживают потомки харбинских эмигрантов. Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5519052.ht...

Наиболее полным историческим трудом о деятельности православных общин Восточной ветви русского зарубежья явилась книга Е.Н. Сумарокова «ХХ лет Харбинской епархии» Эта работа, вышедшая отдельным изданием в 1942 г., стала подробным исследованием истории возникновения и развития Православия в Харбине и на КВЖД. В предисловии автор отмечает особую роль Русской Православной церкви в жизни русской эмиграции. Он отмечает, что первым эмигрантам пребывание в Маньчжурии казалось временным и непродолжительным, однако эти расчеты не оправдались. Приняв тот факт, что возвращение на Родину становится все более отдаленным, они постарались обустроить свою жизнь в Китае в соответствии с привычными русскими традициями. Объединяющую роль в этом сыграло Православие. Эмиграция нуждалась в твердой национальной моральной опоре и обрела ее в религии. По мнению Е.Н. Сумарокова церковная сторона жизни эмиграции явилась наиболее устойчивой. Когда произошло крушение всех политических, экономических и других объединяющих основ, тогда стала понятна объединяющая роль Православной Церкви. Даже те, кто ранее относились к религии равнодушно, в эмиграции обратили на нее внимание. Обращаясь к истории Харбинской епархии, автор делает акцент на организации строительства православных храмов в Маньчжурии. Церковное строительство, по его мнению, является доказательством того, что вся жизнь русской эмиграции во всех ее обширных проявлениях связана с Церковью . Где бы не появлялась какая-либо группа русских – они, прежде всего, строят храм, и около него уже начинается жизнь. Е.Н. Сумароков постарался собрать все имеющиеся сведения о русских храмах в Маньчжурии, но отмечал, что представленная информация является неполной, и эта работа – только первый вклад в изучение этого вопроса. В книге отражены все стороны деятельность РПЦ в Харбине и КВЖД. Отдельные разделы посвящены историческим предпосылкам создания Харбинской епархии, ее становлению и развитию. В работе хронологически освещены все этапы деятельности Харбинской епархии, отмечены основные трудности в реализации процессов развития. Отдельно рассмотрен вопрос о границах Харбинской и Пекинской епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

7 февр. 1937 г., в день открытия в Москве «Мирового конгресса безбожников и свободомыслящих», выступил в Харбине на митинге против гонений на религию в Советской России. Стал почетным членом основанной под председательством митр. Мелетия (Заборовского) Православной комиссии по международной борьбе с безбожием. Выпустил проект обращения к народам мира с призывом к борьбе с безбожием и проведением в Токио соответствующего международного конгресса. Временно управлял Харбинской епархией в июне-нояб. 1938 г., во время поездки митр. Мелетия на Всезарубежный церковный Собор в Сремски-Карловци. В июле того же года возглавлял в Харбине Владимирские торжества по случаю 950-летия Крещения Руси. С началом второй мировой войны на Д. фактически легло все управление Харбинской епархией, ставшее непосильным для престарелого митр. Мелетия. В 1943 г. от жителей занятой япон. армией Маньчжурии, в т. ч. от рус. эмигрантов, потребовали выражения почитания легендарной прародительницы япон. имп. рода богини Аматэрасу Оомиками , с заступничеством к-рой в Японии связывали надежды на победу в войне. Возникшая ситуация обсуждалась на епархиальных собраниях Харбинской епархии с участием митр. Мелетия и его викариев - Д. и Цицикарского еп. Ювеналия (Килина) . Доклад Д. о недопустимости для правосл. христиан участия в ритуальном поклонении языческому божеству решено было считать офиц. позицией священноначалия епархии, к-рую довели до сведения япон. властей. После того как участники съезда российской эмиграции Маньчжурии совершили в Харбине поклонение храму, посвященному богине Аматэрасу, а нек-рые представители духовенства определенно высказались в пользу возможности помещения в правосл. храмах статуи языческой богини, Д. вместе с митр. Мелетием и еп. Ювеналием выступили 12 февр. 1944 г. с «Архипастырским посланием православному духовенству и мирянам Харбинской епархии», запрещающим правосл. духовенству и мирянам участвовать в языческих поклонениях, поскольку это противоречит основным положениям правосл. веры. 2 мая того же года состоялось совещание 3 архиереев, подписавших послание. В выработанных ими тезисах вновь подтверждалось безусловное запрещение для любого верующего христианина поклонения храмам, посвященным Аматэрасу. Архиереи отвергли требование япон. властей о дезавуировании своего послания. В то же время они выразили готовность соблюдать осторожность в оценках деятельности властей, но только при отсутствии принуждения православных к поклонению Аматэрасу. В том же 1944 г. епископским совещанием Харбинской епархии Д. был возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/178149.html

Епархии Китайской Автономной Православной Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Епархии Китайской Автономной Православной Церкви Православие.Ru , 17 января 2010 г. Юрий Максимов епископ Пекинский Василий (Шуан) На канонической территории Китайской Православной Церкви в ХХ веке существовали три епархии - Пекинская, Харбинская и Шанхайская. Поскольку в настоящее время в Китайской Православной Церкви нет епископов, все епархии являются вдовствующими. Согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви с 1997 года, управление временно осуществляет Патриарх Московский и всея Руси. Здесь приводится историческая информация по каждой епархии. Пекинская епархия Возникла на основе Российской Духовной Миссии в Китае, которая только в конце XIX века стала активно проповедовать Православие китайцам. В ХХ веке, после революции в России, здесь появились епископы и собственно епархия, которая в 1945 г. перешла под омофор Московского Патриарха, в 1950 г. вошла в образованный Восточно-Азиатский Экзархат, а в 1957 г. – в состав Китайской Автономной Православной Церкви, когда, по определению Синода, для неё был рукоположен епископ из числа православных китайцев - Василий (Шуан) (1888-1962). После кончины владыки Василия, последовавшей в 1962 г., некоторое время административным управителем и местоблюстителем епархии был протоиерей Николай Ли. Помимо множества храмов, в Пекинскую епархию входили также Покровский женский монастыря в Бэйгуань и Крестовоэдвиженский скит в горах Сишань к западу от Пекина. Действовала духовная семинария. Архиереи, занимавшие Пекинскую кафедру: Митрополит Иннокентий (Фигуровский) - 1918-1931 гг. Архиепископ Симон (Виноградов) - 1931-1933 гг. Митрополит Виктор (Святин) - 1937-1956 гг. Епископ Василий (Шуан) - 1957-1962 гг. Харбинская епархия По имеющимся сведениям, благословение на учреждение этой епархии дал святой Патриарх Тихон в 1922 г. Глава епархии носил титул «Харбинский и Маньчжурский». Также при епархии были Хайларское и Цицикарское викариатства. Здесь было наибольшее количество выходцев из России. По статистическим данным от 1 октября 1939, в епархии насчитывалось 62 храма и три монастыря (монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Харбин (мужской), монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Харбин (женский) и монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери в Солнечной Пади (мужской)). Действовали Богословский факультет Харбинского института св. Владимира, т.н. Харбинская Высшая Богословская школа и Харбинская духовная семинария. После отъезда последнего архиерея в 1956 г. по решению священноначалия храмовые здания были переданы государству, а движимое имущество – Китайской Автономной Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

А. Простираясь вперед… С. 115). Еще худшее ждало Россию впереди – убийство всей царской семьи. 17 Хисамутдинов А. А. Российская эмиграция в Китае. Опыт энциклопедии. Владивосток, 2002. С. 271. 20 Троицкая С. С. Харбинская епархия, ее храмы и духовенство. К 80-летию со дня учреждения Харбинско-Маньчжурской епархии 192–11/24 марта–2002. Брисбен, 2002. С. 3 21 Троицкая С. С. Харбинская епархия, ее храмы и духовенство… С. 4; Хисамутдинов А. А. Российская эмиграция в Китае... С. 140 23 Троицкая С. С. Харбинская епархия, ее храмы и духовенство… С. 10. О правовом положении русских эмигрантов см.: Наземцева Е. Деятельность русских общественных организаций по урегулированию прав русских эмигрантов в Китае (1917 – начало 1930-х гг.)//Российская история. М., 2015. 4. С. 51–62. 28 Троицкая С. С. Харбинская епархия, ее храмы и духовенство… С. 56–57. В 1923– 1924 гг. в этом храме служил протоиерей Симеон Новоси льцев, который позднее вошел в состав епархиального совета (Косик В. И. Русское церковное зарубежье… С. 278). 30 Косик В. И. Русское церковное зарубежье. ХХ век в биографиях духовенства от Америки до Японии. Материалы к словарю. М., 2008. С. 369–370. См. также: Падерин Н., свящ. Церковная жизнь Харбина... С. 29. 31 Seide G. Geschichte der Russischen Orthodoxen Kirche im Ausland von der Gründung bis in die Gegenwart. Wiesbaden, 1983. S. 400. См. также: Киреев В., протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943–2002 гг. М., 2002. С. 240. Вернувшись после окончания войны в Россию, он подвизался в Псково-Печерском монастыре, скончался 31 января 1947 г. в Ленинграде. При отпевании было отмечено, что в Харбине иерарх «проявил особую ревность к защите веры православной, ведя борьбу против принуждения японцами русских людей поклоняться богине Аматерасу, невзирая на угрозы и репрессии со стороны японской администрации» (Тарасов П., прот. Кончина и погребение архиепископа Димитрия//ЖМП. 1947. 2. С. 5). 35 Manuil (Lemeševskij), Metropolit. Die russischen orthodoxen Bischöfe von 1893 bis 1965. Teil IV: Ionafan (Rudnev) – Mstislav (Skrypnik). Erlangen, 1986. S. 338–339; Seide G. Geschichte der Russischen Orthodoxen Kirche im Ausland von der Gründung bis in die Gegenwart. S. 416–417: Хисамутдинов А. А. Российская эмиграция в Китае… С. 140; Киреев В., протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943–2002 гг. С. 172–173; Косик В. И. Русское церковное зарубежье… С. 239–241.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Испрашивая Ваших святейших молитв, Вашего Святейшества, Милостивейшего Архипастыря и Отца покорный послушник Архиепископ Нестор. 59 133 Святейшему Патриарху Алексию 5 мая 1946 г. г. Харбин Его Святейшеству Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и Всея Руси Доклад Ваше Святейшество Всемилостивый Архипастырь и Отец. Пользуясь добрым отношением и любезностью Генконсульства СССР в Харбине, мною 19 марта с. г. был послан подробный доклад Вашему Святейшеству о событиях в жизни Харбинской епархии, последовавших в связи с получением патриаршего указа и моим вступлением во временное управление Восточно-Азиатским митрополичьим округом. Кроме этого со следующей почтой 4 апреля с. г. мною был послан дополнительный доклад с актами приема-сдачи дел Харбинской митрополии. Судя по содержанию телеграммы Вашего Святейшества, полученной мною 22 апреля с. г., Вы к тому времени моих докладов не получили. В отношении Пекинской духовной миссии, о которой в вышеупомянутой телеграмме Вашего Святейшества имеются новые, по непонятным причинам и неожиданные для меня распоряжения, осмеливаюсь доложить нижеследующее. Мудрое решение Вашего Святейшества реформировать всю церковно-епархиальную жизнь и работу в пределах государств Восточной Азии на началах миссионерской деятельности воодушевило в Харбине православных китайцев во главе с прекрасным священником-миссионером о. Даниилом Хэ и всех русских китаеведов, близко стоящих к Церкви. Мы имели ряд деловых совещаний по поводу организации здесь в Харбине, в Благовещенском подворье Пекинской миссии – центр китайской миссионерской работы в Харбинской епархии, но, считаясь с догорающей жизнью старца митрополита Мелетия, жившего в Благовещенском подворье, мы находили недопустимым вмешиваться с реформой в жизнь подворья до смерти митрополита Мелетия, и наша работа в этом отношении явилась чисто подготовительной. Указ Вашего Святейшества давал нам возможность русских насельников подворья, не несущих никакой миссионерской деятельности, перевести для пользы дела на иную церковную работу в Харбинской епархии, а подворье подготовить к миссионерской китайско-русской школе; нами предполагалось храм подворья определить для проповеди и богослужений преимущественно на китайском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Сообщая о вышеизложенном, почитаю своим долгом донести Архиерейскому Синоду, что покинувший свою Оренбургскую паству Митрополит Мефодий все время ведет разрушительную работу среди вверенной мне паствы, презирая Закон Господень, нарушая церковные каноны и всячески подрывая мой авторитет. Производимая Митрополитом Мефодием подрывная работа в корне разрушает семью, роняет авторитет Церкви и создает благоприятную почву для возникновения антицерковных большевицких течений. Посему смиреннейше прошу Архиерейский Синод внять моим мольбам – оградить вверенную мне паству от разлагающей работы Харбинского Епархиального начальства и назначить ревизию Харбинской епархии. 472 В связи с этим Синод потребовал объяснение митрополита Мефодия и подтвердил для исполнения указ Архиерейского Синода от 17/30 ноября 1925 г., о разграничении юрисдикций Пекинского и Харбинского Епархиальных Начальств по бракоразводным делам. 473 Во второй половине 1920-х гг. Архиерейский Собор продолжал осуществлять руководство деятельностью православных епархий РПЦЗ по всему миру. В его компетенцию входил широкий круг разнообразных вопросов. В их числе следующие: утверждение должностей членов Епархиальных Советов, рассмотрение спорных вопросов, координация отношений между Главами Православных Церквей и представителями РПЦЗ, связь и информирование всего мира о событиях в России, подготовка и проведение Соборов, изыскание средств для церковной жизни (функционирования храмов, благотворительности, образовательной и издательской деятельности), рассмотрение бракоразводных дел, награждений, юрисдикционных и богословских вопросов. На примере взаимодействия с представителями православной русской диаспоры и церковными иерархами в Китае можно утверждать, что «бразды правления» в это время находились в руках Архиерейского Синода в Сремских Карловцах. В 1927 году в связи с рекомендацией архиепископа Харбинского и Маньчжурского Мефодия Синод утвердил в должности члена Харбинского Епархиального Совета избранного на Епархиальном Собрании протоиерея Михаила Филологова, вместо умершего протоиерея Александра Онипкина. 474

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010