Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучении: а) рационалистических: адвентистов, баптистов, бессмертников [и др.] б) мистических: «братцев», еноховцев, иоаннитов [и др.] Источник Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучении а.) рационалистических: б) мистических: Адвентистов. " Братцев». Баптистов. Еноховцев. Бессмертиников. Иоаннитов. Духоборов. Малеванцев. Жидовствующих. Нового Израиля. Евангеликов. Прыгунов. Иеговистов. Скопцов и Новоскопчества. Иудействующих. Хлыстов и Новохлыстов. Молокан. Шалопутов. Назареев. Мелких видов. Пашковцев. Хихулитов. Скакунов. Субботникови Воскресников. Толстовцев и Штундистов. О возникновении сект, ересей и о сущности их заблуждений «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий…да от- кроются помышления многих сердец» ( Лк.2:34–35 ) 1) Эти пророческие слова праведн. Симеона, сказанные им при сретении младенца Иисуса Христа, дают вкратце понятие о возникновении разных ересей и сущности их заблуждений: Господь Христос послужил камнем преткновения и соблазна ( 1Пет.2:7–8 ) для не уверовавших в Него, как Мессию Иудеев, и камнем краеугольным, драгоценным для уверовавших как иудеев, так и Еллинов и для всех колен и племен народов. Но и для многих из уверовавших Господь стал: «в предмет пререканий». Вот эти-то «пререкания» и прекословия лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ) уклонили многих от истинной веры, особенно, тех, кто не пленял всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ; 1Кор.1:19, 3:19 ). 2) Во все времена христианства возникали ереси, т. е. уклонения от истинного познания Бога и отношения человека как твари к Творцу своему: еще в дни апостолов появлялись уже еретики-лжеучители и увлекали за собою других; так, писал Ап. Павел к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла. Берегись его и ты; ибо он сильно противился нашим словам» ( 2Тим.4:14–15 ). Или «имея веру и добрую совесть, которую некоторые, отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). «Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих» ( Фил.1:16 ; ср. 1Тим.6:3–5 ; 2Тим.3:5 )

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Рим.5:14 ), Он был принесен в жертву «за грех». И Он – Тот, Кто страдал «вне стана» (ср. Лев.4:12 ; Евр.13:12 ); я думаю, вне того стана, который видел Иаков, небесного стана Божьих ангелов, о котором написано в книге Бытия: «И, взглянув, увидел [Иаков] стан Бога. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это стан 8 Божий» ( Быт.32:1–2 ). Таким образом, вне этого небесного стана находится все, в чем мы живем, земное пространство, где Христос страдал во плоти. Когда сказано, что сжигают «всего тельца» «и внутренности его и нечистоту его» (ср. Лев.4:11 ), посмотри, не названо ли здесь иносказательно нечистотой тело человеческой природы по сравнению с небесным телом. Ибо оно – прах и в прах возвратится (ср. Быт.3:19 ). Но что означает эта корзина с нечистотами, поставленная на корни срубленной смоковницы (ср. Лк.13:7 ), как не тайну промысла, принятого в тело? Однако не сказано, что в нем отсутствуют внутренности. Ибо хотя Он и принял «образ раба» (ср. Фил.2:7 ), «в Нем обитает вся полнота Божества» ( Кол.2:9 ). И хотя все это мы с дерзновением обсуждаем, все же слух всех верных всегда должен питаться чем-то большим. Те же толкования должно также принять и в отношении тельца общества Израилева (ср. Лев.4:13 ). 4 . В нравственном смысле первосвященника можно рассматривать как праведность и благочестие, которые через молитвы и прошения, изливаемые нами Богу, и он совершает в нас как бы некое священническое служение. И если он в чем-то допустит погрешность, то сразу понуждает народ грешить (ср. Лев.4:3 ) против того доброго, что есть внутри нас. Ибо мы не делаем ничего хорошего, когда наше понимание – водитель наших добрых дел – сворачивает с верного пути. И поэтому для того, чтобы исправить это, требуется не просто любое приношение, но жертва самого «откормленного теленка» (ср. Лк.15:23 ). То же и с виной общества; иными словами, исправление всех добродетелей, находящихся в нас, совершается не чем иным, как смертью Христа. Сказано: «Если согрешит начальник пусть приведет он в жертву козла от стад» ( Лев.4:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Итак, из многочисленных мест св. Писания мы не только видим грубое заблуждение сектантов, отрицающих молитвенное почитание и призывание святых и Ангелов Божьих, но и крепко убеждаемся в том, что святые, как и Ангелы, живут на небе сознательной, разумной жизнью и, пребывая, вместе со святыми Ангелами, в Боге, как члены единой Церкви Христовой, как дети одной Божьей семьи, молятся о всех братьях, живущих на земле, хотящих наследовать спасение и прибегающих к их ходатайству; Господь же принимает молитвы «друзей» Своих и исполняет просьбы их, почему мы должны не только чтить и покланяться Ангелам и святым угодникам Божьим, но и обращаться к ним с молитвой о заступничестве во всех наших скорбях, болезнях, бедах и печалях, особенно прося их помощи в борьбе с нашими грехами. 2 Вопросы и ответы православного 1) Как после смерти живут на небе святые? 1) Они живут, как Ангелы, сознательной, разумной жизнью: окружают престол Божий, покланяются Богу, прославляют Его и поют Ему новую песнь, о чем читаем, напр., в книге Откровения: «И двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши полные фимиама, которые суть молитвы святых; и поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровью Своей искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени... И я видел и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев» (От. 5:8–14; 4:10–11). «И двадцать четыре старца, сидящие перед Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу» (От. 11:16–17). 2) Чем возвеличил Господь святых Своих? 2) Тем, что еще при жизни их на земле назвал их «друзьями» Своими: «веровал Авраам Богу, и сие вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божьим» ( Иак. 2:23 ; Исаии 41:8). И св. Апостолам Христос сказал: «Вы друзья мои» ( Ин. 15:14 ). Святые при жизни на земле были «сослужителями» Ангелов Божьих (От. 19:10 и 20:9) и по смерти своей были уравнены Богом с Ангелами и наречены сынами Божьими: «они, говорит Христос о святых, равны Ангелам и суть сыны Божьи, будучи сынами воскресения» ( Лк. 20:36 ); им Господь дал власть судить при конце мира всю вселенную: «святые будут судить мир» ( 1Кор. 6:2 ; Мф. 19:28 ), потому что, как достигшие совершенства, святые суть «первенцы» Церкви, «написанные на небесах» «в книге жизни» ( Евр. 12:23 ; Фил. 4:3 ; От. 21:27).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2 . Поэтому Симеон говорит Ему: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» ( Лк.2:29 ); «ибо до тех пор, пока я не узрел Христа, пока я не взял Его на руки, я был в темнице и не мог избавиться от уз». Но это справедливо в отношении не только Симеона, но и всего человечества. Если каждый, кто уходит из этого мира, каждый, кто освобожден из темницы, из дома цепей, чтобы править, возьмет Иисуса на руки и заключит Его в объятья и прижмет к своей груди, то тогда он сможет с ликованием пойти туда, куда стремится. Подумай, как велик был промысел Бога, что Симеон удостоился держать на руках Его Сына. Но прежде Святой Дух предсказал Симеону, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк. 2:26 ). 3 . Затем он вошел в храм, но не случайно, не просто так. «Пришел он по вдохновению [Духа Святого] в храм» ( Лк.2:27 ); «ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии» ( Рим.8:14 ). Поэтому Святой Дух ведет его в храм. Так и ты, если хочешь взять Христа на руки, заключить Его в объятья и стать достойным того, чтобы выйти из темницы, должно и тебе приложить все усилия, чтобы стяжать Дух-водитель и прийти в храм Божий. Вот, ты стоишь теперь в храме Господа Иисуса, то есть в Его Церкви, в храме, построенном из живых камней (ср. 1Пет.2:5 ). И поскольку ты стоишь в храме Господнем, твоя жизнь и твои дела достойны называться церковными. 4 . Если придешь ты «в храм в Духе Святом», то найдешь младенца Иисуса, возьмешь Его на руки и скажешь: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром». В то же время заметь, что слова «с миром» добавлены для освобождения и избавления. Ибо он не говорит: «Я хочу, чтобы меня отпустили», но отпущен «с миром». То же самое было обещано и благословенному Аврааму: «А ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй» ( Быт.15:15 ). Кто есть тот, кто умирает «в мире», если не тот, в чьем сердце «мир Божий, который превыше всякого ума» ( Фил.4:7 )? Кто есть тот, кто «в мире» уходит из этого мира, если не тот, кто понимает, «что Бог во Христе примирил с Собою мир» ( 2Кор.5:19 )? Кто, если не тот, в ком нет ничего чуждого или враждебного Богу, тот, кто добродетельной жизнью стяжал мир и гармонию в себе? Отпущен таковой «с миром», чтобы взойти вслед за Авраамом к святым отцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Для преуспевания в нравственной жизни недостаточен отвлеченный закон, нужен еще конкретный пример такой жизни. Мы имеем такой образец в Боге: будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен есть ( Матф. 5:48 ); но нам нужен еще такой пример, который выполнил бы требования и осуществил нравственный идеал, в тех условиях, в которые поставлены мы. Такой образец вселяет в нас веру в возможность истинно-нравственной жизни на земле, привлекает нас к добродетели и пролагает путь к такой жизни. Таковой образец мы имеем в лице воплотившегося и пожившего на земле Господа Иисуса Христа. В Свящ. Писании есть немало мест, призывающих нас к подражанию Христу. Напр., в послании ап. Петра читаем: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы мы шли по следам Его ( 1Пет.2:21 ). Кто говорит, что пребывает во Христе, должен поступать, как Он поступал ( 1Ин.2:6 ). Ап. Павел призывает христиан иметь те же чувствования, какие были во Христе: ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Фил. 2:5 ), не угождать себе, как и Христос себе не угождал ( Рим. 15:1–3 ), ходить в любви, как и Христос нас возлюбил ( Еф. 5:2 ), взирая на начальника и совершителя веры Иисуса ( Евр.12:2 ). Сам Господь сказал Своим ученикам после умовения ног: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин.13:15 ); и на любовь Свою указывает, как на пример любви их друг к другу: да любите друг друга, как Я возлюбил вас ( Ин. 15:12 ). Присматриваясь к образцовому значению для нас жизни Иисуса Христа, находим, что Он осуществил в Своей жизни высочайшую нравственную свободу и совершенную любовь. Эта свобода выразилась в отсутствии в Нем греха и ощущения греховного бремени, в гармонии Его характера, исключающей страсти и всякие увлечения, и во владычественном и независимом отношении к миру. В сознании полной свободы от греха Он говорит: кто из вас обличит Меня в неправде? ( Ин. 8:46 ) или идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего ( Ин. 14:30 ). Как безгрешного (хотя искушаемого), его не тяготила совесть и не возбуждала в Нем сознания разъединения с божественной волей.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

И как еще трудно! Совершенная Истина возвестила нам, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели пристрастному к земным благам пройти сквозь тесные врата, чтоб войти в Царствие Божие ( Мк.10:25 ). Почему так? – потому что двум господам, требующим противное друг другу, никто не может служить. Кто предан стяжанию земных благ, тот нерадив о небесных; и кто любит мир, в том нет любви к Богу ( 1Ин.2:15 ). Бога же заповедано нам любить всем сердцем, всею душою и всем помышлением ( Мк.12:33 ); потому и всем, которые помышляют о земном, как сказано, им конец погибель ( Фил.3:19 ). Для сего и говорит Господь: не собирайте себе сокровищ на земле; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф.6:19, 21 ). Но если кто делает напротив, тот уже сердцем отвращается от Бога и бывает проклят; ибо о таких сказано: се удаляющии себе от Тебе погибнут ( Пс.72:27 ), и еще: проклят человек, аще от Господа отступит сердце его ( Иер.17:5 ). Такому и Господь говорит: многими путьми трудился еси; сего ради не помолился Ми еси, и не помянул еси Мене, ниже приял Мя еси во уме, ниже в сердце твое, сего ради и Аз тя презираю ( Ис.57:10, 11 ). Так как корень всех зол есть сребролюбие, то все, кои обогащаются на земле, впадают во многие богопротивные желания и погружаются в душевное бедствие и погибель ( 1Тим.6:10, 9 ) У таких бог века сего ослепил умы ( 2Кор.4:4 ), – как говорит апостол Павел. И случается видеть из них всегда учащихся, и никогда не могущих дойти до познания истины ( 2Тим.3:7 ); ибо они думают, что и благочестивое их занятие должно служить им для прибытка ( 1Тим.6:5 ). Такие люди, что бы ни делали, хотя бы и постились, и молились, и подавали милостыню, но с тем намерением, чтобы Бог их наградил в этом мире, за все восприемлют мзду свою здесь ( Мф.6:5 ), и уже не будет им награды от Бога в жизни будущего века. И что еще о корыстолюбцах говорит Господь? Огрубело сердце людей сих, и они не уразумеют, и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Мф.13:15 ). Не вразумит их и слово, могущее умудрить во спасение, верою во Христа Иисуса ( 2Тим.3:15 ), как людей растленных умом и помраченных в смысле ( Еф.4:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Уверимся же в истине, которая говорит: проходит образ мира ( 1Кор.7:31 ). И подумаем, что будет с любителями мира, когда он пройдет невозвратно? Приидет день Господень, как сказано, и небеса с шумом (при страшном громе и звуке ангельских труб) мимоидут, стихии сжигаемы разорятся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:10 ). Что же тогда быть должно с сынами века сего, возлюбившими временную жизнь и не поверившими истине Господней? Все, что они привыкли любить, сгорит и чему так радовались в своей жизни, все это исчезнет. Тогда не уязвятся ли сердца их раною неисцельною, и мирская радость их не обратится ли в горесть безотрадную? Будет, как сказано еще, небо ново, и земля нова ( Откр.21:1 ); но допустит ли их Господь наслаждаться новыми благами с привычкою и расположением к старому образу жизни? Не без причины же говорит нам Писание: не любите мира, ни того, что в мире ( 1Ин.2:15 ). Ибо мир сей должен пройти, и пройдет непременно; и все, которые любят мир сей, вместе с миром и исчезнут. Сказано справедливо, что нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:7 ). Писание указывает даже и на сих сынов погибели; оно говорит о них: им же Бог есть чрево, иже земная мудрствуют: им кончина – погибель ( Фил.3:19 ). Кто умудряется о стяжании благ земных, трудится ради того только, чтобы было ему что пить и есть, и во что одеться, а больше ни о чем не думает, всех таковых конец – погибель. И Господь потому говорит: горе богатым; горе насыщенным; горе смеющимся. Не напрасно же, значит, говорит нам Писание: постраждете, и слезите, и плачитеся, смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование ( Иак.4:9 ). Не напрасно оно вещает: приидите ныне, богатые, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех, грядущих на вы ( Иак.5:1 ). Будемте потому плакать все, которые возлюбили временную сладость грешной сей жизни, да сподобимся избежать будущих всех бедствий, грядущих на вселенную, и предстать в радости пред Господом, Который придет судить всех сынов человеческих, – живых и мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

6) Изображать Иисуса Христа на иконах запрещено ( 2Кор.5:16 ). Здесь нет речи о священных изображениях. Сказав ( 2Кор.5:15 ), что христиане обязаны жить не для себя, а для Господа по Его святой и праведной воле, апостол Павел продолжает: «потому отныне мы никого не знаем по плоти», т.е. после смерти и воскресения Иисуса Христа мы не должны смотреть на людей, что они «по плоти». Для нас не могут иметь значения ни их происхождение, ни общественное положение, ни богатство, ни ученость... а только та степень нравственного совершенства, какой они достигли, исполняя заповеди Христовы ( Гал.3:28 ; Кол.3:11 ; ср. причтение Церковью к лику святых). «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем», т.е. когда Господь жил среди людей, современники Его смотрели на Него «по плоти», ибо видели в Нем простого человека, отрицая божеское естество Его: «не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» ( Ин.6:42 ; ср. «судите по плоти», т.е. несправедливо – Ин.8:15 ). Знал Иисуса «по плоти» и апостол Павел до своего обращения в христианство , когда гнал христиан за Христа: «Я Иисус, Которого ты гонишь» ( Деян.9:5 ). «Но после воскресения и вознесения Господа, после духовного нашего возрождения силою Духа Святого, мы, говорит апостол, отрешились от плотских взглядов на Иисуса Христа, видим в Нем Богочеловека, нашего Спасителя». Приведенными словами ( 2Кор.5:16 ) апостол не выражает той мысли, будто бы Христос теперь, по вознесении на небо, не имеет плоти и что Его нельзя изображать на иконах в видимых образах. Он и ныне пребывает с плотию прославленною ( Деян.7:55 ), и во плоти придет для суда ( Деян.1:11 ). Кто отвергает Христа, пришедшего во плоти, тот есть «дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ). Имея изображения Иисуса Христа, мы веруем и исповедуем, что Он «от начала Сущий» ( Ин.8:25 ), «будучи образом Божиим... по виду став, как человек» ( Фил.2:6–7 ). «Кто говорит», учит преподобный Федор Студит († 826 г.), «что Бог неописуем по плоти, подобно нам, тот отвергает, что Бог явился во плоти, противоречит Евангелию Христову...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

А ап. Павел: «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд, и звезда от звезды различается в славе. Так и при воскресении мертвых» ( 1Кор.15:41–42 ). О бесконечном возрастании в святости, на которую, как на христианскую цель, указывает и св. ап. Павел ( Еф.4:12– 13 ), здесь не может быть и речи. Но если оставить в стороне, как не имеющее для себя никакого основания, католическое учение о сверхдолжных заслугах и вытекающее отсюда – об индульгенциях и чистилище, – то все же непонятно, как, при внешнем отношении к человеку Божией блогодати, моожет достигаться святость Божия? Святой человек– весь новая тварь во Христе ( Гал.6:15 ); а это совершается силою Духа Божия ( Ин.3:5 ). Однако, новое творение в человеке не может быть актом только внешнего сопребывания Духа Божия в нем, а является плодом всецелого проникновения человека до последних его глубин души и тела блогодатной силою, свободно и с радостью принимаемою христианином, которая, при распятии себя для греха, блогодатью Того же Духа привлекает его ко Христу, животворит его во Христе, показывая духовному его взору во Христе его личную славу и святость (ибо во Христе прощение грехов и святость каждого отдельного человека), преображает всего его «в тот же образ (святость во Христе) от славы в славу» ( 2Кор.3:18 ), так что такой с ап. Павлом может сказать: «я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ). Тут открывается как бы духовный бег, неудержимое стремление ввысь, в святость Божию, при котором достигнутая святость кажется ничтожною, впереди видится та одна, беспредельная, в недосягаемой своей высоте: «Братия, говорит о себе св. ап. Павел, я не почитаю себя достигшим; а только забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышняго звания во Христе Иисусе» ( Фил.3:13–14 ). Этот духовный процесс уже есть дело животворящей силы Духа Божия, которая не только перерождает человека, делает его новой тварью, но и, при свободном на то изволении человека, устремляет его к главной цели его бытия – святости во Христе, вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

2 . После того, как «возвратилось народа двадцать две тысячи» (ср. Суд.7:3 ), Божественное слово добавляет: «И сказал Господь Гедеону: все еще много народа; веди их к воде, там Я выберу их тебе» ( Суд.7:4 ). Как вижу, те, кто отвергнуты первыми, не спустились «к воде», но считали себя оглашенными и были столь поражены пороком страха, что не сходили в купальню спасения и потому были отвергнуты. «К воде» приходят, чтобы пройти испытание. Посмотрим, как оно проходит. Сказано: «И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить. И было число лакавших языком своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду. И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши» ( Суд. 7:5–7 ). Почти во всем, что совершали древние, означены великие тайны, как и в этом отрывке мы видим, что тем, кто спускаются «к воде», то есть тем, кто приходят к благодати крещения, не следует повергаться на землю или «наклоняться на колени свои» и уступать грядущим искушениям; скорее, они должны стоять твердо и смело, как и пророк сказал: «Укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени» ( Евр.12:12 ; Ис.35:3 ) «и ходите прямо ногами вашими» ( Евр.12:13 ). Ты пришел к водам крещенским, то есть к началу борьбы и духовной брани, и здесь берет начало твоя битва с дьяволом . И если ты слабее, если тебя можно легко склонить, то как ты станешь сражаться, как будешь нерушимо противостоять козням дьявола? Потому и Апостол призывает: «Стойте твердо, и не подвергайтесь опять игу рабства» ( Гал.5:1 ), и еще говорит: «Стойте в Господе» ( Фил.4:1 ), и в третий раз говорит: «Теперь мы живы, когда вы стоите в Господе» ( 1Фес.3:8 ). Итак, тот испытан, тот избран, кто после того, как сойдет к крещальным водам, не умеет склоняться перед земным и телесным, кто не предается порокам и не повергается ниц в своем стремлении ко греху. И сказанное, что люди лакали «языком своим с руки» (ср. Суд.7:6 ), как видится мне, написано не без таинственного смысла, а именно, что воины Христовы должны работать языком и руками, то есть словом и делом, ибо «кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф.5:19 ). А что касается приведенного в Писании сравнения с лакающим псом, мне кажется, это животное упомянуто здесь потому, что оно более всех прочих способно любить своего хозяина и служить ему, и ни время, ни несправедливое наказание не могут разрушить эту любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010