Призывая на Вас Божие благословение, с совершенным почтением и преданностию имею честь быть Вашего Превосходительства покорным слугою и богомольцем Е. Тихон 12 Декабря 1900 г С-Франциско РГИА, ф. 799, оп. 17, год 1901, д. 267, л. 1–1 об. Письмо Экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 23 Марта 1901 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! К Пасхе приветствовал Вас карточкою с видом Вашего Экзархата! Ничего не поделать: беда с этими высокими кафедрами! И чем выше, тем тяжелее! Каково, напр., теперь Владыке Митрополиту Антонию!? Не могу похвалиться и своим положением: рвут на все части. А тут ещё разболтались и мои иереи (хотя и не Бог знает какие!). Грушку удалось сплавить. Человек он учёный, но выпивающий, больной и приход свой мало устроивший; едва ли он пригодится на Волыни, но пусть посмотрят его в Петербурге, – там их всё ещё продолжают идеализировать. Теперь речь о другом, известном и Вам, – об о. Гебее. На вид он скромный, но нетактичный, требовательный, неуживчивый, корыстолюбивый; таким он заявил себя здесь в трех приходах; по местам ничего не делал, а по местам только портил дело; к тому же выпивает и живёт с молодою венгеркою, которую выдаёт за приёмную дочь, между тем есть жена и дети, которые однако остались в Австрии. Жалоб на него было не обобраться, и я вынужден был писать о нём Вл. Карл., который, конечно, очень интересуется им. К довершению бед его в Октябре постиг легкий паралич, а в Феврале повторился в более сильной форме; лежит в больнице и едва ли поправится. Написал Влад. Карл., чтобы забирали его (дали денег на дорогу), потому что после Апреля я вынужден буду уволить его по болезни, иначе из-за него потеряем и приход! Волкай наш тоже болен: опухли ноги (кажется, болезнь почек); просит, чтобы я ходатайствовал о перемещении его в Подольскую или Кишинёвскую епархию, – губа не дура! Я написал, что уволить могу, а о переводе пусть просит сам. Да, думаю, что ещё немалое время Американская кафедра будет сокрушать своих предстоятелей!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Все это в полной мере проявилось во время революционных событий 1905-1907 гг. Студенты бастовали в ун-тах и требовали реформы высшего образования, введения в ун-тах автономии. 27 авг. 1905 г. Совет министров утвердил «Временные правила об управлении высшими учебными заведениями», к-рые предполагали выборность ректоров и деканов, а также наделяли самостоятельностью университетские Советы. Эти события стали причиной движения за автономию и в духовных академиях. 6-7 окт. 1905 г. студенты КДА потребовали внедрения в академическую жизнь начал автономии и заявили об отказе посещать занятия до тех пор, пока их требования не будут выполнены. Киевский митр. Флавиан (Городецкий) доложил о студенческой забастовке Синоду. Забастовки начались и в др. духовных академиях. 15 окт. 1905 г. Синод определил: если к 1 нояб. 1905 г. «не установится в академиях нормальное течение жизни и не начнутся обычные занятия, то а) студентов распустить по домам и б) академии закрыть до начала будущего учебного года» (ЦГИАК. Ф. 711. Оп. 3. Ед. хр. 2831. Л. 1). Поскольку студенты отказались возобновить занятия в указанный срок, Совет исполнил предписание Синода: студенты были распущены, а КДА временно закрыта. 3 нояб. 1905 г. обер-прокурор Синода отправил в КДА телеграмму с предложением избрать 3 представителей для участия в совещании о мероприятиях по восстановлению нормального академического порядка. 5 нояб. общим собранием корпорации для этой цели были избраны профессора Н. М. Дроздов , В. З. Завитневич и В. П. Рыбинский . Поскольку Дроздов отказался от этого поручения, 6 нояб. вместо него был избран проф. Д. И. Богдашевский (впосл. архиеп. Василий ). Кроме того, Совет выработал записку, в которой излагался проект возможных реформ в духовных академиях. С 10 по 22 нояб. 1905 г. в С.-Петербурге представители КДА вместе с делегатами др. академий приняли участие в заседаниях Комиссии для совещания о мероприятиях к восстановлению нормального порядка в духовных академиях под председательством обер-прокурора кн.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

был подготовлен на рубеже XIX и XX вв. Он заключался в территориальной реорганизации, по к-рой Сухумский окр. должен был войти в состав Кубанского окр., а Сухумская епархия - в состав Кубанской. Еп. Сухумский Арсений (Изотов) объяснял необходимость подобных изменений удаленностью края от Тифлиса и связанными с этим трудностями управления регионом. В 1901 г. представленный проект был одобрен экзархом Флавианом (Городецким) и главноуправляющим Кавказом кн. Голицыным (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 1. Ед. хр. 69. Л. 7). В 1902 г. экзарх Алексий I, возвращаясь к вопросу о выделении Сухумской епархии, в отзыве на имя обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева также писал об удаленности Сухумского окр. и Черноморской губ. от Тифлиса, связывал с этим «медлительность в разрешении дел», а также «неестественность тяготения Сухумской епархии к Грузии, с которой она не имеет почти ничего общего по племенному составу населения», поскольку большинство православных составляют абхазцы, русские и самурзаканцы (ЦГИАГ. Ф. 12. Оп. 7. Ед. хр. 2707. Л. 12-14). Кн. Голицын в донесении обер-прокурору Святейшего Синода Победоносцеву 4524. 31 марта 1902), «присоединяясь к предложениям экзарха Грузии», предлагает «за отсутствием в нынешней малолюдной Сухумской епархии местных средств для покрытия предстоящих значительных расходов по духовному управлению» включить в ее состав «кроме территории нынешней Сухумской епархии, еще и богатую местными средствами Кубанскую область, к которой и теперь тяготеет большинство населения и духовенство Сухумской епархии, и в которой, при ея многочисленном почти исключительно православном русском составе населения, вопрос об учреждении особой архиерейской кафедры (в Екатеринодаре) является давно назревшим». В том же документе кн. Голицын предлагает оставить в Сухуми викарного архиерея. Он, «освободившись от дел епархиального управления, всецело может отдаться делу миссионерства среди абхазцев» (ЦГИАГ. Ф. 12. Оп. 7. Ед. хр. 2707. Л. 16). В апр. 1903 г. экзарх Алексий (Опоцкий) в связи с выделением Сухумской епархии из Г. Э. направил Сухумскому епископу секретное донесение за 1080 о целесообразности выделить также и Сванети (Лечхумский у.) из состава Гурийско-Мингрельской епархии и включить ее в Сухумскую. «Путь в Сванетию со стороны Кутаиса или Рачи открыт только в летние месяцы,- отмечает экзарх,- а строящееся шоссе со стороны Черноморского побережья по р. Ингуру обеспечит доступность региона со стороны Сухумской епархии в течение всего года» (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 26868. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/168201.html

В 1721 году туда был направлен даже епископ, св. Иннокентий, но он не был пропущен в Китай. Трактатом России с Китаем 1728 года содержание миссии было отнесено на счет русского правительства. Состав миссии определили в 10 человек (4 духовных и 6 светских) с заменой каждые 7 лет. В своей деятельности она ограничивалась пределами русской паствы, не занимаясь пропагандой и политикой (в отличие от западных миссий), чем заслужила полное доверие подозрительных китайцев. Долгое время миссия служила удобной посредницей в дипломатических отношениях между Россией и Китаем. В 1805 году для Русской православной миссии в Китае были учреждены новые штаты и срок пребывания ее членов в Китае продлен с 7 до 10 лет. В этом же году начальником миссии был назначен архим. Иакинф (Бичурин). Пробыв в Пекине более 14 лет, он досконально изучил китайский язык, историю страны, ее нравы и обычаи. По Айгунскому трактату 1858 года китайское правительство дало миссии полную свободу действий и обязалось не преследовать своих подданных за принятие христианства. Со времени открытия Русской Дипломатической Миссии в 1861 году Духовная Миссия, осуществлявшая до этого дипломатические сношения с Китаем, полностью отдала свои силы непосредственной миссионерской деятельности. Усилилась ученая и переводческая работа. Оживилась проповедь на китайском языке и преподавание в местной миссионерской школе. Паства Миссии резко возросла. В 1885 году имелись две церкви в Пекине, храм на юге Китая, в Ханькоу, и храм в деревне Дун-Дуньань. Из среды членов пекинской миссии вышли многие авторитетные синологи. В последние десятилетия XIX и первые XX века начальником миссии были: 1) архим. Флавиан (Городецкий) (с 1885 года епископ Люблинский, впоследствии митроп. Киевский, и 2) архим. Иннокентий (Фигуровский) (с 1896 года), возведенный в 1902 году в епископа Переяславского. Он скончался в Пекине в сане митрополита в тридцатых годах нынешнего столетия. Среди калмыков, киргизов, самоедов Кроме инородцев Поволжья и Сибири действия миссионеров простирались на калмыков, постепенно переселявшихся в Россию, на племена вновь присоединившихся к России районов Средней Азии, Сибири, Кавказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергей Валентинович Чертков, Москва 18 апреля 2011г. 13:22     Добротная, правильная рецензия. Книга игумена Дамаскина (Орловского) искажает образ её героя; автор намеренно, ибо знает правду, вводит читателей в заблуждение. С научной точки зрения монография не выдерживает критики: искажены даты, многие факты попросту опущены. Складывается впечатление, что герой и не жил до 30-ти лет -- ни университета, ни заграницы, ни самооскопления. О его роли в саратовском кровопролитии октября 1905 г. ни полслова. О неприятнейших результатах ревизии епархии в 1912 г. автор также стыдливо умалчивает.     Переходит он и этические границы, оскорбляя прмц. вел. кн. Елизавету (с. 115), в ослеплении заявляя, что у неё " неоткуда было и появиться прочной религиозной основе " (с. 123). Смех, конечно, но и грех... Да и весь вопрос о диакониссах освещён превратно, односторонне.     Явно лживы горделивые заявления автора: " В монографии впервые была документально установлена связь епископа Гермогена с... патриархом Тихоном (Белавиным), митрополитом Флавианом (Городецким), митрополитом Антонием (Вадковским) " (с. 208); " наиболее полное описание картины событий 1911-1912 гг. " (с. 209). Всё это уже было сделано в строго научном исследовании Мраморнова.     А сей труд -- не биография и не житие, но форменная подтасовка, как и, увы, многие работы " монополиста в области агиографических текстов " , что верно подметил рецензент. Бондарь Сергей Александрович, Саратов 18 апреля 2011г. 13:26 Рецензент стоит рецензируемого. Первый между делом несколько раз сходил в архивы-библиотеки-музеи, соответственно, немного нашёл, и побежал лепить очередную книжку, громко крича на весь свет: я нашёл! я открыл! я... я... я... А чтобы люди верили в его гениальность, на обложках своих " сочинений " он помещает хвалебные цитаты из рецензий. Второй не считает нужным убеждать кого-то в своих способностях. Просто: взял и написал. Девять десятых написанного - то, что известно и без Дамаскина, остальное - что он случайно где-то нашёл. Свалил всё в одну кучу - и вышла книга. Этакая " Малая земля " в церковном варианте. Всё равно раньше или позже раскупят.

http://bogoslov.ru/article/1611011

Сегодня служил с О. Арсением. Он оказался очень подходящим для Америки. Прихожане полюбили его, и он старается о них; посылает в Россию своего келейника собирать пожертвования на свой храм. В Фомино воскресенье наш Прот. Товт (положивший начало воссоединению униатов) празднует 25-летний юбилей 239 . Мне удалось исходатайствовать для него митру 240 . Получил и из Холма известие об учреждении там самостоятельной епархии. Смущены неожиданностью сего, и особенно новый Владыка: он не уверен, останется ли там, и посему не знает, прилагать ли старания и заботы хотя бы, напр., к хозяйству, которое при покойном Владыке было оч. запущено. Я думаю, что Пр. Евлогий вполне годится и для самостоятельной роли в Холме: он хорошо знаком с положением дел, и его любят и уважают там. А в Америку не прочь возвратиться Пр. Николай Таврический, если для Аляски дадут викария: он сам об этом писал сюда. Прошу Ваших св. молитв и с глубоким почтением и сыновнею преданностью есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший и благодарный послушник Е. Тихон 2 Апр 1903 РГИА, ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 94–95об. Телеграмма Епископу Чарльзу Графтону от 8 Мая 1903 г. Leave for Russia, 28 May. Glad to transmit your books. Accept my sincere for your feelings and best wishes 241 . Hatfield MR. Nashotah House, Bishop Grafton, and Saint Tikhon of Moscow. Address by the Very Reverend Chad [M. Richard] Hatfield... S. 1., 1992. P. 8. Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 28 Мая 1903 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Нахожусь уже в России и пишу Вам из Режицы, где ожидаю поезда по Московско-Винд. ж. дор. в Торопец. Из Нью-Йорка выехал 15 Мая в Вознесенье, отслужив раннюю литургию. Ехал на Гавр, Париж и Берлин, где служил в Троицын и Духов день. В Торопце предполагаю пробыть до 10 Июня и оттуда чрез Псков направлюсь в Петербург. Слышал, что Владыка Митрополит уезжает на открытие мощей Св. Серафима в начале Июля, и поэтому нужно спешить застать его ещё в Спб. и переговорить там об Американских делах. Материалу для сего накопилось достаточно. Главное – выхлопотать Архиерея для Аляски, в пользу которого я готов поступиться частью своего жалованья. Если в этом произойдёт заминка, тогда без всяких дальнейших рассуждений отрекаюсь от возвращения в Америку, хотя духовенство моё и Обер-Прокурор оч. желали бы сего. К. Петрович с ужасом вопрошает: «кем заменим и кого пошлем?» А приятели Холмичи сочинили легенду о моём возвращении в Холм и о кандидатуре Пр. Евлогия в Америку. Отнюдь последнему этого не желаю, и пусть он, с

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Преосвящ. Герман писал мне из Пскова, что туда назначен Сергий Е. Уманский. Зачем же тогда посылали в Псков Пр. Германа 192 , да ещё и из Холма?! О. Валентину (Ляхоцкому) я предложил место в Пассаике (близь Нью-Йорка), где прихожане платят 40 дол. в мес. Пожалуй, не пойдёт, скажет, что мало! Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением и преданностию имею честь быть Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 5 Апр 1902 С-Франциско РГИА, ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 76–77. Письмо Архиеп. Харьковскому Флавиану (Городецкому) от 21 Апреля 1902 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Почтительно благодарю Вас за Ваше доброе письмо. В пасхальных письмах сообщали мне некоторые слухи и новости. О Преосвящ. Г. писали (один из служащих в Синоде), что, после поездки его за границу, желают перевести его подальше от окраин, и посему предполагается назначить его викарием в Рязань; это было бы обидно для него, и надеюсь, не осуществится. На место Преосвящ. в Холм желает Антонин, но конечно, предпочтение будет отдано более достойному и подходящему для Холма о. Евлогию, хотя Маркелл и не желал бы его иметь в Холме (но кто же обращает внимание на Маркелла?!) Странно только, что поспешили убрать из Холма Инспектора Сергия 193 , который мог бы там остаться Ректором; впрочем, О. Сергий не ладил с О. Ректором, хотя первого иные хвалили. Инспектуру Холмскую Владыка Иероним предложил Ливотову 194 с принятием монашества (Вы, конечно, слышали, что он овдовел), но затруднение в том, что он был женат на вдове. О. Неофит (Осипов) слабоват здоровьем, да и не ладятся у него отношения с учениками. Холмский звездоносец 195 не может успокоиться без креста с украшениями: ему его подносит духовенство за 12-летние безмездные труды по должности председателя Попечит. фонда, согласно предложению о сем Ганкевича 196 на Епарх. съезде; крест будет стоить 1 000 руб. Конечно, кто нынче не имеет поднесённых крестов, и о. Г. достойно и праведно 197 иметь таковый.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

На днях я получил письмо от Якубюка 118 из Спб. Паки просится ко мне псаломщиком; готов идти на далёкие острова и никакие тяжёлые условия не смущают его. Решительно недоумеваю: Якубюк в Семинарии совсем был не из таких; да и последующая его служба, думается, не могла создать в нём такого миссионерского воодушевления. Откуда же сие? И насколько оно прочно? Вероятно, Якубюк бывал у Вас в Петербурге, – не заметили ли в нём какой-ниб. перемены? И не объяснял ли он, что его влечет в Америку? Без знания этого как-то рискованно брать: только накажешь казну прогонами! На что на другое и нужное – дают денег с трудом, а на прогоны одиноким лицам зря дают вдвое больше, чем следует, что только балует г.г. приезжающих. В последнее время я вынужден был войти в Св. Синод с представлением о том, чтобы давали только половину, а другую выдавали лишь по прослужении трех лет 119 . А то теперь какой-ниб. учитель церковно-приходской школы (знающий церк. устав настолько, что пред великим славословием поет «Хвалите имя Господне», считая, что это стихиры «на хвалитех», – это факт!), получающий всего 15–20 руб. в мес, при отъезде в Америку сразу получает до двух тыс. руб., тогда как может доехать с удобствами за 500 руб., по приезде вскоре же начинает скучать и на второй год уже помышляет об отъезде, свои обязанности исполняет «спустя рукава». Что же я могу делать? Только уволить от службы! Но это-то ему и нужно. Поэтому и побаиваюсь принимать Як., не будучи уверен в прочности его перемены. Мартыш 120 ещё не приехал, а Амфилохий на днях прибыл. Брат испрашивает Вашего благословения. Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением и глубокою преданностию есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 3 Февр. 1900 г С-Франциско РГИА, ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 50–51 об. Письмо Экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от20 Марта1900 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Всей душей приветствую Ваше Высокопреосвященство с Светлым Христовым Воскресением. Воскресший Господь да даст Вам мир и отраду как в эти радостные праздники, так и в последующие дни жития Вашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Из Синода тоже иногда не получаю никакого ответа даже на нужные бумаги, даже и на те, в которых и денег не прошу. Большинство ответов заключается в назначении прогонов туда и обратно. Но, право, стыдно в этом только проявлять всю свою деятельность в епархии, в которой столько живого дела! А ещё О. Антонин 129 просился ко мне в настоятели собора! Вот человеку не сидится! Он писал, между прочим, что возбужден вопрос об упразднении титула «Экзарха Грузии». Почему? Как здоровье Первенствующего? Кажется, чтобы быть там здоровым, нужно иметь характер покойного Митроп. Исидора 130 . А что же Влад. Иероним не приехал в Холм ко встрече Государя? Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением и преданностию имею честь быть Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник и богомолец Е. Тихон 4 Авг. 1900 г С-Франциско РГИА, ф. 796, он. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 56–57об. Письмо Экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 12 Августа 1900 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Вскоре после отправки письма Вам имел утешение получить Ваше письмо. Своё адресовал Вам в Синод, – не знал точно, в Лавре ли Вы помещаетесь. Искренне признателен Вам за сообщение новостей: когда читаешь о них, то переносишься в Россию, а ведь корни всё-таки там... Преосвящ. Антония 131 не грешно бы и повыше: ведь он 10 лет был Ректором Академий и сделал для них немало. Следовало бы по крайней мере возвести его в степень доктора богословия, тем более, что недавно он выпустил собрание своих сочинений в 3 томах. А назначением в Грузию, кажется, опять хотят, как восемь лет тому назад, удивить мир: Преосвящ. Г. писал мне, что Вл. Карл, «метит туда Тульского»! В Холме какие-то сердобольные люди распустили слухи, что китайцы угрожают православным миссионерам даже в Америке, а на днях Марцеллина Ив. запросила брата о том, правда ли, что я убит!? Из Холма сообщали мне, что 1) Родечница теперь неузнаваема; 2) что сгорела Яблочинская второклассная школа (постройка О. Лопатинского); 3) что из Холмской д. семин. более 15 человек ушло в военные училища, и 4) что Истомин (начальник дирекции) выжил Марью Петровну 132 . Впрочем, некоторые из сих вестей, вероятно, сообщал Вам Чернилевский 133 . Нынче он молодцом: рад за его успехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Призывая на Вас Божие благословение, с совершенным почтением и преданностию имею честь быть Вашего Превосходительства покорнейшим слугою, Тихон, Епископ Алеутский 22 Мая 1902. С-Франциско РГИА. ф. 796, оп. 174, год 1893, д. 3093, л. 146–146об. 107 Письмо Архиеп. Харьковскому Флавиану (Городецкому) от 12 Июня 1902 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и Отец! В газетах прочитал известие о вызове Вас на лето в Св. Синод; писали мне также, что М. Антоний уедет лечиться, и Вы останетесь первенствующим. Душевно сему последнему радуюсь, хотя и жалко, что лето придется Вам проводить не в Харьковской даче, а в Петербурге. А я нынче перебрался на дачу близь С-Франциско, в двух час. езды по жел. дор. Нанимаю удобный и уединенный дом в горах (за 15 дол. в мес.) и живу там с братом и келейником 202 ; по воскресным и праздничным дням езжу служить в С-Франциско. В последнем лето бывает не из приятных: много портят туманы и ветры, а главное дворик при архиерейском доме хуже и меньше даже и Варшавского, что летом особенно чувствительно. Ляхоцкий находит, что сорока дол. в мес. ему будет мало и проч. в том же духе, посему предложение отклонил, да и лучше. Просится Антоний; этот по жизни лучше, хотя нерасторопный. Недавно послал представление в Св. Синод об игуменстве (с палицею) миссионеру Севастиану и пенсии 203 , а также о пособии на Нью-Йоркск. ц 204 . Усердно прошу поддержать. Вероятно, Вы воспомяните О. Арсения – цензора: пора его во архиерея, а то – бедняга – не прочь даже ехать в Америку! Пора бы и Преосвящ. Гедеону в самостоятельные; нынче открывалось столько кафедр! Не знаю, где Вы имеете местопребывание, в Лавре или на подворье? Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением и преданностию есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 12 Июня 1902 Лос Гатос. РГИА, ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 80–81 об. Письмо свящ. Венедикту Туркевичу от 9 Июля 1902 г. Достопочтенный Отец Редактор! Страйк всё продолжается, прихожане наши всё терпят и беднеют, и неизвестно, когда ещё настанет конец такому тягостному положению...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010