§ 354. Поскольку приходим ко Христу и благодатью Его к Небесному Отцу Богу нашему не ногами, но сердцем и верою, не изменением места, но изменением сердца и мысли нашей на лучшее, потому и последуем Ему не ногами нашими, не переходом с места на место, но верой, любовью, изволением и изменением жизни нашей. Многие во время плотского Его жития на земле ходили за Ним ногами, но сердцами от Него отвращались, а многие и враждовали и злобились на Него, каковы были книжники, фарисеи и прочие Его враги. Так и ныне многие из христиан устами приближаются Ему, поют Ему, хвалят и говорят Ему: Господи, Господи, – но сердцами далеко отстоят от Него: хотят со Христом прославленным быть, но с поруганным быть не хотят. Но святая вера, которая верного со Христом соединяет, требует того, чтобы верный везде и всегда, как член от главы, неотлучен был, то есть и здесь крест свой носил и за Ним ходил, и в будущем веке в славе с Ним царствовал. Должно христианину не только устами приближаться Христу, но и сердцем Ему прилепиться и последовать, если угодить и верно служить Ему хочет. § 355. Христос, Сын Божий, Господь наш, живя на земле, не только заслужил нам милость и благословение у Небесного Отца Своего, как выше о том многократно сказано, но и как словом научил, так и делом показал, как нам Богу угождать, свято и по-христиански жить, поскольку мы не знали сами, в чем то богоугодное житие состоит. Ибо, по свидетельству Святого Писания, Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли уразумевающий или ищущий Бога. Все уклонились, все стали совершенно негодны: нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13:2-3). Поэтому Сын Божий явился на земле в образе человеческом и свято и непорочно пожил между людьми, так что не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Петр. 2:22). И святое Свое житие подал нам в пример для подражания, чтобы на него, как в чистое зеркало, часто посматривали и верою в Него отирали скверны, к душам нашим прилипшие, как говорит: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13:15). Любовь, смирение, терпение, кротость, милосердие и прочие святого Своего сердца свойства открыл, чтобы и мы делали то же, что в Нем видим, как говорит: Научитесь от Меня (Мф. 11:29). Потому и апостолы святые к подражанию представляют нам житие Христово: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Петр. 2:21). И святой Павел говорит: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, и прочее (Флп. 2:5 и след.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

ст. 1. Братья, я от всего сердца моего желаю, и молю Бога, о спасении Израиля. ст. 2. (Не отнимая у них справедливости) свидетельствую им, что они имеют ревность Божию, но не по разуму. Деян.22:3 ст. 3. Поскольку, не разумея правоты Божией, и усиливаясь поставить свою правоту, не повинулись правоте Божией. 169 Флп.3:9 ст. 4. Ибо концом закона (есть) Христос, во оправдание всякому верующему. 170 τλο кончина; Мф.5:17 ; Деян.13:38–39 ; Лев.18:5 ; Неем.9:29 ; Втор.30:11–13 ст. 5. Ибо Моисей оправдание, (предлагаемое) от закона, так описывает: кто исполнит законные предписания; таковой человек наследует по оным живот (вечный). 171 ст. 6. А оправдание от веры (получаемое), говорит так: не скажи ты в сердце своем, кто, де, взойдет на небо? то есть, Христа свести (оттуда). 172 ст. 7. Или кто сойдет в бездну (земную)? то есть, чтоб Христа возвести из мертвых. ст. 8. Но что говорит Писание? близ тебя глагол во устах твоих, и в сердце твоем, то есть глагол веры который мы проповедуем. Апостол здесь изъясняет, о каком он глаголе веры выше сказал? ст. 9. То есть, если ты будешь, устами исповедать Господа Иисуса, и уверуешь сердцем твоим, что Бог воскресил его из мертвых то спасешься. Вт.30:2–6,10 ст. 10. Поскольку сердцем веруется в правоту, а устами совершается исповедание (веры) во спасение. 173 ст. 11. Ибо писание говорит: всяк веруя в Него (Спасителя) не постыдит себя. Ис.28:16 ст.12. Ибо нет различия между Иудеем и Эллином, так как Он есть Бог всех, богатый (милостию) для всех призывающих Его. Деян.10:24,35–36 ст. 13. Ибо, (по Писанию), всякий кто только 174 призовет имя Господне, спасется. Иоил.2:32 ; Иер.17:7 ст. 14. А как (люди) призовут того, в Кого они не уверовали? как же уверуют в Того, о Ком, не слышали? а как могут слышать без проповедающего? ст. 15. Как же проповедовать будут, если (проповедники) посланы не будут? так как (у Пророка) написано: коль прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Ис.52:7 ст. 16. Но не все послушали благовестия; ибо Исаия (жалуясь, на то) говорит: Господи, кто веровал слышанному нами (от Тебя)? 175 Ис.53:1

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Там сказано: «Воздерживаться от идоложертвенного и крови, от удавленины и блуда, соблюдая сие, хорошо сделаете» ( Деян. 15:24–29 ) (4) Все то, о чем говорит апостол, – это другое дело: «Или не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницей сестру или жену, как другие апостолы, братья Господни и Кифа? Однако мы не воспользовались этой властью и все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» ( 1Кор. 9:4–12 ), (5) неся бремя, если необходимо ради одного блага отказаться от всего остального, и являя пример для тех, кто стремится к умеренности, дабы они не ели все без различия из того, что стоит на столе, и не совокуплялись с первой подвернувшейся под руку женщиной. Особенно это относится к тем, кому по плану поручено являть образец для учеников. (98, 1) «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя», – как сказано, – «дабы приобрести всех». «И каждый, стремящийся к победе, воздерживается от всего». «Ибо Господня земля и все, что наполняет ее». 741 (2) «Для успокоения совести», следовательно, мы воздерживаемся от всего, от чего воздерживаться должно. «Совесть же я разумею не свою», знающего, «но другого», дабы он не получил дурной урок и не последовал дурному примеру в том, что он не понимает, и не сделался неразумным вместо благоразумного человека. (3) «Ибо для чего моей свободе быть судимой чужой совестью? Если я с благодарением принимаю, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю. Все, что вы делаете, делайте во славу Божию» 742 , ибо именно на это вам указывает правило веры. XVI. Писание о постоянстве и терпении (101, 1) Божественный апостол определяет правило гностической жизни, говоря следующее: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Я умею жить и в скудности, и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Я все могу силою Того, Кто укрепляет меня» ( Флп. 4:11–13 ). (2) Полемизируя с иными и стремясь устыдить их, он, не сомневаясь, говорит следующее: «Вспомните прежние ваши дни, когда вы, бывши просвещены, выдержали великий подвиг страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Ещё и страдание – тоже есть дар Божий, как говорит апостол Павел из римской тюрьмы: “Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него” (Флп. 1, 29). “Если злословят вас за имя Христово, то вы – блаженны, – говорит апостол Пётр, – ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас”. (1 Петр. 4, 14); где Дух, там – Царствие Божие. Бедность, принимаемая ради Христа, тоже ведет к Царствию Божию... Вспомним рабов древних, которых апостол зовёт к повиновению господам, как рабов Христовых, [призывая их] служить “с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделают, – раб ли, или свободный” (Еф. 6, 5—8); “дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога” (Тит. 2, 10). Прекрасное слово – “украшение” христианства, Церкви Божией... И это воистину так и есть. И мученики за Христа и являются таким украшением Церкви; и потому в антиминсы всегда влагаются, как драгоценные камни, частицы мощей их. Так Церковь, как Невеста Христова, украшается мощами святых, даже одеждами их, облагодатствованных Духом Святым. Не будем уже много говорить о [таких] небесных дарах из Царства Божия, как цветы из рая, плоды из райских садов, о многократных видениях из Царства Божия, – о чём часто повествуется в житиях святых. Расскажу в заключение, лишь один случай, о котором я слышал недели две тому назад. Одна семья находилась в крайнем положении краха: имущество их должно было пойти с торгов. Хозяин даже думают о самоубийстве. А внука дедушка (по матери) просил у родителей отдать ему для усыновления и воспитания. Мать легла отдохнуть на кровать... Вдруг она слышит, как кто-то вошёл в столовую. Она встала и вдруг видит, как там стоит давно умершая знакомая им старушка Прасковья Дмитриевна Левашова. Не успев ещё как следует одуматься, хозяйка мгновенно спросила: – Прасковья Дмитриевна! Это – вы? Но та не ответила ей на вопрос, и только сказала: – Вы упали духом! Мы (так и сказано было) не можем допустить, чтобы Симочка (мужа старушки, рассказывающей мне об откровении, звали Семеном Николаевичем, а сокращенно Симочкой) оказался в такой беде. Немедленно пусть он едет в Санкт-Петербург к моему (сыну) Николаю и от моего имени скажет ему, чтобы он устроил всё. А сына своего никому не отдавайте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Так не будем любить эти житейские блага, чтобы любовь к Богу оставалась в нас чистою и не ослабевала от разделения. Это богатство может доставить нам всякое другое богатство, вся­кое сокровище, всякую почесть, всякую славу, всякую знамени­тость. Будем же хранить его, и мы не станем нуждаться ни в чем другом. Если иные, предавшись постыдной любви и воспламенившись страстью к какой-нибудь красивой девице, часто, не смотря на угрозы родителей, на упреки друзей и насмешки посторонних людей, не оставляют ее, но из привязанности к ней пренебрегают и своим домом, и отцовским наследством, и славою, и добрым именем, и увещанием друзей, считал ве­ликим для себя вознаграждением за все это, когда бывают угодны своей любимице, хотя бы она была незнатна, бесчестна и какая бы ни была, то любящие Бога, как должно, могут ли когда-нибудь быть чувствительными к человеческим радостям или горестям? Нет, преданные этой любви даже не станут смотреть на блеск настоящей жизни, но будут смеяться над всяким благоденствием, презирать и всякое бедствие, привязав­шись любовью к Богу, не видя ничего другого, кроме Его одного, представляя Его везде и считая себя блаженнее всех. Хотя бы они были в бедности, хотя бы в бесчестии, хотя бы в узах, хотя бы в скорбях, хотя бы в крайних бедствиях, они будут считать себя счастливее самих царей, находя не­которое дивное услаждение среди всех своих страданий в том, что они терпят их для своего Возлюбленного. 6. Вот почему и Павел, находясь среди ежедневных смертных опасностей, в темницах, в кораблекрушениях, в пустынях, подвергаясь бичеваниям и другим бесчисленным наказаниям, радовался и веселился, ликовал и хвалился, и то говорил: «хвалимся надеждою славы Божией, и не сим только, но хвалимся и скорбями» ( Рим.5:2–3 ), то опять: «ныне радуюсь в страданиях моих..., и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его» ( Кол.1:24 ); и при­том называл это благодатным даром, исповедуя и выра­жаясь так: «вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» ( Флп.1:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Так часто поступаем мы с своими детьми: если невольно сделаем им какое–либо зло, то мучим себя и наказываем; тоже и относительно друзей. Если же оскорбить друзей или детей для нас гораздо тяжелее, чем вытерпеть наказание, то тем более нужно питать такие чувствования по отношению к Богу, неугодное Ему дело считать ужаснее всякой геенны. Таков был блаженный Павел: он говорил: « Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем » (Рим. 8:38, 39). И мы, когда ублажаем святых мучеников, то ублажаем их прежде за раны, а потом — за награды, прежде — за страдания, а потом — за уготованные им венцы, потому что награды от ран, а не раны от наград получают свое начало и основание. 3. Так и блаженный Павел радовался прежде не о благах, уготованных (ему), но о скорбях, постигших его ради Христа, и восклицал: « Радуюсь в страданиях моих за вас » (Кол. 1:24); и в другом месте: « Не сим только, но хвалимся и скорбями » (Рим. 5:3); и еще: « Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него » (Флп. 1:29). И подлинно, удостоиться претерпеть что либо ради Христа — величайшая благодать, венец совершенный и награда, не меньшая будущего воздаяния! Это знают те, которые умеют искренно и пламенно любить Христа. Такова была и эта жена, имевшая горячее расположение и пламенную любовь к Богу, почему и говорила: « Радуюсь о спасении Твоем ». Не было у нее ничего общего с землею; нет, она презрела всякую человеческую помощь, окрылялась благодатью Духа, носилась горе, во всем обращала взор к Богу и у Него искала избавления от постигших ее бед. Знала она, твердо знала, что все человеческое, каково бы оно ни было, подобно природе дающих (людей), и что, если мы хотим стать на крепком якоре, то нам нужна во всем помощь свыше. Поэтому она и прибегала во всем к Богу, и, получив от Него благодать, радовалась более о Подателе, и с благодарностью говорила: « Нет [столь] святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш » (1 Цар.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

V. Итак те, «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:13 ), являют Отцу единодушие примиренных сынов, и в Рожденном прежде всей твари ( Рим.8:29 ; Кол.1:15 ; Гал.6:15 ), Который пришел исполнить не Свою волю, но – Пославшего ( Ин.6:38 ), сходятся все усыновленные, ибо милостивый Отец принял наследников не раздираемых противоречиями или разномыслием, но одно помышляющих и одно возлюбивших ( Флп.2:2 ). Те, кто одним способом возрождены, должны иметь и схожую душу. И Рождество Господа есть рождение умиротворения, как говорит Апостол: «ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно» ( Еф.2:14 ). Как иудеи, так и язычники, «через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» ( Еф.2:18 ). (Иисус) же, прежде дня страстей добровольным решением избранный, Своих учеников наставлял, говоря: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». И не скрывая под общим названием суть Своего мира, добавил: «не так, как мip дает, Я даю вам» ( Ин.14:27 ). Говорит Он, что (окружающий) мip любит свое ( Ин.15:19 ) и многие погрязли в постыдной любви к нему. Сроднились же эти души через порок, а схожие желания породили и одинаковые действия. И если даже не хотят они возврата к уродливому и постыдному (состоянию) и исключают из договора своей любви недопустимые статьи, но при этом остаются либо иудеями, либо еретиками, либо язычниками, то все равно это не от любви к Богу, но от любви к мipy. Тот (свыше грядущий и горе приводящий мip), к которому устремлены церковные духовные (люди), не хочет, чтобы мы соединялись каким-либо образом с возлюбившими этот мip, но чтобы, напротив, противостояли всем напастям и от гибельных удовольствий воспарили к истинным радостям, как говорит Господь: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:21 ). Если любишь то, что внизу, то и сходишь вниз, а если почитаешь Горнее, то и достигаешь вышнего, поэтому нас (одно желающих, об одном помышляющих и единодушных в вере ли надежде ли, любви ли) ведет Дух мира. А «все водимые Духом Божиим суть сыны Бога» ( Рим.8:14 ), Который царствует с Сыном и Святым Духом во веки веков. Аминь.   Слово VII на Рождество Христово

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sl...

И вы, господа, постигайте с ними также, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия ( Еф.6:1–9 ). Возлюбите все вы всё, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе ( Флп. 4:7–8 ). И кто же такие сами штундисты, теперь вам в точности знать надлежит? И кто они именно такие, хорошенько выслушайте то, что будет сказано дальше. Они сами о себе говорят: Когда мы были православными, то мы были пьяницы, развратники, прелюбодеи, трубокуры, воры, разбойники, фарисеи, идолопоклонники и тому подобное, а теперь – штундисты, т. е. по-нашему, еретики, т. е., прежде достойные казней Божьих, а теперь осуждённые на лишения Царствия Божия. Так слышите, кто они такие были, по собственному их признанию, которое выше и ценнее всякого другого рода свидетельства, кто они были раньше и кто теперь? Значит, не мы, православные, все пьяницы, развратники, воры и т. п., ибо о нас никто так не говорит, кроме штундистов, и они, по собственным же их словам, были таковы. И если так, то как же они несчастны, как жалки! В таком случае надлежало бы им спешить во врачебницу – во Св. Храм, где врачи, веры, исцеляющие всякие болезни – священники, и где лекарство – благодатные Таинства, шли бы туда, двери всегда там открыты, врачевание подаётся туне, требуется лишь вера, которая потерпела у них такое сильное кораблекрушение ( 1Тим.1:19–20 ); и то они, бедные, уподобились псу, возвращающемуся на свою блевотину. В таинстве крещения они измылись и освятились, в таинстве покаяния это очищение повторялось не однажды, и теперь опять пошли они скверниться и валяться в той же греховной грязи, от которой, однако, не принимают никакого очищения. Познав Господа и отступив от Него, они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему ( Евр.6:6 ). Какой грех , какое преступление! но подумайте, какое же готовится таким грешникам и наказание: если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, без милосердия наказывается смерью, то сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия, и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящён, и Духа благодати оскорбляет? ( Евр.10:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010