Открыл Бог Павлу всё Вечное Евангелие Своё, 9 которое Павел называет: Домостроительство ( Οκονομα ­ Икономия) 10 тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, Многоразличная премудрость Божия, Широта и долгота, и глубина и высота любви Божией, неисследимое богатство Христово, Тайна Евангелия, и Тайна Христова ( Еф. 3:2, 4:8–10, 18, 6:19 ; Кол. 1:26, 2:2, 4:3 ). Особым же образом божественный Павел подчёркивает это своё Евангелие в Послании к Тимофею, где, говоря о доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго, выделяет следующее: И беспрекословно – Великая благочестия Тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе ( 1Тим. 3:15–16 ). В приведённом кратком богодухновенном стихе содержится всё Евангелие апостола Павла и вся его философия по Христу ( Кол. 2:8 ), «философия по Богочеловеку». 11 А это Евангелие есть не что иное, как Сам Господь наш Иисус Христос как Богочеловек, и Его Тело и Дело – Его Воплощение и Вочеловечение, Крест и Воскресение и Пятидесятница; более кратко: Христос и Церковь Его. Центром и пемптуссией (квинтэссенцией) Евангелия Павла является эта воистину превеликая Тайна благочестия, тайна нашей христианской веры: Бог явился во плоти, или по Евангелисту Иоанну: Слово плоть бысть ( Ин. 1:14 ). 12 Это та великая и превосходящая разум тайна божественного Кеносиса (­ умаления, снисхождения), о котором говорит апостол Павел в своём послании к Филиппийцам: Он, будучи образом Божиим... уничижил ( κνωσεν) Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек ( Фил. 2:6–7 ). 13 Великая и потрясающая Тайна благочестия, которая, по слову святого Златоуста, исполнена неожиданности, заключается в том, что «Бог хотел стать человеком и согласился снизойти так низко, как человеческий ум вместить не может». 14 Из этой божественной Тайны вытекают остальные тайны нашей веры и спасения: «Ибо Бог стал человеком, человек богом... Вышний сошёл доле ради домостроительства (спасения), а этот дольний (человек) взошёл горе (на небо) из человеколюбия...

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как Иисус Христос может быть одновременно Богом и человеком? 5 мин., 18.07.2017 Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор  Сергей Худиев  в проекте  «Диалог с атеистами: православные аргументы» . В Новом Завете много раз говорится, что Иисус — человек! Как же он может быть Богом? Разумеется, Иисус — человек. Церковь твердо исповедует это и, в свое время, отвергла ереси, которые отрицали полноту человеческой природы Иисуса. Иисус — целиком и полностью человек, с человеческим телом и душой, во всем подобный нам, кроме греха. Церковь верит в то, что Господь наш Иисус Христос обладает двумя природами — Он одновременно и полностью Бог и полностью человек. Как мы уже говорили, Новый Завет свидетельствует о Боговоплощении: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…. И Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин 1:1-14). В Послании к Евреям также говорится о Сыне Божием, который прямо назван Богом «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века» (Евр 1:8). И о том, как он воспринял «плоть и кровь», то есть стал человеком ради спасения людей: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр 2:14). О том же событии говорит святой апостол Павел в Послании к Филиппийцам: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил 2:6-11).

http://foma.ru/kak-iisus-hristos-mozhet-...

Это – вторая причина радости Ангелов на небе при рождении Иисуса Христа. В искуплении рода человеческого Господь проявил все величие Своего благоволения и любви к людям; потому дело искупления всюду в Свящ. писании представляется делом сей любви, сего благоволения Божия к грешному человеку ( Ин.3:16 ; Еф.5:2 ; Откр.1:5 ). Божественными заслугами страданий и смерти Своей воплощенный Сын Божий избавляет людей от гнева Божия за грехи их, становится Главою человечества, Ходатаем и Примирителем их с Богом, братом их ( Евр.2:11–12 ), другом их ( Ин. 15:14–15 ) и ради Его всесильного ходатайства, ради Его Божественных заслуг, Отец небесный отверзает человекам и входы в царство небесное, кающихся из них и истинно верующих в Сына Его премлет в Свои отеческие объятия, и они перестают быть чадами гнева Его, но становятся чадами любви и благодати Его (Киев. Фил.). Лк.2:15 . И бысть, яко отидóша от них на нéбо áнгели, и человецы пáстырие реша дрýг ко дрýгу: прéйдем до Вифлеéма и видим глагóл сéй бывший, егóже Госпóдь сказá нáм. Лк.2:16 . И приидóша поспешшеся, и обретóша Мариáм же и Иóсифа, и младéнца лежáща во яслех. Лк.2:17 . Видевше же сказáша о глагóле глагóланнем им о отрочáти сéм. Лк.2:18 . И вси слышавшии дивишася о глагóланных от пáстырей к ним. (Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, чтó там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, чтó было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, чтó рассказывали им пастухи.) Речь пастырей или пастухов выражает прямое доверие словам Ангелов. Из этого ясно видно, что они были люди благочестивые, ожидавшие пришествия Мессии. (См. ст. 11–12). И поспешив пришли (приидоша поспешшеся) и пр. Из сего видно, что по крайней мере в это время, когда пастыри пришли на поклонение новорожденному Спасителю, на месте Его рождения были уже и другие, по всей вероятности родственники или ближние Иосифа и Марии, пришедшие помочь им в том, в чем могла быть полезна им человеческая помощь (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

6.1. Если хочешь узнать, как сражался Павел, который является не только «учителем язычников», но и своих воинов, послушай, что он пишет о себе, о чем мы уже упоминали выше: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:12 ). Вот почему он приготовляет духовное оружие и невидимые стрелы для воинов, ведущих невидимую духовную брань, и говорит: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, возьмите шлем спасения и щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» (ср. Еф.6:14,16:17 ), «и возьмите меч духовный, который есть Слово Божие» ( Еф.6:17 ). 6.2. Итак, когда вооружишься этим оружием и последуешь за воеводой Иисусом, не убоишься ты этих «гигантов»; ибо увидишь, как Иисус подчинит их тебе; и как отцы наступали на шею народам, так и ты будешь наступать на шею демонов. Ибо Сам Он говорит тем, кто верит Ему и следует за Ним: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк.10:19 ). Ведь Иисус всегда хочет творить чудеса, хочет, чтобы «саранча» повергала «гигантов» и одолевала «злобу поднебесную» земными средствами. И, возможно, именно это имел Он в виду, когда говорил в Евангелиях, что верующий в Него не только сотворит дела, которые Он творит, но «и больше сих сотворит» ( Ин.14:12 ). Ибо поистине мне кажется большим, когда человек, пребывая во плоти, слабый и склонный к падению, вооруженный лишь верой во Христа и Его словом, одолевает гигантов и легион (ср. Мк.5:9 ) демонов. И хотя одерживает победу в нас Христос, тем не менее, Он считает «большим», когда Он побеждает через нас, нежели когда Он побеждает Сам. 6.3. Довольно нам того, что у нас всегда есть это оружие и что «наше жительство» всегда «на небесах» (ср. Фил.3:20 ). Так пусть же каждое наше устремление, каждый поступок, каждая мысль, каждое слово будут небесными. И чем упорней мы восходим на небо, тем стремительней демоны будут низвергаться оттуда; и чем усердней мы будем, тем ниже они будут низринуты.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   «Да будет Имя Бога нашего благословенно отныне и до века».    Последовательность откровения о Боге, представленная в Священном Писании, в значительной мере совпадает с процессом нашего личного прогресса — возрастаем мы в познании подобно праотцам и отцам нашим: сначала люди схватывают понятие о Высшем Существе. Затем все новые и новые атрибуты Его становятся познаваемыми для человеческого духа; и так приходит час страшного синайского «АЗ ЕСМЬ» (Быт. 22:14). В последующие века углубляется опыт и разумение, хотя и не достигает еще совершенства, доколе не придет Ожидаемый.    Тот, Кто превыше всякого Имени в своей Сущности, раскрывается сотворенным «по образу» разумным существам во множестве имен: Вечный, Всеведущий, Всемогущий, Вседержитель; Свет, Жизнь, Красота, Мудрость, Благость, Истина, Любовь, Праведный, Спасающий, Святый, Освящение и другие. В каждом из них и чрез каждое из них мы испытываем прикосновение к нам Единого Бога, и в силу Его неделимости мы имеем Его всего. Так достойно мыслить, но вместе с тем ни одно из них не дает нам полноты постижения, «как Он есть». Его Бытие в своей сущности превосходит все Имена. И все же Он продолжает открываться в Именах.    Двадцать веков тому назад по нашему счислению пришел Он, ТОТ, Кого ожидали народы, Логос Отца. Надмирный в Своей Сущности Творец нашего естества — воспринял «образ раба, сделавшись подобным (нам) человекам, и по виду став, как человек» (Фил. 2:7). Безначальное Слово Отца «стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1:14). Вечный проявил Себя во времени. Откровение принесло нам новое Имя: ИИСУС, Спаситель, или БОГ-СПАСИТЕЛЬ. Великий Свет вошел в жизнь мира. Наступила новая эпоха. Священною была история от Адама до Моисея; священна она с момента синайского богоявления; тем более священна с момента пришествия Христа.    Были и ранее того идеи о Боге-Спасителе, но с иным содержанием, в ином измерении, с несравненно меньшей конкретностью. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А может быть, – откроется и другое какое-нибудь знамение в конце времен, которое даст случай к обращению Иудеев и язычников. Далее Пророк, описывая состояние обратившихся Иудеев, говорит, 1) что между обратившимися к Иисусу Христу истребится всякая зависть и будет истинное братолюбие (ст. 13); 2) соединившись с Христианами из язычников, они со всею ревностью станут защищать царство Иисуса Христа против врагов его, покорять их Иисусу Христу и Церкви Его (ст. 14). Ст. 13. И прекратится зависть Ефрема, и враждуещие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснят Ефрема. 10 колен Израилевых со времени отделения от двух колен Иудиных постоянно находились во вражде. Предсказываемое здесь согласие Иуды и Ефрема должно относить к Израильтянам, обращенным к вере Христовой, которая уничтожает всякое внешнее, плотское преимущество ( Фил.3,4 и сл.) и различие не только между Иудеями и Израильтянами, но и между Иудеями и язычниками ( Гал.3:28; 5:6 ), законом любви соединяет всех в одно в Иисусе Христе, как члены одного тела с главою. Ст. 14. И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей востока (т. е. Арабов, Измаилтян, Сириян); на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им. Эти победы обратившихся Иудеев над иноплеменниками суть те быстрые и необыкновенные успехи, какие имели Апостолы в обращении их к вере в Иисуса Христа; вероятно, то же будет при обращении язычников к Иисусу Христу и в конце времен. Третье знаменитое происшествие: разрушение или умаление двух, враждебных иудеям, царств, Египетского и Ассирийского, для отвращения препятствий к собранию рассеянного народа Божия в царство Христово. Ст. 15. И изсушит Господь залив моря Египетскаго, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходит ее. Ст. 16. Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской. Здесь Пророк показывает, что около того времени, когда Бог царство Своего Сына оснует в мире, два враждебные царства – Египетское и Ассирийское, которые могли бы препятствовать этому делу Божию, будут разрушены, или умалены, и доведены до такого состояния, что не в силах будут воспрепятствовать успехам призвания Иудеев и язычников. Под языком, т. е. заливом моря Египетского, разумеется Нил, который, впадая в море, как в жерло, представляет подобие языка (См. под. 19:5; Иез.29:3 сл.). Поразить проклятием значит с проклятием предать на погибель, разрушить, истребить. Под рекою разумеется Евфрат (См. под. 8, 7. Иер.51:36 ). Разсечь реку на 7 потоков значит иссушить ее совершенно. А по отношению к Ассирийскому царству значит разделить его на части, ослабить, уменьшить силы его и разрушить. Под сильным дыханием, или ветром, разумеется суд Божий, который совершился над Ассириею особенно чрез Римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Архив Пн РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 6 января 2023 г. 08:00 Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Ныне, когда Церковь Небесная и земная в соборном единстве прославляет Бога Воплотившегося, сердечно поздравляю всех вас с великим и светозарным праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сегодня мы вновь обращаем наши мысленные взоры к событиям, произошедшим более двух тысяч лет назад в Вифлееме. Мы взираем на кроткого Младенца, лежащего в яслях в окружении Пречистой Матери, праведного Иосифа и пастухов, которым первым была сообщена весть о пришествии на землю Спасителя, и вторим Бесплотным Силам, прославляющим Вышнего Творца, чрез Единородного Сына Своего даровавшего мир и благоволение людям. Святитель Григорий Богослов, раскрывая суть сего праздника, свидетельствовал: торжество наше — о пришествии Бога к человеку, чтобы нам возвратиться к Богу (Слово 38). Ныне воистину приблизилось к нам Царствие Небесное (Мф. 3:2): во исполнение древних пророчеств пришел на землю долгожданный Примиритель (Быт. 49:10), Младенец родился нам — Сын дан нам; и имя Ему: Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9:6). «Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27), — обращается к нам Христос. Чтó же это за мир, который подарил человеку Господь и который воспели ангелы в момент рождения Спасителя? Разве стало с тех пор на земле меньше вражды или конфликтов? Мы отовсюду слышим «мир, мир!», а мира все нет , по слову пророка (Иер. 8:11). Но истинный мир Божий , который снизошел на землю с Рождеством Христовым, превыше всякого ума (Фил. 4:7). Он не зависит от внешних обстоятельств и неподвластен скорбям и лишениям временной жизни. Этот необоримый внутренний мир заключен в Самом Боге, Который, став человеком, во всем подобным нам, кроме греха, уже не просто действует в нашей истории, но зримо в ней присутствует. Ныне Слово стало плотью и обитает с нами, полное благодати и истины (Ин. 1:14). Господь близко, мои дорогие, — не будем никогда забывать об этом и не будем унывать! В Нем — наша сила, наша крепкая надежда и духовное утешение во всех обстоятельствах жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5987898.ht...

в трудах, в бдениях и постах» ( 2Кор. 6:4–5 ). О пророках и учителях Антиохийской церкви читаем, что они, «служили Господу и постились», а когда, по повелению Св. Духа, они отделили для проповеди Варнаву и Савла, то, «совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13:1–3 ). Апостол Павел говорит мужьям и женам: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1Кор. 7:5 ). Все христиане должны соблюдать посты, ибо постившийся «Христос оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ); и св. Апостол, пребывавший в посте учит: «Подражайте Богу» ( Еф. 5:1 ); «подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ); «смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» ( Фил. 3:17 ). Отвергающие посты подражают, следовательно, не Христу и св. Апостолам, а диаволу, который искушал Христа, предлагая Ему пищу, когда Он постился в пустыне (Мф. 4:1–4). 5) Делали ли угодники Божьи и св. Апостолы различие в пище постной и скоромной? 5) Хотя слово Божье учит нас, что всякая пища сама по себе чиста и позволительна, что «нет ничего в самом себе нечистого» ( Рим. 14:14 ), но в дни поста Церковь разрешает есть только постную, растительную пищу, запрещая употреблять мясо и другие продукты животных. Пример и указание на такое различие в пище мы находим в самом же Св. Писании. Так, напр., пророк Даниил говорит о себе: «в эти дни (дни откровения; я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в уста мои» ( Дан. 10:2–3 ). Назореи, отдавшие себя на служение Богу, не должны были всю жизнь свою пить вина и всякого крепкого напитка ( Чис. 6:1–14 ); и сам ап. Павел говорит: «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1Кор. 8:13 ; Рим. 14:21 ). Даже хлеб Господь повелел Евреям не всегда есть один и тот же: в обычное время они могли есть хлеб квасный, а в дни Пасхи, в память выхода их из Египта, они должны были, под угрозой смерти, есть только пресный хлеб с горькими травами ( Исх. 12:8,15; 23:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Да будет Имя Бога нашего благословенно отныне и до века». Последовательность откровения о Боге, представленная в Священном Писании, в значительной мере совпадает с процессом нашего личного прогресса — возрастаем мы в познании подобно праотцам и отцам нашим: сначала люди схватывают понятие о Высшем Существе. Затем все новые и новые атрибуты Его становятся познаваемыми для человеческого духа; и так приходит час страшного синайского «АЗ ЕСМЬ» (Быт. 22:14). В последующие века углубляется опыт и разумение, хотя и не достигает еще совершенства, доколе не придет Ожидаемый. Тот, Кто превыше всякого Имени в своей Сущности, раскрывается сотворенным «по образу» разумным существам во множестве имен: Вечный, Всеведущий, Всемогущий, Вседержитель; Свет, Жизнь, Красота, Мудрость, Благость, Истина, Любовь, Праведный, Спасающий, Святый, Освящение и другие. В каждом из них и чрез каждое из них мы испытываем прикосновение к нам Единого Бога, и в силу Его неделимости мы имеем Его всего. Так достойно мыслить, но вместе с тем ни одно из них не дает нам полноты постижения, «как Он есть». Его Бытие в своей сущности превосходит все Имена. И все же Он продолжает открываться в Именах. Двадцать веков тому назад по нашему счислению пришел Он, ТОТ, Кого ожидали народы, Логос Отца. Надмирный в Своей Сущности Творец нашего естества — воспринял «образ раба, сделавшись подобным (нам) человекам, и по виду став, как человек» (Фил. 2:7). Безначальное Слово Отца «стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1:14). Вечный проявил Себя во времени. Откровение принесло нам новое Имя: ИИСУС, Спаситель, или БОГ-СПАСИТЕЛЬ. Великий Свет вошел в жизнь мира. Наступила новая эпоха. Священною была история от Адама до Моисея; священна она с момента синайского богоявления; тем более священна с момента пришествия Христа. Были и ранее того идеи о Боге-Спасителе, но с иным содержанием, в ином измерении, с несравненно меньшей конкретностью. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3174...

Мы должны подражать Спасителю, но молиться горячо и благоговейно человек может лишь тогда, когда будет иметь перед глазами смиренную кроткую жизнь Христову. Без истинного смирения все молитвы напрасны. Спаситель и здесь должен служить примером. Он учил людей смирению не одними словами, но и делом, смирив Себя даже до крестной смерти (Фил. 2, 3), почему и мог сказать: " Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем " (Мф. 11, 29). Умыв ноги своим ученикам (Ин. 13, 4-5, 12-16), Спаситель хотел своим примером насадить в нас добродетель смирения. Истинное смирение делает то, что душа видит прежде всего собственную свою нищету и ничтожество. Любовь, соединенная со смирением, всегда судит и осуждает сначала себя, а потом других. Видя пороки, недостатки, ошибки ближнего, она обращается сама к себе и самое себя оплакивает, ибо в падении ближнего она видит свое собственное бедственное состояние. О погрешностях ближнего любовь милосердствует (Гал. 6,1) ( " Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая за собою, чтобы не быть искушенным " (Гал. 6, 1). - Прим. ред.), почему мы с терпением, смирением и кротостию должны помогать ему, [прощать] слабости и бремя [его] носить. Для того, чтобы молитва наша была услышана, необходимо, чтобы мы искренно, от всей души простили нанесенные нам людьми обиды, оскорбления и сделанное нам зло, чтобы в нашем сердце, в тайниках его не оставалось скрытых озлобления и недоброжелательства к этим людям. Господь обусловливает исполнение нашей молитвы проявлением на деле нашего смирения и любви к людям, что должно выражаться именно в прощении нанесенных ими обид. " И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших " (Мф. 6, 14-15) ( " Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших " (Мф. 6, 14-15). - Прим. ред.), - говорит прямо и категорически Господь наш Иисус Христос.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/442/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010