Хронология палестинского пилигримства графа Роберта довольно запутана, но между тем имеет для нас важное значение. Один из специальных историков Фландрии (Kervyn de Lettenhove, Histoire de Flandre, I, 305) считает годом отправления графа Роберта во Святую Землю 1085 год и утверждает, что путешествие продолжалось четыре года (р. 306). Зибель, на основании некоторых не вполне точных источников, указывает, с одной стороны, также 1085 год (Geschichte des ersten Kreuzz. S. 182), а с другой (S. 463), на основании старого сочинения Мейера, на которое ссылался еще Дюканж, утверждает, что в 1089 году Роберт Фриз еще не воротился в свое отечество. Вот более положительные и вполне достоверные данные: 1) В одном документе (напечатанном в Recueil des chroniques de Flandre, t. I. Appendices 2, p. 704) маркиз Роберт младший, сын Роберта Фриза, называет июль 1087 года началом своего правления: in exordio principatus nostri – Actum – pridie nonas julii, anno Dominicae incarnationis MLXXXVII, epacta XIV, indictione X; а Роберт младший и по тем свидетельствам, которые полагают отправление его отца в Палестину в 1085 году, сделан был правителем Фландрии именно по случаю отправления Фриза в Палестину. Итак, Роберт Фриз оставил графство своему сыну и ушел в Палестину не ранее первых месяцев 1087 года. Некоторые источники (См. MG. SS. V, 66), назначающие для этого 1088 год, ошибаются все-таки менее, чем, например, Бертинская хроника. 2) В более краткой и более достоверной генеалогии графов Фландрских сказано, что путешествие графа продолжалось только два года. MG. SS. IX, 307: Post aliquot annos ivit in Ierusalem; unde post duos annos reversus и т. д. Итак, граф Роберт Фриз возвращался и был в Константинополе не позже зимы 1088–1089 года, что вполне согласно с ходом рассказа у Анны Комниной. Легко объяснить ошибку, назначающую четыре года для палестинского пилигримства Роберта I. По возвращении из Константинополя, он вскоре отправился со своей сестрой Аделью через Францию в Италию. Таким образом стали говорить, что он отсутствовал или был в путешествии четыре года, а потом отнесли время его отправления к 1085 году. 3) Мы не имели в руках сочинения Мейера и не знаем, к какому месяцу 1089 г. относится документ, им приводимый. Но если это тот самый документ, который касается канцлерского достоинства Фландрии, то он был приведен Мейером без обозначения месяца, потому что в таком именно виде приводится он снова в других сочинениях (См. Monuments pour servir a l " histoire des provinces de Namur, de Hainaut et de Luxembourg, recueillis par le Baron de Reiffenberg. T. I, p. 564. Warnkönig, Flandrische Staats- und Rechtsgeschichte, I, 262. III, 119). Итак, Роберт Фриз действительно не возвращался в свое отечество в первых месяцах 1089 года, но летом этого года был во Фландрии. [Ср. также Michaud, Hist, des crois. I, 69.]

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

181 Папа в увещательной булле Фризу писал: quod maximum est inter seculi principes rarum, dote litterarum scientiac atque religioniste (Deus) donavit. Recueil des chroniqucs de Flandre, I, p. 3. 182 Recueil des chroniques de Flandre, I, p. 4. Послание Фландрского духовенства к архиепископу с жалобами на графа. Жалобы интересны: граф Роберт требовал, чтобы все священники были непременно достойные, как будто замечают клирики, грешник уже не человек. Но если грешник не человек, то не нужно бы и искупления. 184 Brevior genealogia, Recueil des chr. de Fl., I, p. 14: Robertus cogno-mento Friso strenuissimus principum totius christianitatia tempore suo. 186 Lamberti Aunales (современные, оканчиваются 1077 годом), MGr. SS. V, 181: Assumpto plebeio habitu, inter eos, qui Hierosolimam causa orationis pergebant, Constantinopolim ire parabat, vocatus eo crebris legationibus North-mannorum, qui sub imperatore Constantinopolitano militabant, quique ei, si illuc veniret, tocius Greciae principatum pollicebantur- 187 Legenda S. Ladislai regis, Endlicher, Monum. Arpadiana p. 240: cum autem fama sancti Ladislai regis nomen longe lateque diffudisset, duces Francorum, Lothoringorum et Allemannorum, idem peregrinacionis iter conuouentes, pium regem Ladislaum sibi suisque ducem et preceptorem fore concorditer pecierunt. Cp. Thwrocz [=Chron. pictum Vindob. p. 199]. 189 Anna p. 227 Β: νεολκτους καταλγων, πσοι τε κ Βουλγρων κα πσοι τν νομδα βον ελοντο (Βλχους τοτους κοιν καλεν οδε διλεκτος). 190 [Procop. De Aedif. p. 306,17 Bonn.: Χερονον; p. 546 в указателе: Cheroenum vel Cerdinum castrum Thraciae.] 192 Anna p. 228 Β: προαγο δ πντων Τογορτκ, Μανικ κα τεροι νδρες μαχιμτατοι. Что Тогортак иди Тогорта (ср. варианты Τογορτν, Τογορτο, Τογορτ р. 277В) у византийской писательницы и Тугоркань, Турткань и Тугторакань русских летописей – одно и то же лицо, это не требует доказательств. Но тождество Маниака и Боняка точно так же несомненно: как Магомет назывался у Русских Бохмитом, мусульмане – бусурманами, точно так же Маниак (Маньяк, Маняк) должен был превратиться в Боняка.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Гравюра «Tota Pulchra». 1527 г. Париж («Часослов Девы Марии», употреблявшийся Риме. Издание Жермена Гардуэна). «Tota Pulchra» 1526–1541 гг. Париж (Гравюра, живописно раскрашенная под миниатюру. «Часослов Девы Марии», употреблявшийся Риме. Издание Жермена Гардуэна, на латыни и французском языке). Гравюра «Tota Pulchra». 1513 г. Париж (Фронтиспис книги Йоссе Клихтове. De puritate Sanctae Virginis. Йоссе ван Клихтове (Josse van Clichtove), латинизированная форма — Юдокус Клихтовеус (Jodocus Clichtovaeus), (1472–1543) — известный деятель Контрреформации, фламандский богослов, родом из Ньюпорта (Фландрия), профессор Наваррского коллежа в Париже. Гравюра на металле «Tota Pulchra». «Бревиарий». 1519 г. Париж (Издание Тильмана Кервера).  Миниатюра «Tota Pulchra». Вторая половина XVI b. («Часослов Девы Марии» (Sarum). Фландрия, на латыни. Библиотека Хоутона Гарвардский Университет, Кембридж, Великобритания). Миниатюра «Tota Pulchra». Вторая половина XVI b. Париж. («Часослов Девы Марии», принадлежавший Этьену Алема, владельцу Верней-сюр-Сен, на латыни и французском языке. Mc-1175, F. 59r. Библиотека Арсенала, Национальная библиотека Франции, Париж, Франция). Mále É. L " art réligieux après le Concile de Trente, étude sur l " iconographie de la fin du XVIe, du XVIIe et du XVIIIe siècles en Italie, en France, en Espagne et en Flandre. Paris, 1932. P. 44. Адриан Изенбрандт. «Tota Pulchra». 1535 г. Брюгге (Габсбургские Нидерланды. Дерево, масло. Музей Варшавы, Польша). Питер Классенс Старший (1500–1576). «Tota Pulchra». 1550-1575 гг. Брюгге. (Габсбургские Нидерланды. Дерево, масло. Боннефантенмузеум. Маастрихт. Нидерланды). Школа Педро Диаса. «Tota Pulchra». Середина XVI b. (Ретабло. Церковь Сан-Сатурнино, Артахона, Наварра, Испания). Педро де Апонте. «Tota Pulchra». 1528–1530 гг. (Панель ретабло. Церковь Санта Мария ла Реал. Олите, Наварра, Испания). Эстебан де Обрей, Хуан де Морето, Николас Лобато. «Tota Pulchra». 1541-1548 гг. (Фламандский дуб, резьба. Резная панель хора. Базилика Девы Марии Пилар, Сарагоса, Испания).

http://bogoslov.ru/article/6193332

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛДУИН I [лат. Balduinus; франц. Baudouin] (1171-1205), 1-й имп. Латинской империи (1204-1205), к-рая образовалась на части территории Византии после захвата К-поля рыцарями 4-го крестового похода 13 апр. 1204 г. Граф Фландрии, родственник франц. кор. Филиппа II Августа (1180-1223), один из вождей 4-го крестового похода. 9 мая 1203 г., во время осады К-поля крестоносцами, на коллегии специальных выборщиков из числа участников похода Б. был провозглашен императором, коронован в соборе св. Софии 16 мая 1204 г. Согласно договору, заключенному в марте 1204 г. между участниками похода и поддерживавшими их венецианцами о разделе Византийской империи, Б. получил в качестве домена 4-ю часть ее территории, как в Вост. Фракии, так и в М. Азии. В марте 1205 г. выступил с войском против восставших греков Адрианополя, поддержанных Болгарией. 14 апр. 1205 г. в битве при Адрианополе был разбит болг. царем Калояном (1197-1207), умер в плену. Лит.: Hendrickx B. À propos du nombre des troupes de la quatrième croisade et de l " empereur Baudoin I//Byzantina. 1971. Vol. 3. P. 31-41; idem. Baudouin IX de Flandre et les empereurs byzantins Isaac II l " Ange et Alexis IV//Revue Belge de philologie et d " histoire. 1971. T. 49. Fasc. 2. P. 482-489. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: АЙЮБИДЫ мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. XIII в. БОЭМУНД ТАРЕНТСКИЙ норманнский гр. Тарента (совр. Таранто) в Юж. Италии, кн. Антиохии (с 1098), один из предводителей 1-го крестового похода ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (ок. 1060/61 — 1100), герц. Н. Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода и основателей Иерусалимского королевства крестоносцев ДАИБЕРТ († июнь 1106), участник 1-го крестового похода, 1-й лат. патриарх Иерусалимский (1099 - 1102, 1105 - 1106)

http://pravenc.ru/text/77432.html

Лит.: Успенский Ф. И. Визант. писатель Никита Акоминат из Хон. СПб., 1874. С. 181-193; он же. Образование Второго Болгарского царства. Од., 1879. С. 109-173; Cognasso F. Un imperatore bizantino della decadenza: Isaacco II Angelo//Bessarione: Riv. di studi orientali. R., 1915. T. 31. P. 29-60, 247-289; Острогорский Г. А. Возвышение рода Ангелов//Юбил. сб. Рус. археол. об-ва в Королевстве Югославии. Белград, 1936. C. 111-129; idem. (Ostrogorsky). Geschichte. S. 331-345; Brand C. M. The Byzantines and Saladin, 1185-1192: Opponents of the Third Crusade//Speculum. Camb., 1962. Vol. 37. N 2. P. 167-181; idem. Byzantium Confronts the West: 1180-1204. Camb., 1968. P. 69-116, 241-251; Hecht W. Byzanz und die Armenier nach dem Tode Kaiser Manuels I.: 1180-1196//Byz. 1967. T. 37. P. 60-74; Dieten J.-L., van. Niketas Choniates: Erläuterungen zu den Reden und Briefen nebst einer Biographie. B.; N. Y., 1971; Hendrickx B. Baudouin IX de Flandre et les empereurs byzantins Isaac II l " Ange et Alexis IV//Revue belge de philologie et d " histoire. 1971. T. 49. Fasc. 2. P. 482-489; Vlachos Th. Aufstände und Verschwörungen während der Kaiserzeit Isaakios II. Angelos (1185-1195)//Byzantina. 1974. T. 6. P. 155-167; Bendall S. Coinage for the Joint Reign of Isaac II, Restored, and Alexius IV (18 July 1203 - 5 February 1204 A. D.)//The Numismatic Circular. L., 1979. Vol. 87. P. 382-383; idem. The Coinage of Trebizond under Isaac II (A. D. 1185-1195): With a Note on an Unfinished Byzantine Die//Museum Notes/American Numismatic Society. N. Y., 1979. Vol. 24. P. 213-217; Malingoudis Ph. Die Nachrichten des Nicetas Choniates über die Entsteheung des zweiten bulgarischen Staates//Byzantina. 1980. T. 10. P. 51-147; Cankova-Petkova G. Les forces centrifuges et centripètes à Byzance du débute du règne d " Isaac Ange//Actes du XVe Congrès Intern. d " études byzantines. Athènes, 1980. T. 4. P. 55-64; eadem. Au sujet de la campagne d " Isaac Ange contre la capitale bulgare (1190)//Bbl. 1981. T. 7. P. 181-185; Angold M.

http://pravenc.ru/text/674141.html

405 См.: Сказания о начале славянской письменности/Вступит, статья, перев. и коммент. Б. Н. Флори. М., 1981, с. 92. 407 См.: Успенский Ф. Б. К истории культа мощей в средневековой Скандинавии... с. 561; он же. Скандинавы – Варяги – Русь... с. 218–224. 408 Ragnars saga loðbrókar//Fomaldar sögur Norðurlanda I–IV/Guðni Jónsson bjó til prentunar. Reykjavík, 1950, c. 280. 409 Bibliography on the cult of relics is extensive. Just in the last decade the problem was syntheticaly viewed by many eminent scholars: Lapple A. Reliquien. Verehrung, Geschichte, Kunst. Augsburg, 1990; Legner A. Reliquien in Kunst und Kult zwichen Antike und Aufklämng. Darmstadt, 1995; Snoeck G. J. C. Medieval Piety from Relics to Eucharist. Leiden, 1995; Angenendt A. Heilige und Reliquien. Die Geschichte ihres Kultes fon frühen Christentum bis zur Gegenwart. München, 1997; Les reliques. Objects, cultes, symboles/Ed. E. Bózdky et A.-M. Helvétius. Brepols, 1999; Relics in the Art and Culture of the Eastern Christian World. Abstracts of papers and material from the international symposium/Ed. A Lidov. Moscow, 2000; Christian Relics in the Moscow Kremlin/Ed. A. Lidov. Moscow, 2000; van Os H. The Way to Heaven. Relic veneration in the Middle Ages. Baarn, 2001. 410 Petersohn J. Politik und Heiligenverehrung im Hochmittelalter. Ergebnisse und Desiderate//Politik und Heiligenverehrung im Hochmittelalter/Ed. J. Petersohn. Sigmaringen 1994, p. 597–606; on the political aspect of the cult of relics see also, Geary P. Furta Sacra. Thefts of Relics in the Central Middle Ages. Princeton, 1978; Schwineköper B. Christus-Reliquien – Verehrung und Politik. Blätter für deutsche Landesgeschichte, 117//Jahrgang (1981), S. 183–281; Rollason D. Saints and Relics in Anglo-Saxon England. Oxford, 1989; Webb D. Patrons and Defenders: the Saints in the Italian City States. London–New York, 1996; Kalavrezou I. Helping Hands for the Empire: Imperial Ceremonies and the Cult of Relics at the Byzantine Court//Byzantine Court Culture from 829 to 1204/Ed. H. Maguire. Harvard, 1997, p. 53–79; Boesch Gajano S. Reliques et pouvoires//Les reliques. Objects, cultes, symboles... p. 255–269; Bozóky E. La politique des reliques des premiers comtes de Flandre (fin du IXe–fin du Xle siècle)//Les reliques. Objects, cultes, symboles... p. 271– 292; Christian Relics in the Moscow Kremlin, passim (specially the contributions by Tolstaya T., Ukhanova E.. The “Korsun” Relics and Baptism of Rus’, p. 147–189; and Morshakova E., Samoilova T.The Relicsofthe Russian Saints, p. 190–229.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В совр. каноническом праве католич. Церкви Б. рассматриваются как сообщества христиан, учреждаемые офиц. декретом Церкви и находящиеся под ее началом, а также обладающие статусом юридического лица. Они должны иметь устав, определяющий характер, структуру, цели (содействовать общественному богопочитанию либо христ. вероучению или же др. делам апостольства мирян , а именно: начинаниям евангелизации, совершению дел благочестия или христ. благотворительности) и способы их достижения (CIC. Can. 298-329, 677 § 2). Практически все Б. имеют свою форму, используют особые ритуалы, жесты, символы, к-рые являются их отличительными признаками. Лит.: Meersseman G. G. Ordo fraternitatis. R., 1977; Barnes A. E. The Wars of Religion and the Origins of Reformed Confraternities of Penitents: A Theoretical Approach//ASSR. 1987. T. 64/1. P. 117-136; Black C. F. Italian Confraternities in the 16th Cent. Camb., 1989; Flynn M. Sacred Charity: Confraternities and Social Welfare in Spain, 1400-1700. Ithaca; N. Y., 1989; Брагина Л. М. Религиозные братства во Флоренции XV в.//Общности и человек в средневековом мире. М.; Саратов, 1992. С. 125-128; Carnier M., Paul T. La confrérie nommée «kalande»: Réminiscence d " une organisation à base décanale, dans le comté de Flandre au Moyen Age//Papers uitgegeven door de subfaculteit Letteren van de Katholieke Universiteit Leuven. Leuven, 1997. N 90; Arciconfraternite e confraternite: La società cristiana a Roma e in Italia dalla riforma ai giorni nostri/Ed. A. Lazzerini. R., 1998; Corpi, «fraternità», mestieri nella storia della società europea/Ed. D. Zardin. R., 1998; Confraternities and Catholic Reform in Italy, France, and Spain/Ed. J. P. Donnelly, M. W. Maher. Missouri, 1999; Confraternities and the Visual Arts in Renaissance Italy: Ritual, Spectacle, Image/Ed. B. Wisch, D. C. Ahl. Camb., 2000; Россер Дж. Братства и социальное взаимодействие в средневековых английских городах//Город в средневековой цивилизации Зап. Европы: Человек внутри городских стен. Формы обществ. связей. М., 2000. Т. 3. С. 204-213.

http://pravenc.ru/text/153357.html

6-9 окт. на Соборе в Бресте понтифик подтвердил унию Западнорусской митрополии с Римской Церковью, что свидетельствовало об учреждении униат. Церкви в Речи Посполитой, а также положило начало гонениям со стороны польск. властей на православных, отказывавшихся принимать католицизм. Ист.: Mucante G. P. Relatione della reconciliatione, assolutione, et benedittione, del Serenissimo Henrico Quarto, christianissimo re di Francia & di Navarra, fatta dalla Santità di N. S. Papa Clemente Ottavo. Viterbo, 1595; Piacentini Furlano M. La felicissima incoronatione del christianissimo Re di Francia e di Navarra Henrico IV, fatta dal santissimo e beatissimo S. N. Papa Clemente VIII. Bologna, 1595; Felicissima entrata della serenissima Regina di Spagna [di N. Sig. Papa Clemente Ottavo]. Ferrara; Bologna, 1598; Valerio A. De sacro anno iubilei millesimo sexcentesimo sedem Petri tenente Clemente VIII commentarius. Verona, 1601; D " Ossat A. Lettres de l " illustrissime et reverendissime card. d " Ossat, evesque de Bayeux, au roy Henry le Grand, et a monsieur de Villeroy, P., 1627; Du Perron J. Les ambassades et négotiations. P., 1633; Dolfin G. Relazione di Roma di Giovanni Dolfin tornato da quella corte nel giugno del 1598//Le relazioni degli ambasciatori veneti al Senato/Ed. E. Alberi. Ser. 2. Firenze, 1857. Vol. 4. P. 449-504; Paruta P. La legazione di Roma di Paolo Paruta, 1592-1595/Ed. G. De Leva. Venezia, 1887. 3 t.; Carini I. Atti Concistorali dal 20 maggio 1570 al 18 dicembre 1604. R., 1893; Correspondance d " Ottavio Mirto Frangipani, [Premier Nonce de Flandre]/Publ. L. Van der Essen. R.; Brux., 1924-1942. 4 vol.; Bentivoglio G. Memorie e lettere/Ed. C. Panigada. Bari, 1934; Epistulae et acta nuntiorum apostolicorum apud imperatorem. Vol. 3: Epistulae et acta Iohannis Stephani Ferrerii, 1604-1607. Pragae, 1944. Pars 1. Sect. 1; Indices de la correspondencia entre la nunciatura en España y la Santa Sede durante el reinado de Felipe II/Ed. J. Olarra Garmendia, M. L. Larramendi.

http://pravenc.ru/text/1841395.html

Иконография «Tota Pulchra с символами литании» — прежде всего явление фламандской и испанской иконографической культуры. В Италии иконография «Tota Pulchra с символами литании» , представляющая учение о непорочном зачатии после Тридентского собора, встречается в отдельных памятниках так же, как и иконография «Tota Pulchra» c символами приснодевства . На протяжении нескольких десятилетий символы литании, изображенные вокруг Девы Марии, служили наглядной проповедью учения о непорочном зачатии. После массового приятия католиками этого учения, острая необходимость в структурном, схематическом расположении символов литании для придания им большей наглядности исчезла. Фламандские , а затем и испанские художники, живописно вписав символы литании в пейзаж, выработали более востребованный вариант иконографии, впоследствии получивший в Европе наименование «Иммакулата Концепцио» («Immaculata Conceptio» — «Непорочное Зачатие»).   Источники Hieronymi Stridonensis . Liber de nominibus hebraicis//PL. T. 23. Col. 771–934.   Литература Blunt A . Artistic Theory in Italy, 1450–1660. Oxford: Oxford University Press, 1985. Buser T . Jerome Nadal and Early Jesuit Art in Rome//Art Bulletin. Turner, Jane Ed. Grove Dictionary of Art. 1976. 3 (58). P. 424–433. Lausberg H. Der Hymnus «Ave maris stella». Köln: Westdeutscher Verlag, 1976. Mâle É. L’art religieux de la fin du Moyen Âge en France: étude sur l’iconographie du Moyen Âge et ses sources d’inspiration. París: Armand Colin, 1949. Mále É. L " art réligieux après le Concile de Trente, étude sur l " iconographie de la fin du XVIe, du XVIIe et du XVIIIe siècles en Italie, en France, en Espagne et en Flandre. Paris: Librairie Armand Colin, 1932. Mauquoy-Hendrickx M . Les étampes des Wierix. Bruselas: Bibliotheque Royale Albert I, 1978. Vol. 1. Molanus J.  Traité des saintes images/ed. and trans. F. Boespflug, Olivier Christin and Benoît Tassel. 2 vols. Paris: Le Cerf, 1996. Stratton S . La Immaculada Concepcion en el arte Español. Madrid: Fundacion Universitaria Espanola, 1988.

http://bogoslov.ru/article/6193332

Вдохновителями флагеллантизма были также Антоний Падуанский (1195–1231), Райнер Перуджийский, Иоанн из Виченцы (оба – 13 в.), доминиканцы Вентурин (30–е гг. 14 в.) и Викентий Феррер из Валенсии (1350–1419), духовник короля Арагона и Валенсии Хуана I, и др. Имеются тексты флагеллантских гимнов, которые по большей части представляют собой пересказ популярного в Средние века сюжета о гневе Христа на людей, о просьбах Богородицы за человечество, о намерении Христа уничтожить весь мир за грехи, наконец, о согласии Его отложить эту всеобщую казнь, чтобы дать людям возможность покаяться и искупить свои прегрешения. В Страсбурге, Мюльгейме и других местах создавались целые общества флагеллантов с очень несложным уставом: маленький взнос и желание принимать участие в бичеваниях. См. также: Monumenta Germaniae Historica/Ed. G.H. Pertz. Bd. 17. 102–3, 105, 191, 402, 531, 714; Bd. 19. 179; Chroniken der deutschen Stadte. 37 Bde. Lpz., 1862–1968. Bd. 7. S. 204 sqq.; Bd. 9. S. 105 sqq.; Forschungen zur deutschen Geschichte. 1881. 21. S. 21 sqq.; Recueil des chroniques de Flandre. Vol. 2. Bruges, 1841; Fredericq P Corpus documentorum inquisitionis haereticae pravitatis neerlandicae. Vol. 1. Ghent, 1889; Dorn Berliere U. Trois traites inedits sur les Flagellants de 1349 600 Патерики составлялись в 4–7 вв. в монашеских общинах или создавались путешественниками–монахами, которые собирали по монастырям рассказы о подвижниках. Авторы патериков не придерживались строгих хронологических рамок. В доступной форме они стремились донести предание о великих подвижниках, жизнь которых стала бы примером для подражания. В основе патериковых рассказов лежат несколько основных мотивов: описание подвигов; сказания о загробных мучениях; рассказы о чудесных исцелениях; повести о животных, которые помогают отшельникам; рассказы о благочестивых девах, о борьбе с бесовскими кознями, о покаянии и спасении грешников, божественной награде, которой удостаиваются нищелюбивые монахи и миряне. 601 Также: «Изречения египетских отцов» ( Apophtegmata partum Aegyptiorum) . См.: Изречения египетских отцов: Памятники литературы на коптском языке/Введ., пер. и комм. А.И. Еланской. 2–е изд., испр. и доп. СПб., 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002