3. Итак, пророк просит Его придти в качестве врача, в качестве земледельца вновь устроить виноградник, уничтожить мы­сленного червя, и отсечь излишние разросшиеся ветви, благодаря которым он не в состоянии приносить плодов. Но ради какого виноградника? Не того, говорит, ограду которого Он разорил и который предал врагу, а ради ветви владычней, имеющей про­изойти от него. Вот почему, сказав: «посети виноград сей», про­рок прибавил: «...на Сына человеческо го, Которого Ты укрепил Себе», т.е. ради Сына, имеющего родиться из иудейского виноградника, " Которого Ты укрепил Себе», посети его. И подлинно, пришествие Единородного было посещением народа иудейского, если бы иудеи приняли его. По­тому-то и Иоанн говорил: «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ), равно и сам Господь: Я не пришел, «только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.15:24 ). «Он пожжен огнем и взрыт. От гнева лица Твоего (все) погибнут " ( Пс.79:17 ). Так как пророк уподобил на­род иудейский винограднику, то по необходимости разделяет речь, го­воря то об образе, то о тех, к кому он приложил этот образ. Итак, пожжен огнем виноградник иудейский, т.е. синагога. Об этом же говорил и Христос: «огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк.12:49 ). А огонь низвержен, и раскопан виноградник для того, чтобы, по раскопании его, открылось сокрытое в нем основание, о котором Исаия говорил: «вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис.28:16 ). И Давид говорил: «припомни, Господи, сынам Едомски м, в день Иерусалима» ( Пс.136:7 ), т.е. язычни­ков, говоривших: «опусто шайте, опусто шайте его до основания» (там же). Принадле­жащее иудеям до тех пор раскапывается язычниками, т.е. тщательно исследуется, испытывается, пока они не откроют основания, которое те скрывают. В силу этого последние погибнут от прещения лица Божия, разумей – Христа, потому что Он порицал их за то, что, имея ключи знания, они сами не входят, и желающим войти препят­ствуют ( Лк.11:52 ). " Да будет же рука Твоя над мужем десницы Твоей и над Сыном Человеческим, Которого Ты укрепил Себе. И мы не отступим от Тебя: оживи нас, и мы будем призывать имя Твое!» ( Пс.79:18–19 ). Мужем десницы называется Христос: мужем – по человечеству, десницы Его – во-первых потому, что Он вместе с плотью сидит как бы в деснице Отца, а затем и потому, что Он устроил всю тварь. Его же называет пророк и Сыном Чело­веческим точно также по причине плоти. Но чтобы ты считал всего Его единосущным Отцу по божеству, говорит: «Которого Ты укрепил Себе»: укрепил его, поскольку Сам родил Его, укрепил Себе, по­скольку родил Его равномощным и по всему Себе подобным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

12:49). А огонь низвержен, и раскопан виноградник для того, чтобы, по раскопании его, открылось сокрытое в нем основание, о котором Исаия говорил: « вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится » (Ис. 28:16). И Давид говорил: « припомни, Господи, сынам Едомским, в день Иерусалима » (Пс. 136:7), т. е. язычников, говоривших: « опустошайте, опустошайте его до основания » (там же). Принадлежащее иудеям до тех пор раскапывается язычниками, т. е. тщательно исследуется, испытывается, пока они не откроют основания, которое те скрывают. В силу этого последние погибнут от прещения лица Божия, разумей — Христа, потому что Он порицал их за то, что, имея ключи знания, они сами не входят, и желающим войти препятствуют (Лк. 11:52). « Да будет же рука Твоя над мужем десницы Твоей и над Сыном Человеческим, Которого Ты укрепил Себе. И мы не отступим от Тебя: оживи нас, и мы будем призывать имя Твое!» (ст. 18, 19). Мужем десницы называется Христос: мужем — по человечеству, десницы Его — во–первых потому, что Он вместе с плотью сидит как бы в деснице Отца, а затем и потому, что Он устроил всю тварь. Его же называет пророк и Сыном Человеческим точно также по причине плоти. Но чтобы ты считал всего Его единосущным Отцу по божеству, говорит: « Которого Ты укрепил Себе »: укрепил его, поскольку Сам родил Его, укрепил Себе, поскольку родил Его равномощным и по всему Себе подобным. Пророк молится, чтобы на нем была рука Отца, разумеется, для совершения знамений и чудес для нас, так как последние называются иногда рукою Божией, иногда перстом. Пророк молится, чтобы знамения для нас совершены были уже не чрез пророка, не чрез богоносного мужа, например Моисея, или Илию и др. пророков, а чрез Сына, обещая, что если это сбудется, то мы уже не отступим от Него, потому что многократно отступали. « Оживи нас, и мы будем призывать имя Твое ». Оживишь нас живою водою крещения. Тогда мы призываем и имя Его, называясь по имени Христа христианами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Пришлось впоследствии скупать эти фрагменты поодиночке, и из них двадцать в настоящее время 869 находятся в распоряжении ученых, скупленные французским правительством. В них содержится 613 букв. Тринадцать малых кусков досталось Палестинскому обществу; в них насчитывают 56 букв. Всего известно тридцать три обломка с 669 буквами: во всей же надписи должно было быть по расчету около 1100 букв. Таким образом до нас дошло только две трети надписи; но надо прибавить, что большая часть недостающих букв восполнена из оттисков, которые были сняты прежде, чем камень был разломан, так что в настоящее время только 35 слов, 15 полуслов и 18 букв остаются неизвестными, но были отчасти восполнены по предположениям, из которых некоторый представляются легкими по связи содержания речи. Здесь справедливо прибавить, что большая часть этого труда исполнена Клермон Ганно. Камень говорит о трех родах событий во время царствования Меша, царя Моава, о котором царе упоминается в 4 Ц. I, 1; III, 4 – 5, (что он сбросил иго Израиля после смерти Ахава). Событие это произошло в 898 году до Р. Хр., а потому царь Меша должен был начать царствовать ранее и несомненно был царем Моава около 900 года, т.е. не далее, как 75 лет после Соломона, а камень мог быть воздвигнуть уже в 890 г. до Р. Хр., т.е. через восемь лет после отложения. В первой части надписи говорится: «Я Меша, есмь сын Хамоса Гада, даря Моава, Дивонита 870 . Отец мой царствовал над Моавом 30 лет, и я царствовал после отца моего. Я поставил сей камень Хамосу в Корха 871 [сей камень] спасения, ибо он спас меня от всех грабителей и дал мне видеть [исполнение] моего желания на всех неприятелях моих, даже [на] Омри, царе Израиля. Ибо они огорчали Моав многие дни, ибо Хамос был гневен на землю свою. Сын его (т.е. сын Омри, или Амврия) 872 ему наследовал и он также сказал я буду огорчать Моав. Во дни мои он 873 сказал, пойдем, и я увижу мое желание на нем и доме его, а Израиль я уничтожу вечным уничтожением. Ибо Омри (Амврий) взял страну Медева и неприятель занимал ее в его дни и во дни его сына сорок лет. И Хамос сжалился над нею в мои дни; и я укрепил Ваал-Меон и устроил там пруд, и я укрепил Кириафаим. Ибо люди Гад жили в стране Атароф издавна, и царь Израиля укрепил для себя Атароф, и я напал на стену, и взял город, и убил всех воинов на стене, на утешение Хамоса и Моава; и я вынес оттуда всю добычу и положил ее (в жертву) перед Хамосом в Кириафе, и я поместил в него 874 людей из Сирана 875 и людей из Мохрафа. И Хамос сказал мне: иди, возьми Нево против Израиля. И я пошел ночью и воевал против него от рассвета до полудня; и я взял его и убил в нем семь тысяч мужей; но я не убил женщин и девиц, ибо я посвятил их Астарте-Хемошь. И я взял из него сосуды Яхве и принес их пред Хамоса. И царь Израиля укрепил Иахаз и занял его, когда он воевал против меня; и Хамос выгнал его предо мною и я взял из Моава двести человек, всех бедных его, и поместил их в Иахаце и взял его, чтобы присоединить его к Дивону» 876 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1Мак.14:27 . И вот список сей надписи: «В осмнадцатый день Елула (месяца) сто седмьдесят втораго года, – это третий год Симона первосвященника, – 1Мак.14:28 . в Сарамеле, при великом собрании священников и народа и начальников народных и старейшин страны признано нами: 1Мак.14:29 . Так как многократно бывали войны в стране нашей: то Симон сын Маттафии, сын сынов Иарива, и братья его обрекли себя на опасность, и противостали врагам народа своего, да устоят святыни и закон, и славою великою прославили народ свой. 1Мак.14:30 . И совокупил Ионафан народ свой, и был у них первосвященником, и приложился к народу своему [Т. е. скончался, и погребен, как и другие из народа]. 1Мак.14:31 . И вознамерились враги их вторгнуться в страну их, чтобы раззорить страну их, и поднять руки на святыни их. 1Мак.14:32 . Тогда возстал Симон и ратовал за народ свой, и издержал много собственных денег, и снабдил оружием ратных мужей народа своего, и давал им жалованье. 1Мак.14:33 . И укрепил города Иудеи и Вефсур, что на границах Иудеи, где прежде были оружия неприятелей, и поставил там стражу – мужей иудейских. 1Мак.14:34 . И укрепил Иоппию, что у моря, и Газару, что у пределов Азота, в которой прежде жили неприятели, и водворил там Иудеев, и все, что было нужно для исправления этих мест, поместил там. 1Мак.14:35 . И видел народ действие Симона и ту славу, которую хотел он приобресть народу своему; и поставили его вождем своим и первосвященником за то, что он сделал все это, и за справедливость и соблюдаемую им верность народу своему, и за то, что всемерно старался возвысить народ свой. 1Мак.14:36 . И во дни его благопоспешно было дело рук его при удалении из страны язычников и живших в городе Давида в Иерусалиме, которые построили Акру, выходили из нея, и сквернили окрестность святынь, и производили великий вред в праздник очищения. 1Мак.14:37 . И водворил в ней мужей Иудейских, и укрепил ее для безопасности страны и города, и возвысил стены Иерусалима. 1Мак.14:38 . Да и царь Димитрий поэтому утвердил за ним первосвященство,

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

А в конце этого Евангелия мы вдруг слышим: «Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись». Спрашивается, почему в рассказ об исцелении отрока входят слова о том, что Христу должно пострадать? Этим самым евангелист Марк и Святая Церковь напоминают нам, что жизнь духовная – это не курорт, а это есть сплошное страдание, потому что нужно постоянно себя перемалывать, постоянно себя переделывать, постоянно делать не то, что хочется, а то, что Бог велит. И это очень трудно и требует мужественной и твердой души. Поэтому Господь так и устроил премудро, что слова о Его крестном страдании завершают это Евангелие. Так что если мы хотим избавиться от духов нечистых и если мы хотим, чтобы от этих духов избавились наши дети, наши внуки, наши племянники, наши мужья, наши жены и вообще все люди, которые нас окружают, то нам нужно настраиваться на то, чтобы учиться молиться и смиряться, нужно настраиваться на очень долгую внутреннюю борьбу с собой и на очень долгое терпение, потому что только через долготерпение в человеке возникает смирение. А уж когда возникает смирение, тогда возникает в нем истинная молитва. И если молитва эта будет сопряжена с истинной верой, то действительно гора сдвинется. Но гору-то сдвинуть относительно легко, гораздо сложнее сдвинуть человека. Каждый из нас по опыту знает, что перемыть полы в доме намного легче, чем прочитать правило ко святому причащению, хотя вроде стоишь, читаешь, ничего не делаешь. Гораздо легче что-нибудь делать руками, чем своим сердцем. Поэтому гору сдвинуть с места на место – это ерунда, это не составляет большого труда. Гораздо труднее передвинуть человека с пути плотского на путь духовный. Но и это возможно, и эти чудеса будет совершать Господь по нашей молитве и по нашей вере. Поэтому нужно молиться Богу постоянно и долго, чтобы Господь нашу веру укрепил, укрепил и веру в промысл Божий, укрепил и терпение, научил нас смирению, чтобы наша молитва не осталась без плода и мы могли бы и сами от духов нечистых избавиться, и помочь близким нашим. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

« Боже сил! . Обратись, и посмотри с неба, и узри, и посети виноград сей » (ст. 15). Так как ни закон, ни пророки не обратили Израиля, то пророк по необходимости просит Бога, чтобы Он обратил, т. е. исправил. Как же обратить? Призревши с неба и увидев. Но разве когда Бог не видит? Но теперь пророк просит Его увидеть с особенным милосердием и оказать нам большее благодеяние сравнительно с прежними. Как же именно? Это видно из дальнейших слов: « и посети виноград сей, и соверши то, что насадила десница Твоя! (Посмотри) на Сына человеческого, Которого Ты укрепил Себе » (ст. 15, 16). Заметь, что пророк просит Бога придти не только в качестве земледельца, но и в качестве врача, потому что посещать свойственно врачу, который сам по себе производит осмотр. 3. Итак, пророк просит Его придти в качестве врача, в качестве земледельца вновь устроить виноградник, уничтожить мысленного червя, и отсечь излишние разросшиеся ветви, благодаря которым он не в состоянии приносить плодов. Но ради какого виноградника? Не того, говорит, ограду которого Он разорил и который предал врагу, а ради ветви владычней, имеющей произойти от него. Вот почему, сказав: « посети виноград сей », пророк прибавил: « на Сына человеческого, Которого Ты укрепил Себе », т. е. ради Сына, имеющего родиться из иудейского виноградника, « Которого Ты укрепил Себе », посети его. И подлинно, пришествие Единородного было посещением народа иудейского, если бы иудеи приняли его. Потому–то и Иоанн говорил: « пришел к своим, и свои Его не приняли » (Ин. 1:11), равно и сам Господь: Я не пришел, « только к погибшим овцам дома Израилева » (Мф. 15:24). « Он пожжен огнем и взрыт. От гнева лица Твоего (все) погибнут » (ст. 17). Так как пророк уподобил народ иудейский винограднику, то по необходимости разделяет речь, говоря то об образе, то о тех, к кому он приложил этот образ. Итак, пожжен огнем виноградник иудейский, т. е. синагога. Об этом же говорил и Христос: « огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Да не вменится им! Да не вменится им! Видишь ли, как он щадит близких к нему? Конечно, они, близкие его сотрудники, сделали тяжкий проступок, оставив его. Ибо не одно и то же — быть оставленным посторонними людьми и своими. Однако апостол молится, чтобы это не было им вменено, конечно, от Бога, иначе это большой грех и заслуживает быть вмененным. Господь же предстал мне. Господь же предстал мне. Это опять утешение для ученика; ибо показывает, что человеку, оставленному людьми. Бог не попускает потерпеть что-либо бедственное. И укрепил меня. И укрепил меня. То есть даровал дерзновение, не попустил пасть. Дабы через меня утвердилось благовестие. Дабы через меня утвердилось благовестие. Посмотри, как велико его смиренномудрие. Не потому, говорит, Бог укрепил меня, чтобы я был достоин такого дара, но дабы мной утвердилось благовестие, или прошло из конца в конец и исполнилось. Это подобно тому, как если бы кто носил багряницу и диадему, и из-за них спасался. И услышали все язычники. И услышали все язычники. То есть чтобы всем сделались известны и слава проповеди, и попечение о мне Промысла. И я избавился из львиных челюстей. И я избавился из львиных челюстей. То есть от Нерона. Он называет его львом, по причине могущества его царства и непреклонности. Видишь, как близок он был к смерти, попав в самые челюсти льва. И избавит меня Господь от всякого злого дела. И избавит меня Господь от всякого злого дела. Пред сим Он избавил меня от телесной смерти; поскольку же я довольно уже проповедовал, то далее, надеюсь, Он избавит меня уже не от телесной смерти, так как я уже становлюсь жертвою, но от всякого греха, то есть не допустит мне расслабнуть пред смертью, но даст до крови противостоять греху, что значит избавиться от мысленного льва. Итак, это последнее избавление, когда ему предстояло быть преданным на смерть, важнее первого, когда он избежал смерти. И сохранит для Своего Небесного Царства. И сохранит для Своего Небесного Царства. То есть избавит меня от всякого греха и сохранит там. Ибо спастись для Царствия Небесного значит умереть за него здесь. Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12:25). Вот истинное спасение, когда мы просияем так.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Пс.79:11 .  Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии; Пс.79:12 .  она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки. Евреи в Палестине размножились и границы их владений были обширны; «горы покрылись тенью», они касались гор идумейских с юга; «ветви ее как кедры», которые росли преимущественно на Ливане, северной границе Иудейского царства. «Ветви свои до моря» Средиземного, западная граница; «отрасли свои до реки» – Евфрата – восточная граница. Пс.79:13 .  Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути? Пс.79:14 .  Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее. Под проходящими по пути, лесным вепрем и полевым зверем разумеются враждебные соседние народы, достоянием которых стала делаться Палестина. Так, напр., Израиль в царствование Езекии погиб от ассириян, которые произвели значительные опустошения и в Иудее; при Манассии те же ассирияне напали на Иудею и отвели в плен самого царя; при Иосии было опустошение от фараона, а при преемниках Иосии стали учащаться нападения вавилонян. Враги сравниваются с «лесным вепрем», с диким кабаном, который производил громадные опустошения в виноградниках подкапыванием лоз. Достаточно одному кабану попасть туда, и он в одну ночь губил большой виноградник. Пс.79:15 .  Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей; «Обратись» – взгляни милостиво, защити. Пс.79:16 .  охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе. «Отрасли», – т. е. народ еврейский, как отросток от корня, избранного Богом, т. е. Авраама. Пс.79:18 .  Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе, «Муж... десницы» – излюбленный муж, стоящий подле правой руки, был «Вениамин» ( Втор. 33:12 ). Вениамин здесь берется для обозначения всего Израильского царства. «Сын... человеческий» – весь иудейский народ. Название сына ему было дано Богом еще в Египте ( Исх. 4:22 ; Ос. 11:1 ). – «Которого Ты укрепил Себе» – избрал для Своего особенного руководства. Это руководство и покровительство, действительно, оказывалось Богом всему народу еврейскому за время его жизни и поселения в Палестине. Это же покровительство было источником той политической и внешней силы, которую евреи приобрели в глазах всех соседних языческих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

11 ст. По предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем. Все это было предначертано в предвечном определении Божием, которое во всей полноте исполнил Господь наш Иисус Христос. 12 ст. В Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ чрез веру в Него. Т. е. чрез Которого мы имеем дерзновение обращаться к Богу, как Отцу нашему, и уверенность, что Бог не оставит нас; но всё это при условии веры в Него, т. е. в Господа нашего Иисуса Христа, ибо Господь Собой все возглавляет. 13 ст. Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава. Не смущайтесь моими узами за вас, а лучше смотрите на то, что вы получили чрез мою проповедь у вас, чрез мои страдания ради вас, которые суть ваша слава, т. е. для вашей пользы, чрез них и я прославился, а чрез меня и вы. 14 ст. Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, 15 ст. от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле. Т. е. ради всего того, что вы язычники получили чрез веру в Иисуса Христа я преклоняю колена мои, т. е. всегда, когда молюсь за вас, усиленно прошу Отца Господа нашего Иисуса Христа, ради Его Сына Господа нашего Иисуса Христа, и ради того, что Он – Отец есть воистину Отец всего небесного и земного, ибо от Него все получило свое начало и бытие. 16 ст. Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке. Молясь усиленно к Богу, Отцу небесному, апостол первее всего просит в своих молитвах, чтобы Господь Бог укрепил силой Духа Святого нравственную мощь Эфесских христиан, утвердил й укрепил их внутреннего человека, т. е. то, чем они стали возродившись чрез веру во Христа в таинстве крещения и миропомазания. 17 ст. Верой вселиться Христу в сердца ваши. Укрепившись и утвердившись во внутреннем человеке, вставши на путь нравственного обновления и борьбы со страстями и похотями, обитающими во вплоти, христиане этим самым содействуют тому, что Христос приходит к ним, вселяется в сердца их, обитает в них...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

12 . Простре розги своя до моря, и даже до рек отрасли своя. С Евр.: «Она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки». «Розгами и отраслями винограда, – говорит св. Афан., – называется все множество народа, занимавшего всю страну от реки Евфрата до моря Индийского». Бл. Феодорит под розгами разумеет также «множество народа, а под отраслями – пришельцев, присоединившихся из язычников и научившихся Богопознанию». 13 . Вскую низложил еси оплот его, и объимают (обирают) и вси мимоходящии путем. С Евр.: «Для чего разрушил Ты ограды ее (виноградной лозы), так, что обрывают ее все, проходящие по пути»? Под оплотом св. Афанасий разумеет хранение Ангелов; бл. Феод. – Божие покровительство; под мимоходящими первый разумеет нечистых демонов, последний – вообще врагов. 14 . Озоба и вепрь от дубравы, и уединеный дивий (дикий) пояде и. С Евр.: «Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее», – т.е. виноградную лозу. «Врага винограда, – говорит бл. Феод., – наименовал диким вепрем, потому что этот зверь особенно вредит винограду; уединеным же дивиим называет вепря, живущего особо, который свирепее других вепрей»; и под сими зверями сей толковник разумеет врагов Еврейского народа Салманассара, Сеннахирима и особенно Навуходоносора. Последний «был свирепее других царей, а потому справедливо именует уединенным дивиим». 15 . С Евр.: «Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей». 16 . И соверши и, его же насади десница Твоя, и на сына человеческого, егоже укрепил еси Себе. С Евр. 15 : «Посети виноградник сей, 16 ст.: – охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе». Соверши и, т.е. «соделай готовым ко спасению, – приуготовь же к сему чрез Сына человеческого; ибо сказанное: на Сына человеческого – значит: чрез Сына человеческого. Кто же есть Сын человеческий, как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях»? (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «ради Сына человеческого – Владыки Христа, Который имеет произойти от сего же виноградника, призри, посети виноград сей и пощади его, сподоби страждущих уврачевания».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010