Клариссы перед ц. Сан-Дамиано оплакивают Франциска Ассизского. Роспись верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1296-1304 гг. Мастерская Джотто Клариссы перед ц. Сан-Дамиано оплакивают Франциска Ассизского. Роспись верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи. 1296-1304 гг. Мастерская Джотто В дек. 1227 г. папа Григорий IX буллой «Quoties cordis» поручил опеку над К. генералу ордена францисканцев, однако в тексте буллы не упоминалось о роли Франциска Ассизского в основании общины Сан-Дамиано и, следов., о принципиальной связи К. с орденом францисканцев. Стремясь, вероятно, к унификации мон-рей К. и установлению контроля над ними, летом 1228 г. папа изъял общины К. из юрисдикции местных епископов и подчинил напрямую Папскому престолу. В официальной переписке общины именовались «орденом св. Дамиана». Дальнейшие действия понтифика привели к конфликту с Кларой Ассизской. В 1230 г. папа буллой «Quo elongati» запретил монахам-францисканцам проповедовать в обителях «ордена св. Дамиана» без папского дозволения. Клара Ассизская, протестуя против этого, отослала из своего мон-ря всех мирян, занимавшихся сбором милостыни для соблюдавших затвор монахинь. Папе пришлось отменить свое решение для общины Сан-Дамиано. После смерти Григория IX (22 авг. 1241) Агнесса Богемская обратилась к его преемнику, папе Иннокентию IV, с просьбой изменить сложившуюся у К. ситуацию, когда монахини должны были соблюдать предписания Франциска Ассизского наряду с уставом 1218 г. (quod impossibile reputetur quod in ordine tuo duae regulae debeant observari - Bullarium franciscanum. 1759. T. 1. P. 316). Сначала папа настаивал на соблюдении устава (папское послание «Divini timore» от 13 нояб. 1243), но позднее буллой «Cum omnis» от 6 авг. 1247 г. утвердил для К. новый устав, к-рый назывался уставом св. Франциска (хотя в основе лежал прежний устав, 1218 г.). Этим шагом папа намеревался продемонстрировать духовную и юрисдикционную связь между К. и орденом францисканцев, тем более что мон-ри К. были окончательно подчинены генералу ордена францисканцев. Однако общинам К. было разрешено владеть рентами и общим имуществом, что противоречило францисканскому принципу абсолютной бедности и полученной К. «привилегии бедности».

http://pravenc.ru/text/1841265.html

Вишневецкий И.Г. Франциск, поющий о творениях//Aequinox. MCMXCI. – М.: Книжный сад; Carte blanche, 1991. Гардзонио С. Образ святого Франциска в русской поэзии начала ХХ века. Предварительные замечания: (На примере поэзии Леонида Каннегисера)//ПОЛУТРОПОН. – М., 1998. Гарнак А. История догматов//Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.413–415. Гаусрат А. Средневековые реформаторы/Пер. с нем. – СПб., 1900. – Т. 2. С.68–199. Герье В.И. Франциск Ассизский – апостол нищеты и любви. – М., 1908. Герье В.И. Франциск Ассизский – апостол нищеты//Вестник Европы. – СПб., 1892. – Май. С. 96 – 111. Июнь. С. 519 – 545. Герье В.И. Франциск Ассизский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. III.   Голенищев–Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М.: Наука, 1971. С.140–145. Грицанов А.А., Неведомская Е.Н. Франциск Ассизский//Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984.    Дурылин С.Н. Св. Франциск Ассизский и " Цветочки "http://Цветочки святого Франциска Ассизского. – М.: Мусагет, 1913. То же: Цветочки: Второе издание. –  Брюссель: Жизнь с Богом, 1993. Елина Н.Г. Франциск Ассизский//Краткая литературная энциклопедия/Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962–1978.  Ельчанинов А.В. Житие святого Франциска Ассизского. – М., 1906. Жебар Э. Мистическая Италия: Очерк из истории возрождения религии в средние века/Пер. с фр. – СПб., 1900. С.85–140. Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.   Задворный В.Л. Святой Франциск и история Францисканского ордена//Франциск Ассизский. Сочинения . – М., 1995. Иванов А.А. Франциск Ассизский//Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2. Иванов П. Тайна святых. Введение в Апокалипсис. СПб.: Диалог, 2004. С.301–333.

http://bogoslov.ru/person/3177073

«Блажен будет тот, кто любит другого, ‘находясь рядом с ним или вдали от него’», – цитируя св. Франциска Ассизского, напоминает Епископ Рима: «В этом духе я приглашаю вас вступить в разговор с этими ‘Братскими диалогами’ и не бояться идти вместе, изучая и ценя также наши различия. Пусть эта встреча позволит нам вместе мечтать о социальной дружбе, о достоинстве наших народов, а также о мире без отбросов, в котором не будет недостатка в земле, жилье, хлебе и работе; о мире, где надежда побуждает трудиться на путях к лучшим горизонтам. Работать ради мира, в котором братство выражается не только в глубоких и важных словах, но прежде всего в созидании истории. Пусть эти ‘Братские диалоги’ найдут в нашем воображении настолько сильный отклик, чтобы мы пожелали воплотить их в жизнь. Давайте начнём диалог...». Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 12.04.2024 15:06 Обнародован календарь богослужений Папы Франциска на апрель и май 2024 г. 29.03.2024 17:32 La Civiltà Cattolica «Laudate Deum». Экология в свете Евангелия 28.03.2024 16:27 Папа Франциск совершил богослужения Великого четверга 21.03.2024 12:28 Папа Франциск поддержал бразильскую Социальную неделю 04.03.2024 12:27 Папа Франциск встретился с делегатами ассоциации Talità Kum, в которую входят родители, потерявшие детей 31.01.2024 14:02 Папа Франциск призывает в феврале молиться о неизлечимых больных 29.01.2024 12:07 Папа Франциск встретился с послами Мальтийского ордена 24.01.2024 13:34 Благовест-инфо Папа Франциск встретился с аккредитованными в Ватикане журналистами 19.01.2024 16:40 Папа Франциск встретился с экуменической делегацией из Финляндии 16.01.2024 14:31 Папа Франциск встретился с делегатами Францисканской библейской школы 09.01.2024 11:04 Папа Франциск преподал таинство крещения 16 младенцам 25.12.2023 16:49 Vatican News Рождественское послание Папы Франциска «Граду и миру» 18.12.2023 15:11 Папа Франциск отметил 87-й день рождения 15.12.2023 14:18

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Франциск Ассизский (лат. Franciscus Assisiensis, итал. Francesco d " Assisi) (ок. 1182 - 1226 ), римо-католический святой, основатель ордена францисканцев . Родился в г. Ассизи ( Умбрия ), в зажиточной семье торговца тканями. В 1206 г., отказавшись от богатства и поссорившись с отцом, ушел из дома и посвятил себя проповеди " святой бедности " как совершенной формы любви к Богу. Бедность, возведенная в жизненный идеал следования " нищему Христу " , позволяла, по Франциску Ассизскому, освободиться от многих тягот мирской жизни и ставила человека в условия полного смирения, устраняющего отчужденность личности от окружающего мира. Став бродячим проповедником, живущим за счет подаяния, Франциск Ассизский в 1207 - 1209 гг. вместе с несколькими последователями основал братство миноритов ( " меньших братьев " или " братцев " ) и составил его " Древнейший устав " , предусматривавший обеты бедности, целомудрия и послушания. После утверждения устава папой Иннокентием III братство было преобразовано в орден францисканцев , который вскоре уже насчитывал тысячи приверженцев. Огромный моральный авторитет Франциска Ассизского, которого называли " зерцалом Христа " , притягивал к нему множество верующих. Как странствующий проповедник, он побывал в Испании , Южной Франции , участвовал в крестовом походе 1219 г. в Египет, где пытался обратить в христианство султана. Вернувшись в 1220 г. в Италию , отошел от руководства орденом, которое из братства бессребреников превращалось в обычный монашеский орден. Трудность для братства следовать идеалу бедности и нестяжания, попытки некоторых монахов (при поддержке курии) смягчить суровый устав ордена вызывали напряженность в отношениях Франциска Ассизского с Римом. Последние годы жизни он провел в уединенных молитвах на горе Альверио (Апеннины). Здесь, по католическому преданию, ему явился ангел, после чего на ступнях и ладонях Франциска Ассизского открылись стигматы .

http://drevo-info.ru/articles/1634.html

Приход этого нового периода в истории Запада совпал с появлением Франциска Ассизского, прославленного святого Католической Церкви. Франциск так рассказывал о своем детстве и юности: «Я появился на свет в 1182 году в итальянском городе Ассизи, в семье торговца тканями. Отец назвал меня Франциском, потому что он торговал с Францией. В школе меня так и звали – «французик», ибо я с детства любил французскую поэзию трубадуров». Этот дух рыцарства, дух романтических песен бродячих певцов Франциск Ассизский пронес через всю свою короткую жизнь. «Дама моего сердца – самая прекрасная дама на свете. И зовут ее – Нищета». Это он поймет и выскажет позже. А в юности Франциск, единственный и потому избалованный сын своих родителей, тянулся к обществу молодых дворян, где можно было по очереди читать вслух французские стихи. Он устраивал для бедных, но титулованных юношей поэтические посиделки с обильной трапезой, за что Франциска всегда провозглашали «царем пира». Впоследствии, уже будучи аскетом, Франциск сочинил много стихов, в которых славит Господа. Современники называли его «творцом поэзии Возрождения». Франциск Ассизский с юных лет не делал различия между знатными и незнатными, бедными и богатыми. Все были для него просто людьми, достойными того, чтобы общаться с ними на равных. Однажды Франциск стоял на базаре и продавал ткани. К нему подошел богач и начал беседовать с ним о качестве и цене материи. И тут же рядом возник оборванец, который стал грубо требовать подаяния. Франциск не знал, кого слушать. Богач оскорбился невниманием к нему со стороны продавца и ушел, ничего не купив. Франциск кинулся было его догонять, но тут заметил, что ушел и нищий, которого он так и не дослушал. И Франциск, бросив товар, побежал за оборванцем. «Вот, возьми деньги. И я торжественно клянусь перед Богом, что больше никогда не обижу бедного человека!» Франциск до конца жизни так и не понял, что такое деньги, в чем их власть и могущество. Вся его жизнь состояла из безрассудных клятв и обетов, и все эти клятвы он неизменно выполнял. Он не был бесплодным мечтателем-фантазером, это был человек действия. И вот к чему это привело.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1209 г. католич. св. Франциск Ассизский получил папское дозволение проповедовать, используя избранную им форму проповеди. Популярность католич. святого и папская поддержка его деятельности способствовали быстрому распространению францисканцев в И. Структура ордена оформилась при жизни Франциска Ассизского. Муж. ветвь францисканцев (т. н. первую) возглавлял Франциск Ассизский, женскую (вторую) - католич. св. Клара Ассизская . Тогда же появился «третий орден» (терциарии); в нем состояли миряне, к-рые вели образ жизни, ориентированный на монашеские идеалы, трактуемые в духе учения Франциска Ассизского, но не принимали монашеских обетов. При католич. св. Бонавентуре , к-рый возглавлял орден францисканцев в 1257-1274 гг., все установления ордена были объединены в «Нарбоннские конституции» (Constitutiones Narbonnenses, 1260). Фактором внутренней дестабилизации францисканского ордена в XIII в. было несогласие членов ордена по нек-рым вопросам: должны ли францисканцы принимать папские привилегии, если они приводят к злоупотреблениям; следует ли считать устав францисканского ордена неприкосновенным и выполнять его буквально; нужно ли исполнять все евангельские заветы или только те, что перечислены в уставе; является ли частью устава принцип «бедного пользования» (лат. usus pauper). Необходимость развивать францисканские научные и богословские центры для подготовки католич. преподавателей, проповедников и миссионеров требовала смягчить отдельные положения орденского устава и установления, определявшие формы совместной жизни францисканцев в городах. Конвентуалов, сторонников реформы ордена, поддержали папы Римские (прежде всего Григорий IX, Иннокентий IV, Николай III). Спиритуалы требовали возвращения к первоначальным принципам ордена, к аскетизму, к нищенствующему образу жизни членов ордена, выступали против богатств и светских притязаний католич. Церкви, против расширенного толкования учения Франциска Ассизского о бедности, смирении и покаянии и, следов., отрицали возможность внесения к.-л. изменений в устав. Конфликты между спиритуалами и конвентуалами стали причиной неурядиц в ордене, особенно после Лионского II Собора (1274). Среди францисканцев-спиритуалов, не признавших решения Собора, были историк Ангел Кларенский († 1337), Убертино да Касале († 1329), поэт Якопо да Тоди († 1306). Большим влиянием среди спиритуалов пользовалось учение Иоахима Флорского .

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Сначала жен. общиной Сан-Дамиано руководили св. Франциск Ассизский и еп. Гвидо. Франциск составил для общины краткие предписания об образе жизни монахинь (forma vivendi; позднее в 1-м уставе К. кард. Уголино деи Конти ди Сеньи (впосл. папа Римский Григорий IX ) назвал эти предписания formula vitae). Оригинальный текст не сохранился, но в сокращенном виде указания Франциска Ассизского были изложены Кларой в 6-й гл. составленного ею устава: жить по Евангелию, следовать жизни Христовой, подражать Его бедности, не имея и не принимая никакого имущества; члены муж. ордена францисканцев должны были помогать монахиням и опекать их (Правило св. Клары. 1996. С. 951-952). Наставления святого описаны также в завещании Клары (Завещание св. Клары. 1996. С. 963-969). В отличие от муж. ордена, члены к-рого вели нищенствующую и бродячую жизнь проповедников, насельницы Сан-Дамиано придерживались созерцательного образа жизни, практиковали затворничество. Одним из первых свидетельств о К. стал рассказ еп. Акры Жака де Витри , к-рый проездом находился в тех местах ок. 1216 г. Хронист называет женщин, проживающих общинами за городом и не принимающих никаких даров, а живущих трудом своих рук, «меньшими сестрами» (sorores minores) и четко связывает их с «меньшими братьями», т. е. с муж. орденом францисканцев (Lettres de Jacques de Vitry (1160/1170-1240), évêque de St.-Jean-d " Acre/Éd. R. B. C. Huygens. Leiden, 1960. P. 71-78). Несмотря на близость жен. общины Сан-Дамиано к ордену францисканцев и стремление монахинь во всем следовать примеру Франциска Ассизского, Клара более 40 лет добивалась того, чтобы приблизить образ жизни К. к францисканскому и сделать его менее похожим на образ жизни бенедиктинских монахов. По решению Латеранского IV Собора (1215) было запрещено основывать новые религ. ордены. Известно, что в том же году Клара Ассизская приняла сан аббатисы; вероятно, потому, что община Сан-Дамиано не имела собственного устава и вынуждена была сообразовать свою жизнь с бенедиктинскими правилами (возможно также, что Клара приняла титул аббатисы по настоянию Франциска Ассизского, к-рый в это время планировал отправиться в Марокко с проповедью христианства). Вероятно, в июле 1216 г. папа Иннокентий III (1198-1216) даровал общине Сан-Дамиано «привилегию бедности»: членам общины дозволялось жить «без всякого имущества» и не принимать никакой собственности даже в общее пользование.

http://pravenc.ru/text/1841265.html

Папа глубоко уверен: «Бог присутствует в жизни каждого человека. Даже если эта жизнь разрушена пороками, наркотиками или чем-то еще, Бог присутствует в ней. Нужно искать Его в каждой человеческой жизни. Даже если жизнь человека подобна полю, поросшему терниями и плевелами, все равно найдется участок, на котором можно посеять доброе зерно. Нужно доверять Богу». Отвечая на вопрос о своем любимом фильме, Папа назвал «Дорогу» Феллини. «Я охотно отождествляю себя с этим фильмом, в котором есть скрытые намеки на св. Франциска Ассизского». С просьбой дать интервью обратились к Папе Франциску участники встречи главных редакторов европейских и американских иезуитских журналов, состоявшейся в июне этого года в Лиссабоне. Именно главные редакторы и подготовили вопросы. Ответы понтифика были опубликованы одновременно следующими изданиями: «La Civiltà Cattolica» (Италия), «Etudes» (Франция), «Stimmen der Zeit» (Германия), «Choisir» (Швейцария), «Streven» (Бельгия), «Mensaje» (Чили), «Obnovljeni ivot» (Хорватия), «Razon y fe» (Испания), «America» (США), «Thinking Faith» (Великобритания), «Orizontes» (Греция), «A Szív» (Венгрия), «Brotéria» (Португалия), «Viera a ivot» (Словакия), «Signum» (Швеция) и «Sic» (Венесуэла). Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 12.04.2024 15:06 Обнародован календарь богослужений Папы Франциска на апрель и май 2024 г. 29.03.2024 17:32 La Civiltà Cattolica «Laudate Deum». Экология в свете Евангелия 28.03.2024 16:27 Папа Франциск совершил богослужения Великого четверга 21.03.2024 12:28 Папа Франциск поддержал бразильскую Социальную неделю 04.03.2024 12:27 Папа Франциск встретился с делегатами ассоциации Talità Kum, в которую входят родители, потерявшие детей 31.01.2024 14:02 Папа Франциск призывает в феврале молиться о неизлечимых больных 29.01.2024 12:07 Папа Франциск встретился с послами Мальтийского ордена 24.01.2024 13:34 Благовест-инфо Папа Франциск встретился с аккредитованными в Ватикане журналистами

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

А для евангельской лирики разработанного ритма нет. И Мей первым закрепляет за амфибрахием, разностопным причем амфибрахием, эту тему, и возникает семантический шлейф, который вызывает внутреннюю ассоциацию не просто с библейскими, а с евангельскими событиями. На горе первозданной стояли они, И над ними, бездонны и сини, Поднялись небосводы пустыни. А под ними земля – вся в тумане, в тени. И Один был блистательней неба: Благодать изливалась из кротких очей, И сиял над главою венец из лучей. А другой был мрачнее эреба… Теперь прочитаю сразу, чтобы показать, что Пастернак в этом смысле Мея читал внимательно и слышал отголоски. Он шел из Вифании в Ерусалим, Заранее грустью предчувствий томим. Колючий кустарник на круче был выжжен, Над хижиной ближней не двигался дым, Был воздух горяч, и камыш неподвижен, И Мертвого моря покой недвижим. И в горечи, спорившей с горечью моря… И так далее. Понятно, что в этом смысле Пастернак приходит на готовенькое. Он уже на той вершине, куда привел огромный путь, начавшийся еще в пушкинскую эпоху, путь проработки языка, проработки ритма, высвобождения внутренней литературной энергии. Пастернак уже может говорить абсолютно свободно. Если бы этот путь не был пройден, то, несомненно, великий лирический цикл стихотворений доктора Юрия Живаго, к которому мы сейчас перейдем, не был бы реализован. Но до этого и помимо этого нужно было пройти еще одну стадию в старом, антично-библейском смысле слова – это тематические проработки, проработки тематических ассоциаций. Сам Пастернак, не будучи человеком церковно-укорененным, не ассоциируя себя внутренне с церковью, тем не менее, одну из ранних своих книг (книгу, которая, собственно, и сделала его большим лирическим поэтом) не случайно назвал «Сестра моя – жизнь». Понятное дело, что это «Цветочки св. Франциска Ассизского», которые были изданы по-русски незадолго до этой книги с предисловием его доброго товарища Сергея Дурылина. Сергей Дурылин позже станет священником, через какое-то время то ли снимет с себя сан, то ли нет (до сих пор мы точно не знаем, снял ли он с себя сан или нет), станет историком Малого театра и автором книги о Нестерове, это была сложная фигура. Пастернак, прочитав «Цветочки св. Франциска Ассизского», называет свою книгу «Сестра моя – жизнь» – словами Франциска. Но смыкает несколько тем – тема радостного христианства.

http://pravmir.ru/boris-pasternak-chelov...

В предисловии Сергея Николаевича Дурылина к «Цветочкам св. Франциска Ассизского» про это прямо и говорится. Там довольно все схематично: вот, было мрачное средневековье, и христианство было мрачное, а потом приходит Франциск Ассизский, и начинается радостное христианство. Это отчасти правда, потому что Франциск Ассизский, несомненно, – это радостное христианство. Насчет средневековья чуть сложнее, но нам неважно. Пастернак воспринимал так. И эта тема – радостной, воскрешающей саму себя жизни – тема русской революции, потому что книга «Сестра моя – жизнь» посвящена революции 1917 года, но не октябрьской, а февральской. Тема лермонтовская, потому что книга «Сестра моя – жизнь» посвящена Лермонтову, первый цикл открывает стихотворение «Памяти Демона». С одной стороны – Франциск Ассизский, христианство, радость, воскрешение, с другой стороны – Демон, Лермонтов и революция. Эти две темы – демоническая, революционная и экстатическая, радостная, воскрешающая саму себя жизнь – переплетаются в сборнике «Сестра моя – жизнь», и это проходит через всю лирическую стихию этого сборника. Там есть вещи, которые могут показаться кощунственными чересчур суровому ревнителю благочестия, например: «Когда поездов расписанье… читаешь в купе, оно грандиозней святого писанья, хотя его сызнова все перечти». Для него это принципиально важно. Та жизнь, которая его окружает, та революционная стихия, которая ворвалась в эту жизнь и воскресила ее, связана с теми переживаниями, которые Пастернак вычитывал у Франциска Ассизского. Если очень грубо, то вот несколько важных вещей. Первое: путь, к которому пришел Пастернак в своем цикле стихотворений Юрия Живаго, начался вовсе даже не когда Пастернак пришел в литературу, а как минимум с Пушкина, с его каменноостровского цикла. В этом цикле впервые судьба поэта и не скажу судьба самого Христа, но как минимум размышления о судьбе Христа тематически связываются, выстраиваются в параллель. У Пушкина не сложилось, но он первым сделал этот шаг. Второе: ритмические, языковые и иные готовые конструкции, которые можно использовать, уходя вглубь, не тратя время на преодоление или на сопротивление, литературного материала.

http://pravmir.ru/boris-pasternak-chelov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010