Основываясь на всем вышеизложенном г. Беляев, признает необходимым: 1) устроить кладбище на иных основаниях и на других местах, по линиям железных дорог; 2) войти в сношение с управлениями оных; 3) привести в положительную ясность количество суммы, выручаемой за продажу мест; 4) приобрести земли для нового кладбища; 5) привести в ясность количество лиц, погребаемых на кладбищах в течении года, а равно и число умирающих в больницах. На составленный по этой записке Всеподданнейший доклад, Государь Высочайше повелел: «возложить разработку вопроса о кладбищах и составление проекта по сему предмету на особое отделение состоящей под председательством г. обер-полицеймейстера санитарной комиссии, с участием заинтересованных в этом деле ведомств». В образованное, на основании Высочайшей воли, отделение вошли представители губернского правления, пригородной полиции, городского управления, управления путей сообщения; от духовного ведомства в отделение вошли: протоиерей Смольного собора Петр Разумовский и пантелеймоновский протоиерей Михаил Архангельский . Начавшая свои заседания 1-го июля 1868 г., под председательством барона Майделя, новая комиссия, осмотрев существовавшие в столице кладбища, снесшись с подобными же комиссиями в Париже и Лондоне, выработала, в апреле 1870 г., следующие результаты: 1) существующие в столице кладбища найдены неудобными как по грунту земли, так и по близости к населению; 2) избраны места для новых кладбищ: по Николаевской железной дороге – на 10-й версте, по Петергофской на 11-й и по Финляндской – на 9-й, а впоследствии и на 18-й версте; 3) выработаны новые правила управления и заведывания кладбищами, именно: приобретение земель для кладбищ, первоначальное устройство кладбищ и путей сообщения с ними предоставлено городскому управлению; 4) полицейский надзор за порядком, стражу, продажу, распределение мест и расчет с железными дорогами, предоставить тоже городскому управлению; 5) нравственный надзор за могилами (?) и медицинскую статистику погребаемых предоставить церковному причту; 6) управление церквами, их ремонт, а равно и заведывание всеми обрядами (?) и их принадлежностями предоставить городскому управлению; 7) причту положить от города приличное содержание, предоставив в ведение духовенства свечной доход.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В показании от 9/5–22 г. ТИХОН не признал врагом рабочих и крестьян России митрополита Киевского АНТОНИЯ ХРАПОВИЦКОГО бывшего Управляющего Высшим Церковным Управлением при Деникине ярого к[онтр]-р[еволюционера] и черносотенца вдохновлявшего добрармию в борьбе против Соввласти. Врагом трудового народа ТИХОН считает Антония только со времени выступления последняго в печати в 1922-м году призывавшего черносотенные силы на борьбу против Соввласти и воцарения в России на престол дома Романовых [ 5 ]. В том же протоколе ТИХОН показал, что почтовые сношения с беглым к[онтр]-р[еволюционным] духовенством находящимся заграницей он производил через Эстонскую, Латвийскую, Польскую, Финляндскую и Чехословацкую миссии начиная с 1920 года [ 6 ]. ТИХОН не признает контр-революционной деятельность Высшего Церковного Управления при Деникине и др. к[онтр]-р[еволюционных] белых правительствах говоря, что “мне это неизвестно, т.к. фактов указывающих на это у меня нет”. Келейник ТИХОНА архимандрит НЕОФИТ (Осипов Н. А.) показал, что ТИХОН не раз приглашал близко стоящих 150 к нему священников к себе на квартиру, где в беседах говорил относительно посылки Евлогия (Берлин) в Америку для упорядочения церковных дел [ 7 ]. НАЧАЛЬНИК 6-го ОТДЕЛЕНИЯ СОГПУ: Е. Тучков. – Л. 9–10. Машинописный подлинник, подпись – автограф. На л. 9 в левом верхнем углу рукописная помета: “Арх[ив] П[олит]Б[юро]”. Штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “12/V.1922 г.” и входящим номером. Датирован по датам в тексте и в сопроводительном письме (см. примеч. к 25–5). 25–6 Шифротелеграмма наркома иностранных дел Г. В. Чичерина в Наркоминдел о реакции папы Римского на изъятие церковных ценностей и арест патриарха Тихона 16 мая 1922 г. Поступила на расшифрование 17/V B 12ч. 10 мин. ИЗ САНТА МАРГЕРИТА ЛИГЮРЕ НАРКОМИНДЕЛ, Москва. Пицца[р]до помощник Гаспарри от имени Папы просит освободить Тихона кстати предлагает купить взятые из церквей предметы культа и оставить их как (пропуск 1 группы) у епископа Цепляка 151 зпт а деньги немедленно вручат нам абзац [ 8 ]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) Северно-Русский или Новгородско-Петербургский (включая сюда православные финляндские и остзейские Церкви); 2) Великорусский – Московский; 3) Южно-Русский – Киевский; 4) Кавказский – Тифлисский; экзарху Грузии должно предоставить особые права над епархиальными епископами Кавказа, причём, во внимание к бывшей в течение некоторого времени автокефальности иверской Церкви, этой последней следовало бы возвратить автокефальность; 5) Западно-Русский – Виленский (включая сюда православные Церкви, помещающиеся в бывшей Польше); 6) Восточно-Русский – Казанский (епархии поволжские, уральские); этот обширный по пространству и разносоставный по населению округ можно разделить на два; и 7) Азиатско-Русский – Сибирский. В последнем округе можно увеличить число епархий и с течением времени разделить этот округ на две половины: Восточно-Сибирскую и Западно-Сибирскую. Необходимо увеличить число епархий, которые войдут в митрополичьи округа, и число викарных архиереев с самостоятельной деятельностью, насколько таковая возможна при наличности одной консистории в целой губернии. Это необходимо с той целью, чтобы епископы, составляющие митрополичьи соборы, могли быть, во-первых, действительными свидетелями местных церковных нужд и, во-вторых, – действительными представителями этих нужд и борцами за них. Увеличение числа викарных архиереев необходимо также и в видах устранения неудобств, представляемых во многих отношениях нашими обширными (по пространству) епархиями в Сибири и в некоторых местностях (в таких местах должно быть дробное разделение приходов и епархий) на севере и на востоке европейской России. Святейший Синод необходимо возглавить, чести ради Российского государства, патриархом со всеми каноническими полномочиями областного митрополита. Митрополичьему собору должно передать все дела по местным вопросам, с правом окончательного решения их. Мысль о передаче местных дел органу местного самоуправления – митрополичьему собору – опирается на слишком большую централизацию церковно-административных дел в С.-Петербург, где эти дела по необходимости иногда встречают формальное отношение, при неосведомлённости столичного управления о некоторых обстоятельствах провинциальной жизни и о самих лицах, касательно которых приходится что-либо решать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И снова о Пушкине. В «Борисе Годунове» юродивый говорит в ответ на просьбу царя о молитве: «... Нельзя молиться за царя Ирода». Почему? Аргумент: «Богородица не велит!» После поразившего многих факта стояния московских иерархов в почётном карауле у гроба Сталина в русском зарубежье курсировала фраза, принадлежавшая якобы покойному митрополиту Николаю (Ярушевичу) : «Стоял, чтобы других не заставить стоять...» 160 ... Тверды шаги Дзержинского у гроба. Нынче бы могла с постов сойти Чека 161 . Видение мира в религиозных символах как арены борьбы божественных сил порядка и сатанинских сил хаоса было характерно для тех членов общества, которые не принимали официальной системы ценностей. В их глазах образ Ленина приобретал демонические черты. Оппоненты из самых различных слоёв общества называли Ленина антихристом, дьяволом . Вот лишь одно из многочисленных высказываний в частных письмах, вскрытых цензурой (март 1924 г.): «У нас отреклись от Бога истинного и признали себе Богом черта, кровопийцу, людоеда Ленина и Троцкого». В процессе развенчания культа Ленина проявились те же настроения. Многие ораторы на митингах 1990 г., требовавшие переименовать Ленинград, называли Ленина сатаной. Представим себе питерскую подземку; в те годы она была «штриханутая»: «Ленинградский ордена Ленина, метрополитен имени Ленина " . А если к тому же пассажир едет с Ленинского проспекта, где стоит памятник Ленину, на станцию «площадь Ленина» у Финляндского вокзала? Кстати, до каких пор Ленин на броневике будет загромождать набережную? Тем более, что этот броневик мешает прибывающим финнам любоваться со ступеней вокзала очертаниями «Большого Дома»... (Для тех, кто не в курсе: «Большой Дом» – Литейный проспект, дом 4 – здание НКВД – МГБ-КГБ-ФСБ). Тогда не покажется абсурдным нынешнее положение, когда, несмотря на словесное осуждение идеологии сталинизма, сохраняется практически не затронутым весь именник составленных при «отце народов» святцев для именования всего и вся набором из десятка канонизированных как «святые революции» при Сталине деятелей. В таком случае не надо будет задавать вопросов, почему у нас населённых пунктов имени Кирова – 150, Калинина – 100, Куйбышева – 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Второй отдел, руководимый архиепископом Литовским Никандром, рассматривал вопрос о разделении России на митрополичьи округа, об их организации и о преобразовании местного церковного управления. В его состав входило 13 человек, причем некоторые из них были также и членами других отделов (например, первого). Работал второй отдел на Синодальном Преображенском подворье (Большая Подьяческая ул. 32). Третий отдел, под руководством архиепископа Ярославского Иакова, занимался вопросами об организации церковного суда и пересмотре брачных законов, включая законы о смешанных браках. Заседания происходили в статистическом отделе Училищного совета на той же Кабинетской улице. Для работы в отделе записалось всего 9 человек. Четвертый отдел (председатель – епископ Могилевский Стефан), в работе которого участвовало 13 человек, исследовал один из наиболее болезненных в русской церковной жизни вопросов – о благоустроении прихода, а также вопросы о церковной школе, о порядке приобретения церковной собственности, о епархиальных съездах и участии священнослужителей в общественных и сословных учреждениях. Члены отдела собирались для заседаний в Синодальном архиве, располагавшемся в здании Святейшего Синода. Пятый отдел, под председательством епископа Псковского Арсения, обсуждал вопрос о преобразовании духовно-учебных заведений. Участвовать в его работе изъявили желание 20 человек. Они собирались в зале заседаний Учебного комитета в Святейшем Синоде. В том же здании в Синодальном архиве проходили встречи шестого отдела, занятого делами веры – о единоверии, о старообрядчестве и некоторыми другими. Восемь членов, под председательством Волынского епископа Антония, пытались распутать сложный узел взаимоотношений главной конфессии империи с теми, кого еще совсем недавно называли «раскольниками», и с кем велась активная борьба. Последний седьмой отдел занимался анализом мер, необходимых «к ограждению православной веры и христианского благочестия от неправых учений и толкований, ввиду укрепления начал веротерпимости в империи». Председателем этого небольшого отдела (в его работе принимали участие всего 7 человек) был архиепископ Финляндский Сергий. Заседания проходили в библиотеке Училищного совета на Кабинетной улице.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.И. Сутулин в статье «Судьба русского населения Финляндии в 1918–1920 гг.» пишет, что в Таммерфорсе (Тампере) после его взятия белыми финнами 6 апреля 1918 г. было уничтожено около 200 русских, в том числе русских белых офицеров, а 26–27 апреля в Выборге около 1000 человек, в том числе женщин и детей . На самом деле оказывается, что белые заняли Таммерфорс лишь 29 апреля, а отступавшими красными было расстреляно в выборгской тюрьме всего 30 человек. Более подробно вопрос о количестве пострадавших русских во вовремя гражданской войны в Финляндии освещен в статье Эдварда Хямяляйнена «О гражданской войне и русских в Финляндии» . В апреле 1918 года Финляндский Сенат постановил выслать из страны всех бывших русских подданных, к лету 1918 г. число высланных русских составило около 20 000 человек. Вскоре в связи с желанием поднятия международного статуса нового государства данный закон был отменен. Всего с 1921 по 1929 гг. Финляндию покинуло ок. 25 000 из 44 000 беженцев . Интересно, что в июне 1918 г. сенатору Э.Н. Сетяля было направлено письмо от бывшего православного священника, а в то время инспектора народных школ А.М. Садовникова (Сомерсаари) с предложением: «Всех русских священников и членов их семей перевести в финляндское гражданство и выслать из Финляндии наиболее злостных русификаторов. До тех пор пока мы это не осуществим, просвещение населения Приграничной Карелии в финском православном духе будет невозможным» . Принято считать, что основными проводниками русофобии в финском обществе стали бывшие егеря (во время Первой мировой войны они в качестве добровольцев воевали в Прибалтике в составе Кайзеровского Прусского егерского батальона 27), также партия Аграрный Союз (совр. Suomen Keskusta), щюцкор и созданное в 1922 году Академическое карельское общество (АКС). Достижение единства финской нации предполагалось через разжигание ненависти ко всему русскому. Председатель АКС с 1923 по 1927 гг. Элмо Кайла (сын настоятеля лютеранского прихода Кокола в Остерботнии) писал: «Если нам это удастся, тогда уж не за горами то время, как нацию нашу будет вести одна мысль, сильная, всепобеждающая, когда воплотится в жизнь поговорка мужей Хярмя «о рюсся можно говорить, лишь скрежеща зубами. Тогда Финляндия станет свободной». Лаури Элиас Семойоки (Elias Simojoki, с 1925 г. пастор в Киурувеси) разработал проект медали для членов АКС: одна ее сторона олицетворяла любовь к Финляндии, другая – ненависть к России, а в 1923 г. во время празднования «Дня Калевалы» он прямо заявил – «Смерть русским».

http://bogoslov.ru/article/4231899

На Церковном Соборе 1955 г. делегатом И. Волковым было сделано предложение об образовании комиссии по улучшению экономического положения ФПЦ. Этому послужило недостаточное улучшение материального положения Церкви за период с 1950 по 1955 гг. В 1955 г. бюджет Финляндской Церкви составлял 16 951 000 фин. марок, расход за год равнялся 16 984 000, в итоге дефицит составлял 17 000 марок . Комиссия была создана, в ее состав вошли И. Волков, ревизор А. Потконен, настоятель прихода Котка свящ. Михаил Ритамо, директор К. Туомиоя и помощник судьи С. Хяркинен . Кроме того, впервые в 1955 г. было озвучено, что в Церковном фонде имеется 40 000 000 фин. марок, составляющих компенсацию государства за упраздненные после Зимней войны 1939–1940 гг. приходы Ладожской Карелии . На том же Соборе были изменены правила материального обеспечения духовенства. Теперь священнослужители ФПЦ приравнивались по своему статусу к государственным чиновникам: заработная плата священника должны была равняться заработной плате лектора, а псаломщик должен был получать столько же, сколько и учитель народной школы . Священнослужители стали получать прибавку к жалованию за выслугу лет и по старости. На сумму заработной платы количество богослужений влиять перестало, теперь если прихожане хотели провести дополнительные богослужения, то их пожертвования, полученные за данную службу, поступали целиком в пользу Церковного Управления . В конце декабря 1958 г. благочинный Патриарших приходов в Хельсинки протоиерей Михаил Славнитский составил для Совета по делам РПЦ справку «Положение разных Церквей в Финляндии». В ней говорилось, что «материальное положение православного духовенства в Финляндии приличное», все священнослужители, даже в провинции, имеют большие квартиры. Государственное жалование получает епископат, законоучители и административные лица, а приходское духовенство получает жалование от Церкви. Прихожане Финляндской Православной Церкви облагаются налогом, неуплата которого никем не взыскивается . Несомненно, на решение финляндского Церковного Управления при выборе своего канонического статуса в лоне Вселенского Патриархата сильно повлияли и русофобские настроения в тогдашней Финляндии.

http://bogoslov.ru/article/4231899

Новый стиль был принят в употребление в Сортавале, Тайпале, Иломантси, Суйстамо, Салми, Мантисаари и некоторых других приходах. В следующем году такое же решение приняли в Суоярви и Аннантехдас. Подали прошение о переходе на новый стиль приходы Турку, Лаппеенранта и Кякисалми, но епископ Серафим отказал им на том основании, что это были русские приходы. Постепенно в некоторых приходах стало нарастать недовольство переходом на новый стиль, ведь зачастую решение принималось не единогласно. Наиболее сильные споры по этому вопросу разгорелись в Салми, Мантисаари и Суоярви 16 . В вопросе о календарном стиле, как и в вопросе о каноническом положении, церковное руководство было разделено на национальную группу и “русофилов”, стремившихся к сохранению связей с Русской Православной Церковью. Первые были сторонниками перехода на новый стиль, вторые были склонны сдерживать это явление, сомневаясь в его каноничности. Разрешая смену календарного стиля в 1917 г., епископ Серафим в то же время призывал духовенство принимать в расчет и пожелания сторонников старого стиля, особенно там, где оппозиция григорианскому календарю была сильна. Во многих приходах праздничные богослужения совершались два раза, по новому и по старому стилю 17 . После принятия Положения от 26.11.1918 позиции национального направления укрепились, так как его представители были назначены правительством на главные должности во вновь созданном Церковном Управлении, кроме того, государство приобрело большое влияние на дела Церкви. Члены Церковного Управления усматривали причину сопротивления григорианскому календарю в финно-язычной Приграничной Карелии в агитационной работе “русофилов” и низком образовательном уровне жителей этого региона. Вообще дискуссия по календарному вопросу часто уходила в сторону. Так, Церковное Управление использовало ее как повод, чтобы обвинить епископа Серафима в русофильстве и в то же время откреститься от наследия русификации периода угнетения. Между тем на споры по календарному вопросу обратило внимание государство. К 1921 г. ситуация сложилась довольно острая, продолжались споры в приходах. Церковно-учебное министерство вынесло вопрос о переходе на григорианский календарь на заседание правительства 26.1.1921 г. Активизацию позиции правительства Фриландер связывает с вопросами оборонной политики. Обострение календарных споров в Приграничной Карелии, по мнению правительства, могло вести к дестабилизации ситуации в регионе, который граничил с Советской Россией и в котором совсем недавно осело множество беженцев из советской Карелии, а охрана государственной границы была далека от идеала 18 .

http://pravmir.ru/finlyandskaya-pravosla...

Проведением в жизнь этих мероприятий деятельность православной церкви в Финляндии получит надлежащее направление и может оказать немалую услугу в борьбе с местными шовинистическими антисоветскими влияниями. Во время пребывания митрополита Григория в Финляндии им было прочитано несколько лекций о положении церкви в Советском Союзе. В честь митрополита Григория был устроен официальный прием Министерством просвещения, на котором присутствовал ряд министров финляндского правительства. Зам. председателя Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР Белышев АП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 27 Л. 122–124. Подлинник. РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 500. Л. 55–57. Подлинник. 184. Докладная записка С. К. Белышева И. В. Сталину о результатах поездки представителей Московской Патриархии в Германию, Австрию и Чехословакию 370 22 ноября 1945 г. Секретно 282/с Совнарком Союза ССР товарищу И. В. Сталину Для ознакомления и установления связей Московской Патриархии с православными приходами на территории Германии, Австрии и Чехословакии и переговоров с духовенством о переходе их в юрисдикцию Московской патриархии патриархом Алексием в октябре месяце 1945 г. были направлены в Германию, Австрию и Чехословакию свои представители. В Германию были направлены протопресвитер Н. Ф. Колчицкий и протоиерей Ф. П. Казанский , которые посетили Берлин, Лейпциг и Дрезден. В Австрию и Чехословакию был направлен архиепископ Орловский и Брянский Фотий (Топиро), который посетил Вену, Прагу и Карлс-Бад. Представители Московской Патриархии ознакомили православное духовенство и верующих в этих городах с положением русской православной церкви в СССР и давали ответы на многочисленные вопросы об общем положении Советского Союза. Архиепископ Фотий, помимо этого, выступил в г. Вене на пресс-конференции, где присутствовало до 30 человек американских, австрийских, французских и советских корреспондентов, и отвечал на задаваемые ему вопросы. В результате проделанной работы было воссоединено с Московской патриархией по одному православному приходу в городах Вене, Праге, Карлсбаде, Потсдаме, Дрездене, Лейпциге и три православных прихода в Берлине, возглавляемые архиепископом Бельгийским Александром Немоловским, который в начале войны, в первые же дни захвата Бельгии, за выступление против Гитлера был арестован немцами и увезен в глубь Германии. Архиепископ Александр долгое время содержался в тюрьме в Аахене, а затем был отправлен в концентрационный лагерь в Тегеле под Берлином, откуда и был освобожден Красной Армией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В июне 1900 года первое место среди российских иерархов занял высокопреосвященный Антоний. Митрополит Антоний Вадковский – сын священника тамбовской епархии, высшее богословское образование получил в казанской духовной академии, в которой, по окончании курса, остался доцентом по кафедре пастырского богословия и гомилетики. Вскоре женившись, молодой доцент зажил счастливою профессорской жизнью, в счастливой, нежно любимой и любящей семье. Но жизнь счастливая продолжалась недолго. В 1879 году умерла жена, а через три года пришлось схоронить и обоих детей, умерших от дифтерита. Чрез год после этого, 4 марта 1883 года, принято было монашество. Академия встретила пострижение своего сотоварища с особенно искренним чувством и с высокими надеждами. Академический журнал «Православный Собеседник» писал: «веруем, что идеал монашества найдет в новопостриженном художественное воплощение с своими лучшими и светлыми сторонами». В этих словах чувствовалось отношение к совершившемуся пострижению, как к явлению, выходящему из ряда других. И, действительно, прошло едва пятнадцать лет, и высочайший рескрипт 25 декабря 1898 года призвал преосвященного Антония на петербургскую митрополию, а чрез полтора года, 9 июня 1900 года, владыка назначен первенствующим членом синода. Прежнее служение – профессором, инспектором и ректором академии, затем с 1892 года архиепископом небольшой финляндской епархии с присутствованием в синоде, давшее владыке твердую научную и административную основу и избавившее его от поглощения тиною канцеляризма в необозримом море десятков тысяч консисторских бумаг, наконец, главное направление владыки, его уважение к науке, широкая христианская терпимость, обнаруженные в его речах, получивших широкое распространение и известность, все это ставило назначение высокопреосвященного Антония на пост первоиерарха российской Церкви в совершенно исключительные условия. Назначение его вызвало, не совсем, правда, определенные, но всеобщие ожидания и надежды. Но деятельность владыки принадлежит уже новому веку. В городах в последние годы стал устанавливаться обычай среди верующих встречать новый год в церкви, причем и обычное новогоднее молебствие совершается уже в полночь. В Петербурге в газетах не раз высказывалось желание общества, чтобы все церкви, по крайней мере приходские, были открыты для встречи нового года, но покойный митрополит Палладий предоставил этот вопрос усмотрению настоятелей церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010