16:33). Поскольку ясно, что нынешняя жизнь есть ристалище борьбы и подвигов, а будущая — наград за подвиги. Посему возлюбим чисто Господа, чтобы Он подал нам то, что возвестил любящим Его: что не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку (1 Кор. 2:9). Будем же подвизаться, чтобы в Духе Божием побеждать плоть и ее мудрование, будем в укрепляющем нас Христе (ср. Флп. 4:13) побеждать сатану-дракона, возьмем крест и последуем за победоносным Иисусом (ср. Мф. 10:38). Будем же подвизаться, чтобы бежать [на этом поприще] прямо и уверенно, чтобы обрести нам почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Фил. 3:14). Поскольку всякий, кто бежит со знанием дела и не остается в неведении, получает венец отречения [от мира] и многотрудное и многоценное богатство чистоты. Пишет и Петр:как новорожденные младенцы, говорит, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам (1 Пет. 2:2), то есть чистую веру, которая возрастает и просвещает человека в добрых делах. И Павел: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы. И еще: А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением(Еф. 6:11-12, 16-18). Ибо так подвизаясь, вы поистине сможете отобразить в себе образ Христов во всем: в жизни, общении, намерении, [Col. 1784] в слове, в деле, терпении, мужестве, разумении, целомудрии, праведности, долготерпении, незлобии, благочестии, преподобии, воздержании, вере, надежде, совершенной любви к Богу. Потому что по-настоящему искренниеподвижники воздерживаются от всего (1 Кор. 9:25) и жительствуют во всяческой добродетели и заповеди Божией, как говорит Апостол: Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

2 . Поэтому Симеон говорит Ему: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» ( Лк.2:29 ); «ибо до тех пор, пока я не узрел Христа, пока я не взял Его на руки, я был в темнице и не мог избавиться от уз». Но это справедливо в отношении не только Симеона, но и всего человечества. Если каждый, кто уходит из этого мира, каждый, кто освобожден из темницы, из дома цепей, чтобы править, возьмет Иисуса на руки и заключит Его в объятья и прижмет к своей груди, то тогда он сможет с ликованием пойти туда, куда стремится. Подумай, как велик был промысел Бога, что Симеон удостоился держать на руках Его Сына. Но прежде Святой Дух предсказал Симеону, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк. 2:26 ). 3 . Затем он вошел в храм, но не случайно, не просто так. «Пришел он по вдохновению [Духа Святого] в храм» ( Лк.2:27 ); «ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии» ( Рим.8:14 ). Поэтому Святой Дух ведет его в храм. Так и ты, если хочешь взять Христа на руки, заключить Его в объятья и стать достойным того, чтобы выйти из темницы, должно и тебе приложить все усилия, чтобы стяжать Дух-водитель и прийти в храм Божий. Вот, ты стоишь теперь в храме Господа Иисуса, то есть в Его Церкви, в храме, построенном из живых камней (ср. 1Пет.2:5 ). И поскольку ты стоишь в храме Господнем, твоя жизнь и твои дела достойны называться церковными. 4 . Если придешь ты «в храм в Духе Святом», то найдешь младенца Иисуса, возьмешь Его на руки и скажешь: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром». В то же время заметь, что слова «с миром» добавлены для освобождения и избавления. Ибо он не говорит: «Я хочу, чтобы меня отпустили», но отпущен «с миром». То же самое было обещано и благословенному Аврааму: «А ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй» ( Быт.15:15 ). Кто есть тот, кто умирает «в мире», если не тот, в чьем сердце «мир Божий, который превыше всякого ума» ( Фил.4:7 )? Кто есть тот, кто «в мире» уходит из этого мира, если не тот, кто понимает, «что Бог во Христе примирил с Собою мир» ( 2Кор.5:19 )? Кто, если не тот, в ком нет ничего чуждого или враждебного Богу, тот, кто добродетельной жизнью стяжал мир и гармонию в себе? Отпущен таковой «с миром», чтобы взойти вслед за Авраамом к святым отцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

_________________ 6. Третье оправдание, о котором говорит Священное Писание – это то, когда мы предстаём праведными пред другими людьми (Justificatio attestans in foro Ecclesiae ). Оно есть не что иное, как освящение, выявляющееся пред всеми в своих подлинных плодах, свидетельствующих о живом наличии веры, оправдании пред Богом и новом благодатном состоянии. «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак. 2, 18). Оправдывающая вера соединяет нас со Христом, нашим Главою и Начальником новой жизни; подлинность этого единения должна быть явлена и подтверждена. Кто праведен, должен доказать это тем, что он не перестаёт стремиться ко всё большей праведности (Фил. 3, 13-14; Откр. 22, 11). Освящение и его плоды не оправдывают нас пред судом оскорблённого величия Божия (Рим. 4, 2) – и самый угодный Богу человек должен молиться: не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142, 2); но они оправдывают нас пред судом Церкви. Истинные верующие стремятся к освящению и от сердца делают добро; но этим они не оправдываются пред Богом (1 Кор. 4, 4). Они не могут ни здесь, ни в оный день поставить своё освящение и доброделание Богу в счёт, чтобы это имело значение пред Его судом. Праведники забывают свои дела (Мф. 6, 3; 25, 37) – но как раз поэтому праведный Бог не забывает их (Евр. 6, 10). Писание говорит, что их дела идут не впереди них, как бы отверзая пред ними небесные врата, но именно следуют за ними (Откр. 14, 13). В день, когда Господь явится судить живых и мёртвых, те, которые во Христе Иисусе (Рим. 8, 1), не предстанут пред судом (Ин. 5, 24) оскорблённого величия Божия (хотя и будут на нём, 2 Кор. 5, 10); после же судебного изречения божественного благоволения во Христе они сразу будут оправданы (Мф. 25, 34; Рим. 2, 7) и в вечном блаженстве будут вкушать плоды дел своих (Ис. 3, 10). Освящение и его плоды иногда могут дать совести удостоверение о достигнутом оправдании пред Богом по благодати. Если сердце наше не осуждает нас (1 Ин. 3, 21), но свидетельствует, что мы действительно имеем подлинную любовь – тогда можно немного утишиться и ободриться. Но это не высший суд: сердце наше не может всегда быть безошибочным и беспристрастным ни в обвинении, ни в оправдании. Поэтому когда сердце не находит в нас вины, то хорошо проверять его искренней молитвой царя и пророка Давида: Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный (Пс. 138, 23-24). И наоборот: если сердце обвиняет и осуждает бедного грешника, то он также может обратиться с апелляцией к Богу, ибо Бог больше сердца нашего и знает всё (1 Ин. 3, 20) .

http://bogoslov.ru/article/5630266

   АНГЕЛ. И так ты хочешь отказаться от предпринятого пути, и оставить крест свой? Не делай это! иначе все понесенные тобою доселе труды останутся совершенно бесполезны. Истинная похвала Христиан состоит в том, чтобы с Апостолом Христовым сказать наконец пред Отцом небесным: «течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7).    Ставрофила не переставала скорбеть. «Нужно слишком много терпения, — сказала она, — что бы столько недель, месяцев, столько лет пребывать под бременем креста».    АНГЕЛ. Никакой крест не покажется тебе долговременным если ты придашь ему широту, долготу и высоту. Широта есть любовь: она единая творит добро и соделывает то, чтобы не погибло сотворенное добро. Долгота состоит в мужестве и долготерпении. «Претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:22). Измерять же высоту креста значит устремлять мысль свою горе ко Господу Богу (Бл. Августин, Слово 7 о словах Апост.). Взирай, Ставрофила, например «на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр.12:2), Который, из любви в роду человеческому, имея пламенное желание исполнить волю Отца Своего небесного, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8).    Эти слова Ангела мало подействовали на Ставрофилу. Соскучившись трудиться, она свергла с себя крест и готовилась бежать.    Ангел же удерживая ее, сказал: «Горе вам, потерявшим терпение!» (Сир. 2:14). Почему Ставрофила, ты замышляешь бежать от креста, который недавно восприняла с ревностью и любовью? «Благое бывает без плода, если оставляется прежде конца жизни; и бесполезно бывает скорое шествие для того, кто, не достигнув цели пути, останавливается (Св. Григорий, кн.1 прав.)».    Стеная, говорила Ставрофила: «если бы я прежде знала, что так долго и без всякого отдыха должна нести крест; то никогда бы не взяла его на себя».    АНГЕЛ. А разве не ясно сказал Господь Иисус Христос: «если кто хочет идти за Мною, и возьми крест свой», на всяк день, «и следуй за Мною». Порожденным от Духа Святаго, сколько бы не продолжалась их жизнь, никогда не должно проводить время без креста. Но рассмотри, прошу тебя, что ты делаешь? Ты, отвергая один крест, непременно найдешь другой, и может быть еще тягчайший. Ты думаешь избегнуть того, чего не мог миновать никто из смертных. Кто из святых в мире был без креста и скорби? Сам Господь во все продолжение жизни Своей ни одного часа не проводи ль без страдания. Для чего же ты ищешь иного пути, кроме этого царственного пути — пути святого креста? Крест всегда готов и повсюду тебя ожидает: не избежишь его, куда бы ни бежала; ибо куда бы ты ни пошла, всюду понесет себя с собою, и везде себя самую найдешь. Вознесись горе, снизойди долу, обратись к тому, что вне тебя; углубись внутрь, везде найдешь крест. Везде должно иметь терпение, если хочешь получить вечный венец.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Затем пребывающее в разделе как могут назидать живущих в мире, или в случае нужды склоняя их к миру, или убеждая к исполнению других заповедей, если сами на себя навлекают худое подозрение тем, что не соединяются? Сверх сего слышим, что пишет апостол к Филиппийцам: «дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего (не делайте) по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе (только) каждый заботься, но каждый и о других» (Фил. 2:2 — 4). Какое же доказательство смиренномудрия больше того, что и настоятели братства подчиняются друг другу? Ибо, если они равны по духовным дарованиям, то для них лучше подвизаться вместе, как показал нам это сам Господь, послав апостолов «по два» (Мк. 6:7). И каждый из них, без сомнения, пожелает с радостью подчиниться другому, памятуя слово Господа, Который говорит: «унижающий себя возвысится» (Лук. 18:14). А если случится, что один ниже, а другой выше, то гораздо полезнее для немощного, если будет принят в сообщество более крепким. И не явное ли это преслушание апостольской заповеди, в которой говорится: «Не о себе (только) каждый заботься, но каждый и о других» (Флп.2:4) Ибо, как рассуждаю, при отдельном жительстве невозможно в этом успеть, когда каждое братство имеет попечение собственно только о принадлежащих к нему, чуждается же заботливости о других, что, как сказал я, очевидно противоречит апостольской заповеди. И из многократного в Деяниях свидетельства о святых, о которых пишется в одном месте: «уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян.4:32); и в другом: «Все же верующие были вместе и имели всё общее» (Деян.2:44), видно, что у них не было никакого разделения, никто не жил по своей воле, но все управляемы были, состоя под одним и тем же попечением и это соблюдалось при числе, доходившем до целых пяти тысяч, от чего, может быть, немало было и такого, что по человеческому расчету казалось препятствием к соединению. А если в каждом селении находящееся число братий гораздо меньше, то какая причина дозволит им разделяться между собою? О, если бы возможно было, чтобы не только собравшиеся вместе в одном селении жили всегда вкупе, но чтобы и многие братства в различных местах, под единым попечением людей, способных нелицеприятно и мудро устроять полезное для всех, назидаемы были в «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3)!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4083...

Здесь признаком учеников Своих Спаситель поставляет любовь деятельную; а отличием искренно любящих Его признает то, что имеет являться им Сам ( Мф.18:20 ; 1Кор.3:17 ). Точно также Церковь Христова никогда не думала, что она может остаться без избранных Божиих или без великих даров Искупителя. В ней во все века были святые: мученики, девственники, аскеты, преподобные, святители, праведные, блаженные. Но вместе с тем к Церкви Христовой принадлежат все православно-верующие, не только праведники, но и грешники. Так учил об этом Сам Спаситель, уподобляя Церковь Свою то вечери, в которой принимают участие и добрые и злые ( Мф.22:2,10 ); то полю, на котором, по воле хозяина, вместе растут до жатвы и пшеница и сорные травы ( Мф.13:24,30 ); то стаду, в котором находятся овцы и козлы ( Мф.25:33 ), то неводу, вверженному в море и извлекающему оттуда хорошие и худые рыбы ( Мф.13:47 ); то десяти девам, из коих пять были мудрые и пять неразумные ( Мф.25:1–13 ). С этой то целью Христос и установил в Церкви таинство покаяния, в котором грешники очищали бы себя от грехов ( Ин.20:22,23 ), и научил нас молиться к Отцу нашему небесному: «Прости нам долги наши» ( Мф.6:12 ) 2 . Так же учили и поступали святые апостолы. «Если говорим, – свидетельствует апостол Иоанн пред всею Христианскою Церковью, – что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ) 3 . И дальше тот же апостол продолжает: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» ( 1Ин.2:1 ). Апостол Иаков дает заповедь христианам: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.» ( Иак.5:16 ). Да и сами церкви апостольские не чужды были вообще недостатков некоторых отдельных членов, впадавших в прегрешения, как видно из писаний апостольских ( 1Кор.1:10,11, 4:18–21, 6:6 ; Фил.2:21, 3:18,19 ; 2Фес.3:6,11,12,14 ; 1Ин.1:8–10, 2:1 ). В частности, известно, что к церкви Коринфской принадлежал даже кровосмеситель, пока апостол не повелел отлучить его; это видно из упрека апостола Коринфянам: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Итак, из многочисленных мест св. Писания мы не только видим грубое заблуждение сектантов, отрицающих молитвенное почитание и призывание святых и Ангелов Божьих, но и крепко убеждаемся в том, что святые, как и Ангелы, живут на небе сознательной, разумной жизнью и, пребывая, вместе со святыми Ангелами, в Боге, как члены единой Церкви Христовой, как дети одной Божьей семьи, молятся о всех братьях, живущих на земле, хотящих наследовать спасение и прибегающих к их ходатайству; Господь же принимает молитвы «друзей» Своих и исполняет просьбы их, почему мы должны не только чтить и покланяться Ангелам и святым угодникам Божьим, но и обращаться к ним с молитвой о заступничестве во всех наших скорбях, болезнях, бедах и печалях, особенно прося их помощи в борьбе с нашими грехами. 2 Вопросы и ответы православного 1) Как после смерти живут на небе святые? 1) Они живут, как Ангелы, сознательной, разумной жизнью: окружают престол Божий, покланяются Богу, прославляют Его и поют Ему новую песнь, о чем читаем, напр., в книге Откровения: «И двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши полные фимиама, которые суть молитвы святых; и поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровью Своей искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени... И я видел и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев» (От. 5:8–14; 4:10–11). «И двадцать четыре старца, сидящие перед Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу» (От. 11:16–17). 2) Чем возвеличил Господь святых Своих? 2) Тем, что еще при жизни их на земле назвал их «друзьями» Своими: «веровал Авраам Богу, и сие вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божьим» ( Иак. 2:23 ; Исаии 41:8). И св. Апостолам Христос сказал: «Вы друзья мои» ( Иоан. 15:14 ). Святые при жизни на земле были «сослужителями» Ангелов Божьих (От. 19:10 и 20:9) и по смерти своей были уравнены Богом с Ангелами и наречены сынами Божьими: «они, говорит Христос о святых, равны Ангелам и суть сыны Божьи, будучи сынами воскресения» ( Лк. 20:36 ); им Господь дал власть судить при конце мира всю вселенную: «святые будут судить мир» ( 1Кор. 6:2 ; Мф. 19:28), потому что, как достигшие совершенства, святые суть «первенцы» Церкви, «написанные на небесах» «в книге жизни» ( Евр. 12:23 ; Фил. 4:3 ; От. 21:27).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но всякий верный знает, что согласно изречению Господа, «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф 7:13), а именно, наслаждающиеся удовольствиями, распутствами, богатством и убийствами, «тесны же врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф 7:14), а именно, любящие быть стеснёнными, гонимыми и страдать за Христа, посему возлюбим лучше гонение в мире этом, как Христос сказал, что «в мире этом будете иметь скорбь» (Ин 16:33), чтобы жизнью мы были [как] дети, а не удовольствиями и распущенностью стремились наслаждаться, чтобы не стали мы сынами погибели. Услышим же Господа, говорящего: «блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь, блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк 6:21), «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить» и прочее делать за Меня, и о этом «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5:11—12). Отныне должны мы радоваться, страдая, ибо так мы научены, поскольку не имеем мы здесь надежды. Если кто любит мир и то, что в мире, в том нет любви Отчей, как говорит Иоанн, который и призывает, говоря: «не любите мира, ни того, что в мире», ибо всё, что в мире, «проходит, и похоть его» (1Ин 2:15—17). Итак, кто из любящих придаёт большое значение распущенности нечестивых, и о богатстве их помышляет как о благе, тот есть сын погибели, ибо широкий путь ведёт в погибель, и, увы, есть наследник [её], ибо сказано: «горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете, горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк 6:25). Нам же не следует стремиться к миру сему, ибо мы не от мира, но «наше жительство — на небесах» (Фил 3:20), как сказал Павел. Поэтому надлежит нам стремиться к небесам, куда взошёл Христос, с которых и придёт Он [во второй раз], как мы уповаем; и мы, томившиеся по Нём от тех, кто здесь, и, насколько возможно, подражающие [Ему], тогда узрим Его со славою приходящего и возрадуемся, «и так всегда с Господом будем» (1Фес 4:17), как предвещает Павел. Итак, не будем удивляться, братия, в страдании, но лучше возрадуемся, страдая, имея в самих себе надежду спасения; ибо, чем если роскошествуем здесь, бояться, как бы не погрешили мы против Христа; лучше нам потерпеть, чтобы соцарствовать со Христом, как и Павел снова говорит: «если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2Тим 2:12) и после: Христос «претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр 12:2) и Сам «пострадал за нас, — как говорит Петр, — оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет 2:21), и [сказано также]: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19), как говорит Господь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таким образом, если кто-либо, презрев смирение Христа, Который ради нас, будучи Богом, «сделавшись подобным человекам, смирил Себя до смерти» (ср. Фил.2:6–8 ), вознесся и возгордился, то устремляется он к власти и мирскому благополучию и прилагает все усилия, чтобы преуспевать в искусствах, которыми оно достигается, даже если они противоречат вере и благочестию, не отвергает и не страшится их, только бы они приносили желаемое, и таким образом делает «злое пред очами Господа»; и когда достигает он вершины власти и больших высот гордыни, то низвергается оттуда и предается Хусарсафему, то есть князю, господствующему в воздухе (ср. Еф.2:2 ) – как в одно время фараон, и в другое – Хирам (ср. 3Цар.9:11 ), – ибо Бог смиряет того, кто чрезмерно возвысился, поражает и попирает его, пока не придет он в себя и не начнет искать Господа; ибо пока он пребывает в гордыне и самовозношении, он не знает Бога. 2 . Теперь посмотрим, что делают те, кто за грехи свои предается на муки и пребывает в них. Ибо написано: «Воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их, вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их» ( Пс.106:6:14 ). Но и каждый из нас, даже незначительный, даже очень незначительный, даже не имеющий никакого положения в миру, может недуговать гордыней; и нет ничего более мерзкого и нет никого отвратительнее, как сказано в Писании, «надменного нищего и лживого богача» ( Сир.25:4 ). Но иногда этот недуг гордости проникает не только в обычных нищих, но поражает также священников и левитов. Подчас и среди нас, призванных служить примером смирения и поставленных вокруг алтарей как своего рода зеркала, чтобы смотрелись в них, есть такие, от кого исходит смрад высокомерия, и от жертвенника Господа, который должен источать благоухание фимиама, истекает мерзкая вонь гордыни и самовозношения. Так умоляю, пусть этот отвратительный запах исторгнется от всесвятой Церкви, особенно от тех, кто совершает служение в святилище, дабы могли мы, по словам Павла, соделаться Христовым благоуханием Богу (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

3. Сыноположение и прославление.    От формально-психологических подраздений в человеке надо перейти к вопросу об его назначении, т. е. к тому, что непосредственно интересует мысль богословскую. Библейские слова об образе и подобии Божием, так последовательно развивавшиеся в святоотеческой письменности, внимания Апостола, как кажется, не привлекли к себе. Это не означает, что его учение отрицает божественное начало в человеке. Наоборот, в посланиях ап. Павла мы находим очень много мыслей об этом, и способность человека к богоуподоблению и к максимальному приближению к Божественному им прочувствована очень глубоко. Но все же тема об образе Божием им прямо не использована.    В самом деле: (Рим. VIII:29) «… быть подобным образу Сына Своего»; или (1 Кор. XV:49) «… как мы носим образ перстного, будем носить и образ небесного», или (2 Кор. III:18) «… преображаемся в тот же образ от славы в славу»; или, наконец (Кол. III:10) «… облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его», — не развивают в достаточной мере библейской темы об образе Божием в нас. Но, тем не менее, Апостол затрагивает исключительно важные проблемы.    Так, прежде всего, учение о том, что люди — храм Божий для обитания Духа Божия (1 Кор. III:16). Апостол настолько непосредственно переживает эту возможность обитания Духа Божия в себе и обладает сам таким автентичным мистическим познанием («восхищение в рай», «третье небо» и т. д.), что все касающееся внутреннего духовного приобщения Богу повествуется им по собственному переживанию. Его единение со Христом есть плод непосредственного мистического опыта. Если сопоставить такие, напр., признания Апостола, как «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. II:20), «любовь Христова объемлет нас» (2 Кор. V:14), «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. IV:13), «мы немощны в Нем, но будем живы со Христом силою Божиею в вас» (2 Кор. XIII:4), — то, очевидно, что как бы сама личность Христа вошла в Апостола и пользуется им, как своим орудием, и у ап. Павла всегда налицо эта вера в имманентность Христа в нем».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010