6) Изображать Иисуса Христа на иконах запрещено ( 2Кор.5:16 ). Здесь нет речи о священных изображениях. Сказав ( 2Кор.5:15 ), что христиане обязаны жить не для себя, а для Господа по Его святой и праведной воле, апостол Павел продолжает: «потому отныне мы никого не знаем по плоти», т.е. после смерти и воскресения Иисуса Христа мы не должны смотреть на людей, что они «по плоти». Для нас не могут иметь значения ни их происхождение, ни общественное положение, ни богатство, ни ученость... а только та степень нравственного совершенства, какой они достигли, исполняя заповеди Христовы ( Гал.3:28 ; Кол.3:11 ; ср. причтение Церковью к лику святых). «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем», т.е. когда Господь жил среди людей, современники Его смотрели на Него «по плоти», ибо видели в Нем простого человека, отрицая божеское естество Его: «не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» ( Ин.6:42 ; ср. «судите по плоти», т.е. несправедливо – Ин.8:15 ). Знал Иисуса «по плоти» и апостол Павел до своего обращения в христианство , когда гнал христиан за Христа: «Я Иисус, Которого ты гонишь» ( Деян.9:5 ). «Но после воскресения и вознесения Господа, после духовного нашего возрождения силою Духа Святого, мы, говорит апостол, отрешились от плотских взглядов на Иисуса Христа, видим в Нем Богочеловека, нашего Спасителя». Приведенными словами ( 2Кор.5:16 ) апостол не выражает той мысли, будто бы Христос теперь, по вознесении на небо, не имеет плоти и что Его нельзя изображать на иконах в видимых образах. Он и ныне пребывает с плотию прославленною ( Деян.7:55 ), и во плоти придет для суда ( Деян.1:11 ). Кто отвергает Христа, пришедшего во плоти, тот есть «дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ). Имея изображения Иисуса Христа, мы веруем и исповедуем, что Он «от начала Сущий» ( Ин.8:25 ), «будучи образом Божиим... по виду став, как человек» ( Фил.2:6–7 ). «Кто говорит», учит преподобный Федор Студит († 826 г.), «что Бог неописуем по плоти, подобно нам, тот отвергает, что Бог явился во плоти, противоречит Евангелию Христову...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Более того: породнившийся с нами Человеколюбец предваряет нас; Он стоит у двери сердца и стучит (Откр. 3, 20) в неё всеми способами; Он ожидает нас и ничего так не желает, чтобы только грешник обратился к Нему и был жив (Иез. 33, 11). Это и значит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). И в Послании к Евреям: Итак, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, да приступим к Нему (Евр. 10, 19–22). И это приступание , или приближение к Богу о имени Иисуса, и есть истинная внутренняя молитва. Я имею здесь в виду не первое приближение кающегося грешника к Богу при его новоначальном обращении, когда он в покаянии приходит к Богу и предаёт себя Ему неким общим образом, с искренним решением отныне жить Тому единому, Кто за него умер и воскрес. Этот первый спасительный шаг является предварительным условием жизни во Христе, и поэтому я не останавливаюсь на нём; я веду речь о постоянном продолжении этого приближения к Богу в уже преданной Ему душе . Ибо призванным от Бога и вверившимся Богу сердцам невозможно останавливаться на том, что они когда-то «в общем» предали себя Богу, при первом своём обращении к Нему. Конечно, это первое обращение, если оно было истинным, христиане должны и ныне, и во веки исповедовать как великое Божие благодеяние; но они не могут им ограничиваться и на нём успокаиваться. Со временем в глубинах своего внутреннего человека они ощущают сокровенное влечение всё более полно и внутренне совлекаться всего (Фил. 3, 8; Кол. 3, 9) и притекать и прилепляться к Богу. Они чувствуют, что от них требуется нечто гораздо более высокое, основательное и совершенное, нежели новоначальное обращение; их сердца говорят им о путях Божиих, о том, что Он хочет всецело и чисто усыновить их Себе (Рим. 8, 15). У некоторых это проявляется сильно и ясно, у других – слабо, прикровенно и не так отчётливо; во многом это зависит от того, собрана ли и безмолвна душа, или рассеяна. Блажен христианин, осознающий в себе сей святой призыв Божий и детски и безусловно предающий себя ему!

http://bogoslov.ru/article/6168445

В шестой час он вкусил, – потому что таково правило природы; после шестого – сокрылся от Бога. Вечером пришел к нему Бог. Адам захотел стать Богом, но захотел невозможного. Его желание исполнил Христос. Ты хотел сделаться тем, чем не мог быть; я хочу сделаться человеком и могу это сделать. Бог сделал дело прямо противоположное заблуждению Адама. Ты захотел того, что выше тебя; я принимаю то, что ниже Меня; ты хотел равенства с Богом, я становлюсь равным человеку. Потому и Павел говорит: «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ( Фил.2:7 ). Ты захотел стать Богом, и Я не гневаюсь на это, так как Я хочу, чтобы ты стремился к богоравенству, но Я негодую на то, что ты захотел восхитить достоинство вопреки воле Владыки. Ты захотел стать Богом, и не мог; Я делаюсь человеком, и невозможное делаю возможным. А что Господь пришел по желанию дать богоравенство, об этом Он сам свидетельствует. Когда питающий вместе с питаемыми ел пасху, когда Ему, питающему всю вселенную, предлежала трапеза, Он говорит апостолам: «очень желал Я есть с вами сию пасху» ( Лк.22:15 ). Завидовал ли Я твоему богоравенству? Ты хотел похитить Мое, но не мог; Я беру твое, потому что могу. Внимай: Бог пришел вечером и говорит: «Адам, где ты?» ( Быт.3:9 ). 6. Бывшее тогда и настоящее близки одно другому, потому что и первое и последнее было делом единого Бога. Не иной пришел на страдания, а тот же, который снизошел в раю. Адам скрылся, потому что после вкушения почувствовал (грех). «И открылись глаза у них обоих, – говорится, – и узнали они, что наги» ( Быт.3:7 ). Так как диавол сказал: «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши» ( Быт.3:5 ), то вот, говорят, сатана сказал истину. Справедливо сказал Павел: «нам не безызвестны его умыслы» ( 2Кор.2:11 ). Святые знают козни диавола. Замечай его злобу. Откуда знал диавол, что после вкушения отверзутся очи людей? Разве они были слепы? Писание говорит, прежде чем они вкусили от дерева, что «увидела жена» древо. Следовательно, она была не слепа.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Господь Иисус Христос сказал в Евангелии: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Никак не возможешь прийти к Господу, если не последуешь Ему, укрепляемая Им. Итак, что же нужно? Молись и взывай к Богу: «Влеки меня, мы побежим за тобою» (Песн. 1:3).    «Молю Тебя, — воззвала Ставрофила к Господу, — да будет со мною по слову, сказанному Тобою: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32). Привлеки же меня, привлеки, Господи, вслед Тебя. Даруй мне идти по стопам твоим, и последовать за Тобою, ибо «пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные» (Притч. 3:17). Влеки меня каким бы ни было образом и нехотящую, дабы соделать усердною, влеки унылую, дабы соделать бодрственную. Влеки меня, и в след Тебя течем, не я одна, но и юные сестры мои со мною; ибо усердно желаю привести их сюда, чтобы и они вместе со мною восприняли благое иго креста.    АНГЕЛ. Не многого ли ты надеешься от сестер твоих? Не они ли презорливо не восхотели воздать честь кресту вместе с тобою? Не они ли виновны в том, что ты уклонилась от пути и заблудилась? Как же ты их теперь убедишь, чтобы они возложили на себя крест сей и носили его не один день и не два, но всегда? Говорю тебе, Ставрофила, что они не послушают тебя.    СТАВРОФИЛА. Однако я очень надеюсь, что если они услышат все, что ты мне говорил, то не откажутся последовать со мною за Господом.    АНГЕЛ. Иди, попытайся. Но я знаю, что они не послушают тебя, ибо непреклонны сердца их. Впрочем, иди и приведи их. Утром в этот же час я опять явлюсь здесь, и вторично буду поучать тебя крестному пути. Сказав это, Ангел стал невидим, а Ставрофила обрелась близ своего сельского поместья. Глава 9. Ищущие земных наслаждений бегают креста «многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова: их конец-погибель, их бог — чрево» (Фил.3:18—19).    Скорбели сестры Ставрофилы и беспокоились, что с нею случилось, и почему она долго не возвращается. Одна думала, что она сбилась с пути и блуждает по лесу; а другая говорила, что Ставрофила, оставшись одна, рассердилась, и возвратилась домой, чтобы пожаловаться на них отцу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

И Бог не только покоится на них, но в них пребывает. Но если кто-то возвысится настолько, что сможет сказать: «Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне» ( 2Кор.13:3 ), то Бог не только в том пребывает, но и ходит в нем. И поэтому те, кто стали совершенными или соделались небесными, как сказано в псалме, «проповедуют славу Божию» ( Пс.18:2 ). По этой причине и апостолы, бывшие небесными, были посланы проповедовать славу Божию и получили имя «Воанергес, то есть «сыны громовы " » ( Мк.3:17 ), чтобы посредством силы грома уверовали мы, что они – небесные. Итак, «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» ( Быт.1:27 ). Мы должны уразуметь, что есть образ Божий, и со всем прилежанием исследовать, по подобию какого образа создан человек, ибо сказано не «Бог сотворил человека по образу или подобию», но «по образу Божию сотворил его». Так какой же иной может быть образ Бога, по которому создан человек, как не наш Спаситель, «рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ), о Котором сказано, что Он есть «сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ), Кто сказал о Себе: «Я в Отце и Отец во Мне» и «видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:10, 9 )? Ибо как видящий чей-то образ видит и того, чьим образом он является, так же и Бог виден через Слово Бога, являющееся Его образом. Этим подтверждается истинность сказанного: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). Итак, человек сотворен по подобию Его образа, и по этой причине наш Спаситель, являющийся образом Бога, из сочувствия к человеку, сотворенному по Его подобию, видя его, совлекает Свой собственный образ, чтобы облачиться в образ порочный. Он Сам, движимый состраданием, принял облик человека и сошел к нему, как свидетельствует Апостол: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти» ( Фил.2:6–8 ). Поэтому те, кто приходят к Нему и хотят приобщиться этому духовному образу через самосовершенствование, ежедневно обновляются (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ибо Я Господь, Бог твой» ( Ис.43:2–3 ). Таким образом, всякое место принимает праведника, и всякое создание считает своим долгом служить ему. Не думай, что такие дела вершились только в древние времена и в тебе, слушающем сейчас о них, ничего подобного не совершается, ибо все исполняется в тебе таинственно. Ведь если ты отвергаешь мрак идолопоклонства и хочешь прийти к слышанию закона Божьего, то выходишь из Египта. Когда приходишь ты в собрание оглашенных и начинаешь исполнять установления Церкви, то разделяешь воды Красного моря и, оказавшись в пустыне, посвящаешь себя тому, что ежедневно слушаешь закон Божий и взираешь на лицо Моисея, через которое открывается слава Господня. Но если ты также входишь в источник крещения и в присутствии священников и левитов приступаешь к великим и священным таинствам, известным тем, кому позволено их знать, то, перейдя Иордан, через богослужения священников, вступаешь ты в землю обетованную. В этой земле от Моисея принимает тебя Иисус и ведет тебя по новому пути. Помня об этих великих деяниях Бога, о том, что Он разделил пред тобою море и собрал воды Иордана, обернешься ты и скажешь: «Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?» ( Пс.113:5–6 ). И Божье слово ответит тебе, говоря: «Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева, превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод» ( Пс.113:7–8 ). 2 . Сколь велики дела, совершавшиеся в прошлом! Красное море переходилось пешком, манна посылалась с неба, источники вод открывались в пустыне, через Моисея был дан закон. Много было в пустыне совершено чудес и знамений, но нигде не сказано, что Иисус был «вознесен». Когда же перейден Иордан, тогда сказано Иисусу: «В сей день Я начну возносить 5 тебя пред очами всех сынов Израиля» ( Нав.3:7 ). И действительно, Иисус не вознесся прежде таинства крещения, но Его вознесение, даже вознесение в глазах народа, началось с этого. Если «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» ( Рим.6:3 ), а смерть Иисуса совершилась вознесением Креста, то справедливо, что первый раз Иисус возносится для каждого верного, когда он принимает таинство крещения. Ибо сказано, что «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Фил.2:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Подлинно, Спаситель потерпел страдания в те самые часы, которые про­вел Адам от вкушения до суда, — от шестого часа до девя­того. В шестой час он вкусил, — потому что таково правило природы; после шестого — сокрылся от Бога. Вечером пришел к нему Бог. Адам захотел стать Богом, но захотел не­возможного. Его желание исполнил Христос. Ты хотел сделаться тем, чем не мог быть; я хочу сделаться человеком и могу это сделать. Бог сделал дело прямо противополож­ное заблуждению Адама. Ты захотел того, что выше тебя; я принимаю то, что ниже Меня; ты хотел равенства с Богом, я становлюсь равным человеку. Потому и Павел говорит: «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил.2:7). Ты захотел стать Богом, и Я не гневаюсь на это, так как Я хочу, чтобы ты стремился к богоравенству, но Я негодую на то, что ты захо­тел восхитить достоинство вопреки воле Владыки. Ты захо­тел стать Богом, и не мог; Я делаюсь человеком, и невозможное делаю возможным. А что Господь пришел по же­ланию дать богоравенство, об этом Он сам свидетель­ствует. Когда питающий вместе с питаемыми ел пасху, когда Ему, питающему всю вселенную, предлежала трапеза, Он говорит апостол: «очень желал Я есть с вами сию пасху» (Лк.22:15). Завидовал ли Я твоему богоравенству? Ты хотел похитить Мое, но не мог; Я беру твое, потому что могу. Внимай: Бог пришел вечером и говорит: «Адам, где ты?» (Быт.3:9).    6. Бывшее тогда и настоящее близки одно другому, потому что и первое и последнее было делом единого Бога. Не иной пришел на страдания, а тот же, который снизошел в раю Адам скрылся, потому что после вкушения почувствовал (грех). «И открылись глаза у них обоих, — говорится, — и узнали они, что наги» (Быт.3:7). Так как диавол сказал: «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши» (Быт.3:5), то вот, говорят, сатана ска­зал истину. Справедливо сказал Павел: «нам не безызвестны его умыслы» (2Кор.2:11). Святые знают козни диавола. За­мечай его злобу. Откуда знал диавол, что после вкушения от­верзутся очи людей? Разве они были слепы? Писание говорит, прежде чем они вкусили от дерева, что «увидела жена» древо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

Уверимся же в истине, которая говорит: проходит образ мира ( 1Кор.7:31 ). И подумаем, что будет с любителями мира, когда он пройдет невозвратно? Приидет день Господень, как сказано, и небеса с шумом (при страшном громе и звуке ангельских труб) мимоидут, стихии сжигаемы разорятся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:10 ). Что же тогда быть должно с сынами века сего, возлюбившими временную жизнь и не поверившими истине Господней? Все, что они привыкли любить, сгорит и чему так радовались в своей жизни, все это исчезнет. Тогда не уязвятся ли сердца их раною неисцельною, и мирская радость их не обратится ли в горесть безотрадную? Будет, как сказано еще, небо ново, и земля нова ( Откр.21:1 ); но допустит ли их Господь наслаждаться новыми благами с привычкою и расположением к старому образу жизни? Не без причины же говорит нам Писание: не любите мира, ни того, что в мире ( 1Ин.2:15 ). Ибо мир сей должен пройти, и пройдет непременно; и все, которые любят мир сей, вместе с миром и исчезнут. Сказано справедливо, что нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:7 ). Писание указывает даже и на сих сынов погибели; оно говорит о них: им же Бог есть чрево, иже земная мудрствуют: им кончина – погибель ( Фил.3:19 ). Кто умудряется о стяжании благ земных, трудится ради того только, чтобы было ему что пить и есть, и во что одеться, а больше ни о чем не думает, всех таковых конец – погибель. И Господь потому говорит: горе богатым; горе насыщенным; горе смеющимся. Не напрасно же, значит, говорит нам Писание: постраждете, и слезите, и плачитеся, смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование ( Иак.4:9 ). Не напрасно оно вещает: приидите ныне, богатые, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех, грядущих на вы ( Иак.5:1 ). Будемте потому плакать все, которые возлюбили временную сладость грешной сей жизни, да сподобимся избежать будущих всех бедствий, грядущих на вселенную, и предстать в радости пред Господом, Который придет судить всех сынов человеческих, – живых и мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Этими указаниями переполнены как евангелия, так и Деяния апостольские и все апостольские послания, как и апокалипсис. Перечислять их нужды нет (напр. Апок, гл. 2 и 3; Тит.3:9–10 ; 2Тим,4:14 и т. п,). Стоит прочитать послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, чтобы видеть, как стойко, бодрственно и неусыпно стояли св. апостолы на страже, оберегая чистоту Христова евангелия, «Есть лжеапостолы», – предостерегает св. Павел коринфян ( 2Кор.11:13–15 ), – «лукавые делатели, которые принимают вид апостолов Христовых. И неудивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела светла; неудивительно, если и служители сатаны принимают вид служителей правды. Есть люди, смущающие вас», –      предостерегает св. Павел галатийцев ( Гал.1:7–12 ), – «желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь опять говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли от нас, да будет анафема. Это потому, что евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа, Аще кто приходит к вам, и сего Христова учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите », –заповедует и Иоанн Богослов (2Ин. ст. 10). «Блюдитеся от псов», – предостерегает св. Павел филиппийцев, – «блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от разделения, Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают, как враги креста Христова» ( Фил.3:2–17–18 ). Святые апостолы даже друг над другом бодрствовали, чтобы предусмотрительное приспособление их к обстоятельствам и к терпимым воззрениям людским, по апостольскому правилу – всем быть вся, да всяко некие спасут, – чтобы такое приспособление не причиняло соблазна и вреда немощным ( Гал.6:11–15 ; Деян.21:15–25 ); чтобы даже истинная, но таинственная, неудоборазумеваемая апостольская проповедь не была искажаема и превращаема в пагубное заблуждение ( 1Петр.3:15–17 ; Иак.2:14–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

20:10). Возражения: 1) Слова «век», «вечный», «вовеки» в приложении к будущим мучениям означают неопределенно продолжительное время, а не бесконечное продолжение времени. 712 –Отв. Спаситель и ап. Павел, говоря о вечности мучений грешников, противополагают эти мучения вечному блаженству праведников; если же последнее вечно-бесконечно, то вечно бесконечны и первые. 2) Нечестивые не могут существовать бесконечно, а след., и мучиться вечно, потому что они и после всеобщего воскресения пред страшным судом останутся телесными и смертными ( Гал.6:8 ; Рим. 8:13 ; Мф.3:12; 13:30,40 ; Откр.2 .:11; 20:6). 713 – Отв. «Нет. Сам Спаситель говорит, что перед вторым Его пришествием все мертвые оживут ( Ин. 5:25, 28–29 ) и что «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых... умереть уже не могуг, ибо они равны ангелам» ( Лк. 20:35,38 ). Ап. же Павел, описывая свойства последних тех, пишет: «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничтожении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор. 15:42–44 ); «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертному сему – облечься в бессмертие… сбудется слово написанное: поглощена смерть победой» (- ст. 53, 54; сн. 26 ст.; Ис. 25:8 ). 3) После всеобщего воскресения и суда грешники бтдут совершенно уничтожены, так как в Писании говорится, что «возмездие за грех – смерть» ( Рим. 6:23 ), что нечестивые погибнут, будут истреблены и искоренены, их попалит огонь, их больше не будет ( Пс. 36:10 ; Притч. 10:25 ; Ис. 29:20 и др.), их существованию будет положен конец ( Пс. 72:27 ; 2Кор. 11:15 ; Фил. 3:19 ). – Отв. Из указанных мест одни говорят только о прекращении жизни грешников на земле, напр.: «еще немного и не станет нечестивого, посмотришь на его место, и нет его» ( Пс. 36:10 ; Притч. 10:25 и т.п.), другие (большинство) – о погибели грешников в смысле лишения их вечной жизни, т. е. блаженного общения с Богом (см. 2Фес. 1:9 ), третьи же – о конечном результате, к которому приведут грешников дела их, как и пишет ап. Павел: «конец их будет по делам их» ( 2Кор. 11:15 ). 714

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010