Уважение Фотия к Вриеннию достигало такой степени, что он звал Вриенния в Россию для постоянного сотрудничества с ним, как сообщает то же послание Вриенния: «Ибо ты так избрал нас и почитаешь нас равными с собой в доброте, что теперь убеждаешь приехать в Россию и неразлучно находиться с собою...» 526 . Эти слова дали почву для разных мнений о том, осуществил ли на деле Вриенний путешествие в Россию или нет 527 . Существует документ, который, по нашему мнению, очень важен для понимания этого вопроса. Речь идет о послании, адресованном Иосифу Вриеннию от неизвестного лица и опубликованном историком Пападопуло-Керамевсом 528 . Из содержания послания видно, что автор был иноком, принадлежавшим к той же монашеской общине, что и адресат, ибо в конце письма говорится: «Всю нашу во Христе святую братию приветствую и обращаюсь к ней...» 529 В момент написания он находился за стенами монастыря, очевидно с каким-то поручением на подворье обители, которое должно было выполняться до времени сбора винограда, как он сообщает адресату: «Ибо я в настоящее время не могу приехать немедленно, пока не наступит время сбора винограда 530 . Однако нас более интересует то, что он говорит о путешествии Вриенния, которое он связывает с митрополитом Фотием: «Поскольку же ты приехал по нашим молитвам, потрудись написать нам когда-нибудь о святом митрополите русском и если имеешь какое слово от него к нам» 531 . Итак, вопрос в том: совершилось ли это путешествие или нет? Для определения даты необходимо выяснить, кто были те лица, о которых идет речь в письме; помимо датировки такое исследование дает много данных об одном из них – будущем кардинале Виссарионе 532 . В послании говорится так: «Скажи честнейшему иеромонаху Виссариону, что это необходимо, и пусть он напишет нам» 533 . Известно, что Вриенний, как сам он свидетельствует об этом, имел в своем распоряжении молодых монахов, записывавших его выступления 534 и исполнявших обязанности секретарей, особенно в то время, о котором мы говорим, то есть когда Вриенний уже находился в преклонном возрасте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Поклонишься ли ты богам?» кричал Селений. Он велел отрезать груди её. Святая молилась: «Господи! Ты видишь, как страдаю; прими душу мою к Себе». Когда отвязали её от столба, она не могла держаться на ногах и упала. Старица Вриенна оставалась в обители для молитвы; ей дали знать, как тверда питомица её, и она благодарила Господа. – «Она умерла», сказал граф Лизимаху, когда Феврония лежала без чувств на земле. «Нет, отвечал тот, она ещё будет бороться за веру, для спасения других, – ты увидишь. Такова христианская твёрдость!» Иерия, личность много значившая в гражданском быту, сказала Селению, что жестокость его оскорбляет человечество и гражданское приличие. Селений, побледнев от гнева, велел представить её к допросу. «Не отринь и меня, Бог Февронии – наставницы моей! соедини меня с нею», сказала благая Иерия и спешила подойти к судье. Тиран начал было допрашивать Иерию. Но ему сказали, что мучение аристократки слишком опасно, народ и без того взволнован. Оставив Иерию в покое, он велел отсечь Февронии руки и ноги. Исполнили и это. «Довольно», сказал Лизимах Селению; пойдём обедать. «Нет, пока не увижу последнего вздоха её, не уйду», говорил Селений, и велел отрубить Февронии голову. Придя к обеду, Селений в ярости бешенства размозжил себе голову о столб. Лизимах, узнав о страшной смерти дяди, просил Примуса устроить почётное погребение страдалицы Февронии. Остатки мученицы собраны и погребены были в обители с почестями. Примус и Лизимах приняли христианство . В честь страдалицы начали строить храм в Низибии, и он освящён был на шестом году после её кончины. Если славной смертью св. Февронии произведено было сильное действие на сторонних людей и на граждан Низибии; то, понятно, как много значила эта смерть для сподвижниц – сестёр её. В лучших из них, каковыми оказались и во время страшного испытания – блаженная Вриенна, Иерия и Фомаида, смерть Февронии усилила ревность к подвигам благочестия и одушевила надежды на сильную благодать Божию. Блаженная старица Вриенна окончила подвижническую жизнь свою спустя два года, после освящения храма в честь мученицы – питомицы её (318 г.). После неё осталась настоятельницей обители блаженная Фомаида. Пламенная Иерия почила при гробе Февронии. В 322 г. окончила подвиги свои св. Фомаида 42 . † Память св. Кирилла и Мефодия, славянских просветителей

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Увидев это, Алексей спускает на лицо прикрепленное к шлему забрало и со своими шестью воинами (о них уже шла речь) стремительно на них нападает. Он повергает наземь конюшенного, захватывает императорского коня, захватывает также и ромфеи и незаметно выходит из расположения вражеского войска. Остановившись в безопасном месте, он послал громогласного глашатая, дал ему коня с золотыми бляхами и ромфеи, которые телохранители держат по обе стороны от императора, и приказал ему разъезжать по всему войску и кричать, что Вриенний пал. Это известие заставило собраться отовсюду и вернуться многих рассеявшихся воинов великого доместика схол – моего отца, а других побудило к стойкости. Воины как вкопанные остановились там, где их застал голос глашатая, обратили назад свои взоры и были поражены неожиданным зрелищем. Что за странная была картина! Головы коней были обращены вперед, лица самих всадников повернуты назад, они не двигались вперед и не хотели повернуть назад, но были изумлены и приведены в недоумение всем происходящим 83. Скифы же, мечтая о возвращении и находясь уже на пути домой, не собирались продолжать преследование; очутившись вдали от обеих армий, они где-то блуждали со своей добычей. Распространяемая глашатаем весть, что Вриенний схвачен и убит, вдохнула мужество в недавних трусов и беглецов. Это известие казалось достоверным благодаря тому, что повсюду показывали коня с императорскими знаками, а ромфеи, можно сказать, возвещали о том, что находившийся под охраной Вриенний пал от неприятельской руки. 6. Затем судьба принесла следующее. К доместику схол Алексею подошел отряд союзников-турок 84. Узнав, что бой начался, и желая выяснить, где находится враг, турки вместе с моим отцом Алексеем Комниным поднялись на холм. Отец жестом указал им на неприятельское войско, а они смотрели на врагов как с наблюдательного пункта. Дела же неприятелей обстояли таким образом: сбившись в кучу, не соблюдая боевых порядков, они были настроены беззаботно и считали себя вне опасности, словно победа была уже у них в руках. Они пребывали в беспечности главным образом из-за того, что франки из отряда моего отца, когда началось бегство, перешли к Вриеннию. Ведь когда франки соскочили с коней и протянули Вриеннию правые руки, выражая этим, как это у них в обычае, свою верность 85, со всех сторон стали стекаться воины, чтобы посмотреть на это зрелище. Как звук трубы, распространился по войску Вриенния слух о том, что уже и франки покинули архистратига Алексея и перешли к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ватаца (Лев), нападает с валахами на Венгрию со стороны Эвксинского Понта 288. Велисарий, завоеватель Италии 242. Вембициот, воин в войске Мануила 47. Венгры, см. Гунны. Венгрия, см. Пэония. Венеты, присылают Мануилу флот против гуннов 262; характер их 311; помощь их царю Алексею Комнину 311; их привилегии в Римской империи 312; дерзкое обращение их с римлянами и изгнание при царе Иоанне 312; принятие их в империю и еще большая надменность 311; заключение их в темницы 304; бегство в отечество 314; построение флота и нападение на римские острова 315, 316; морские разбои их 317; осада Анконы 320; поражение их 322. Венеция 311. Верея 19, 105, 320. Вестия – город в Италии 151. Византия, ее укрепления 80; обновление ее стен и водопроводов 304, 305. Вильгельм, канцелярий 156. Вильгельм, правитель Ломбардии 97. Вильгельм, брат Басавилы 152. Вильгельм, сын сицилийского короля Рожера, вступает вместо него на престол 130; отправляет посольство к Мануилу 130; вооружается против римлян и претерпевает поражение 177; вооружается в другой раз и побеждает римлян 180, 182–184; пишет Мануилу письмо через своих сановников 190. Вифиния 214, 328. Владиграц, посол от Фридерика к Мануилу 291. Владимир, князь галицкий 126. Владислав, король Пэонии 8. Владислав, брат Гейзы II, короля венгерского 283. Владислав, король чехов, помогает гуннам против римлян 241; ответ его Мануилу 247. Владислав, один из владетелей Тавроскифии 262. Влахернский дворец 89, 187. Вотаниат (Никифор) 2. Врана (Димитрий), начальник флота, нападает на прибрежья Антиохии 34, 36; участвует в войне против гуннов 300. Врана (Михаил), правитель Наиса 75; посол к Людовику VII 88; преследует далматов 118; управляет Кипром 196; начальствует над войском в войне с гуннами 286, управляет Киликиею 318. Врана (Георгий), участвует в войне против гуннов 300. Вриенний (Алексей), внук царя Алексея, отправляется в Италию 180; едет в Антиохию за невестой царя 232. Вриенний (Никифор), отправляется в Антиохию за невестой Мануилу 232. Вриенний (Иосиф), идет с войском к Зевгмину 264; участвует в войне против гуннов 300.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Многие из присутствовавших поспешили выйти из судебной палаты. Другие говорили страшному судье, чтобы приказал, по крайней мере, отнять огонь. Селений согласился и потом стал допрашивать мученицу. Феврония не в состоянии была отвечать. Судья велел за дерзость отрезать язык. Но судью остановили. Селений приказал вырвать зубы, и это исполнили.    «Поклонишься ли ты богам?» — кричал Селений. Он велел отрезать груди ее. Святая молилась: «Господи, ты видишь, как страдаю, прими душу мою к Себе».    Когда отвязали ее от столба, она не могла держаться на ногах и упала.    Старица Вриенна оставалась в обители для молитвы; ей дали знать, как тверда питомица ее, и она благодарила Господа.    «Она умерла», — сказал граф Лизимаху, когда Феврония лежала без чувств на земле. «Нет, — отвечал тот, — она еще будет бороться за веру, для спасения других, ты увидишь. Такова христианская твердость!»    Иерия, личность, много значившая в гражданском быту, сказала Селению, что жестокость его оскорбляет человечество и гражданское приличие. Селений, побледнев от гнева, велел представить ее к допросу. «Не отринь и меня, Бог Февронии, наставницы моей! Соедини меня с нею», — сказала благая Иерия и спешила подойти к судье. Тиран начал было допрашивать Иерию. Но ему сказали, что мучение аристократки слишком опасно, народ и без того взволнован. Оставив Иерию в покое, он велел отсечь Февронии руки и ноги. Исполнили и это.    «Довольно, — сказал Лизимах Селению, — пойдем обедать». «Нет, пока не увижу последнего вздоха ее, не уйду», — говорил Селений и велел отрубить Февронии голову.    Придя к обеду, Селений в ярости бешенства размозжил себе голову о столб. Лизимах, узнав о страшной смерти дяди, просил Примуса устроить почетное погребение страдалицы Февронии. Останки мученицы собраны и погребены были в обители с почестями. Примус и Лизимах приняли христианство. В честь страдалицы начали строить храм в Низибии, и он освящен был на шестом году после ее кончины.    Если славной смертью св. Февронии произведено было сильное действие на сторонних людей и на граждан Низибии, то понятно, как много значила эта смерть для сподвижниц — сестер ее. В лучших из них, каковыми оказались и во время страшного испытания — блаженная Вриенна, Иерия и Фомаида, смерть Февронии усилила ревность к подвигам благочестия и одушевила надежды на сильную благодать Божию. Блаженная старица Вриенна окончила подвижническую жизнь свою спустя два года после освящения храма в честь мученицы — питомицы ее (в 318 г.). После нее осталась настоятельницей обители блаженная Фомаида. Пламенная Иерия почила при гробе Февронии. В 322 г. окончила подвиги свои св. Фомаида.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

   Особенно сильно заинтересована была Февронией Иерия, вдова сенатора, лишившаяся мужа на восьмом месяце замужества. Она была еще язычница, но искала истину и добро. Рассказы о Февронии воспламенили ее желанием познакомиться с редкой девушкой. Она явилась в обитель. Вриенна встретила ее с почестью, приличной ее сану; но она бросилась к ногам ее и со слезами просила дозволить ей, язычнице, видеться и поговорить с Февронией; при этом, объяснила она, что родные вынуждают ее избрать другого супруга, потому имеет она душевную нужду в совете искренно доброй души. Вриенна отвечала, что племянница ее не может видеться ни с кем — таково правило жизни ее! «Я приняла ее, — говорила настоятельница, — от родителей на третьем году ее жизни, теперь ей 18 лет, и по редкой красоте ее она доселе не показывалась никому из светских людей». Иерия со слезами уверяла в чистоте своих намерений. На слезную настойчивую просьбу ее Вриенна согласилась, но предложено условие: Иерия снимет свой богатый светский убор и явится в одежде послушницы, так как Феврония никогда не видела светских нарядов. Иерия с радостью приняла условие. Они вошли к девственнице. Феврония, приняв Иерию за странницу-отшельницу, пала к ее ногам и обняла ее как сестру о Христе. После краткого разговора Феврония начала читать, и Иерия с такой жаждой слушала поучения, что вся ночь прошла в святом упражнении. На следующее утро настоятельнице стоило большого труда убедить Иерию расстаться с Февронией. Нежно обняв свою юную наставницу, Иерия возвратилась к себе. Сообщив родным о небесных поучениях, слышанных ею, она упрашивала их покинуть язычество и принять христианскую веру. Сама она тогда же приняла христианство и стала самой искренней исповедницей Христовой. И родители ее по ее убеждению также были крещены, со всеми домашними их.    Между тем Феврония расспрашивала у Фомаиды, занимающей второе место после Вриенны, кто была посетительница, которая так горячо плакала при объяснении Св. Писания? Фомаида призналась, что это сенатора Иерия. Феврония с изумлением заметила, что напрасно не предварили ее о том — в незнании говорила она так доверчиво, как говорят только с сестрой о Христе. Фомаида сказала, что посетительница желала того сама и что ей нельзя было отказать по ее значению в обществе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

   Основательницей низибийской общины дев была диаконисса Платонида, и она же была для нее примером богоугодной жизни. Церковная надпись говорит о ней:    «Платонида, носимая в широте небесной,    добротами просияла по широте земной».    Платонида прославилась обителью своей. Устав ее был особенный и замечательный. Сестры принимали пищу раз в день. В пятницу они не должны были заниматься рукоделием, а с утра до вечера не выходили из дома молитвы; после молитв и пения читалось и объяснялось Св. Писание. В Сирской церкви долго и после того сохранялась любовь к разумению Св. Писания. Известно, как много св. Ефрем Сирский занимался объяснением Св. Писания. Он же усилил в общинах дев пение св. песней. Так уставила св. Платонида и для своей общины.    По правилам ее образовались высокие подвижницы Вриенна, Фомаида, Иерия. Самый же великолепный цветок в этом саду Божием была св. дева Феврония.    Феврония с детства жила в блаженной общине. Она на третьем году жизни отдана была тетке своей блаж. Вриенне, и та надзирала за ней со всей нежной любовью. Красота Февронии была поразительная еще в детском возрасте. Вриенна принимала все меры для сохранения цветка своего. Едва девочка достигла возраста, допускавшего воздержание, ей приказано было принимать пищу через день. Входя в благочестивые мысли тетки своей и замечая, что здоровье нисколько не страдает от поста, Феврония скоро стала употреблять самое малое количество хлеба и воды. К этому она присоединила жизнь самую тесную: спала на узкой и короткой доске; если тревожили ночью мечты, вставала и читала Св. Писание или становилась на молитву.    Когда по смерти Платониды Вриенна стала настоятельницей общины, Февронии приказано было читать по пятницам Св. Писание. Поскольку же из города собиралось много посетительниц слушать слово Божие, то Феврония читала за занавесою, чтобы скрыть свою красоту даже и от особ своего пола. Чтение обыкновенно сопровождалось кратким объяснением, и Феврония так ясно и отчетливо говорила о смысле того или другого отделения Писания, что в целом городе стали говорить об уме толковницы. К этим случаям присоединились похвалы сестер добродетелям и красоте Февронии. От того любопытство городских жительниц было раздражено, и они спешили слушать Февронию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

Согласно Аргириу, «весьма вероятно, что Вриенний имел возможность беседовать с мусульманами в Константинополе и в других местах», однако он считает, что «настоящий диалог является литературным, а не историческим произведением» . На наш взгляд, сочинение написано по мотивам реально бывшего диалога, что показывает подробное изображение мусульманского собеседника: приводятся его имя, фамилия, род занятий, упоминается, откуда он прибыл и куда направляется, семейные детали, а также ряд особенностей как содержания вопросов, так и построения самого диалога, о чём будет сказано ниже. Нелишне упомянуть, что и в некоторых других сочинениях Иосиф Вриенний демонстрирует знакомство с мусульманами. Например, в письме к Максиму Хрисовергу он сравнивает греков, принявших католицизм, с теми, кто перешёл в ислам: «Так и к агарянам предающиеся из христиан обнаруживают относительно нас неслыханную какую-то и неумолимую злобу, своим необузданным языком порицают и осмеивают наше благочестие, нисколько не рассуждая о неприличии своих выходок» . Место в византийской полемике с исламом В целом издатель и исследователь текста оценивает его очень высоко: «…с филологической точки зрения настоящий диалог может считаться между прекраснейшими образцами этого жанра… Ряд мест, как, например, пролог, представляют собой литературные шедевры… Этот диалог взял все литературные достоинства, которые мы встречаем в других диалогах: живость и остроумие диалогов Абу-Курры, изящество послания Григория Паламы, личностный стиль диалога Мануила II Палеолога, душевная возвышенность… он предпочитает философский и богословский анализ, который мы находим и в трудах Мануила II Палеолога, Геннадия Схолария и Георгия Трапезундского. Однако, анализ Вриенния принадлежит лично ему, несмотря на зависимость временами от произведений своих предшественников» . Действительно, хотя в отдельных случаях история византийской полемики знает и более яркие ответы, тем не менее, «Диалог» Вриенния представляет из себя самостоятельное и сильное в интеллектуальном плане произведение. В традициях Абу Курры христианская аргументация ведётся с апелляцией к разуму, а не к Библии, которая не является авторитетным текстом для мусульман.

http://bogoslov.ru/article/1878838

Чтение всегда сопровождалось пояснениями, и Феврония, неотступно поучавшаяся в Св. Писании, исполняла это с таким разумом и силою убеждения, что о том вскоре узнали все в городе. К сему присоединились похвалы сестер общины о ее ангельском нраве и добродетелях; распространились наконец случаи о блеске удивительной красоты, скрываемой ею даже от женщин, так что любопытство городских жительниц было возбуждено в высшей степени и по пятницам, они начали наполнять общину, для слушания чтений и объяснений юной отшельницы. Особенно тронута была Гиерия, вдова сенатора, лишившаяся мужа на осьмом месяце супружества и возвратившаяся в свое отечество, где она проводила у своих родителей чрезвычайно тихую и уединенно-мыслительную жизнь, хотя к несчастью, душа ее была опутана крепкими сетями язычества. Рассказы о Февронии, но более, конечно, внутреннее наитие благодати Божией, хотящей «всем спастись и в разум истины прийти», побудили Гиерию непременно сблизиться со святою девственницею, или чтоб научиться от нее истинам веры Христовой, или чтоб насладиться беседою, превозносимой всеми, юной отшельницы. Когда Вриенна встретила Гиерию, с почестью приличною ее званию, она бросилась к ногам настоятельницы, и со слезами умоляла допустить ее, несмотря на то, что она язычница, до свиданий и бесед с Феврониею, чтоб дать самой Гиерии возможность освободиться от преследования родных, побуждавших ее ко второму браку и чтоб заняться с Февронией разъяснениями того странного, что в душе Гиерии неясно совершается, как будто требуя какого-то нового света, чего-то отрадного, истинного. Вриенна сообщила ей о безусловном правиле ее племянницы, – не видеться ни с кем; рассказала, что приняла ее от родителей ее на третьем году жизни, что ей уже осьмнадцать лет и что, по чрезвычайной ее красоте, она не показывалась не только светским людям, даже своего пола, но и собственной кормилице своей, которая много раз умоляла ее об этом. Гиерия со слезами уверяла о чистоте намерений, вынуждаемых особенно сильным требованием ее души, ей самой малопонятным, Вриенна согласилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Особенно сильно заинтересована была Февронией Иерия, вдова сенатора, лишившаяся мужа на восьмом месяце замужества. Она была ещё язычница, но искала истину и добро. Рассказы о Февронии воспламенили её желанием – познакомиться с редкой девушкой. Она явилась в обитель; Вриенна встретила её с почестью, приличной её сану; но она бросилась к ногам её и со слезами просила дозволить ей язычнице видеться и поговорить с Февронией; при этом объяснилась она, что родные вынуждают её избрать другого супруга, потому имеет она душевную нужду в совете искренно-доброй души. Вриенна отвечала, что племянница её не может видеться ни с кем; – таково правило жизни её! Я приняла её, говорила настоятельница, от родителей на третьем году её жизни, теперь ей 18 лет и по редкой красоте её она доселе не показывалась никому из светских людей. Иерия со слезами уверяла в чистоте своих намерений. На слёзную, настойчивую просьбу её Вриенна согласилась, но предложено условие: Иерия снимет у свой богатый светский убор и явится в одежде послушницы, так как Феврония никогда не видала светских нарядов. Иерия с радостью приняла условие. Они вошли к девственнице. Феврония, приняв Иерию за странницу-отшельницу, пала к её ногам и обняла её как сестру о Христе. После краткого разговора Феврония начала читать, и Иерия с такою жаждой слушала поучения, что вся ночь прошла в святом упражнении. На следующее утро настоятельнице стоило большего труда убедить Иерию расстаться с Февронией. Нежно обняв свою юную наставницу, Иерия возвратилась к себе. Сообщив родным о небесных поучениях, слышанных ею, она упрашивала их покинуть язычество и принять христианскую веру. Сама она тогда же приняла христианство и стала самой искренней исповедницей Христовой. И родители её, по её убеждению, также были крещены, со всеми домашними их. Между тем Феврония расспрашивала у Фомаиды, занимавшей второе место после Вриенны, кто была посетительница, которая так горячо плакала при объяснении св. Писания? Фомаида призналась, что это вдова сенатора Иерия. Феврония с изумлением заметила, что напрасно не предварили её о том; – в незнании говорила она так доверчиво, как говорят только с сестрой о Христе. Фомаида сказала, что посетительница желала того сама и что ей нельзя было отказать по её значению в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010