Миссионер. Но так говорит ев. Иоанн не о всём св. Писании, а лишь о своём Евангелии, значит, по-вашему, возможно спастись и одним Евангелием Иоанна! К чему же тогда прочие свящ. Писания? Христос Спаситель повелевает верующим принимать и исполнять не часть, а всё Его учение. «Если пребудете во Мне говорит Он, и слова Мои в вас пребудут…; если заповеди Мои соблюдете, как я соблюл заповеди Отца Моего…, то пребудете в любви Моей… отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судию себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его…, ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец… и кто от Бога, тот слушает слова Божии» ( Ин.15:7–10, 12:48–50, 8:47 ). Не ясно ли отсюда, что Христос повелевает нам хранить всё, что Он сказал, если желаем пребыть в Его любви. Посему-то Он, заботясь о нашем спасении чрез сохранение у нас всех слов Божиих, сказал апостолам: «Я умолю Отца – и даст вам Духа Истины…, Который намучить вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам.., и будущее возвестит вам» ( Ин.14:17–26, 16:13 ) и пред вознесением Своим на небо повелел им: «идите (разумеется, после научения от Св. Духа, бывшего в день 50-цы), научите все народы…, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам», и только поверивший и принявший всё спасен будет ( Мф.28:19–20 ; Мк.16:16 ). Так, по заповеди Христа, апостолы и поступали: они «возвещали всю волю Божию» ( Деян.20:27 ) и убеждали верующих «исполнять всё, чему они научились, что приняли и слышали и видели в них» ( Флп.4:9 ). Вслед за апостолами и св. Церковь православная учит, что для спасения необходимо принять всё слово Божие, как записанное апостолами в св. Писании, так и переданное ими устно ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:14 ), посеянное в сердцах и памяти верующих ( Лк.8:11–12 ; 1Кор.11:2 ; 2Кор.2:17, 3:1–3 ; Деян.20:31–35 ; 1Сол.4:9 ). И только тот дойдет до истинного познания, кто «помнит всё апостольское и держит предания их так, как они передали», т. е. «или словом, или посланием» ( 1Кор.11:2 ; 2Сол.2:15 ; 1Сол.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» ( Рим.7:14–15 ); и еще: «А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» ( Рим.7:17 ) 733 . III. Печаль ради Бога и печаль мирская «Печаль ради Бога» ( 2Кор.7:10 ) бывает тогда, когда кто-либо огорчен тем, что пренебрежена заповедь Божия, по сказанному в Писании: «Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой» ( Пс.118:53 ). А «печаль мирская» бывает тогда, когда то, что огорчает, есть что-нибудь человеческое и свойственное миру. «Печаль ради Бога» есть начало восхождения и преуспеяния в горнем 734 . V. Радость о Господе Радость о Господе ( Флп.3:1 ) бывает тогда, когда человек радуется, что все происходит по заповеди Господней, во славу Божию. Поэтому когда мы исполняем заповеди Господни или творим что-либо во имя Господне, то, хоть бы это сопровождалось для нас скорбями, должны мы радоваться и сорадоваться друг другу. Не всякой душе дается радость от Бога. Но если кто много пролил слез о грехе своем, то плач его превращается в радость. «Радуйтесь, праведные, о Господе, правым прилично славословить» ( Пс.32:1 ). Если когда-нибудь в твоем сердце как бы ниспадший свет производил внезапную мысль о Боге и озарял твою душу, так что ты проникался любовью к Богу и презрением к миру и всему телесному, то из этого слабого и малого подобия познай состояние праведных, которое непрерывно возрастает в радовании о Боге. Тебе лишь временно и редко выпадает эта радость, по смотрению Божию, чтобы ты через мимолетное ощущение ее полюбил воспоминание о том, чего ты лишился через грех; а в праведнике божественное радование постоянно, потому что в нем несомненно обитает Дух Святой, первый же плод Духа есть «любовь, радость, мир» ( Гал.5:22 ). Итак, «радуйтесь, праведные, о Господе» ( Пс.32:1 ). Господь для праведных есть как бы такая обитель, в которой если кто находится, тот неизбежно веселится и радуется. И праведный, в свою очередь, делается как бы местом для Господа, приемлющим Его в себя. А грешник дает в себе место диаволу, не внимая апостолу, говорящему: «Не давайте места диаволу» ( Еф.4:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Посему и говорят они: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:16). Итак, венец славы возложен будет естественно на главу Спасителя нашего; но тем не менее он перейдет, и тогда будет как бы неким даром, на самих святых, подчиненных Ему, которые получат «неувядаемый славы венец» (1 Пет. 5 4); и будучи общниками страданий Его, сопричастятся и славе Его. Ибо несомненно, что спострадавшие Ему, будут Ему и соцарствовать (Рим. 8:17; 2 Тим. 2:12). О Вениамине «Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу» (Быт. 49:27). Рахиль первым родила божественного Иосифа, а за ним Вениамина; но Иосиф наименован был от отца юнейшим. Таковым признать дело мы согласны. Но скажем, что в таком случае Вениамин был юнее юнейшего. Вениамин был самый юный, и по справедливости может быть изображением и прообразом юнейшего народа, который и чрез святых учеников призван был, после того как Христос воскрес из мертвых и возвратился к Небесному Отцу и Богу. Волку же хищнику уподобляется по причине, думаю, горячности в стремлениях к научению и ко всегдашним набегам, к тому же весьма быстрым, как бы на некую добычу, на все то, что служит к благосостоянию, очевидно духовному. Ибо таковые весьма зорки к тому, чтобы видеть служащее на пользу и восхищать полезное, и быстры к избежанию того, что представляет собою несправедливое. Они же весьма мало доступны страху, хотя бы их, как собак на охоте, и окружали решившиеся отклонять их от добрых дел и слов; напротив они стойко выдерживают их нападение. Ибо они научены и весьма смело говорят: «кто ны разлучит от любве Христовой? скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8:35.) Их совершенно не совратят с возлюбленной ими стези лжепастыри, ввергающие их в ров, без пощады, как написано (Зах. 11:5). Весьма многое претерпевая, таковые считают страдание жизнью, и так восклицают: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:21). Итак, хотя они уподобляются и волкам хищникам, в том отношении, какое нами показано недавно, однако это, как кажется, нисколько не может служить для них оскорблением, поскольку и сам Спаситель именует Себя львом, тигром и пантерою, говоря: «Ибо Я как лев для Ефрема и как скимен для дома Иудина; Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасет» (Ос.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

После Ориона встал Пателлолий, и ему, спрашивающему о себе, [Феодор] ответил: “ Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6:2) [ 26 ]. Исправляй себя”. И когда он удалился, [Феодор] сказал всем присутствующим монахам о нем: “Поверьте мне, он страшен для бесов”[ 27 ]. Другому, вставшему после него, [Феодор] изрек: “ Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты мои на брань (Пс 143:1) [ 28 ]. Будь мужественен в этом”. И еще одному вставшему и спросившему [о грехах своих святой] сказал: “ Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф 6:12) [ 29 ]. Подвизайся”. Следующему, поднявшемуся после этого, [авва] сказал: “ Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор 7:1) [ 30 ]. Будь внимателен к сокровенным [помыслам] своим”. Наконец, другому вставшему [Феодор] сказал: “Когда молишься, говори: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс 18:13–14) [ 31 ]. Ибо сильная брань одолевает тебя с обеих сторон”[ 32 ]. 4. Мы внимали всему этому, произносимому [аввой] на египетском языке, а Феодор Александриец переводил его речи на греческий язык. Этот Феодор был [прежде] чтецом в церкви, именуемой церковью Пиерия, мужем святым и по жизни и речам своим, так что мог сказать: Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:19–20). Пока он был облачен в плоть, он [всегда] угождал Господу[ 33 ]. 5. В то время как я удивлялся, не понимая того, о чем говорится, по причине моего юношеского возраста и великой неопытности, Фиваидский раб Божий Феодор был спрошен еще одним [монахом]. Однако, храня молчание, он устремил взор свой к небу и встал. [Авва] находился посередине монашествующих, будучи окружен ими всеми, словно венком. Затем, повелев Феодору Александрийцу переводить, он сказал: “Я знаю, что слова мои вызовут раздражение среди тех из братий, которые суть плотские[ 34 ], но, поскольку Господь повелевает мне говорить, я скажу. Некоторые из рода нашего воздвигнут гонение на Церковь Божию, которое весьма преуспеет и многим повредит[ 35 ]. Таковыми же были замышлявшие козни против святого апостола Павла, которые проповедывали Христа не чисто , а по любопрению (Флп 1:16). Когда гонение будет в разгаре, то неожиданно царем станет язычник, который будет задумывать [коварные] замыслы против таинства Христова и стараться, насколько возможно, строить козни против христиан. Но Христос посрамит намерение его[ 36 ]. Ибо о нем написано: Презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает (Авв 2:5) [ 37 ]. Поэтому мы должны взывать к Богу, чтобы Он простер милость Свою на церкви для спасения многих”.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

После того как посвящены камни, на которых был закон, повелевает построить жертвенник из других цельных камней, то есть нетесаных и не подвергшихся ударам железа. Какой же может быть смысл этого? Христос есть «камень краеугольный, избранный» (1 Пет. 2:6); положен же Он в основание Сиона; ибо на Нем мы утвердились и имеем в нем как бы некоторое безопасное и непоколебимое основание; и мы, как живые камни, дом духовный, созидаемся в святой храм, в жилище Бога в духе. А с тем вместе мы — как бы и некоторый жертвенник; соединены вместе единством духовным и благоухаем верою во Христа и приносим чрез Него Богу и Отцу благоухание добродетелей, как самый благовонный фимиам. Поэтому богодухновенный Павел заповедует нам: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1). Итак, камни — мы сами, но цельные и неповрежденные; ибо, как я сказал, те, которые издают благоухание Самого Христа, всецело посвящают Ему свою душу; они не увлекаются привязанностью к мирскому, и не носят уже на себе язв, причиняемых нечистым и отвратительным грехом. Но как Христос не разделяем, так и они единомудренны и истинны. Они преданы единому Богу, остерегаются, как бы не принять участия в плотском и мирском. Так, посвятивши себя Богу, святой Павел пишет: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:21). Необходимо помнить, как Бог изрек нам тот же закон в другом месте, так говоря: «если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их» (Исх. 20:25). Итак, как я уже сказал, камни должны быть цельные и нетесанные. Но, говорится, «ешь там, и веселись пред Господом Богом твоим» (Втор. 27:7). Ибо те, которые достигли такой славы, что в состоянии благоухать Христом, вполне справедливо насыщаются святою Божественною пищею и духовно радуются в очах Бога. Но это дано будет тем, которые получили духовные благословения и в церквах уверовали в Господа нашего Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3511...

Скачать epub pdf Глава 15 Прощальная Беседа Господа с учениками (продолжение: ст. 1–27). 1. Ин. 15:1 . Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Ис. 5 ; Пс. 79:9,15 д.; Мф. 21 п. 2. Ин. 15:2 . Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Флп. 1:11 . 3. Ин. 15:3 . Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Ин. 13:10, 17:8 . Со словами: встаньте, пойдём отсюда Господь с учениками Своими, вероятно, оставил горницу пасхальную, воспев заключительные пасхальной вечери псалмы ( Мф. 26:30 ; Мк. 14:26 ; ср. прим. к Мф. 26:2 ). – Я есмь истинная виноградная лоза и пр.: если предполагать, что Господь взял внешний образ для дальнейшей речи Своей, как нередко делает Он, из окружавшей и бывшей пред глазами действительности, то можно полагать, что образ виноградной лозы заимствован от разведённых по рёбрам горы Елеонской виноградных садов. Это был прекрасный образ для раскрытия и разъяснения ученикам тех отношений внутренних, духовных, в каких они всегда должны находиться к Нему, тем более, что этот образ так часто был употребляем в ветхозаветных писаниях ( Ис. 5 и далее; Иер. 2:21 ; Иез. 15 и далее; Иез. 19:10 и далее и др.), и ученикам, вероятно, был известен как образ для изображения духовных отношений. Пункт сравнения между виноградной лозой и Христом есть органическое единство, в каком находится ствол виноградной лозы с её ветвями и по которому ветви могут жить только жизнью ствола и приносить плод (как и во всяком, впрочем, растении). Как ветви живы и приносят плод лишь постольку, поскольку питаются соками ствола, так и ученики и все последователи Христовы могут быть духовно живы лишь постольку, поскольку они эту силу духовной жизни заимствуют от Господа. По идее совершенно таков же употребляемый св. Ап. Павлом образ главы и членов тела ( Еф. 5:30 ; Кол. 2:19 ). – Истинная виноградная лоза: т. е. Я истина того в духовном смысле, что в природе представляет, например, виноградная лоза.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Твердость Увещания к твердости: Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа ( Пс.30:25 ). Будьте тверды, непоколебимы ( 1Кор.15:58 ). Верующие должны пребывать твердыми а) в вере: Бодрствуйте, стойте в вере ( 1Кор.16:13 ). Ходите в Господе, будучи утверждены в Нем и укреплены в вере ( Кол.2:6–7 ); б) в деле исповедания нашей надежды: Упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца ( Евр.3:6 ). Будем держаться исповедания упования неуклонно ( Евр.10:23 ); в) в благих наставлениях и здравом учении: Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим. Сам же Господь да утвердит вас во всяком слове и деле благом ( 2Фес.2:15–17 ). Пребывай в том, чему научен, зная, кем ты научен ( 2Тим.3:14 ); г) в христианской свободе: Стойте в свободе, которую даровал нам Христос ( Гал.5:1 ). д) в борьбе с искушением: Укрепляйтесь Господом, облекитесь во всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять ( Еф.6:10–13 ); е) в борьбе за веру и евангелие: Живите достойно благовествования Христова, чтобы мне слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую ( Флп.1:27 ); ж) в скорби: Мы послали Тимофея, чтобы утвердить вас в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях ( 1Фес.3:2–3 ); з) даже до конца: Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца ( Евр.3:14 ). Верные должны утверждаться а) в своем звании и избрании: Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь ( 2Петр.1:10 ); б) в святости: Мы исполнены любовью к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными в святыне пред Богом ( 1Фес.3:13 ). Бог силен и верен, чтобы утвердить верующих: Бог всякой благодати да утвердит вас, да укрепит, да соделает непоколебимыми ( 1Петр.5:10 ). Верен Господь, Который утвердит вас ( 2Фес.3:3 ). Верующие бывают тверды а) по благодати: Хорошо благодатью укреплять сердца ( Евр.13:9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Христианин должен служить Богу искренно, не притворно: Ин.4:23–24 ; притворное служение, как служение фарисейское, не угодно Богу: Мф.13:14 . Однако если кто и притворно проповедует Христа, на словах проповедует веру во Христа и любовь к нему, а сам в душе не имеет ни того, ни другого, ищет своего: Флп.2:21 , то и о сем радуется апостол, радуется не за проповедующего, который не получит награды от Бога (он её и не ищет), а за Христа, слава Которого такой проповедью всё же распространяется. Здесь вразумление для тех, кто соблазняется недостойной жизнью некоторых пастырей Церкви; всё же они проповедуют Христа и содействуют славе Его, и о сем подобает радоваться. Слушать и недостойных пастырей Сам Господь повелел: Мф.23:3 , только по делам их запретил поступать. 1Фес.4:9 . «О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга». Объяснение. Этими словами нисколько не подтверждается лжеучение еретиков, отвергающих учительство человеческое и мнящих о себе, будто они научены Самим Богом. Как видно из 1–2 стихов этой же главы, Фессалоникийцы получили наставление, как должно угождать Богу от апостолов. Усовершенствовавшись с помощью благодати Божией в братолюбии, они не настолько усовершились в прочих добродетелях, чтобы апостол не имел побуждения просить их, умолять: ст.1, не оставлять их в неведении: ст.13, и заклинать: 1Фес.5:27 , словом, употреблять по отношению к ним своё человеческое учительство: срав. 2Тим.2:2 ; 1Кор.12:28 ; Рим.10:14 . Евр.3:13 . «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом». Объяснение. Здесь говорится относительно наставлений частных, семейных, с благословения пастыря, религиозных беседах: 1Пет.5:1–2 , а никак не о церковном учительстве, в котором проповедник должен иметь посланство: Рим.10:15 ; 1Кор.12:28–29 . Евр.8:8:10–11 . «И вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их... и не будет учить каждый ближнего своего... говоря: познай Господа, потому что все, от малого до большого, будут знать Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Человек – единственный во всем творении – сотворен по образу и подобию Божию ( Быт.1:26 ). Он был создан Богом из праха в самом конце творения («шестой день»), чтобы дышать «дыханием жизни», чтобы знать Бога и владеть всем миром. Человек был сотворен в двух полах – «мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:27 ), – чтобы он «плодился и размножался» ( Быт.1:28 ). Следовательно, различие полов ни в коем случае не есть следствие греха, а принадлежит самой природе человека, непосредственно сотворенной Богом.И задача человека – образа Божия, правителя вселенной и соработника Предвечного Творца – «отражать» Бога в мироздании, распространять по всей вселенной его волю и власть и претворять всё существующее в Божий рай. Человек был сотворен для жизни куда более высокой, чем жизнь любой другой твари, включая даже и ангелов, прославляющих Бога и служащих спасению людей. Именно поэтому Православная Церковь величает Марию, Матерь Божью, как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», ибо то, что прославляется в Богородице как уже достигнутое, является тем, чего ожидают и на что надеются все люди, «слышащие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк.11:28 ). Полностью понять и оценить, что значит быть человеком, можно только в свете откровения Христова.…Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. ( Флп.2:9–11 ) Будучи Божественным Словом и Сыном Божьим в человеческой плоти, Господь раскрывает истинный смысл человеческой природы. История творения, данная в Книге Бытия, во Христе становится ясной: Ветхий Адам – прообраз Адама Нового.Так и написано: «первый человек Адам стал душою живущею»; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба…. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. ( 1Кор.15:45–49 )

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Чувство радости не оставляет верного раба Божия среди скорбей и бедствий еще и от сознания спасительного их значения, как средства, очищающего душу и приготовляющего ее к вечному спасению ( Откр.21:27 ). Потому Слово Божие называет страдание «горнилом» ( Ис.48:10 ), или иначе горном, в котором душа человека освобождается от всякой житейской грязи, накипи и становится – «золото, огнем очищенное» ( Откр.3:18 ): «кого Я люблю, – говорит Господь, – тех обличаю и наказываю» ( Откр.3:19 ; Евр.12:6 ). Поэтому некоторые благочестивые мужи и просили Господа в молитвах своих: «Господи, накажи меня здесь (на земле)!..» Знает еще верный раб Божий, что Господь никогда не пошлет ему испытаний «сверх сил» ( 1Кор.10:13 ) и что «по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор.1:5 ). 3) Третье сокровище заключается в свободе души, иначе сказать, в таком ее благодатном состоянии, когда она освобождается от рабства греху ( Рим.6:18–22 ) и из власти или рабства диавола ( Деян.26:18 ), освобождается из уз диавольских ( 2Тим.2:26 ). Эту свободу истинную подает только Один Сын Божий – Спаситель мира: «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин.8:36 ); подаст же Он духовную свободу только исполнителям Евангельского закона: «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» ( Рим.8:2 ) На высшей ступени этой благодатной свободы христианин становится носителем Евангелия, иначе сказать – «живым Евангелием», так как оно сродняется с его сердцем, становится его природой, и он как бы приобретает сердце Господа Иисуса, – как написано: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ). В таком светозарном равноангельском состоянии свободы духа праведник уже не нуждается в указаниях, или напоминаниях закона, так как само освященное сердце по своему влечению свободно исполняет все заповеди и заветы Божии ( Евр.10:16 ). В этом смысле и сказано, что «закон положен не для праведника» ( 1Тим.1:9 ): сердце праведника становится сокровищем доброго и он «из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» ( Лк.6:45 ). В таком состоянии духа и апостол Павел писал: «Будьте подражателями мне, как я Христу» ( 1Кор.11:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010