Со временем маленькая временная церковь стала не в состоянии удовлетворять духовные потребности насельников и приезжающих паломников. Надо было строить новый храм, который бы достойно представлял в Финляндии валаамские монастырские традиции. Развернулась оживленная и долгая дискуссия. Скептики считали идею нереальной: старый Валаам окормлял великое множество православных и был хорошо материально обеспечен. А в инославной стране, где православных было меньше ста тысяч, не стоит даже и думать о возрождении монастыря и продолжении монашеской жизни. Иного мнения придерживались оптимисты: у «нового» Валаама иная роль, чем у «старого», – это создание православно-духовного центра для поддержки недавно возникшей Финляндской Православной Церкви. В обители можно было бы наладить просветительскую деятельность, организовать занятия с молодежью, проводить конференции и т. д. Оптимистов поддержал глава Финляндской Православной Церкви архиепископ Павел (Олмари). За проектирование нового храма взялся русский архитектор-эмигрант И. Н. Кудрявцев. В каком стиле следовало строить храм? Архитектор не сомневался, что необходимо придерживаться стиля русского православного Севера и белокаменных храмов Новгорода и Пскова XIV–XV веков. Проект храма, составленный Кудрявцевым в новгородско-псковском стиле, получил высокую оценку проф. Ларса Петтерсона из Хельсинского университета. Его отзыв решающим образом повлиял на одобрение чертежей. Закладка храма была проведена 7 октября 1975, а 5 июня 1977 в воскресенье, в неделю Всех святых, новопостроенный храм был торжественно освящен в честь Преображения Господня. Освящение совершили архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел, епископ Ладожский Марк (Шавыкин), бывший в молодости иноком прежнего Валаамского монастыря, и епископ Питтсбургский и Западно-Виргинский Феодосий из Американской Православной Церкви. Иерархам сослужили: прот. Павел Красноцветов, благочинный приходов Московской Патриархии в Финляндии, прот. Ярослав Шуварский из Чехословакии и многочисленные клирики Финляндской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=07557

Также большую роль во взаимоотношениях Русской и Финляндской Православных Церквей играл и д-р Пааво Контканен, сторонник отстаивания линии государственных интересов и в церковной политике. В декабре 1959 г. он сообщал третьему секретарю советского посольства в Хельсинки Голованову Е.И., что «определенная часть финляндского духовенства в обстановке развития дружественных отношений между Советским Союзом и Финляндией стремится к углублению и расширению дружественных связей с Русской Православной Церковью, но наталкивается на противодействие главы Церкви архиепископа Германа, который продолжает оставаться на позициях финского национализма и неприязненного отношения к Русской Церкви» . Предполагалось, что на Церковном Соборе 1960 г. архиепископу Герману будет предложено уйти на покой, так как он действительно был очень болен и не справлялся со своими обязанностями. Новым архиепископом виделся только епископ Павел, «энергичный и здравомыслящий человек, без предубеждений относящийся к Русской Православной Церкви» . Предполагалось, что в скором времени изменится состав Церковного управления: протоиерей И. Сухола и Симо Хяркенен, которые «всячески стремятся затормозить установлению дружественных связей с Московской Патриархией» , должны уступить место более лояльным личностям. Самым же важным можно считать то, что, по словам Пааво Контканена, все вышеизложенные вопросы были подняты, очевидно, не без вмешательства государства, а именно Аграрной партии, которая давала понять архиепископу Герману и Церковному управлению о своем недовольстве «отставанием Церкви в деле развития дружественных отношений между Советским Союзом и Финляндией» . В итоге 1 июля 1960 г. Герман (Аав), возглавлявший Финляндскую Православную Церковь с 1925 г., ушел на покой, а новым архиепископом Карельскими и всей Финляндии был избран епископ Йоэнсууский Павел (Олмари). В качестве заключения можно сказать, что восстановление молитвенно-евхаристического общения между Русской и Финляндской Православными Церквями первоначально не принесло ожидаемых Московской Патриархией результатов в усилении своего влияния среди православного духовенства и мирян Финляндии. Это было обусловлено и крайне осторожными позициями финляндского Церковного управления, и личными взглядами финляндского епископата, и проблемами внутри Патриарших общин в Хельсинки. Однако уже в период 1957-1960-х гг. наметился новый курс во внешней политике Финляндской Православной Церкви, который, не исключая ее заинтересованности в сохранении хороших соседских отношений с Московской Патриархией, предполагал совершено иной уровень самосознания и контактов с другими поместными Православными Церквями.

http://bogoslov.ru/article/5418350

В 1932 г., когда ему не было еще и 50-ти лет, протоиерей Александр овдовел, на его попечении осталась тяжелобольная дочь Вивея. С 1933 по 1934 гг. он преподавал догматическое богословие в Сортавальской духовной семинарии и по-прежнему нес служение в Аннантехдассе до тех пор, пока не был призван к епископскому служению на Выборгской кафедре. Необходимо отметить, что Православная Церковь в Финляндии в 1925 г. была разделена на две епархии: Карельскую и Выборгскую, но последняя долго оставалась вдовствующей. В ней было 12 приходов, расположенных на Карельском перешейке и в Южной Финляндии. Причину столь долгой замены епархиального архиерея исследователи объясняют по-разному. Некоторые считают, что в столь долгом вдовстве Выборгской епархии был виновен протоиерей Сергий Солнцев, который всячески старался не допустить усиления власти епископов в управлении Финляндской Православной Церковью. Так, валаамский насельник иеросхимонах Михаил (Попов) в письме свщмч. Иоанну (Поммеру), архиепископу Рижскому, от 23 июня/6 июля 1927 г. писал, что место епархиального выборгского архиерея «занял главный двигатель и инициатор всех церковных реформ сердобольский протоиерей Сергий Солнцев» . Некоторые исследователи подозревают отца Сергия и в имеющемся материальном интересе, связанном с несением обязанностей временного руководителя данной епархии. Помимо этого, существует предположение, что в Финляндской Православной Церкви просто не имелось подходящей кандидатуры на епископскую должность. Современный исследователь истории православия в Финляндии Т.И. Шевченко считает, что данное утверждение безосновательно, так как «по крайне мере, 60-80 валаамских монахов в это время соответствовали критериям кандидатов в епископский сан» . Однако с этим вряд ли можно согласиться, так как необходимому условию для занятия епископской должности - знанию финского или шведского языка - среди всех православных монашествующих Финляндии соответствовал тогда лишь один иеромонах Исаакий (Трофимов). Кандидатура отца Исаакия, ингерманландца по происхождению, вряд ли кого-то бы устроила, да и, по всей вероятности, он сам, переживавший в то время серьезный духовный кризис, не согласился бы на епископское служение. Об этом можно узнать из письма иеромонаха Иеронима (Григорьева) и монаха Иувиана (Красноперова) митрополиту Ленинградскому Григорию (Чукову) . В нем сообщается, что о. Исаакий в 1930 г. подал архиепископу Герману официальное прошение о снятии с него монашества и священства с целью последующего брака на некоей лютеранке. Вмешательство игумена Харитона (Дунаева) способствовало пересмотру им своего решения, и, хотя в дальнейшем отец Исаакий нес послушание наместника Валаамского монастыря, прежнего авторитета среди братии обители и духовенства Финляндской Православной Церкви он уже не имел.

http://pravoslavie.ru/77869.html

Число прихожан по исповедным росписям 1874 г. значилось: мужеского пола 55, женского 44 души. Из них: военных и статских 20 душ обоего пола; купцов, мещан, цеховых и других городских обывателей 33 души; крестьян, проживающих большей частью в разных лютеранских приходах и на значительном расстоянии от города Куопио – 45 душ обоего пола, и один арестант в Куопиоском тюремном заведении. Некоторые прихожане, особенно из крестьян, как природные финны, с русским языком незнакомы и потому причт объясняется с ними по-фински. К прихожанам же куопиоской церкви принадлежат казаки, в числе которых за последнее время состояло: один обер-офицер, начальник отряда и 114 человек нижних чинов. Прихожане, по большей части, грамотные. Дети городских обывателей обучаются, преимущественно, в куопиоских казенных училищах, а дети крестьян – в сельских школах или дома у родителей. Ученье в школах производится на финском и отчасти на шведском языке. Закону Божию православных обучает священник. Крестьяне, живущие по финским деревням вдали от церкви, ходят в церковь только тогда, когда исповедуются и причащаются. Описание составлял Куопиоской церкви священник Константин Копьев. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39. В 1893 г. Куопио посетил первый архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский). Православные обратились к нему с просьбой о помощи. Преосвященный передал их прошение финляндскому генерал-губернатору Н. И. Бобрикову, который не только проявил благосклонное понимание, но и лично пожертвовал на постройку храма 25 тыс. марок. К этому времени приход уже собрал 34 тыс. марок. Наконец, 10 декабря 1901 г. проект здания утвердил финляндский Сенат. 4 августа 1902 г. архиепископ Финляндский и Выборгский Николай (Налимов) совершил закладку нового каменного храма, и 21 декабря 1903 г. он же, в присутствии генерал-губернатора, освятил здание, вмещающее 250–300 человек. Большинство прихожан в это время по-прежнему составляли солдаты местного гарнизона. Когда летом они выезжали в лагеря, число богомольцев сокращалось до 30–40 человек.

http://sobory.ru/article/?object=07558

Титул предстоятеля: Его Высокопреосвященство, Вы- сокопреосвященнейший Архиепископ Синайский, Фарранский и Раифский. Эта древняя Церковь включает в себя монастырь св. Екатерины на горе Синай, где Пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета, и другие христианские святыни на Синайском полуострове. Синайская Архиепископия имеет также подворья в Каире и Афинах. Архиепископа избирает братия монастыря св. Екатерины, игуменом которой он является, а его поставление осуществляет собор епископов Иерусалимского Патриархата. Финляндская Православная Церковь Титул предстоятеля: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Архиепископ Карельский и всей Финляндии. С 1892 г. существовала Финляндская епархия Русской Православной Церкви, окормляя как проживавших в Финляндии русских, так и живших там православных карелов. В 1923 г. по требованию Финляндского правительства вышла из подчинения Московскому Патриархату и была принята Константинопольским Патриархатом на правах автономии. Наряду с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, к которой принадлежит 98% верующих финнов, Финляндская Православная Церковь имеет статус государственной и в настоящее время духовно окормляет порядка шестидесяти тысяч человек. Резиденция Архиепископа находится в городе Куопио в финской Карелии. Японская Православная Церковь Титул предстоятеля: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Архиепископ Токийский, Митрополит всей Японии. Начало православию в Японии было положено в 1861 г., когда при Российском консульстве в городе Хакодате была открыта церковь , настоятель которой иеромонах Николай (Касаткин) решил посвятить себя миссионерству среди японцев. Он изучил японский язык, и его деятельность в течение нескольких лет обрела успех, так что была учреждена Японская Православная Миссия. В 1880 г. отец Николай возводится в сан епископа. Скончался он в 1912 г. в сане архиепископа Токийского и Японского (прославлен в лике святых как равноапостольный в 1969 г.). К 1895 г. Японская Православная Церковь насчитывала двести двадцать общин, двадцать восемь священнослужителей и двадцать две с половиной тысячи верующих. До 1945 г. Японская Православная Церковь поддерживала канонические связи с Московским Патриархатом, а затем перешла в ведение Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке. В 1970 г. она вновь перешла в ведение Московского Патриархата, который предоставил ей статус Автономной Церкви. Сейчас в Японии ею духовно окормляются более двадцати пяти тысяч православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «AAMUN KOITTO» предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 17 опубликовано: 1 октября 2007г. «AAMUN KOITTO» (фин.- Утренняя заря), духовный журнал, офиц. орган автономной Финляндской Православной Церкви (ФПЦ). Основан в 1896 г. Издает правосл. Братство преподобных Сергия и Германа. Выходит 3 раза в месяц в г. Куопио. Рубрики: Финляндская автономная Православная Церковь Финляндская автономная Православная Церковь. Духовное просвещение (книгопечатание, переводческая деятельность и т.д.) Книговедение. Периодические издания Ключевые слова: Финляндская Православная Церковь Журналы церковные " Aamun Koitto " (фин.- Утренняя заря), духовный журнал, официальный. орган Финляндской автономной Православной Церкви См.также: АРХАНГЕЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ (1888-1920) АСТРАХАНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ Астрахань, 1875-1918 гг. «БЛАГОВЕЩЕНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили в 1899-1918 гг. «ВЕРА И ЖИЗНЬ» см. «Черниговские епархиальные известия». «ВЕРА И РАЗУМ» журнал, издававшийся в 1884–1917 гг. при Харьковской ДС; с 2000 г. журнал Харьковской епархии «ВЕРА И ЦЕРКОВЬ» богословско-апологетический журнал, издавался в Москве в 1899-1907 гг. Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/62366.html

Однако распространению лютеранства среди карелов, самого многочисленного из местных финноугорских народов, препятствуют два существенных фактора. К первому относятся остатки местных языческих верований, которые сохранились в карельских деревнях в виде традиций и суеверий. Сегодня нельзя говорить о существовании карельского язычества, но опыт исследований, проведенных в республиках с развитым язычеством, например в Чувашии и Мари Эл, показывает, что национальное язычество может возникнуть в ближайшие год-два и вплестись в национальное движение. В пользу этого прогноза говорит тот факт, что силами национальной профессуры уже сегодня проделана огромная работа по изучению народных верований. Они систематизированы, описаны, изучены и, можно сказать, – частично реконструированы. Более того, один из виднейших карельских этнографов – Юго Сурхаско, написавший о карельском язычестве десяток книг, изложил мне цельную философскую концепцию, согласно которой возродить нацию невозможно без возрождения семьи, построенной на религиозном поклонении предкам. Помимо язычества распространению лютеранства в Карелии препятствуют Финляндская Православная Церковь (ФПЦ), состоящая не из финнов, как полагают многие, а из карелов, перешедших на финский язык богослужения, но сохранивших национальное чувство. Финляндская православная церковь возникла на базе тех приходов, что оказались на территории Финляндии после отделения ее от России. Эта церковь канонически подчиняется Константинопольскому патриарху. В Финляндии православие признается второй после лютеранства государственной религией и финансируется государством. Если судить по последним статистическим данным, Финляндская Православная Церковь после периода застоя медленно начала увеличивать численность и завоевывать новые территории. Сегодня число православных финнов равняется 57 000 человек, что составляет 1,2 % всего населения Финляндии. В 1994 году в православие перешло более тысячи человек. Всего в Финляндии насчитывается 50 храмов, 100 часовен и два монастыря – мужской и женский.

http://religare.ru/2_26624.html

Император-мученик Павел, который очень чтил святителя Спиридона как покровителя своего старшего сына и защитника Православия на Балканах, решил освободить от захватчиков греческий остров в Ионийском море Керкиру. Там с XV века почивают мощи святителя Спиридона. Остров Керкиру (по-западноевропейски Корфу) в 1797 году захватили революционные войска Франции. 18 февраля 1799 года штурмом с моря была взята почти неприступная крепость Корфу. Победителем стал святой флотоводец Федор Ушаков. А его союзниками на этот раз были турки. Генералиссимус Александр Суворов тогда в сердцах сказал, что в этом историческом штурме он готов был бы участвовать даже мичманом. После воцарения в 1801 году император Александр Павлович первоначально довольно широко смотрел на религиозные вопросы. Но, ведя упорную борьбу с Наполеоном и его революционной армией, он все более и более проникался духом Православия и решительно отходил от мистических увлечений юности. Биографы государя этот перелом относят к 1806 году. Знаменательно то, что именно в 1806 году император Александр I Павлович основал при дворцовой резиденции в Стрельне из жителей близлежащих деревень Императорский батальон милиции. Батальонным праздником высочайше был назначен день святителя Спиридона, а вскоре батальон был причислен к корпусу войск Гвардии и переформирован в Лейб-гвардии Финляндский полк. Приняв под Фридландом в 1807 году свое первое боевое крещение, Финляндский полк всегда грудью стоял за великое Отечество и множил его славу. Знамена доблестного полка победно развевались на полях Бородина, Малоярославца, Лейпцига, в Париже. В 1813 году, после окончания войны, Финляндский полк был расквартирован на Большом проспекте Васильевского острова. В этом здании при лазарете была освящена домовая полковая церковь во имя святителя Спиридона Тримифунтского. Еще раньше, в марте 1808 года, была устроена церковь во имя святителя Спиридона Тримифунтского при Главном Управлении Императорских уделов. Первоначально Управление уделов находилось на Миллионной улице; в 1857 году оно переехало на Литейный проспект, куда перевели и домовую церковь святителя Спиридона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Деревянный иконостас изготовил городской столяр Александр Саврен. В иконостасе четыре иконы: Спасителя, Божией Матери, свт. Николая Чудотворца и блг. кн. Александра Невского. Две первые написаны живописцем Батьевым как копии с образов академика Т. А. Нефа в Исаакиевском соборе, две последние – дьяконом Виктором Благовещенским из Андреевского собора в Петербурге, который повторил образа, находившиеся в Академии художеств. В 1846 в общине насчитывалось 19, в 1874 – приблизительно 100 прихожан, но к ним надо прибавить 120 донских казаков, расквартированных в Куопио, а также природных финнов. В 1888 насчитывалось 108 прихожан. С годами здание церкви совсем обветшало и не могло больше удовлетворять общину. Ее желанием было построить каменную церковь, на что уже имелось благословение Синода. Имелись и чертежи храма, составленные выборгским архитектором Александром Исаксоном, но малая сумма собранных средств не позволяла приступить к делу. В 1893 Куопио посетил первый архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский). Православные обратились к нему с просьбой о помощи. Преосвященный передал их прошение финляндскому генерал-губернатору Н. И. Бобрикову, который не только проявил благосклонное понимание, но и лично пожертвовал на постройку храма 25 тыс. марок. К этому времени приход уже собрал 34 тыс. марок. Наконец, 10 декабря 1901 проект здания утвердил финляндский Сенат. 4 августа 1902 архиепископ Финляндский и Выборгский Николай (Налимов) совершил закладку нового каменного храма, и 21 декабря 1903 он же, в присутствии генерал-губернатора, освятил здание, вмещающее 250–300 человек. Большинство прихожан в это время по-прежнему составляли солдаты местного гарнизона. Когда летом они выезжали в лагеря, число богомольцев сокращалось до 30–40 человек. Храм, «прекрасный и просторный», выстроен из кирпича, его стены оштукатурены и окрашены под кирпичную кладку. Иконостас сделан в Петербурге на средства супруги генерал-губернатора. Иконы частью были написаны петербургскими художниками, частью взяты из прежней деревянной церкви, которую в 1907 снесли, использовав материал для постройки сторожки. Семь колоколов отлили в Петербурге. Самый большой весил более 102 пудов. Стоимость постройки составила 53 тыс. финских марок.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Архив Пн В Финляндской Православной Церкви (Константинопольский Патриархат) не считают практику освящения однополых союзов препятствием для продолжения контактов с Церковью Швеции 31 июля 2006 г. 11:44 Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев заявил, что решение Лютеранской церкви Швеции о церковном освящении однополых браков «никоим образом не повлияло на экуменическое сотрудничество» между возглавляемой им Финляндской православной церковью со шведскими лютеранами. «Я встречался с архиепископом Швеции ранее и собираюсь делать это в будущем», — цитирует «Интерфакс» заявление архиепископа Льва, сделанное в газете Kyrkopressen, выходящей на шведском языке. Таким образом первоиерарх ФПЦ прокомментировал принятое в конце прошлого года решение Священного Синода Русской Православной Церкви о приостановлении отношений с Лютеранской Церковью Швеции . Архиепископ Лев заявил, что «в то время, как Русская Православная Церковь приняла решение о разрыве отношений с Церковью Швеции, ФПЦ находится в ожидании и желает участвовать в диалоге». «Решение Русской Православной Церкви не влияет на нас», — добавил он. Первоиерарх автономной Церкви, входящей в состав Константинопольского Патриархата, считает, что «Православной Церкви надо обсуждать принятое Церковью Швеции решение об однополых парах, но этот диалог не должен приводить ни к каким публичным заявлениям». Ранее в этом году Константинопольский Патриарх Варфоломей ответил на обращение Русской Православной Церкви, что «не одобряет, а наипаче осуждает» решение Шведской Церкви, которое идет «вразрез с волей Божией и догматическим учением нашей Православной Церкви и с христианской нравственностью». В то же время он сообщил, что, несмотря на это, Константинопольский Патриархат продолжит «на социальном и богословском уровне» диалог с Лютеранской церковью Швеции. В Финляндии некоторые клирики, подведомственные Константинопольскому Патриарху, объединились с лютеранскими пасторами в движение «Единство», которое открыто поддерживает идею освящения однополых союзов.

http://patriarchia.ru/db/text/129282.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010