Иисус Христос сказал: Когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира до ныне и не будет ( Мф.24:15–21 ). Эта речь имеет некоторые важные дополнения в Евангелии от Луки. Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками: тогда знайте, что приблизилось запустение его. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него. Потому что это дни отмщения: да исполнится все написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей. И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы, и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников ( Лк.21:20–24 ). В другой раз, при торжественном входе своем в Иерусалим, Иисус Христос заплакал о нем и сказал: придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне ( Лк.19:41–44 ). Оба предсказания в точности исполнились во время Иудейской войны, которая, вследствие возмущения Иудеи против Римлян, начата была последними под предводительством Веспасиана в 66 г., а, по избрании последнего в 68 г. на императорский престол, продолжена сыном Веспасиана Титом и окончена в 70 г. по Рождестве Христовом. Ужасы этой войны подробно описаны Иосифом Флавием в coчuhehuu: De bello judaico (Oб Иудейской войне). Иосиф Флавий не мог намеренно согласовывать свой рассказ с предсказаниями Иисуса Христа о злосчастной участи Иерусалима и всей Иудеи: он был не христианин, а иудей по вере, строгий иудей; он был даже иудейским священнником 1 . Кроме того он вообще считается историком достоверным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Глава двенадцатая. Послесловие евангельской истории Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, пройдет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1:11 ). § 67. Судьба еврейского народа Евангельская история имеет свое послесловие. Это прежде всего судьба еврейского народа. «Кровь Его на нас и на детях наших», говорил Пилату весь иудейский народ, принимая на себя вину смерти Господа Иисуса, и кровь Его действительно пала на них. Еще прежде смерти Его наложил на себя руки Его предатель, сознавший, что он предал кровь невинную. Погибла и вся народность иудейская в ужасной агонии иерусалимского разорения. Голгофа была смертным приговором для иудеев, распявших своего Христа, отрекшихся от Сына Божия; разрушение Иерусалима Титом в 70 году было исполнением этого приговора. Разорение Иерусалима, описанное очевидцем Иосифом Флавием, превышает своими ужасами все, что знает всемирная история. Тогда была поистине «великая скорбь, какой не было от начала мира, и не будет». То была гибель целого народа. Едва началось возмущение в Иерусалиме (66 г.), открылось избиение евреев в Сирии и Египте. Так, «в Кесарии в один час погибло их более двадцати тысяч человек, и во всей Кесарии не стало иудеев» 189 . В Александрии трупов убитых иудеев было собрано до пятидесятая тысяч 190 . Когда война с возмутившимися жителями Иерусалима была возложена на Веспасиана, то этот полководец вместе с сыном Титом выработал такой план войны, чтобы приступить к Иерусалиму с севера, опустошив сначала Галилею и Иудею, и затем уничтожить иудеев в их священном городе, как в последнем убежище 191 . И действительно Галилея была опустошена с тем, чтобы более никогда не восстать и чтобы страна Иисуса Христа не имела уже более места в истории христианства 192 . Были также опустошены Идумея и Самария. Когда римские войска подступили к Иерусалиму, под предводительством Тита, уже сына императора, обычное число жителей этого города было чрезмерно увеличено множеством иудеев из отдаленных стран востока, стекшихся сюда еще раньше в ожидании гибели империи Нерона, потом беглецами из уничтоженных стран Галилеи и Иудеи и, наконец, пилигримами, сошедшимися по обычаю в Иерусалим на праздник пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Чтения по патрологии. Вып. 3: Период христианской письменности с половины II и до начала IV века. Св. Иустин Мученик и Философ Источник Св. Иустин Мученик и Философ. 1 Очерк его жизни Важнейшим христианским апологетом, писания которого дошли до нас, был Св. Иустин Философ . Он принадлежал к числу тех типических и характерных личностей, в которых выражаются, воплощаются и сосредоточиваются стремления и идеи целой эпохи, – жизни, надежды и разочарования целого поколения людей. Он представляет и выражает собой тот довольно многочисленный класс честных и благородных язычников II столетия, которые искренно, всеми силами души своей, были преданы истине, – которые служение ей поставляли задачей всей своей жизни и которые, чтобы найти ее, чтобы решить неотступно занимавшие их вопросы: о Боге, о человеке и его последней судьбе, прошли по порядку все религиозные системы, все философские школы и направления своего времени, – и, не нашедши здесь того, чего искали, встречались наконец с каким-нибудь христианским проповедником, и переходили в христианство . История Св. Иустина есть история всех подобных людей тогдашнего времени: его ученик Татиан , Афинагор, Св. Феофил Антиохийский , Климент Александрийский и другие – все пережили и испытали тоже самое, что пережил и испытал Св. Иустин: все они пришли к христианству существенно одинаковым образом. Св. Иустин родился в древнем Самарийском городе Сихеме, который был разрушен во время иудейской войны 70 года, потом снова восстановлен импер. Флавием Веспасианом, почему со II века и сделался известен под именем Флавия – Неаполя, т. е. нового города Флавия. Родители Св. Иустина были греки-переселенцы, язычники и 2 очень состоятельные люди, давшие ему прекрасное по тому времени образование. Отца его звали Приском, а деда – Вакхом, как он сам говорит в начале своей первой апологии. В Иустине с ранних лет возбудилось горячее стремление к истине, к решению высших вопросов – о Боге и последней судьбе человека. Языческая религия в тогдашнем состоянии своего распадения, – со своими потерявшими смысл мифами, с безнравственными обрядами и мало открывавшими человеческому духу мистериями, – не могла удовлетворить жажды познания Божественного.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Гора Фавор: место Преображения 3 мин., 19.08.2015 Одно из ключевых Евангельских событий произошло именно здесь. На горе Фавор Иисус Христос предстал перед тремя своими учениками, апостолами Иоанном, Иаковом и Петром, во всей Своей Божественной славе. Голос Бога Отца и Святой Дух в виде облака являются с Ним вместе. Второй раз после Крещения на Иордане открывается тайна Святой Троицы.  Фавор, Табор или Табур. Эта отдельно стоящая гора высотой в 588 метров, в 9 километрах к юго-востоку от Назарета, в христианстве традиционно считается местом Преображения Господня. Правда, существуют и мнения, что Иисус Христос преобразился несколько севернее, на горе Хермон. В переводе с иврита и арабского – Табор-Табур - в зависимости от местоположения дагеша – огласовки, значит собственно центральное выпуклое место, пуп. Гора эта отделена от всей цепи гор и округлена от подошвы до вершины, отчего, вероятно, и получила своё название. Арабы ее называют Джабель Тор, то есть Бычья Гора, в память о древнем финикийском культе. Впервые Фавор упоминается в Библии как граница земель трех колен Израилевых: Завуллонова, Иссахарова и Нефаллимова (Нав.19:22). Чуть позже, во времена Судей, Варак, сопровождаемый пророчицей Деворой, сошёл с 10-ю тысячами войска с горы Фавор к потоку Киссону и разбил войско Сисары, военачальника асорского царя Иавина (Суд.4:1-24). Здесь погибли братья Гедеона от руки царей мадиамских Зевея и Салмана (Суд.8:18-19). Вершина горы Фаворской, со времён Антиоха Великого и до завоевания и разрушения Иерусалима римлянами при Веспасиане, постоянно служила укреплённым местом. Кстати, именно здесь римский проконсул Габиний разбил старшего сына Аристобула, Александра, бежавшего из плена. Во время Иудейской войны гора Фавор в течение 40 дней укреплена была евреями и Иосифом Флавием против Веспасиана. Эти укрепления были окончательно разрушены во время возмущения евреев при императоре Адриане. Сегодня на вершине горы расположены два действующих монастыря, православный и католический.

http://foma.ru/gora-favor-mesto-preobraz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГРИППА II ИРОД Агриппа II Ирод. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) Агриппа II Ирод. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) [греч. Αγρππας Ηρδης] (27 по Р. Х.- 92 по Р. Х.), последний иудейский правитель (53-92 по Р. Х.), сын Агриппы I Ирода и Кипры. После смерти Агриппы I (44 по Р. Х.) имп. Клавдий под предлогом юности А. И. передал его владения в управление рим. прокураторам (Иосиф Фл. Иуд. древн. XIX 9, 1-2). Однако в 48 г. по Р. Х. Клавдий назначил А. И. царем Халкиды Ливанской, расположенной к северу и северо-востоку от Иудеи, и вменил ему в обязанность надзор над иерусалимским храмом (вместе с правом назначения первосвященников, к-рым А. И. обладал до 66 по Р. Х.), в 53 г. по Р. Х. с титулом царя перевел его править Авилинеей и Итуреей - бывш. тетрархией Ирода Филиппа в Юж. Сирии (Там же. XX 7. 1). В 61 г. по Р. Х. преемник Клавдия имп. Нерон отдал А. И. часть бывш. тетрархии Антипы Ирода (а именно Тивериаду и юг Переи) (Там же. XX 8. 4). В знак благодарности А. И. изменил название своей столицы Кесарии Филипповой на Нерониаду (Там же. XX 9, 4). В том же году А. И. вместе с прокуратором Порцием Фестом встретился в Кесарии с ап. Павлом , содержавшимся там в заключении. Проповедь апостола произвела большое впечатление на А. И., предложившего отправить его на суд императора, что и было исполнено (Деян 25. 13-26, 32). Летом 66 г. по Р. Х. А. И. безуспешно пытался предотвратить восстание жителей Иерусалима против римлян (Иосиф Фл. Иуд. война. II 16. 3-4), охватившее вскоре и часть его собственных владений (р-н Генисаретского оз. и Перею). Осенью 66 г. по Р. Х. А. И. принимал участие в неудачном карательном походе рим. полководца Цестия Галла против восставших (Там же. II 19. 2-3), в 67 г. по Р. Х. безуспешно осаждал восставшую крепость Гамалу (Там же. IV 1. 1-3), впосл. возвращенную ему (как и Тивериада) новым рим. командующим Флавием Веспасианом . Заручившись дружбой с Веспасианом и его сыном и преемником Титом (любовницей к-рого была сестра А. И. Вереника) и проявив себя как верный союзник Рима, А. И. удержал власть при новой рим. династии Флавиев. Умер бездетным, после его смерти владения перешли в прямое управление Рима. Ист.: Иосиф Флавий. Иуд. древн. XIX-XX; Иуд. война. II-IV. Лит.: Гольцман О. Падение иудейского государства. М., 1899; Грант М. История древнего Израиля. М., 1998. А. А. Немировский Рубрики: Ключевые слова: ВАРАВВА преступник, избранный толпой по наущению священников вместо Иисуса Христа, когда Понтий Пилат предложил освободить одного из узников по случаю праздника Пасхи

http://pravenc.ru/text/63394.html

Чрез густую траву, сквозь тесно сплетенные ветви дерев я достиг значительных развалин. Я спешил туда для приюта, я спешил собрать развлеченные усталостью мысли свои, чтоб восчувствовать во глубине души моей всю святость торжественного места, где раздался глас Бога Отца к Его возлюбленному Сыну: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение; Его слушайте!» ( Мф 17:5 ) Тут, высоко возвышенный над землею, я прочел Евангелие, под открытым небом, при ослепительных лучах солнца, менее светлого, чем преобразившийся здесь Божественный Лик Иисуса, пред которым пали ниц устрашенные Апостолы. Здесь неутомимая сподвижница веры Христовой, благочестивая царица Елена воздвигла храм о трех престолах во имя святых Апостолов Петра, Иакова и Иоанна, а по иным свидетельствам 144 , Иисусу, Моисею и Илии; согласно евангельским словам святого Петра: «Господи! хорошо нам здесь; если хочешь поставим здесь три сени, Тебе одну и Моисею одну, и одну Илии» ( Мф 17:4 ). Хотя гора Фавор не названа в Евангелии, но святой песнопевец Давид провозгласил святость ее имени: «Фавор и Эрмон о имени Твоем возрадуются!» ( Пс 72:13 ), и древнейшие христианские предания называют Фавор горою Преображения; блаженный Иероним и святой Кирилл были в том уверены. Противное мнение Реландово опровергается между прочим тем, что Спаситель после Своего Преображения направился к Самарии, что совершенно согласно с местностью ( Лк 9:51–52 ). Сверх того, слова Евангелия дней через шесть ( Мф 17:1 ) или восемь ( Лк 9:28 ) не показывают постоянного тогда пребывания Спасителя в Кесарии Филипповой, как то думал Реланд. Остатки храма, воздвигнутого святою Еленою, еще существуют; под его нижними сводами христиане назаретские служат один раз в год обедню, в день Преображения Господня. В VIII веке еще существовал здесь монастырь 145 ; но главные развалины принадлежат времени нашествия римлян. Фавор, названный у Полибия и Иосифа Флавия Ифавирион, был укреплен самим Иосифом Флавием и иудеями в течение сорока дней, противу Веспасиана. Развалины стен, окружавших вершины, существуют еще местами; а на восточной оконечности можно еще различить остатки башни и ворот; даже дождевые водохранилища, о которых говорит Иосиф, обереглись доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

2) В сокращении τετραγρμμα произносилось еще Jau или Jao и Jeu, Ju, Jo, Ja, в каком виде оно встречается в собственных именах периода времени до Моисея. 3) Не Моисеем измышлено τετραγρμμα. 4) Знание Бога-Иеговы приобретено евреями не от язычников, а напротив язычники заимствовали его у евреев. Дah. VI, 25. 26 . Помянутая статья Зедера делится на две главные части, из которых в первой автор рассматривает, как учил о имени Божием сам Моисей, во второй – как о том же учило предание. Текст этой небезынтересной для экзегетической литературы статьи приводим в переводе по возможности дословном. I. Иудеский историк Иосиф сын Мафея (37-ок. 94 г. по Р. Хр.), которого уже Ориген 1 называет Флавием, как бывшего вольноотпущенника Веспасианова и в силу этого пользовавшегося покровительством рода Флавиев (gens Flavia), в своей ουδαχ αρχαιολογα, которую он писал для эллинов, т. е. образованных язычников, говорит, что „Бог впервые возвестил Моисею Свое имя, которое однако не было прежде людям откровенно и которое, замечает он, я произнесть теперь не должен” 2 . Этот сын священника – фарисей впадает таким образом в две ошибки своей школы и нашлись, даже среди христианских ученых, такие, которые поверили ему, как поверили и многим другим его рассказам. Первая ошибка Иосифа Флавия касается непроизношения имени Божия. Ошибка эта в основании своем имела слишком узкое талмудическое толкование третьей заповеди: не возмеши имене Господа Бога твоего 3 всуе, не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе ( Исх. ХХ:7 ). Но ведь τετραγρμμα встречается почти на каждой странице Св. Писания, следовательно словом ei aai_ третья заповедь отнюдь не запрещает священнаго употребления имени Божия, а лишь злоупотребление им, в особенности – поношение имени Божия и ложную клятву. Иначе как объяснить ту смелость, с какою иудеи образовывали такое множество собственных имен через соединение их с так называемым непроизносимым именем Божиим, а делать так они продолжали даже незадолго еще до наступления времен новозаветных! Говорят, что вместо того, чтобы произносить самое имя Божие, позднейшие иудеи пользовались другим выражением, читали Адонай, каковое обыкновенно употребляли и в обращениях к людям, и что так именно должны были читать это имя (Божие) уже и 3 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

«Веспасиан меж тем, как побочное дело, предпринял поход против гарнизона на горе Итавирион, лежащей посредине между Болыпой равниной и Скифополисом. Она (Гора Фавор прим. П.Платонов) подымается на высоту 30 стадий и едва досягаема с северной стороны; на ее вершине расстилается равнина на 26 стадий, вся занятая укреплениями. Объемистую обводную стену Иосиф построил в 40 дней, в течение которых ему все необходимое, а также вода доставлялись снизу, так как наверху нет иной воды, кроме дождевой. Так как здесь сосредоточилась огромная толпа иудеев, то Веспасиан послал против них Плацида с 600 всадниками. Подняться на гору ему было невозможно. Ввиду этого он манил их к себе вниз обещанием мира и прощения. Они действительно пришли, но с тем, чтобы и ему подставить ловушку. Плацид только потому и завязал с ними мирные переговоры, чтобы завладеть ими в открытом поле, а они делали вид, что предаются добровольно — тоже с целью неожиданно напасть на него. Победила, однако, хитрость Плацида. Как только иудеи пустили в дело оружие, он для вида обратился в бегство и увлек за собой преследующих далеко в поле; здесь же он обратил на них всадников, большую часть уничтожил, а остальной массе отрезал путь на гору. Они покинули Итавирион и бежали в Иерусалим. Собственно же население горы, страдавшее уже от недостатка воды, передало себя вместе с горой в руки Остатки стены этого гарнизона, возведенной Иосифом Флавием с юго-восточной стороны горы Фавор, сохранились до наших дней. Православный храм Преображения Господня. Фото 26 января 2014 г. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в евангелии упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на горе Фавор не существует. Есть упоминание в евангелии от Матфея и Марка о «горе «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей Илия, с ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». (От Мф. 17, 1-5)

http://pravmir.ru/svyataya-gora-favor-me...

Для более глубокого понимания духовного смысла важно найти параллели между Священным Писанием и агиографией, изучить ретроспективную аналогию поступков праведников и святых и определить их богословский смысл. Например, агиограф сравнивает благоверного князя Александра Невского с Иосифом Прекрасным: второго по значимости после Батыя князя на Руси со вторым по значимости после царя сановником в Египте. По мудрости – с Соломоном, по храбрости – с Титом Флавием Веспасианом, ставшим римским императором после подавления восстания в Иудее, так и Александр Ярославич власть возымел после подавления восстания в Новгороде. Параллели с библейскими персонажами важны для того, чтобы глубже усвоить ратный и духовный подвиги святого, обосновать его поступки. В случае с Александром Невским – это дело защиты Отечества и православной веры. Он препятствует распространению католицизма и продвижению ордена крестоносцев на Русь. Другой его подвиг – смирения во имя спасения большого количества русских людей, которых ему удалось «отмолить» от совместных военных походов с татаро-монголами. Он сам ездил в орду ходатайствовать за них и положил «живот свой за други своя» – ценой собственной жизни спасая жизнь своих подданных. Так что эти параллели между житием Александра Ярославича и Библией обусловлены типологией поведения святого. Как филолог, я не обязан их рассматривать, я могу лишь указать на источники, на возможные аллюзии. Но, преподавая в СДС, я обращаю внимание на духовный смысл того или иного творения, на богословский аспект всей словесности. Этим и отличается преподавание в СДС от преподавания в светском вузе. – В чем вы видите главную задачу своего предмета и лично вашу? – Русская литература всегда занималась воспитанием высоконравственной личности. Лучшие русские писатели никогда не были просто беллетристами, то есть сочинителями занимательных историй на забаву публики или ради гонорара. Русская литература XIX века – это глубочайшее философское достояние. Мы можем говорить о религиозных исканиях Гоголя, философии Толстого, Достоевского. Уже русская религиозная философия конца XIX – начала XX века не обошлась без глубокого философского осмысления «Легенды о великом инквизиторе» Достоевского. Нет такого русского религиозного мыслителя, который не написал хотя бы несколько строчек о ней.

http://pravoslavie.ru/30485.html

97 Тит Флавий Веспасиан (9–79 гг. н.э.), первый римский император несенатского происхождения. Он был сыном откупщика из италийского города Реате. При Тиберии он вошел в состав сената. Веспасиан командовал одним из рейнских легионов, а также участвовал в завоевании Южной Британии. В 67 г. Нерон поручил ему подавление иудейского восстания. В 69 г. легионы восточных провинций провозгласили Веспасиана императором. На его сторону перешли и дунайские легионы, что помогло Веспасиану победить своего соперника Вителлия. В декабре 69 г. Веспасиан был признан сенатом. В течение своего правления Веспасиан продолжил активную внешнюю политику: были захвачены Декуматские поля (73–74 гг.) и Северная Британия (77 г.). Во внутренней политике Веспасиан восстановил порядок в империи, прежде всего в сфере финансов и правосудия. 98 Иосиф бен Маттафия (37 – ок. 100 гг. н.э.) происходил из знатного рода: по отцу среди его предков были первосвященники, по матери его род восходил к царскому иудейскому роду Хасмонеев. Он получил хорошее образование и в 60 г. был послан в составе делегации в Рим к Нерону с просьбой освободить из заключения нескольких иудейских священников. Иосиф провел в Риме несколько лет, а вскоре после возвращения был втянут в события, связанные с Иудейским восстанием 66–70 гг. Хотя он был сторонником «партии мира», т.е. считал войну с римлянами неразумной, он был назначен военачальником Галилеи. Он возглавил оборону крупной крепости Иотапата от войск Веспасиана в 67 г., а после ее падения попал в плен. Вскоре он был освобожден Веспасианом, вследствие чего принял имя Флавий и стал именоваться Иосифом Флавием. 1 июля 69 г. египетские легионы провозгласили Веспасиана императором. Веспасиан отправился в Александрию, а затем в Италию, а Иосифа он отправил в качестве советника и переводчика к своему сыну Титу, который остался командующим римскими войсками в Палестине. В этом качестве Иосиф был свидетелем окончательного подавления восстания и разгрома римлянами Иерусалима в 70 г. 99

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010