Христос, действительно, был в аду, в преисподней: «Он и нисходил прежде в преисподние места земли» ( Еф.4:9 ). В аду Христос проповедовал спасение всем ожидавшим Его и вывел их оттуда в Рай: «Христос... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т.е. духом) Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал ( 1Пет.3:18–20 ). Мертвым, живущим по духу, действительно, было благовестие Спасителя: «Мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ). Христос был подобен нам по своей человеческой природе: Христос, будучи Богом, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ( Флп.2:6–7 ). " Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы небесные» ( 1Кор.15:48 ). Следовательно, наша душа не должна умирать, как не умирала душа Христова. Посему и молился Стефан первомученик: «Господи Иисусе! приими дух мой» ( Деян.7:59 ). И наши души пройдут тот же путь, как душа Господа, но будут испытывать, или доброе состояние «живя по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ), или, страдая маловерием, или озлоблением, или терзанием совести за свои злодеяния. А затем, все души соединятся со своими телами, как душа Спасителя и воскреснут, или для вечного блаженства, или вечных мучений. Посему, Как научает Спаситель, в Царстве Божием бессознательных, пребывающих в небытии, мертвецов нет: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Спаситель засвидетельствовал бессмертие души за гробом, сказав разбойнику на кресте: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю» ( Лк.23:43 ). Мертвые живут сознательной жизнью: Спаситель говорил Иудеям: «Авраам отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Небесное общество умерших называется торжествующим собором, к которому приступили живущие христиане: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Еф.2:19 ) и как враги Божии ( Кол.1:21 ; Рим.6:10 ), то они недостойны были зреть лице Божие. Бог и не открывался в ветхом завете людям в телесном образе человека; и потому они лишены были возможности изображать лице Божие. Вместо изображения лица Божия им дано было изображение имени Божия: «И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезают на печати: святыня Господня, и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; и будет она на челе Аароновом» ( Исх.28:36–38 ). И величие Твое – на диадеме головы его ( Прем.18:24 ). В новом завете, с воплощением Сына Божия, Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ). В Нем обитает вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ). Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек ( Флп.2:6–7 ). Таким образом, после того, как Сын Божий, приняв человеческий образ, показал Себя людям, им открылась возможность изображать Его в многоразличных видах уничиженного и смиренного человека, именно в образе рождающегося Младенца, в образе проповедующего и исцеляющего Мужа, в образе преобразившегося, страждущего с терновым венцом на голове, в образе распятого, воскресшего и возносящегося на небо. 11 . На каком основании изображается на иконах первое Лице Св. Троицы – Бог Отец? Иисус Христос показал в Себе образ Бога [Отца] невидимого ( Кол.1:15 ; 2Кор.4:4 ), будучи сияние славы и образ ипостаси Его ( Евр.1:3 ). Потому Он и говорит: если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его, и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп; видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? ( Ин.14:7–9,12,45 ). Примечание. Итак в воплощении Сына Божия явлена человеку возможность зреть Бога Отца и, стало быть, открылась возможность изображать Его. 12 . На каком основании Бог Отец изображается в образе старца на престоле? Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий деньми; одеяние Его было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса его – пылающий огонь ( Дан.7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но вернемся к вопросу о рукоположении. Сказано: И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 4). Сравним этот текст с другим: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1 Тим. 4, 14). Итак, очевидно, что человек не может сам себя поставить на священническую должность и освятить (рукоположить) самого себя, но поставляется от Бога по пророчеству с возложением рук священства. В исторических христианских церквях точно известно, от кого из апостолов и чрез каких епископов преемство рукоположения сохраняется до настоящего времени . И это является исторически установленным фактом непрерывности присутствия дара Божия — харизмы в Христовой Церкви: По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим. 1, 6). Касаясь нравственно-моральных проблем в клерикальной среде, мы все должны внимательнее относиться к словам ап. Павла: Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым (1 Тим. 5, 22). — То есть такая опасность существовала всегда! Но при этом Писание призывает нас осторожно относиться к непроверенным слухам по поводу духовенства: Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях (1 Тим. 5, 19). С другой стороны, благодать действует и чрез недостойных. Сказано: Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться (Флп. 1, 18). Господь Иисус Христос однажды сказал: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают (Мф. 23, 2–3). Апостолы не идеализировали и самих себя. Так, например, ап. Иаков говорил: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем... (Иак. 3, 1–2). Ап. Павел подчеркивал, что служители не всегда соответствуют тому, чем они должны быть. Иначе, он говорил и о фактическом несоответствии: ...для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть (2 Кор. 13, 7). Веру в собственную безгрешность, свойственную, кстати, многим сектам, апостолы почитали лживым лицемерием: Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас (1 Ин. 1, 10). А о себе самом ап. Павел говорил: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 15–19).

http://pravoslavie.ru/106353.html

Поэтому они: 1) все проповедовали одно чистое учение Христова, не примешивая к нему никаких человеческих мудрований, и ни в чем не противоречили ни себе, ни друг другу: мы не себя проповедуем, говорили они, но Христа Иисуса Господа, и – верен Бог , что слово наше к вам не было то да, то нет: – ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе ( 2Кор.4:5, 1:18, 2:17 ); 2) в случае недоумений о чем-нибудь, не настаивали на своих мнениях и не разделялись на партии, но дружелюбно совещались между собою и с общего согласия делали одно постановление для Церкви Христовой: так они поступили на соборе иерусалимском по случаю возникшего разномыслия о том: нужно ли христианам из язычников обрезываться по закону Моисееву ( Деян.15:1–29 ); 3) тщательно убеждали верующих жить в мире и единомыслии между собою: умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, писал апостол Павел к коринфянам, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях; – дополните мою радость, говорит он в другом месте: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны ( 1Кор.1:10 , Флп.2:2 ); 4) советовали, для сохранения мира и церковного единства, избегать ненужных словопрений о вере и иметь общение с теми христианами, которые держатся каких-либо особенных мнений, хотя бы и погрешительных, если они не касаются существенных догматов веры: от глупых и невежественных состязаний уклоняйся, внушал апостол Павел ученику своему Тимофею, зная, что они раждают ссоры, да и другим напоминай, заклиная пред Богом, не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, но к расстройству слушающих; немощного же в вере, писал тот же апостол к римлянам, принимайте без споров о мнениях ( 2Тим. 2:23, 14 , Рим.14:1 ); 5) строго обличали тех христиан, которые входили в распри между собою и составляли секты, называясь последователями какого-нибудь одного апостола, или исключительно Иисуса Христа, как ныне известные протестанты называются по имени основателя их общества лютеранами и притом евангеликами, как будто они только из всех христиан держатся евангельского учения

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Эта книга являет собой попытку исследовать Апостольское благовестие так, как оно представлено в Священном Писании. Я должен сразу сказать, что у меня нет ни священного сана, ни систематического богословского образования. И если кто-нибудь спросит у меня, а кто я, собственно, такой, чтобы рассуждать о столь важных вопросах, я сразу отвечу: никто. Я искал ответ на вопрос об уверенности в спасении не потому, что имел на это право или хорошо в этом разбираюсь, а потому, что мне было совершенно необходимо найти ответ. После тщательного, насколько это было для меня возможно, исследования Писания я пришел к выводу, что уверенность в спасении возможна. Мне хочется сразу сказать несколько слов тем из моих читателей, кто считает, что такая позиция неправославна. Никакого четко сформулированного и общеобязательного учения о спасении в Православной Церкви нет. Одно из важных достоинств Православия в том и состоит, что внутри четко определенных вселенскими соборами догматических рамок существует определенное пространство для разномыслий, которым, по слову Апостола, " надлежит быть " (1 Кор. 11:19). Попытки сформулировать такое учение предпринимались (напр., в книге митр. Сергия Старгородского " Православное учение о спасении " ), но статуса каких-то общеобязательных догматических установлений они никогда не имели. Хотя у многих святых отцов можно найти высказывания, из которых явствует, что они считали уверенность в спасении невозможной, есть причина, которая не позволяет считать такую уверенность ересью. Эта причина — та уверенность в спасении, которую высказывали Апостолы: Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они (Деян. 15:11). Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп. 1:23). А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4:8). И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства; Ему слава во веки веков. Аминь (2 Тим. 4:18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

1 образ Бога невидимого. Для Павла вера в подлинное Божество Христа ( Рим. 9,5 ; Флп. 2,6 ; Тит. 2,13 ) имеет практическое значение: будучи Богом по природе, Христос открывает Бога, Который в полноте Своего величия невидим для очей и непостижим для разума ( 1Тим. 1,17; 6,16 ). Эта мысль имеет параллель в Ин. 1,1–18 и Евр. 1,3 . В случае же колоссян, как замечает Кальвин, главная мысль заключается в том, что «мы, таким образом, должны иметь попечение о том, чтобы не искать Его (Бога) где-нибудь в другом месте, потому что вне Христа все претендующее на то, чтобы представлять Бога, будет идолом» (Кальвин: Комментарий к Кол. 1,15 ). рожденный прежде всякой твари. Павел не говорит, что Сын был первым сотворенным существом (ср. ком. к ст. 17). Как и в ВЗ, где слово «первенец» означает сына, который является главным и основным наследником (напр., Исх. 4,22 ; Пс. 88,28 ), термин «перворожденный» употребляется в Послании к Колоссянам как титул, обозначающий положение. Поскольку Он особенно возлюблен Отцом (ст. 13) и именно в Нем, Им и для Него было создано все (ст. 16,17), Сын имеет власть над творением и обладает всеми правами на него. 1 все Им и для Него создано. Поскольку Христос одновременно и совершитель творения, и его цель, Он является Господом всего существующего, включая и ангельскую иерархию, которую, по мнению колоссян, якобы необходимо умилостивлять или почитать. Христос есть Господь ангелов, а не равный им. 1:17 Христос вне времени и пространства. Этот стих ясно выражает то, о чем неявно сказано в ст. 16: Христос существует «прежде всего» творения и к нему не принадлежит. 1 Глава тела Церкви. Павел касается этой темы во второй части рассматриваемого гимна, а более подробно разъясняет ее в Еф. 1,21–23 и 4,15; 5,23. начаток, первенец из мертвых. Воскресение Иисуса ознаменовало собой начало нового творения ( 2Кор. 5,17 ; Кол. 3,10 и ком.). Иисус начаток вообще, или начало всего, в т.ч. и первый восставший из мертвых. Христос открыл новый век, предсказанный ветхозаветными пророками ( Деян. 2,29–36; 13,32–35 ), основал Собою новое человечество, которое заменило ветхого человека в Адаме. Воскресение Христа является одновременно предвосхищением и залогом того воскресения, которое уготовано всем Его братьям и сестрам ( Рим. 8,29 ; 1Кор. 15,20–28 ; Евр. 1,6; 12,23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

" И пред оставил Я их замыслам сердца их: пусть пойдут по за мыслам своим!» ( Пс.80:13 ). Под на­чинаниями сердца разумеются различные соображения и решения, какие принимали Иудеи, когда, злоумышляя на Господа, говорили: «этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» ( Ин.11:47–48 ). Соответственно этому замыслу и этому решению им и предоставлено было идти: римляне взяли их город и страну, а сами они уведены были в плен. «Если бы народ Мой по слушал Меня..., если бы Израиль по путям... Моим... ходил, то Я... смирил бы врагов его легко и... на притеснителей его наложил бы руку Мою» ( Пс.80:14–15 ). Пророк оплакивает народ иудейский за то, что он не слушал Бога, давшего закон, что не ходил в путях Того, кто не может заблуждаться и дает спасение; за то, что чрез это иудеи не позволили смирить врагов их – демонов и обра­титься руке Божией на притеснителей их. Бог обратил десницу Свою на невидимых притеснителей и смирил незримых врагов, но не ради иудеев, потому что над ними и доселе возвышается рог демонов; смирены они ради нас – язычников, которые отвергли служение и уничтожили поклонение им. Вот почему Бог, гневаясь на иудеев, объявляет их своими врагами, как об этом говорится далее: «враг и Господни солгали ему, и будут бедствия их во век» ( Пс.80:16 ). Какие враги? Те, о которых говорил Павел: «враги креста Христова, их конец – погибель» ( Флп.3:18–19 ). Поэтому Бог выражает угрозу, что и время их, т.е. время наказания их, будет продол­жаться вечно. Чем же они солгали ему? Тем, что Он пришел к ним, как к своим, а свои Его, как говорит Иоанн, не приняли ( Ин.1:11 ). «А Он питал их тучною пшеницею, и насыщал... их медом из камня» ( Пс.80:17 ). Пророк порицает иудеев за то, что, получив столько благодеяний, они остались неблагодарными. Чувственным он обозначает духовное, туком пшеницы называет закон, духовно оби­тающий в букве, – почему в другом псалме говорится: «утверждает в пределах твоих мир и лучшею пшеницею насыщает тебя», и дальше объяс­няется, что это за пшеница: «посылает слово Свое на землю» ( Пс.147:3–4 ); медом из камня называет пророков, так как они получали проро­чество от Христа, который есть камень. Этим пророчеством Бог насытил иудеев, дав им не одного или двух пророков, а многих, и многим поколениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

2Кор.12:14 . «Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». Объяснение. Апостол, изображая свой образ действий в Коринфе, не ставит его в общее правило; не брал он содержания от Коринфян потому, что хотел иметь больше успеха в проповеди: 1Кор.9:12 , не хотел подвергаться хотя бы и несправедливым нареканиям в своекорыстии: 1Кор.9:1:5 ; а хотел иметь некоторую похвалу и награду: 1Кор.9:16–18 . Этого нельзя ставить в общее правило, ибо это вызывалось исключительными обстоятельствами и, между прочим, тем, что, по словам апостола, чрезвычайно любя Коринфян, он был менее (недостаточно) любим ими: 2Кор.12:15 . Тот же апостол сам изобразил общее правило относительно взимания апостолами и пастырями платы за своё служение: 1Кор.9:7–14 ; Гал.6:6 . Гал.6:6 . «Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». Объяснение. Отсюда видно, что и в первенствующей или апостольской Церкви было священноначалие, так называемое ныне духовенство, пользовавшееся доходами от своих пасомых: ст.7–14; Флп.4:14–16 . 2Фес.3:8–9 . «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работой ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам». Объяснение. На этих словах нельзя основываться в отрицании вознаграждения за личный труд пастырей, ибо тот же апостол Павел пишет, что другим церквам причинял издержки: 2Кор.11:8 , и хвалил Филиппийцев, что они приняли участие в его скорби и нужде: Флп.4:14:16 ; а Сам Иисус Христос даже повелел есть и пить в том доме, в котором апостолы будут жить для проповеди: Лк.10:7 . 1Тим.5:18 . «Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей» ( Втор.25:4 ; Мф.10:10 )». Объяснение. Из этого видно, что сугубая честь достойнейшим пресвитерам должна заключаться не в одних чувствах и словах, но должна выражаться умножением средств их пропитания и увеличением вознаграждения за их труд: Мф.10:10 ; Лк.10:7 ; 1Кор.9:9–10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Тому, кто забудет о прожитых годах, откроется красота жизни. 59. «Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном.» (Флп. 3:19). Трудно жить счастливо Каменистую землю тяжело вспахивать, В густом лесу не видно солнца, По высокой траве не легко ходить, Из-за множества дурных мыслей трудно жить счастливо. 60. «…Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф. 9:4). Освободись от недобрых мыслей Вымоешь окна – в комнате станет светлее, Вылечишься от болезни – почувствуешь в себе новые силы, Вернешься в родной дом – в сердце придет покой, Освободишься от недобрых мыслей – увидишь свет иной жизни. 61. «…Доколе будете любить суету и искать лжи?» (Пс. 4:3). Корабль, мост и здание Чем больше корабль, тем меньше его качает, Чем больше мост, тем меньше на нем заторов, Чем больше здание, тем строже его архитектура, Чем чище сердце, тем меньше в нем суетных мыслей. 62. «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели.» (Иак. 5:11). Истинное терпение Если стерпишь малую неприятность – найдешь малое счастье, Если претерпишь большую беду – обретешь счастье с избытком. Если в терпении упустишь самую малость – придется начинать все сначала, Истинное терпение не имеет конца. 63. «Все делайте без ропота и сомнения» (Флп. 2:14). Сомнение На расшатанном верстаке неудобно работать, На пугливой лошади опасно ездить. Дерево, неглубоко пустившее корни, упадет от первого сильного порыва ветра, Человек, который сомневается, не пригоден ни к какому делу. 64. «…Когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.» (Пс. 138:18). Прекрасное Прекрасное зрелище: Парящая над морем чайка, Тающее в небе облако, Далекая снежная вершина, Сияющие глаза младенца. 65. «…Буду обуздывать уста мои…» (Пс. 38:2). Укорить человека Укорить человека – все равно что: Засыпать себе глаза известью, Порезать себя ножом, Проглотить расплавленное железо, Сделать свою жизнь адом. 66. «…И стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа…» (Пс. 37:15). Удержать осуждение Удержать слова осуждения, готовые сорваться с уст – все равно что:

http://isihazm.ru/?id=121

Объяснение. Если когда-нибудь следует прервать общение с человеком порочной жизни, то должно делать это не по отвращению к нему и не по сознанию своего превосходства (иначе подпадём осуждению по силе сказанного апостолом в 4 гл. 5–7 ст., 1Кор.4:5–7 ), а по любви к нему и по желанию исправить его: 1Кор.5:10–11 ; особенно апостол да и Сам Господь предостерегает от общения с людьми, производящими разделения и соблазны: Рим.16:17 ; Мф.24:4 ; Лк.21:8 ; Флп.3:2 . Евр.12:15–16 . «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие ( Втор.29:18 ); чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства». Объяснение. Здесь об удалении из общества православных ничего не говорится, но требуется, чтобы сами христиане старались («наблюдайте» – ст.15) не допускать ближних до греха, особенно до греха тяжкого. Иначе сказать, Господь упрекает за самые преступления, а не за общение с грешниками. Кроме того, если Господь явился на земле не судить людей, а спасти: Ин.12:47:3:17 , то ты кто, который судишь другого? Иак.4:11–12 ; Рим.14:4 . Не судите, да не судимы будете: Лк.6:37 , или не судите прежде времени: 1Кор.4:4–5 . Втор.29:18 . «Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода, или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа, Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь». Объяснение. Господь запрещает общение с уклонившимися в идолопоклонство, а не молитвенное общение с грешником христианином, запрещает ещё общение греховное, – в преступлениях, иначе сказать, упрекает за самые преступления. «Господь пришёл не судить мир, но спасти...»: Ин.12:47 . «А ты кто, который судишь другого?» – говорит апостол: Иак.4:12 . Только ругатели... отделяющиеся от единства веры: Иуд.1:18–19 , могут осуждать многомиллионное общество православных христиан, усиливаясь поставить собственную праведность: Рим.10:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010