С вами теперь состязаться буду, – с вами, у которых не сей один храм, но и многие другие, после осквернения или опустошения враждебною рукою, не только нашли руку восстановляющую и возобновляющую, но и достигли совершенного возобновления, может быть, не с меньшим, или даже большим прежнего, благолепием, и обрели прежнюю свою благодать и святыню. Думаете ли вы посему, что, смотря на сей успех ваших дел, на сию помощь свыше, имеете вы право радоваться так, чтобы отложить всякую печаль, или страх, или заботу? Не могу согласиться с сим расположением беспечных душ, как ни охотно желаю вам радости полной и ничем ненарушимой. Ах! «работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» ( Nc. II, 11 ). Создать Богу храм, украсить, освятить, – благодатное дело пред Богом и спасительное для человеков! Когда видим в Евангелии, что создавший иудеям сонмище, то есть, Иудейскую храмину молитвы и священного поучения, чрез сие между прочим дело проложил себе доступ ко Спасителю нашему и его к себе привлек, обрел высокий дар веры и высокую похвалу сего дара, исходатайствовал чудо исцеления: сие не есть ли знамение и наставление нам, сколь великое благословение и благодать ожидает подвизающихся создать христианский храм, в котором Сам Бог во плоти, под покровом таинств, обитает с человеками? Но сколь ни верно сие слово, что создать, украсить, освятить храм есть дело великое: тем не менее верно и то, что создать, украсить, освятить храм вещественный есть дело еще не совершенное и не оконченное. Читающие священные книги знают, как вещественно создан, как великолепно украшен, с какою торжественною и всенародною молитвою освящен, каким дивным в огне и облаке наитием благодати в день освящения прославлен был храм Соломона. Что естественнее было в сие время, как мысль об окончательном совершенстве и совершенном окончании сего великого дела? Едва ли не вкралась и в сердце Соломона сия мысль естественная, но не благодатная: ибо надобно было Самому Богу явиться и вразумить его, что сие дело требует еще продолжения и дальнейшего совершения, и какого продолжения и совершения требует.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

По свидетельству архитектора строительного отделения Владимирской губернии Правления П. Шитова, осматривающего храм 15 июня 1905 года, у колокольни нижние венцы сгнили, имеют наклон в северную сторону и как представляющие опасность подлежат, по мнению Шитова, сломке. На основании сего причт, староста и прихожане церкви села Чудь ходатайствуют о сломке означенной колокольни. При этом консистория извещает, что, согласно данного разрешения вблизи деревянного храма построена новая каменная колокольня, с тем соображением, чтобы в будущем к ней пристроить и каменный храм». Комиссия постановила «уведомить Консисторию, что в виду интереса представленного храма и колокольни, общество не находит возможным разрешить сломку древней деревянной колокольни. При этом обратить внимание Консистории на то, что опасность, на которую указывается в акте архитектора Шитова, легко может быть устранена подводкою сгнивших нижних венцов». Однако протокол последующего в 1912 году заседания под 756 от 22 мая 1912 года дает понять, что опасность исчезновения древнего памятника в Чуди решили не устранять. Присутствовавшим Ф.Ф. Горностаеву, И.В. Рыльскому, В.В. Шейману и секретарю комиссии И.П. Машкову было «доложено отношение Владимирской Духовной Консистории от 12 мая за 9024 о том, что причт, церковный староста и прихожане села Чуди Муромского уезда просят Епархиальное начальство упразднить деревянный храм в их селе за постройкой нового каменного храма и на месте его построить часовню. Причины, заставляющие их просить об этом, следующие: 1) храм пришел в совершенную ветхость, в зимнее время, несмотря на должную топку печей, служить затруднительно в виду сильного холода, т.к. стены промерзли, некоторые углы сгнили и повалились, верх храма несколько накренился на бок, вообще состояние храма по устойчивости ненадежно, что удостоверяется актом архитектора Шитова; 2) деревянный храм стоит на расстоянии одного аршина от алтарной стены вновь выстроенного и освященного храма и совершенно загораживает единственное окно главного алтаря и 3) вновь выстроенный храм, в котором теперь совершается богослужение, требует значительных расходов на свое содержание, так что на поддержку ветхого храма средств не имеется.

http://sobory.ru/article/?object=60150

О чем же плакали они? В ответ на сие повествователь сего происшествия, Ездра, не представляет ничего более, как то, что они «видеша дом преждний на основании своем, и сей дом пред очесы своими». Но что тут плачевного? На сие дает нам некоторое изъяснение современный Пророк Аггей, когда поповелению Божию, князю, первосвященнику и всему народу Иудейскому говорит: «кто от вас, иже виде храм сей в славе его прежней: и како вы видите его ныне, якоже не суща пред вами» ( Arr. II, 3 )? Вот о чем плакали рассудительнейшие между израильтянами! Смотря на храм, едва возникающий из огромных развалин, они приводили себе на память виденную некогда славу его, кончившуюся поруганием и разрушением; сличая уменьшенный, скудный, ничтожный вид возобновленного здания с обширностию и великолепием прежнего, сравнивая предприемлющие возобновление храма остатки двух только племен Израилевых, малочисленные, слабые, бедные, не имеющие благоустроенного правительства, окруженные враждебным соседством, с созидавшим прежний храм народом, состоявшим из соединения целых двенадцати племен, благоустроенным, богатым, сильным, вскоре после победоносного царствования Давидова, в мирное и мудростию могущественное царствование Соломоново, – соображая все сие, сколь мало они могли быть довольны началом дела, которое имели пред очами, столь же мало могли утешать себя надеждою на успешное совершение и прочное сохранение слабо начинающагося дела. Нет сомнения, что люди, не только здравомыслящие, но и богомыслящие, воспоминая видимую славу прежнего храма, помышляли при том и о благодати, которая обитала в нем и облекала его славою; созерцали духом, что грехи народа удалили от него благодать, а чрез то и от славы обнажили его, и довели до запустения; может быть, и то еще примечали прозорливые, что грехи, подвергшие прежний храм разрушению, а народ пленению, не совсем еще изглажены сим судом и наказанием и в возвратившихся из плена сынах преселения, предприемлющих возобновление храма; следственно, еще не восходила для него новая заря благодати, далеко было солнце славы; еще не ясное утро надежды тогда было, но сумрак и ночь страха и неизвестности, время не веселия и торжества, но сокрушения, покаяния и плача, и потому «плакаху гласом велиим».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В 1822 году с запада к церкви пристроили кельи для настоятельницы и двух схимниц. В 1863 году к этим пристройкам добавили второй этаж для размещения библиотеки и архива. В результате двухъярусный объем храма окружили пристройки с фасадным декором русско-византийского стиля. В XX веке приспособленный под нужды госпиталя памятник утратил купол, два верхних яруса колокольни и шпиль. Объемно-пространственная композиция здания развивается в двух уровнях. В центре возвышается первоначальный храмовый объем, трапезная и нижние ярусы колокольни. Эти объемы окружены с севера и юга одноэтажными приделами, с запада - пристройкой для монастырского архива и библиотеки. Планировка здания подчинена единой продольной оси симметрии заданной первоначальной композицией Успенской церкви. Восточная сторона алтаря состоит из полукружий трех апсид. Далее следует двухъярусный храмовый четверик и трапезная с приделами по сторонам. Развитие осевой композиции завершает колокольня с обстройкой по трём сторонам. До появления пристроек алтарь имел одну полукруглую апсиду с прямоугольными выступами по боковым сторонам. Северный и южный вход в храм оформляли портики с колоннами тосканского ордера. Охватывающий все здание карниз делил на два яруса храмовый четверик. Храм венчал купол на барабане. Простенки барабана украшали полуколонны ионического ордера. Небольшая одноэтажная трапезная отделяла храмовую часть от колокольни. Своей высотой колокольня намного превосходила храм. Её вертикальная композиция состояла из четырех ярусов, завершавшихся куполом с высоким шпилем. Углы ярусов храма и колокольни закрепляли лопатки. Все окна на фасадах имели простое профилированное обрамление. Фасады поздних пристроек декорированы профильными карнизами и тягами, филенчатыми лопатками. Оконные и дверные проемы оформлены килевидными арками. В интерьерах Успенской церкви сохранились сводчатые перекрытия, паруса, опорное кольцо купола, а также арка, соединяющая храм с трапезной, арочные оконные проемы, распалубки над окнами алтарной части. В пристройках второй половины XIX века фрагментарно сохранились профилированные карнизные тяги, филенчатые лопатки, завершения дверных проемов в виде килевидных арок.

http://sobory.ru/article/?object=21851

В 1969 г. были разработаны два эскизных проекта: реставрации и реконструкции. Последний предполагал разборку трапезной и восстановление галерей с западным крыльцом. Обоими проектами предусматривалось восстановление килевидных завершений порталов и некилевидных обрамлений закомар и кокошников постамента. Также было предложено воссоздание малых глав и завершение их и центрального барабана шлемовидным покрытием. Автор проекта Е. Н. Подъяпольская в пояснительной записке и при защите проекта отмечала большую ценность памятника и его тяжелое техническое состояние, требующее экстренных работ по инженерному укреплению конструкций. Тем не менее реставрационные работы начались только в 1972 г., но и они вскоре были прерваны обрушением значительной части храма. После случившегося от него остались и дошли до нашего времени три стены четверика, один из четырех столпов и менее половины сводов подклета и погребов. Остатки сводов и по сей день находятся в аварийном состоянии. Что же касается сохранившихся стен, то надо сказать, что каждая из них разделена на отдельные блоки сквозными вертикальными трещинами, которые хорошо прослеживаются от земли до карниза. В 1990-1992 гг. по заданию Калужского Управления культуры сотрудниками института «Спецпроектреставрация» были проведены новые исследования, а также разработаны эскизный проект реставрации и рабочая документация по усилению и консервации конструкций памятника. К сожалению, из-за отсутствия финансирования восстановительные работы так и не были начаты. Приводимое ниже описание памятника основано на обмерах и фотографиях конца 1960-х гг., запечатлевших храм до катастрофы, а также на исследованиях и обмерах 1990-1991 гг., содержащих подробную фиксацию существующего состояния храма. Памятник состоит из трех частей: собственно храм (XVI в.), трапезная (1871) и колокольня (1784). Первоначально собор представлял собой необыкновенно сложную развитую структуру, которая по составу помещений, частей и элементов едва ли имела себе подобную среди построек времени Ивана Грозного. По высоте собор был разделен на три уровня: верхний храм, высокий подклет и погреба. Верхний храм был четырехстолпным, трехапсидным, пятиглавым, с центральной главой, поставленной на прямоугольный постамент. Внутристенная лестница вела на обширные хоры с двумя княжескими молитвенными палатками, отгороженными от основного пространства кирпичными стенками. Западные части сводов апсид были заведены внутрь четверика до восточных столпов, а пространство над ними отгородили тонкой стеной, опиравшейся, как и восточная стена четверика, на этих сводах. Между двумя восточными стенами над центральной апсидой был устроен тайник, а над боковыми - высокие световые колодцы под угловые главы. Можно сказать, что решение интерьера было весьма своеобразным. Невысокое трехчастное пространство под хорами, перекрытое коробовыми сводами, резко контрастировало с основным пространством, вытянувшимся по поперечной оси храма.

http://sobory.ru/article/?object=01462

Кондак 7 Хотящих всех с верою входити в храм Твой святый, Богородице, присно спасаеши и славящих Тя от всяких напастей и бед свобождаеши; темже и благоверным людем, присноблажащим Тя, победы на сопротивныя даруй и вся ко спасению прошения нам пода­вай, о сем молящимся Тебе и поющим Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новую показа тварь, явлься нам, всех Творец Господь Тобою, Богородице. Ты же срод­ное промышление о нас к Нему имущи, честне почитающих пречестное Твое Успение, приими сицевая Тебе вопиющих: Радуйся, Мати Богу, избранная от земных; радуйся, превышшая земных и Небесных. Радуйся, херувимов и серафимов горе превозшедшая; радуйся, лик ученический облаком ко погребению Ти доле совокупльшая. Радуйся, Фому по погребении Твоем силою Божиею предпоставившая изряднее; радуйся, чрез него уверившая Твое на Небо с плотию преселение. Радуйся, красотою всех добродетелей украшенная; радуйся, краснейшему паче сынов человеческих Сынови Своему сопричтенная. Радуйся, яко финикс, плотию воскресшею процветшая; радуйся, яко кедр в Ливане небесном, умножившаяся. Радуйся, древо живота, насажденное посреде рая превышняго; радуйся, ковчеже мысленный, возвышенный в Горняя от потопа смертнаго. Радуйся, Обрадо­ванная, во Успении Твоем нас не оставляющая. Кондак 8 Странно в превышних ведуще Тя, Избранная, яко солнце, Владычице, внутрь пренебесных недомыслимых красот и неизре­ченных доброт, умильно к Сыну и Богу, дланьма Его держиму возшедшую и прерадостно преклоньшуюся живоначальней Его деснице, о сем непрестанно вопием: Аллилуиа. Икос 8 Вся, бывши горе, к Небесным взята и земных не оставляющи, Богомати, рукама Сыновнима носима, в незаходимая вниде, во оный град всесветящий и прекрасный, Иерусалим вышний, херувимы обстоима со всеми Небесными силами, идеже слышит поющих сия: Радуйся, Еяже пресвятая душа в вышнем всесветлом Сионе вселяется; радуйся, Еяже и нетленное тело таможде с душею купно прославляется. Радуйся, вшедшая в престольный град Самаго Вседержителя; радуйся, вознес­шаяся в прекрасный рай Вышняго Насадителя. Радуйся, пренесенная во град, основанный от каменей всесветяших; радуйся, введенная во ограду, обстоимую вои сил превышних. Радуйся, превышше небес во благолепие Божие взятая; радуйся, паче всех невещественных умов почтенная. Радуйся, приносящая к Сыну Своему и Богу моление верных; радуйся, и Сама непрестанно у Престола Сына Твоего и Бога молящаяся о всех. Радуйся, Предстатель­нице к Богу, мир спасающая; радуйся, Заступ­нице, роду христианскому от Бога дарованная. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Храм является интересным образцом сельской приходской церкви в " русском " стиле начала ХХ в. Здание сложено из кирпича размером 26х13х7 см, система перевязки кладки цепная, шов обработан валиком Объемная композиция и декоративное убранство памятника ориентированы на московскую архитектуру XVII столетия. Протяженная симметричная относительно продольной оси ( " кораблем " ) композиция церкви включает пятиглавый храм с полуциркульной апсидой, два боковых придела, притвор, шатровую колокольню и западную паперть. Четверик храма, увенчанный пятью цилиндрическими глухими барабанами, возвышается над пониженными боковыми приделами, покрытыми двускатными крышами. Полуциркульные апсиды приделов имеют, по сравнению с центральным алтарем, меньший выступ. Равный по ширине четверику притвор соединяет храм с колокольней.Стройная столпообразная композиция колокольни завершается шатром. Два нижних яруса образуют квадратное в плане основание, несущее восьмигранный столп, в верхней части которого расположен ярус " звона " . К нижнему ярусу колокольни с севера и юга примыкают прямоугольные пристройки, с запада - вытянутая по оси " запад-восток " паперть. Богатый кирпичный декор восходит к образцам XVII в. Внутреннее пространство организовано пристенными пилонами, образовавшимися благодаря арочным проемам во всю ширину стен. Перекрытия сводчатые. Апсиды перекрыты конхами, четверик и приделы парусными . сводами, притвор коробовым сводом. В нижнем ярусе колокольни сомкнутыйц свод, на паперти - коробовый. В интерьере частично сохранилась фигурная, сюжетная и орнаментальная масляная живопись академического толка, отличающаяся высоким качеством исполнения. В приделах сохранились фигуры святых в простенках окон. В растительный орнамент подпружных арок и пристенных пилонов (сохранились фрагментарно) включены стилизованные изображения крестов. Из сохранившихся композиций притвора и паперти заслуживают внимание " Исцеление расслабленного " . " Возвращение блудного сына " , " Лепта вдовицы " . Тябловые иконостасы новые, исполненные выпускниками иконописной школы Троице-Сергиевой лавры.

http://sobory.ru/article/?object=00611

Да откроется дверь принявшаго Бога храма, ибо Иоаким, взяв сегодня со славою храм и престол всех Царя, возлагает его внутри (храма), посвятив Господу избранную Им в Матерь Себе (стих. на хвал. 4 праздн.). Стихиры на стиховне, гл. 2. Подобен: «Доме Евфрафов» 999 . Двери небесные! примите во святая святых Деву, а также и неоскверненную скинию Бога Вседержителя. Девственные хоры! проводите во святая святых, весело неся свечи, Чистую Деву, как невесту Бога, Царя всех. Чертог Слова Божия, обитая во святом святых, получает из руки Божественнаго ангела хлеб словесный. Обозрение службы в пред- и попразднство Обычно служба в предпразднство рассматривает событие, как еще готовящееся и ожидаемое и увещевает к достойной встрече его. Предпразднственная служба Введения не следует этому правилу, а так же прямо восхваляет событие, как и праздничная (за исключением светильна и стиховных утрени, которые предпраздничного содержания), д. б. п. ч. праздник этот получил предпразднство после эпохи песнописцев и для него воспользовался песнями, предназначавшимися для самаго праздника. Тропарь предпразднства: «Анна ныне предобручает радость для всех, вырастивши противоборствующий скорби плод – единственную Приснодеву, которую и приводит сегодня радостно во исполнение обета в храм Господень, как настоящий храм Бога Слова и чистую Матерь». Кондак: «Целая вселенная исполнилась веселия сегодня в славном празднике, взывая: – Она сень небесная». (Оба песнопения 4 гл., второе имеет подобен «Явился еси» – кондак Крещения). Канон, творение самого плодовитого песнописца пр. Иосифа IX в., 4 гл., как и главный праздничный канон имеет обычные Богородичные ирмосы «Отверзу уста моя», за исключением ирмосов 4 «Неизследный Божий Свет», взятого с Успения, и 8 «Слыши отроковице» – из Благовещения. Светилен имеет тот же подобен, что и праздничный. По содержанию службы заключают немного нового по сравнению с праздничной службой, но и, повторяя ея мысли, тем, что ставят их в другую связь, показывают их так сказать с другой стороны. Можно отметить след. выражения в службе. «Совет превечный превечнаго Бога нашего во исполнение грядет» (канон, п. 1. тр. 2). «Девы, свещи носящия светло, будущее подписуют: из нея бо родится просвещение знания, решающее прелести омрачение» (п. 3, тр. 1). «Анна привозлагает тебе святилищу, Всенепорочная, священнейшее зачатие хотящую имети и рождество» (тр. 2). «Всю тебе освяти Дух всесвятый, внутрь храма пребывающу и питаему пищею небесною, невесто отча прекрасная; сего ради была еси и Слова родительница» (п. 5, тр. 3). «Захарии Анна глаголет: ...Отроковицу чистую доблественною душею приими» (п. 8, тр. 1). «Свет тя трисиянный вжегщи Богородице в храме славы, небесную ти пищу посылает, величая тя» (24 ноября, стих. утр. 2). Напевы пред – и попразднства

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Виктория 20 апреля 2019, 00:37 Восстанавливать надо, тут нет вопросов. Нужен единый фонд на восстановление и реставрацию деревянных церквей, который и будет тем органом, который будет работать с государством, чтобы появились программы и тд. Плюс в этот фонд должны входить представители РПЦ, реставраторы, историки, архитекторы и тд, которые помимо того, что являются экспертами по необходимым областям, могли бы создать необходимую систему по восстановлению и реконструкции храмов. Каждый храм должен быть учтён, оценёно состояние и необходимые работы. Чтобы документы, необходимые для работ были шаблонированы и под каждый храм фонд бы их умеючи собирал. Под такой порядок и деньги найдутся и люди подтянутся и мастера. Светлана Ф. 16 августа 2018, 22:15 Очень правильно всё сказано и про федеральную программу сохранения и про системы пожаротушения и про понятия " памятник " . Памятник нельзя воссоздать, даже если это назовут красиво " восстановление " . Когда сдавала экзамен по сохранению и реставрации, помню как " гоняли " по Венецианской хартии 1964 г., по которой памятник должен сохраняться не только как единичный объект, но также его архитектурная среда. Там терминология прописана чётко. К сожалению, без государственной системной долгосрочной программы, без ПОНИМАНИЯ не только на уровне специалистов, но и на госуровне том, что же такое памятник, наше наследие будет беззащитно. Вот также ждет своей участи храм в Мелетове. Какой только? Марина Анатольевна 16 августа 2018, 20:51 Несколько слов профессионала-реставратора в пику утверждению Мильчика, что восстановленный храм будет муляжом в натуральную величину: С памятниками архитектуры это не проходит. Т.К. их создает не один человек художник-творец, который своими руками осуществляет хранящийся в уме замысел - а большая артель исполнителей. Пример: разве сам В.Растрелли таскал кирпичи, выкладывал стены, штукатурил, обивал, лепил, резал, золотил и т.д. Была целая " гвардия " мастеров- исполнителей его замысла по его проектным чертежам. И чем каменщик " дядя Ваня 18 века " хуже каменщика " дяди Васи середины 20в " ?

http://pravoslavie.ru/115050.html

Жительница Курска отдала все деньги от продажи дома на колокола для храма 4 февраля, 2014. Новостная служба Храм в селе был построен ещё в XVIII веке. 4 февраля. ПРАВМИР. Жительница Курска отдала все деньги от продажи дома на колокола для храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Глазово, Курской области. Об этом сообщает портал Online Курск» . Храм в Глазово был построен ещё в XVIII веке. Во время революции он изрядно пострадал, особенно верхняя часть — звонница. Какое-то время в здании храма размещался магазин, но потом община вернула здание. Стараниями местных жителей и властей храм реконструировали. Но на звонницу с колоколами средств не хватило. Помогла жительница областного центра, которая продала родительский дом в селе, а вырученные деньги отдала на строительство звонницы. Жители села добавили кто сколько смог. В результате богослужения в храме сопровождаются колокольным звоном. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 марта, 2021 17 марта, 2021 3 марта, 2022 16 февраля, 2022 15 февраля, 2022 17 декабря, 2021 13 декабря, 2021 16 сентября, 2021 8 сентября, 2021 19 марта, 2021 17 марта, 2021 3 марта, 2022 16 февраля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/zhitelnica-kurska-otda...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010