Что касается своей будущей судьбы, то Апостол воодушевлен только одним желанием: прославлением Христа и уверен, что «ныне, как и всегда, возвеличится Христос... жизнью ли то или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп.1:20–21 ), т. е. если жить – то со Христом и для Христа, а если умертвят, то и мученичество послужит прославлению Христа. Апостол даже затрудняется, что избрать: жизнь или смерть. Его влечет и то и другое: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, это несравненно лучше. А оставаться во плоти нужнее для вас» ( Флп.1:23–24 ), для дела проповеди. Оба желания имеют один мотив – любовь ко Христу, иначе они были бы безнравственны ( 1Кор.13:3 ). Но любовь ко Христу выражается в любви к ближним, поэтому Апостол предпочитает жизнь со всеми ее тяготами и скорбями. Поэтому он даже хвалится крестом Господа, которым он распялся для мира ( Гал.6:17 ) и с радостью носил язвы Господа на теле своем ( Гал.6:17 ). Ап. Павел выражает твердую уверенность, что будет освобожден от уз и встретится со своими друзьями в Филиппах ( Флп.1:25; 2, 24 ). Действительно, искренняя молитва с верой исполнилась: Апостол был освобожден и посетил Филиппы (около 65 г.). 2. Увещания к единодушию и смирению (Флп.1:27–2, 30) Вместо беспокойства о судьбе ап. Павла, филиппийцам следует «жить достойно благовествования Христова» ( Флп.1:27 ). Ап. Павел призывает всякого христианина: 1) быть ревностным борцом за веру евангельскую, не страшась ни в чем противников ( Флп.1:27–28 ), потому что нам «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» ( Флп.1:29 ); 2) иметь смиренномудрие и любовь между собою и искать не своей славы, но пользы другого ( Флп.2:1–4 ), по примеру Господа Иисуса Христа ( Флп.2:5 ). Чтобы преподать верующим пример величайшего смирения и расположить их к подражанию ему, Апостол указывает на кенозис Христа в воплощении и крестных страданиях: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, принял образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Свидетели Иеговы для прояснения Флп.2:6 далее использовали предыдущий стих Флп.2:5 , но в совершенно ином, неестественном смысле: «Правильное значение стиха 6 проясняется его контекстом (стихи Флп.2:3–5,7,8 ). Филиппийцы призываются: «По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя». Затем Павел приводит Христа в качестве выдающегося примера такого поведения: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Какие «чувствования»? ’Не почитать хищением быть равным Богу’? Нет, это было бы как раз обратным тому, о чем говорил Павел! Иисус, который " почитал Бога высшим себя’, никогда не стал бы ’посягать на равенство с Богом’; вместо этого он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти ». (Следует ли верить в Троицу? 1998 г., стр. 25). Вариант перевода Свидетелей Иеговы страдает незавершенностью и бессмысленностью сообщения, и следует заметить, что они используют ложные логические цепочки при построении объяснения. Разве кто из «нормальных» христиан мог помыслить «быть равным Богу», чтобы пришлось ставить в пример Христа, Который якобы «не помышлял» об этом? Иисус «никогда не стал бы посягать на равенство с Богом» независимо от того, был ли Он действительно равным Богу или нет. Совершенно очевидно, что утверждение «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ) непосредственно относится к смирению Христа: «смирил Себя, быв послушным даже до смерти» ( Флп.2:8 ) в соответствии с«ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» ( Флп.2:3 ) и никоим образом не может относиться к Флп.2:6,7 . Флп.2:6,7 строго относится только ко Христу и является введением: Иисус – в образе (εν μορφη) Бога, и Сам есть образ (εστιν εικων – Кол. 1:15 ) Бога, Он сделался «подобным человекам и по виду став как человек». Тогда как люди не являются μορφη Бога и созданы лишь по образу (κατ εικονα – Быm.1:26,27, LXX ) Бога. Следовательно, выражение «не счел для Себя хищением быть равным Богу» ( Флп.2:6 , ПЕК) не может относиться к «чувствованиям» людей, и логическое построение Свидетелей Иеговы неверно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Затем, в следующих стихах, апостол не только вообще, как в Флп. 2:5 , но in specie (в частности. – Прим. ред. электронного издания) чертит главные моменты богочеловеческой жизни, в которых проявилось смиренномудрие Христа, которые были порождены этим настроением, лежащим в основе всякой самоотверженной деятельности. И это изображение основных чувствований Иисуса Христа, хотя имеет в такой связи, по-видимому, вводное значение, даётся у апостола с вниманием, отвечающим важности предмета, в выражениях, поражающих экспрессивностью и изысканностью, и в такой полноте, что не только раздельно указываются моменты самоуничижения Христа, но и описывается последовавшее за самоуничижением прославление Его от Бога Отца: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу ( Флп. 2:6 ); но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам; и по виду став как человек ( Флп. 2:7 ), смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:8 ). Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени ( Флп. 2:9 ), дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп. 2:10 ), и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп. 2:11 ). Первый вопрос, который возникает при чтении апостольских слов и на который даются разнообразные ответы, относится к субъекту, обозначенному у апостола именем Христа Иисуса: Флп. 2 ν Χριστ ησο, Флп. 2 ς. Кого апостол разумеет под этим именем: предвечного ли Сына Божия, Который уничижил Себя уже при вхождении в мир ( εσερχμενος ες τν κσμον: Евр. 10:5 ), при Своём воплощении, явив нам образ божественной кротости ( λγου θεο κατβασις)? или человека Иисуса, Который показал в Своей земной жизни образец человеческого смирения? Употреблённое апостолом имя Христос Иисус одинаково допускает и тот и другой смысл 6 . Различные ответы на этот вопрос в большинстве случаев определялись и определяются общими воззрениями на лицо Иисуса Христа. Восточные отцы и учители церкви разумеют под именем Иисуса Христа единородного предвечного Сына Божия, Который был Богом и имел не менее Отца 7 ; впрочем, западные отцы и учители относили имя Иисус Христос к Богочеловеку и подвиг уничижения приурочивали уже к земной жизни Иисуса Христа 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Глава 1 Флп.1:1 . Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа: как в следующем за сим послании, в начале его, назвал Тимофея своим братом ( Кол.1:1 ), так здесь не восхотел наименовать себя Апостолом, дабы в обоих посланиях указать на равенство в отношении к рабству Христу. Всем , – говорит, – святым,.. сущим в Филиппах, со Епископами и Диаконами, их правителями. Флп.1:2 . Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, Который призвал нас в свое усыновление, – и от Господа нашего Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа. Флп.1:3 . Благодарю Бога моего во всякой памяти вас, которая ежедневна, – то есть ради доброй памяти о гонениях, кои вы всегда переносите: может быть ради добра, сделанного ими Апостолу во время преследования его (в Филиппах), он ежедневно вспоминал это, никогда о нем не забывая. Флп.1:4–5 . И хотя во всех молитвах и прошениях я молюсь за освобождение ваше от этих гонений, однако с радостию моление творю об общении веры вашей и Евангелии за то, что вы утверждены в них от перваго дня до... нынешняго времени, поскольку вы не отставали от нас во всех гонениях, бывших против нас. Флп.1:6 . Уверенный в э том самом и зная, что Начавший в вас... дело благое, в коем преуспеваете теперь, Он будет совершать его... в вас даже до дня Иисуса Христа, когда вы будете собраны от века сего. Флп.1:7 . Так совершенно справедливо мне помышлять о том, что предстоит вам, ибо в сердце моем имею вас всех, так как по благодати, укрепившей вас, вы соделались причастниками и сообщниками моими в то время, когда я в городе вашем решился выступить с защитою за непререкаемую истину Евангелия ( Деян.16 ). Флп.1:8 . Ибо свидетель мне есть Бог о том, как вожделею и люблю... вас уже с того времени. Флп.1:9 . И... о том... молюсь и прошу, чтобы любовь ваша... более и более преизобиловала и умножалась, – не без познания, но во всякой духовной мудрости, так чтобы этою мудрою любовью умели вы различать и Флп.1:10 . определять наи лучшее, и чтобы... были... вы, как и ныне, тверды и чисты и без преткновения в день суда Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Флп.1:2 .  благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. См. Рим 1:7 . Флп.1:3 .  Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, Как было у него в обычае (исключая послание к Галатам), Апостол начинает послание благодарностью Богу. Он благодарит и всегда Бога, как только вспоминает о филиппийцах: так приятно ему это воспоминание о них, так радуют они его сердце! Флп.1:4 .  всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, Когда он совершает свою обычную молитву, он не забывает помолиться и за филиппийцев и совершает эту молитву с чувством радости. Флп.1:5 .  за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, Причина этой радости та, что филиппийцы с самого же первого дня, когда Апостол со своими спутниками явился к ним как проповедник Евангелия, и до настоящего времени продолжают оказывать самое горячее и деятельное сочувствие делу евангельской проповеди . Они, так сказать, сами стали миссионерами, и, кроме того, пожертвованиями на дело миссии содействуют немало ее успехам. Флп.1:6 .  будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, При этой молитве взор Апостола направляется и на будущее. В будущем он предвидит дальнейшее усовершенствование филиппийцев в избранном ими высоком подвиге. Уверенность Апостола основана на том, что Сам Бог поставил их на этот путь и поддерживает в них верность Евангелию. Но Бог несомненно не оставляет Своего дела недоконченным: Он даст филиппийцам силы достигнуть, дожить до второго явления Христа ( «день Иисуса Христа» см. 1Кор 1:8 ) в таком же добром и даже еще лучшем состоянии. Флп.1:7 .  как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати. Флп.1:8 .  Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; Эту уверенность в Апостоле кроме того поддерживает то обстоятельство, что Апостол не может их себе ( «в сердце« ) иначе представить, как своих соучастников в «той благодати», какую послал ему Бог . А эта «благодать» или благодатный дар Божий составляют его узы, его выступление перед римской властью в качестве защитника Евангелия (таким образом, выражение «в узах моих, при защищении и утверждении благовествования» мы ставим после слова «в благодати»: те слова разъясняют, что Апостол понимает под «благодатью» ). – «Бог – свидетель…» Эти слова Апостол прибавляет для того, чтобы показать, что он сказал не слишком много, когда говорил, что всех филиппийцев имеет в своем сердце. – «Любовью Иисуса Христа» – точнее: « утробою " (внутренними чувствами – σπλγχνα) Христа, с Которым Апостол находится в тесном общении (ср. Гал 2:20 ). Такая любовь крепка, бескорыстна и неизменна и простирается до готовности положить жизнь за друзей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Перечислим её неотъемлемое содержание: тело, плоть ( 2Кор.4:1011 ), члены тела ( 1Кор.12:12, 2324 ), отец ( Рим.4:1 ), матерь ( Гал.1:5 ), брат ( 1Кор.8:13 ), сестра ( Рим.16:1 ), сродники по плоти ( Рим.9:3 ), род ( Гал.1:14 ). В этом случае «я» сознает себя живущим во плоти и действующим в условиях любви: семейной, родовой, национальной ( Рим.11:1 ). Далее: душа живущая ( Рим.16:4 . Ср. 1Кор.15:45 ), ум ( Рим.7:23 ), сердце, совесть ( Рим.9:12 ), слово ( 1Кор.2:4 ), дело ( 1Кор.9:1 ). В этом случае «я» мыслит себя одновременно умным, чувствительным и деятельным. Далее: немощи ( Рим.8:26 ), неразумие, недостаток ( 2Кор.11:1, 9 ), нужда ( Флп.2:25 ), скорби ( Еф.3:16 ), гонения, страдания во плоти ( 2Тим.3:11 ; Кол.1:24 ), радости ( Флп.2:2 ), утешение ( 2Кор.6:5 ), свобода, не судимая чужою совестью ( 1Кор.10:29 ). В этом случае «я» сознает свою жизнь материально и душевно-ограниченной, но все же свободной, и воспринимает как положительные, так и отрицательные эмоции. Далее: дух ( 1Кор.14:4 ), любовь ( 1Кор.16:24 ), надежда ( Флп.1:20 ), вера, расположение, великодушие, терпение ( 2Тим.3:10 ). Здесь «я» сознает себя христианином: не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия ( Гал.2:19 ). Далее: все содержание жизни ( 1Кор.4:16 ), внешний человек, который тлеет, и внутренний, который со дня на день обновляется; земная хижина, которая разрушается, и нерукотворное, вечное, небесное жилище, в которое преобразится наше уничиженное тело силою вновь сошедшего с небес Спасителя, во всем уподобившись Христову телу славы; страдание, которое временно, и слава невидимая, которая вечна ( 2Кор.4:1617 ; 2Кор.5:12 ; Флп.3:20 ). В этом последнем случае «я» сознает себя переживающим свои противоположности, прозревающим в свою перспективу и идущим голгофою жизни к своему грядущему воскресению. Однажды начатая жизнь не прерывается ( 2Кор.5:1 ). Настоящее непрерывное движение к пневматической фазе и вместе непрерывная эволюция: я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе ( Флп.3:1314 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

«Аще инии власти вашея причащаются, не паче ли мы?»  В сих словах Апостол подразумевает тех, которые худо управляли коринфянами. « Но не сотворихом по области сей: но вся»  покрываем; то есть переносим, выдерживаем, терпим. А для чего? «Да не прекращение кое дамы благовествованию Христову». Весьма выразительно Апостол назвал вред прекращением, потому что не дает, говорит он, распространяться благовествованию; задерживает его течение, препятствует спасению посредством проповеди. Потом, поелику упомянул о волах и протолковал закон, вероятно же, иные возражали, что толкование сделано не как должно, то указывает на закон, еще яснее подтверждающий слово его. Флп 2:5. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. «Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе». Уподобляйтесь общему человеческое. А Сам Он не был им, но восприял оное. всех Владыке. Флп 2:6. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу. Флп 2:7. Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. «Иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу»: « но Себе умалил, зрак раба приим». Бог, и  Бог  по естеству, имея равенство со Отцом, не почел сего великим (ибо свойственно это достигшим какой-либо чести не по достоинству), но, сокрыв достоинство, избрал крайнее смиренномудрие и облекся в образ человеческий. «В подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек». Говорит сие Апостол о Боге Слове, именно, что в Нем, сущем Боге, когда облекся в естество человеческое, Божество не было видимо. Ибо Богу Слову приличествует сказанное: « якоже человек». Потому что восприятое естество действительно было Флп 2:8. Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. «Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя». Ибо не как раб исполнил Владычнее повеление, но добровольно восприял за нас спасение и послушлив был, как Сын, а не как раб. Флп 2:9. Посему и  Бог  превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени.

http://bible.predanie.ru/nedelya-11-aya-...

Флп.4:12 .  Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Ап. Павел, по принципу, не хотел ни от какой церкви получать деньги на свое содержание. Он сам работал, чтобы остаться вполне независимым ( 1Сол.2:7 ; 1Кор 10:15–27 ; 2Кор 11:7, 12:13 ). Теперь филиппийцы прислали ему с Епафродитом пособие, и Апостол, вопреки своему принципу, принял это пособие, не желая огорчить филиппийцев отказом. Но желая сохранить свою независимость, он говорит, что возрадовался этому пособию «в Господе», т. е. не личной эгоистичной радостью, а истинно христианской. Возрадовался он прежде всего за самих благотворителей филиппийцев, потому что увидел из их поступка, что их обстоятельства изменились к лучшему. Из 2 Кор ( 2Кор.8:2 и сл.) мы знаем, что Македонские церкви, и в том числе, конечно, Филиппийская, находились прежде в довольно жалком внешнем состоянии и кроме того терпели преследования от врагов христианства. Теперь, очевидно, они настолько оправились, что могут послать Апостолу вспоможение, которое они хотели бы послать и раньше, но не имели к тому возможности. Но пусть они не понимают его благодарности в том смысле, что он давно уже ожидал от них пособия. Нет, он умеет довольствоваться и тем, что имеет под рукою, и недостатки его не тяготят, не лишают душевного спокойствия. В этом умении жить и в лишениях он видит особое действие укрепляющего его Иисуса Христа. Флп.4:13 .  Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Флп.4:14 .  Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. Флп.4:15 .  Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; Флп.4:16 .  вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Дар филиппийцев все-таки очень ценен для Апостола, как доказательство их сочувственного отношения к его страданиям в узах. При этом Апостол считает благовременным напомнить филиппийцам, что они стояли к Апостолу в особо дружеских отношениях с тех самых пор, как Евангелие начало распространяться из Македонии по всему греческому миру. Для них он и раньше сделал исключение из своего основного правила, именно принял от них пособие при выходе из Македонии и потом еще несколько раз в бытность свою в Солуни ( «Подаяние« – это посылка пособия, «принятие» – принятие филиппийцами духовных благ чрез Апостола Павла).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп. 1:22-24). Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне (2 Петр. 1:13-14). Что мы можем узнать из этих стихов? После смерти души христиан отправляются на небеса (понятно, имеются в виду небеса как духовная, а не астрономическая реальность) (2 Кор. 5:1), где оказываются со Христом (Флп. 1:22-24; см. также Ин. 14:3) и предстают перед Его судом (2 Кор. 5:10), чтобы в результате этого суда или получить награду, или потерпеть ущерб (1 Кор. 3:10-15). Причем даже те, чьи дела будут найденными подобными соломе (1 Кор. 3:15), будут спасены, хотя и " как бы из огня " . Апостолы говорят как о чем-то твердо известном, что наше жительство — на небесах (2 Кор. 5:1; Флп. 3:20), что мы воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор. 5:2). Ап. Павел твердо уверен, что после смерти будет со Христом (Флп. 1:23), что ему готовится венец правды (2 Тим. 4:8), и не только ему, но и всем, " возлюбившим пришествие Его " . Итак, Апостол ожидает смерти с радостной надеждой и поощряет к тому же своих адресатов. При рассмотрении новозаветных свидетельств об исходе души из тела неизбежно возникает вопрос: как совместить свидетельство Апостолов с теми описаниями посмертного опыта, которые можно найти в средневековой византийской литературе? Книгу " Мытарства преподобной Феодоры " можно найти почти в каждом церковном киоске, многие люди начинают свое знакомство с Православием именно с нее. Пытаясь разобраться в отношении уверенности в спасении, мы не можем обойти вопрос о мытарствах. Несомненно, многие мудрые, благочестивые и лично святые люди верили — и продолжают верить — в существование мытарств, то есть испытаний, в ходе которых бесы указывают на грехи, совершенные человеком при жизни, и заявляют свои права на его душу, ангелы же, со своей стороны, указывают на его добрые и благочестивые дела и оспаривают притязания бесов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мы продолжаем цикл бесед священника Василия Куценко о Посланиях апостольских. В продолжение разговора о Послании святого апостола Павла к Филиппийцам он размышляет об очередной важной теме — послушании Богу.      Тема послушания очень сложна и в то же время актуальна для современного общества. Сегодня многим кажется, что послушание и свобода несовместимы. А что думал и писал по этому поводу апостол Павел? Апостол Павел в Послании к Филиппийцам представляет читателю образ Христа Спасителя, Который явил полное послушание Богу Отцу: (Хрис­тос) смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). Автор послания обращает внимание на то, что через послушание Христос совершает наше спасение, и призывает, в свою очередь, к послушанию Богу своих читателей — филиппийских христиан (а через них — каждого из нас): Как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп. 2, 12). Павел не может присутствовать в городе лично, но надеется, что стремление филиппийцев к христианской жизни и спасению не ослабнет и во время его отсутствия. Ведь послушание, о котором пишет апостол, должно оказываться не ему самому, но Господу. Но что вообще означают эти слова: «послушание Богу»? Как и в чем должно проявляться послушание? Ответ на эти вопросы очень важен, ведь апостол ставит послушание в прямую связь со спасением. Чтобы понять мысль автора послания, нам нужно обратить внимание на еще один его призыв: Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас (Флп. 3, 17). Эти слова могут показаться странными — ведь в предыдущих строках того же послания апостол писал, что в христианах должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5), то есть что христиане должны подражать именно Христу и Его послушанию воле Отца. Но на самом деле противоречия здесь нет. Христос не говорит нам: сделайте то и вот это — и будет достаточно, Он не говорит: приходи ко Мне раз в неделю — и станешь лучше других. Нет. Слова Христа однозначны: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). «Отвергнись» в греческом тексте Евангелия от Марка читается как «апарнисасфо», буквальное значение этого — «сказать нет». Христос призывает нас сказать «нет» самим себе. Сказать «нет» так, как Сам Он это сделал: не в славе приходит Сын Божий, не как царь или завоеватель, но как раб.

http://pravoslavie.ru/99777.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010