Есть такое понятие, как «страх Божий». Это совсем не то же самое, что страх человеческий. Страх Божий — это именно благоговейное отношение к Таинству и ощущение присутствия Божия в этом Таинстве. Ощущение присутствия Божия невозможно просто так в себе выработать. Если Господь не коснется сердца человека, то оно не откликнется на это прикосновение. Но, с другой стороны, человек, который не заботится о том, чтобы с благоговением подготовиться ко Святому Причащению, может оказаться тем самым, для кого это Причащение будет, по слову апостола, в суд и в осуждение. В чем заключается подготовка к Причащению? Есть, конечно, конкретные действия, о которых часто напоминают духовники — это чтение молитв ко Святому Причащению и исповедь перед Причащением, а также обычай причащаться натощак, который установился в Православной Церкви. Но не только к этому сводится подготовка ко Святому Причащению. По сути дела, подготовкой к Причащению должна быть вся наша жизнь. Подготовка эта должна заключаться в том, чтобы иметь Христа в своем сердце, чтобы исполнять Его заповеди, воплощать в жизнь то, что Он нам заповедал в Своем Евангелии. Вот почему православные христиане призываются каждый день читать Евангелие, и не просто читать, но сравнивать свою жизнь с тем, что Говорит Господь. Спрашивать себя: а так ли я живу, как хочет Христос? И это постоянное ощущение присутствия Бога в своей жизни, постоянная, в хорошем смысле, «оглядка» на Бога, Который присутствует и за нами наблюдает — но не для того, чтобы нас в чем-то обвинить, а с любовью, как отец за родными сыновьями и дочерьми, — это чувство и помогает подготовиться ко Святому Причащению. Я хотел бы завершить эту передачу словами святого апостола Павла: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении, с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Фил. 4.6). Желаю вам всего доброго, и да хранит вас всех Господь. Рейтинг: 10 Голосов: 18 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/126537.html

Зависть имеет разнообразные проявления: завидуют чужой красоте, чужому богатству и власти, посему в частности десятой заповедью воспрещаются худые мысли и желания сластолюбивые, корыстолюбивые и властолюбивые. б) Добродетели, предписываемые десятой заповедью закона Божия. Соответственно с сими запрещениями десятая заповедь налагает следующие должности. 1) Должно хранить чистоту своего сердца. Должно постоянно быть внимательным к мыслям и желаниям, возникающим в душе и отстранять от нее все нечистое. » Сын мой, учит Премудрый, в продолжении жизни испытывай свою душу, и наблюдай, что для нее вредно, и не далай ей того». ( Сир. 17, 30 ). Отстраняя нечистые мысли и желания, должно внедрять в сердце добрые мысли и расположения. «Братия мои, пишет св. апостол Павел, что только истинно, что честно, что любезно, что достохвально, что только добродетель и похвала, – о том помышляйте». ( Фил. 4, 8 ) «и Бог мира будет с вами». (9). Что же нужно для очищения сердца? Частое и усердное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа. Призываемое с верою имя Господа нашего Иисуса Христа вносит в нашу душу свет, мир, радость и имеет всемогущую силу для отражения искушений. «Если о чем попросите от Отца во имя Мое, сказал Господь Иисус Христос, то сделаю " . Именем Господа Иисуса Христа творили чудеса не только апостолы, но даже не принадлежавшие к числу учеников Господних ( Лук. 9, 49 ). 2) Должно быть довольну своим состоянием. Великое приобретение, говорит апостол, быть благочестивым и довольным. Как горькая зависть терзает и мучит душу, так довольство своим состоянием исполняет ее миром и счастием. Для приобретения этого спокойствия душевного, должно как можно чаще думать о том, что все земные блага – временны, как говорит вслед за приведенными выше словами апостол: «мы ничего не внесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (ст. 7), – и что жребий наш назначается нам Богом для пользы нашей души и вечного спасения. (См. кн.: «О законе Божием и заповед.» прот. П. Смирнова стр. 111). (Г. Д-ко).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иисус Христос, установивший Новый Завет, отменил Ветхий. А для ветхозаветного мышления одним из самых сильных понятий были «отцы наши». Беспрекословный авторитет древних отцов не позволял иудеям переступить порог Нового Завета. Для того, чтобы ученикам скорее можно было уйти от стереотипов ветхозаветной религиозности, Христос и завещает не употреблять даже таких формулировок, как «отцы», «учителя», «наставники». В контексте данного отрывка это хорошо видно: Христос обличает там ветхозаветное духовенство. Вспомним, как Иоанн Креститель сказал иудеям: «не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» ( Матф.3:9 ). Такое горделивое мышление иудеев о богоугодных отцах было препятствием проповеди Евангелия. Даже самарянка в беседе со Христом говорит: «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь?» ( Ин.4:12 ). В ее речи также наблюдается влияние ветхозаветного культа отцов. Потому-то Христос и запрещает называть отцами кого-либо, ибо время Ветхого Завета, время «отцов и пророков» завершено, а люди должны теперь вместить новое откровение от Бога. Кстати, следует заметить, что данный запрет не был особо строгим и безусловным – лишь только в одном из четырех Евангелии о нем говорится. А апостол Петр позволяет себе даже такую фразу: «мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии...» ( Деян.7:2 ). Как видно, апостол называет отцами и некоторых из своих слушателей, и Авраама. Для нас важно знать, что новозаветное священство может называться духовными отцами у своей паствы. Очень ясно это прослеживается в посланиях апостолов. Например, апостол Павел нередко ставит себя в образе духовного отца, когда говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Галл.4:19), или: «прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих» ( Фил.1:10 ). А из последующего стиха прекрасно видно, что у первых христиан духовные руководители назывались именно отцами: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор.4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Ириней, епископ Лионский, около 177 года в Галлии проповедовал, что душа существует после отделения от тела в момент смерти. Ссылаясь на Новый Завет, он учил, что весь человек состоит «из духа, души и тела». В «Фениксе», поэме Лактанция, жившего в IV столетии, утверждается, что человек оставил Рай вследствие греха, но через обетование воскресения он может приобрести утраченное. Смерть трактуется как разлучение тела и души, которые при воскресении соединятся. Бог, Создатель души, уготовил лишь один путь спасения: через Иисуса Христа. Большинство современных христиан предполагает бессмертие души в качестве фундаментальной доктрины. Во 2 Кор. 5:6–9 мы читаем: «Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что водворяясь в теле, мы устранены от Господа,- ибо мы ходим верою, а не видением,- то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» . Подобные заверения Павел шлет и филипийцам: «Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня и то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше…» ( Фил. 1:22-23 ) . Любопытно, что все мои пациенты, говорившие о переходе от одной жизни к другой, независимо от того, какова была эта земная жизнь, обычно встречали любимых прежде людей в том месте, где происходило как бы распределение. Зачастую они говорили о находящемся там барьере, препятствующем переходу к более постоянному типу существования. Виденный ими «свет» часто представлял собою яркий фон или казался ангельским существом. Демоноподобные существа, как правило, описывались не как свет, но как тьма. Бесспорно, необходимо помнить, что все описания делали сами пациенты, и, следовательно, эти описания обусловлены их культурным уровнем. Однако наше понимание зависит от нашего отношения к библейской истине. Лучше один раз увидеть Апостол Павел ясно показал в Писании, что христиане освобождены от греха и смерти через Иисуса Христа: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего через Иисуса Христа, Господа нашего». ( Рим. 7:23-25 )

http://azbyka.ru/zdorovie/za-porogom-sme...

Но если алфавит – технология, тогда и речь – тоже. Уже в речи мы наблюдаем не просто звуки, а смыслоразличительные символы – фонемы. Тут, конечно, дело еще и в том, что термин " технология " у Маклюэна дан не в точном значении. В области истории и культуры нет обычного противоречия между естественным и искусственным. Ведь все осмысленное уже не является только " естественным " , простым " куском жизни " . Монолог " Быть или не быть " принадлежит одновременно и искусству, и жизни. Поэтому и культура, и масс-культура были возможны всегда, и массовая культура была уже в глубочайшей допотопной древности в виде язычества. Языческая масс-культура однажды совершила свой цикл от возникновения до полной гибели. Для нас этот вывод является очень важным, поскольку сегодня, напротив, язычество одержало победу в форме либерализма. Невероятный успех " Битлз " , Майкла Джексона, " Гарри Поттера " является ядерной частью этой победы. Этот успех разрушителен для человеческого общества и человеческого сознания, даже если отвлечься от содержания этих " победителей " . Язычество на данный момент победило. Но дело не в том, что язычество победило, а в том, как оно победило. Такая победа Христианству не нужна. Стоит вспомнить, как победило Христианство. " Во всю землю изыде вещание их, и во все пределы – глаголы их " ,- сказано об Апостолах. Мы видим в этих словах верное повествование о величайшей всеобщности Апостольской Христовой проповеди. Но эта всеобщность имеет и другую сторону: " Напоминаю вам Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились " (1 Кор. 15:1); " Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте " (Фил. 4:9); " Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем " (Кол. 2:6). Итак, всеобщность Апостольской проповеди и в том, чтобы всем верно понимать ее истину и верно следовать ей. Поэтому Премудрость взывает: " К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих " (Притч. 8:4-7).

http://moral.ru/hrist_liberal.htm

Отвечает и Слово плоти Своей. 2:10–14 Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовония. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно. Возлюбленный Мой , Логос превечный, начал говорить мне , плоти Своей: Встань , плоть, вместив в себя полноту Божества ( Кол. 2:9 ); Божество готово истощиться во образ раба ( Фил. 2:7 ) и прийти к тебе. Возлюбленная плоть Моя, прекрасная Моя , ибо нет в Тебе ни пятна, ни порока, не унаследовала Ты грех Адамов, обожена, со Мною соединившись. Возлюбленная моя, прекрасная плоть Моя, выйди! родись в Вифлееме, выйди , и миру явись! Вот, зима ветхозаветных времен уже прошла; дождь божественного гнева миновал, перестал . Уже является радуга, милость Божия в мир возвращается... Голубица моя , «плоть Господа, для (восприятия) которой Он оставил Отца, снизошел сюда, соединился с нею и вместился в ней вочеловечившись. Образно она названа голубкой » (св. Мефодий Патарский ). Голубица Моя в ущелье скалы под кровом утеса! В скальной Вифлеемской пещере покажи мне лице твое , родись от Пречистой Девы и покажи Мне лице Твое , в немже отражен образ Бога невидимого. И дай мне услышать голос твой – превечное Слово, превечный Глас желает слышать глас воплощенный Сына Человеческого. Голос твой , плоть Моя, сладок Мне, ибо через него звучит превечное Слово, и лице твое приятно , ибо отпечатано на нем во плоти лице вечно Незримого. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ), воплотившись, «и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1:14 ). «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его...» ( Евр. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» ( Фил.4:4 ) Введение Призыв апостола к «всегдашней радости» нередко вызывает некоторое недоумение и смущение: как же возможно смиренному христианину, постоянно пребывающему в состоянии сердечного сокрушения и «плача о грехах своих», тем не менее «всегда радоваться»? Непонимание, как же совмещать эти два, казалось бы, несовместимых состояния души, приводит зачастую к полному отрицанию самой возможности присутствия какой-либо радости в жизни православного христианина. Иногда само упоминание о радостном чувстве в церковной среде признается недопустимым (например, в греческом тексте знаменитого  песнопения «Свете тихий…»   говорится  вовсе  не  о  «тихом»,  а о «радостном» свете (ilaron – веселый, радостный c. 627])).  Для «обоснования» такого «безрадостного» мировоззрения часто приводятся многочисленные места Свщ. Писания и творений свв. Отцов, с одной стороны осуждающих радость и веселье, а с другой – восхваляющих сетование о гресех: «Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» ( Еккл.7:4 ),  «горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» ( Лк.6:25 ), «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» ( Лк.6:21 ). Исходя из подобной эклектической экзегезы Свщ. Писания можно прийти к выводу, что любые проявления радости в принципе недопустимы, а скорбь душевная является несомненной добродетелью. 1. Два типа «радости» и «печали» Тем не менее, опыт Церкви говорит о существовании двух родов «радости» и «печали»: «о Господе», т.е. имеющие свой источник в Боге, и «мирские», ведущие к отрыву от Божественной жизни. 1.1. Мирская радость Действительно, «мирская радость» часто несовместима не только с покаянными чувствами, но и вообще с памятованием о Боге: «Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» ( Ис.22:13 ). Для такой  «радости концом бывает печаль» ( Прит.14:13 ) и именно такая «радость»  неприемлема для христианина: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» ( Иак.4:9 ). 1.2. Чрезмерная печаль

http://azbyka.ru/vsegda-radujtes

Свв. Апостолы тоже часто прибегают к этой форме выражения, и тоже в тех случаях, когда нужно побудить кого-нибудь к доброделанию. Загробная награда сравнивается с наградой на ристалищах, с венцом победителей. " Разве не знаете, - говорит, например, св. Апостол Павел, - что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? И вы бегите так, чтобы получить. Все подвижники (т.е. борцы) воздерживаются от всего: они для получения венца тленного, а мы - нетленного " (1Кор.9,24-5; ср. Гал.5,7; Фил.3,14; 2Тим.4,7-8; 1Пет.5,2-4, и др.). Удерживая христиан от каких-нибудь пороков, указывают на наказание, какое постигнет от Господа всех грешников: " Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда,.. чтобы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали " (1Фес.4,3-6). Этими и подобными местами и пользуются, чтобы оправдать правовое понимание нравственной жизни. Впоследствии мы увидим, насколько это справедливо. То же находим и в святоотеческих творениях. Отцы Церкви, с тою же самою целью - обосновать доброделание, побудить к нему, иногда прибегают к таким сравнениям, которые, по-видимому, прямо - за внешнее понимание жизни. Такова, например, аналогия купли-продажи. " Должно, - говорит св. Григорий Нисский, - подкрепляясь верою в ожидаемое, добродетельным поведением наперед закупать будущую благодать " . Мало того: не только добродетель, как общее и постоянное расположение души, но и каждое доброе действие, добрый поступок, сам по себе, представляются как будто бы заслуживающими награды. Такую мысль могут дать, например, слова св. Кирилла Иерусалимского: " Будь только благонадежен; делай только, подвизайся только усердно. Ничто не погибнет. Всякая молитва твоя, всякое псалмопение записано; записана всякая милостыня, записан всякий пост; записано и то, если брак сохранен был честно, записано и воздержание, соблюдаемое для Бога; первые же венцы в сей записи предоставлены девству и чистоте: и ты просияешь, как ангел " . Если продолжать исследовать творения свв. Отцов все в том же направлении, то можно, пожалуй, найти в них следы и католической сверхдолжной заслуги. Например, в " Лествице " мы читаем: " Есть души, которые сделали больше, нежели сколько повелевают заповеди " . Или св. Григорий Нисский, восхваляя Плациллу, говорит, что она своими подвигами превзошла предписанное. Вообще же жизнь человеческая иногда представляется каким-то механическим сцеплением разных подвигов и заслуг, из которых каждая ждет себе награды и делается только для последней. " Жизнь каждого как бы взвешивается, - говорит св. Кирилл Александрийский, - возмездие непременно как бы уравновешено будет с нашею доброкачественностию " . " Предшествующие добрые дела уменьшают наказание за грехи, потому что праведный Судия изрекает приговор, соразмеряя последние с первыми " , - говорит бл. Феодорит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1130...

Христос упрекает их за это: «Не запрещайте ему». «У него такие же устремления, как и у вас, он идет к той же цели, что и вы, хотя не ходит с вами тем же путем». «Кто не против вас, тот за вас», — и потому должен быть терпим вами. Научаясь Христову смирению, мы должны научиться терпеливому отношению к заблуждению тех, кто искренне ищет Христа. Мы не должны потерять никого из наших друзей, когда нас так мало, и когда так много у нас врагов. Вероятно, этому человеку еще не открыта полнота истины, но он может оказаться верным последователем Христа. Господь призывает к духовной рассудительности. Одно дело — не знающая никаких компромиссов с ложью наша верность Христу. И другое — терпеливое и исполненное надежды на полноту общения отношение к тем, кто еще не ходит с нами. Милостивый Господь не ставит под сомнение даже экзорцизм фарисеев, враждующих против Него: «Если Я, как вы говорите, силой веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силой изгоняют их? Посему они будут вам судьями» (Лк. 11, 19). Не будем мешать тем, кто, облегчая несчастья других, сражаются в меру своих сил и понимания со злом и устремляются к высшему благу. Этот ответ Господа идет далеко, потому что человек, упомянутый Иоанном, употребляет силу, которую он связывает с именем Иисуса. С одной стороны, «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2, 21). А с другой, — призывание этого святейшего имени может быть в суд и осуждение. В книге Деяний ярко показано, как попытка изгнания бесов именем Иисусовым нехристианами обращается во зло. «Злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян. 19, 15—16). Все знают, насколько актуальна эта проблема в Церкви с самого ее начала до наших дней. Не об этом ли пишет апостол Павел в Послании к христианам Филиппийской церкви? «Некоторые по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь, и буду радоваться» (Фил. 1; 15, 18). И нам памятно грозное слово Христово о покушающихся на чистоту Его учения: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12, 30). Рейтинг: 6.6 Голосов: 26 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/3735.html

Это приготовление Домостроительства спасения и облагодатствования в Предвечном Логосе-Христе описывает апостол Павел в гимне, начинающем Послание к Ефесянам, который мы уже приводили 125 . Следовательно, Тайна Божия во Христе, то есть тайна Христова воплощения и вочеловечивания и в Нём нашего спасения и обожения, хотя и была ради спасения падшего Адама, не была случайным событием, ибо Божественное предвечное определение Христова телесного Домостроительства и спасения мира и человека ( Еф. 1:5, 11, 3:11 ; Рим. 3:25 ; Евр. 1:2, 2:10, 10:7 ; 2Тим. 1:9–1 ; Кол. 1:12–22, 26–27 ) 126 предшествовало грехопадению и смерти. Таким образом, человеческая свобода, хотя и не была ограничена, не могла уничтожить Божий план, ибо, скажем так: «оказалась включена в большой план» 127 , который приходит со Христом как «спасительная Икономия» ( σωστικ οκονομα), 128 через Воплощение, Крест, Воскресение и Вознесение Его, то есть через Церковь . Так, Бог остаётся вечно абсолютным в Своей Любви, милости, доброте и в верности Своих обетований 129 . И благодаря именно этой верности является нам, и приходит Христос через превосходящую разум тайну своего Божественного «Кеносиса» (умаления, снисхождения, уничижения) ( Фил. 2:6–11 ). Поэтому говорит святой апостол: Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был да и нет; но в Нём было да, – ибо все обетования Божии в Нём да и в Нём аминь, – в славу Божию, через нас ( 2Кор. 1:19–20 ; ср. Евр. 13:10 ). Итак, очевидно, что тайна воплощения Христа глубже и больше тайны сотворения мира 130 . Поэтому Божественный Павел, «богослов и небесная труба», восклицает: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ( Рим. 11:33 ) 131 . Единородный Сын Божий, Вторая Ипостась Божественной Троицы, становится Ангелом Великого Совета Божьего 132 . Говорит Златоустый благовестник: «Сын Божий называется Ангелом великого совета, как по причине других (истин), которые Он открыл, так особенно потому, что Он возвестил людям об Отце» 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010