В этих словах Апостол открывает совет Божий, решивший примирить чрез Христа все, что на небе и на земле. Это значит, что без Христа земное было враждебно небесному. И действительно, грехом человек поставлен был в несогласие со всем небесным и земным. Искупитель смыл человека своею кровью; и то, что возмущало против человека и землю, более не существует, если только свобода снова не осуществляет греха: мир восстановлен чрез Него и для Него; иначе: чрез Него и под Ним соединено и небесное и земное во едино общество, дабы все в Нем служило Богу. Объясняя свои слова, Апостол говорит: «Вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства; и к ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр.12:22, 23–24 ); и, называя Ангелов служителями спасения человеческого ( Евр.1:14 ), об отношении их к Христу пишет: да бо имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних ( Фил.2:10 ). Так, по учению Апостолов, беспредельно велико дело Иисуса Христа, – дело искупления мира! В-пятых, наконец, Апостолы изобразили и царское достоинство Иисуса Христа. Апостол Павел пишет об Иисусе Христе, вознесшемся на небо, что Он получил не только имя, которое выше всякого имени ( Фил.2:9 ; Евр.1:4 ), но и всю власть на небе и на земле( Еф.1:22 ), так что покоряет Себе все ( Флп.3:21 ; 1Кор.15:27 ). Св. Иоанн Богослов говорит, что Он имеет знак царской власти – ключ Давидов ( Ис.22:20–21 ; Откр.3:7 ), которым если отворит дверь, то ее уже никто не затворит ( Откр.3:8 ), т. е. подает помощь, никем несокрушимую; называет Его Царем царей и Господом господ, сильным, чтобы побеждать врагов ( Откр.17:14, 19:15–16 ). Другие Апостолы, изображая царское звание Иисуса Христа языком иносказательным, называют Иисуса Христа пастырем ( Евр.13:20 ; 1Пет.2:25, 5:4 ) и главою ( Еф.5:23, 1:22 ; Кол.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Приводят в возражение: «как может Сын быть подобен Отцу, или быть от Отчей сущности, когда написано: Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Иоан.5:26). Говорят: у дающего есть превосходство перед приемлющим; и еще: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты меня оставил? (Мат. 27:46); и еще: Бог Отец воскресил Его из мертвых (Гал.1:1). Как же, говорят, воскрешенный из мертвых может быть подобен Воскресившему Его, или единосущен с Ним?» 2) Из многих возражений предложили мы эти немногие, чтобы, по разрешении их, без труда было можно разуметь и прочие. Поэтому обязаны мы, по возможности, объяснить силу их. Если Павел говорит, что Отец воскресил Сына Своего из мертвых; то Иоанн повествует: Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и я в три для воздвигну его. А он говорил о храме тела Своего (Иоан.2:19, 21). Из этого для внимательных следует, что, поскольку воскрешено тело, то у Павла говорится, что воскрешен из мертвых Сын, потому что относящееся к Его телу говорится о Его лице. Посему таким же образом, когда говорится, что Отец дал жизнь Сыну, разуметь должно жизнь, даруемую плоти. Ибо если Сын есть жизнь, то для чего жизни принимать жизнь? И если Он сам дает обетование, говоря: Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек (Иоан.10:27,28)… И если говорит: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? то говорит это от нашего лица; потому что Он принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной, и проч. (Фил. 2:7,8); и как говорит Исаия: Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис.53:4). Поэтому, не о Себе болезнует, но о нас; не сам Он оставлен Богом, но оставлены мы, и ради нас оставленных пришел Он в мир. И когда Апостол говорит: Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Фил.2:9); говорит это о храме, т. е. теле Его. 3) Ибо не Вышний возносится, возносится же плоть Вышнего, и плоти Вышнего дал имя выше всякого имени. Не Божие Слово по благодати приняло то, чтобы именоваться Богом; но плоть Его вместе с Ним наименована Богом. Не сказано: Слово стало Богом, но: Слово было Бог (Иоан.1:1), то есть, всегда был Бог–Слово, и Сей самый Бог соделался плотию, чтобы плоть его соделалась Богом–Словом; и как Фома, осязав плоть Его воскликнул: Господь мой и Бог мой! (Иоан.20:28)…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Перешло ли благословение Авраама на нас? Включающий материальное благосостояние в новозаветние благословения не понял сути Евангелия. Действительно, земной народ Божий имел обетования в отношении их наследия – земли Ханаанской. Финансовое благосостояние, здоровье, долголетие, многодетность и победа над врагами – все это были знаки благословения. В то же время бедность, неурожай, бездетность и так дальше рассматривались как суды Божии. В противоположность этому новозаветная Церковь обладает в первую очередь духовными, небесными благословениями. Наше богатство состоит в личности Иисуса Христа: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословившей нас во Христе всяким духовным благословением в небесах...» ( Еф.1:3 ). Конечно, кроме того Бог обещал нам и то, что позаботится Сам и о пищи, и о одежде, обо всем, в чем мы нуждаемся в нашей повседневной жизни, если мы прежде всего будем стремиться к Царствию Божию и к Праведности Его... ( Лук.12:31 ). Также и в Послании к Ефесянам 6:1–2 цитируется заповедь о почитании отца и матери, которая связана с обетованием долголетия и блага. Однако «благо» и «благосостояние» это не одно и то же. В Ветхом Завете Бог призывал народ Израиля устремлять свои взоры на страну обетованную и позже взять ее практически во владение свое. В Новом Завете Бог призывает нас отвратить свой взор от вещей земных и устремить его на наш небесный удел в наследстве: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге...» ( Кол.3:1–2 ). Все то, что перед обращением ко Христу Павел ценил как признак «преимущества» и «блага», теперь он ради Христа считает потерей: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа...» ( Фил.3:7–8 ). Думающие о земном для Павла были «врагами креста» ( Фил.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

Гомилии на Книгу Иисуса Навина Скачать epub pdf Гомилия I 1 . «Бог дал имя выше всякого имени» ( Фил.2:9 ) Господу нашему Иисусу Христу. Ибо Иисус – имя, которое «выше всякого имени». Так как это «имя выше всякого имени, пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Фил.2:9–10 ). И так как это «имя выше всякого имени», многие поколения им никого не нарекали. Моисей написал книгу Бытия, где мы читаем об Аврааме и о порожденных им, среди которых было много праведников, однако никто из них не удостоился именоваться Иисусом. Не назывался Иисусом ни Авель, ни тот, кто «начал призывать имя Господа Бога» ( Быт.4:26 ); ни тот, кто «ходил перед Богом» и взят был Им и чьего мертвого тела не нашли (ср. Быт.5:22:24 ); ни Ной – единственный «человек праведный и непорочный в роде своем» ( Быт.6:9 ); ни сам Авраам, получивший обетование завета (ср. Быт.17:2–14 ); ни рожденный от него Исаак; ни Иаков, поставивший подножку своему брату, ни один из его сынов. Моисей был «верен во всем доме» Божьем (ср. Чис.12:17 ; Евр.3:2 ), но даже его не назвали Иисусом. Первый раз имя Иисус я нахожу в книге Исход, и мне хотелось бы внимательнее рассмотреть, когда оно было дано впервые. Сказано: «Пришел Амалик и воевал с Израилем в Рафидине. Моисей сказал Иисусу» ( Исх.17:8–9 ). Это первое упоминание имени Иисус. «Моисей сказал Иисусу: выбери себе мужей сильных из сынов Израилевых, и пойди, сразись с Амаликом завтра» ( Исх.17:9 ). Моисей признает, что не может вести войско, признает, что не может собрать его, хотя вывел народ «из земли Египетской» ( Исх.32:1 ). И потому, как сказано, он призывает Иисуса и говорит: «Выбери себе мужей сильных из сынов Израилевых и пойди». Посмотри, кому он поручает вести войну с Амаликом. Так мы впервые встречаем имя Иисус, когда видим носящего его во главе войска; не как того, с кем Моисей разделяет свое главенство, но кому он уступает старшинство. Моисей не может выбрать мужей сильных. Он говорит: «Выбери себе мужей сильных из сынов Израилевых». И поэтому когда я впервые встретил имя Иисус, то сразу увидел в этом символ тайны; воистину Иисус ведет войско.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом (1 Кор 12:12). Она — община чад Божиих, “род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел некогда не народ, а ныне народ Божий” (1 Пет 2:9–10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего (Евр 13:14). Духовная родина всех христиан — не земной, но “вышний” Иерусалим (Гал 4:26). Евангелие Христово проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян 2:3–11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, но дабы “пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца” (Фил 2:10–11). II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви, Господь Иисус Христос, не имел земного пристанища (Мф 8:20) и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный характер: “Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу” (Ин 4:21). Он, впрочем, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой, Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: “Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев” (Ин 4:22). Иисус был лояльным подданным Римской империи и платил налоги в пользу кесаря (Мф 22:16–21). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он — “Еврей от Евреев” (Фил 3:5), а по гражданству — римлянин (Деян 22:25–29).

http://pravmir.ru/osnovyi-sotsialnoy-kon...

Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом (1 Кор. 12. 12). Она — община чад Божиих, «род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел… некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2. 9-10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» (Евр. 13. 14). Духовная родина всех христиан — не земной, но «вышний» Иерусалим (Гал. 4. 26). Евангелие Христово проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян. 2. 3-11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, но дабы «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2. 10-11). II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь, будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель Церкви, Господь Иисус Христос, не имел земного пристанища (Мф. 8. 20) и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный характер: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4. 21). Он, впрочем, отождествлял Себя с народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой, Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4. 22). Иисус был лояльным подданным Римской империи и платил налоги в пользу кесаря (Мф. 22. 16-21). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он — «Еврей от Евреев» (Фил. 3. 5), а по гражданству — римлянин (Деян. 22. 25-29).

http://patriarchia.ru/db/text/419128.htm...

Поэтому всего естественнее в словах «под землею» видеть указание на те разряды Божественных созданий, которые имеют место своего обитания ниже земной поверхности. Аналогии этому выражению нужно искать не где-либо в другом месте свящ. Писания, а ближе всего в Исход. 20:4 и Пс. 148:7 , или же в Фил. 2:10 , где идет перечисление разрядов Божественных созданий, которые все призваны к прославлению Бога. Таким образом, мысль 13 ст. будет следующая. Когда Перед престолом Всевышнего предстал закланный Агнец для того, чтобы раскрыть книгу откровения о будущем, тогда не только ближайшие к престолу четыре животных, не только избранные из прославленных людей 24 старца, не только высшие бесплотные ангелы, но и вообще все Божественные создания, находящиеся и на небе, и на земле, и под землею, и под водами, и на водах, – одни за другими и все вместе воздают славословие и Богу и Агнцу. Они предугадывают, что вместе с раскрытием книги будет возвещено о времени наступления новой жизни для всего мира, когда и сама тварь освобождена будет от работы тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим. 8:21 ), и поэтому они воздают Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и славу, и честь, и державу (1:6; 4:9; 5:12). Это славословие, как выражение сознания всем миром важности готовящегося события, было великою минутою в деле Божественного мироправления, и потому-то, как видел и слышал Иоанн, – четыре животных произнесли знаменательное «аминь» ( Пс. 40:14 ; Втор. 27:15–26 ), а старцы пали и поклонились Живущему во веки веков, т.е. вечному Богу, действующему в сотворенном Им мире (ср. 4:9–10). Так окончилось это видение, – видение, в котором для христиан открыты великие истины о бесконечном величии Господа Бога, почивающего среди ангелов и святых, и о Его свойствах Творца и Вседержителя; открыты и истины основания и устройства веры в Иисуса Христа, надежды на Него и любви к Нему. Как к Агнцу, перед Которым за Его дело искупления поклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних 342 ( Фил. 2:10 ). Видение первых четырех печатей (6:1–8)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Рубрики Коллекции НА САМОМ ДЕЛЕ. Послушание Христа 2 мин., 01.08.2009 Поделиться В Священном Писании Господь говорит о Себе как о смиренном исполнителе воли Отца, говорит: «Отец мой более Меня». Так почему же Церковь настаивает на Его равенстве с Отцом? Сын действительно по природе равен Отцу, и упомянутые слова Евангелия относятся к Его личному смирению, а не к какой-то «низшести» по природе. Рассмотрим, например, часто упоминаемый стих: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог (1 Кор 11:3). Муж является главой жены, и она должна оказывать ему смиренное послушание. Значит ли это, что жена — существо низшее по природе по отношению к мужу? Ничего подобного, она такой же человек, сотворенное существо, сонаследница благодатной жизни. Ее послушание — не свидетельство «низшести», но проявление любви и смирения. В другом месте Апостол говорит: Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Фил 2:3). Христианин должен почитать брата большим, чем он сам. Исповедует ли он себя при этом каким-то «недочеловеком»? Нет, конечно. Он должен поступать так «по смиренномудрию», а не потому, что он низший по природе. Так, послушание, признание другого высшим себя вполне может быть проявлением любви и смирения со стороны равного. Именно таково послушание Иисуса — это послушание не того, кто ниже по природе, а того, кто в совершенной любви и смирении ищет прославить не Себя, а Отца, это проявление не более низкого статуса, а морального совершенства Его личности. Сын Божий, равный Отцу и совечный Ему, добровольно «уничижил Себя Самого»: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил 2:7-8). Священное Писание — и когда оно говорит о божестве Иисуса, и когда оно говорит о Его смиренном послушании — описывает одну и ту же реальность: Сын Божий, совечный Отцу и равный Ему, добровольно уничижил Себя Самого и смиренно исполнил волю Отца, до смерти, и смерти Крестной, чтобы искупить нашу гордыню и наш мятеж. На заставке фрагмент фото:  flickr.com/Art4TheGlryOfGod by Sharon Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также ЧУЖОЙ КРЕСТИК 29.01.2011 31.01.2010 02.10.2009 01.09.2009 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/na-samom-dele-poslushanie...

«Жертва Исаака низводит обильнейшие благословения Божии на все потомство Авраамово, жертва Иисуса Христа привлекает бесчисленные благословения на всю Церковь, весь человеческий род и весь мир», — отмечает святитель Филарет Московский. В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Завета? Жертвоприношение Исаака, духовный смысл которого раскрывается в Евангелии, — это история о крайней степени доверия человека Богу и безграничной любви Бога к человеку. В Новом Завете Бог Отец пожертвовал своим Сыном из любви к человечеству. А Иисус Христос, соединивший в себе две природы, Божественную и человеческую, и ставший во всем подобным нам, кроме греха, явил Своей жизнью образец покорности воле Божией, с мирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил 2:8). Он — тот идеал, который призван воплотить в себе каждый из нас, как писал о том апостол Павел: в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил 2:5) Бог потребовал от Авраама принести в жертву его сына Исаака — самое дорогое, что у него было. От нас тоже требуется жертва. И немалая. По слову апостола, мы должны предоставить тела в жертву живую, святую и благоугодную Богу (Рим 12:1), то есть вручить Богу самих себя, свою жизнь, свои ежедневные дела и поступки, осознанно сказать «да будет воля Твоя и на земле, как на Небе». А это невозможно без веры Богу, доверия Ему, готовности принимать все, что Он посылает нам на жизненном пути. Такой верой обладал Авраам, подводя своего сына к жертвеннику. Он верил, что от Бога не может исходить ничего плохого. Так и произошло. Сложное испытание, которому он подвергся, принесло ему благословение Божие, а человечеству — спасение в Иисусе Христе. Хотите получать письма с сюрпризом каждый день Рождественского поста?  Подпишитесь на ежедневную email-paccылky нашего Рождественского онлайн-календаря! Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/bog-reshil-ispytat-veru-a...

Таким образом, ни вера, ни дела сами собой еще не спасают нас, они дают нам только доступ к спасающей благодати, дают нам только право на получение ее: «Итак, говорит св. Апостол, оправдавшись верой (то есть – через веру), мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верой и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждой славы Божьей» ( Рим. 5:1–2 ). Следовательно, для всякого ясно, что слова ап. Павла: «воскресил», «посадил на небесах», «спасены через веру» относятся к прошлой, а не к будущей нашей жизни, – что их нужно понимать в том смысле, что Господь воскресил наши души от греховной смерти в бане возрождения, т. е. крещения, ибо мы и все умершие телами еще не воскресали ( 1Кор. 15:22–23 ), что Господь только отверз нам небо, ибо мы еще не сидим на небесах, а лишь «ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр. 3:13 ); мы еще не спасены окончательно для получения вечной жизни, а только стремимся к ней ( Фил. 3:12–14 ) и получим ее при том непременном условии «если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» ( Евр. 13:14 ), почему св. Апостол и говорит: «со страхом и трепетом совершайте (значит, оно еще не совершилось) свое спасение» ( Фил. 2:12 ), «зная, поясняет он в том же послании к Ефесянам, что каждый получит (следовательно, еще не получил) от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли или свободный» (6:8). Что искупленные Христом и верующие в Него еще не получили вечной жизни, а что их спасение зависит от сохранения веры и от совершения добрых дел, это видно из тех мест св. Писания, где говорится, что живущие на земле еще не спасены окончательно для вечной жизни, что они только искуплены, а спасение их ждет, как награда за веру и добрую жизнь. Так, напр., ап. Павел называет себя и христиан не спасенными уже, а пока лишь спасаемыми: «Слово о кресте, говорит он, для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых сила Божья» ( 1Кор. 1:18 ). «И, если праведник, говорит ап. Петр, едва спасается, то нечестивый и грешный где явится»? ( 1Петр. 4:18 ; См.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010