О этим славным пришествием Господа наступит конец видимого мира. «Поскольку растление, татьба, прелюбодеяние и все роды грехов разлиялись по земле, и крови с кровьми смешаны в мире ( Ос.11:2 ); то, чтобы чудная обитель сия не осталась наполненною беззаконием, мир сей прейдет и явится лучшим 603 . Тогда, по словам пророка Исаии, «… свиется небо, аки свиток, и вся звезды спадут яко листвие с лозы, и яко спадает листвие смоковницы» ( Ис.34:4 ) 604 ; тогда «… солнце померкнет и луна не даст света своего» ( Мф.24:29 ; Иоил.2:31 ) 605 . «Та погибнут» ( Пс.101:26 ) и являтся в новом лучшем виде: «… вся/небо и земля/яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся» ( Пс.101:27 ): и все это неизбежно совершится: «Небо и земля мимо идут, – сказал некогда Спаситель, – словеса же Моя не мимо идут» ( Мф.24:35 ) 606 . О времени второго пришествия и всего, что должно будет произойти тогда, Священное Писание не говорит. «Несть ваше разумети времена и лета, – сказано в книге Деяний, – яже Отец положи во Своей власти» ( Деян.1:17 ) 607 . В нем/Писании/указаны только признаки, по которым можно будет судить об этом страшном дне. Поэтому Спаситель, будучи на земле, заботясь о спасении чад своих, увещевал и заповедал: «… бдите, яко в оньже час ве мните, Сын человеческий приидет» « Мф.24:41 ) 608 . По просьбе учеников, желавших знать, когда это будет, Он и указал им самые признаки. Первым таким признаком будет появление в мире лжеучителей, которые придут во имя Христово и будут прельщать верующих, поэтому Господь говорит: «Блюдите, да никтоже вас прельстит. Мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще, аз есмь Христос: и многи прельстят» ( Мф.24:4–5 609 . Вторым признаком будет очень тяжелое для народа время. Начнутся войны, междоусобицы, восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глади и погубы, и трусы по местом ( Мф.24:7 ) 610 . «… и тогда соблазнятся мнози, и друг друга предадят, и возненавидят друг друга» ( Мф.24:10 ) 611 . Следующим признаком пришествия Христова будет проповедание Слова Божия всем народам и не останется в мире такого места, где бы не пронеслось Имя Грядущего, Который предвозвестил: «… и проповестся сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем языком, и тогда приидет кончина» ( Мф.24:14 ) 612 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Он, по словам Евангелиста Иоанна, «… в мире бе, и мир Тем бысть ( Ин1:10 ); «… и всяческая о Нем состоятся», – говорит апостол Павел ( Кол.1:16–17 ) 313 . Если бы даже кто назвал самые «веки», то и тех, по мановению Бога Отца, Творцом является Господь наш Иисус Христос, «Егоже/Бог/положи наследника всем, Им же и веки сотвори» ( Евр.1:1 ) 314 . г. Будучи не от вечности Единородным Сыном Божиим и Творцом всего существующего 315 Иисус Христос принял от Отца вечное над всем господство 316 . И «… не за преспеяние принял право господствовать, но по естеству имеет достоинство господства, и не в каком-либо несобственном смысле, как мы называемоя господами, но по самой истине именуетоя Господом; потому что, по мановению Отца, господствует над собственными Своими созданиями» 317 . Сын, как было выше сказано, во всем подобен Отцу 318 и равное с Ним во всем принимает участие ( Ин.5:19 ) 319 . Когда Богу Отцу угодно было создать мир и все, что наполняет его, то по мановению Отца создал все Сын, чтобы это мановение соблюдало полномочную власть Отцу, и Сын также имел власть над собственными Своими созданиями; и Отец не чужд был владычества над Своими созданиями, и Сын царствовал над тем, что создано не кем-либо другим, но Им Самим, потому что не ангелы создали мир, а Единородный Сын Божий 320 , «… им же вся быша» 321 . Спаситель некогда сказал: «Воя мне предана суть Отцем Моим» ( Мф.11:27 ) 322 . Но все это преданное Он принял не во времени и не как неимеющий прежде, а как всегда в полном совершенстве соблюдающий его, не лишая в нем Давшего 323 , Который по Своему произволению все покорил Сыну. И апостол Павел говорит: «Внегда же рещи, яко вся покорна суть Ему, яве, яко разве покоршаго Ему вся/и далее/: да будет Бог всяческая во всех» ( 1Кор.15:27, 28 ) 324 . д. Но покоренный Сыну Божию мир вследствие первородного греха был извращен и отпал от Него. Созданный по образу Божию человек забыл всякую правду, забыл своего Творца 325 . И сын Божий, Которому от вечности предопределено было быть Спасителем мира 326 , должен был уврачевать греховную язву, исправить всякие заблуждения и все привести Владыке всяческих 327 . Тот, «Имже вся быша» ( Ин.1:13 ), должен был прийти в мир и взять на себя его тяжесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Особенно же ясно обо всем этом говорит Сама Пресвятая Дева Мария. Услышав от Ангела необыкновенную весть о зачатии Сына, Она с удивлением спросила: «… како будет сие, идеже мужа не знаю?» 402 И этим показала, что Она незамужняя и не жена. Но Ангел ответил Ей: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя: тем же и Рождаемое свято, наречется Сын Божий» ( Лк.1:34, 35 ) 403 . Отсюда становитоя понятно, что не от похоти мужа и жены произошло зачатие, как провозглашали еретики, но действительно от Девы и Святаго Духа, вследствие чего и само рождение Сына было нескверно, непорочно и пречисто 404 , ибо Дух Святой предочистил и освятил Деву Марию прежде принятия в Себе Бога 405 . А «где дыхание Духа Святаго, там отъемлется всякая нечистота» 406 . е. Родился Иисус Христос от Пресвятой Девы, Которая зачала наитием Святаго Духа, по пророчеству Михея 407 , в городе Давидовом или Вифлиеме 408 , притом родился как совершенный человек, приняв действительную человеческую плоть во всей ее полноте, не исключая даже подобострастия 409 . Из Священного Писания известно, что Он от зачатия пробыл в утробе Матери Своей 9 месяцев 410 . Не призрачно родился и не как чрез трубы прошел Он через Деву, ибо родившись питался от Ее груди молоком, рос и воспитывался среди народа, нуждался в пище и т. п. Если бы же все это была мечта, то и спасение наше было бы мечта 411 . Сам Спаситель некогда сказал сомневающимся в Нем: «Осяжите Мя, и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща» ( Лк.24:39 ) 412 . ж. Но родившись от Девы Марии по человечеству, Спаситель Христос не перестал быть и Богом. «Во Христе два естества. По-видимому Он человек, а по-невидимому – Бог» 413 . И как о Боге засвидетельствовала о Нем праведная Елизавета, когда Он был еще в утробе Матери. Увидев пришедшую к ней Деву Марию, она сказала: «Откуда мне сие, да приидет Мати Господа Моего ко мне?» ( Лк.1:43 ) 414 . О Нем свидетельствует Симеон, принявший Его в свои объятия, говоря: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей» ( Лк.2:28, 29 ) 415 ; свидетельствует Анна пророчица; свидетельствует Иоанн Креститель ( Ин.1:33 ) 416 ; свидетельствует Дух Святый, сошедший на Него в виде голубя, чтобы и Иоанн познал, что Он Бог есть, ибо ему было сказано: «Над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем: Той есть крестяй Духом Святым» ( Ин.1:33 ); о Нем свидетельствует Сам Господь Бог, некогда возвестивший чрез Пророка: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» ( Пс.7:9 ) 417 , и теперь провозгласивший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» ( Мф.3:17 ) 418 . Апостол Петр в Нем видит Сына Божия и говорит ему: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф.16:16 ) 419 . О Нем свидетельствуют все Апостолы, отдавшие жизнь за Него, весь христианский мир и даже бесы – и те, видя Его, в страхе и трепете говорили: «Что нам и Тебе Иисусе? Вемы Тя, Кто еси, Святый Божий» ( Мк.1:24 ) 420 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

По учению Священного Писания, Единородный Сын Божий, не имея начала в бытии Своем, не имеет в нем и конца…, «Подобает бо Ему царствовати, дóндеже положит вся враги Своя под ногама Своима» ( 1Кор.15:25 ) 290 . Он «… и воцарися в дому Иаковли во веки, и царствие Его не будет конца» ( Лк.1:33 ) 291 . Пророк Даниил говорит: «Тому дадеся честь и власть и царство, и вси людие, племена и языцы Тому поработают: власть Его, власть вечна, яже не прейдет, и царство Его не рассыплется» ( Дан.7:13, 14 ) 292 . Псалмопевец воспевает: «Престол Твой Боже в век века» ( Пс.44:7 ) 293 , «… и лета Твоя не оскудеют ( Пс.101:28 ) 294 . Подобно Богу Отцу, Он как истинный и всесовершенный Бог есть свят 295 , премудр 296 , всеведущ 297 , никем по Своему существу невидим и непостижим 298 . На слова Моисея, просящего: «Яви ми Тебе Самого, да разумно вижду Тя» ( Исх.28:13 ), Христос сказал: «Никтоже узрит Лице Μοе, и жив будет» ( Исх.28:20 ) 299 . Когда Он и явил Себя отчасти Своим ученикам, будучи во плоти, «… просветися лице Его яко солнце» ( Мф.17:2 ), и они не могли взирать на Божественную слову преобразившегося Господа 300 , ибо «Он – Бог и премудрость и сила». Со Отцем Он царствует, и чрез Отца – Зиждитель всего» 301 . Он есть Творец и Жизнодавец 302 . Имет полноту власти, силы и могущества: Он – Бог всяческих 303 и несть Бога разве/Тебе/Его» ( Ис.45:14, 15 ) 304 . в. По учению Богооткровенного Писания, Сын Божий есть Творец мира и всего существующего 305 , «Вся Тем быша, – говорит св. Евангелист Иоанн Богослов, – и без Него ничтоже бысть, яже бысть» ( Ин.1:3 ) 306 . Небо, и земля, весь видимый и невидимый мир – все Им создано по мановению Отца, Который дал Ему предначертание устрояемого 307 . Апостол Павел говорит: «Тем/Сыном Божиим/создана была всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая, и невидимая, аще Престоли, аще Господствия, аще Начала, аще Власти: всяческая Тем и о Нем состоятся» ( Кол.1:16, 17 ) 308 . Как Бог Отец от вечности творит, так и Сын всегда творит, ибо, как Он некогда сказал: «Не может Сын творити о Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща; яже бо Отец творит сия и Сын такожде творит» ( Ин.5:19 ); Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» ( Ин.5:17 ) 309 . В этом творческом акте нет никакого противоречия, «… ибо Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя» ( Ин.17:10 ), – сказал Спаоитель 310 . Это подтверждается Богооткровенным повествованием о творении человека, потому что «Изрекший: – сотворим человека по образу Нашему и по подобию» ( Быт.1:26 ), без сомнения беседовал с кем-либо Соприсущим» 311 . Более ясно о Сыне, как о Творце мира, говорит пророк Давид. Во его словах: «Той рече, и быша, Той повеле, и сождашася» ( Пс.32:9 ). Так как Отец повелевает и глаголет, а Сын, по мановению Его, все созидает» 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Поэтому, как не отнести к Сыну Божию пророческих сказаний и не уважать написанного Духом Святым: «Из чрева прежде денницы родих Тя» ( Пс.109:3 ); и еще: «… пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов ( Пс.71:5 )? Все это относить к человеку – вполне и до крайности немыслимо 229 . Они/иудеи/, таким образом, «… доныне шатаются и собираются вкупе на Господа и на Христа Его» ( Пс.2:1–2 ) 230 , полагают, что можно угодить Богу Отцу без веры в Сына, не зная того, что, по словам Евангелия, «… никтоже приидет к Отцу токмо Сыном» ( Ин.14:6 ), Который сказал: «Аз есмь Дверь» ( Ин.10:7 ), «Аз есмь Путь» ( Ин.14:6 ) 231 в царство небесное и в радость Бога Вышнего. Бог Отец, от Которого рождаетоя Сын, рождению не подлежит 232 и не имеет подобно Себе Отца, но Сам рождает Сына и один является Отцом 233 . По словам Священного Писания, Бог есть Отец многих, в собственном же смысле и по естеству – Отец одного только Единородного Сына Господа нашего Иисуса Христа 234 . Причем, «… не во времени приобрел сие, чтобы Ему быть Отцем, но всегда Он – Отец Единородного; не был Он до сего бесчадным, и не в последствии придумал стать Отцем; но прежде всякой Ипостаси, прежде всякого ощущения, прежде времен и воех веков Отец имеет отеческое достоинство, украшаясь им паче всех прочих достоинств, и соделался отцем не по страсти, не по совокуплению, не в неведении; не потому, что потерпел истечение, умалился, изменилоя. Ибо «… всяк дар совершен, свыше есть сходяй от Отца светов, у Него же несть пременение, или преложение стень ( Иак.1:17 ) 235 . Итак, от вечности став Отцом, Бог не изменился в Своем существе и ничего не потерял от рождения Сына, Который воспринял все от Отца и стал совершенным, подобно Отцу, ибо «Совершенный Отец родил совершенного Сына» 236 и все предал Ему. Поэтому и Сын чтит Своего Отца ( Ин.11:27 ), исполняет волю Его, любит и Сам пребывает в любви Отчей. Он говорит: «Якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох, и пребываю в Его любви» ( Ин.15:10 ) 237 . И святая Церковь достойно исповедует Бога Отцом Господа Иисуса Христа, всегда прославляет Его, величает, подобно Апостолу, говоря: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи» ( 2Кор.1:3 ) 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Пророки, видя такое тяжелое состояние народа, скорбели о нем и взывали к Богу о помощи. «Кто даст от Сиона спасение Израилево?» – молитвенно воспевал пророк и псалмопевец Давид ( Пс.3:7 ) и просил у Господа, говоря: «… да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея и на Сына Человеческого, Его же укрепил еси Себе, и не отступит от Тебе» ( Пс.79:18, 19 ) 342 ; и еще: «Господи, преклони небеса, и сниди» ( Ис.113:5 ) 343 , ибо велико зло в народе и непоправимо; «… язвы человечества превышают наше врачебное пособие, … пророки твоя избиша, олтари Твоя раскопаша» ( 3Цар.19:10 ) 344 ; … Тебе нужно быть исправителем» 345 . И моленья благовестников Слова Божия и ходатаев за грешный народ были услышаны. Господь пожалел страждущих и по Своей безмерной любви к ним благоволил послать Единородного Сына Своего 346 , «да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин.3:16 ) 347 , и через пророков возвещал Его пришествие. Так, пророк Малахия от Имени Божьего сказал: «Господь, Его же вы ищете, грядет, и внезапу приидет» ( Мал.3:1 ) 348 . Пророку Исаии от Бога было повеление, чтобы он взошел на высокую гору и благовествовал Сиону и городам иудейского царства о грядущем Спасителе. «Се Бог ваш, – говорил он, се Господь с крепостию идет» ( Ис. 40:10 ) 349 . Захария, предвидя спасение мира, провозглашает: «Радуйоя зело дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй» ( Зах.9:9 ) 350 . По словам Псалмопевца, «… Он снидет, яко дождь на руно» ( Пс.21:6 ) 351 . И через пророка Захарию Господь говорит: «Се, Аз гряду, я вселюся посреде тебе, – глаголет Господь, – и прибегнут языцы мнози ко Господу» ( Зах.11:10, 11 ) 352 . Посылая в мир Обетованного Избавителя, Господь указывает время Его пришествия, где и от кого должен родиться, а также сообщает через избранных Своих признаки этого долгожданного явления. Так, в книге Бытия говорится, что Господь прийдет с прекращением в иудейском царстве правительства 353 . «Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приедет отложенная Ему: и Той чаяние языков» ( Быт. 49:8, 9 ) 354 . Более определенно о явлении ожидаемого Мессии повествует пророк Даниил: «И увеси и уразумееши, от исхода словесе, еже отвещати, и еже соградити Иерусалим, даже до Христа Старейшины седмин семь и седмин шестьдесят две» ( Дан.9:25 ) 355 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Сам акт рождения Сына от Отца представляет собой великую и непостижимую тайну. Его не знают ни люди, ни земля, ни все существующее на ней; но знают небеса и все ангельские чины 269 . Бог родил Сына, не как человек рождает человека, но как известно Ему одному 270 , и рождение Сына от Отца нельзя сводить до плотских понятий. Бог, по учению Священного Писания, есть Дух ( Ин.4:24 ) и рождение от Него Сына – духовно 271 . Отец родил Сына, не как ум человека рождает слово, потому что произносимое слово, разливаясь в воздухе, исчезает 272 , не рассудив сперва, потом уже родил, но родил превечно; родил гораздо скорее, нежели исходит человеческое слово, или его мысль; не из небытия привел Его в бытие и не усыновил небывшего прежде сыном, но, как вечный Отец, превечно и неизреченно родил Сына 273 – «Слово Ипостасное и живое, не устами изглаголанное и рассеявшееся, но вечно неизреченно и во Ипостаси рожденное. Ибо «В начале бе Олово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» ( Ин.1:1 ) 274 ; родил Слово, седящее одесную Отца, Слово, разумеющее волю Отца и по Его мановению все творящее; Слово, слушащее Отца и Само говорящее 275 : «… да, еже видех у Отца Моего, глаголю» ( Ин.8:38 ) 276 ; Слово властное и над всем царствующее и все от Него восприемлющее ( Мф.11:17 ) 277 . Якоже бо Отец имать живот в себе, тако даже и Сынови живот имети в Себе» ( Ин.5:26 ) и да вси чтут Сына, якоже чтут Отца» ( Ин.5:23 ); «Якоже Отец/ихже хощет/живит, тако и Сын, ихже хощет, живит» ( Ин.5:21 ) 278 , – Он родил Сына, Который есть истинный Бог, именуемый Эммануилом, что значит «с нами Бог» ( Мф.1:23 ) 279 . Пророк говорят о Нем: «Сей Бог наш, не вменится им к Нему…» ( Вар. 3:36–38 ) 280 , ибо один только Сын Божий по естеству рожден от Отца 281 , не имеющий брата 282 . Однако «… не два начала, но глава Сыну Отец – единое Начало» 283 . б. А так как Бог есть Существо безначальное и стал Отцом не в какое-либо время, но всегда имеет Сына, то и Сын, родившийся от Него, также есть Бог безначальный. Сам Бог Отец сказал через пророка о Нем: «Из чрева прежде денницы родих Тя» ( Пс.109:3 ); и еще: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» ( Пс.2:7 ) 284 . Также и Рожденный о Себе говорит: «Сын пребывает во веки» ( Ин. 7:35 ) 285 . «И ныне прослави Мя ти Отче у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бисть» ( Ин.17:5 ) 286 ; и еще: «Яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира» ( Ин.17:24 ) 287 ; «Прежде даже Авраам не бисть, Аз есмь» ( Ин.8:58 ) 288 . Так как иудейский народ не разумел сказанного и не верил, что Сын Божий был прежде праотца Авраама и при Нем, то Господь сказал: «Авраам Отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде, и возрадовался» ( Ин.7:56 ) 289 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Силою Святого Духа руководимы были судьи и цари. Им предвозвещали будущее Пророки. Так, например, Давид говорит: «Дух Господень глагола во мне» ( 2Цар.23:2 ), «… и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» ( Пс.50:18 ); и еще: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву» ( Пс.142:10 ) 686 . Пророк Михей от Имени Божия повествует: «Аще Аз не наполню силы Духом Господним» ( Мих.3:8 ); Иоиль взывает: «И будет по сих – говорит Бог – излию от Духа Моего на всяку плоть…» ( Иоил.2:28 ); и Аггей говорит: «Зане Аз с вами есть, – глаголет Господь Вседержитель, – и Дух Мой настоит посреде вас»1( Аг.2:5, 6 ); подобно ему Захария повествует: «Обаче словеса Моя, и законы Моя приемлете, алика Аз заповедаю в Дусе Моем рабом Моим Пророкам» ( Зах.1:6 ) 687 , Пророк Исаия, возвещая о будущем Мессии, свидетельствует: «… и почиет на Ней Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит Его Духа Страха Божия» ( Ис.11:2, 3 ), а также и в других местах: ( Ис.41:1, 44:4, 48:16, 51:21, 51:1 и проч.) 688 . И у Иезекииля говорится: «… и на нападе на Мя Дух Господень, и рече ко мне: глаголи – сия глаголет Господь» ( Иез.11:5 ); «… и перенесе мя на землю Халдейску, в пленники, в видении Духом Божиим» ( Иез.11:24 ) 689 . О Духе повествует пророк Даниил ( Дан.13:45, 4:5 ) и ряд других Пророков 690 , ибо Дух разделяет дарования Свои властью коемуждо якоже хощет» ( 1Кор.12:11 ) 691 . В Новом Завете Дух Святой сошел на Святую Деву Марию и освятил Ее для принятия Господа Иисуса Христа 692 ; Он обитал в Захарии и чрез него пророчествовал о явлении Мессии с Предтечей Его; Им исполнен был праведный Симеон, имея обетование «… не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня» ( Лк.2:26 ) 693 . И на Самого Христа Он сошел во время крещения 694 . Его же даровал Господь и Своим ученикам: «И сие рек, – дуну, и глагола им, приимите дух Свят…» ( Ин.20:22 ) 695 . Кроме того, Он/Господь/обещал послать Его им и по вознесении Своем на небо, говоря: «… вы же седите во граде Иерусалиме, дóндеже облечетеся силою свыше» ( Лк.24:49 ) 696 . И слова Господа сбылись. Ученики Его, ожидая выполнения данного им обетования, неотлучно оставались в указанном городе. И когда настал день пятидесятницы, «… бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну. И исполни весь дом, идеже бяху седяще ( Деян.11:2 ) и явишася им разделени языцы, яко огнении, седе же на едином коемждо их. И исполнишася вси Духа Свята» ( Деян.2:34 ) 697 . И Он научил их всему. Ибо после этого они начали творить чудеса 698 , говорили на разных языках 699 , так что, прибывшие в Иерусалим по случаю праздника, слушали проповедь о Христе каждый на своем наречии и удивлялись. Но это есть пополнение пророчества Иоиля, которое и привел апостол Петр в доказательство чудесного явления, говоря: «И будет в последняя дни, – глаголет Господь, – излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши…» ( Ин.16:17 , Деян.11:18 ) 700 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Что мертвые могут воскресать, довольно ясно видно из того, что Елисей воскрешал мертвых, причем воскрешал не только при жизни, но и по смерти 560 . Мертвец прикоснулся только к его костям и ожил; а если это так, то почему же Христу не воскреснуть из мертвых? 561 . Более близкий пример и подлинное доказательство возможности воскресения Иисуса Христа Священное Писание представляет в лице пророка Ионы, который пробыл во чреве кита три дня и три ночи и остался жив. А ведь что труднее: восстать ли от земли человеку погребенному, или остаться невредимым внутри вышеупомянутого морского животного, где настолько большой жар, что от него на короткое время истлевают даже кости? Как же сохранился в нем Иона? «И когда таково свойство всех людей, что без сего дыхания воздухом не можем мы жить, как жив был он, в течение трех дней не дыша сим воздухом?» Скажут: «На Иону, томимого в аде, снизошла Божия сила». Что же из сего? Ниспосылая силу рабу Своему, Господь дарует ему жизнь, а Сам Себе даровать не может? Если достоверно одно, то достоверно и другое… Ибо верю, что и Иона сохранен, потому что у Бога вся возможна» ( Мф.19:26 ) 562 . Но помимо всевозможных примеров и свидетельств о воскресении Господа Иисуса Христа свидетельствует о Себе Сам Воскресший Христос Своим неоднократным явлением народу. Так, вскоре по воскресении Он явился Апостолам, которые, видя Его, вначале не поверили, ибо Христос предстал пред ними «дверем затворенным» ( Ин.20:19 ), и они в испуге мяжу дух видети» ( Лк.24:37 ) 563 . А так как Явившийся не был «дух» – призрак, но Тот же их Учитель, Которого иудеи распяли и Которой действительно воскрес, то Он, видя их смущение, сказал: «Почто помышления входят в сердца ваши? Видите руце Мои и нозе Мои, яко Сам Аз есмь, осяжите Мя и видите, яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене имате имуща» ( Лк.24:38, 40 ) 564 . И «… еще же не верующим им и чудящимся от радости, рече им, «… имате ли что снедно зде?». Они же даша Ему рыбы печены часть и от пчел сот» ( Лк.24:41, 42 ) 565 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему Фома — «неверующий»? 2 мин., 05.05.2019 Содержание Кто такой апостол Фома, его ли называют неверующим и что произошло с ним после Воскресения Христа, рассказываем в Слайдах . 01 Кто такой Фома? Один из двенадцати апостолов — ближайших учеников Христа. До призвания Спасителем был рыбаком. Во время проповеди Господа пошел за Ним и вскоре стал одним из избранных учеников. Вначале его звали Иудой, но впоследствии он получил прозвище «Фома», что в переводе с арамейского означает «Близнец». Есть предание, что апостола так прозвали из-за внешнего сходства со Спасителем, но точного подтверждения этому факту нет. 02 «Фома неверующий» — это про него? Да. После Воскресения Господь явился своим ученикам, среди которых не было Фомы. Когда апостол пришел в Иерусалим и услышал о воскресшем Господе, то не поверил. Вот как об этом пишет Евангелист Иоанн:  Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю . 03 Фома так и остался неверующим? Нет. Господь явился своим ученикам еще раз, когда среди них был Фома. Спаситель сказал ему:  Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой (Ин 20: 27-28)!  Ответ апостола Фомы — единственное место в Четырех Евангелиях, где Иисус Христос прямо назван Богом. 04 Что стало с апостолом дальше? После Вознесения Иисуса Христа на небо апостолы пошли в разные страны проповедовать Слово Божие. Фоме досталась Индия, где он проповедовал о Христе, крестил простых людей и царей. Один из последних за крещение своей семьи приказал убить его. Память апостола Фомы Церковь празднует 19 октября, 13 июня (собор 12-ти апостолов) и в следующее после Пасхи воскресенье, в память о дне, когда Фома уверовал в Воскресшего Христа. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pochemu-foma-neveruyushhi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010