Об устроении человека. СПб., 1996. С. 12–13. Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 36–37. Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 38. Святитель Фотий. Амфилохии. Альфа и Омега. 4 (18). М, 1998. С. 83. Святитель Феофан Затворник. Цит соч. С. 112. Святитель Феофан Затворник. Цит соч. С. 112. Св. Тихон Задонский . Творения. Сокровище духовное. М., “Русский духовный центр”, 1994. С. 274. Св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 25–26. Св. Григорий Богослов. Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает свое удаление в Понт. Собрание творений в 2х томах. Т. 1. Троице-Сергиева лавра, 1994. С. 43–44. Св. Григорий Богослов. Там же. С. 50. Аристотель. Риторика. Античные риторики. С. 118. Аристотель. Вторая аналитика. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 328. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 72–73. Преп. Иоанн Дамаскин. Против манихеев. Творения. Христологические и полемические трактаты. М., “Мартис”, 1997. С. 56. Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С. 79. См. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914. С. 315–323; Карташев А. B. Вселенские Соборы. М., “Республика”, 1994, С. 63–72. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., “Росмэн”, 1993. С. 104–105. См. Тема 4. Политическая и судебная речь. Эдикт благочестивейшего и христолюбивого императора Константина… Деяния Вселенских Соборов. Собор Константинопольский 3й; Вселенский шестый. Т. 4. СПб., 1996. С. 253. Преп. Максим Исповедник . Главы о любви. Творения. Книга I. М., “Мартис”, 1993. С. и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. терпением вашим спасайте души ваши. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

Он одновременно предвидит все (ибо Он по природе Бог) и не знает Своего последнего дня, ибо он нашей закваски. И: Ни Меня знаете, ни Отца Моего знаете, а по человечеству: Меня знаете, и откуда Я знаете. И еще: Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно ( Ин. 5:31 ), но в другом месте: Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно ( Ин. 8:14 ). И одно говорится благодаря Божественной Его природе, а другое – благодаря человеческой. Он также в одно и то же время ограниченный и неограниченный, поскольку Он, будучи единым, имеет два происхождения и две сущности (природы). Если же Он был бы одной природы после Воплощения (согласно Мани), то пришлось бы признавать у Него и одно происхождение, и тогда напрасно Он назван Сыном Человеческим. Так завершается первая глава. Во второй же рассуждается следующим образом: Или смертным был создан изначально Адам, или бессмертным, но очевидно, что Бог не создавал смерти и Ему не доставляла удовольствия гибель людей, но завистью диавола смерть вошла в мир. Бог повелел, чтобы человек некоторое время пребывал бессмертным, два ему заповедь для соблюдения, после нарушения которой Он бессмертие изменил на смертность. Ибо удостоенный свободой выбора человек выбрал худшее, отказавшись от лучшего. Но мы видим, что эта душа, сотворенная бессмертной и разумной, была из-за преступления заповеди предана смерти, если не чувственной, то умозрительной (что хуже). Ибо смерть души – грех , который принес ей наказание и смертность. Бойтесь, говорит Господь, могущего душу и тело погубить в геенне ( Мф. 10:20 ). Простым и неограниченным является только Бог, всякое же ограниченное не может быть простым. Все, кроме Бога, является сложным. А о том, что сложное может быть бессмертным, свидетельствуют умные (ангельские) силы и душа, а более всего – воскресение, в котором человек, ничуть не менее сложный, чем раньше, воскресая в бессмертие, восстает вместе с душой и телом. Ибо подобает сему смертному облекаться в бессмертие, и сему тленному облекаться в нетление.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Она лучше стала после того, как иноплеменная и скверная рука изъязвила все тело ее. Раны ее зажили; старинное убранство ее все на ней, как на невесте. «Увидели ее девы и ублажа ют ее царицы... и восхвал яют: кто она, проницающая как утро ? прекрасная, как луна, и превосходная, как солнце» ( Песн. 6, 8–9 )? Это благолепие ее, это царственное убранство ее описал свыше вдохновенный Давид, когда Владыке и Царю всех пел песнь: «Предста ла Царица» с правой стороны Твоей, облеченная в одежду позлащенную и испещренную» ( Псал. 44, 10 ). " Стопы ея украшены» ( Песн. 7, 2 ). Это благолепие ее провидел и Исаия, когда вещал: «Встань Сион, как в начале дня , как новое поколение века ; ибо на голове твоей веселие и хвала : и обымет тебя радость . Это Я , это Я утешаю тебя , говорит Господь» ( Ис. 51, 9, 11, 12 ). Вот я «на руках моих живописал стены Тво и , и Ты предо мною всегда» ( Ис. 49, 16 ). Это же провидела и сама Она, и устами Исаии возгласила, говоря: «Да возрадуется душа моя о Господе ; ибо Он облек меня в ризу спасения и в одежд у веселия : возложил на меня, как на жениха... венец и как невесту, украсил меня красотою» ( Ис. 61, 10 ): и я буду уже, не как покинутый город, а как вожделенный, и как прекрасный «венец... в руке Господн ей и царс кая диадима в руке» Божией» ( Ис. 62, 12, 3 ). При этом торжестве и мы, в веселии и радости душевной, составив лик и празднуя обновление почитания икон, сего дня вещаем устами пророков: «Вельми радуйся дщерь Сиона . «Проповедуй дщ ерь Иерусалим а. Отъя л Господь обиды тво и. Избавил тебя от руки враг ов твоих» ( Соф. 3, 14–15 ). «Возведи окрест очи твои , и посмотри на собран ных чад... тво их. Вот вс е сын ы твои... и дочери твои пришли к тебе издалека и принесли тебе» ( Ис. 60, 4 ), не золото, не ливан, не дорогие камни, не эти произведения земли, обогащающие святилище по человеческому закону, но чистейшую паче всякого золота и драгоценнейшую паче всех камней, отеческую, неповрежденную веру. «Радуйся и веселись от всего сердца твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Посему Спаситель в пришествии Своем делается осуждением для тех, кто не принял Его по своей порочности, – но Он не судит их и не мстит им из-за крайнего человеколюбия и желания показать, что первое Его пришествие есть время не суда, но снисхождения и сострадания. Если же кто-нибудь захочет толковать с большей натяжкой и понять «суд» как разделение и разлучение, то, я думаю, он не найдет, чтобы это слово имело такое значение в верном употреблении Священного Писания . Но, возможно, он обнаружит высказывания, не отличающиеся по смыслу, например: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» ( Мф. 10:34–35 ), и: «Лопата Его в руке Его и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф. 3:12 ), и еще кое-что в том же роде. Однако и в таком случае у затевающего это никоим образом не получится противоборства священных речений, я имею в виду «На суд пришел Я в мир сей» и «Я пришел не судить мир, но спасти мир». Ведь Спаситель прибыл, чтобы умирить мир и примирить с Отцом издревле враждовавших с Ним; и, разрушив стоявшую посреди преграду ( Еф. 2:14 ), Он соединил и примирил горнее с дольним. Если же кто-то превратил для себя мир во вражду и из примирения сделал раздор, то виной тому не Доставивший мир и Примиритель, но те, кто отторг и отсек себя от примирившихся с Отцом и вкусивших блага мира. Трактат 13. Если пребывание в вечном наказании много тяжелее полного небытия (ибо быть снедаемым мучениями и страданиями гораздо хуже, чем не терпеть ничего такого), зачем Бог привел [в бытие] тех, кому, как говорят, предстояло провести жизнь во грехе, и предпочел худшее лучшему? О том, что лучше было бы погрязшим в тяжких прегрешениях вовсе не появляться на свет, учит Сам Спаситель наш в Евангелии, говоря: «Лучше было бы этому человеку не родиться» ( Мф. 26:24 ). Но не возникнуть было бы лучше, чем возникнуть, для Иуды и иже с ним, а не вообще, и не для Бога, потому что второе ведет к вкушению сущего и возвещает Божий промысл и создание, а то, что однажды не сподобилось бытия, не может открыть что-либо из сверхъестественной премудрости Божией, так же как и быть причастным чему-либо из благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Потому и Спаситель наш, порицая жестоковыйность и непослушание фарисеев и показывая, что их умонастроение хуже и более неисправимо, чем у живущих в блуде и мытарстве 15 , и одновременно уча, кто из обратившихся от греха освобождался, и от каких прегрешений, говорит: Пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему (Мф 21:32). Так что для искренне кающихся Иоанн через крещение совершал очищение от мытарства, блуда и тому подобного, однако он не избавлял от скверны ни разбойников, ни гробокопателей, ни прочих ужасных злодеев, потому что они даже не дерзали прийти и исповедать то, на что осмелились, поскольку совесть преграждала им путь, грозила определенным в законе наказанием и не позволяла присоединиться к остальным. Итак, как уже было сказано, крещение Предтечи давало оставление грехов, но не всех, — ибо в этом исключительность Владычнего и Божественнейшего крещения — однако давало, уготовляя совершенство для спасительного крещения, и было купелью прежде купели и частичным оставлением перед всецелым оставлением, и несовершенным очищением, предвещаю­щим совершенное, очищающим прежние согрешения, но не дарующим никакой уверенности и поручительства относительно будущих. Владычнее же и от прежних всех избавляет, и дает силу и крепость, чтобы уже не скатываться к страстям по образцу прежних падений. И одно крещение возносит в Царствие Небесное, и, что превыше всего, дарует усыновление; а другое дает оставление того, о чем говорилось, но не удел в Царствии Небесном, и тем более не возводит в достоинство усыновления. 30. Каким образом, при том, что Спаситель сказал: Не две ли малые птицы 16 продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца Моего Небесного (Мф 10:29) , Павел, через которого вещает Христос, говорит: О волах ли печется Бог (1 Кор 9:9) ? Ведь это высказывание создает впечатление, что ученик противоречит Учителю. О том, что Божий Промысл доходит и до воробьев, и даже ими не ограничивается Его попечение, но что Он имеет неизменную и непрерывную заботу о пребывании и устроении даже растений и трав и вообще того, чьим Творцом Он явился, нас ясно учат и священные Писания, и врожденное разумение, которое требует, чтобы Приведший и Осуществивший из не сущего поддерживал приведенное и заботился о нем в соответствии с подобающим каждому образом Промысла.

http://pravmir.ru/amfilohii/

– Правда ли, что собаку в дом пускать нельзя? – Это одна из самых распространенных сегодня приходских сплетен. Мол, «если дом освящен – поселяется Господь, а если пустили собаку в дом, – благодать Святого духа уходит! У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться к Причастию!» . Но богословских оснований для столь категоричного мнения нет. Библия не учит о несовместимости собаки и благодати. Когда Ангел Рафаил сопутствовал Товии, шла «и собака юноши с ними» (Тов. 5,17). И Ангела это не отгоняло и не смущало. Есть в Писании место, где собака оказывается символом блага: Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника – с благочестивым. Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с бедным?» (Сир. 13, 21-22). И нигде в Библии собака не именуется нечистым животным (равно как и кошка нигде не относится к животным чистым). Точнее, и собака и кошка одинаково нечисты: «Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера» (Левит 11,27). В этом отношении собака приравнивается к человеку: прикосновение к трупу человека также считалось ритуально нечистым. Но еврейский закон, понимая неизбежность такого рода контактов, предписывал и средства очищения. Новозаветная религиозность не видит в прикосновении к трупу человека скверны и греха (вспомним прощальный поцелуй в конце отпевания). Тем более не стоит видеть греха в прикосновении к живой собаке. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский пишет об именовании животных «нечистыми»: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми – не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Сами радовались, (других) печалили; прославлялись, – безчестили; укреплялись и благодушествовали, – обижали, безумствовали, утучнели, отолстели, разжирели, и если не оставили Бога, как некогда Иаков, то как возлюбленный (Израиль) насытившись отверглись (Его) ( Bmop.XXXII, 15 ) и как упрямая телица были упорны ( Ос. 4:16 ) против повелений Господа и презирали заповеди Его. Посему шум брани и разрушение войны на земле нашей ( Иер.50, 22 ); посему «открыл Господь хранилище Свое и взял из него сосуды гнева Своего» ( Иер. 50, 25 ); «посему народ вышел от страны северной, устремляясь как бы на другой Иерусалим, и племена поднялись от краев земли, держа... лук и копье; они жестоки и немилосерды; голос их шумит как море; ...мы услышали весть о них, или лучше, увидели грозный вид их, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас и муки, как женщину в родах; не выходите в поле и не ходите по дороге, ибо меч... со всех сторон» ( Иер. 6, 22–25 ). Что мне сказать тебе, или, с чем сравнить тебя, – скажу сегодня словами Иеремии, – город царственный? Кто спасет тебя и утешит тебя? Ибо велика «чаша сокрушения твоего»; кто исцелит тебя ( Плач. 2:13 )? Вы теперь плачете; и меня едва не сразило это горе и не прервало моей речи. Но что вопиете ко мне! Для чего рыдаете? Послушайте меня, приостановите немного рыдание и дайте доступ словам (моим). И я плачу вместе с вами; но малые капли не угашают пламени, долго разгоравшегося, – что я говорю? Напротив еще более разжигают его! – и случайная слеза не может умилостивить гнева Божия, воспламененного вашими грехами. И я плачу вместе с вами; но слезы многих несчастных мы презирали; не говорю о том, как сами их и причиняли. И я плачу вместе с вами, если только теперь время плакать и наступившее несчастие не гораздо выше проливания слез; есть, поистине есть выше слез много несчастий, во время которых у страждущего внутренности цепенеют, или сильно стесняются и сжимаются, так что часто влага, текущая из глаз, отанавливается. Не вижу я теперь и пользы от слез; ибо, когда пред нашими глазами мечи врагов обагряются кровию (наших) единоплеменников, а мы, видя это, вместо того чтобы помочь, бездействуем, не зная что делать, и проливаем слезы, какое от этого утешение несчастных? Хотя бы большие реки образовались из потоков крови от убитых тел или из проливаемых нашими очами слез, но если вытекающими оттуда потоками кровеносной влаги не смывается скверна прегрешений, то как могут смыть ее ручьи (слез) из очей? He теперь надлежало плакать; возлюбленные, а ненавидеть грех от начала; не теперь – горевать, а раньше избегать тех удовольствий, которые причинили нам это горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Святейший Владыка напомнил, что уже сейчас архипастырей и духовенство на Украине под надуманными предлогами вызывают на допросы, шантажируют, угрожают близким людям, проводят обыски в храмах и жилищах, оказывают давление на семьи и детей. На днях вступил в силу закон, цель которого — лишить Украинскую Православную Церковь ее имени, чтобы под видом «добровольного перехода общин» провести насильственные захваты ее храмов. «Таким Вы видите объединение православных Украины?», — обращается Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл к Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви. «О планах Константинопольской Церкви по легализации раскола на Украине я говорил с Вами и наедине, и при немногих свидетелях, — продолжил Патриарх Кирилл. — Теперь же, когда эти планы в значительной степени реализованы, возможно, в последний раз обращаюсь к Вам пред лицом всей Православной Церкви. Поступая так, руководствуюсь заповедью Господа нашего Иисуса Христа: Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:15-17)». Его Святейшество отметил, что диптих Святейших Патриархов Константинопольских числит в себе десятки имен великих богословов, подвижников и учителей благочестия. Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Прокл, Флавиан Исповедник, Иоанн IV Постник, Тарасий, Мефодий, Фотий и многие другие своим служением прославили Святейшую Константинопольскую Церковь. Но были и те, кто ее позорили. «Не вписывайте своё доселе уважаемое имя в один перечень с такими бесславными епископами Константинополя, как Несторий, иконоборцы Анастасий, Иоанн VII и Феодот, униаты Иосиф II, Митрофан II Матереубийца и Григорий III Мама. Отступитесь сейчас от общения с раскольниками, откажитесь от участия в политической авантюре их легализации. И тогда подлинная Православная Церковь Украины во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием благословит Вас, а история сохранит память о Вас в числе тех святителей Константинопольского Престола, кто в труднейших политических условиях сумел не уронить достоинство Церкви и сохранить ее единство», — пишет Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарху Варфоломею.

http://patriarchia.ru/db/text/5333830.ht...

Так пророк ясно относит вину в слепоте и глухоте к иудейскому умонастроению и произволению, но ни в коем случае не вводит Божий приговор, принесший это иудеям. И как в то время пророк, обличая неразумных из иудеев, говорил, что они не хотят ни раскрыть глаза, ни предоставить уши для слышания, [...] 24 для Его спасительного и боголепного учения: но из-за обычных своих грехов, особенно надменности и хвастовства и склонности скорее к заблуждению, чем к благочестию, сомкнули глаза и заградили себе слух, сами себя делая слепыми и глухими, и, приведя самих себя в такое тяжкое состояние, считали, что видят больше других, и воспалились недугом самомнения, потому что казались знатоками Закона и на устах носили пророческие изречения (что еще больше отягощало обвинение против них); поэтому они и приготовили себе неисцелимую болезнь. Посему Спаситель, показав зрячим слепого от рождения, когда они, вместо того чтобы восхищаться, подвигли свой богоборческий язык, сказал: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы ( Ин.9:39 ). Когда же фарисеи сказали на это: неужели и мы слепы? ( Ин.9:40 ), Он отвечал: если бы вы были слепы, то не имели бы [на][себе]греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас ( Ин.9:41 ). Ибо знающий про себя, что он слеп от неведения, понимает недуг и быстрее идет к врачу, и ищет обрести наслаждение светом, и стремится к нему, и за это удостаивается человеколюбивого Промысла, просвещаясь умом от его светоносных лучей и восходя к спасительному умозрению; а помраченный слепотой, но полагающий, будто видит, готовит себе двойное ослепление: и потому, что не видит, и потому, что, не видя, думает, будто видит острее других. Ибо самомнение, будучи глубоким мраком душевных очей, еще больше обостряет болезнь предыдущего помрачения. Но, когда пророческие речи были, таким образом, рассмотрены, а почитаемые речения разъяснены, даже если есть какая-то часть их, которая не была охвачена объяснением, я думаю, она уже не подаст слушателям такого же и столь уж большого повода для вопросов. Ведь ясно, что ученикам дано знать тайны Царствия Божия ( Лк.8:10 ), потому что они не огрубели сердцем, и слышали не с трудом, и глаз не смыкали, а остальным, которых Он называет внешними (ибо они поставили самих себя вне спасения), уже не дано: ведь им, названными недугами, отгородившимся от всякого спасения, и пользы, естественно, не дается, поскольку они не сделали себя способными принять. Потому с ними подобало скорее говорить притчами, нежели предлагать тайны благодати в чистом виде: ибо и неполезно, и не принадлежит к беспристрастному суждению ставить в один ряд достойного и недостойного, как и метать бисер перед свиньями, и бросать святыню псам.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Так что место, находящееся между названными высказываниями и вторым рассказом возвещающее Владычнее повеление, если подобает речи боголюбиво не разрушать его согласия с ними обоими, нужно было бы понимать в том же смысле и тем же образом, и тогда «возьми жезл твой и простри руку твою на воды Египтян ( Исх.7:19 )» будет относиться не ко всем вообще водам, но [лишь] к речным. Ведь Он и прибавляет: на реки их, хотя через Египет протекает одна река и воды ее не разделяются на много частей: посему водами и реками он в разных выражениях именует Нил. Соответственно и потоки речные, и озера в ней, и всякое вместилище вод в ней, и эти вот пригодные для питья струи превратились в природу крови: и была кровь по всей земле Египетской ( Исх.7:21 ), то есть по той, через которую протекает река, и если было в ней древо или камень 21 , могущий удерживать и содержать воду: ведь не те древеса и камения, которые в жилищах или под открытым небом, не омываемые влагой, но те, что в реке, – из них никакое не избежало общей участи речных вод. Мне известно, что некоторые под «древесами и камениями» понимают деревянные и каменные сосуды: достаточным опровержением им будет умолчание о глиняных и стеклянных и других материалах, из которых изготовляют подобные вещи, и то, что есть большая разница – говорить о камнях и деревьях или о сосудах, которые ремесло и искусство обращают во вместилища для жидкого естества. Итак, если вода реки и всех потоков, которые в реке, превратилась в кровь, а остальные воды Египта не превратились вместе с ними, то ничего странного, если египетские колдуны, взяв воду откуда-то еще, придали ей вид и кажимость крови; и для подражания лучше подходило взять для представления трюка, скорее, питьевую и пресную воду, чем соленую и негодную для питья влагу: ведь перемена вещества умаляет подобие действия. А если бы Моисей и Аарон жезлом обратили в кровь все воды Египта, то, во-первых, неблагоразумно было бы подвергать участи творящих несправедливость тех, кто несправедливость потерпел, и наказывать жаждой тех, ради кого творились эти чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010