1 . Когда Христос умер, «Он умер однажды для греха» ( Рим.6:10 ) не потому, что Сам Он грешил – ибо «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:22 ), – но умер, чтобы мы, будучи мертвыми, умерли для греха и больше уже не жили ради грехов и пороков. Поэтому сказано: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» ( Рим.6:8 ). Следовательно, подобно тому, как мы умерли вместе с Ним, с Ним и воскресли, с Ним были обрезаны и после этого обрезания мы были очищены святым очищением. Вот почему нам вовсе не нужно плотское обрезание. Должно тебе знать, что Он был обрезан за нас. Вслушайся в ясное утверждение Павла: «В Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» ( Кол.2:9–12 ). Таким образом, Его смерть, Его воскресение и Его обрезание совершились ради нас. 2 . Далее сказано: «Когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия Его во чреве» ( Лк.2:21 ). Имя «Иисус» славно и достойно всяческого восхищения и поклонения, это «имя выше всякого имени» ( Фил.2:9 ). Не подобает, чтобы это имя было прежде дано людьми и чтобы они принесли его в мир, но некто выше и совершеннее по природе должен привнести его. Евангелист указывает на это, когда говорит: «Дали Ему имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия Его во чреве» ( Лк.2:21 ). 3 . Затем написано: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим» ( Лк.2:22 ). Сказано «дни очищения их». Кого – «их»? Если бы в Писании было сказано: «исполнились дни очищения “Ее”» – то есть Марии, разрешившейся от бремени, – то такого вопроса бы не возникло; мы смело сказали бы, что Марии как женщине после чадородия необходимо очищение. Но в этом стихе сказано «дни очищения их», что, очевидно, означает не одного, а двух или более. Значит ли это, что Иисус нуждался в очищении, был нечист или чем-нибудь осквернился? Может показаться, что я говорю необдуманно, однако авторитет Писания побуждает меня вопрошать об этом. Посмотри, что написано в книге Иова: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов.14:4 ). Сказано не «кто родится от грешного», а «кто родится от нечистого». «Нечистый» и «грешный» означают не одно и то же. Пророк Исайя учит об этом ясно, когда говорит: «Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня» ( Ис.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В указанных местах Иисус Христос называется «Ходатаем», – «единым Посредником» потому, что был «предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2:6 ). Он един Ходатай – Искупитель, а не один только Ходатай – молитвенник. Ходатаев молитвенников, по слову Божию, у христиан много: «Дух ходатайствует за нас» ( Рим.8:26 ); «избавил нас от столь близкой смерти... по ходатайству многих» ( 2Кор 1:10–11 ); «ты же не проси за этот народ... и не ходатайствуй предо Мною» ( Иер.7:16 ). Следовательно, ходатайство Господа Иисуса Христа не исключает ходатайства святых, которые силу для своих ходатайственных молитв пред Богом заимствуют от искупительной жертвы Иисуса Христа и помогают людям не своею силою, а силою того же Христа. 2) Обращение к святым унижает ходатайство Иисуса Христа. Где об этом сказано в Священном Писании? Тогда и, вообще, молитвы за других тоже будут унижать ходатайство Иисуса Христа, а потому излишни. В таком случае зачем в слове Божием заповедь: «молитесь друг за друга... много может усиленная молитва праведного?» ( Иак.5:16 ). Зачем Иисус Христос повелел: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас?» ( Мф.5:44 ). Зачем апостол просит молитв за себя? ( Рим.15:30 ; Еф 6:18–19 ; Кол.4:3 ; Фил.1:19 и др.). Апостол, назвавший Иисуса Христа единым Посредником, просит «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» и свидетельствует, что «это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим.2:1–3 ). 3) Молитвы должны быть адресованы Богу, а не святым. Призывание святых не означает того, будто мы вместо Бога обращаемся за помощью к ним, а лишь то, что, сознавая свое недостоинство и нечистоту греховную (ср. Лк.7:7 ), мы прибегаем к святым, как близким Богу, и просим их своим ходатайством пред Богом усилить нашу молитву, чтобы она была действенна ( Лк.18:7 ; 1Пет.3:12 ). 4) «Проклят человек, который надеется на человека» ( Иер.17:5 ). Пророк говорит, что проклят тот человек, которого сердце удаляется от Господа и который надеется не на Господа, а на человека (ср. Иер.17:7 ). Здесь нет речи о молитвенном ходатайстве святых. Если в приведенном месте ( Иер.17:5 ) Бог будто проклял человека, обращающегося к молитвенному ходатайству святых, то как мог пророк говорить иудеям, просившим его о молитве пред Господом: «слышу, помолюсь Господу Богу вашему по словам вашим?» ( Иер.42:4 ). Наоборот, Господь внял молитве пророка и не осудил его ( Иер.42:7–22 ) за молитвенное ходатайство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Перестанем же сеять для себя смерть и мучение нашими грехами! Посеем для себя жизнь и покой и блаженство - покаянием, верою и добродетелью! Еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал 6,7). § 3. Урок от гроба Богоматери Видим пречестное и преславное успение Божией Матери, и знаем, что это есть последствие пречистой и пресвятой жизни, исполнение в высшей степени закона Божественной правды, по которому честна пред Господом смерть преподобных Его (Пс 115,6). Возлюбим же то, что приводит к кончине честно не пред человеками только, но наипаче пред Богом, то есть: возлюбим чистоту и святость жизни, возненавидим грех, отринем нечистоту дел и помыслов, очистим себя решительным желанием сердца и не престанем очищать себя ежедневным непрестанным подвигом от всякия скверны, плоти и духа творяще святыню в страхе Божием (2 Кор 7,1). Видим по успении необычно скорое пробуждение, за смертию тотчас безсмертие в самой полной его силе: видим душу Пресвятой Девы на руках Господа и, следственно, на высочайшей степени блаженства, потому что близость к Господу и высота блаженства есть одно и то же; видим и приснодевственное тело Ея, не покорившееся закону тления, не ожидавшее срочного для всех дня воскресения, но в самое время сеяния в землю возрасшее в небо и процветшее славою. Всмотримся же в безсмертие, и для нас не чуждое, вспомним и перестанем забывать, что по намерению Творца, по дару Спасителя - и наше житие на небесех есть (Фил 3,20). Глава двадцатая О БЛАГОДАТИ БОЖЬЕЙ, ВОЗРОЖДАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНЬ СВЯТУЮ, БОГОУГОДНУЮ От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалясь от господствующего в мире растления похотию (2 Петр. 1,3-4). От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалясь от господствующего в мире растления похотию (2 Петр. 1,3-4).

http://predanie.ru/book/75183-slava-bogo...

И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам» ( Быт.17:1–5 ). И после того, как Бог дал ему это имя, Он сразу же добавил: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» ( Быт.17:7 ). И после этих слов прибавляет: «Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу» ( Быт.17:10–11 ). 4 . И так как мы достигли этого места, мне хотелось бы спросить, когда всемогущий Бог, Властитель неба и земли, возжелал поставить завет с этим святым, сделал ли Он главным в нем обрезание крайней плоти и то, что будущие его потомки мужеского пола должны быть обрезаны. Сказано: «Будет завет Мой на теле вашем» ( Быт.17:13 ). Было ли это тем, что Бог неба и Бог земли ( Быт.24:3 ) передал в вечном Своем завете тому, кого Он избрал из всех смертных? Ведь это – то единственное, в чем учителя в синагогах видели славу святых. Но пусть придут они, если захотят, и послушают, как Церковь Христова, которая через пророка провозгласила: «Но для меня друзья Твои, о Боже, прославятся», славит друзей Жениха, и Его слава передается им, в них отражаясь. Поэтому мы, наученные апостолом Павлом, говорим, что как многое было сделано в образе и подобии будущей истины, также и обрезание крайней плоти имело форму духовного обрезания, о котором «Бог славы» ( Пс.28:3 ) дал Свои заповеди смертным. Послушайте же, как Павел – учитель «язычников в вере и истине» ( 1Тим.2:7 ) – учит Церковь Христову тайне обрезания. «Берегись обрезания», – говорит он об иудеях, обрезающих крайнюю плоть, – «потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» ( Фил.3:2–3 ). Это один взгляд Павла на обрезание. Рассмотри и другой: «Не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» ( Рим.2:28–29 ). Разве не кажется тебе, что такое понимание обрезания более подходит святым и друзьям Бога, чем обрезание плоти? Однако новизна этого выражения может отпугнуть не только иудеев, но и даже некоторых из наших братьев, ибо Павел, говоря об «обрезании сердца», похоже, допускает невозможное. Ибо как можно обрезать внутренний орган, скрытый от взоров людей? Обратимся к словам пророков, которые, вашими молитвами, могут пролить свет на интересующие нас вопросы. Пророк Иезекииль говорит: «Никакой сын чужой, необрезанный сердцем и необрезанный плотью, не должен входить во святилище Мое» ( Иез.44:9 ). И также говорит с укором в другом месте не меньший пророк: «Все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем» ( Иер.9:26 ). Итак, сказано, что с необрезанным сердцем и плотью «не должен входить во святилище» Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Тот, Кто пребывал в образе Бога, снисходит до того, чтобы принять образ раба (ср. Фил.2:6–7 ); Тот, Кто бессмертен, умирает, бесстрастный страдает, невидимый становится видимым, а так как и смерть, и иная немощь плоти вызваны нашим греховным состоянием, то даже Тот, Кто сделался «подобным человекам и по виду» стал «как человек», без сомнения, именно «за грех», воспринятый от нас, понес наши грехи (ср. 1Пет.2:24 ), как телец «без порока» ( Лев.4:3 ), то есть «предал» Свою чистую плоть «в приношение и жертву Богу» ( Еф.5:2 ). Но что мы можем вынести из того, о чем говорится дальше? Ибо где сказано: «Если священник помазанный согрешит», там к этому добавлено: «и сделает виновным народ, – то за грех свой пусть представит жертву» ( Лев.4:3 ). Как же тогда согласуется, что, став через воспринятую от нас плоть виновным за грех, Иисус «сделает виновным народ»? Послушай –возможно, нам удастся последовательно ответить на это. Страдания Христа воистину принесли жизнь верующим и смерть – неверующим. И хотя через Его Крест язычники спасены и оправданы, для иудеев Он – осуждение и гибель. Ибо сказано в Евангелии: «Се, лежит сей на падение и на восстание многих» ( Лк.2:34 ). И таким образом через Свою вину, то есть через отданную на кресте плоть, в которую Он принял наши грехи, Он освободил от греха нас, верных, но сделал виновным народ непослушный и упорный (ср. Рим.10:21 ), который к злодеянию неверия присовокупил нечестивость святотатства. Таким же образом этот Первосвященник через воспринятый Им грех сделал «виновным народ», когда, облаченный в плоть, мог быть и задержан, и убит. Представим, например, что если бы «Бог славы» ( Пс.28:3 ) не пришел во плоти, то не осудил бы иудеев и не было бы для них столь тягостно смотреть на Него и уж конечно не смогли бы они Его задержать и предать смерти; и, без сомнения, «кровь Его» никогда не пала бы на них и детей их (ср. Мф.27:25 ). Но так как Он пришел во плоти и был соделан «для нас жертвою за грех» ( 2Кор.5:21 ) и вынес все это, то и сказано, что Он «сделал виновным народ», сделавший Его в Себе способным ко греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Здесь признаком учеников Своих Спаситель поставляет любовь деятельную; а отличием искренно любящих Его признает то, что имеет являться им Сам ( Мф.18:20 ; 1Кор.3:17 ). Точно также Церковь Христова никогда не думала, что она может остаться без избранных Божиих или без великих даров Искупителя. В ней во все века были святые: мученики, девственники, аскеты, преподобные, святители, праведные, блаженные. Но вместе с тем к Церкви Христовой принадлежат все православно-верующие, не только праведники, но и грешники. Так учил об этом Сам Спаситель, уподобляя Церковь Свою то вечери, в которой принимают участие и добрые и злые ( Мф.22:2,10 ); то полю, на котором, по воле хозяина, вместе растут до жатвы и пшеница и сорные травы ( Мф.13:24,30 ); то стаду, в котором находятся овцы и козлы ( Мф.25:33 ), то неводу, вверженному в море и извлекающему оттуда хорошие и худые рыбы ( Мф.13:47 ); то десяти девам, из коих пять были мудрые и пять неразумные ( Мф.25:1–13 ). С этой то целью Христос и установил в Церкви таинство покаяния, в котором грешники очищали бы себя от грехов ( Ин.20:22,23 ), и научил нас молиться к Отцу нашему небесному: «Прости нам долги наши» ( Мф.6:12 ) 2 . Так же учили и поступали святые апостолы. «Если говорим, – свидетельствует апостол Иоанн пред всею Христианскою Церковью, – что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ) 3 . И дальше тот же апостол продолжает: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» ( 1Ин.2:1 ). Апостол Иаков дает заповедь христианам: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.» ( Иак.5:16 ). Да и сами церкви апостольские не чужды были вообще недостатков некоторых отдельных членов, впадавших в прегрешения, как видно из писаний апостольских ( 1Кор.1:10,11, 4:18–21, 6:6 ; Фил.2:21, 3:18,19 ; 2Фес.3:6,11,12,14 ; 1Ин.1:8–10, 2:1 ). В частности, известно, что к церкви Коринфской принадлежал даже кровосмеситель, пока апостол не повелел отлучить его; это видно из упрека апостола Коринфянам: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

«Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак. 2, 18). Оправдывающая вера соединяет нас со Христом, нашим Главою и Начальником новой жизни; подлинность этого единения должна быть явлена и подтверждена. Кто праведен, должен доказать это тем, что он не перестаёт стремиться ко всё большей праведности (Фил. 3, 13-14; Откр. 22, 11). Освящение и его плоды не оправдывают нас пред судом оскорблённого величия Божия (Рим. 4, 2) – и самый угодный Богу человек должен молиться: не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142, 2); но они оправдывают нас пред судом Церкви. Истинные верующие стремятся к освящению и от сердца делают добро; но этим они не оправдываются пред Богом (1 Кор. 4, 4). Они не могут ни здесь, ни в оный день поставить своё освящение и доброделание Богу в счёт, чтобы это имело значение пред Его судом. Праведники забывают свои дела (Мф. 6, 3; 25, 37) – но как раз поэтому праведный Бог не забывает их (Евр. 6, 10). Писание говорит, что их дела идут не впереди них, как бы отверзая пред ними небесные врата, но именно следуют за ними (Откр. 14, 13). В день, когда Господь явится судить живых и мёртвых, те, которые во Христе Иисусе (Рим. 8, 1), не предстанут пред судом (Ин. 5, 24) оскорблённого величия Божия (хотя и будут на нём, 2 Кор. 5, 10); после же судебного изречения божественного благоволения во Христе они сразу будут оправданы (Мф. 25, 34; Рим. 2, 7) и в вечном блаженстве будут вкушать плоды дел своих (Ис. 3, 10). Освящение и его плоды иногда могут дать совести удостоверение о достигнутом оправдании пред Богом по благодати. Если сердце наше не осуждает нас (1 Ин. 3, 21), но свидетельствует, что мы действительно имеем подлинную любовь – тогда можно немного утишиться и ободриться. Но это не высший суд: сердце наше не может всегда быть безошибочным и беспристрастным ни в обвинении, ни в оправдании. Поэтому когда сердце не находит в нас вины, то хорошо проверять его искренней молитвой царя и пророка Давида: Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный (Пс.

http://bogoslov.ru/article/5630266

6. Есть и практический смысл веровать в Воскресение Христово. «И Он (то есть Христос. – прот. О.С. ) есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1: 18). Почему Христос назван здесь «начатком» и «первенцем из мертвых»? Разве не воскрес Лазарь и сын Наинской вдовы? Почему же Он и «начаток», и «первенец из мертвых»? В действительности воскреснув, Он и явил нам формат нового бытия, которое ожидает и нас, верующих, в день всеобщего воскресения. Лазарь и сын Наинской вдовы воскресли, но потом и умерли. Воскресение в Жизнь во Христе и со Христом все меняет. Когда воскресший верующий уже не умирает, но переходит от смерти в Жизнь. Что и позволяло апостолу Павлу восклицать: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1: 21); «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3: 4). Только тогда смерть может оказаться «приобретением», когда и сама теперешняя наша жизнь наполнена Христом, Его Верою, Надеждою и Любовью, о которой и сказано: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 8); «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин. 3: 2–3). «Будем подобны Ему» Беда Достопочтенный Беда Достопочтенный писал: «Павел утверждает: вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3: 3). Умерли, конечно, в отношении прежней жизни во грехе и имеем теперь через веру новую жизнь во Христе, предел которой еще не явлен нам видимым образом. Святой Иоанн говорит, что мы будем подобны Ему, поскольку будем наслаждаться созерцанием неизменного, божественного и вечного, богоподобные в своем бессмертии и блаженстве. И все же мы останемся отличными от Творца, поскольку сами – творения. Хотя, видимо, это относится к телу бессмертия, и так мы уподобимся Отцу через Сына, единственного из Троицы принявшего тело, в котором Он умер, воскрес и которое вознес с Собой на небеса» .

http://pravoslavie.ru/112033.html

6 . И все же посмотрим, что есть то, о чем сказано: «Ныне Я снял посрамление Египетское с сынов Израилевых». Все люди, даже если они происходят от закона, даже если они научены Моисеем, носят в себе «посрамление Египетское», посрамление грехов. Кто уподобится Павлу, хотя бы в соблюдении закона? Послушай, что он говорит о себе: «По правде законной – непорочен» ( Фил.3:6 ). И несмотря на это он во всеуслышание заявляет: «И мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» ( Тит.3:3 ). Не видится ли тебе все это посрамлением, и посрамлением Египетским? Но так как пришел Христос и дал нам второе обрезание через «омовение возрождения и обновления» ( Тит.3:5 ) и очистил наши души, отбросили мы все прежнее и взяли на себя обязательство хранить чистую совесть перед Богом. В то же время через второе обрезание снято с нас «посрамление Египетское» и очищена скверна грехов. Поэтому никто не боится осуждения за прежние прегрешения, если он всецело обратился и покаялся от всего сердца и верой разделил воды Иордана и очистился вторым обрезанием Евангелия. Ты слышишь, что «ныне Я снял посрамление Египетское с сынов Израилевых». Господь показывает это в Евангелии, когда говорит: «Прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:5 ), но «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин.5:14 ). Ибо если после прощения грехов ты больше не грешишь, то бесспорно снимается с тебя «посрамление Египетское». Но если снова грешишь, то возвращается к тебе осуждение, и в гораздо большей мере, ибо намного более «тягчайшему наказанию повинен тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета» ( Евр.10:29 ), нежели тот, кто не соблюдает закон Моисея. Ведь совершивший прелюбодеяние после проповеди Евангелия заслуживает гораздо большего осуждения, чем живущий по закону, так как отнимает «члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы» ( 1Кор.6:15 ). Итак, ты видишь, что подвергаешься намного большему осуждению, если этим пренебрегаешь. Ведь обвинят тебя не за бесчестье, но осудят за богохульство, ибо сказано тебе: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» ( 1Кор.6:19 ). «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» ( 1Кор.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Я полагаю, что, возможно, этими цельными и беспорочными камнями были святые апостолы, своим согласием и единодушием вместе образуя один жертвенник. Так, «единодушно пребывая в молитве» ( Деян.1:14 ) и в едином порыве отверзая уста свои, они, как сказано, произносили: «Ты, Господи, Сердцеведец всех» ( Деян.1:24 ). Поэтому те, которые могут единодушно молиться в один голос и одним духом, возможно, достойны того, чтобы надлежало им всем вместе устроить жертвенник, на котором Иисус приносил бы жертвы Отцу. Так постараемся поступать так, чтобы мы единодушно «говорили одно» ( 1Кор.1:10 ), «ничего не делали по любопрению или по тщеславию» ( Фил.2:3 ), но «соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ), и тогда, возможно, и мы соделаемся камнями, годными для жертвенника. Ибо Господь наш Иисус не оставляет нас, и хотя мы посвящаем себя молитве, «мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ). «Господь есть Дух» ( 2Кор.3:17 ). Таким образом, если Дух помогает нашим молитвам и возносит их к Отцу, Богу всяческих, с воздыханиями для нас невыразимыми, то, разумеется, Он требует от нас и тщательно устроенный жертвенник. 3 . Но жертвенник еще полностью не завершен, и, хотя он сложен «из камней цельных», и хотя «железо» и «стрелы лукавого» не коснулись их, им все еще чего-то не достает, нечто такого, что добавляет Иисус ко всем им. Так чего же? Сказано: «Написал Иисус там на камнях Второзаконие – список с закона Моисеева, который он написал пред сынами Израилевыми» ( Нав.8:32 ). Он написал так, как в то время мог написать сын Навина, – начертав закон на камнях жертвенника, и тем в меру своих сил представил образ; посмотрим теперь, как написал Второзаконие наш Иисус «на живых» и «цельных камнях». Второзаконие есть, как следует из названия, второй закон. И потому, если хочешь увидеть, как после того, как первый закон утратил силу, Иисус написал второй, послушай, что Сам Он говорит в Евангелии: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, уже убийца» ( Мф.5:21–22 ); и еще: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:27–28 ); и «еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы. А Я говорю вам: не клянись вовсе» ( Мф.5:33–34 ). Вот пред тобой Второзаконие, написанное Иисусом «на живых» и «цельных камнях», «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца; не чернилами, но Духом Бога живаго» ( 2Кор.3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010