В среде этих колеблющихся в 50 годах снова возникла мысль об открытии единоверческого прихода на самом рогожском кладбище, с обращением одной из его часовен в единоверческую церковь . Въ1853 году начались первые по этому делу сношения представителей означенной партии рогожских старообрядцев с м. Филаретом. Еще в великом посте этого года был, по свидетельству Московского святителя, у него Фомин и просил учредить на их кладбище единоверческую церковь . Но дело не получило тогда дальнейшего движения, отчасти потому, что Фомин предложил митрополиту некоторые особые условия, которых, по мнению Московского святителя, «нельзя было принять, чтобы разнообразием не поколебать утвержденных правил единоверия», главным же образом потому, что тогда не оказалось довольного числа людей, которые бы открыто присоединились к этому движению в пользу единоверия, хотя в доверенных сношениях и одобряли оное 1195 . Последнему обстоятельству не мало способствовал, доживающий свой век на кладбище, один из последних дозволенных правительством рогожских попов – Иван Матвеевич Ястребов, который «под проклятием запрещал» своим духовным детям «помышлять об открытии на кладбище единоверческой церкви», а одного из них, за тайныя сношения с митрополитом по этому делу (вероятно Фомина), даже проклял; благодаря этому, и бывшие на кладбище «два или три совещания» об устроении здесь единоверческого прихода «остались бесплодными» 1196 , и Фомин прекратил свои сношения с митрополитом. Дело единоверия на рогожском кладбище пошло значительно успешнее, когда, со смертью Ястребова (в декабре 1853 года), во глав движения к соединению с церковью стал духовный сын его Владимир Андреевич Сапелкин. Еще во время болезни своего духовного отца он был озабочен мыслию, кого, по смерти его, избрать себе в духовники. Не признавая австрийской иерархии, Сапелкин обратился было с просьбою быть его духовным отцом и не лишить причастия к единственному в то время на рогожском кладбищ беглому попу Петру Ермиловичу Русанову. Но этот своим откровенным замечанием о сомнительности рогожского причастия заставил Сапелкина порвать всякие связи с расколом и искать соединения с церковью 1197 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

347 (...скоро последует извещение Св. Синода о... прославлении 19-го июля Серафима Саровского . Мощей нет; при освидетельствовании оказались кости и череп. – Освидетельствование святых мощей иеромонаха Серафима (Мошнина) осуществила 11.01.1903 г. по поручению Св. Синода особая комиссия под председательством митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) в составе восьми человек: епископа Тамбовского и Шацкого Димитрия (Ковальницкого), епископа Нижегородского и Арзамасского Назария (Кириллова), настоятеля Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря архимандрита Серафима (Чичагова) , настоятеля Успенской Вышенской пустыни архимандрита Аркадия, настоятеля Саровской пустыни игумена Иерофея, казначея Саровской пустыни иеромонаха Климента, ключаря Тамбовского Спасо-Преображенского собора священника Тихона Поспелова,прокурора Московской синодальной конторы кн. А.А. Ширинского-Шихматова. В составленном «Акте освидетельствования» состояние мощей охарактеризовано следующим образом: «В фобу присутствующие увидели: ясно обозначенный остов почившего, прикрытый остатками истлевшей монашеской одежды. Тело приснопамятного старца о. Серафима предалось тлению. Кости же его, будучи совершенно сохранившимися, оказались правильно размещенными, но легко друг от друга отделяемыми. Волосы главы и брады седовато-рыжего цвета сохранились, хотя и отделились от своих мест. Подушка под главой приснопамятного о. Серафима оказалась наполненной мочалой. На ногах имеются лычные “ступни”. Под руками приснопамятного о. Серафима обнаружен медный литой крест размером приблизительно в тривершка» (цит. по: Акт освидетельствования честных останков приснопамятного саровского старца иеромонаха отца Серафима//Да будет воля Твоя: Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова) . М., 2003. С. 82).) 348 (ФоминФомин Сергей Иванович, доктор больницы им. Императора Александра III. В ноябре 1901 г. доктор Фомин приезжал в МДА для освидетельствования психически больного студента Колмакова, см.: Дневник. Т. 1. С. 383, 596–597.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

5. Труды научных собраний (конференций) по «екатеринбургским останкам» 2015–2018 годов. Три экспертных заключения независимых специалистов, доказывающих, что «екатеринбургские останки» не могут быть честными останками Царской Семьи. — М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2019. — 444 с. 6. Мультатули П.В. Свидетельствую о Христе до смерти… Екатеринбургское злодеяние 1918 г.: новое расследование. — 3-е изд. — Екатеринбург: Русский Предприниматель, 2008. 7. Царственные страстотерпцы. Посмертная судьба/Наталия Розанова. — М.: Вагриус, 2008. — 560 с.; ил. 8. «Екатеринбургские останки». Независимые исследования/сост. А.А. Мановцев. — СПб.: Свет, 2018. — 200 с. 9. Фомин С.В. «Царское дело» Н.А. Соколова и «Le prince de l’ombre». — М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2021. — Кн. 1. 10. Фомин С.В. «Царское дело» Н.А. Соколова и «Le prince de l’ombre». — М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2021. — Кн. 2. 11. Фомин С.В. Царские мощи. Документы. Материалы. Статьи. — М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2022. 12. Тайны убийства Царственных Мучеников и уничтожения их честных останков. Независимые экспертизы и труды конференции 28 ноября 2021 г. — М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2022. 13. Пчелов Е.В. Цареубийство 1918 года. — М.: РГГУ, 2020. 14. Бойко-Великий В.В. Апология образа Императора Николая Александровича. К 150-летию со дня рождения Государя и 100-летию мученической кончины Царской Семьи/сост. В.В. Бойко-Великий. — М.: Русский издательский центр, 2018. 15. «Царская Голгофа» (материалы конференции 28 ноября 2021 года). — М.: Русский Издательский Центр имени Святого Василия Великого, 2022. 16. Правда о екатеринбургской трагедии. Сборник статей под редакцией доктора исторических наук Ю.А. Буранова. — М., 1998. 17. «…Избежать этим актом начала возможного кровопролития…» Жертвенный подвиг Царя-Мученика Николая Александровича. Воспоминания Царского дантиста Сергея Кострицкого. — М.: Русский Издательский Центр имени Святителя Василия Великого, 2022.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/04/...

В начале ХХ в. произошло открытие практически неизвестного феномена украинского сакрального искусства – Слобожанской иконы. Но вскоре исследования памятников были прерваны событиями 1917 г., а с 1920-х г.г. началась история их планомерного уничтожения. Сейчас 99% объектов церковного искусства Слобожанщины XVII–XVIII в. изучаются по черно-белым фотографиям, поэтому открытие новых памятников всегда сенсация. В Свято-Николаевском храме в с. Ольшаны (ныне Дергачевский район Харьковской обл.), древнейшем деревянном храме Слобожанщины, сохранились иконы местного ряда иконостаса XVIII в. Несмотря на то, что еще в начале ХХ в. эти иконы вызывали живой интерес ученых, они до сих пор не стали объектом отдельного научного исследования. Учитывая, что до настоящего времени не сохранилось ни одного слобожанского иконостаса и известны лишь единичные иконы XVIII в., ольшанские памятники без преувеличения являются тем ключом, который делает возможным вход в исследование остальных 99% черно-белого наследия церковного искусства Слобожанщины. Постройку деревянного храма св. Николая в Ольшанах харьковские ученые П. Фомин и С. Таранушенко относят к 1753 г. (освящен св. Иоасафом Белгородским). Однако харьковский историк К. Щелков считал, что в 1753 г. храм лишь перестраивался и, соответственно, был построен значительно ранее. Арх. Филарет (Гумилевский) сообщал, что храм св. Николая упоминается с 1724 г, метрики храма начинались с 1726 г. В 1877 г. был проведен капитальный ремонт фундамента храма, а в 1911–1913 г.г. храм был расширен. В 1928 г. С. Таранушенко провел полевые исследования Свято-Николаевской церкви и других храмов с. Ольшаны. Первый, кто ввел ольшанские иконы в научный оборот, был арх. Харьковский и Ахтырский Филарет (Гумилевский). Ученый указывал на иконы как на произведения, заслуживающие особого внимания: " (иконы) написаны в греческом вкусе и, несмотря на давность, нисколько не потеряли в своей живописности " . В начале ХХ в. прот. П. Фомин писал, что основание Николаевского прихода в Ольшанах связано с переселением Заднепровских украинцев в конце XVII в. П. Фомин, вслед за Филаретом, обращает внимание на четыре старинные местные иконы храма, выдвигая гипотезу о Заднепровском происхождении икон: «(иконы) написаны на липовых досках по золотому рельефному фону. Поясные изображения на них почти в натуральную величину. Характер работы поражает тщательностью, отделанностью и пышным нарядным убранством. Техника иконы носит явственно черкасский стиль. Однако в манере изображения ликов, одеяний и, в особенности, наряда великомуч. Варвары сильно сказывается католическое влияние».

http://sobory.ru/article/?object=03995

Разделы портала «Азбука веры» священник Игорь Фомин Таинство покаяния, исповедь. Это священнодействие Церкви, в котором Господь прощает кающемуся христианину его грехи. Но почему бывает так, что после исповеди человек впадает в тот же самый грех, который только что исповедал? Всегда ли Бог прощает грехи кающимся? Может ли священник нарушить тайну исповеди? Наконец, что такое – настоящее покаяние? На эти и многие другие вопросы о Таинстве сегодня отвечает священник Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади в Москве. Священник Игорь Фомин родился 25 февраля 1970 года, в 1995 году окончил Московскую духовную семинарию. Клирик храма Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. Отец троих детей. – Батюшка, на исповеди человек открывает священнику самые потаенные уголки своей души. Это ведь очень личное общение. И начать разговор о таинстве покаяния хотелось бы с довольно неприятного вопроса. Люди, получившие образование в советское время, хорошо помнят сюжет романа Этель Войнич “Овод”. Там описана трагедия молодого человека, который на исповеди рассказал священнику о своем участии в революционном кружке. И священник его предал. В результате молодой человек разочаровался в религии, возненавидел Христа и, в конце концов, был расстрелян за участие в революционном движении. Так вот вопрос: возможно ли такое сегодня у нас в Церкви? Вернее – бывают ли ситуации, когда священник, по каким-то очень важным причинам, имеет право нарушить тайну исповеди? – Я считаю, священник не может рассказывать о том, что услышал на исповеди. Разглашение тайны исповеди – это автоматическая духовная смерть для самого себя. Если священник дерзнул разгласить тайну исповеди, – при любых обстоятельствах, даже при грозящей государству опасности, – то я считаю, что этот священник уже не достоин носить сан. Потому что тайна исповеди – это один из основополагающих пунктов присяги священника, которую он дает перед рукоположением. Канонически эта традиция не закреплена. В истории Церкви существовали критические периоды, когда возникали практики оглашения тайны исповеди, связанной с опасностью для всей Церкви в целом или для общества. Однако даже в этом случае всегда подчеркивалось, что оглашается то, что угрожает Церкви и обществу, но не указывается тот, кто сказал об этом на исповеди. При этом, по прошествии времени такие практики всегда отменялись и даже осуждались. По общему убеждению современного духовенства, так же как в понимании древней монашеской традиции, не может быть никакой причины, которая оправдывала бы несохранение тайны исповеди. Доверие к исповедующему священнику важнее, чем любые другие соображения.

http://azbyka.ru/peremena-uma

Весной 1911 год в Петербурге в здании Академии художеств была открыта «Историческая выставка архитектуры и художественной промышленности». На выставке были представлены все главнейшие течения в архитектуре, начиная с Петра I вплоть до эпохи романтизма. Главным комиссаром выставки был архитектор Иван Александрович Фомин (1872, Орёл, 1936, Москва). Он, как было написано в предисловии каталога выставки, «совершил громадный труд, в продолжение трёх лет открывая и собирая в различных архивах материалы для выставки». Общество архитекторов-художников, организовавшее выставку, выпустило в 1911 году каталог выставки, составителем которого был И. А. Фомин. В разделе книги, где представлены в алфавитном порядке сведения об архитектора, есть статья о Львове. В ней в перечне построек архитектора названа и часовня на городской площади в Торжке. В книге нет ссылок на источники сведений, поэтому и сама выставка, и книга породила много споров в научном мире. В книге «Этюды памяти» (Т. 2. Торжок-Тверь, 2012) наш земляк, архитектор Л. В. Андреев по этому поводу высказал такое мнение: «Каким источником И. А. Фомин пользовался, неизвестно. Других архивных и прочих сведений не найдено. Структура здания, устройство его купольного завершения – всё близко приёмам, свойственным Н. А. Львову. Будем доверять академику Фомину, откуда-то он взял же эти сведения». Приведу ещё одно высказывание Л. В. Андреева. В 2012 году я обратилась к нему с вопросом, почему при реставрации 1970-х годов появились отступления от первоначального облика часовни, а именно: не были воссозданы коринфские капители колонн? Лев Васильевич Андреев был одним из разработчиков проекта реставрации часовни. В письме от 13 марта 2012 года он написал мне по этому поводу: «Годы строительства часовни и Надвратной церкви монастыря совпадают, и строили их после смерти Львова. Я объясняю это так: Н. Львов сделал для монастыря проект Борисоглебского собора. Возможно, в это время он сделал «в задел» и два эскизных проекта – Надвратной церкви-колокольни и часовни на площади. Эти проекты хранились в монастыре, но осуществляться стали после смерти автора в 1803 г. И при жизни Львова его объекты (включая и собственную усадьбу) строили другие архитекторы-практики. А уж после его смерти тем более.

http://sobory.ru/article/?object=01142

См. также: 5 вопросов о номере. Павел Басинский, литературный критик, писатель//Фома. - – ноябрь 2012. - С.98. – (рубрика « Эпилог »). Храм строит человека. О храме св. Александра Невского при МГИМО (настоятель протоиерей Игорь Фомин), где 30 сентября 2012 года совершили первую Божественную литургию. Подготовил Константин Мацан . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – ноябрь 2012. – С.48-51. – (раздел « Люди »). Имеется информационная справка « Храм Александра Невского при МГИМО» (С.49). Материал включает также тексты: Протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма св. Александра Невского при МГИМО. Отрывок из проповеди во время первой Литургии. – С.50; Анатолий Торкунов , академик РАН, ректор МГИМО (У) МИД России. – С.51; Ярослав Скворцов, декан факультета Международной журналистики МГИМО, староста прихода храма св. Адександра Невского. – С.51. См. также: Освещение и установка куполов временного храма в честь святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО накануне молебна перед началом учебного года, 31 августа, Москва. Настоятель храма протоиерей Игорь Фомин вместе с рабочими участвует в монтаже. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – октябрь 2012. - 3-я страница обложки. У вас будет ребенок: Совместный проект журнала «Фома», рубрики «У вас будет ребенок» телепрограммы «Пока все дома» (Первый канал) и Департамента образования Ярославской области. Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы - Тимур и Елена Кизяковы //Фома. - – ноябрь 2012. – С.52 - 53. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). Вошли следующие материалы: Олеся и Рома. Видеопаспорта 12 dqn и 127 f 3 ( Наши документы; Мы любим; Наши достижения; О нас). – С.52-53; Илья м Антон. Видеопаспорта qm 8 w и qskg ( Наши документы; О нас; Мы любим; Наши достижения). – С.52-53; Куда обращаться будущим родителям Олеси и Ромы, Ильи и Антона... – С.53; Семейный совет: Если подросток грозится уйти . Отвечает Регина Енакаева , начальник участкового отдела «Щербинка» Московской службы психологической помощи населению, кандидат психологических наук//Фома. - –ноябрь 2012. – С.53. – (Раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Семейный совет »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-115...

28. Что будет, если в крещении дать ребенку новое имя? www.foma.ru 24 ноября 2015 29. Можно ли взрослому креститься без крестных? www.foma.ru 3 марта 2016 30. Свящ. Игорь Шумилов. Дочь препятствует крещению внучки. Как быть? www.foma.ru 26 декабря 2015 31. Свящ. Игорь Шумилов. Узнала, что в детстве меня крестили с другим именем. Что делать? www.foma.ru 25 декабря 2015 32. Свящ. Игорь Фомин. Как выбрать имя при крещении ребенка? www.foma.ru 28 июля 2014 33. Свящ. Игорь Фомин, Алла Митрофанова. Крестить или не крестить. www.foma.ru 9 июля 2012 34. Свящ. Игорь Фомин. Можно ли крестить недоношенного ребенка. www.foma.ru 10 сентября 2014 35. Игумен Андрей (Мороз). Можно ли стать крестным в 14 лет? www.foma.ru 15 февраля 2016 36. Игумен Андрей (Мороз). Не знаю, с каким именем крещена. Что делать? www.foma.ru 9 января 2016 37. Свящ. Георгий Мерзликин. Крестный в обиде на мать ребенка, крестная — мусульманка. Как быть? www.foma.ru 1 февраля 2016 38. Протоиерей Михаил Самохин. Насильно в рай не приведешь. 2 (46) февраль 2007 39. Свящ. Петр Гурьянов. Когда после смерти родственника можно крестить ребенка? www.foma.ru 17 января 2016 40. Свящ. Святослав Шевченко. Можно ли стать крестным племянника? www.foma.ru 25 ноября 2015 41. Иерей Павел Коньков. Крестился, потом посещал неправославную церковь. Как быть? www.foma.ru 24 марта 2016  42. Свящ. Евгений Мурзин. Усыновила ребенка, не знаю, крещен ли. Можно крестить? www.foma.ru 10 марта 2016 43. Владимир Легойда. Быть или не быть… крестным? 2 (6) 1998 44. Сила Крещения. Реплики Александра Ткаченко. 12 марта 2015 45. Письма о крещении. N1 (117) январь 2013 От издателя  «Фома» — православный журнал для сомневающихся — был основан в 1996 году и прошел путь от черно-белого альманаха до ежемесячного культурно-просветительского издания. Наша основная миссия — рассказ о православной вере и Церкви в жизни современного человека и общества. Мы стремимся обращаться лично к каждому читателю и быть интересными разным людям независимо от их религиозных, политических и иных взглядов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Екатеринбург-Москва, 14 Июля - 6 Августа 2018 года Выступление Л.Е.Болотина «О клеветнических обвинениях православных царистов в несуществующей " ереси царебожия " » на Youtube: КОММЕНТАРИИ И СНОСКИ Фомин С.В. Наказание правдой. Григорий Распутин: расследование. Т. 1. М.: Форум, 2007; Фомин С.В. «Судья же мне Господь!» Григорий Распутин: расследование». Т. 4. М.: Форум, 2010; Фомин С.В. «Весь ветром подбит». Образ Г.Е.Распутина в фотографиях и произведениях искусства. М., 2015; Живой журнал С.В.Фомина «Царский Друг», 2001-2018 ; ГА РФ. Ф. 3143. Оп. 1. Д. 1; Ростковский Ф.Я. Дневник для записывания... 1917-й: революция глазами отставного генерала. М., 2001. С. 95-96; Мещанинов М.Ю. Серафимовский лазарет-убежище А.А.Вырубовой в Царском Селе. Правда о месте погребения Григория Распутина. 2-е изд., исп. и доп. СПб.: Царское Дело, 2006. В древнегреческой мифологии известен культовый эпитет Зевса Сотер - Διος Σωτηρος - Деос Сотерос - буквально: бог-спаситель, поскольку само имя Зевс-Юпитер означает собственно «бог», верховный «бог», все остальные «боги» греко-римской мифологии, по сути, понимались как служебные духи, хотя изредка в мифологии и они именовались «богами». Конечно, античные культы Зевса-Отца (Διος Πατηρ), Зевса-Сына (Διος Φλιος), Зевса-Спасителя (Διος Σωτηρος) не имеют ни малейшего отношения к Богословию почитания Пресвятой Троицы и Христа-Спасителя, но являются культурным архитепическим следом единобожия, свидетельством о существовании доязыческого, довавилонского единобожия и культа Бога-Творца, Бога-Отца. Постоянное и общее наименование служебных духов эллинизма «богами» утвердилось уже только в период Ренессанса и в последующие эпохи, когда греко-римские культы уже на протяжении почти тысячелетия духовно не практиковались. Но именно на этой почве гиперкритики Христианства утверждали «заимствование» титулатуры Христа Спасителя из язычества. На самом деле древние Христиане, Отцы и Учителя Церкви первых веков никогда не отрицали культурно-понятийную взаимосвязь Христианства с дохристианскими культурами эллинизма, Рима и Иудеи. Но в древних понятиях, используемых в Христианском Богословии, образованные Христиане видели принципиально иное содержание. Если «спасители» древности спасали кого бы то ни было и даже целые народы окказионально - в житейских опасностях или в войнах от поголовного геноцида, то в Христианстве в связи с Иисусом Христом Спасение было абсолютным - во вселенском и общечеловеческом масштабе - было Спасением для Жизни Вечной. Ничего подобного ни в одном из дохристианских вероучений не исповедовалось. Нынешние же трактователи Искупления или Спасения исключительно в связи с Божественной Природой Иисуса Христа свидетельствуют о своем неведении относительно происхождения этих Богословских понятий из дохристианской общечеловеческой культуры.

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

Протоиерей Игорь Фомин: «Я буду стоять к мощам святителя Николая как все” Священник отвечает тем, кто критикует главную очередь года 7 июня, 2017 Священник отвечает тем, кто критикует главную очередь года Протоиерей Игорь Фомин о том, что отвечать на критику очереди к мощам святителя Николая, нужно ли «мучить стоянием к святыне» маленьких детей и будет ли толк от стояния, если человеку нет дела до Христа. Почему мы «приватизировали» святителя Николая? — Отец Игорь, самый частый об очереди к мощам святителя Николая Чудотворца: зачем стоять туда, если в одной Москве – 25 храмов с частичками мощей того же святого. Что на это ответить? — Церковь – это организм, общность, и мы являемся частичкой этого большого-большого единого организма. Церковь объединяет нас в Евхаристии, в молитве, и она нам дает возможность всем вместе поучаствовать в едином большом торжестве – это поклонение мощам святителя Николая. Причем мы знаем, что в мире есть множество поместных православных церквей. Но именно Русская Православная Церковь — так сложилось — особенно прибегает к святителю Николаю. С чем это связано? Очень трудно сказать, может быть, мы на него очень похожи, хотя он никогда и не был на Руси. — Чем же? — Может быть, своей горячностью, причем в любом вопросе, даже в таком, как заушение Ария, и в милосердии тоже. Одним словом, мы «приватизировали» святителя Николая и от этого только получаем пользу. Церковь нам дает возможность всем вместе прикоснуться к святыне, причем, преодолевая определенные трудности: трудности в виде очереди к мощам. — А в вашем храме есть частица мощей Николая Чудотворца? — Да! Милостью Господней мы получили эту частичку от человека, который строил нам временный храм — храм святителя Николая. Это для нас был великий дар. Но я всех своих прихожан все равно призвал обязательно сходить к мощам в храм Христа Спасителя. Я буду служить там, но с семьей мы обязательно тоже пойдем в очередь, будем стоять, как и все: у нас не будет vip-npoxoдa слева, справа, сверху, снизу. Потому что стояние в очереди — это маленький подвиг.

http://pravmir.ru/protoierey-igor-fomin-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010