Ведь поскольку они добровольно сомкнули глаза и закрыли уши, то наказанием за эти предшествующие недуги для них стали последовавшие за порочностью намерения слепота и глухота, одним из составляющих чего и будет то, что им не дано знать тайны Царствия. Можно услышать и что Иисус говорил незадолго до того, как пишет сам сын громов: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет ( Ин.12:35 ). Ибо воссиял свет истинный, пришедший Спаситель мира, а они не захотели всмотреться в него и ходить в светоносном сиянии Его учений. Поэтому их, естественно, объял мрак, истребуя наказание за прежде овладевшее ими зло, и это обоснованно можно назвать ослеплением и окаменением. И как пожелавшему ходить во свете воспоследует и то, что он знает, куда идет, так и не захотевшего шествовать в свете сопровождает то, что, идя, он находится во мраке и жалким образом совершает путь слепых и окаменелых. Ранее сказано, что молния Владычного и спасительного учения обличила слепых и окамененных иудеев и сделала более явными и очевидными еще прежде лежащие на их душевных очах бельма и недостаток зрения. Ведь как это чувственное и прекрасное солнце, испуская блестящие лучи от своего диска, выявляет тех, кто болен глазами, так и умное солнце, незаходимый и невечерний свет Христос Бог наш, придя в мир и боголепными и превыше слова чудесами заблистав сиянием Своего Божества, еще больше обличил еще раньше захвативший их душевные очи мрак и незрячесть. Но как солнце, которое в мире, не есть причина слепоты, обнаруживая отсутствие зрения у страдающих недугом, так и премирное и умное Солнце, неизменное и истинное сияние Отца (ср. Евр.1:3 ), обличая прежде охватившую их слепоту у объятых этим недугом, никоим образом не может считаться виноватым, хотя бы и говорилось, что Он ослепил их, из-за того, что сделал более очевидным их увечье, помрачение помыслов, которое и раньше-то не было скрыто. Ведь если бы не заблистало такое сияние Божественного света, что озарился даже разум язычников, сидящих во тьме и тени (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Ведь хоть и раньше отвердела от свирепости и человеконенавистничества, не приемля перемены к кротости, та жестокая, самонадеянная и неукротимая фараонова душа, но не настолько она была всем известна и ничем другим не стала так у всех знаменита и выставлена на неизгладимый позор, как бичуемая необычайными делами, но [несмотря на это] пребывая в той же дикости и звериных порывах. А если кто-нибудь захочет понять это речение проще, то «ожесточу» можно мыслить вместо «оставлю и попущу сделаться жестокой», и такое рассуждение не отклонится от благочестивого мнения, с переменой же слов обращается не особым образом, но прибегает к общему решению, посредством которого общеупотребительный способ разъясняет и многое другое, например: предал их постыдным страстям ( Рим.1 :26); предал их Бог в похотях сердец их ( Рим.1 :24); как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму ( Рим.1 :28); ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования (2Кор.44); Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат ( Рим.11:8 ); Бог окаменил сердце их ( Ин.12:40 ); Ты уклонил стези наши от пути Твоего ( Пс.43:19 ) и множество других. Ведь пусть даже каждое из перечисленных священных речений упорядочивается яснейшим и непротиворечивым образом и другими приемами, но эта общая и применяемая во всех подобных случаях замена ничуть не менее есть очищение от замутнения мыслей и показывает перенос без долгих слов. Ибо, когда «передал» и «дал» и каждое из сказанного понимаются в смысле «позволил», «попустил», «оставил», они не вынуждают к противоположному движению, и не заставляют непроизвольное господствовать над произволением, и не лишают помыслы свободной воли, не заключая в равных пределах то, что в нашей воле, и то, что изначально определено как от нас не зависящее, и не влечет к добру нежелающих, и не оттягивает от произволения против воли. Заменять, таким образом равнозначными и не допускающими сомнений словами те, которые многим кажутся доставляющими затруднения, смешиваясь из-за неразделения одноименности, – это признак мышления устойчивого и разрешающего многие вопросы одним умозрением.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Вот что присуще прирожденной, благолепной и жизнеполезной словесной мудрости, а то были свойства услаждающей неразумное ощущение и любящей скорее извращения и нововведения, и к пользе нисколько не стремящейся, а растекающейся в рукоплесканиях, лести и долгой болтовне. Посему величию Павловой мысли даже близко не пристало подражать тому, кому ты только что не поклоняешься, видя в нем вершину силы красноречия, у которого « δς » [а он сказал] и «ν δγ» [а я сказал] 57 , за что его где-то ославил и один из приверженцев его учения. А я бы с полным основанием добавил и " πεπνθει γ » [претерпел я], и «δει γ» [знал я], и «κηκει γ» [слышал я] – не знаю, как можно самому не почувствовать сильное отвращение, рассказывая о нем, который, жеманничая в словесных нововведениях, дошел до такой изнеженности, что уже не хотел оставить глаголам обозначение лиц, но насильственно придавал их формам перепутанный и неразличимый вид 58 . Я уже не говорю сейчас о скорее претерпевшем душой, чем произнесшем «глазной тук» 59 , и более жалким образом возлюбившего, чем выболтавшего «верные упования плоти» и «устойчивые состояния» 60 , и распутничающего во многих разговорах и злых помрачениях. Я бы не стал считать, будто дивный Павел подражал кому-либо из них, или кому-то еще такому же, в речах, – как и в делах, и в богопочитании. Но и забавы Горгия, которые суть почти то же самое, что прыжки и выкрутасы плясунов на сцене, недостойны излагать глубину и серьезность Павловых мыслей. Но для него мерилом был язык тех речей, которые могли достойно выразить смысл столь великих вещей, ни в чем ни искажая, ни позоря их. «О, бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим. 11:33 ) и «Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?» ( Рим. 11:34–35 ). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал. 3:13 ). Вот за эту премудрость, благодаря которой он изрек такое, отчетливыми и твердыми выражениями передавая смысл и неся всем общую пользу, я боготворю учителя вселенной, и желал бы, если это не будет дерзостью, боготворить его по достоинству.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Вот что присуще прирожденной, благолепной и жизнеполезной словесной мудрости, а то были свойства услаждающей неразумное ощущение и любящей скорее извращения и нововведения, и к пользе нисколько не стремящейся, а растекающейся в рукоплесканиях, лести и долгой болтовне. Посему величию Павловой мысли даже близко не пристало подражать тому, кому ты только что не поклоняешься, видя в нем вершину силы красноречия, у которого Г d’j [а он сказал] и Гп d’gu [а я сказал] 44 , за что его где-то ославил и один из приверженцев его учения. А я бы с полным основанием добавил и pepnqei gu [претерпел я], и dei gu [знал я], и khkei gu [слышал я] — не знаю, как можно самому не почувствовать сильное отвращение, рассказывая о нем, который, жеманничая в словесных нововведениях, дошел до такой изнеженности, что уже не хотел оставить глаголам обозначение лиц, но насильственно придавал их формам перепутанный и неразличимый вид 45 . Я уже не говорю сейчас о скорее претерпевшем душой, чем произнесшем “глазной тук” 46 ,  и более жалким образом возлюбившего, чем выболтавшего “вер­ные упования плоти” и “устойчивые состояния” 47 , и распутничающего во многих разговорах и злых помрачениях. Я бы не стал считать, будто дивный Павел подражал кому-либо из них, или кому-то еще такому же, в речах, — как и в делах, и в богопочитании. Но и забавы Георгия, которые суть почти то же самое, что прыжки и выкрутасы плясунов на сцене, недостойны излагать глубину и серьезность Павловых мыслей. Но для него мерилом был язык тех речей, которые могли достойно выразить смысл столь великих вещей, ни в чем ни искажая, ни позоря их. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим 11:33) и Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? (Рим 11:34–35). Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал 3:13). Вот за эту премудрость, благодаря которой он изрек такое, отчетливыми и твердыми выражениями передавая смысл и неся всем общую пользу, я боготворю учителя вселенной, и желал бы, если это не будет дерзостью, боготворить его по достоинству.

http://pravmir.ru/amfilohii/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РИТУАЛЬНАЯ ЧИСТОТА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ритуальная чистота В Ветхом Завете некоторые предметы и действия считались источником греховной скверны. Они назывались ритуально нечистыми. А всё, что не было источником греховной скверны, считалось ритуально чистым. Если человек соприкоснётся с чём-то ритульно нечистым, он оскверняется и сам становится ритуально нечистым. Он должен очиститься, чтобы снова стать ритуально чистым. Для очищения необходимо было, как правило, омовение, иногда жертвоприношение . Нечистыми считались языческие идолы , некоторые виды животных, которые запрещалось употреблять в пищу, человеческие трупы и многое другое. Женщина, родившая мальчика, считалась нечистой в течение 40 дней, а девочку - в течении 80 дней ( Лев 12 ). Те, кто совершил половой акт, также нечисты и должны совершить омовение для очищения. В Новом Завете ветхозаветные предписания ритуальной чистоты (в частности такое понятие как нечистые животные) отменены: " ...ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека... Потому что [входящее] не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. ...Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека " ( Мк. 7, 14 -23) " Для чистых всё чисто, а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть " ( Тит. 1:15 ) Святые отцы о нечистых животных Свт. Фотий Константинопольский : Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств.

http://drevo-info.ru/articles/7398.html

Да обратится каждый от злых дел своих всем сердцем своим ( Иоил. 2, 12 ), сообряжая и испытывая самого себя, какими поступками своими мог так оскорбить Бога, что навлек на себя такой гнев Его, какие были столь важные пороки, что привлекли такую грозу, за какие дела воспламенилось негодование Его на нас и какие способствовали к тому, что нас осенило облако человеколюбия Его, за что постигла нас кара и как отклонен удар, за что мы уязвлены и какими исцелились врачевствами. Если мы будем исследовать это и таким образом испытывать самих себя и соображать это тщательно, то я уверен, что Господь еще более умножит милость Свою; ибо Он близок «ко всем призывающим Его во истине, и желание боящихся Его исполняет и вопль их слышит и спасает их» ( Пс. 144, 18–19 ); и Он есть защитник всем уповающих на Него ( Пс. 17, 31 ). Если же мы останемся при прежних грехах своих, – чего да не будет, да не будет между нами никого столь бесчувственного и неисправимого, чтобы не внимать такому великому гневу Божию! – если будем опять осквернять себя теми же страстями и вращаться в нечистой тине удовольствий, если не очистимся от прежнего прилежным покаянием и не воспользуемся прошедшими бедствиями в предостережение на последующую жизнь, то, увы, в какую гибель опять ввергаем себя, какую бездну несчастий вскапываем, какую бурю зол неразумно навлекаем на себя самих! Ибо, «если кто не обращается , – говорится (в Писании), – то Он изощряет меч свой, напрягает лук свой и направляет его и приготовляет для него сосуды смерти» ( Псал. 7, 13–14 ); и – «дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу и палящий ветер; их доля из чаши их» ( Пс. 10, 6 ); и огонь и град, голод и смерть, меч и удары, все это создано для беззаконных ( Сир. 39:36, 40:9–10 ). Нам нет надобности в чужих примерах для своего вразумления; собственного опыта достаточно для нашего исправления и научения, своего страдания – для нашего исцеления, прошедшего – для будущего. Ибо, когда мы жили в непристойных и сладострастных удовольствиях, – не говорю уже о прочем, – тогда увидели гнев Господа, грозно устремившийся на нас, как туча града на плоды ( Ис. 30, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Датировано 18 мая 862 г. Перевод выполнен Д.Е. Афиногеновым по изданию: MGH Epistolae Karolini aevi. IV. Berolini, 1925. P. 447–451. В издании И. Манси данное послание имеет номер 6 (Mansi XV, 174В), в PL – номер 12 (PL119,785). Николай епископ, раб рабов Господних, мудрейшему мужу Фотию После того как Господь и Искупитель наш Иисус Христос , от утробы Девы ради нашего спасения удостоивший, как Он был истинным Богом прежде веков, явиться истинным человеком в конце веков, уделил блаженному Петру, первоверховному апостолу (principi apostolorum), власть вязать и решить на небе и на земле и препоручил отворять двери Небесного Царствия, Он благоволил основать Свою святую Церковь на твердыне веры, согласно истинному Своему слову, гласящему: Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:18–19 ). По этому обетованию на цементе святого апостольского установления основания ее стали прирастать драгоценными камнями и благоволением Божественной милости, благодаря стараниям строителей и попечению апостольской власти она была нерушимо возведена до самой вершины, чтобы пребывать вне натиска неблагоприятного ветра: первенство (primatum) ее, как ясно всем православным мужам (sicut omnibus orthodoxis manifestum est viris) и как было очень кратко объявлено выше, блаженный Петр, первоверховный апостол и привратник Царствия Небесного (princeps apostolorum et ianitor regni caelestis), стяжал по заслугам. После него и наместники его, искреннейшим образом работая Богу, вне густых туч, которые обычно сбивают с прямого пути, стали достойными преемниками и заботливо пребывали в попечении правления, которое взяли на себя о Господних овцах. Среди коих всесильное Божие милосердие удостоило сопричислить и нашу малость, из-за чего мы страшимся настолько, насколько помышляем о том, что на вечном испытании дадим ответ за всех и прежде всех, зовущихся Христовым именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Достаточно ясно, что «Отвечав... сказал ему», поставленное перед вышеназванным толкованием, означает ответ на движение помыслов в глубине сердца. Из того же разряда, что и сказанное, выражение: Иисус отвечал (πεκριθη) законникам 16 ( Лк.14:3 ), следующее после их мысленного смятения и беспокойства, когда они видели стоящего перед ними больного водянкой и, хотя следовало бы при виде страдания обратиться к жалости, не оставляли своего безумия. То же значение, пожалуй, представляет и это: Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и перейди в море, – перейдет ( Мф.21:21 ; ср. Мф.17:20 ). И «отвечал», по крайней мере, по подручной последовательности можно было бы отнести к размышлениям в глубине сердца, если бы боговещанный Марк, излагая это место, еще яснее не переносил значение на последовательность речи. Ибо, сказав: И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла ( Мк.11:21 ), он вводит Иисуса продолжающим разговор и говорящим: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет ( Мк.11:23 ). Однако если одно и то же место из Писаний рассматривается как пример не только к чему-то одному из сказанного, но может переноситься и на начало, и на продолжение речи, а может быть, и на избыточность, то и тогда число значений не уменьшится, но сохранит равное количество. Ибо достаточно не уменьшать множество, пусть даже некоторые из примеров окажется возможным отнести не к одному только, но к разным значениям, потому что какой-то из них будет найден всецело усваивающим одно значение. Ибо то, что у некоторых выражений различные значения каким-то образом совпадают друг с другом, не устраняет множественности этих значений, так как они характеризуются не тем, в чем совпадают, но в чем расходятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Других же предложенное изречение приводит к другой мысли. Какой? Они говорят, что поскольку купель, вершащая прощение Духом Святым и огнем, еще не была провозглашена открыто, похулившему Божество нельзя было найти прощение, потому что невозможно было и приобщиться к новому рождению и проистекающему оттуда очищению — поэтому естественно, что похуливший Духа Святого никоим образом не получает прощения в сем веке, а поэтому и в будущем. 92. Письмо Георгию, митрополиту Никомидийскому (Письмо 165). Ты удивляешься, что в посланиях божественного Павла содержится столько приемов красноречия, потому (и не посетуй на меня за правду), что еще не проник в глубину присущей этому мужу премудрости. Если же ты с большим трудолюбием займешься изучением его речей — конечно, при благосклонности Вышнего благоволения — ты скорее удивишься тому, как от тебя укрылось столь великое изящество 35 , и как красота прирожденного слова не сделала тебя своим горячим поклонником. И я имею в виду не премудрость учения и веры (ибо вижу, что в этом и у тебя нет сомнения), но ту, что заставляет восхищаться силе и мощи речи. Тогда как же он невежда в слове (2 Кор 11:6) ? Так же, как и первый из грешников (см. 1 Тим 1:15) , и последний из Апостолов (ср. 1 Кор 4:9 и 15:9) , и изверг после всех (см. 1 Кор 15:8) , и сор для мира (1 Кор 4:13) , и недостойный называться Апостолом 36   (см. 1 Кор 15:9) , и всем попрание (см. 1 Кор 4:13 37 ) , и позорище для Ангелов и человеков (см. 1 Кор 4:9). И кто же это? Могущий явиться с важностью, как Апостол Христов (1 Фес 2:7) , более всех потрудившийся (см. 1 Кор 15:10) , посвященный Богу еще до того, как вышел из материнской утробы, зритель незримого и слушатель тайного, Христово благоухание Богу (2 Кор 2:15) , носящий в теле мертвость Господа Иисуса , но и жизнь Его (см. 2 Кор 4:10) . Посему как столь великий муж есть изверг, и попрание, и позорище, и сор, таким же образом он и невежда в слове — ведь из всего этого что-то было мнением людей, не понимавших глубину проповеди, а что-то он и сам относил к себе по скромности и кротости нрава.

http://pravmir.ru/amfilohii/

Есть и такие, которые »ни в сем веке, ни в будущем« понимают в другом смысле, и разрешение недоумения получается проще и легче. Моисеев закон, говорят они, наказывает смертью произнесшего хулу на Бога, не уделяя ему никакого извинения или прощения, и на это указывает то, что похуливший не прощается в настоящем веке. Поэтому, по их словам, логично думать, что хулящий Духа Святого не только от Бога и в будущем веке понесет наказание и получит возмездие за хулу, но и в нынешнем подвергнется последней каре, потому что Моисеев закон постановляет побить камнями и изгнать из жизни того, кто отверзает против Бога проклинающие уста, то есть оскорбляет хулами Божество, от сущности и господства Которого есть и Дух. Так что Дух явственно провозглашается Богом, пусть богоборцы так и не думают, Дух, Которым Создатель природы Божественно творил превосходящие слово дела, говоря: »Я перстом Божиим изгоняю бесов« ( Лк. 11:20 ), называя Духа перстом из-за неотличимости сущности и самовластного действия. Однако он говорит, что изгоняет бесов Святым Духом не потому, что не мог бы [это делать] Сам от Себя, но в поучение о том, что во всех Его боголепных делах соприсутствует действие Отца и Духа как единосущных, и соприродных, и изъявляющих одну и ту же волю. Поэтому Он и говорил: »Отец Мой доныне делает, и Я делаю« ( Ин. 5:17 ), и: »Я говорю не от себя« ( Ин. 14:10 ), и: »Я перстом Божиим изгоняю бесов«, и все прочее, что священными речениями учит о соприродности и единстве силы и воли. Как мне известно, некоторые говорили, что в то время, когда было произнесено это Владычнее утверждение, его действенность была ограничена – ведь тогда еще не настало воскресение, и не было явлено вознесение на небо, и Дух еще не сотворил учеников самопроизвольными и всеобщими витиями для всей вселенной. И пока еще не произошли эти сверхъестественнейшие вещи, хулящий Сына Человеческого и спотыкающийся о человеческое найдет прощение – ведь тогда достоинство Божества еще было для них заслонено плотью – а хулящему Духа не будет дано прощение ни в ту пору, ни в будущем веке, потому что у таковых не было никакой преграды, чтобы не видеть превышающее слово действие и сияющие через него лучи Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010