Такое пророческое откровение принимало форму «слова Божия» церкви, в состоянии вдохновения Духом Божиим. Оно произносилось от имени Бога или Христа, так что «Я» в пророчестве – «Я» Бога или Христа, Которые обращаются к церкви через пророка. Раннехристианские пророки получали также откровения в видениях, которые они затем сообщали церкви. Вспомним знаменитое видение Апостола Петра, о котором рассказано в Книге Деяний ( Деян. 10:9 – 11:18 ). Видения были личными переживаниями (иногда и во время богослужения), но сообщались всей церкви, как пророчества. Можно провести границу (правда, не абсолютную) между двумя типами пророчеств: оракулами, от имени Бога или Христа, и сообщениями о видениях. Почти вся Книга Откровения – отчет о видениях, но содержит и некоторые оракулы. Например, в прологе через пророка говорит Бог: «Я есмь Альфа и Омега, говорит Господь Бог , Который есть и был и грядет, Вседержитель» ( Откр.1:8 ). Оракулы от имени Иисуса Христа мы видим в эпилоге: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец» ( Откр.22:12–13 ); «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» ( Откр.22:16 ); «ей, гряду скоро!» ( Откр.22:20 ). Семь вестей церквам ( Откр.2:1 – 3:22 ) тоже оракулы, «речи Христа» церквам. В книге есть и несколько других оракулов. Эти оракулы перемежаются с пророческими сообщениями о видениях. Хотя Книга Откровения в целом похожа на пророчество св. Иоанна, которое он как бы устно изрекает (или диктует стенографу) под воздействием Духа, она всё же – сложная композиция, разработанная гораздо тщательнее, чем это возможно при спонтанном наитии. Откровение – удивительно искусный литературный труд. Безусловно, св. Иоанн имел замечательный визионерский опыт. Но в процессе долгой рефлексии, богословского осмысления он переработал этот свой опыт в литературный труд, задача которого была не столько репродуцировать видения, сколько сообщить о смысле открытого ему в видениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Очерки культурной истории Византии Г. Гельцера, профессора Иенского университета Глава I. Василевс и его значение Вне всякого сомнения, восточно – римские императоры в своей совокупности принадлежали к числу наиболее одаренных и выдающихся людей всемирной истории. По древне – римскому обычаю на первом плане стоят блестящие воины, которые занимают освобождающийся престол. По смерти Маркиана (457) только арианская вера помешала алану Аспару вступить на престол. Но, избранный им правитель Лев Фракиец (457–474) был генералом, так же как и его зять Зинон. Юстин I, начальник дворцовой гвардии, основал владычество дома Юстиниана, и по пресечении его династии снова были возведены на престол через усыновление и назначение со стороны своих предшественников дельные военачальники, Тиверий II (578–582) и Маврикий (582–602). Точно также Ираклий в 610 г. достиг власти, как победоносный вождь революционного флота. И в VIII в., когда анархия и дворцовые революции сделались хроническими, государство спас Лев Исавр – лучший военачальник своего времени. Когда грозила опасность со стороны болгар в 813 г. и слабый император Михаил И, велевший игумену студийского монастыря составить план военных действий, проявил полнейшую неспособность, то, по бурному требованию народа и войска, был провозглашен императором генерал армянского происхождения – Лев V, а когда последний был убит, то даже его противник, смещенный им патриарх Никифор, заявил, что империя во Льве, этом враге веры, потеряла мощного правителя государства. К короне мог стремиться каждый, как к награде доблестнейшего, и главные военачальники, следовательно, ближайшие кандидаты на корону, были часто людьми темного происхождения. Один бедный дарданский парень забрел в столицу империи, чтобы попытать счастья в качестве солдата. Это был Юстин I. Василий I был простым конюхом, а Роман Лакапин был простой солдат из фемы Армениак, который привлек к себе внимание Льва VI Философа своей страшной борьбой со львом. Совершенно естественно, что честолюбцы, как и во времена цезарей III и IV вв., еще при жизни монарха разузнавали о личности его заместителя. Оракулы относительно царей играют в эту христианскую эпоху такую же значительную роль, как раньше в языческую; только на место философов или дриад выступали в качестве пророков монахи. Многое из того, что нам передается о подобных оракулах, вымышлено впоследствии. Но много численные государственные процессы и преследования за такого рода попытки проникнуть в будущее показывают, до какой степени оракулы действительно владели умами. Один монах предсказал престол Филиппику Вардану (711–713). Другой встречает трех военачальников и также предсказывает им власть: Лев V Армянин (813–820) становится действительно императором, Михаил II убивает его и наследует ему (820–829), наконец, Фома провозглашает себя императором против Михаила. Без сомнения, такие оракулы действовали решающим образом на фантазию и на поступки этих столь же сильных, сколь грубых и суеверных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

365 Евсевий вообще замечает о временах царствования Коммода: «в это время дела церкви приняли покойное течение; церковь , по благодати Божией, наслаждалась миром во всей вселенной». Но нам кажутся особенно интересными те восторженные ожидания, которыми исполнены были христиане в половине II века, так как эти чаяния дают ясное понимание о положении христиан этого времени. Укажем на так называемых сивиллистов и апологетов, у которых мы встречаем важные для нашей цели мысли и чувствования. Кто такие сивиллисты? Известно, кто такие были в языческом мире Сивиллы; это были женщины, которым приписывался дар пророчества; они славились или замечательными изречениями, или же стяжали известность своими мнимыми пророчествами. Сборники этих изречений и пророчеств и составляли знаменитые в языческом мире Сивиллины книги. Эти сборники почти совсем не дошли до нас; сохранилось лишь несколько незначительных отрывков из них. Впоследствии, частью не задолго до Рождества Христова, частью в первые четыре века христианства, некоторые из иудеев и христиан, знакомые с греческою поэзией, стали составлять с своей стороны нечто подобное Сивиллиным оракулам и заключать их в книги. Для этой цели они брали некоторые представления из священной истории, некоторые христианские правила, заповеди, пророчества, облекали их в поэтическую стихотворную форму (гекзаметр) и составляли из них книги с именем: Сивиллины оракулы (Oracula Sibyllina, χρησμο σιβυλλιακο). Таких оракулов Сивиллиных сохранилось до нас 12 книг. Написаны они в разное время. За исключением третьей книги, возникшей до РХ, все они появились во времена христианские. Собрание их в одно целое относится к V или VI веку нашей эры. Так как эти оракулы Сивиллины составлены частью иудейскими поэтами, частью христианскими, то часто лишь с большим трудом можно отличать то, что принадлежит перу иудейскому от того, что принадлежит перу христианскому. Содержание их очень разнообразно. Главным образом эти оракулы содержат предсказание о падении язычества в различных странах тогдашнего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Обезвоживание наступает в таком климате очень быстро и может быть смертельным. 3:11. Присутствие пророка. Укомплектованность армии определенной численностью религиозного персонала (жрецами и пророками) была на древнем Ближнем Востоке явлением обычного порядка. Они получали оракулы, толковали знамения, совершали надлежащие жертвоприношения и символизировали присутствие Бога в войске. 3:11. Подавал воду на руки Илии. Елисей характеризуется здесь как ближайший помощник Илии. Несмотря на то что он исполнял функции слуги, сама связь с прославленным пророком давала надежду на божественную помощь. 3:13. Пророки отца и матери. Отец и мать Иорама, Ахав и Иезавель, проявляли благосклонность к пророкам Ваала и Астарты. Интересно, что Иорам не отрекается от этих пророков и богов, которым они служат, а лишь отвечает, что эту военную кампанию организовал Яхве, поэтому сотрудничать необходимо именно с Ним. Возможно, этот северный царь пытался получить оракулы от Яхве, и эти оракулы благоприятствовали проведению данной военной акции, хотя, с другой стороны, союз мог сложиться по той причине, что Иосафат вопрошал Яхве относительно своего участия (см.: 2Пар. 18:4–7 ). Теперь это божественное водительство, каким бы образом оно ни осуществлялось, истолковывается Иорамом как намерение Яхве погубить союзников. 3:15. Гуслист . Предпочтительным представляется перевод «музыкант» или «певец», поскольку музыкальный инструмент здесь не упоминается. По всей вероятности, это была такая же лира, на какой Давид играл для Саула. Обычно, особенно в этот ранний период, пророки использовали различные процедуры, чтобы подготовиться к получению пророческих откровений. Музыка играла важную роль в достижении похожего на транс состояния (исступления), которое, как полагали древние, делало человека восприимчивым к божественным откровениям. В текстах из Мари сообщается о существовании целой категории храмового персонала, состоявшей из «исступленных», которые часто изрекали пророческие откровения. Лира представляет собой струнный инструмент, состоящий из деревянного резонатора, из которого выходят две дуги, соединенные наверху перекладиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Наиболее известны в Византии среди подложных сочинений Л. М. были стихотворные аллегорические пророчества (оракулы) о судьбе К-поля. Часть из них представляют собой ямбы на ученом греческом, в рукописях, как правило, сопровождающиеся миниатюрами (PG. 107. Col. 1129-1140), а часть - пространные народноязычные поэмы, в действительности созданные не ранее кон. XIII в. ( Legrand. 1875). Пророчества 1-й группы написаны в более ранний период (с ними был хорошо знаком Никита Хониат , писавший свою «Историю» в нач. XIII в.), в кон. XIII в. они были переведены на латынь. На протяжении веков оракулы постоянно дополнялись и переинтерпретировались. Череда описанных в них правителей империи соотносилась с династиями то Комнинов, то Османских султанов. Особую популярность оракулы получили в XVI-XVII вв., причем как на Западе (прежде всего в Венеции и на Крите), так и в Османской империи. Наиболее знаменитая иллюстрированная копия оракулов - т. н. Codex Bute - создана в кон. XVI в. по заказу венецианского ученого Ф. Бароцци ( Vereecken, Hadermann-Misguich. 2000). В посвященной рус. царю Алексею Михайловичу «Книге предсказаний» (1656) митр. Газский Паисий Лигарид подробно комментировал народноязычные пророчества, приписывавшиеся Л. М. ( Ченцова В. Г. Паисий Лигарид. Николай Спафарий и Франческо Бароцци: Эсхатологические идеи при дворе царя Алексея Михайловича//ДРВМ. 2014. Вып. 55. С. 69-82). В действительности нет никаких данных о занятиях Л. М. прорицаниями. Слава астролога и пророка закрепилась за ним через мн. годы после смерти, вероятно из-за отождествления с его тезкой Львом Математиком (Философом), ученым и астрологом при дворе имп. Феофила (829-842). Из рассказов рус. паломников, побывавших в К-поле в XIII-XIV вв., известно, что в этот период Л. М. были приписаны многочисленные чудеса, ранее в античной традиции связывавшиеся с именем Аполлония Тианского. В народном сознании Л. М. превратился в мага, оживлявшего и наделявшего сверхъестественными способностями статуи и создававшего портреты императоров и патриархов, к-рым еще только суждено взойти на престол в будущем ( Mango. 1960). Благодаря греч. хронике Псевдо-Дорофея Монемвасийского (1631) подобные легенды о Л. М. попали на Русь. При этом с именем Л. М. были связаны легенды о чудесных изобретениях, в которых у Псевдо-Дорофея действовал не Л. М., а Лев Математик ( Яворский. 1909). Имя Л. М. было знакомо на Руси также и потому, что в «Повести о взятии Царьграда» Нестора Искандера именно с Л. М. связано пророчество об отвоевании К-поля у турок «русым родом».

http://pravenc.ru/text/2463289.html

«Когда оракулы Греции и всего мира прекратились и умолкли, как не по пришествии Спасителя на землю? Когда начали понимать, что боги и герои поэтов – человеки, и по этой причине презирать их, как не после победы Господа над смертию, причем Он принятое Им тело воскресил из мертвых и сохранил нетленным? Когда оказались удобопрезренными лукавство и ярость демонов, как не по явлении на земле Слова, Божией Силы, Господа всего и их, умилосердившегося над немощию человеков? Когда искусство и училища волхвов попраны, как не после пришествия к человекам Божественного Слова? Наконец – когда мудрость язычников соделалась глупостию? – После того, как истинная Божия премудрость открыла Сама Себя на земле… Прежде вселенная была преисполнена обманами оракулов и ложными понятиями человеков. Предметом удивления для всех были оракулы Дельф, Додоны, Виотии, Ликии, Египта и Кавир, равно как и Пифии; но ныне, когда повсюду проповедуется Христос, совершенно прекратилось их неистовство, и нигде между ними уже не обретается пророка. Прежде демоны вводили в заблуждение умы человеков различными привидениями, пребывая в источниках и реках, в древах и камнях 277 , и невежественных смертных устрашали призраками. Эти кознодейства увяли по пришествии Божественного Слова» 278 . " Супостат наш диавол 279 , завидуя великим благам, которые мы должны получить, ходит вокруг нас и тщательно наблюдает, чтоб похитить семена Слова, находящиеся в нас. По этой причине Господь, предостережением запечатлевая в нас Свои заповеди как собственное сокровище, говорит: Блюдите, да не прельщены будете: мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще, яко Аз есмь: и время приближися. Не изыдите убо вслед их 280 . Без сомнения, нечто великое предоставлено нам Словом: нам предоставлено избегать обмана, который мог бы быть произведен наружным видом представляющихся предметов, и мы действием благодати Духа можем правильно судить об этих предметах, несмотря на то, что они прикрыты и замаскированы. Если бы великий демон, диавол, изобретатель злобы, достойный сам по себе всякой ненависти, тотчас открывал себя, то каждый отгонял бы его, как змея, как дракона, как льва, идущего похитить и пожрать кого только можно. По этой причине он прячется и прикрывает себя, лукаво присвоивает себе имя, вожделенное для всех человеков, чтоб обмануть человеков ложною наружностию и уже обманутых заковать в свои цепи. Как кто-либо, желающий увлечь чужих детей в рабство себе, принимает в отсутствие родителей их подобие этих родителей, при посредстве этой хитрости обманув горящих любовию к родителям сынов, уводит их далеко и погубляет несчастных, так и нечестивый демон, извивистый и лукавый диавол, не дерзает показываться кому-либо таким, каким он есть: зная же, сколько человеки любят истину, принимает на себя личину правды и этим средством изливает яд свой в последователей своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

II. Пророчества семи церквам (2:1–3:21) Традиционно две последующие главы, то есть вторая и третья, называются «посланиями семи церквам». Эти «послания» продолжают речь Сына Человеческого в Откр.1:17–20 . На самом деле это не послания, а пророческие высказывания в адрес упомянутых семи церквей. Это так называемые оракулы, то есть пророчества от имени прославленного Иисуса Христа. Оракулы эти построены однотипно и очень искусно. Они обнаруживают многочисленные связи с предшествующим видением первой главы и с последующей основной частью Апокалипсиса. Все семь пророчеств имеют одинаковую структуру: каждое состоит из пяти частей: 1. Приказание писать: «Ангелу… церкви напиши». 2. Формула, сообщающая об источнике пророчества: «Так говорит…», и далее характеризуется «говорящий», то есть сам Иисус Христос. С этим можно сравнить ветхозаветные похожие пророческие формулы: «Так сказал Господь», или в Книге Деяний: «Так говорит Дух Святой» ( Деян.21:11 ). 3. Собственно пророчество, вводимое формулой: «Знаю дела твои…». 4. Призыв к вниманию: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам!» 5. Обетование «побеждающему». Собственно пророчество («знаю дела твои…») описывает конкретное состояние той или иной церкви. Призыв к вниманию и обетование побеждающему в обобщенной форме направлены христианам всех церквей. В 4–7 пророчествах последние два элемента меняются местами: сначала стоит обетование побеждающему, а затем уже призыв ко вниманию. Такое изменение порядка не случайно. Оно указывает на функцию этих пророчеств. Их цель – подготовить христиан к трудным временам. Эти трудные времена будут изображены в главах 4–22. В наступающих бедствиях Дух Святой будет особым образом содействовать победе христиан, что и показывает призыв вслушаться в то, что говорит Дух. Вспомним слова Иисуса Христа в Мк.13:11 : «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святой». Только с помощью Духа христиане смогут правильно оценить знамения времени и с победой выйти из предстоящих бедствий. Примером в этом им служит Христос, который первым победил все искушения, нападки сатаны и саму смерть. Призыв ко вниманию и обетование победителю устремлены в будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

в средневековье оказал влияние ряд апокрифических апокалиптических текстов (см. Апокалиптика ), внесших дополнительные детали в это представление: «Апокалипсис Петра» (ок. 135) и «Евангелие от Никодима» (ок. 300-500), рассказывающие об обличающих А. в последние дни пророках Енохе и Илии; «Псевдо-Клементины» и «Деяния Петра», подробно изображающие жизнь Симона Волхва, прототипа А., как обольстителя; предсказания и описания А. встречаются также в «Апокалипсисе Илии», апокрифическом «Апокалипсисе Иоанна»; знамения последнего времени описаны в «Апокалипсисе Фомы». Одним из важных источников, к-рый оказал большое влияние на расширение представления об А., полученного на основании толкования библейских текстов, были Сивиллины оракулы , добавившие к традиц. материалу Свящ. Писания легенды о последнем могущественном императоре. Этот император перед приходом А. разгромит всех врагов и обеспечит торжество христианства по всему миру. Оракулы также повествуют об апокалиптических народах Гоге и Магоге. Эти представления содержались также в «Апокалипсисе Псевдо-Мефодия» (сер. VII в.) (см. Мефодия Патарского Откровение ). Апокалиптическая лит-ра, к-рая включила в себя эти легенды, не имевшие большого значения в экзегетической традиции ранней Церкви, способствовала тому, что А. стал центральной фигурой средневек. эсхатологии. Значительное влияние на модификацию раннего патристического представления об А. оказало средневек. толкование предсказанного в Откр 20. 1-20 (связание дракона на 1000 лет, к-рый после освобождения ведет войну со святыми) 1000-летнего царства мира и благополучия, когда миром будут править праведники (см. Хилиазм ). В трудах блж. Августина ( De civ. Dei. XX 7), Николая Лиры (Glossa. T. 6), Беды Достопочтенного (In principium Genesis) и др. 1000-летнее царство отождествляется с уже наступившим временем Церкви и явление А. ожидается в конце периода существования этого царства. Наряду с этим толкованием уже достаточно рано (особенно в среде еретических эсхатологических движений) было распространено понимание его как буд.

http://pravenc.ru/text/115828.html

Что касается до сивиллиных оракулов, древнейшая часть которых произошла около 160 лет до Р. Хр., то они идут к нам из Египта. Мы имеем в виду только последнюю часть их. Это и более интересная и более характерная их часть. В них древние языческие мифы первых возрастов человека соединены вместе с ветхозаветными известиями и наряду с этим языческая теогония переплавляется в иудейскую форму. Таким образом, Ной становится Ураносом, Сим – Сатурном, Хам – Титаном, Иафет – Япетом. Подобным же образом здесь сообщаются отрывки древнейших языческих оракулов, перелитые, так сказать, в иудейское издание. Всего страннее то обстоятельство, что выражения этой юдаической и иудейской сивиллы перешли в оракулы древних эритрейцев, которые предсказали падение Трои, и в оракулы сивиллы Комы, которые в детстве Рима были положены Тарквинием Супербом на хранение в Капитолий. Собрание восемнадцати гимнов, известное под именем псалтири Соломона, ведет свое начало более чем за полстолетия до нашей эры. Оригинал псалтири, без сомнения, был написан на еврейском языке, хотя он и дышит несколько эллинским духом. Она содержит горячие мессианские надежды и крепкую веру в воскресение и в вечные награду и наказание. Совершенно отличною от всех предшествующих сочинений является «книга юбилеев», названная так от ее хронологического распределения на «юбилейные периоды», или «малое Бытия». Она есть нечто вроде легендарного прибавления к книге Бытия, имеющего целью объяснить некоторые исторические ее трудности и восполнить ее исторические пробелы. Она была написана, вероятно, около времени Христа, жителем Палестины, на еврейском или скорее на арамейском языке, что придает ей необыкновенный интерес. Но, подобно всей остальной апокрифической и псевдоэпиграфической литературе, которая идет из Палестины и первоначально была написана на еврейском языке, мы не имеем ее на этом языке, а только в переводе. Если из этого краткого очерка эллинистской и псевдоэпиграфической литературы мы захотим сделать общий вывод, то, без всякого сомнения, заметим, с одной стороны, развитие старого и, с другой стороны, приготовление к новому, – иными словами, что великое ожидание проснулось и великое приготовление наступило. Оставалось сделать еще один шаг, чтобы довершить дело, начатое эллинизмом. Это совершил человек, который, не быв сам затронут Евангелием, быть может, более всех подобных ему религиозных сотоварищей иудеев и соотечественников греков был приготовлен к новому учению, – тому учению, которое действительно представлялось многими первичными своими защитниками под формами, познанными от него. Человек этот был иудей Филон из Александрии. Глава четвертая. Филон Александрийский, раввины и Евангелия. – Окончательное развитие эллинизма в его отношении к раввинизму и к Евангелию от Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prig...

Рабы, задавленные своими лишениями, часто терпящие произвол и битые сверх всякой меры, не могли вынести их обращения. Собравшись вместе, когда представлялся случай, они обсуждали возможность восстания, пока, наконец, они не претворили планы в действие. Был некий сирийский раб, принадлежащий Антигену из Энны, апамеец по происхождению, имевший склонность к магии и творящий чудеса. Он утверждал, что предсказывает будущее по божественному внушению во сне, и поэтому такая черта его таланта обманула многих. Исходя из этого, он не только давал оракулы с помощью сновидений, но даже утверждал, что божество являлось ему во время бодрствования и слышал будущее из их собственных уст. Из его многочисленных импровизаций некоторые случайно оказались правдой, и поскольку неудачные не подверглись сомнению, те, которые исполнились, обратили на себя внимание, и его слава быстро разрослась. Наконец, при помощи некого устройства, находясь в состоянии одержимости божеством, он извлекал огонь и искры изо рта, и, таким образом в бреду давал оракулы о грядущих событиях. Он помещал огонь и топливо для его поддержания в орех – или что-то подобное, – что было проколото с обеих сторон, а затем, поместив это в рот и дуя в него, он иногда зажигал искры, а иной раз пламя. Еще до восстания он говорил, что сирийская богиня явилась ему, говоря, что он будет царем, и он повторял это, и не только другим, но даже своему хозяину. Так как его притязания воспринимались как чудачество, Антиген подхватил его фокусы и представил Эвна (таково было имя чудотворца) на званом обеде, и устроил перекрестный допрос о его царствования и о том, как он будет относиться к каждому из присутствующих людей. А так как он дал полный отчет обо всем, не задумываясь, объясняя, что с умеренностью будет относиться к хозяевам и в общем рассказывал красочные басни о своем знахарстве, гости все время покатывались со смеху, а некоторые, взяв из тарелки лакомый кусочек, угощали его, добавив, что делают это для того, чтобы, когда он станет царем, он помнил их доброту. Но, как это бывает, его шарлатанство и в самом деле привело на царство, и за любезность, полученную в насмешку на пиру, он воздал благодарностью на полном серьезе. Началось же общее восстание следующим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010