Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЛАВИАН (ГОРОДЕЦКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Флавиан (Городецкий) Флавиан (Городецкий) ( 1840 - 1915 ), митрополит Киевский и Галицкий . В миру Городецкий Николай, родился 26 июля 1840 года в семье дворянина г. Орла . На четвертом году от рождения он лишился отца, а на десятом - матери. Домашнее воспитание получил в доме тетки. Среднее образование - в Орловской гимназии, куда поступил прямо в четвертый класс в 1853 году. По окончании курса учения в гимназии он поступил в Московский университет на юридический факультет, где с большим рвением занялся изучением юридических наук. Глубокая религиозная настроенность, полученная им еще с малых лет, побудила его порвать связи с мирскими влечениями, и на четвертом курсе он решил окончательно отдаться служению Святой Церкви в иноческом звании. Уволившись с этого курса, он пешком направился за 90 верст в Николо-Спешинский монастырь , где был принят в число послушников и назначен на черные послушания при кухне и трапезной. 10 декабря 1863 года поступил послушником в Московский Симонов монастырь . 23 декабря был посвящен в стихарь . С глубоким христианским смирением исполнял он сначала черные работы, а затем назначен был на высшее послушание в храм, где в качестве пономаря обязан был следить за чистотой храма и его утвари, вытирать пыль и сметать сор. В 1866 году он поступил частным секретарем к архимандриту Гурию, назначенному настоятелем русской посольской Церкви в Риме. В том же году 17 февраля был пострижен в монашество , а 18 февраля рукоположен во иеродиакона . Вследствие перерыва сношений русского правительства с папским двором архимандрит Гурий и иеродиакон Флавиан оставили Рим и направились в Неаполь , а оттуда в г. Казань , куда архимандрит Гурий был назначен на кафедру епископа Чебоксаркого, викария Казанской епархии, с поручением ему управления Спасо-Преображенским монастырем.

http://drevo-info.ru/articles/11625.html

А.В. Попов Письма святителя Тихона. Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского Источник Введение В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фонде канцелярии Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода (ф. 796) среди многих документов находятся т.н. «секретные» дела (оп. 205). До 1917 года они хранились в Синоде в отдельном шкафу в запечатанных пакетах, на которых было написано: «Вскрывать лишь по особому распоряжению Г. Обер-Прокурора». После Февральской революции эти пакеты вскрыли, сняв покров тайны с секретных дел. Между прочими бумагами обнаружились письма ряда лиц к преосвященному Флавиану (Городецкому). Флавиан, в миру Николай Николаевич Городецкий, из дворян, родился 26 июля 1840 года в Орле. Среднее образование получил в Орловской гимназии, затем поступил на юридический факультет Московского университета. На последнем курсе университета Николай Городецкий оставил учёбу и в апреле 1861 года стал послушником в Николо-Песношском монастыре. В 1866 году Николай был пострижен в монашество с именем Флавиан и рукоположен в иеродиакона, в следующем году иеродиакон Флавиан был хиротонисан в иеромонаха, а в 1885 году состоялось посвящение архимандрита Александро-Невской лавры во епископа Аксайского, викария Донской и Новочеркасской епархии. В 1891 году епископ Флавиан получил самостоятельную Холмско-Варшавскую кафедру. Далее он был последовательно архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии (1898 г.); архиепископом Харьковским и Ахтырским (1901 г.); митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Киево-Печерской лавры (1903 г.). Скончался митрополит Флавиан (Городецкий) 4 ноября 1915 года в Киеве. Чуждый по своему происхождению, воспитанию и образованию недостаткам, присущим кастовому духовенству, Флавиан всегда внимательно и уважительно относился к сотрудникам, которые отвечали доброму пастырю любовью и преданностью. Во всех епархиях, где проходил служение владыка, оставались клирики и миряне, нуждавшиеся и надалее в благословении, советах, в общении со своим наставником. И одним из тех людей, в становлении которых преосвященный Флавиан сыграл исключительную роль, был (впоследствии) патриарх Московский и всея России Тихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 1888 г. в К. е. торжественно праздновали 900-летний юбилей Крещения Руси. К этому событию отреставрировали древнейший Трехсвятительский храм в Верхнем городе, к-рый в 1888 г. был переосвящен во имя свт. Василия, придел Нерукотворного образа Господня - во имя равноап. Ольги. 20 авг. 1896 г. в присутствии имп. семьи митр. Иоанникий (Руднев) освятил новопостроенный Владимирский кафедральный собор (закладка собора состоялась 15 июля 1862). В 1899 г. впервые в истории Киевской митрополии митр. Иоанникий стал первенствующим членом Синода. В 1890 г. по инициативе митр. Платона был выработан устав Киевского епархиального взаимовспомогательного общества, которое начало свою деятельность в 1893 г. при митр. Иоанникии. 25 дек. 1898 г. митр. Иоанникий пожертвовал 50 тыс. р. на создание Киевской епархиальной богадельни. «Иоанникиевский приют» открылся в г. Богуславе в здании упраздненного ДУ уже после смерти архиерея, в 1905 г., существовал на средства московского «Иоанникиевского фонда». В 1890 г. начал работу Киевский епархиальный свечной завод. Митр. Флавиан (Городецкий). Портрет. Нач. ХХ в. (НКПИКЗ) Митр. Флавиан (Городецкий). Портрет. Нач. ХХ в. (НКПИКЗ) В ходе революционных событий 1905-1906 гг. на территории К. е. активизировалась деятельность католиков и протестант. объединений, после издания манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» в К. е. участились случаи перехода православных в католичество. 1 сент. 1905 г. митр. Флавиан (Городецкий) издал окружное послание к духовенству К. е., в к-ром призывал к более активной миссионерской деятельности в новых условиях. В 1908 г. митр. Флавиан инициировал проведение в Киеве 4-го Всероссийского миссионерского съезда. В 1909 г. он открыл при Киево-Печерской лавре крупнейшую к тому времени церковную б-ку (более 20 тыс. томов). Отдельные либерально настроенные представители правосл. духовенства К. е. и преподаватели духовных школ приняли участие в революционных событиях. В К. е. революционные прокламации распространяли свящ. Марк Грушевский из Чигирина (впосл. «епископ» УАПЦ) и диак. Куликовский из Умани. За сочувствие революционным идеям был лишен права священнослужения и направлен в Выдубицкий Михайловский мон-рь свящ. Григорий Нечаевский из Таращанского у. Идеи христ. социализма пропагандировала выходившая в Киеве с 1906 г. газ. «Народ». Исходя из «идеалов вселенского христианства», газета отстаивала «народную свободу», раскрывала «неправду капиталистической эксплуатации», боролась против национальной вражды. В ее редакционной коллегии состояли профессор Киевской политехники (1901-1905), буд. священник С. Н. Булгаков , профессора КДА П. П. Кудрявцев и Ф. И. Мищенко, буд. «митрополит» УАПЦ В. Липковский ; в редколлегии сотрудничали 14 священнослужителей К. е.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Флавиан (Городецкий Николай), митр.Киевский и Галицкий Родился 26 июля 1840 года в семье дворянина г.Орла. На четвертом году от рождения он лишился отца, а на десятом – матери. Домашнее воспитание получил в доме тетки. Среднее образование – в Орловской гимназии, куда поступил прямо в четвертый класс в 1853 году. По окончании курса учения в гимназии он поступил в Московский университет на юридический факультет, где с большим рвением занялся изучением юридических наук. Глубокая религиозная настроенность, полученная им еще с малых лет, побудила его порвать связи с мирскими влечениями, и на четвертом курсе он решил окончательно отдаться служению Святой Церкви в иноческом звании. Уволившись с этого курса, он пешком направился за 90 верст в Николо-Спешинский монастырь, где был принят в число послушников и назначен на черные послушания при кухне и трапезной. 10 декабря 1863 года поступил послушником в Московский ставропигиальный Симонов монастырь. 23 декабря был посвящен в стихарь. С глубоким христианским смирением исполнял он сначала черные работы, а затем назначен был на высшее послушание в храм, где в качестве пономаря обязан был следить за чистотой храма и его утвари, вытирать пыль и сметать сор. В 1866 году он поступил частным секретарем к архимандриту Гурию, назначенному настоятелем русской посольской Церкви в Риме. В том же году 17 февраля был пострижен в монашество, а 18 февраля рукоположен во иеродиакона. Вследствие перерыва сношений русского правительства с папским двором архимандрит Гурий и иеродиакон Флавиан оставили Рим и направились в Неаполь, а оттуда в г.Казань, куда архимандрит Гурий был назначен на кафедру епископа Чебоксарского, вик. Казанской епархии, с поручением ему управления Спасо-Преображенским монастырем. Здесь в 1867 году иеродиакон Флавиан зачислен был в число названной обители и 9-го апреля рукоположен во иеромонаха. 15 февр.1868 года перемещен по собственному желанию в Симферополь в число братии Таврического архиерейского дома, где исполнял многочисленные обязанности, возлагаемые на него духовным начальством.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иером. Флавиан (Городецкий) перевел на китайский язык «Указание пути в Царство Небесное» свт. Иннокентия (Вениаминова) , митр. Московского, «Краткое изложение христианской веры» прот. Н. И. Волобуева и другие книги, а также написал немало собственных работ, напр. «Объяснение православного богослужения для китайцев». В «Православном обозрении» за 1878 г. сообщались следующие сведения о работе 15-й миссии: «Начальник миссии в минувшем году занимался составлением китайско-русского фразеологического словаря, предназначаемого служить пособием для русских миссионеров в Китае... Один из членов миссии, иеромонах Флавиан, при содействии архимандрита Палладия составил на русском и китайском языках краткие изъяснения на Евангелие от Матфея и окончил перевод на китайский язык великопостных паремий. Другой член, священник Рахинский, приступил к составлению на китайском языке кратких поучений на воскресные и праздничные дни. Третий член, иеромонах Геронтий, исключительно занят был исправлением служб и треб церковных» (Миссионерская деятельность Рус. Церкви//ПО. 1878. 3. С. 513). Широкую известность получило путешествие архим. Палладия по Маньчжурии в 1869-1870 гг., во время его отсутствия миссию возглавлял иером. Исаия († 11 нояб. 1871). В 1878 г. архим. Палладий был вынужден покинуть П. д. м. из-за болезни, скончался 6 дек. 1878 г. по пути в Россию. Особое место в истории П. д. м. занимает 16-я миссия (1879-1884). Ее возглавил архим. Флавиан (Городецкий), к-рый в 1878 г., после отъезда архим. Палладия, принял обязанности начальника 15-й миссии, а в янв. 1879 г. был официально назначен главой 16-й. По благословению митр. Исидора (Никольского) иером. Флавиан не выезжал из Пекина для посвящения в сан архимандрита, а сам возложил на себя знаки, присвоенные этому сану. До кон. 1881 г. в составе П. д. м. с ним оставался только свящ. И. Рахинский, затем к ним присоединились иеромонахи Алексий (Виноградов) , учившийся в СПбДА, и Николай (Адоратский), кандидат богословия КазДА. В период деятельности 16-й миссии по инициативе архим.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

Филимон, обн. епископ Рыбинский 310 Филимонов Анатолий, протопресвитер см. Анатолий (Филимонов), обн. епископ Филимонова Антонина Михайловна, жена обн. епископа Анатолия (Филимонова) 551 Филипп (Власов), обн. архиепископ 36, 420, 532, 975–976, 1011 Филипп (Гумилевский), архиепископ 42 Филипп (Ставицкий), митрополит 255, 450, 593 Филипп, архиепископ Астраханский см. Филипп (Ставицкий), архиепископ Филипп, архиепископ Иркутский см. Филипп (Ставицкий), митрополит Филипп, епископ Рыбинский см. Филипп (Власов), обн. архиепископ Флавиан (Городецкий), митрополит 147, 178 Флавиан (он же Владимир) (Иванов), архиепископ 55, 56, 60, 61, 531, 532, 555, 587, 592, 599, 976–977 Флавиан, митрополит Киевский см. Флавиан (Городецкий), митрополит Флеров, протоиерей, осужденный по петроградскому процессу 251 Фотий (Маньковский), обн. епископ 977 Фотий (Топиро), обн. епископ 499, 978–979 Фотий II, Вселенский патриарх 565, 854 Фруктовский Павел Павлович, Ленинградский священник СпасоПреображенского храма 54, 996 Харитонов, обновленческий деятель 75 Херимон Египетский 453 Холопов, проф. 170, 171, 363, 454 Хризостом, архиепископ Афинский и всея Эллады 91, 491 Христофор (Сокольский), обн. архиепископ 979 Христофор II, архиепископ Мцхетский и Тифлисский, католикос-патриарх всей Грузии 479, 490, 491 Христофор, Урбнисский см. Христофор II, архиепископ Мцхетский и Тифлисский, католикос-патриарх всей Грузии Христофор, греческий архиепископ 565 Хрусталев, обн. священник Ярославской епархии 286 Цан 119 Цветкова, врач 575 Цендровский К, обн. священник г. Астрахани 245, 303 Цепляк Ян Г., католический архиепископ, глава католической церкви в России 122 Цоликошвили, врач 575 Цыпин Владислав , проф.-прот., доктор церковной истории 18, 22, 24 Чанцев Иван Иванович, протоиерей см. Иоанникий (Чанцев), епископ Чегодаев Андрей Георгиевич, князь, член Собора 1917–1918 гг. 192 Чеканов, обн. протоиерей Курской епархии 242 Чельцов Михаил, протоиерей 167, 168, 185, 250, 251, 253, 1002 Чепурин Николай, протоиерей 191, 1005

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Харизматичность личности митрополита Киевского Флавиана окончательно закрепила решение, на которое, кстати, на курсе решились лишь трое. Митрополит Флавиан засеял борозду, которую пропахала тяжёлым лемехом история Белозерского края, семейное предание и новгородская духовная школа. Впоследствии отец Пимен рассказывал, что митрополит Киевский и Галицкий Флавиан с любовью поддержал его юношеское стремление к жизни духовной. Что за человек был его наставник в монашестве? Потомок старого дворянского рода Симбирской губернии, Николай Николаевич Городецкий в отрочестве остался круглым сиротой, и воспитание ему дала тётка. По каким-то причинам (говорили о сильном неразделённом чувстве) он оставил успешно проходившую учёбу на юридическом факультете Московского университета и ушёл послушником в подмосковный Николаевский Пешношский монастырь. Начинал в так называемых «тяжёлых службах»: чернорабочим послушником. Несколько лет трудился над мытьём полов, рубкой и возкой дров, топкой печей. Болезнь, заработанная в результате переутомления, заставила его принять смиренное послушание монастырского пономаря. Добрая рука перевела его в столичный Симонов монастырь, наместником которого был назначен прибывший из Пекинской миссии архимандрит Гурий (Карпов) . Когда наместника послали в Рим настоятелем Посольской церкви, то монастырского послушника из бывших московских студентов он взял с собой в качестве личного секретаря. В Риме глубоко смиренный, проникнутый любовью к Богу помощник принял монашество с именем Флавиан и сан иеродиакона. Общение с папской курией было неожиданно приостановлено, поэтому архимандрит Гурий и его секретарь вернулись в Россию. Бывшего настоятеля Посольской церкви хиротонисали во епископа Чебоксарского, затем перевели на Таврическую кафедру. Отец Флавиан продолжал служить при нём. Масштаб биографии митрополита Флавиана придала служба в Китае, куда он был назначен начальником 16-ой Пекинской миссии. «Китайский» период длился одиннадцать лет (1873−1884). Трудностей, огорчений выпало с избытком. Тем не менее, дела под руководством отца Флавиана шли успешно. Овладение китайским языком позволило ему переводить книги, писать на этом языке самостоятельные сочинения. Он проделал капитальный труд: привёл в порядок материалы для китайско-русского словаря, оставленные архимандритом Палладием (Кафаровым) . Словарь был издан. При Флавиане в церкви пекинского подворья стали совершаться богослужения на китайском языке. Для того чтобы рукоположить в священники ставленника из китайцев, архимандрит Флавиан приезжал с ним в Японию к легендарному начальнику русской духовной миссии в Японии епископу Николаю (Касаткину) .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Постриг и диаконское рукоположение совершил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий). Этот выдающийся иерарх Русской Церкви в свое время отдал одиннадцать лет жизни служению в Православной миссии в Пекине. Как бывший Экзарх Грузии он был достаточно осведомлен и об Урмийской православной миссии. Владыка Флавиан, по словам епископа Пимена, с любовью поддержал его юношеское стремление к жизни духовной – монашеству. Он же, как бывший миссионер весьма сочувственно приветствовал и последующее назначение отца Пимена в далекую Урмию. Кафедру в Киеве митрополит Флавиан принял уже в преклонных годах. В молодости после окончания Московского университета он поступил послушником в Чудов монастырь. Владыка Флавиан имел не только все ордена, включая орден Андрея Первозванного, но и искренне почитался российским монашеством. По примеру прежних киевских митрополитов большую часть года почтенный иерарх жил в Голосеевской пустыни, в пяти верстах от Киево-Печерской Лавры, в живописном месте недалеко от Днепра. Здесь в беседах с умудренным жизнью наставником Петр утвердился в намерении посвятить себя монашескому служению в миру – несомненно, самой трудной стезе церковного делания. И через семь лет после пострига он не терял с владыкой Флавианом духовной связи и искал его наставничества. В одном из писем он писал: «Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и Отец. Во-первых, благословите принести Вам запоздалое поздравление с исполнившимся двадцатипятилетием Вашего святительского служения. Этот знаменательный юбилей служит хорошим поучением для меня, а отчасти и укором моему малодушию, с каким я несу собственное легкое служение. Да поможет Вашему Высокопреосвященству Господь еще долгие годы продолжать свое служение нашей отечественной Церкви и служить живым примером для меня, молодого и малодушного монаха. Во-вторых, спешу заранее поздравить Вас, Владыко Святый, со Светлым праздником Воскресения Христова. Да сохранит Вас Воскресший, да подкрепит Он Ваши силы, старостию ослабленные, на радость Вашей пастве и всем знающим Вас, Владыко Святый...

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Филиппов Т. И. – делопроизводитель при В. И. Шемякине. – 118 Филоненко Федор Димитриевич (1869 – после 1930) – протоиерей. Депутат IV Гос. Думы от Подольской губ., нац. По окончании Воронежской духовной семинарии служил в сельском приходе Подольской губ., был надзирателем в Подольском духовном училище (Каменец-Подольск), законоучителем в коммерческих училищах. С 1917 г. – присутствующий член Св. Синода, созванного В. Н. Львовым, был одним из организаторов «Союза демократического духовенства и мирян», принадлежал к либеральному крылу столичного духовенства. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., член Собора по должности (как присутствующий в Св. Синоде) и по участию в предсоборном Совете. В 1919–1924 гг. – настоятель церкви Божией Матери Милующей в Гавани в Петрограде. В 1923–1924 гг. находился под арестом. После освобождения из заключения служил в 1928–1930 гг. в храмах Ленинграда. – 272, 273, 346 Философов Дмитрий Владимирович (1872–1940) – публицист, один из организаторов Религиозно-философских обществ, издатель журналов «Мир искусства», «Новый путь». Сотрудник многих либеральных периодических изданий. Ближайший друг и соратник Д. Мережковского и 3. Гиппиус, пути с которыми в эмиграции разошлись. См. библ. – 32 Флавиан, митрополит см. Флавиан (Городецкий Николай Николаевич), митрополит Флавиан (Городецкий Николай Николаевич) (26.07.1840–04.11.1915) – митрополит Киевский и Галицкий. Родился в дворянской семье. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета, но на четвертом курсе отправился в Николо-Угрешский монастырь, где был принят в число послушников. 10.12.1863 перешел послушником в Симонов монастырь. 17.02.1866 пострижен в монашество. 09.04.1867 рукоположен во иеромонаха в Казанском Спасо-Преображенском монастыре. 06.06.1873 назначен членом Пекинской миссии, где в течение 10 лет проходил миссионерское служение. 02.12.1879 назначен начальником миссии с возведением в сан архимандрита. В 1884 г. возвратился в Россию. 02.02.1885 хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. С 29.06.1885 – епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии. С 14.12.1891 – епископ Холмский и Варшавский. 15.05.1892 возведен в сан архиепископа. С 21.02.1898 – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. С 10.11.1901 – архиепископ Харьковский и Ахтырский. С 01.02.1903 – митрополит Киевский и Галицкий. Член Св. Синода. – 7, 142, 236, 275

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением и преданностью есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон. 19 Ноябр 1902 г. Вилкесбарре. P.S. С Пименом я расстался: он распьянствовался 225 . 121 1 РГИА. ф. 796. он. 205. годы 1888–1915, д. 752, л. 82–83об. Письмо Архиеп. Харьковскому Флавиану (Городецкому) от 30 Ноября 1902 г. Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и Отец! Сейчас переслали мне из С-Франциско письмо Вашего иеромонаха Арсения, в котором он просит уведомить его по делу о назначении в Америку. Согласно доброму отзыву о нём Владимира Карл, он уже принят мною и вероятно получил и прогоны из Св. Синода. Может быть, даже застанет меня в Нью-Йорке, откуда я уезжаю числа 15–16 Дек. ранее предположенного срока. Меня постигло тяжкое горе: пока я разъезжал по соседним приходам, 21 Ноября неожиданно умер мой брат в С-Франциско от паралича сердца. Всего лишь за день до смерти его мне дали телеграмму, что он нервно заболел. На похороны я поспеть не мог и распорядился, чтобы тело его поставили в склепе, так как хочу отправить его в Россию. Да и сам по весне собираюсь ехать туда и не думаю возвращаться в Америку. Будет уже жертв и терпения! Усердно прошу Вас помолиться обо мне и о почившем. Приветствую Вас с приближающимися Праздниками Господними. Сыновне преданный Вам нижайший послушник Е. Тихон 30 Ноябр 1902. P.S. На днях прибыл в Америку с Афона некто Серафим Уствольский 226 , выдает себя за магистранта Спб. д. акад. 1881 г., был священником придворным в Москве, разведён, поступил иеромонахом в Хутынский монастырь, нынче отправился на восток; по благословению заштатного патр. Анфима посвящен заштатными же во епископа миссионера; без моего ведома и разрешения поселился в правосл. приходе в Юнкерсе, служил там и зараз на одной литургии посвятил двух мирян во диаконы (один из них женат на католичке). Каков?! Пишу в Св. Синод 227 . Е.Т. РГИА. ф. 796. он. 205, годы 1888–1915, д. 752. л. 84–85об. Письмо Архиеп. Харьковскому Флавиану (Городецкому) От 23 Января 1903 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010