Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [польск. Biaostocko-Gdaska diecezja] Польской Автокефальной Православной Церкви. Образована по решению Собора епископов 12 нояб. 1948 г. при разделе территории Белостокского края в основном по р. Нарев на Варшавско-Бельскую епархию и Б.-Г. е. Кафедра - в г. Белосток, правящий еп. Иаков (Костючук). В Б.-Г. е. 5 благочиний: Белостокское, Гданьское, Грудецкое, Ольштынское и Сокульское. В 2001 г. имелось 60 приходов (в т. ч. 2 для военнослужащих - в Белостоке и Гданьске). В епархии действуют муж. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы и Иоанна Богослова в Супрасле и жен. мон-рь Рождества Богородицы в р-не Дойлиды (г. Белосток), монашеская община Успения Богородицы в Войнове, строится жен. мон-рь в с. Зверки. Собор в честь Благовещения Богородицы Супрасльского мон-ря. Литография по рис. Р. С. Кудрявцева. 1867 г. (ГИМ) Собор в честь Благовещения Богородицы Супрасльского мон-ря. Литография по рис. Р. С. Кудрявцева. 1867 г. (ГИМ) Кафедральный г. Белосток - крупнейший правосл. центр в Польше. До нач. 80-х гг. XX в. здесь было только 2 действующих правосл. храма - свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, и св. прор. Илии в Дойлиде. К 2002 г. насчитывалось уже 11 правосл. приходов. Начиная с 1983 г. по решению архиеп. Белостокского и Гданьского Саввы (Грыцуняка) , в наст. время Митрополита Варшавского и всей Польши, были построены храмы Св. Духа, Всех святых, Св. Софии, Воскресения Христова, св. Георгия и др. Ц. Св. Духа - самый большой правосл. храм в Польше; освящение храма с участием Митрополита Саввы состоялось 16 мая 1999 г. Церковь во имя Св. Духа в Белостоке. Фотография. ХХ в. Церковь во имя Св. Духа в Белостоке. Фотография. ХХ в. Собор свт. Николая, построенный в 1843-1846 гг. и освященный архиеп. Литовским и Виленским Иосифом (Семашко), является кафедральным (до 1950 приходской храм). После ремонта в 1910 г. церковь расписала артель рус. иконописцев под рук. М. Авилова. В 1955-1958 гг. в подклети собора был устроен храм прп. Серафима Саровского. В 1975-1976 гг. во время очередного ремонта Ю. Лотовский заново расписал храм, используя прежнюю тематику росписей (от предыдущей росписи была сохранена только фреска Воскресения Христова в алтаре). В соборе находятся мощи мч. Гавриила Белостокского (Заблудовского) и особо чтимые иконы: Николая Чудотворца, Покрова Пресв. Богородицы и Белостокская икона Божией Матери. К собору приписана ц. равноап. Марии Магдалины, старейший храм Белостока (XVIII в.). Церковь является войсковой (гарнизонный приход ап. Петра и Павла).

http://pravenc.ru/text/77950.html

В 1933-1934 гг. мужской монастырь был преобразован в женский. В 1960-х гг. обители грозило закрытие: «Особое покровительство иконы Тихвинской Божьей Матери, которая потемнела и была вся в слезах, и самопожертвование сестер обители, не пускающих своими телами трактор, спасло монастырь… Игуменья Алевтина свидетельствовала об особом покровительстве Божьей Матери, Которая в видении покрыла святым омофором обитель и сказала, что сохранит монастырь» («Храмы и монастыри Одессы и Одесской области»); «Оставшиеся восемь монахинь, возглавляемые священником, с плачем и рыданием молились у образа Царицы Небесной в маленьком храме. «Пресвятая Богородице, спаси нас!» – такие вопиющие мольбы услышал водитель бульдозера, подъехавший, чтобы смести храм… Не раздумывая, развернул он машину, а вернувшись в село, сказал начальству: «Что хотите со мной делайте, – монастырь рушить не буду!» А буквально на следующий день вышло постановление, отменяющее снос. Одной из монахинь в тот день было явление Божией Матери, простирающей над обителью Свой Святой Омофор» («Отчет Одесской епархии за 2003 г.»). Описание [ править править код ] Рождества Богородицы женский монастырь Каменный монастырский храм Рождества Пресвятой Богородицы 1925 г. – невелик, поэтому в сер. ХХ в. в обители устроен 2-й каменный храм – домовой, св. Архангела Михаила (неоднократно реконструировался). В 1990-1999 гг. возведен каменный Свято-Троицкий собор с колокольней над притвором (в 2004 г. освящен главный престол, в 2008 г. – правый, Рождества св. прор. Иоанна Предтечи, в 2009 г. – левый, св. равноап. Марии Магдалины), в 2003-2004 гг. выстроена новая каменная ограда с угловыми башнями и 5-главыми св. вратами, в 2004 г. – малая колокольня. В монастыре есть гостиница для паломников. Святыни [ править править код ] По традиции, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы обитель посещает с чудотворной Касперовской иконой Божией Матери митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. «На месте первого явления Пречистой сегодня – цельбоносный источник, сродни Почаевскому. История его такова: родители с больным сыном приехали сюда на богомолье. Расслабленный юноша указал им место и сказал, что здесь есть родник и если бы вырыли колодец и дали ему испить той воды, как чувствовал больной, он бы исцелился. Родители тут же принялись за работу, источник действительно был найден, – парализованный выздоровел» («Отчет Одесской епархии за 2003 г.»). Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Рождества_Бого...

П. стал 1-м предстоятелем ФПЦ, имевшим монашеский постриг. Глубокое внимание уделял монашескому деланию, непрерывно творил Иисусову молитву и учил ей своих духовных чад, строго соблюдал посты. Важным считал ежедневное совершение литургии, в последние годы жизни (после выхода на покой) устроил в своей квартире домовый храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы и служил ежедневно. Стремился к молитвенному уединению: с лета 1964 г. все свободное время проводил на даче - на небольшом острове на озере в 40 км от Куопио. Особое попечение оказывал Нововалаамскому мон-рю; по его инициативе в 1975-1977 гг. был возведен и 5 июня 1977 г. освящен каменный Спасо-Преображенский храм мон-ря (до этого монахи служили в храме, устроенном из 2 деревянных амбаров, ныне - Старый храм, или храм Всех святых, на Валааме просиявших). В торжествах участвовали делегации РПЦ, Православной Церкви в Америке и Православной Церкви Чешских земель и Словакии. По окончании литургии выступил хор под упр. П. (ЖМП. 1977. 10. С. 55-56). В 1987 г. учредил празднование в честь чудотворной Валаамской иконы Божией Матери и написал тропарь и кондак празднику (1-е празднование состоялось в 1988). Награды: медаль Зимней войны (1940, Финляндия), Крест свободы с 4 мечами (1943, Финляндия), Большой крест со звездой ордена Святого Агнца (1960, ФПЦ), орден Белой Розы 1-й степени (1964, Финляндия), Золотой почетный орден вмч. Георгия 1-й степени (июнь 1967, Грузинская Правосл. Церковь - ЖМП. 1967. 8. С. 9), орден св. кн. Владимира 1-й степени (23 июня 1967, РПЦ - Там же. С. 2, 9), большой крест ордена «Феникс» (1972, Греция), большой крест ордена ап. Павла (1972, Элладская Православная Церковь), орден св. равноап. Марии Магдалины 1-й степени (1972, Польская Православная Церковь), большой крест ордена Льва (1979, Финляндия), орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени (РПЦ; 3 сент. 1981 - Там же. 1981. 11. С. 6) и др. Воспоминания о П. оставили митр. Амвросий (Яаскеляйнен), архиеп. Лев (Макконен), архим. Сергий (Раяполви), прот. Александр Шмеман, Е. Б. Павинская, Э. Карьялайнен, мон. Христодула (Лампи), Э. Пииройнен, Т. Лайтила и др. Труды

http://pravenc.ru/text/2581925.html

140 Троицкий собор был построен по проекту архитектора М. И. Эпингера. 141 Дела Палестинской Комиссии за 1864 г.: отчет 80. 142 Из письма архимандрита Антонина к В. Н. Хитрово от 23 января 1879 г. С. 82]. 143 В числе учредителей: академики В. Г. Васильевский, Ф. И. Успенский, профессора А. А. Дмитриевский, И. Е. Троицкий, археолог М. Н. Веневитинов, поэт и драматург Т. И. Филиппов, историки Д. Ф. Кобеко, А. А. Олесницкий и другие (см. подробнее С.181—182]). 144 Цены были снижены на 30—50 % (см. С. 438]). 145 Такую же политику проводили немецкие и американские миссии, в то время как английские и французские медицинские заведения принимали только представителей своего вероисповедания. 146 Результаты его исследований были полностью опубликованы в С. 112]. 147 Троицкий собор и храм в честь св. мчц. царицы Александры на Русском подворье в Иерусалиме, монастырь с храмом св. ап. Петра в Яффе, храм в честь св. пророка Божия Илии на Горе Кармил в Хайфе, обитель с храмом св. равноап. Марии Магдалины в Тиверии, построенный в 1962 г. Миссии принадлежит также Горненский женский монастырь в Эйн-Кареме (Град Иудов в Горней) близ Иерусалима с двумя храмами — в честь Казанской иконы Божией Матери и новосооруженным пещерным храмом в честь св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, освященным 29 июня 1987 г. 148 В частности — «Повествование о проживании в Курдистане и о месторасположении древней Ниневии» (Лондон, 1836). 149 Первыми западными миссиями были: Американская-пресвитерианская (с 1830-х гг.), Французская-католическая и Английская-епископальная или «Миссия Архиепископа Кентерберийского» (с сер. 1880-х гг.). 150 См. подробнее: РГИА. Ф. 796. Оп. 183. Д. 2394. 151 Миссии было предоставлено право печатать свои богослужебно-переводческие труды без предварительного представления их в Петербург на цензуру. 152 Еп. Николай (Адоратский) был переведен в другую епархию почти сразу по назначении в Америку, так что даже не побывал здесь, поэтому многие исследователи не включают его в список епископов Алеутских и Аляскинских.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Совет Братства первоначально располагался в келлии свт. Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря, настоятель которой, иеросхимонах Кирилл (Абрамов) (1845–1915), был основным инициатором создания Братства русских обителей Афона и был избран первым его председателем. Келлию свт. Иоанна Златоуста называли «памятником русского патриотизма на Св. Горе», 1168 а о настоятеле келлии о. Кирилле (Абрамове) писали, что он – «самый деятельный и убежденный сторонник необходимости братского соединения афонских монахов всех славянских национальностей, который горячо верит в благотворность этого начинания». 1169 Отец Кирилл (Абрамов) происходил из казачьего сословия, на Афон прибыл в 15-летнем возрасте вместе со своим отцом с целью принятия монашества. Первое послушание отец и сын проходили в Пантелеймоновом монастыре под духовным водительством схиархимандрита Иеронима (Соломенцова) . Впоследствии первый ушел в затвор, а второй стал иеромонахом, а затем и игуменом в келлии свт. Василия Великого монастыря Пантократор. Из-за распрей русского Ильинского скита с монастырем Пантократор о. Кириллу в 1883 г. пришлось покинуть территорию монастыря и переселиться в келлию свт. Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря. Келлия свт. Иоанна Златоуста вела свое происхождение предположительно с XI в. Известно, что в XVIII столетии в ней жили русские совместно с сербами и болгарами, но к 1883 г. она уже около 20 лет пустовала. Подвижническими трудами о. Кирилла с братией на территории келлии был воздвигнут прекрасный двухэтажный храм во имя свт. Иоанна Златоуста с приделами во имя св. блгв. кн. Александра Невского и равноап. Марии Магдалинысвятых покровителей Александра III и императрицы Марии Федоровны, в благодарение за спасение их жизней во время покушения в Борках, а также помещения для проживания 90 человек братии и для размещения паломников на 150 мест. При келлии были заведены различные мастерские, а также прекрасная библиотека с редкими книгами и рукописями. Храм, построенный по собственному проекту настоятеля, был освящен в 1894 г. архиепископом Елиферопольским Агафангелом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Один из приделов Андреевского собора был освящен во имя св. блгв. кн. Александра Невского в память спасения императора Александра II от одного из многочисленных покушений на его жизнь. Памятная доска у входа в собор гласит: «Сей великолепный храм заложен собственноручно Его Императорским Высочеством Великим князем Алексеем I Александровичем 16 июня 1867 года в память чудесного спасения Августейшего Родителя Его, Благочестивейшего Государя Императора Александра от злодейского покушения на священную жизнь Его Величества в Париже 25 мая 1867 года. Начало постройки последовало 4 апреля 1881 года при жизни архимандрита Феодорита. В его настоятельство фундамент храма доведен с основания до уровня земли. Дальнейшая работа начата 3 мая 1893 года при настоятеле архимандрите Иосифе и закончена, с Божией помощью, при нем же, с постановкой иконостаса 1 июля 1899 года. Торжественное освящение храма сего совершилось 16 июня 1900 года в настоятельство того же архимандрита Иосифа с братией о Христе Иисусе. Освящал престол бывший Константинопольский патриарх Иоаким III» . Нижний храм собора Андреевского скита был освящен в 1904 г. во имя свт. Алексия Митрополита Московского, что первоначально задумывалось как дар памяти сыну Александра II вел. кн. Алексею Александровичу, участвовавшему в закладке собора. Однако в 1904 г., в связи с рождением сына Николая II цесаревича Алексея, посвящение нижнего храма приобрело также значение молитвы за наследника российского императорского престола. В честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, в 1867 г. был заложен и в 1900 г. освящен придел св. равноап. Марии Магдалины. Еще один придел был посвящен свт. Иннокентию Иркутскому – святому покровителю И.М. Сибирякова, который по принесении в жертву Церкви всего своего имущества удалился от мира, приняв постриг на Андреевском подворье Петербурга (1896), а затем и схиму в самом Андреевском скиту с тем же именем Иннокентий. За стенами скита для о. Иннокентия была построена келья с храмом во имя небесных покровителей его родителей и его духовного отца – вмц. Варвары, прп. Михаила Клопского и прп. Давида Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ц. в честь иконы Божией Матери «Державная» хранятся иконы с частицами мощей св. Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Андрея Первозванного, Марка, Иакова Зеведеева, Варфоломея, равноап. Марии Магдалины, святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Амвросия Медиоланского, первомч. архидиак. Стефана, сщмч. Игнатия Богоносца, сщмч. Климента, папы Римского, великомучеников Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Пантелеимона, вмц. Варвары, мучеников Космы и Дамиана, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, Наталии, Минодоры, Митродоры и Нимфодоры, прп. Марии Египетской, преподобных Симеона Столпника, Антония Великого, мучеников Киприана и Иустины, блгв. вел. кн. Александра Невского, прав. Феодора (Ушакова) Санаксарского, прп. Алексия, человека Божия, и др. В храме Царственных страстотерпцев устроен баптистерий, украшенный резьбой по камню и мозаикой. На монастырском подворье в дер. Лысая Гора Минского р-на построен храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Здесь проходят реабилитацию люди, решившие избавиться от алкогольной и наркотической зависимостей, находят приют бывшие заключенные, бездомные. 10 мая 2005 г. на Северном кладбище г. Минска был освящен приписанный к М. м. храм в честь Воскрешения св. прав. Лазаря Четверодневного. В дер. Вишнёвка Минского р-на действует жен. подворье с храмом во имя прп. Сергия Радонежского. При М. м. действуют мастерские: иконописная, реставрационная, золотошвейная, керамическая, валяльная, витражная, переплетная, лозоплетельная, свечная, слесарная, стенописная, мозаичная, швейно-вышивальная, столярная, скульптурная, фотомастерская и др. М. м. имеет свое изд-во. С 2001 г. при мон-ре выпускается ж. «Встреча». В 2016 г. мон-рь впервые провел правосл. фестиваль «От сердца к сердцу» в Берлине. В кон. 1999 г. в М. м. проживали 15 сестер, в 2001 г.- 23 сестры, к нач. 2016 г.- более 100 сестер, с 12 янв. 2005 г. настоятельницей является игум. Евфросиния (Лаптик). Лит.: Церкви и приходы Минска: История и современность. Минск, 20012. С. 123-124; Храмы и мон-ри Минской епархии: Фотоальб. Минск, 2008.

http://pravenc.ru/text/2563292.html

Сегодня обитель больше напоминает отличный музей, а сестры пока являются его хранительницами. — Есть огромное желание восстановить ту деятельность, какая была в обители при прмц. Елисавете, — вздыхает нынешняя начальница Обители Наталья Молибога. — Но сейчас другое время, другие условия, не все, что могла позволить себе она, можем позволить себе мы. Храмы и музей При Елизавете Федоровне в обители были построены два храма. Первый храм, больничный во имя святых жен Марфы и Марии, освящен 9 сентября 1909 года. В 1912 году был освящен Покровский собор, построенный архитектором А. Щусевым. Расписывать храм Елизавета Федоровна пригласила художника Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина (последний был женат на ее бывшей воспитаннице), и известного скульптора Сергея Коненкова. В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу — ее расписывал Павел Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». В этой усыпальнице завещала себя похоронить Елисавета Федоровна, что не было исполнено в связи с обстоятельствами революционного времени: ее мощи, обретенные белогвардейцами, были вывезены через Шанхай в Святую Землю и захоронены в основанном Елизаветой Федоровной и ее супругом Вел. князем Сергеем Александровичем храме св. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании. Возрождение Марфо-Мариинской обители началось в 1992 году. Однако ключи от Покровского храма были возвращены Церкви Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 года. В 2008 году была завершена реконструкция архитектурного комплекса обители: храмов, общежития сестер милосердия, воскресной школы с квартирой священника, ограды, сторожки и часовни, домика садовника, павильона в парке, гаража и хозяйственного навеса. Особенного внимания стоят восстановленные покои Великой княгини Елизаветы Федоровны, где теперь располагается музей обители и где можно увидеть личные вещи, рисунки и письма прмц. Елисаветы, а также уникальные фотографии начала XX века. (В музей можно попасть в любой воскресный день после Литургии или в будни по предварительной записи по телефону: (495) 951-04-70). По письмам Елизаветы Федоровны можно сделать вывод, что она собиралась принять постриг к концу жизни, но удалось ли ей это сделать – неизвестно. «Она прославлена как преподобная по существующей сейчас практике канонизировать в этом чине всех святых, приносивших обет безбрачия, вне зависимости от того, был ли монашеский постриг», — поясняет член Синодальной комиссии по канонизации, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» игумен Дамаскин Орловский

http://pravmir.ru/marfo-mariinskaya-obit...

В нач. XX в. в Посожье продолжалось строительство как деревянных, так и каменных (в Гомеле деревянная Успенская ц. при железной дороге (1901), каменная Спасо-Преображенская ц. (1901)) храмов. Покровская ц. в с. Довск Рогачёвского р-на (1904) построена в традициях неоклассицизма с элементами рус. стиля. Квадратная в плане постройка с зап., сев. и юж. сторон украшена ризалитами, завершенными щипцами; с востока примыкает прямоугольная в плане 2-этажная пристройка. Основной объем храма завершает восьмерик с высокими полуциркульными окнами на каждой грани, увенчанный гранеными приземистым куполом и луковичной главой на 8-гранном барабане. Аналогичные главы установлены на углах основного объема. Храм декорирован карнизом, завершающим фасады, пилястрами на углах объемов. Сев. и юж. ризалиты украшены композициями из полуциркульных ниш и меньших по размеру окон по их сторонам, 8-угольными нишами над ними. Вход в храм оформлен порталом в виде сужающихся кверху колонн, поддерживающих антаблемент, завершенный низким лучковым окном-фронтоном; над входом, между колоннами,- большое полуциркульное окно. Простенки основного объема храма, пристройка с востока оформлены полуциркульными окнами и нишами на уровне 2-го света, прямоугольными окнами внизу. У основания купола помещены невысокие килевидные кокошники. В советский период было закрыто 57 храмов Г. е., действующих осталось 42. Тем не менее в 40-х гг. XX в. еще строили небольшие деревянные храмы (в с. Нов. Дятловичи Гомельского р-на (1941), Рождества Пресв. Богородицы в пос. Уваровичи Буда-Кошелёвского р-на (1945, закладка приурочена к окончанию Великой Отечественной войны)). В 1980 г. была построена кирпичная Покровская ц. в с. Ерёмине Гомельского р-на. Со времени учреждения епархии в 1990 г. ведется активное храмовое строительство. Помимо кафедрального Свято-Троицкого собора в Жлобине (90-е гг.) возведены храмы: Петропавловский в с. Поболове Рогачёвского р-на (1990); Свято-Троицкий в пос. Лоеве (1990); арх. Михаила в пос. Костюковка Гомельского р-на (после 1990); св. равноап. Марии Магдалины в Паричах Светлогорского р-на (1991); св. Иоанна Предтечи рядом с Петропавловским собором в Гомеле (1995) и др. Традиции местной архитектуры продолжают деревянные ц. арх. Михаила (1991) и часовня (1995) в дер. Хальч Ветковского р-на, ц. св. Никиты в с. Поколюбичи Гомельского р-на (1992), ц. св. блгв. кн. Александра Невского в с. Холмеч Речицкого р-на (1992), часовня прп. Евфросинии Полоцкой в г. Речица (1995).

http://pravenc.ru/text/166101.html

Были известны местночтимые иконы Божией Матери: в селах Озаринцы, Сугаки Могилёв-Подольского р-на, Слобода-Шаргородская, Курашевцы, Обухов Мурованокуриловецкого р-на, образ Пресв. Девы из Троицкого храма в Томашполе. Пользовались почитанием и др. образы: Христа Спасителя из Успенского храма в с. Студёная Песчанского р-на, равноап. Марии Магдалины в с. Сказинцы, св. Онуфрия в с. Калиновка Шаргородского р-на, свт. Николая в с. Стена Томашпольского р-на. Почитались св. источники близ с. Галайковцы. Старообрядчество На территории епархии были известны 4 общины старообрядцев - в селах Пилипы-Боровские (ныне Томашпольского р-на), Новоникольск (ныне Могилёв-Подольского р-на), Пеньковка-Мурафская (ныне Пеньковка Шаргородского р-на) и Ефимовка (ныне Юхимовка, Шаргородского р-на). В 1773 г. местный шляхтич поселил в с. Пилипы-Боровские 22 семьи старообрядцев из Московской губ. К 1945 г. в селе жили свыше 500 старообрядцев Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви - РПСЦ). В 1950 г. храм был реквизирован под лекторий и б-ку. В наст. время в селе ок. 60% населения составляют старообрядцы, приход находится в ведении Киевской епархии РПСЦ. Старообрядческий храм в Новоникольске, имевший более 200 прихожан, в 1947 г. был закрыт, из-за вымирания села не возобновился. Не менее 50 старообрядцев жили в нач. XX в. в с. Пеньковка-Мурафская. По неподтвержденным данным, в Пеньковке в нач. XIX в. существовал старообрядческий скит, затем приходский храм, разрушенный властями в 70-х гг. XIX в. Большая община староверов существовала в с. Ефимовка. Основавший село в 70-х гг. XVIII в. польский шляхтич Ефим (Иоахим) Потоцкий пригласил 50 семей старообрядцев-каменщиков из России. В наст. время ряд семей в указанных селах продолжают относить себя к старообрядчеству. Расколы на территории М.-П. и Ш. е. Позиции раскольнических течений в юж. районах Винницкой обл. являются слабыми в сравнении с др. частями Подолья. К Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) на территории М.-П. и Ш. е. относятся общины: Покровская в Могилёве-Подольском (не имеет храма), Михайловская в с. Хоньковцы Могилёв-Подольского р-на, Покровская в Шаргороде, Николаевская в пос. Мурованые Куриловцы, Пантелеимоновская в Ямполе, Александро-Невская в Крыжополе. В 2009 г. был открыт мужской мон-рь УПЦ КП во имя св. Феодора Острожского в пос. Вапнярка Томашпольского р-на. В 2013 г. сторонники УПЦ КП попытались захватить храм в с. Рахны-Лесовые Шаргородского р-на, в к-ром зарегистрированы 2 общины: Рождество-Богородичный приход канонической УПЦ, являющийся законным владельцем храма, и Успенский приход УПЦ КП. В 2016 г. Винницкая епархия УПЦ КП изъявила притязания на Димитриевский храм в с. Голынчинцы и на Иосафатову долину.

http://pravenc.ru/text/2563890.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010