249. Что ответил Господь Иисус Христос на просьбу благоразумного разбойника?    На просьбу благоразумного разбойника Господь Иисус Христос ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43).     250. Что случилось в то время, когда Господь Иисус Христос умирал на кресте?    В то время, когда Господь Иисус Христос умирал на кресте, померкло солнце, и сделалась тьма по всей земле, и потряслась земля, и завеса в храме Иерусалимском раздралась надвое (Лк.23:45; Мф.27:51).     251. Кому поручил распятый Спаситель Свою Пресвятую Матерь?    Свою Пресвятую Матерь распятый Спаситель поручил Своему любимому апостолу Иоанну; оба они стояли под крестом с Марией Магдалиной и другими благочестивыми учениками Спасителя.     252. Какими словами поручил Господь Иисус Христос Свою Пресвятую Матерь попечению апостола Иоанна?    Господь Иисус Христос поручил Свою Пресвятую Матерь попечению апостола Иоанна словами: «Се, Матерь твоя!» — и словами, относящимися к Матери: «Жено! се сын Твой!», — после чего святой Иоанн и взял Ее к себе (Ин.19:26—27).     253. Что возгласил Господь Иисус Христос на кресте непосредственно перед Своей смертью?    Непосредственно перед Своей смертью Господь Иисус Христос возгласил громким голосом: «Совершилось! Отче, в руки Твои предаю Дух Мой». И сие сказав, преклонил голову и испустил дух (Лк.23:46; Ин.19:30).     254. Что сказал сотник, стерегший с воинами распятого Господа Иисуса Христа?    Сотник, стерегший с воинами распятого Господа Иисуса Христа, видя землетрясение и все бывшее, устрашился весьма и сказал: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф.27:54).     255. Для чего в Символе веры говорится «и страдавша, и погребенна?»    В Символе веры говорится «и страдавша, и погребенна» для того, чтобы показать нам, что распятие Господа Иисуса Христа было не только одним видом страдания и смерти, как утверждают некоторые лжеучители, но подлинным страданием и смертью, и что Его, умершего, действительно погребли во гробе.     256. Чем подтверждается действительная смерть Господа Иисуса Христа?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В. Имеют ли крест Христов сектанты? О. Нет, сектанты не имеют креста Христова и не чтут его, напротив, они ненавидят и презирают Его, называют виселицей и плахой. В. Почему сектанты ненавидят честный Крест Христов? О. Потому что сектанты ученики и приспешники диавола, а диавол больше всего ненавидит Крест Христов и боится его. В. Почему христиане любят св. Крест и чтут его? О. По многим причинам. Во-первых, потому, что на Кресте Христос примирил нас с Богом; во-вторых, потому, что Крестом Христос победил диавола; в-третьих, потому, что через Крест прославился Христос, и он является знамением Спасителя. В. Каким образом Христос на кресте примирил нас с Богом? О. Христос, говорится в Св. Писании, примирил людей с Богом " посредством креста , убив вражду на нем» ( Еф.2:16 ), «умиротворив, через Него, кровию креста Его и земное и небесное» ( Кол.1:20 ). В. Почему крест является оружием победы Христа над диаволом? О. Потому, что Христос, положил, " смертью (на кресте) лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр.2:14 ). В. Каким образом крест является орудием прославления Христа? О. Христос, пишет Ап.      Павел, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» ( Флп.2:8–9 ). В. Почему крест является знамением Спасителя? Ο. Потому, что перед вторым пришествием Христовым, как сказал Сам Господь, «явится знамение Сына Человеческого на небе» , т. е. честный крест Господень ( Мф.24:30 ). 23. Крест Христов – святыня наша В. Почему крест Христов является святынею Христианскою? О. Крест есть новозаветный жертвенник. Был жертвенник и в Ветхом Завете, и на нем первосвященник приносил жертвы. Христос отменил их, «принесши в жертву Себя Самого» ( Евр.7:27 ) на кресте. Таким образом, крест сделался жертвенником Христовым. Но ветхозаветный жертвенник «святыня великая» ( Исх.30:22–29 ), тем более крест Христов есть «святыня великая». В. Есть ли указание в слове Божием, что крест должно прославлять, как святыню?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Дети! видите, как Спаситель похвалил самарянина за то, что он поблагодарил Бога за свое исцеление; Спасителю было неугодно, что остальные девять человек не поблагодарили Бога за это. Так и мы должны всегда благодарить Бога за всякую Его помощь нам. Если же мы не благодарим Бога, то делаем неугодное Ему, грешим. Кто однажды встретил Иисуса Христа? Что прокаженные говорили Спасителю? Что сказал им Христос? Что случилось с больными по дороге? Кто из них возвратился ко Христу? Зачем самарянин пришел к Спасителю? Что сказал на это Спаситель? За что Он похвалил самарянина? Что мы должны делать, когда получим от Бога помощь или милость? 91. Чудесное насыщение народа (Мф.14:13–23; Лк.9:12–18; Ин.6:5–14) Иисус Христос не только исцелял больных; Он помогал людям и в других нуждах. Однажды Иисус Христос со Своими учениками был в пустынном месте. К Нему сюда пришло много народа слушать Его учение. Иисус Христос долго учил их, так что настал уже вечер. Ученики сказали Иисусу Христу: «место здесь пустынное, а время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в ближайшие селения и деревни ночевать и достали бы пищи». Иисус Христос не хотел отпустить народ голодным. Он спросил учеников Своих: «не можете ли вы накормить их?» – «Нет, – отвечали ученики, – у нас только пять хлебов и две рыбки; посмотри, какое тут множество народа». Но Иисус Христос сказал: «велите им сесть на траву и принесите Мне хлебы и рыбу». Ученики исполнили приказание Его. Народу было очень много: пять тысяч мужчин, да кроме того еще много женщин и детей. Все сели на траву. Иисус Христос помолился Отцу Своему, потом благословил хлебы и рыбу и начал разламывать их и раздавать ученикам, а ученики народу. Господь сделал так, что этого хлеба и рыб было довольно для всего народа. Каждый ел досыта, и кроме того ученики собрали 12 корзин остатков. Весь народ, видя это чудо, благодарил Иисуса Христа. Дети! видите, как Господь, Иисус Христос перед тем, как разделить пищу народу, помолился и благословил пищу. Так и мы должны перед пищей помолиться Богу, чтобы Он благословил эту пищу, и она была бы нам на здоровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Следовательно, Христос Спаситель один преимущественно пред всеми может научить этой истине и всех прочих как для их собственного спасения, так и для приведения других к животу вечному, состоящему, по словам Того же Божественного Учителя, в познании Истинного Бога. «Сия же есть жизнь вечная, – сказал Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве, – да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17,3 ), – разумея здесь под знанием не теоретическое, умственное познание Бога, а теоретико-практическое, когда, кроме ума, в познании Бога участвует и сердце чрез его постоянную любовь к Богу, участвует и воля чрез свою пре­данность Воле высочайшей, чрез исполнение Заповедей Господних. В этом состоит сущность проповеди Христа Спасителя. Выступая со Своей проповедью, Иисус Христос требовал от людей пламенной веры, жертвенной любви, полного переворота во всем строе внутренней личной жизни. Все личное в жизни человека должно быть перестроено на общественное, греховное – на чистое, святое; земное – на небесное; старое на новое. «Вы слышали, что сказано древним. А Я говорю вам .. » ( Мф.5,21 ). Так, преобразуя, возвышая старое, ветхозаветное, Христос решительно утверждал новое, новозаветное. Выступая с проповедью Евангельской истины, Христос Спаситель имел необычайный успех. Уже первоначальная проповедь в Галилее ( Мф.4,23 ), по словам евангелиста Луки, обратила к Иисусу Христу внимание всех слушаю­щих Его речи, вызывая в них невольное удивление и возгласы хвалы, так что Христос, учивший в то время на сонмищах иудейских, был «славим всеми» ( Лк.4,15 ). А после произнесения речи в Назаретской синагоге, речи, сказанной в разъяснение слов пророка Исаии: «Дух Господень на мне» и т.д., все присут­ствующие подтвердили Его слово и выражали удивление «о словесех благодати, исходящих из уст Его», и говорили «Не Иосифов ли это сын?» ( Лк.4,22 ). С каждой новой речью слава об Иисусе Христе как великом Учителе, росла все более и более, вызывая удивление не только слушавших, но распространя­ясь и на жителей окрестных стран, так что после пребывания в Капернауме, где Иисус Христос учил в субботы и где также дивились Его учению ( Лк.4,31–32 ), «исхождаше глас о Нем во всяко место страны» ( Лк.4,37 ) и даже за пределы ее, ибо, по словам евангелиста Матфея, прошел о Нем тогда слух и «по всей Сирии» ( Мф.4,24 ). Вместе с этим увеличивалось и число сопрово­ждавших Христа слушателей, которые из разных стран и городов стекались к Нему, чтобы слушать и врачеваться у Него от болезней своих ( Лк.6,18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» ( 1Кор. 15:55–57 ). Святой Иоанн Златоуст в своем Слове на Святую Пасху так прославляет окончательную победу Воскресшего Христа: «Воскресе Христос и ты (ад – Авт.) низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос возстав от мертвых, начаток умерших бысть». Спасительная сила Христова Воскресения полностью раскроется во Втором пришествии и всеобщем воскресении из мертвых, ныне невидимым образом действует в мире со времени Воскресения Христова, завершившегося Вознесением Господним, когда вочеловечившийся Сын Божий Воссел одесную Бога Отца и спосадил на Своем Престоле воспринятую в Свою Ипостась и обоженную Человеческую природу, и послал от Отца Духа Святого, освящающего мир. Спасительная сила Христова Воскресения созидает на земле начало вечной жизни и подготавливает всеобщее воскресение мертвых. Вечная жизнь, по словам Николая Кавасилы , начинается еще здесь, хотя в полноте своей раскроется только в будущем веке. Сила Христова Воскресения, сила вечной жизни, проявляется прежде всего в Церкви и ее таинствах. В таинстве Крещения, в троекратном погружении и восхождении из воды, мы соумираем и спогребаемся Христу, а затем совоскресаем с Ним. Мы становимся участниками Его смерти и Воскресения. «Все мы крестившиеся во Христа Иисуса, – пишет святой апостол Павел Римлянам, – в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены я подобием воскресения…» ( Рим. 6:3–5 ). Уже сейчас мы – обладатели обновленной жизни, дающей нам уверенность в воскресении в последний день: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» ( Рим. 6:8–9 ). Но соумирание и совоскресение со Христом в Крещении тогда бывает действительным, когда мы истинно умираем греху и начинаем новую жизнь. «Так и вы, – поучает нас святой апостол Павел, – почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 6:11 ). Крещение есть рождение для вечной жизни: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нём положил печать [Свою] Отец, Бог» ( Ин.6:27 ). Спаситель, называя Себя Сыном Человеческим, тем самым не приравнивает Себя к людям, но ставит Себя гораздо выше их, сынов Божиих, по благодати. Это видно ещё из того, что Иисус Христос усвоил Себе, как мы видели, такие свойства, какие принадлежат одному только Богу, и затем из таких евангельских изречений, в которых Иисус Христос ясно и прямо подчёркивал своё превосходство пред всеми остальными, кого иудеи считали выше, чище и совершеннее всех в мире. Вот эти слова: «Царица Южная, – говорил Христос Спаситель, – восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы ( Лк.11:31–32 ). «Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма» ( Мф.12:5–6 ). Словом, во всех четырёх Евангелиях нет ни одного изречения, которое благоприятствовало бы мысли, будто Иисус Христос признавал Себя только человеком, называя Себя Сыном Человеческим 11 . Если же Христос постоянно выделяет Себя из группы сынов Божиих по благодати, если Христос, называя Себя Сыном Человеческим, приписывает Себе исключительно Божественные свойства, и от других требует к Себе такого же отношения, какое подобает одному только Богу, то отсюда ясно, как Божий день, что Иисус Христос был Сын Божий не по благодати, как прочие люди, а по естеству, по природе. Значит, Христос был не простой человек, как мы, а Богочеловек, в Котором два естества – Божеское и человеческое – соединились, по выражению Отцов Халкидонского Собора, «не слитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». В пользу Божественности Христа Спасителя говорит ещё одна черта, именно – Его безгрешность.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

23 ст. Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Как жена есть душа семьи, так и муж есть глава семьи, занимает первенствующее положение в семье. Это главенство мужа над семьей и женой апостол уясняет сравнением с главенством Христа над Церковью . Как Христос есть глава Церкви, так муж глава жены, т. е. в каком смысле Христос есть глава Церкви, в таком же подобном смысле должен пониматься и муж, как глава жены и семьи. Тот, т. е. Христос, есть Спаситель тела, т. е. Церкви (людей уверовавших): Он спас людей и все уверовавшие в Него стали членами Его царства на земле. т. е. составили одно тело, иначе – одну Церковь , главой которой естественно является ее Спаситель, т. е. Христос. Так тем же должен быть и муж по отношению к своей жене и семье; христианская семья есть образ малой церкви Христовой, где главой ее является муж, отец семейства, как бы в некоем роде представитель Самого Господа. Посему муж, как глава семьи, должен вести членов этой малой церкви Божией ко спасению и первее всего вести ко спасению жену, как центр, душу семьи, а с ней вместе и прочих членов. А жена в сознании святости и величия миссии мужа должна всячески содействовать этой миссии мужа. 24 ст. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Т. е. жены должны подчиняться своим мужьям во всем, что содействует достижению христианской цели жизни, т. е. спасению. 25 ст. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь , и предал Себя за нее. Если жена для общего блага семьи, спасения себя и мужа, должна повиноваться мужу, то и мужья со своей стороны должны не столько господствовать над ними, сколько любить их и любить по образу Христа. Как Он возлюбил Церковь и отдал за нее Свою жизнь, так и мужья должны быть готовы отдать свою жизнь за жен своих ради их спасения. Видя к себе такую любовь со стороны мужей своих, жены с большей радостью будут подчиняться мужьям своим. 26 ст. Чтобы освятить ее, очистив баней водной, посредством слова;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Ад Будут бояться в последний день и грешные люди, когда Христос, Спаситель наш, придет судить живых и мертвых, ибо в тот час Он пошлет их в ад вечно мучиться; там за разные согрешения им будут и разные муки. Будут они там терпеть и огонь неугасающий, ибо Христос, Спаситель наш, сказал: «огонь их не угасает» ( Мк. 9:44 ). В этом огне будут гореть нечистые люди, блудники, прелюбодеи и гневливые за то, что они распалялись то гневом, то похотью. Будет же там и зима лютая, и грешники, терпя стужу, будут скрежетать своими зубами. Об этом сказал Христос, Спаситель наш, так: «Там будет плач и скрежет зубов» ( Лк. 13:28 ). Такую лютую зиму будут терпеть те люди, которые немилостивы к убогим, не принимают в свои дома странников, лежащих без крова на гноище и терпящих снег и лютый мороз; таковые и сами будут иметь товарищество с дьяволом и ангелами его, ибо им Христос Бог сказал: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ). Такое товарищество с дьяволом будут иметь и горделивые люди, которые ныне презирают убогих, гнушаются ими и минуют их своими очами. Будет же там непрестанное движение червей, которые будут, не переставая терзать и есть грешных людей, и никогда они не умрут, ибо сказано: «червь их не умирает» ( Мк. 9:44 ). Эти черви будут терзать и есть тех людей, которые здесь отнимают что-либо лихоимством у других. Будет там еще от серного огня и смрад нестерпимый, ибо написано: «огонь и сера, и дух бурный – их доля из чаши» ( Пс. 10:6 ). Этот смрад будут терпеть те люди, которые заботятся о том, чтобы сделать себе удовольствие всякими благовонными духами и с усиленным прилежанием ищут для себя всякие благоуханные зелья. Будет же там тоска великая и такая ужасная, что если бы возможно было умереть, то рады были бы принять смерть в качестве сладости, но никогда не умрут там, ибо написано: «люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» ( Откр. 9:6 ). Будут терпеть такую тоску те люди, которые ныне непрестанно пребывают в веселье, пьянстве и в великой роскоши, с музыкой и танцами, а о Боге не помышляют никогда. Кроме этого, там будет и тьма внешняя, ибо написано: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю» ( Мф. 22:13 ). Вверженные в эту тьму будут сидеть в ней вечно, видеть лица Божия они никогда не будут. Такую тьму наследуют те, которые не допускают к себе убогих. Будет там голод, ибо Сам Христос сказал: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» ( Лк. 6:25 ), – и голод этот будут терпеть те люди, которые в этом веке не питают бедных и убогих. Будет там еще и жажда, ибо Сам Христос сказал: «возжаждете» (см. Ин. 4:13 ). Жажду эту будут терпеть те люди, которые здесь не желают напоить жаждущих странников и убогих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Да будет же у всякого христианина первейшее старание и попечение о спасении души, как о первейшем и самом нужном деле, и благодатью Божией спасется. Ибо так старающимся и пекущимся Бог всесильный помогает. Спаситель Если Христос за всех пострадал и умер, то и за меня, и за тебя. Если Он – Спаситель всех, истинно в Него верующих, то и мой, и твой Спаситель. Этим размышлением возжигается светильник веры. Примечай, что Писание Святое нам, грешным и смущаемым, во утешение говорит: верно и вся кого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый ( 1Тим. 1, 15 ), – говорит апостол Павел. Итак, спасет и нас, грешных, поскольку и мы грешники. И еще: Сын Человеческий (то есть Христос), пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк. 19, 10 ). Итак, и нас взыщет, поскольку и мы из погибших. И еще: пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф. 9, 13 ), – говорит Христос. И еще: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин. 3, 16–17 ), – говорит Христос. Отсюда можно заключить, что Христос пришел в мир не судить нас, но спасти, и спасет нас непременно, если истинно веруем в Него. Придет второй раз судить. Но кого? Не просто грешников, но грешников непокаявшихся, покаявшимся же грешникам и верующим в Него объявить милость и благословение Отца Своего Небесного и ввести в небесное Свое царствие; им Он говорит: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25, 34 ). Итак, есть грешникам кающимся надежда, есть утешение печалящимся и сетующим. Отверзаются двери милосердия Божия стучащим, дается просящим прошение их, обретается ищущим (см.: Мф. 7, 7–8 ) Бог со всем небесным сокровищем. Входят в жизнь вечную разбойники, мытари, любодеи и прочие грешники кающиеся. Есть и нам, грешным, надежда, поскольку Бог на лица не смотрит ( Втор. 10, 17 ), но всех грешников кающихся равно милует и спасает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Живя на земле, переживая скорби, получая Божественное утешение, мы можем думать и о том Небе, куда вознесся Христос. Через святого Апостола Павла мы можем немного узнать и о том Небе. Апостол рассказывает о себе, что он «восхищен был до третьего неба… в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор.12:2–4). И еще говорит святой Апостол о будущей жизни, ожидающей тех людей, которые любят Бога: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1. Кор.2:9). Для того чтобы Бог даровал нам будущее Небесное блаженство, нам следует утешать друг друга. Начнем с малого. Будем всегда держаться мирных отношений друг с другом, доброго слова, взаимной помощи, и все вместе будем молиться о мире всего мира. Аминь. Слово в Неделю 7ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора (325 г.) 19 июня 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос Спаситель совершил Свое Божественное дело для того, чтобы даровать нам Жизнь Вечную. Что же такое Жизнь Вечная? Сам Христос Спаситель это объясняет. Он говорит: «Сия же есть Жизнь Вечная, да знают Тебя, единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). В этом заключается Вечная Жизнь. В этом заключается религиозная жизнь. В этом заключается жизнь с Богом, и она выражается, прежде всего, в нашей вере. Сперва эта вера исповедуется только в нескольких словах. Так, например, святой Апостол Петр сказал Христу: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф.16:16 ). И Христос немедленно подтверждает, что это вера истинная. На исповедание Петра Он отвечает: «… не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» ( Мф.16:17 ). И святой Апостол Петр понял, что он находится в живом общении с Отцом и Сыном. Постепенно Христос Спаситель стал открывать своим ученикам Духа Святого. Сперва образно, как бы в притче, Он сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:38 ). Живая вода есть образ Святого Духа. Поэтому Евангелист объясняет дальше: «Сие сказал Он о Духе, Котораго имели принять верующие в Него» ( Ин.7:39 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010