Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Цицикарский Ювеналий (Килин) 05.11.2004 492 Время на чтение 18 минут Прежде чем приступить к жизнеописанию приснопамятного Архиепископа Цицикарского Ювеналия (Килина), строителя и настоятеля Казанско-Богородицкого монастыря в г. Харбине, приличествует написать несколько слов о Харбинской епархии, в пределах которой находился этот чудный монастырь. Протоиерей Аристарх Пономарев пишет: " После революции поток беженцев широкой волной ринулся в Северную Маньчжурию. Облик Харбина совершенно изменился. Русское население увеличилось в несколько раз. Вместе с беженцами и войсковыми частями прибыло много духовенства. Большинство этого духовенства отступило с Белой армией из Волжского и Каменского районов, с Урала и из Сибири, состоя в войсковых частях военными священниками, меньшинство покинуло родные пределы вместе с беженцами. В феврале 1920 г. в Харбин прибыл Архиепископ Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов) и августе того же года Епископ Читинский и Забайкальский Мелетий (Заборовский). Среди беженцев не мало было и крупных церковно-общественных деятелей. Владивостокской епархиальной власти, в ведении которой находилась полоса отчуждения Китайской Восточной железной дороги (КВжд), было уже трудно уделять достаточно внимания церковным делам Маньчжурии. Ход событий в Приморьи не мог давать места каким либо надеждам, что этот последний оплот белого движения долго продержится: политическое положение его было крайне неустойчиво и тревожно. Вся область кишела красными партизанами и превратилась в театр военных действий. Сношения с Владивостоком не редко прерывались. В Харбине же были налицо все условия для нормальной церковной жизни. Вполне естественно, что к началу 1922 г. в руководящих церковных и общественных кругах Харбина зародилась мысль о необходимости в целях нормального течения церковной жизни Маньчжурии создания Харбинской епархии. Эту мысль одобрил и присоединился к ней бывший тогда Управляющим КВжд инженер Остроумов, обещавший материальную поддержку со стороны дороги. Совместно с ним группой православных людей было возбуждено ходатайство перед Священноначалием за границей об учреждении Харбинской кафедры с местопребыванием епископа в Харбине и о назначении на таковую Архиепископа Оренбургского и Тургайского Мефодия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Летом 1919 г. в связи с угрозой наступления Красной Армии из Перми в Сибирь была эвакуирована значительная часть духовенства, а также временно управляющий Пермской епархией еп. Борис (Шипулин) . В кон. июня - нач. июля выехал с семьей в Омск и свящ. Л. Викторов. В сент. того же года он переехал в Томск, где оставил жену на попечение знакомых и поступил военным священником в армию адмирала А. В. Колчака. В янв.-февр. 1920 г. участвовал в т. н. Ледяном походе отряда ген. В. О. Каппеля на Иркутск и в Забайкалье. Получил в походе обморожение рук и ног. В 1921 г. прибыл во Владивосток, где узнал по сообщению из Томска о смерти жены от тифа. Перешел в подчинение Владивостокского еп. Михаила (Богданова) , был возведен в сан протоиерея. Летом 1922 г. стал главным военным священником сформированного в Приморье соединения белых войск («Земская Приамурская рать») под командованием ген. М. К. Дитерихса. В окт. того же года отступил с разгромленными белыми войсками и русскими беженцами на китайскую территорию. Самостоятельно, без благословения правящего архиерея («руководствовался иерейской совестью») организовал ок. 10 приходов в местах расселения русских беженцев в Китае и Корее. Служил в г. Хуньчунь (пров. Гирин, Китай). Весной 1923 г. переехал в Харбин, был принят в клир Харбинской епархии РПЦЗ. Стал проповедником в кафедральном Николаевском соборе Харбина. 24 сент. 1924 г. чрезвычайным Епархиальным собранием избран членом Епархиального совета, с окт. того же года занимал должность его секретаря. В 1925 г. перешел в клир Пекинской епархии РПЦЗ, был назначен и. о. настоятеля Александро-Невской ц. в г. Ханькоу (ныне в составе г. Ухань, пров. Хубэй). В 1927 г. вернулся в Харбин, служил в Алексеевской ц. на Зелёном базаре. В том же году переведен священником в кафедральный Николаевский собор. Согласно некоторым сведениям, в нач. 30-х гг. получал предложения от архиепископов Пекинского Симона (Виноградова) и Североамериканского Аполлинария (Кошевого) занять викарную кафедру в их епархиях, однако отказался, посчитав себя недостойным архиерейства. С 1927 г. читал лекции на богословско-пастырских курсах в Харбине. В 1934 г. стал преподавателем Свящ. истории ВЗ на богословском фак-те Харбинского ин-та св. Владимира. Также преподавал Закон Божий в различных учебных заведениях Харбина, в т. ч. в гимназии Христианского союза молодых людей. Участвовал в великопостных религиозно-нравственных чтениях при Благовещенской ц. Харбинского подворья Пекинской духовной миссии, был цензором церковных изданий. В 1937 г. назначен ключарем (и. о. настоятеля) кафедрального Николаевского собора. Избран членом Епархиального совета и членом Епархиальной комиссии законоучителей.

http://pravenc.ru/text/2565274.html

Харбин. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (третья). Благовещенская церковь на Пристани /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По просьбе жителей района Пристани молодого города Харбина, а также рабочих и служащих Главных Механических мастерских КВЖД, главный строитель города С.Н. Хилков начал хлопотать об отводе участка для строительства храма. В 1902 году был построен деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1903 году при храме открылось подворье Русской духовной миссии в Китае. 10 февраля 1918 года храм сгорел дотла, лишь чудом лишь сохранился образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Сгоревший храм был восстановлен и в 1919 году был освящен епископом Пекинским Иннокентием. В 1920 году заведующим Благовещенским подворьем Пекинской духовной миссии был назначен епископ Забайкальский Мелетий. 29 августа 1929 года совет кружка ревнителей церковного благолепия при этой церкви получает благословение к сооружению новой каменной церкви. Проект величественного храма составил архитектор инженер Б.М. Тустановский и 7 июля 1930 года план был утверждён Харбинской городской управой, а 14 сентября того же года состоялось торжество закладки в присутствии многочисленных жителей Харбина. Чин основания храма совершил архиепископ Мелетий в сослужении миссийского и городского духовенства. Средства на постройку собирались как доброхотные жертвы верующих и строительство шло медленно. Успешный исход был обеспечен в первую очередь благодаря трудам владыки Мелетия, который сохранил свою резиденцию при храме и после назначения на Харбинскую кафедру. Строительство окончили к началу 1940 года, после чего еще год ушел на отделку. Роспись храма вели художники братья Задорожные. Освящение состоялось В 1942 году храм был передан в ведение Харбинской епархии. На Крещение большинство верующих Харбина собиралось к Благовещенской церкви, откуда после литургии совершался крестный ход на лед реки Сунгари, где совершался чин освящения воды.

http://sobory.ru/article/?object=34799

До революции русские заграничные церкви находились в подчинении митрополита С.-Петербургского и Ладожского. В 1907 г. в его епархии учреждено было кронштадтское викариатство, для ближайшего заведывания заграничными церквами. С 1907 г. по 1911 г. епископом кронштадтским был Владимир (Путята), пребывавший в Риме. В 1911 г. он был назначен епископом омским и семипалатинским, позднее пензенским. Он был после революции уволен и судим за безнравственность Высшей Церковной Властью во время Всероссийского Собора 1917–18 годов, о чем мне рассказывали митрополиты Антоний и Анастасий. С конца 1917 г. многие епархии юга России и Сибири, в пределах которых велась добровольцами борьба с коммунистической властью, оказались оторванными от патриарха Тихона и управлялись самостоятельно местными архипастырями. Высшая церковная власть, тогда еще действовавшая в узаконенном Собором составе, издала указ от 7/20 ноября 1920 г. Им устанавливалось, что архиереи епархий, оказавшихся вне общения с высшей церковной властью, обязаны вступать в соединение с архиереями соседних епархий. Создание такого объединения вменялось в обязанность старейшему архиерею. Замечательный указ этот, изданный высшей церковной властью, пока она не пленена была еще богоборцами большевиками, назван приснопамятным митрополитом харбинским Мелетием «Новым каноном Русской Церкви». Такой указ дал возможность позднее создаться на строго канонических основаниях Русской Зарубежной Церкви. Зарубежная Русская Церковь оказывалась единственно свободной частью Русской Церкви, имевшей каноническую основу, могущей полноправно выступать от имени ее и законно управлять все разраставшимися епархиями. Указ этот узаконил и созданное Южно-Русским Собором, заседавшем в мае 1919 г. в Ставрополе, Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке России. Временно самостоятельно управлялись епархии в Сибири и на Дальнем Востоке, не установившие еще связи со Ставрополем. Когда Добровольческая Армия вынуждена была покинуть родную землю, вывезя большое число гражданского населения, Высшее Церковное Управление продолжало свою деятельность сначала в Константинополе, а с 1921 г. в Югославии, получив на то разрешение сербского патриарха Димитрия. Возглавлялось оно первым – по количеству поданных голосов – кандидатом в патриархи, митрополитом киевским и галицким Антонием, избранным потом Московским Собором членом Священного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Он родился 6 ноября 1867 г. в Рязанской епархии в семье священника и в миру звался Михаил Александрович. Окончил Казанскую духовную семинарию (1888) и Казанскую духовную академию (1900) со степенью кандидата богословия и был назначен законоучителем Порецкой учительской семинарии. В 1892 году он был рукоположен во священника. В 1902 г. принял постриг, и был назначен инспектором Харьковской духовной семинарии. В 1905 г. ректор Казанской Духовной семинарии, возведен в сан архимандрита, магистр богословия (1906), магистерская диссертация " Преображение Господа Иисуса Христа. Опыт экзегетического исследования XVII и XVIII глав Евангелия Матфея " . В 1907 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. 21-25 ноября 1908 г. принимал участие в Волжско-Камском областном патриотическом съезде в Казани, на котором выступал с речью. С 1914 г. епископ Самарский и Ставропольский. Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918. В октябре 1918 г., опасаясь преследования, владыка бежал с отступавшими казачьими частями атамана А.И.Дутова. С декабря 1918 г. по октябрь 1922 г. управлял Владивостокской епархией. Участник Приамурского Земского Собора. В эмиграции в Китае, был противником учреждения самостоятельной Харбинской епархии, выступал за сохранение подчиненности священноначалию Русской Православной Церкви. Скончался в Харбине, похоронен у Софийской церкви. «Царь. Вера. Земля». К столетию Приамурского земского собора Сегодня мы вспоминаем князя Можайского и Верейского Андрея Дмитриевича (1382-1432), родоначальника Можайских князей. Князь Андрей Дмитриевич - третий сын великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича Донского и суздальской княгини Евдокии Дмитриевны. Князь Можайский и Верейский в 1389 —1432 гг. Родоначальник Можайских князей. Погребен в Москве , в Архангельском соборе. Удел его составляли: Можайск, Верея, Медынь, Калуга, Белоозерск. Был на протяжении своей жизни верным союзником своего старшего брата Василия, а затем и племянника — Василия Темного. Основатель Лужецкого и Колоцкого монастырей.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/22/de...

Церковь в Китае. На пути к автономии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 14, 1997 13 мая, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 14, 1997 Определением Синода от 27 декабря 1945 года за 31 по слушании доклада преосвященного Елевферия, епископа Ростовского и Таганрогского, о результатах поездки делегации Московской Патриархии в составе преосвященного Елевферия и протоиерея Григория Разумовского в Харбин, было решено считать воссоединенными с Русской Православной Церковью с 26.10.45 архипастырей: митрополита Харбинского Мелетия, архиепископа Димитрия (Вознесенского), архиепископа Нестора (Анисимова), архиепископа Виктора (Святина), епископа Цицикарского Ювеналия и начальника Корейской Миссии 1 архимандрита Поликарпа (Приймака), клир и мирян Харбинской епархии. В пределах Китая и Кореи был образован единый митрополичий округ с присвоением митрополиту титула Харбинский и Восточно-Азиатский. Хайларское и Цицикарское викариатства Харбинской епархии упразднялись. Высокопреосвященнейшему митрополиту Мелетию по болезни предоставлялся отпуск, временно управлять митрополичьим округом назначался архиепископ Нестор. Архиепископ Димитрий и епископ Ювеналий возвращались в Россию. Митрополиту Нестору предписывалось направить все православные силы на возобновление и развитие миссионерской работы, причем особое внимание следовало обратить на реорганизацию учебного дела в Маньчжурии. Московская Патриархия отказывалась от установленных церковных отчислений в пользу развития миссионерской деятельности. Патриаршим Указом от 11 июня 1946 г. за 664 Митрополичий округ был преобразован в Восточно-Азиатский Экзархат. Патриаршим Экзархом был назначен архиепископ Нестор с возведением его в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского. Российская Духовная Миссия в Китае состояла в непосредственном ведении Московской Патриархии. В 1922 г. Харбинская епархия была выделена из Владивостокской епархии Заграничным Высшим Церковным Управлением, ее правящим архиереем был назначен архиепископ Мефодий.

http://pravmir.ru/tserkov-v-kitae-na-put...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бездоказательные, лживые сведения стали препятствием в канонизации митрополита Нестора (Анисимова) 17.01.2004 701 Время на чтение 5 минут ДОСТОЧТИМЫЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ВО ХРИСТЕ! Обращаемся к Вам за помощью на последнем этапе канонизации митрополита Нестора (Анисимова). Комиссией по канонизации митрополита Нестора совместно с Музеем истории Православия на Камчатке и в Русской Америке Петропавловской и Камчатской епархии подготовлены материалы о жизни и деятельности приснопамятного Владыки Нестора, просветителя камчатских народов, создателя Камчатской единой Духовной миссии, Камчатского Православного Братства во имя Нерукотворного Образа Всемилостивейшего Спаса во всероссийском масштабе, Петропавловской и Камчатской епархии, Камчатского подворья в г. Харбине с храмом во имя иконы Пресвятой Богородицы " Всех скорбящих радосте " и Домом Милосердия,Экзархата Московского Патриархата в Юго-Восточной Азии, епископа, архиепископа Петропавловского и Камчатского, митрополита Харбинского и Маньчжурского, узника мордовских лагерей (8 лет), митрополита Новосибирского и Барнаульского,митрополита Кировоградского и Николаевского, Исповедника веры Христовой и Подвижника благочестия с честью, достоинством и смирением пронесшего три своих креста - иноческий, миссионерский и святительский. Составлено Житие митрополита Нестора (Анисимова), которое отправлено в Священный Синод в 1999 году вместе с ходатайством о признании трудов Святителя Нестора (Анисимова) равноапостольными и о причислении его к лику святых в ипостаси Исповедника и Подвижника веры Христовой. За три года напряженной работы по рекомендациям Комиссии по канонизации святых Священного Синода РПЦ " Житие " доработано, прояснены многие эпизоды жизни и деятельности Владыки Нестора. В частности, о пребывании митрополита Нестора в Русской Православной Церкви За рубежом, о почитании в церковном народе и в миру и т. д. Нам настоятельно рекомендовали изучить и прокомментировать протоколы его допросов на Лубянке в 1948 году. Однако многочисленные запросы с просьбой об ознакомлении с " уголовным делом " не давали результатов, т. к. " Дело " до сих пор находится в оперативном архиве. И только усилиями ректората Московского Свято-Тихоновского института интересующая нас часть протоколов была получена в ноябре 2003 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Китайская Автономная Православная Церковь Описание: В юрисдикцию Китайской Православной Церкви входят православные общины на территории Китая. Православие появилось в Китае в XVII веке, когда в Пекин вместе с пленными казаками из Албазинского острога прибыл русский священник Максим Леонтьев. С 1713 года в Китае действовала Российская духовная миссия, которая продолжительное время исполняла функции и дипломатического представительства России. 11 июня 1900 года восставшие ихэтуани замучили в Пекине 222 православных китайца, которые и стали первыми китайскими святыми-мучениками. Среди них был иерей Митрофан Цзи Чунь, первый китаец-священник, рукоположенный в Японии равноапостольным Николаем Японским. Празднование китайским новомученикам установлено указом Святейшего Синода в 1902 году. Их мощи были погребены в усыпальнице храма Всех святых мучеников на территории Российской духовной миссии в Китае. Многие из мощей оказались нетленны. В 1902 году начальник XVIII Российской духовной миссии в Китае архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был хиротонисан во епископа Переяславского. Епископу Иннокентию повелевалось окормлять православных Китая, Монголии и Тибета. Указом Синода в 1903 г. была учреждена Православная духовная миссия в Маньчжурии, она имела свои храмы на Северо-Востоке Китая. После революции Российская духовная миссия в Китае находилась в ведении Зарубежного Архиерейского Синода. В 1922 году были учреждены Пекинская епархия, включавшая Шанхайское и Тяньцзиньское (позднее — Ханькоусское) викариатства, и Харбинская епархия, в состав которой вошли Хайларское и Цицикарское викариатства. В 1934 году в составе Пекинской епархии были дополнительно учреждены Синьцзянское викариатство (позднее преобразованное в благочиние приходов в городах Кульдже, Чугучаке, Урумчи и Лоуцоугоу) и Гонконгское благочиние, включавшее в себя храмы в Гонконге, Гуанчжоу, Макао и Маниле. Вторая Мировая война прервала контакты Православной Церкви в Китае с Зарубежным Синодом, и в 1945 году работавшее в Харбине епископское совещание решило просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. Воссоединение состоялось 27 декабря 1945 года. В пределах Китая и Кореи был образован митрополичий округ с присвоением митрополиту титула Харбинский и Восточно-Азиатский. В 1946 году округ был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат, включающий Пекинскую, Харбинскую, Шанхайскую, Тянцзинскую и Синьцзянскую епархии. Однако в том же году епископ Шанхайский Иоанн (Максимович) восстановил общение с Русской Православной Церковью Заграницей, в результате чего возникли параллельные церковные структуры на территории Китая. Патриарх Московский и всея Руси утвердил в должности начальника Российской духовной миссии в Китае архиепископа Пекинского и Китайского Виктора (Святина). После образования в 1949 году Китайской Народной Республики архиепископ Иоанн вместе со многими русскими эмигрантами выехал из Китая.

http://patriarchia.ru/db/text/1143899.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ Мелетий (Заборовский), еп. Якутский и Вилюйский. Фотография. Ок. 1912 г. Мелетий (Заборовский), еп. Якутский и Вилюйский. Фотография. Ок. 1912 г. (Заборовский Михаил Васильевич; 7.07.1868, с. Гилевское Тюменского у. Тобольской губ.- 6.04.1946, Харбин, Китай), митр. Харбинский и Маньчжурский. Из семьи священника. В 1889 г. окончил Тобольскую ДС по 2-му разряду. 8 окт. того же года рукоположен во иерея к Петропавловской ц. с. Битюковского Ялуторовского у. Тобольской губ. 9 апр. 1891 г. переведен священником к Троицкому храму Тавдинской слободы Тюменского у. (ныне с. Н. Тавда Тюменской обл.). В том же году овдовел. В 1894 г. сдал экзамены в Тобольской ДС на звание студента и в 1895 г. поступил в КазДА. Во время учебы, в 1898 г., был пострижен ректором академии Чебоксарским еп. Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит) в монашество с именем Мелетий. Согласно нек-рым сведениям, студентом во время проводимых у родных каникул случайно встретился с Г. Е. Распутиным, по словам к-рого беседа с ним М. серьезно повлияла на его духовное состояние. Впосл. Распутин ссылался на давнее знакомство и землячество с М., чтобы поднять свой авторитет среди сибир. духовенства. В 1899 г. М. окончил КазДА, был удостоен звания кандидата богословских наук за соч. «О подвижничестве: по произведениям еп. Игнатия (Брянчанинова)». Получил назначение помощником смотрителя Сарапульского ДУ. В 1900 г. переведен заведующим Бийским катехизаторским уч-щем Алтайской духовной миссии . В 1904 г. возведен в сан архимандрита. В 1906 г. назначен ректором Томской ДС. В связи с учреждением 17 окт. 1908 г. Барнаульской викарной кафедры М. был назначен епископом Барнаульским, викарием Томской епархии. Архиерейскую хиротонию М. 21 нояб. 1908 г. в Томске возглавил Томский архиеп. свт. Макарий ( Невский ; впосл. митрополит). Пребывал в томском во имя Алексия, человека Божия, мужском монастыре . 23 февр. 1912 г. назначен правящим епископом Якутской и Вилюйской епархии.

http://pravenc.ru/text/2562836.html

Окончание Второй мировой войны повлекло за собой резкие изменения в церковной жизни русской эмиграции. В Китае имелись две епархии Русской Православной Церкви за рубежом – Харбинская и Маньчжурская, Пекинская и Шанхайская. В 1945 г. ряд харбинских архиереев выразили желание воссоединиться с Московской Патриархией. Главная роль в этом принадлежала архиепископу Нестору (Анисимову) 1 , который первым провозгласил имя Святейшего Патриарха Алексия за богослужением еще в 1945 г. Этому событию предшествовали годы мучительных раздумий, поисков путей спасения России, выработки отношения к вопросу о возможности вхождения в состав Московской Патриархии. Главным препятствием была большевистская, безбожная власть, явно оказывавшая давление на Русскую Православную Церковь в Советской России. Серьезным преткновением являлись также, во-первых, подозрение в обновленчестве, сильно сказывавшееся на отношении к архиереям, возглавлявшим Московскую Патриархию; во-вторых, страх перед репрессиями; в-третьих, предполагавшееся негативное отношение Зарубежного Синода Русской Православной Церкви к подобным действиям. Оторванные от России китайские епархии были рядом с Россией и далеки от Сремских Карловиц. Архиерейский Синод после окончания войны потерял связь с Китаем. Многим православным эмигрантам в Китае положение Церкви в стране, победившей гитлеровскую Германию, представлялось уже в более обнадеживающей перспективе. Значительная часть изгнанников приняла решение о возвращении на родину. Архиепископа Нестора, некогда борца с большевизмом, в эмиграции нередко упрекали за смену позиции. В ответ на эти упреки можно сказать, что Преосвященный Нестор, человек, обладавший колоссальной духовной силой, направленной на благо России, переживший горечь покаяния за весь народ и воплотивший это чувство в памятнике -символе, каким являлась Часовня-памятник во имя Царственных Мучеников, утвердился в мысли, что его место там, где его народ. Он направляет письмо Патриарху Алексию и получает ответ. Снова пишет, и ... в результате в Патриархии принимается решение изучить обстановку на месте, для чего в Харбин направляются епископ Елевферий (Воронцов) 2 и священник Григорий Разумовский 3 . Через некоторое время было принято решение о воссоединении восточно-китайских епархий. Конечно, вся эта деятельность шла под пристальным наблюдением и даже с одобрения органов власти. Свидетельство тому – жирные карандашные подчеркивания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010