Глава 6. Об обязанностях Христианина в состоянии церковном Разделение членов Церкви Члены Христовой Церкви, от самого начала ее, разделялись на два разряда – на клир и мирян, или на пастырей и пасомых. Обязанности пастырей Назначение пастырей чрезвычайно важно. Великий Пастыреначальник Иисус Христос, обещавший пребывать в Церкви своей до скончания века, избирает их видимыми орудиями невидимого своего промышления о ней. Чтобы, сколько возможно, соответствовать столь великому назначению, для сего пастыри должны всегда помнить, что им вверены для руководства к вечной жизни души, приобретенные дорогой ценой пречистой крови Господа и Бога ( Деян.20:28 ), и потому не только должны быть внимательными ко всем словам и поступкам своим и наблюдать во всем крайнюю осторожность, но и стараться словом и делом, учением и жизнью споспешествовать Христианскому просвещению и духовному совершенству ближних своих, вверенных попечению их, – должны: 1)  Как в храме Божием, так и во всяком месте, при каждом удобном случае наставлять их в истинах спасения, преподавать им чистое Евангельское учение, крайне остерегаясь того, чтобы не примешать к нему человеческих лжемудрований, а для сего должны сами прилежно поучаться в Слове Божием и стараться проникать в истинный дух его, руководствуясь писаниями Отцов Церкви, ведущими к правильному уразумению его, и постоянно обращаясь к Тому, кто утаивает истинную премудрость от премудрых и разумных века сего и открывает ее младенцам. 2)  Предохранять их от лжеучителей, искоренять вкравшиеся заблуждения и суеверие и для большего успеха стараться сколько можно сближаться с ними и кротким любвеобильным обращением, неукоризненной жизнью и бескорыстием приобретать их расположение и доверенность, которая имеет большую силу и власть над сердцами других и без которой самые сильные и основательные убеждения немного принесут пользы. 3)  Иметь отеческое смотрение за их поведением, замечать их погрешности и проступки, вразумлять и исправлять их духом кротости, внушать им уважение и покорность к родителям и начальствующим, почтение к старшим, прекращать ссоры и водворять между ними согласие и мир, располагать их ко взаимному вспомоществованию друг другу в различных нуждах и обстоятельствах, и вообще наклонять и убеждать их к благочестивой жизни, к исполнению всего того, что истинно, честно, справедливо, чисто, любезно, достославно, что составляет добродитель и похвалу ( Флп.4:8 ) и силу своих наставлений и увещаний подкреплять собственным своим примером, своей Христианской жизнью, быть не просто указателями пути к вечной жизни, но и вождями на нем, памятуя наставление Спасителя: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех ( Мф.5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

МУДРОВАНИЕ Мудрование духовное и плотское Плотскаго и духовнаго «мудрования конец» слово Божие показует. Плотскаго конец: «аще по плоти живете, имате умрети» ( Рим. 8, 13 ), т.е. вечною смертию, ибо временно вси плотскии и духовнии, святии и грешнии умирают ( Рим. 6, 21 и 23; 8, 6; 1Кор. 6, 10 ; Гал. 5, 21 ; Флп. 3, 19 и проч.). Духовнаго мудрования конец: «ни едино ныне осуждение сущим о Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по духу» ( Рим. 8, 1 ); и ниже: «аще духом деяния плотская умерщвляете, живи будете» ( Рим. 8, 13 ). Конец убо, которому ведет плотское мудрование, есть вечная смерть и мука, «оброцы бо греха смерть» ( Рим. 6, 23 ); духовнаго же мудрования конец, к которому духовная мудрствующии идут, есть вечный живот (3:59). Различие духовного и плотского мудрования Плотское мудрование есть, когда делается тое, что хощет плоть; духовное мудрование есть, когда делается тое, что дух хощет. Мудрование плотское есть: гордость, высокоумие, сластолюбие, невоздержание, блуд, нечистота, сребролюбие, хищение, роптание, злословие, вражда, ссора, злопомнение, мщение и прочее, что закону Божию противится. Мудрование духовное есть: смирение, воздержание, целомудрие, чистота, терпение, мир, кротость, непамятозлобие и прочее, что закон Божий хощет. От двух же сих противных мудрований двоякий и противный человек бывает: плотский и духовный. Кто что мудрствует, таким и человеком называется. Кто плоти слушает, и плотская мудрствует, тот плотский человек называется: кто духу последует, и плоть покоряет духу, тот духовный (1:127). Хитрость присуща плотской мудрости (мирской) (2:19; см. МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ , 568). Мудрование плотское от ДИАВОЛА, как яд в ДУШЕ Бывает, что человеку от злых людей подается яд: тако от древняго змия, врага нашего диавола, влиялся яд греховный и смертоносный в естество наше. Человек, хотя и здоров бывает, однакож, когда в себя приемлет каким-либо случаем яд, от того сильно немоществует: тако естество наше было чистое, непорочное, святое, доброе; но, когда ядом хитраго и лукаваго онаго змия заразилося, тогда в неисцельную немощь и беду впало. Яд, имеющийся в человеке, все тело его заражает: тако смертоносный оный яд змиин все силы душевныя и телесныя наши заразил. От сего яда бывает, что «извнутрь уду, от сердца человеческа помышления злая исходят, и сквернят человека» ( Мк. 7, 21–23 ) (4:140).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Послание 24(212). К Лаврентию сыну Дошло до нашего слуха, сын Лаврентий, что по действию лукавого беса совершилось горестное событие в Антисархенском селении; и воздохнули мы тяжко об этом, как по общему закону человеческой любви, так и потому, что удавившийся был родственником брата, протопресвитера Афанасия, по внушению которого и пишу я. О, страшное зрелище! Человек, бывший в чести, стоявший выше местных жителей, имевший все нужное для жизни, муж разумный, постоянно пребывавший в молитвах и молениях и в прочих отношениях отличавшийся благочестивым образом жизни, без всякого несчастного случая, от чего часто происходит некоторое уклонение от долга, при безмятежном течении дел, совершил такое зло, удавившись. О, скажу опять, плачевная весть! Это – козни диавола. «Он человекоубийца от начала», как сказал Господь ( Ин.8:44 ). Он сначала Ахитофела, а потом Иуду склонил удавиться; он и доселе не перестает делать то же с повинующимися ему. Я думаю, что он уловляет человека двумя способами, как мы узнали по опыту: или неутешною сердечною скорбью, или безрассудным стремлением, омрачая его и извращая. Как при убийстве или прелюбодеянии и подобных преступлениях он представляет тьму светом и горькое сладким, – ибо иначе, если бы он не внушал таких мыслей, не мог бы уловить нас, – так и при удавлении он представляет смерть приятною, омрачает ум и совершает удавление. Увы, каков этот дракон и сколь многими кознями он везде умерщвляет людей, одного так, другого иначе, и никто не может избежать сетей его без помощи Божией, которая подается верно живущему «со страхом и трепетом» по заповеди Его ( Флп.2:12 )! Но возвратимся к предмету. Ты объяснил, что все жители селения отвращаются от дома его, т.е. от жены и детей, так что не хотят и касаться, и иметь общение, и даже давать хлеба взаймы. Если родственники удавившегося считают удавление делом хорошим и самим себе желают одинаковой с ним кончины, то от них справедливо удаляются, хотя и в этом случае не следовало бы делать это сразу. Ибо сначала надобно учить, просвещать, убеждать, чтобы они избегали погибели: это свойственно христианам, это свойственно братолюбивым.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Слово Святейшего Патриарха Алексия в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя при вручении архиерейского жезла епископу Вяземскому Игнатию 7 июля 2005 г. 16:56 Преосвященный епископ Игнатий! Господь наш Иисус Христос голосом Церкви повелел тебе стать в ряды святителей Божественной Любви, и нет более ответственного и страшного призвания: «Вот, я посылаю вас» (Мф. 10. 16), — говорит Господь, — «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20. 21). Ты вошел в круг апостольский, в сонм епископов Русской Православной Церкви. Неумолим закон Христовой любви — сострадательной, крестной любви, любви доброго Пастыря, полагающего душу Свою (Ин 10. 11) за отступивших от Него людей. Господь зовет тебя соделаться жертвой (Флп. 2. 17), возлагает на тебя омофор, знаменующий собой заблудшую овцу, которую ты, ценой жизни своей, должен обрести и спасти от погибели, вручает жезл учеников Христовых (Евр. 11. 13; 1Петр 2. 11). Мы не сомневаемся в искренности твоей любви к Богу и к Церкви, и потому тебе и нам «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1. 29). «Любовью Иисуса Христа» (Флп. 1. 8) возлюби каждого в мире, в который ты входишь с новой обновленной силой. Принеси им непобедимую Пасхальную радость нашу, чтобы рассеялся страх, чтобы погасла ненависть, чтобы Свет Христов озарил тех, кто до сих пор ходит во тьме, чтобы едиными устами и единым сердцем воспеть славу и хвалу Богу, Создателю всех. Имей «ум Христов» (1Кор. 2. 16) и «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2. 5), смирение Господне и верность до конца в совершенном послушании Ему Единому. Господь не оставит тебя и сподобит послужить Ему, если ты, подобно Предтече Христову и Крестителю Иоанну, изо дня в день будешь убывать, покоряя в себе греховное, чтобы Ему расти в тебе, пока не овладеет всем без остатка. При наречении ты исповедал свой страх перед величием архиерейской хиротонии и ответственностью епископского служения. Благодать есть действие Божие. Сам Бог, хотя и невидимо, присутствует и действует в Таинствах церковных. Таинство рукоположения во епископа есть явление силы и славы Самого Бога. В присутствии Бога, в близости Его чувство страха и трепета испытывает всякая плоть человеческая.

http://patriarchia.ru/db/text/27779.html

Разделы портала «Азбука веры» Христос – ((от греч. Χριστς (Христос) — Помазанник) (еврейский эквивалент этого слова звучит как Машиах — Мессия )) — одно из имён, титул Спасителя . Имя Христос символически связано с ветхозаветной традицией помазывать избранных Провидением Божьим людей при поставлении на священническое, царское или пророческое служение, чем означалось преподание им особых даров Святого Духа . В связи с этим священники, цари ( 1Цар.24:7 ) и пророки именовались помазанниками (в греческом переводе — христами (ср.: «он помазанник (χριστς) Господень» ( 1Цар.24:7 )). Богочеловек Иисус Христос как Тот, Кто безупречно осуществил царское, пророческое и первосвященническое служение, связанное со спасением , Искуплением людей, и как Тот, в Ком «обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ), обладает этим именем в особом и исключительном отношении. Помазанниками в древнем Израиле называли царей, первосвященников и пророков. Иисус Сын Божий называется Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Святого Духа, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя и только Он может спасти человечество от власти греха, дьявола и смерти. Имя Иисуса Христа – имя, которое «выше всякого имени» ( Флп.2:9 ), ибо это единственное имя «которым надлежит нам спастись» ( Деян.4:12 ). Цитаты о Христе «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых». Флп.3:7-11 «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». Евр.13:8 «Христос – это новая Жизнь. Христос – это все.

http://azbyka.ru/xristos

4. Какая благодать Св. Духа сообщается в таинстве миропомазания? а) Таинство миропомазания сообщает нам благодать Духа просвещающую и вразумляюшую нас в истинах веры. «И вы помазание имате от Святаго, и весте вся», писал христианам св. апостол Иоанн. «И вы еже помазание приясте от него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учить вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем» ( 1Ин. 2:20, 27 ). «Сие помазание, – наставлял также св. Кирилл Иерусалимский новопросвещенных чад церкви, – сохраните непорочно, ибо оно «само учит вы о всем» ( 1Ин. 2:27 ), если в вас пребудет, как ныне слышали вы блаженного Иоанна говорящего, и много о сем помазании любомудрствующего» (Поуч. тайновод. III, и 7, стр. 453). б) Сообщает нам благодать Духа, утверждающую и возращающую нас в благочестии. На это указывает св. апостол Павел, говоря: «Извествуяй ( утверждающий)... нас с вами во Христа, и помазавый нас, Бог, иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша» ( 2Кор. 1:21, 22 ). Указывал своим слушателям и св. Кирилл Иерусалимский : «Вы помазаны... на персях, да облекшеся в броня правды, станете противу кознем диавольским ( Еф. 6:14, 17 ). Ибо, как Христос по крещении и по наитии Св. Духа, исшед, победил супостата ( Мф. 4:1 и далее): так и вы по Святом Крещении и по таинственном миропомазании, облекшеся во всеоружие Св. Духа, стали против силы супостата, и оную побеждаете, восклицая: «Вся могу о укрепляющем мя Христе» 243 ( Флп. 4:13 )». – (Поуч. Тайновод. III, стр. 452). в) «Дух Св. освящает все существо наше, – говорят восточные патриархи: через помазание чела – освящает ум наш и мысли, чтобы мы думали только о том, «елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала» ( Флп. 4:8 ): через помазание груди – освящает наши чувствования и желания, чтобы мы любили не «мир, ни яже в мире» ( 1Ин. 2:15 ) а Бога и Божие; через помазание органов чувств – освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали одно только доброе; через помазание рук и ног – освящает все дела, все поведение человека, – одним словом, через помазание изливаются на человека все дары Св. Духа: «Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия... и Дух страха Божия» ( Ис. 11:2, 3 ), из коих три преимущественно относятся к просвещению разума, а последние к наставлению и утверждению воли в добре» («Прав. исп.», ч. I, ответы на вопр. 73 – 80).  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рассуждение семнадцатое. О Ное Ное человек праведен, совершен сый в роде своем, Богу угоди Ное ( Быт.6:9 ). § I Ной, верный правды проповедник ( 2Пет.2:5 ) – значит покой, как назнаменал его Ламех у Моисея: сей упокоит нас ( Быт.5:29 ). Но истинный утешитель наш есть Иисус, истинный утешитель Дух Святый ( Ин.15:26 ). § II Ковчег Ноев был прообразом Церкви: 1). В рассуждении приятия в себя всякого рода животных. Они означают языки и народы, из коих собрана Церковь . 2) В рассуждении колебания с одного боку на другой: так благочестивые члены Церкви от похотей и худых мыслей колеблются. 3) В рассуждении правительства самого Бога: так Бог Церковь Свою управляет, и отверзает ей пути чрез слово Своё.4) В рассуждении нападения ветров и дождя: так Церковь угнетается от мучителей, еретиков и лживых братьев, кои прообразованы чрез трёх коней: ибо рыжий конь означает мучителей, бледный – еретиков, а чёрный –развращённых и ложных братий ( Откр.6 ). 5) В рассуждении возвышения по водам: так Церковь водами гонений возносится и к Богу приближается. 6) В рассуждении положения между небом и землёю: так Церковь возвышается на небо, говоря: наше житие на небесех есть ( Флп.3:20 ). – Возведох очи мои в горы ( Пс.120:1 ). [Снеси: ( 1Пет.3:20–21 )] Ибо „ Церковь есть, по Августину, священный Божий ковчег, – ковчег завета» 18 . 7) В рассуждении ковчега сего дверей, которые суть рана в боку Христовом. § III Ковчег есть прообраз крещения, которое есть залог доброй совести с Богом нашим. Ной со своим семейством в милости был у Бога ( Быт.6:8 ); ибо: α) Богу истинною прилепился верою: верою – говорит Павел, – ответ приим Ное ( Евр.11:7 ) и проч. ß) повиновение Божиим повелениям утвердил, и засвидетельствовал непорочностью жития своего. § IV Голубица не обретши покоя ногама своима, возвратися к нему в ковчег ( Быт.8:9 ). Что означает сия голибица? Она означает благочестивую душу, которая нигде покоя сердцу своему не обретает, кроме ковчега благоутробия Божия. Научись, христианине! отсюда покаянию и обращению; ежели ты по причине грехов твоих отдалён от ковчега милосердия Божия, и как бы уже над пропастью адовых вод летаешь – не медли, возвратись к сему чадолюбивому Отцу, возвратись истинным покаянием, и сердечным сокрушением. Он ждёт тебя и простирает руку милосердия к приятию тебя в объятия Свои: и простер руку свою, прият ю и внесе ю к себе в ковчег ( Быт.8:9 ). Научись, христианине! отсюда убегать нечистот мирских; не будь хищным и нечистым оным вороном, коего человеческие и скотские трупы привлекли к себе так, что он уже и не возвратился в ковчег: будь цел яко голубь. Научись отсюда, христианине! желанию небесного отечества, да не остановят тебя утехи мира сего, и да не воспрепятствуют парить в горняя. Пари убо, – пари голубиными крылами, постигай в небесное отечество, и утехами оного вечно наслаждайся.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

76. Предопределение Как Бог предопределил от вечности создать мир и спасти человечество, так от вечности Он предопределил привести чрез Свою благодать некоторых людей к вечному спасению, не нарушая их свободы. Предопределенные к освящению и спасению люди называются предопределенными или избранными. Иисус Христос и апостолы ясно говорят о предопределении к славе ( Мф. 25:34 ; Деян. 13:48 ; Евр. 9:15 ), к благодати ( 2Тим. 1:9 ; Еф. 2:10 ), к святости ( Еф. 1:4, 5 ); называют предопределенных благословенными Отца ( Мф. 25:34 ), рожденными от Отца, от Сына и от Святого Духа ( 1Ин. 11:29, 4:7 ; Ин. 3:8, 17:2 ), написанными в книги жизни ( Флп. 4:3 ; сл. Апок. 17:8, 20:15 ). Преобразованием предопределенных служат ветхозаветные патриархи, как напр. Авраам ( Рим. 4 ), Исаак и Иаков ( Рим. 9:8–13 ), народ израильский ( Исх. 48:13 ). Примером предопределения – пророки, например Иеремия ( Иер. 1:5 ), Иоанн Креститель ( Лк. 1:15 и след.), Пресвятая Дева Мария. Предопределение совершается Богом Отцом, как первою причиною ( Мф. 20:23, 25:34 ), чрез Иисуса Христа, как Ходатая, с совершенною свободою, по милостивому благоизволению воли Его ( Еф. 1:5, 2:10, 6:11 ; Рим. 4:28 ; 2Тим. 1:9 ). Хотя предопределение есть дело Божие, но оно основывается на предведении действий и жизни каждого человека. Иисус Христос умер за весь мир, желает всем человекам спастись, и не хочет, чтобы погиб хотя один из них. Он всем говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии» ( Мф. 11:28 ), дарует всем благодать и средства, необходимые для спасения, и тех, которые делают из них доброе употребление, предопределяет к вечной славе, а осуждает тех, которые останутся до конца жизни своей в противлении и нераскаянности. Следовательно, только тот лишается благодати помилования, кто сам лишает себя оной. Так объясняют св. отцы те места Св. Писания ( Еф. 1:4 и Рим. 9:11–13, 15, 17 ), в которых иные хотят видеть безусловное предопределение Божие. Объясняя последнее место, Златоуст говорит: «Почему один (Иаков) любим, а другой (Исав) ненавидим? Потому, что один был порочен, другой добр, но когда они еще не родились, один был почтен, а другой осужден. Еще до рождения их Бог сказал: «яко болий поработает меньшему». Почему же Бог сказал это? Потому, что Он не ждет, как человек, окончания дела, дабы видели, кто добр, кто нет, а напротив прежде сего знает, кто порочен, кто нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Патриаршее обращение к читателям газеты «Известия» в преддверии Рождества Христова 31 грудня 2007 р. 09:42 В преддверии Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к читателям газеты «Известия» («Известия», 28 декабря 2007 года). Близится светлый и радостный праздник Рождества Христова. Кажется, все напоминает нам именно об этом: на городских площадях высятся сверкающие огнями ели, в концертных залах проходят рождественские вечера, украшенные блестящими гирляндами магазины наперебой предлагают приобрести подарки для родных и близких. Но часто ли мы в этой радостной суете вспоминаем, что главный подарок в эти дни мы должны принести Богомладенцу Иисусу, который «родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя» (Мф. 2:1), «когда пришла полнота времени» (Гал. 4:4)? Не забываем ли мы о Нем в предпраздничной круговерти? Обратившись к евангельскому повествованию о рождении Спасителя, мы увидим, что в те дни окружавший мир не заметил Его пришествия: «В мире был, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:10-11). Только несколько простых вифлеемских пастухов, «которые содержали ночную стражу у стада своего» (Лк. 2:8), удостоились услышать от Ангела: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь» (Лк. 2:11), и мудрецы с востока, ведомые вспыхнувшей на небосклоне чудесной звездой, пришли в дом, где находился «Младенец с Мариею, Материю Его, и падши поклонились Ему» (Лк. 2:11). Вот и в наше время среди большинства народов мира Христос познается либо в простоте сердца, либо в великом знании, а погруженное в себя большинство не хочет видеть Его. «Христос рождается прежде падший воскресити образ» — так Церковь в одном из праздничных песнопений кратко говорит о цели и смысле воплощения Сына Божия. Образ Божий в человеке был помрачен грехом, грех стал преградой между Творцом и Его творением. И Христос, соединив в Себе Божественную и человеческую природы, эту преграду снимает. Став человеком, Бог Слово «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2.:7), для того чтобы человеку дать возможность соединиться с Богом и уподобиться Ему.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206646...

1 Patrologia Orientalis. T. XIX. P. 511 — 512. 2 Ovres completes de Gennade Scholaris. T. I. Paris, 1928. 3 Лк. 11:28. 4 Лк. 11:27—28. 5 Лк. 10:41. 6 Первая Красота — Бог. 7 Т. е. без ущерба для Себя. 8 Кор. 7:32. 9 Рождения Господа нашего Иисуса Христа. 10 Ср: Лк. 1:43 и Мф. 3:14. 11 Вероятно, следует понимать душу и тело и соответствующие им добродетели, которые все в лице Пресвятой Девы нашли совершенство. 12 Лк. 11:27—28. 13 Ин. 1:1. 14 Т.е. мip. 15 С этого места св. Георгий Схоларий говорит о Флорентийской унии, представляя слушателям всю пагубность ее как для православного сознания, так и для Византии. 16 2 Тим. 4:3. 17 Гал. 5:44. 18 Т.е. апостольское служение. 19 Гал. 1:10. 20 Ин. 5:44. 21 Здесь говорится о принятии греками на Флорентийском соборе римско-католического учения о превечном исхождении Духа Святого не только от Отеческой, но и от Сыновней Ипостаси, что выражается в словах «Filioque», внесенных латинянами в Никейский Символ веры. Св. Георгий Схоларий подчеркивает, что это учение противоречит непосредственным словам Господа нашего Иисуса Христа, говорящего, что Святой Дух исходит от Отца (Ин. 15:26) и др., а также противоречит православному учению, находящемуся у Св. Отцев, которое ставит Отца единственным Началом бытия Св. Духа. 22 Мне представляется, что здесь намек на св. Марка Ефесского. 23 Флп. 4:9. 24 2 Тим. 2:23—24. 25 Это место не совсем ясно; возможно, что оно, как заключающее непосредственный политический совет, небезопасный для дипломатических отношений Византии с Западом, сознательно сказано прикровенно. Св. Георгий советует обратиться «к народам» ( τα θνη ): этим термином прежде всего обозначаются варварские народы. Быть может, св. Георгий советует императору и Сенату резко изменить политику, порвать с Западом и заключить союз с турками. Лучше быть под турками, чем потерять Православие. Такой смысл намечается и в некоторых иных местах Слова св. Георгия Схолария. 26 Быть может, абсолютную нейтральность. 27 Быть может, среди турок. 28 Это было время постоянных и ни к чему не приводящих диспутов, обычно имевших место во дворце императора, между ревнителями Православия и сторонниками Унии или непосредственными латинянами, о несерьезности которых св. Георгий Схоларий упоминает и в своем письме к св. Марку Ефесскому, см.: Patr. Oriental. T. 17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3025...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010