Св. Кирилл также не называет Духа Богом; но в то же время не допускает мысли, что Дух есть не Бог . «Упование наше на Отца и Сына и Святаго Духа. Не трех возвещаем Богов… Напротив того, со Святым Духом чрез единого Сына возвещаем Единого Бога», – говорит он 733 , выражая этим полнейшую истину в отношении всех Лиц Святой Троицы. А чтобы ярче выразить при единстве Божием троичность, св. Кирилл Сына Божия, как было уже сказано, именует подобным Отцу, а Святаго Духа соприсущим Отцу и Сыну 734 , т. е., тем же Богом, но одновременно самостоятельным, ипостасным, имеющим те же Божественные дарования и свойства, не разделяющимся в Своем существе и нераздельным в Троице. Таким образом, он показывает, что все домостроительство нашего спасения совершено Богом Отцем в Сыне чрез Святаго Духа, как и учит об этом Святая Православная Церковь , Отсюда следует, что не в действиях и не во взглядах св. Отца крылась причина противоречивых о нем мнений его современников, а в том настроении взаимного недоверия, которое захватило многих деятелей Православной церкви IV века в их борьбе с ересями. Только такие великие светила, как Афанасий Великий , Василий Великий , Григорий Богослов могли стать выше общего уровня и оценить события и действия по их действительной внутренней ценности, вне зависимости от внешних обстоятельств. Но деятельность св. Кирилла была настолько велика и плодотворна, что не могла затмеваться какими-то внешними обстоятельствами. Истинный Пастырь, подобно Афанасию Великому , не только вел постоянную борьбу против ариан и других ересей, заботясь о сохранении веры и апостольских преданий, но и весьма заботливо управлял вверенной ему церковью. Совмещая то и другое, он более всего заботился о мире в церкви и с невыразимой скорбью смотрел на происходившие в ней разделения и братоненавистническую борьбу между епископами. В эпоху этой борьбы он не столько был пылким борцом и враждующим, сколько добрым наставником и примирителем. Но в защите прав церкви и святости ее учения, он всегда был стоек и решителен, В этой защите он стоял выше сведения личных счетов со своими противниками, и для него было важнее всего пояснить противоположной стороне ее заблуждения и указать истину. За эти величайшие труды и подвиги, за неутомимую деятельность в сохранении веры и проповедении Слова Божия Вселенский собор в послании к западным иерархам назвал его благоговейнейшим и боголюбивейшим епископом. А если современники св. Кирилла, слишком близко стоявшие к нему, чтобы оценить спокойно задачи его деятельности, направленной ко благу и умиротворению всех, высказывали о нем различные и далекие от истины мнения, то, по его кончине, Церкви Восточная и Западная единодушно сошлись в признании его величайших заслуг и причислили к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Восстав из мертвых, Господь явился отдельно Петру, «… таже единонадесятым» ( 1Кор.15:5 ), потом же явися более пяти сот братиям единою/6/, потом же явися Иакову» ( 1Кор.15:7 ), брату Своему по плоти. Но некоторые могут допускать мысль, что видевшие Господа прежде проповедуют о Нем теперь только по благорасположению, а в действительности Он не воскрес и не являлся им. Такое предположение было бы достоверным, если бы свидетельствовали о Воскресшем одни Его ученики. А так как, по словам апостола Павла, Он является многим ( 1Кор.15:6 ), и даже ему самому – гонителю и врагу Господа, то какое же может быть сомнение в свидетельстве противника? Тот, кто был ненавистником и гонителем, теперь благовествует воскресение 566 . И это не удивительно, ибо о Воскресшем Христе свидетельствует весь мир – «… ночь и свет полной луны, потому, что была шестнадцатая ночь новолуния; и камень гроба, приявший в себя Христа, и сей камень противустанет в лице Иудеям; потому что видел он Господа; и камень тогда отваленный, и он, лежа до сего дня, свидетельствует о воскресении» 567 . О Нем свидетельствуют пелены, которыми было повито Его пречистое тело; свидетельствуют Ангелы, явившиеся ко гробу; свидетельствуют воины, стерегущие гроб; свидетельствует Петр, хотя и трижды отрекшийся от Него, а также все те, которые видели и осязали руки в ноги и язвы гвоздные; свидетельствуют бывшие у гроба в видевшие Самого Господа жены; свидетельствует море и ловля рыб, огонь и лежащая на ней рыба; о Нем свидетельствуют воскресшие из мертвых 568 ; а также с большой ясностью свидетельствует пророк Исаия, ибо говорит: «… взводяй от земли Пастыря овцам великаго ( Ис.43:11 ; Евр.13:20 ) 569 . И свидетельств этих для удостоверения в истине воскресения Христова достаточно, ибо, по Писанию, «при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол» ( Мф.18:16 ) 570 . Таким образом, тот, Кто вначале был поруган и увенчан терновым венцом и принял крестную смерть «грех наших ради» по писаниям, Тот, по Писанию, и воскрес ( 1Кор.15:3, 4 ) 571 и увенчан диадемой победы над смертью 572 , положив этим начало новому всеобщему воскресению: «ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть», говорит апостол Павел в одном из посланий ( 1Кор.15:20 ) 573 . «Аще же Христос не воста, – в другом месте замечает он, – тще убо проповедание наше, тща же и вера наша» ( 1Кор.15:14 ) 574 , и мы еще – «во гресех наших» ( 1Кор.11:17 ) 575 . Вознесение Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

И эта истина лежит вне всяких сомнений. По Богооткровенным оказаниям пророков, именно деве предстояло быть Богородицей, Которую и избрал Господь из Давидового рода, чрез Нее должно было явиться миру Спасение. Поэтому пророк Исаия и возвещает Его Святую волю, говоря: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына и нарекут имя ему Эммануил» ( Мф.1:23 ; Ис.7:14 ) 374 . Иудеи искажают это пророчество и считают более верным, что не от Девы должно родиться Спасителю мира, а от отроковицы. Но если проследить те библейские места, где говорится об отроковице, то и здесь откроется истина. «Ибо должно спросить Иудеев: насилуема дева, когда вопиет, взывая о помощи? По растлении своем, или прежде растления? Поэтому, если в другом месте говорит Писание: возопи отроковица, и не бе помогаяй ей ( Втор.22:27 ), то не о деве ли говорит оно?» 375 . И то, что в Священном Писании дева иногда именуется отроковицей, можно видеть и заключить из повествования об Ависаге. О ней говорится: «Бе отроковица добре видением зело» ( 3Цар.1:4 ) 376 . За свою красоту она попала в число избранных царя Давида и несомненно, что приведена к нему девой 377 . Не является основательным и то мнение иудеев, что вышеприведенное пророчество Исаии, поскольку оно произнесено было перед царем Ахазом с предваряющим обращением: «… проси себе знамения от Господа Бога твоего во глубину или в высоту» ( Ис.7:11 ), относится к сыну Ахаза Иезекии. Как известно, Ахаз царствовал всего шестнадцать лет и во время его царствования было произнесено пророчество; сын его Иезекия занял престол после него на двадцать пятом году своей жизни. Следовательно, Иезекия родился у Ахаза за девять дет до пророчества. А если это так, то какой был смысл произносить пророчество о родившемся, причем – родившемся до воцарения еще самого Ахаза» 378 . Кроме того, «Пророк не сказал, что дева зачала во чреве, – но говорит по предведению: приимет 379 , ибо Иисусу Христу, всех Богу подобало произойти из чистого чертога – родиться от Девы без мужа. И на это необыкновенное рождение, какое приличествует одному Богу, указывает Сам Господь чрез пророка Давида, говоря: «Яко ты еси исторгий Мя из чрева» ( Пс.21:10 ) 380 , тогда как совершенно другой образ рождения у тех, которые рождаются по чину супружескому 381 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Самое же зло, в котором был погружен человек, не было совершенно уничтожено. Поэтому, чтобы удовлетворить правде Божией и очистить этот видимый мир от всякой нечистоты и неправды, Иисус Христос благоволил вторично сойти с небес на землю. Но это Его пришествие в сравнении с первым будет весьма отлично. В первое пришествие Он явился в бедности и уничижении, повит был пеленами в яслях; во второе же – придет во славе и величии, облеченный «… светом, яко ризою» ( Пс.100:3, 2 ), дороносимый воинством Ангелов 595 , «… в повелении, во гласе Архангелове» ( 1Фес.4:16 ) 596 . Пророк Малахия, предвидя Духом Святым это славное пришествие Господа, говорит: «… и Ангел завета, егоже вы хощете: се грядет, глаголет Господь Вседержитель. И кто стерпит день пришествия Его? И кто постоит в видении Его? Зане Той входит яко огнь горнила, и яко мыло перущих. И сядет разваряя и очищая яко сребро, и яко злато» ( Мал.3:1, 3 ) 597 . Также апостол Павел в послании к Титу, упоминая о первом пришествии, с достаточной ясностью говорит и о втором, когда «явится благодать Бога/Спасителя/всем человеком, навазующе нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженного упования и явления славы Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:11–13 ) 598 . Он придет еще и для того, чтобы произвести праведный суд над миром. «… и приду к Вам с судом, – говорит Господь, – и буду свидетель скор на чародеи, и на прелюбодейцы, и на клянущиеся именем Моим во лжу» ( Мал.1:5 ) 599 . Тогда обнаружатся дела каждого человека. По словам апостола Павла, «… аще кто назидает на основании сем, злато, сребро, камение честное, дрова, сено тростие: когождо дело явлено будет: день бо явит: зане огнем открывается» ( 1Кор.3:12, 13 ) 600 . Да и Сам Господь, седящий на небесном престоле и с нами соприсущий, видит промышления и испытует сердца и утробы человеческие 601 , а поэтому и справедливо всем воздаст, теперь Он придет не для того, чтобы снова быть судимым, но чтобы судить осудивших. Молчавший прежде во время суда ( Мф26:63 ), в напоминание беззаконным, дерзко и безжалостно поступившим в последние дни земной жизни, скажет: «… сия сотворил еси, и умолчах» ( Пс.10:4, 41 ). «… тогда приходил Он, по домостроительству, убедительно уча людей; а во второе пришествие, если и не пожелают, покорятся царотву Его, по необходимости» 602 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

«Не трех возвещаем Богов: да умолкнут Маркиониты! Напротив того, со Святым Духом через единого Сына возвещаем единого Бога. Нераздельна вера, неразделимо благочестие. Не вносим разделения в Святую Троицу, как делает иные, не допускаем слияния как Савелий. Но благочестно ведаем единого Отца, Который послал нам Спасителем Сына, ведаем единого Сына, Который обетовал от Отца послать Утешителя; ведаем Духа Святого, Который глаголал в Пророках, и в виде огненных языков снишел на Апостолов» 220 . На троичность Лиц в Боге при единстве Божеского существа указывал Сам Господь Иисус Христос. Отправляя учеников Своих на проповедь , Он говорил им: «Шедше убо научите вся языки, крестяше их во имя Отца и Сына, и Святого Духа» ( Мф.23:19 ) 221 . Имя Божие «Отец» является личным и отличительным свойством первой Ипостаси Святой Троицы. Поэтому в Символе веры сказано: «Верую во единого Бога Отца», чтобы отличить Его от Сына и Святого Духа, и чтобы вместе с представлением об Отце представлять себе в мысли и Сына, ибо между Отцом и Сыном нет ничего разделяющего их 222 . Это значит, что каждый, кто верует в Единого Бога, должен веровать и благочестно признавать, что Тот же единый Бог есть Отец Единородного Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа 223 . «Ибо, если Отец, то, конечно, Отец Сыну 224 ; и если Сын, то, конечно, Отчий Сын» 225 . Иудеи, признавая только единого Бога, не принимают христианского догмата о троичности Лиц в Боге, не признают за истину, что Бог есть Отец Господа Иисуса Христа. Но они тем самым противоречат собственным своим Пророкам, чрез которых Господь возвещал свою волю и Сам свидетельствовал о Сыне Своем, говоря: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» ( Пс.2:7 ) 226 . И еще: «Той призовет Мя: Отец Мой еси Ты, Бог Мой и заступник спасения Моего: и Аз первенца положу Его, высока паче царей земных» ( Пс.83:27, 28 ) 227 . И эти Богооткровенные изречения не относятся к Давиду или Соломону – царям иудейского народа, как могли бы предполагать иудеи, ибо в противном случае они сами не объяснят, «… почему престол Сего, изображенного у них в пророчестве, «яко дние неба» ( Пс.83:30 ), «… яко солнце пред Богом» ( Пс.83:37 ), и «яко луна совершенна в нех?» ( Пс.83:38 ) 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Уходя из Иерусалима, осужденный епископ подал участникам собора донесение, в котором указал на незаконность их решения и потребовал высокого суда. По этому поводу он обратился в самому императору, и последний дал согласие на созыв поместного собора для рассмотрения его дела. Но созвать собор из православных епископов было трудно и почти невозможно. Епископы палестинских церквей находились в зависимости от Акакия; в Александрии также господствовало арианство, а на место изгнанного еретиками Афанасия был поставлен Георгий, единомышленник Акакия. Кириллу, таким образом, пришлось путешествовать в Антиохию, но Церковь Антиохийская, подобно другим восточным церквам, пребывала на положении страждущей. Епископ Евсевий был изгнан, и престол ее достался арианам. Но ко времени прибытия сюда св. Кирилла Церковь оставалась без епископа. О сохранении веры и чистоты нравов заботились два инока Флавиан и Диодор 19 . Не находя себе здесь поддержки, ов. Отец отправляется в Силуану, епископу Тарсийскому. Отзывчивый к Православию старец принял его с любовью; он даке разрешил ему совершать в храме Богослужение и произносить поучения. Акакий, узнав о пребывании св. Кирилла в Тарсе, старался уговорить Силуана, чтобы тот прекратил с ним связь и изгнал его от себя. Однако почтенный старец, зная несправедливое и незаконное требование Акакия, не мог этого сделать и оставался к св. Кириллу таким же добродушным, ибо видел в нем достойного служителя Алтаря Господня и ревнителя по вере. В 350 г. император Констанций созвал в Селевкии собор. На нем присутствовало 150 епископов, в число которых входило незначительное число православных; подавляющее же большинство были полуариане и ариане. Прибыл на собор и св. Кирилл из Тарса. Он подал собору донесение для пересмотра несправедливого над ним суда Акакиева. Вначале собор обсуждал вопросы догматические, касающиеся веры, но ни одна из сторон не допускала изменения в своем символе и все оставались при своих мнениях. Затем полуарианские епископы, во главе с Силуаном Тарсийским и Василием Анкирским, предложили собору рассмотреть жалобы и обвинения по делам епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Воины, стерегущие гроб, при виде необычайного явления, происшедшего в эту ночь, также убедились в истинном воскресении Христовом, и, возвратясь в город, возвестили обо всем случившемся старейшинам и первосвященникам. Те же, чувствуя себя посрамленными, сказали им: «Рцыте, яко ученицы Его нощию пришедше, украдоша Его, нам спящим» ( Мф.28:13 ) 553 ; а чтобы эта истина воскресения не провозглашалась в народе, дали воинам достаточную сумму золота и серебра. «… аще сие услышано будет у игемана, – говорили ненавистники Воскресшего, – мы утолим и его/игемона/» ( Мф.28:14 ) 554 . Однако при всех их стараниях скрыть нескрываемое не удалось, ибо если они и убедили в своей клевете воинов, то не смогли убедить а этом вселенную. Почему не были осуждены стерегущие во гробе Иисуса Христа, как осуждены сторожа темницы, из которой чудесным образом вышел апостол Петр? На тех произнесено осуждение Иродом, потому что, по незнанию дела, не нашли себе оправдания; «… а сии, зная истину, и скрывая ее за серебро, спасены архиереями» 555 . Немногие из иудеев тогда были убеждены в этом, а мир покорился истине. Скрывшие эту истину скрылись, принявшие же ее явились, ибо облечены были силой Господа Иисуса Христа, Который не только Сам воскрес, но воскресил с Собой и мертвых 556 , от имени которых пророк Осия говорит: «Исцелит ны ко двою дню, в день третий воскреснем, и живи будем пред Ним» ( Ос.6:3 ) 557 . Так и совершилось. Воскрес Христос и «… многая телеса усопших святых восташа, и исшедше из гроб по воскресении Его, внидоша во святый град, и явишася мнозем» ( Мф.28:52, 53 ) 558 . Но иудеи, оспаривая Христа, не убеждаются Священным Писанием и доказывают противное. А поэтому приходится их спросить: «… на каком основании утверждая, что Елисей и Илия воскрешали мертвых, оспариваете нашего Спасителя? Не потому ли, что теперь нет у нас таких свидетелей утверждаемого, которые бы тогда жили? Посему и вы представьте таких свидетелей бывшего тогда. То написано, – написано и это. Почему же одно приемлете, а другое отвергаете? То написали Евреи? И Апостолы все были Евреи. Итак, почему не верите Евреям? Матфей, написавший Евангелие, написал оное на еврейском языке. А проповедник Павел Евреин от Еврей ( Флп.3:5 ), и двенадцать Апостолов из Евреев. Потом пятнадцать иерусалимских епископов преемственно поставляемы были из Евреев. Поэтому на каком же основании свое приемлете, а наше отвергаете, хотя и это написано вашими же Евреями?» 559 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

В Церкви на время водворилось спокойствие. Ариане притихли и даже многие присоединились к православным. Сам Акакий на Антиохийском соборе в 363 г. подписал Никейский символ. Но он вскоре умер. Кесарийскую кафедру занял племянник св. Кирилла благочестивый Геласий 24 . Все, казалось бы, клонилось к лучшему, однако положение вскоре приняло другой характер. Император Мовиан был низложен и престол его перешел в руки Валента, опять-таки сторонника ариан. В 365 г. он издал указ, которым предписывалось всех возвратившихся при Юлиане епископов вновь предать заточению. Расстался со своей паствой и св. Кирилл. Осиротевшие епископские кафедры православных церквей замещались арианскими епископами. Христиане опять подвергались гонению, везде проповедовалось еретическое учение; к этому несчастью появились и другие ереси: духоборы, аполлинаристы, гностики. В борьбу с последними вступили находившиеся в ссылке в Палестине египетские епископы Александр и Карпократ. Они твердо стояли за веру и всячеоки старались предохранить христиан от еретических заблуждений. В этом великом деле много помогали им святые Василий Великий и Епифаний Кипрский своими письмами. Святой Григорий Богослов , по поручению Антиохийского Собора, заботился об искоренении беспорядков, появившихся в церквах аравийских, и вместе с тем поддерживал в соблюдении веры и благочестия христиан Иерусалимской Церкви. В таком бедственном положении находились вышеупомянутые церкви до смерти Валента/378 г./. Поэтому св. Кириллу предстояло немало забот и трудов и по возвращении из ссылки. Около 379 года, в царствование императора Феодосия 1-го, он возвратился на свою кафедру и как добрый пастырь занялся благоустройством Церкви, водворяя мир и единство между разделившимися, во время его отсутствия, сторонами паствы. Неутомимый поборник православной веры и благочестия в пастырских трудах и заботах о спасении вверенных ему от Бога чад провел все последние восемь лет своего епископского служения. Занятый управлением своей Церкви и просвещением своей паствы, св. Кирилл принимал участие и в делах Церкви Вселенской. В 361 г, императором Феодосием он был приглашен на собор в Константинополь и занимал одно из первых мест среди соборных председателей и вместе со всеми бывшими на соборе Отцами произносил осуждение на еретиков полуариан или духоборов. Скончался св. Кирилл на 72 году своей жизни 18-го марта 386 года 25 . Краткие замечания из литературной деятельности св. Кирилла

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Благоизволив стать Богочеловеком ради опасения людей, Господь не постыдился принять плоть от их членов, Творцом которых является; Он и до сего времени создает в утробах младенцев ( Иер.1:5 ; Иов.10:10, 11 ). «Посему Кто при создании человеков касается членов их и не стыдится, Тот ужели бы постыдился создать ради Себя святую плоть, сию завесу Божества?» 382 . Притом, в человеческом составе и так все чисто, если не осквернять его прелюбодеяниями и другими скверными поступками. Бог создал Адама и Еву – мужа и жену, и ни один из членов в теле, каким создан был Им в начале, не имел в себе скверны 383 . Поэтому чистота телесная свойственна всем людям. «Или не весте, яко телеса ваша – храм живущего в вас Святаго Духа суть?» – говорит апостол Павел ( 1Кор.6:19 ) 384 . От такой чистой и святой плоти вочеловечился и Христос Спаситель. «Плоть Моя от них», – говорит Господь чрез пророка ( Ос.9:12 ) 385 , т. е. от тех же людей, ради которых пришел в мир, от Пресвятой Девы Марии, Которая обручена была не мужу, но Богу в искренней вере ( Ос.2:20 ) 386 . Эллины и иудеи доказывают, что Христу невозможно было родиться от Девы. Но их предпосылки безосновательны и служат, поэтому, им самим в упрек. Так, если эллины в своих баснях провозглашают за несомненную истину, что безжизненные камни превращались в людей, то как осмеливаются утверждать, что невозможно родить деве? Если признают верным, что из мозга родилась дочь, то почему считает немыслимым родиться сыну из девичьей утробы? И если стоят за свою ложь, что будто бы Дионис родился из ребра их бога Дня, почему же отвергают истинное учение Церкви? 387 Иудеев же можно встретить таким вопросом: «… что труднее, – родить ли неплодной, престарелой, по превращении обычного женам, или родить юной деве? А из Священной истории известно, что Сарра долгое время оставалась неплодной, и когда «… престаша ей бывати женская» ( Быт.18:11 ), она родила младенца сверхъестественным образом. Поэтому, коли возможно сверхъестественно родить неплодной, то возможно так же родить и деве; «и ты или отвергай то и другое, или допусти то и другое. Ибо единый Бог, и то сотворил, и сие устроил; и не осмелишься сказать, что, то возможно Богу, а сие невозможно» 388 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Явление Сына Божия находящемуся в грехах и пороках миру произошло путем сверхъестественного рождения от Дева Марии, Которая зачала в утробе Своей без мужа – по наитию Святого Духа 328 . Родившись от плоти Пресвятой Девы, Бог, таким образом, Сам принял плоть Ее и вочеловечился. Иоанн Богослов об этом и говорит: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово… И Слово плоть бысть» ( Ин.1:1, 14 ) 329 . Еретики на протяжении целых столетий старалиоь затмить этот христианский догмат и тем ниспровергнуть Церковь Христову. Одни из них утверждали, что Бог вовсе не рожден от Девы; другие допускали рождение, но не от Девы, а от жены, имеющей сожительство с мужем; третьи доказывали, что вочеловечившийся Христос не Бог, но какой-то обоженный человек; «… что не от вечности сущее Слово вочеловечилооь, но некий человек, преуспев, потом увенчан» 330 . Многие же задавались вопросами и говорили: «Какая была столь важная причина, чтобы Богу снизойти до человечества? И свойственно ли хотя сколько-нибудь естеству Божию жить с людьми? Возможно ли Деве родить без мужа?» 331 . Но Святая Церковь , строго следуя Священному Писанию , воплощение Сына Божия признает как несомненную истину, и, выступая против еретических заблуждений, показывает полную их несостоятельность. Она твердо верит богодухновенному повествованию Иоанна Богослова, что «Слово плоть бысть и вселися в ны» ( Ин.1:14 ) 332 . В противном случае, т. е., «… если Христос-Бог/как и действительно/, не воспринял человечества, то чужды мы спасения. Да покланяемся Ему, как Богу, и да веруем, что Он вочеловечился. Именовать человеком без Божества – не полезно; и не исповедовать человечества с божеством – не спасительно. Исповедуем пришествие Царя и Врача 333 , ибо Господь, рожденный прежде веков от Бога Отца, воспринял плоть человеческую от Девы во времени ради нас и нашего спасения 334 , нужда в котором все больше и больше возрастала и вела уже к смертельному концу весь мир. Священная История повествует, что Бог в начале сотворил человека «правого» 335 , превосходнейшего в ряду всех Его созданий – сотворил его по образу Своему 336 , но через покушение завистливого дьявола лишился прежнего состояния, и, впав в грех, посеял зло во всем мире. С этого времени беззаконие, нравственная порча и неимоверные пороки росли и размножались во всех последующих племенах и народах. «Бог истинный был пренебрежен» 337 , вместо Бога стали поклоняться идолам, зверям, различным животным, змию и дракону 338 . «Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго» ( Пс.13 :З) 339 . «Клятва и татьба, и любодеяние, и убийство разлияся по земли» ( Ос.4:2 ). «И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом» ( Пс.105 :З7) и т. п 340 . По словам пророка Исаии, так велика была язва на людях, что от ног даже до головы не осталось в них целости и невозможно было уже «пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания» ( Ис.1:6 ) 341 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010