Проведением в жизнь этих мероприятий деятельность православной церкви в Финляндии получит надлежащее направление и может оказать немалую услугу в борьбе с местными шовинистическими антисоветскими влияниями. Во время пребывания митрополита Григория в Финляндии им было прочитано несколько лекций о положении церкви в Советском Союзе. В честь митрополита Григория был устроен официальный прием Министерством просвещения, на котором присутствовал ряд министров финляндского правительства. Зам. председателя Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР Белышев АП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 27 Л. 122–124. Подлинник. РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 500. Л. 55–57. Подлинник. 184. Докладная записка С. К. Белышева И. В. Сталину о результатах поездки представителей Московской Патриархии в Германию, Австрию и Чехословакию 370 22 ноября 1945 г. Секретно 282/с Совнарком Союза ССР товарищу И. В. Сталину Для ознакомления и установления связей Московской Патриархии с православными приходами на территории Германии, Австрии и Чехословакии и переговоров с духовенством о переходе их в юрисдикцию Московской патриархии патриархом Алексием в октябре месяце 1945 г. были направлены в Германию, Австрию и Чехословакию свои представители. В Германию были направлены протопресвитер Н. Ф. Колчицкий и протоиерей Ф. П. Казанский , которые посетили Берлин, Лейпциг и Дрезден. В Австрию и Чехословакию был направлен архиепископ Орловский и Брянский Фотий (Топиро), который посетил Вену, Прагу и Карлс-Бад. Представители Московской Патриархии ознакомили православное духовенство и верующих в этих городах с положением русской православной церкви в СССР и давали ответы на многочисленные вопросы об общем положении Советского Союза. Архиепископ Фотий, помимо этого, выступил в г. Вене на пресс-конференции, где присутствовало до 30 человек американских, австрийских, французских и советских корреспондентов, и отвечал на задаваемые ему вопросы. В результате проделанной работы было воссоединено с Московской патриархией по одному православному приходу в городах Вене, Праге, Карлсбаде, Потсдаме, Дрездене, Лейпциге и три православных прихода в Берлине, возглавляемые архиепископом Бельгийским Александром Немоловским, который в начале войны, в первые же дни захвата Бельгии, за выступление против Гитлера был арестован немцами и увезен в глубь Германии. Архиепископ Александр долгое время содержался в тюрьме в Аахене, а затем был отправлен в концентрационный лагерь в Тегеле под Берлином, откуда и был освобожден Красной Армией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Бозе почивший митрополит Петербургский Антоний и его сношения по делам церковным с православным Востоком Источник Речь, произнесенная в торжественном собрании Общества религиозно-нравственного просвещения в духе церкви православной на Стремянной улице 12 декабря 1912 г. Правдиво искренне и глубоко прочувствованное слово о почившем в Бозе первоиерархе русской церкви Высокопреосвященном Митрополите Антонии, как человеке в высокой степени гуманного благородного сердца и как талантливом, любимом сослуживцами и студентами, профессоре мы выслушали сейчас с живым интересом из уст близко к нему стоявшего со студенческой скамьи до самой кончины и искренно ему преданного ученика и сослуживца – Высокопреосвященнейшего экзарха Грузии Архиепископа Иннокентия, а посему на себя мы берем смелость в настоящем высокочтимом собрании коснуться лишь той стороны его деятельности, которая сравнительно мало известна широкой публике, но которая ярко рисует пред нами личность почившего иерарха, как просвещенного, весьма вдумчивого и крайне осторожного первенствующего члена Святейшего Синода – об отношении его к церквам православного Востока. Почивший Митрополит Антоний призван был на митрополичью кафедру столицы и потом сделан первенствующим членом Святейшего Синода в порядке необычном, каким достигали этого высокого иерархического положения в нашей русской церкви немногие из его приснопамятных предшественников. Почти 13 лет (с 1870–1883 г.) учено-кабинетной профессорской жизни в качестве мирянина и счастливого семьянина, девять лет (с 4 марта 1883 года по 1892 г), в сане иеромонаха, архимандрита и епископа Выборгского, викария Петербургской епархии, службы учено-педагогической в качестве инспектора и ректора высшей богословской школы, шесть лет (1892–1898) в качестве архиепископа новой небольшой, но весьма своеобразной по своему строю церковно-общественной жизни Финляндской епархии, с правом постоянно проживать в Петербурге и принимать самое деятельное участие в делах высшего церковного управления по обязанности члена Святейшего Синода – и, наконец, 14 лет (с 1898–1912 г.) в качестве митрополита царствующего града, а с 1900 г., т. е. последние 12 лет и первенствующего члена Святейшего Синода – вот тот путь, по которому прошло служение его св. православной церкви и богословской науке. Вполне естественно поэтому, что в его лице выработался иерарх с ясным пониманием насущных нужд и запросов нашей русской церкви в связи ее с положением в среде других автокефальных церквей православного Востока в частности и значения православия в судьбе Христовой Церкви на земле вообще. Отсюда его настойчивое стремление установить самую живую и непрестанную связь и братское единение в союзе мира и любви между русской церковью и церквами православного современного Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Интернет-сайт движения сообщает, что оно объединяет тех, кто «верует, что Евангелие Иисуса Христа включает в свою сферу такие сексуальные меньшинства, как гомосексуалисты, лесбиянки, бисексуалы и трансвеститы, в качестве полноправных людей и христиан. У них есть право участвовать в жизни». «Единство» призывает своих сторонников «способствовать тому, чтобы находящиеся на работе в Церкви гомосексуалисты и лесбиянки могли бы при желании регистрировать свои отношения, не опасаясь за последствия, начинать деятельность внутри церкви, чтобы зарегистрированные пары гомосексуалистов и лесбиянок могли бы при желании быть обвенчаны». Среди подписей, стоящих под этой декларацией, имена православных священников Хейкки Хуттунена и Тимо Лехмускоски, Маркку Салминена и Йоханнеса Кархусаари, протодиакона хельсинкского прихода Юхи Лампинена. Х.Хуттунен, первый из упомянутых, является председателем Союза православного духовенства Финляндии и генеральным секретарем Финского экуменического совета. М.Салминен — член правления ФПЦ. В особом заявлении православных участников также говорится: «Мы, нижеподписавшиеся члены Православной Церкви, принимаем ценности движения " Единство " и будем защищать их в нашей Церкви в рамках Священного Предания и канонов. Мы надеемся, что представители сексуальных меньшинств найдут духовный дом в своих приходах и что открытая и деловая дискуссия будет способствовать терпимости и любви к ближнему в нашем церковном окружении». Особенность подходов к «гендерным проблемам» давно проявляется в ФПЦ. Так, более трех лет назад Архиерейское собрание ФПЦ постановило не вносить мальчиков в алтарь после совершения крещения (для того, чтобы девочки не казались ущемленными). В некоторых приходах девочек даже облачали в стихарь для прислуживания в алтаре. Однако в 2005 году Архиерейское собрание приняло резолюцию: «Литургическую одежду стихарь могут одевать только лица мужского пола, прислуживающие за богослужением». Как отмечают издания ФПЦ, на практике ее прихожане почти не соблюдают пост и не считают необходимой исповедь. «Я наблюдаю печальное явление: в течение этих десятилетий количество исповедующихся сократилось катастрофически», — свидетельствует протоиерей Тимо Лехмускоски, слова которого приводит журнал Ortodoksiviesti.

http://patriarchia.ru/db/text/129282.htm...

И тут, и там главным для Константинопольского Патриархата был имущественный вопрос. В Эстонии Константинопольскому Патриархату были нужны собственно не эстонские раскольники и не эмигрантский синод, а та собственность, которая по сговору с нарушениями эстонского законодательства была по реституции передана им государством. И в случае с Украиной, и с Эстонией Священный Синод Русской Православной Церкви был вынужден разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Если говорить о различиях украинской и эстонской ситуации, то в Эстонии православное присутствие является исторически новым и небольшим по масштабу: первый епископ Ревельский появился в 1917 году. На Украине более многочисленные расколы, и их несколько. Значительную роль также играет униатский фактор. В Эстонии в этом отношении все проще. Среди различий двух ситуаций также то, что Константинопольский Патриархат никогда не ставил задачей дать автокефалию ни Эстонской, ни Финляндской Церквам, которые принял в свою юрисдикцию. В случае с Украиной декларация автокефалии и обещание дать томос (указ по некоторому важному вопросу церковного устройства. — прим. Baltnews) стали излюбленным тезисом Патриарха Варфоломея и президента Порошенко, который они непрестанно озвучивали в унисон. — Какие контрмеры были предприняты Русской Православной Церковью против вмешательства в ее дела Константинопольского Патриархата в Эстонии в 1990-х годах? — Имели место переговоры с попыткой удержать Константинопольский Патриархат от восстановления юрисдикции в Эстонии, но они, к сожалению, не увенчались успехом. Последовал разрыв отношений, а затем — переговоры по их восстановлению, которые привели к достижению компромисса. Как недавно справедливо заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, единственное средство для Церкви защитить себя от раскола — это себя от него оградить, что и делается путем разрыва канонического общения. — Каковы уроки, вынесенные Русской Православной Церковью после вторжения Константинополя на каноническую территорию Московского Патриархата в Эстонии?

http://patriarchia.ru/db/text/5340110.ht...

Но вскоре же взаимоотношения настолько изменились, что обновленческий Синод в своем приветствии Патриарху Мелетию имел возможность заявить: «Священный Синод с сердечной признательностью вспоминает о той моральной поддержке, какая была оказана Вашим Блаженством, в бытность Вашего Блаженства Константинопольским Патриархом, Священному Синоду вступлением в каноническое общение с ним, как единственно законным органом управления Русской Православной Церковью . Обобщая патриаршество Мелетия IV, главным образом в его отношении к Русской Церкви, приходится констатировать, что этот период отличался нецерковным, чуждым православному единству, поверхностным, всецело поглощенным духом времени, характером управления. Патриарх Мелетий гиперболизировал межправославное значение Константинопольского престола, заменяя присущее Вселенской Церкви первенство чести несвойственным православному церковному сознанию первенством власти. Пользуясь временной слабостью Русской Православной Церкви, он предъявил неканонические претензии на ее учреждения в Западной Европе, не восстановил законный порядок в ее зарубежных епархиях, как обязан был сделать по первенствующему положению своего престола и по духу православного единомыслия, но, посягнув на эти епархии, отторг их от единства с Матерью—Церковью Русской и вовлек в схизму, доселе пребывающую на Церкви Финляндской. 2 октября 1923 г., в связи с предстоявшим отводом оккупационных войск из Константинополя, Патриарху Мелетию пришлось покинуть и прежнюю столицу Византийской империи и патриарший трон. Рейтинг: 9.6 Голосов: 279 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Оккупация продолжалась с 16 марта 1920 г. по 6 октября 1923 г.  1921—1923 гг. — Патриарх Константинопольский, 1926—1935 гг. — Патриарх Александрийский.  Идейный кружок Архиепископа Мелетия составляли: Митрополит Германос (Стринопулос), впоследствии Экзарх в Западной Европе и постоянный представитель Константинопольской Церкви на экуменических Конференциях, архимандрит Хризостом (Пападопулос), профессор Богословского факультета Афинского университета, впоследствии Архиепископ Афинский, Гамилькар Аливизатос, известный профессор Афинского Богословского факультета.

http://pravoslavie.ru/115755.html

конференция, участники к-рой изложили понимание ими важнейших богословских вопросов и выработали план будущей богословской дискуссии. В окт. 1959 г. в Арнольдсхайне (ФРГ) прошло 1-е богословское собеседование представителей РПЦ и Евангелической Церкви Германии, положившее начало длительному диалогу с одной из влиятельных протестантских Церквей. Одновременно с установлением контактов с инославными конфессиями шло развитие отношений РПЦ с др. православными Церквами. В 1956 г. были восстановлены дружественные отношения с Сербской Православной Церковью, прерванные из-за советско-югославского конфликта в предшествующий период; начатые Н. в ходе его визита в Финляндию в 1953 г. переговоры с Финляндской Православной Церковью завершились в 1957 г. признанием РПЦ ее автономного статуса в юрисдикции К-польского Патриархата. Во многом это рассматривалось как жест доброй воли со стороны Русской Церкви по отношению к К-польской Церкви. Наиболее серьезной проблемой во взаимоотношениях с К-польским Патриархатом был отказ К-польского патриарха в признании священноначалия Поместных Церквей Восточной и Юго-Восточной Европы, находившихся в сфере влияния СССР: Польской, Чехословацкой, Болгарской и Албанской. В мае 1958 г. в Москве было созвано Совещание глав и представителей автокефальных Церквей, приуроченное к празднованию 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. В нем участвовали делегации 12 из 14 Поместных Церквей (кроме Кипрской и Иерусалимской), только 3 из прибывших делегаций не были представлены главами Церквей (К-польская, Элладская и Сербская, последняя - из-за проблем с югославским руководством). Руководители СССР планировали использовать новое совещание в своих интересах, о чем свидетельствует встреча 17 мая 1958 г. руководителя Советского государства Н. С. Хрущёва с патриархом Алексием I и Н. Хрущёв выразил пожелание, чтобы совещание приняло подготовленную Советом по делам РПЦ декларацию по проблемам защиты мира, хотя патриарх предлагал предоставить составление документа самим участникам совещания.

http://pravenc.ru/text/2566030.html

Новости В православной епархии Хельсинки ведётся подготовка к открытию храмов 19.06.2020 15:25 Фото: д. Владимир Сократилин, ort.fi Хельсинки, 19 июня. Эпидемия COVID-19 в Финляндии идёт на спад, и финляндское общество пошагово открывается с начала июня. Многие ожидают новых церковных предписаний и надеются, что связанные с приходской деятельностью ограничения будут сняты самое позднее в начале августа. В епархиях Финляндской Православной Церкви (Финляндская архиепископия Константинопольского патриархата – Благовест-инфо ) ведётся пристальное наблюдение за развитием ситуации. Однако самих решений относительно того, что произойдёт в начале августа, ещё не принято, сообщает сайт ФПЦ . Учреждённая архиепископом Хельсинки и всей Финляндии Львом кризисная рабочая группа Православной епархии Хельсинки разработала дорожную карту, в которой  рассматриваются различные направления развития и даются рекомендации относительно практических шагов по снятию в ФПЦ ограничительных мер. Введённые ограничения остаются в силе до конца июля. Это означает, что до начала августа богослужения будут совершаться при закрытых дверях минимальным числом клира и певчих. С начала июня приходам была предоставлена возможность совершать богослужения в подходящих помещениях под открытым небом — например, во дворах храмов. Закрытие внутренних помещений храмов и часовен имеет целью максимальное соблюдение безопасности молящихся и духовенства. Согласно проведённым исследованиям, опасность заражения за пределами помещений значительно ниже, чем внутри. Число участников богослужений под открытым небом также ограничено 50 прихожанами с тем, чтобы была возможность обеспечить необходимую безопасную дистанцию. При необходимости число участников может быть ещё меньше: например, в богослужениях во дворе т.н. Домовой церкви на Лиисанкату в Хельсинки одновременно могут молиться не более 25 человек. Поскольку число участников богослужений ограничено, в городах и крупных населённых пунктах введена система предварительной регистрации прихожан с тем, чтобы никому из пришедших на богослужение не было отказано в участии ввиду превышения числа участников.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

19 июня 1952 года избран почетным членом Ленинградской духовной академии. 31 окт.1953 года избран почетным доктором богословских наук Венгерской Реформатской Церкви. В 1954 году избран доктором богословия Румынской Православной Церкви. 6 авг.1955 года награжден орденом “Трудового Красного Знамени“. Святейшим Патриархом Алексием на него были возлагаемы многие ответственные церковные поручения. Так, в августе 1945 года он блестяще выполнил миссию по воссоединению Русских Православных приходов во Франции с Матерью-Церковью. Затем возглавлял делегацию Русской Православной Церкви в Англию, Румынию, Чехословакию и др. В мае 1957 года осуществил акт воссоединения Финляндской Церкви с Московской Патриархией. Как представитель Русской Православной Церкви, он состоял членом Советского Комитета защиты мира, членом Палестинского Общества при Академии Наук СССР и членом Славянского Комитета СССР. Человек редкой скромности и вместе с тем сильной воли и необычайно твердый в своих решениях. Авторитет его чрезвычайно велик как среди духовенства, так и среди мирян. Замечательно трудоспособный и на редкость выносливый, деятельный и инициативный человек. Впрочем, он был не чужд стремлений к славе земной в ущерб небесной. Он весьма дорожил той популярностью, которую имел среди жителей Петергофа, Ленинграда и Москвы. Какнастоящий дипломат, он мог принять человека чрезвычайно любезно и приветливо, обещать ему много, не имея при этом намерения выполнить обещания. 26лет потрудился в Ленинградской епархии. Среди напряженной работы он находил время для углубления своего образования. Интересовался медициной, высшей математикой и другими науками. В журналах «Вера и Разум», «Вера и жизнь», «Голос церкви», «Церковные Ведомости» и др. за 1913–1916 гг. напечатаны его стихи, статьи и проповеди. 21 июня 1960 года освобожден от должности Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений Московской Патриархии. 19 сент.1960 года освобожден от должности митрополита Крутицкого и Коломенского, согласно его прошению.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Серафим (Лукъянов) с 11.08.1917 врем. управ. Финляндской епархией; с 17.01.1918 еп. Финляндский и Выборгский; с 1920 г. в сане архиепископа; с 1921 г. глава автономной Православной Церкви в Финляндии; с 1923 г. сведен с кафедры за нежелание переходить в юрисдикцию Константинопольской Церкви; с 1927 г. в РПЦЗ; 31.08.1945 воссоединился с МП; с 9.08.1946 экзарх Западной Европы в сане митрополита; с 15.11.1949 на покое; † 18.02.1959. Серафим (Мещеряков) с 11.12.1915 на покое (б. архиеп. Иркутский и Верхоленский); с 1922 г. архиеп. Костромской и Галичский; с 16.07.1922 в обновленческом расколе; в 1924 г. принес покаяние; 1924–1927 в Соловецком лагере; с 29.06.1927 архиеп. Тамбовский; с 28.01.1928 архиеп. Ставропольский; с 19.04.1932 в сане митрополита; с 11.08.1932 на покое; † 1932. Серафим (Никитин) 8.07.1962 хирот. во еп. Курского и Белгородского; с 25.02.1968 в сане архиепископа; с 25.06.1971 митр. Крутицкий и Коломенский; с 11.06.1977 на покое; † 22.04.1979. Серафим (Остроумов) с 18.08.1917 еп. Орловский и Севский; с 29.05.1924 в сане архиепископа; с 1.11.1927 архиеп. Смоленский и Дорогобужский; с 1936 г. в заключении; расстрелян 28.11.1937. Серафим (Протопопов) 9.01.1924 хирот. во еп. Колпинского, вик. Петроградской епархии; 1924–1926 в Соловецком лагере; с 30.11.1926 еп. Колпинский; с 27.04.1928 еп. Аксайский, вик. Донской епархии; с 27.07.1928 еп. Сызранский; с 25.09.1927 еп. Стерлитамакский, вик. Уфимской епархии; с 23.11.1928 еп. Бакинский; с 3.04.1930 еп. Рыбинский; с 29.11.1932 на покое; с 27.03.1934 управ. Челябинской епархией; с 3.08.1935 управ. Елецкой и Липецкой епархией; с 30.09.1935 архиеп. Орловский; с 19.10.1935 архиеп. Елецкий и Задонский; с 6.03.1937 сведений нет. Серафим (Родионов) 19.12.1971 хирот. во еп. Цюрихского, вик. экзарха в Западной Европе; с 19.05.1989 в сане архиепископа; с нояб. 1993 г. на покое. Серафим (Руженцов) 12.03.1919 хирот. во еп. Михайловского, вик. Рязанской епархии; с мая 1919 г. еп. Муромский, вик. Владимирской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 3.03.1935 без покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

При таких условиях пограничная с Финляндией русская Карелия не может обходиться без финляндских товаров и должна нести в Финляндию излишек как своих немногих продуктов. так и рабочей силы. Не даром же со стороны финляндской границы издавна проторены на нисколько десятков верст вглубь Карелии более или менее удобные летние тропы и зимние дороги, и не без основания значительно более населенною является полоса Карелии, непосредственно примыкающая к Финляндской границе. Только постройка русской железной дороги на некотором расстоянии параллельно финляндской границе снабдит население Карелии нужными ему товарами русского производства и оттянет экономическое тяготение с запада на восток. В ожидании же постройки железной дороги, необходимо безотлагательное разрешение в Олонецкой Карелии уже поднятого здесь вопроса о соединении целого ряда озер каналами между собой и с рекой Сурой, впадающей в Онежское озеро для того, чтобы организовать сплав лесов казенных и крестьянских не только в Финляндию, но и на Петербургский рынок. Религиозно-нравственное состояние карел Касательно религиозного быта православных карел в одном из воззваний Православная Карельского Братства говорится что, «если недостает пастырей, знающих местный язык в Финляндской Карелии, то в русской их совсем мало; бедна православно-вероучительной литературой и Финляндская Карелия, а в русской ее и совсем нет; не слишком много церквей среди лесов и гор пограничной Финляндии, а на обширных пустырях Русской Карелии они еще реже разбросаны среди дикой пустыни. А бедность церквей, ветхость утвари и священных облачений, а полуразвалившиеся холодные часовни, куда православный народ собирается отогревать душу свою?»... Многого не понимая и не умея дать ответ вопрошающим о своих упованиях, карелы тверды своей детскою привязанностью к обрядам православной церкви, к порядкам и укладу своих благочестивых предков. В частности, о религиозном состоянии архангельских карел можно судить по характеристике его в одном из пограничных с Финляндией многолюдном селе Ухта. «Отсутствие школ – проводников света и знания, совершения богослужения – этой связи между прихожанами и храмом; не имение главного светоча знания на пути правильного понимания учения православной церкви – живой проповеди ... наконец, не совсем добрая жизнь руководителей религиозной жизни прихода 50, 60 и 70-х годов минувшего столетия, – все это воспитывало в прихожанах чувство религиозного индиферентизма, граничащего иногда с грубым отрицанием и хулою на обрядовую сторону веры. Картина нравственной жизни прихода, до появления в нем секты ушковайзет представляла также много недочетов» («Арханг. Еп. Вед.» 16 – 1907).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010