В Александро-Невском храме Вильнюса возобновляются регулярные богослужения Вильнюс, 3 декабря 2012 года Начиная с 6 декабря — дня памяти святого благоверного князя Александра Невского , в Александро-Невском храме Вильнюса будут возобновлены регулярные богослужения, сообщает сайт Виленско-Литовской епархии . «Один из старейших и красивейших храмов города на улице Лянку был закрыт более 50 лет назад, и до недавнего времени находился в запустении. Поэтому возобновление служб в храме — это поистине праздник для всей нашей епархии», — говорится в сообщении на сайте. Первая служба прошла здесь 12 сентября, в день обретения мощей святого князя Александра Невского. Секретарь епархиального управления Виленско-Литовской епархии протоиерей Евгений Руденко отслужил благодарственный молебен по случаю окончания основных реставрационных и ремонтных работ в здании. Александро-Невская церковь была построена в 1898 году в память императора Александра III в предместье Вильны Новый Свет (ныне Науйининкай) по инициативе православного Свято-Духова братства. После своего открытия храм стал называться церковью-школой, так как при ней было устроено церковноприходское училище. В 1923 году с приходом Александро-Невской церкви был объединён Свято-Ефросиниевский приход. В 1937 году храм и прилегающие строения были переданы Марие-Магдалинскому женскому монастырю. В июле 1944 года церковь и монастырские строения значительно пострадали при бомбардировке авиацией железнодорожного вокзала. Сестры Мариинской обители на протяжении нескольких лет ремонтировали здания. 8 ноября 1951 года архиепископ Виленский и Литовский Фотий (Тапиро) освятил восстановленный храм. В 1960 году 28 мариинских монахинь были переселены в отдельный корпус Свято-Духова монастыря, часть была отправлена в Пюхтицкий Успенский монастырь. Здание церкви было передано на баланс Министерства культуры Литовской ССР, а в сестринском корпусе разместилась колония для трудновоспитуемых девочек подростков. В 1990 году церковь и двухэтажный каменный дом были возвращены Литовской епархии. 3 декабря 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/57841.html

По окончании Божественной литургии настоятель православного Ужгородского кафедрального собора протоиерей Ириней Контратович провозгласил, что в этот день закончила свое существование на Западной Украине церковная уния с Римом: «Отныне и вовеки мы – православные чада святой Матери нашей Русской Православной Церкви». Затем протоиерей В. Л. Шулькевич, представлявший на торжестве патриаршего экзарха Украины митрополита Иоанна, прочитал с амвона послание архиепископа Львовско-Тернопольского и Мукачевско-Ужгородского Макария. Итак, в Закарпатье осталась лишь небольшая горстка священнослужителей и мирян, не пожелавших воссоединиться с Православной Церковью; униатские общины после 1949 г. существовали там уже нелегально. В октябре 1945 г. в Вену и Прагу отправилась делегация Русской Церкви во главе с архиепископом Орловским Фотием (Тапиро). В Вене делегация посетила посольскую церковь святого Николая. 15 октября архиепископ Фотий вместе с секретарем Патриархии Л. Н. Парийским вылетели из Вены в Прагу. В Чехословакии помимо Чешской Православной Церкви, находившейся в юрисдикции Сербского Патриарха, было несколько русских приходов во главе с епископом Сергием (Королевым) , который пребывал в ведении митрополита Евлогия и не имел общения с Московской Патриархией. Отношения между этими юрисдикциями были напряженными, но после встречи с архиепископом Фотием епископ Сергий воссоединился с Московской Патриархией. 21 октября в храме святителей Кирилла и Мефодия, принадлежавшем Чешской Церкви, они вместе со своими священниками отслужили Божественную литургию, после чего архиепископ Фотий обратился к пастве: «В связи с тем что некоторые указывают на желательность автокефалии для Чешской Православной Церкви, в этом вопросе я считаю своим долгом пояснить, что принципиально каждая самостоятельная страна имеет потенциальное право на автокефалию своей Церкви. Однако для фактического введения автокефалии нужны некоторые условия и предпосылки. Главным условием является наличие своих национальных епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

При присоединении бывших григорьевцев к Церкви они принимались в том сане, какой имели до отпадения в раскол. Так, в 1943 году бывший григорьевский, а еще ранее обновленческий «епископ» Фотий (Тапиро) принят был простым монахом, правда в том же году он уже канонически правомерно был хиротонисан во епископа. Поэтому нет оснований ставить вопрос и о канонизации погибших жертвами репрессий священнослужителей и мирян – григорьевцев. Совершенно однозначен и отрицательный ответ на вопрос о возможности канонизации павших жертвами репрессий самосвятов липковцев и украинских автокефалистов других, позже возникших группировок, которые имели, однако, преемственную связь с самосвятами. Когда во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов на оккупированной Украине образовалась раскольническая Украинская Автокефальная Православная Церковь во главе с Поликарпом (Сикорским), она дерзнула принять в сущем сане священников самосвятского поставления, хиротонисанных лжеепископами, не имевшими апостольского преемства рукоположений. Между тем в 1930-е годы большинство самосвятов, в 20-е годы пользовавшихся покровительством со стороны властей, было репрессировано, и при освобождении Украины в 1943–1945 годах репрессировано было много священников- автокефалистов. Русская Православная Церковь никогда не признавала действительности рукоположений, которые совершались в самосвятской и поликарповской автокефалистских группировках. Но в своей дисциплинарной практике Православная Церковь иначе, чем к обновленцам, григорьевцам и автокефалистам, относилась к присоединяемым из так называемых правых расколов: они принимались по покаянии в сущем сане – в том, какой могли получить и в отделении от законного Священноначалия. В действиях «правых» оппозиционеров, часто называемых «непоминающими», нельзя обнаружить явно злонамеренных, исключительно личных, предательских мотивов. Как правило, их действия обусловлены были по-своему понимаемой заботой о благе Церкви. Как хорошо известно, «правые» группировки состояли из тех епископов и их приверженцев среди священнослужителей и мирян, кто, не соглашаясь с церковно-политической линией назначенного Митрополитом Петром Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита (впоследствии Патриарха) Сергия, прекращал возношение имени Заместителя за богослужениями и таким образом порывал каноническое общение с ним. При этом главным предметом критики на первых порах была не изданная Митрополитом Сергием и Временным Патриаршим Священным Синодом при нем так называемая Декларация, как представляют дело некоторые историки и публицисты, а перемещения архиереев с кафедры на кафедру – перемещения, осуществлявшиеся часто по требованию властей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

С Православной Церковью воссоединяются и немногочисленные священнослужители из григорианского раскола. Григорианский епископ Фотий (Тапиро) принес покаяние еще до избрания патриарха, 12 июля 1943 г., и был поставлен после этого на Краснодарскую кафедру. 14 мая 1944 г. патриарх Сергий совершил в Ризоположенском храме хиротонию во епископа Можайского архимандрита Макария (Даева). Вечером он обсуждал с управляющим делами Патриархии протоиереем Н. Ф. Колчицким вопросы, связанные с предстоящим заседанием Синода. Святейший проснулся 15 мая в 6 часов. Но когда в 6 часов 50 минут его келейник архимандрит Иоанн (Разумов), впоследствии митрополит, вошел в спальню, он застал святейшего бездыханным. Врач определил смерть от кровоизлияния в мозг. 18 мая 1944 г. патриарх Сергий был погребен в Никольском приделе Богоявленского патриаршего собора. На отпевание первосвятителя к собору стеклись многие тысячи православных людей. Храм был заполнен молящимися и оплакивающими почившего патриарха. Народ запрудил все пространство, примыкающее к собору. Чин погребения возглавил митрополит Ленинградский Алексий. Ему сослужили митрополиты Крутицкий Николай, Киевский Иоанн, восемь архиепископов и епископов, и сонм пресвитеров. В надгробном слове, произнесенном перед отпеванием, митрополит Алексий сказал: «В муках скорби глубокой и тяжкой стоим мы у гроба святейшего отца нашего и патриарха и провожаем дух его «в путь всея земли» … Церковь Православная скорбит об утрате его! Он весь принадлежит Церкви Божией. С самых юных лет он отдал ей все свои силы, все свои дарования и до конца был верен этому служению… Когда Промысл Божий поставил его во главе православной русской паствы, тогда во всей полноте раскрылись его пастырские дарования, и он подлинно стал отцом и мудрым кормчим для самих пастырей и архипастырей… На короткое время судил ему Господь воспринять высокое звание патриарха Московского и всея Руси, главы Церкви Российской, как бы для того только, чтобы дать ему полноту славы церковной в воздаяние его великих заслуг церковных… Господь сподобил его величайшего дара – тихой, безболезненной, мирной кончины и призвал его в дни, когда Церковь духовно празднует торжество жизни над смертью, когда она воспевает победную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», и мы веруем, что земной подвиг его будет увенчан Господом нетленным венцом блаженства в вечных обителях».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Духовный облик архимандрита Гурия сформировался в Санкт-Петербургской Духовной Академии и в Александро-Невской Лавре в начале нашего века. Отсюда вышли многие пастыри и архипастыри, подвигом и мудростью упасшие Церковь в годы гонений. Одним из учителей отца Гурия по академии был будущий патриарх Сергий (Страгородский, 1867—1944); среди студентов были будущий митр. Николай (Ярушевич, 1891—1961), еп. Фотий (Тапиро) и др. После закрытия Лавры в 20—30-е гг. о. Гурий прошел скорбным путем исповедников через аресты, ссылки, заточения; он строил Беломорско-Балтийский канал, был сослан на длительный срок в Фергану, где с помощью Божией сосланные иноки организовали подпольный монастырь. В этой тайной обители ежедневно служили Божественную Литургию, хотя это было сопряжено и с немалым риском, и с физическим напряжением. Таков был скрытый от мира подвиг этих людей. “Тогда мы были святыми”, — вспоминал о том времени владыка Гурий. Здесь с ним восстанавливает связь его духовный сын Константин Николаевич Вендланд, молодой способный геолог, ради общения с духовником выбравший себе местом практики Среднюю Азию. В 1935 г. он тайно принимает постриг, а в 1936 г. — сан. В 1946 г. святейший Патриарх Алексий I (Симанский) благословил архим. Гурия стать наместником возобновленной Троице-Сергиевой Лавры, среди насельников которой был и о. Иоанн (Вендланд), незадолго до этого перешедший на легальное служение. В конце 1946 г. архим. Гурий был хиротонисан во епископа Ташкентского; в качестве секретаря епархии с ним уехал и о. Иоанн. Туда, в Ташкент, к своим духовным отцам приезжал будущий о. Глеб. Несмотря на свое давнее желание работать на Севере, он устроился на геологическую практику в Среднюю Азию. О. Иоанн (Вендланд) не поддержал желания о. Глеба вступить в те годы на путь пастырского или иноческого служения, а благословил его на служение Богу в разуме, на фундаментальное занятие наукой. После окончания Геолого-разведочного института о. Глеб в 1951 г. защищает кандидатскую диссертацию, активно занимается научной и препо-давательской деятельностью.

http://pravmir.ru/stranica-zhizni-cerkvi...

После победоносного окончания Великой Отечественной войны в августе 1945 года в Париж был направлен митрополит Крутицкий Николай. Целью его миссии было, воссоединение с Матерью-Церковью отделившихся от нее эмигрантов. Митрополит Николай вел переговоры с митрополитом Евлогием и митрополитом Серафимом (Лукьяновым), который возглавлял приходы во Франции, находившиеся в юрисдикции карловацкого Синода. Переговоры завершились полным успехом. Оба митрополита воссоединились с Московской Патриархией, и митрополит Евлогий был назначен Патриаршим Экзархом Русской Православной Церкви в Западной Европе. Патриарх Константинопольский не возражал против этого. После скорой кончины митрополита Евлогия, последовавшей 8 августа 1946 года, его преемником стал митрополит Серафим, старейший по хиротонии из русских архиереев во Франции. Значительная часть «евлогианского» духовенства Экзархата, не желая подчиняться бывшему карловчанину, была недовольна этим назначением, и во главе с Владимиром (Тихоницким), возведенным Константинопольским Патриархом в сан митрополита, возвратилась в юрисдикцию Вселенского Патриархата. В 1965 году Священноначалие Русской Церкви сделало заявление о том, что подобное положение дел наносит вред межправославным отношениям. Константинопольская Патриархия, приняв во внимание позицию Московской Патриархии, упразднила свой Экзархат в Западной Европе, но приходы, входившие в ее состав, так и не установили нормальных отношений со Священноначалием Русской Церкви. Однако и в 1971 году Константинопольская Церковь воссоздала прежний Экзархат под новым названием Архиепископии в Западной Европе, в состав которой, помимо русских приходов, были включены и другие западноевропейские православные приходы, которые признавали юрисдикцию Константинопольской Патриархии. Западноевропейский Экзархат Московской Патриархии возглавляли после митрополита Серафима (Лукьянова), в 1949 году ушедшего на покой и возвратившегося на Родину, последовательно архиепископ Фотий (Тапиро), архиепископ, позже митрополит Борис (Вик), архиепископ Николай (Еремин), митрополит Антоний (Блум), митрополит Никодим (Рогов), митрополит Филарет (Вахромеев) и митрополит Владимир (Сабодан). В состав Экзархата входили кафедры Сурожская (в Лондоне), Брюссельская, Цюрихская, Гаагская и Корсунская (в Париже). Архиерейский Собор 1989 года постановил упразднить зарубежные Экзархаты Русской Православной Церкви, подчинив зарубежные епархии Отделу внешних церковных сношений.

http://sedmitza.ru/lib/text/440019/

Осенью 1946 года Патриарх Сербский Гавриил приехал на лечение в Карловы Вары, где имел встречи с Экзархом Московской Патриархии в Чехословакии архиепископом Елевферием (Воронцовым), который, по поручению Патриарха Алексия, убеждал Патриарха Гавриила вернуться на родину и сотрудничать с демократическим правительством Тито, оставив надежды на восстановление монархии. Сербский Патриарх в декабре 1946 г. заявил, что остается верным традиционной дружбе с Россией и категорически отметает ориентацию на Запад. Патриарх Гавриил высказывал также мысль о необходимости всем Православным Церквям иметь единый фронт по всем общим для них вопросам и что для этого необходимо собраться в Москве представителям всех Православных Церквей. На Всеславянском Конгрессе в Белграде в декабре 1946 года Патриарх Гавриил высказал то, что с таким нетерпением ждали в Москве: “...он считает, что первенство в православном мире должно принадлежать Московскому Патриархату, и Русская Церковь должна стать Матерью для славянских церквей”. Развивая эту мысль и констатируя антиславянскую и антисоветскую “подрывную” работу Ватикана, Патриарх Гавриил сказал: “Вот почему нам нужно быть вместе с русским народом и Русской Церковью, чтобы противостоять всем козням и вражеским замыслам всего Запада во главе с Римским Папой и его сторонниками”. С этого момента никаких серьезных проблем с Сербской Церковью не стало. Отношения с Православной Церковью в Чехословакии складывались тоже непросто. После гибели в 1942 году единственного епископа Чешской Православной Церкви Горазда ее каноническое существование было вообще поставлено под сомнение. Однако в 1945 году в Прагу подоспела помощь. Посланец Московской Патриархии архиепископ Орловский Фотий (Тапиро) провел переговоры с представителями верующих о принятии Чешской Православной Церкви в юрисдикцию Московского Патриархата, до этого она находилась в юрисдикции Сербского Патриарха. На Соборе сербских епископов 19–20 мая 1946г. было дано согласие на то, чтобы Церковь в Чехословакии возглавил русский епископ. Окончательное разрешение перехода Чешской Церкви в юрисдикцию Московской Патриархии было дано Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви 15 мая 1948 года. Во главе ее на правах Экзарха оказался бывший епископ Ростовский Елевферий (Воронцов).

http://pravoslavie.ru/5253.html

Епископы могут быть в почете и богатстве, могут пользоваться обширными гражданскими правами и преимуществами, но могут быть и в полном бесправии, нищете и даже гонении. Все это зависит от причин случайных и внешних, от государственного положения христианства, от народных и общественных обычаев... С изменением этих внешних причин может измениться и внешняя обстановка. Но само епископское служение в его сущности, в том настроении, какое требуется от епископа, всегда и всюду остается одним и тем же апостольским служением, совершается ли оно в великом Царьграде или в ничтожном Сасиме... Истинный пастырь постоянно, в ежедневном делании своем душу свою полагает за овцы, отрекается от себя, от своих привычек и удобств, от своего самолюбия, готов пожертвовать своей жизнью и даже душой своей ради Церкви Христовой, ради духовного благополучия словесного стада» 436 . В должности ректора епископ Сергий был добрым и справедливым начальником, к студентам относился по-отечески. Всегда ровный, спокойный, он благотворно действовал на воспитанников своей ласковой приветливостью. Ученик Святейшего Патриарха по Петербургской Академии, архиепископ Фотий (Тапиро) вспоминал: «Каждый вечер после ужины в Академической церкви в присутствии преосвященного ректора владыки Сергия прочитывались молитвы на сон грядущий. После этого владыку окружала тесная семья студентов, и он долго и любовно беседовал с ними, назидая, научая, наставляя простыми и понятными словами, предупреждая юношей от увлечений и соблазнов столичного города, убеждая не сходить с церковного пути и беззаветно отдать себя на служение Церкви православной и родному народу. Студенты ценили эти отеческие беседы своего ректора и платили нелицемерной преданностью и любовью» 437 . Годы ректорства были не только временем его административно-педагогической, но и научно-богословской деятельности. В периодической духовной печати появился ряд статей епископа Сергия, главным образом посвященных разбору и критике инославных исповеданий. В последние годы ректорства епископ Сергий был назначен председателем Синодальной комиссии по старокатолическому и антипапскому вопросам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Церковь блгв. Александра Невского (Вильнюс) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Александра Невского построена в 1898 году в память императора Александра III. Находится в Вильнюсе, в районе Науйининкай. Храм расположен на высоком месте и виден на далеком расстоянии. Содержание История [ править править код ] Александро-Невская церковь была построена в 1898 году в память императора Александра III в предместье Вильны Новый Свет (ныне Науйининкай) по инициативе православного Свято-Духова братства. После своего открытия храм стал называться церковью-школой, так как при ней было устроено церковноприходское училище. В 1923 году с приходом Александро-Невской церкви был объединён Свято-Ефросиниевский приход. В 1937 году храм и прилегающие строения были переданы Марие-Магдалинскому женскому монастырю. В июле 1944 года церковь и монастырские строения значительно пострадали при бомбардировке авиацией железнодорожного вокзала. Сестры Мариинской обители на протяжении нескольких лет ремонтировали здания. 8 ноября 1951 года архиепископ Виленский и Литовский Фотий (Тапиро) освятил восстановленный храм. В 1960 году 28 мариинских монахинь были переселены в отдельный корпус Свято-Духова монастыря, часть была отправлена в Пюхтицкий Успенский монастырь. Здание церкви было передано на баланс Министерства культуры Литовской ССР, а в сестринском корпусе разместилась колония для трудновоспитуемых девочек подростков. В 1990 году церковь и двухэтажный каменный дом были возвращены Литовской епархии. Современное состояние [ править править код ] Начиная с 6 декабря 2012 — дня памяти святого благоверногокнязя Александра Невского, в Александро-Невском храме Вильнюса будут возобновлены регулярные богослужения. Престольные праздники [ править править код ] Александр Невский, благоверный князь - 6 декабря, 12 сентября Архитектура и убранство [ править править код ] Пятиглавый храм возведён на холме в русско-византийском стиле по проекту М. М. Прозорова. Он сравнительно небольших размеров, сооружён из жёлтого кирпича. Здание состоит из трёх частей: сени с возвышающейся над входом колокольней; центральная часть, с греческим крестом в плане, с куполом на круглом высоком барабане; пристройки для мужской и женский школ по обеим сторонам основного здания храма. Престол первоначально был сооружён в память в Бозе почивающего императора Александра III во имя святого Александра Невского. Прежний иконостас был одноярусным, из дуба, резной, и местами позолоченным. Иконы писаны в византийском стиле, по золотому чеканному фону масляной краской. Как добраться [ править править код ] Адрес: Литва, г. Вильнюс, ул. Лянку (Lenk g.), 1/17 Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_блгв._...

Донской монастырь 1922 год – Святейший Патриарх вынужден был покинуть Троицкое подворье и переехать в Донской монастырь. Патриарх же поселился в одной из комнат маленького двухэтажного дома, рядом с надвратной церковью Донского монастыря, в условиях суровой охраны и постоянного наблюдения. Патриарху запрещалось без разрешения выходить из монастыря, посещать монастырские храмы; круг людей, допущенных к нему, был строго ограничен. Таким образом, удалось достичь его фактической изоляции от дел церковного управления. К участию в работе обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) удалось склонить епископа Леонида (Скобеева), что придавало некоторую видимость законности ВЦУ. На Троицком подворье, в покоях первосвятителя-исповедника, в тот же день водворилось самочинное ВЦУ во главе с епископом Антонином (Грановским). Еще в последние дни пребывания на подворье за патриархом было установлено постоянное негласное наблюдение, которое продолжилось и в Донском монастыре. 1924 год – Бывший протоиерей, обновленец Владимир Красницкий подал прошение на имя Святейшего Патриарха Тихона. Красницкий просил принять его и его «собратьев» в молитвенно-каноническое общение и «благословить потрудиться над восстановлением общецерковного мира и подготовке очередного Поместного Собора в организующемся при Вашем Святейшестве Церковном Управлении, покрыв своей архипастырской любовью все, в чем я прегрешил в период церковно-обновленческого движения». Патриарх написал на этом письме следующую резолюцию: «Ради мира и блага церковного, в порядке патриаршей милости, согласен принять в общение Протопресвитера Влад[имира] Красницкого. Св. Синоду предлагаю обсудить вопрос о его включении в состав образуемого Высшего Церков[ного] Совета. Патр[иарх] Тихон». 1946 год – Собор сербских епископов (19–20 мая) дал согласие на то, чтобы Церковь в Чехословакии возглавил русский епископ. Отношения Русской Церкви с Православной Церковью в Чехословакии складывались непросто. После гибели в 1942 г . единственного епископа Чешской Православной Церкви Горазда ее каноническое существование было вообще поставлено под сомнение. Однако в 1945 г . в Прагу подоспела помощь. Посланец Московской Патриархии архиепископ Орловский Фотий (Тапиро) провел переговоры с представителями верующих о принятии Чешской Православной Церкви в юрисдикцию Московского Патриархата (до этого она находилась в юрисдикции Сербского Патриархата). Окончательное разрешение перехода Чешской Церкви в юрисдикцию Московского Патриархата было дано Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви 15 мая 1948 г . Во главе ее на правах экзарха оказался бывший епископ Ростовский Елевферий (Воронцов).

http://pravoslavie.ru/5455.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010