Что бы значило такое явление? Не можем объяснить его ничем иным, как только влиянием папистов, которые между прочими чудовищными учениями своими поставляют в одну категорию существ и Творца Духа, и тварей духов, богохульно выставляя зараженными философиею Платона святых Отцов, признанных Вселенскою Церковию сосудами Святого Духа, свидетельствующих о себе, что познание о душе им открыты Святым Духом. См. примеч. 8 и 9 к Слову о смерти. 1435. Добротолюбие. Ч. 2. Преподобного Исихия, гл. 1, преподобного Филофея Синайского, гл. 16. Это учение встречается у весьма многих святых Отцов. В некоторых русских переводах сила твердости названа раздражительностию; но раздражительность, как и ожесточение, и малодушие суть болезненные состояния этой силы, или характера. 1436. Здесь, в выноске, можно поместить «понятие о словесности». —  Примеч. ред. 1437. Иеросхимонах Серафим Саровский. 1438.  …мы имеем ум Христов (1 Кор. 2. 16). 1439. Молитва архиерея во время Херувимской песни. 1440.  И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8). 1441.  от создания мира (Мф. 25. 34). 1442. Очевидно, что при атмосферических наблюдениях человек наблюдатель служит центром наблюдений, а центр наблюдений всего человечества — земля. Область наблюдений всего человечества имеет вид шара. Пространства, чем ближе к центру, тем более стесняются и умаляются, а чем более удаляются от него, тем более расширяются и увеличиваются. 1443.  Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века (Пс. 67. 33–34). 1444.  Насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2. 8). 1445. Ср.: И выслал его Господь Бог из сада Едемского. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3. 23–24). 1446. Деян. 1. 11. 1447.  Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24. 27). 1448–1449. Точное изложение Православной веры Кн. IV, гл. XII. 1450. Четьи-Минеи, 24 мая. 1451. Быт. 2. 9. 1452. Определение места на земле для земного рая поставляет защитников этого мнения в такое затруднение, что они принуждены прибегать к другой ложной мысли, именно, что земной рай уничтожен всемирным потопом. Dictionnaire Theologique par Bergier, Paradis. 1453.  …что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова (2 Кор. 12. 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Следующая работа, которую мы рассмотрим, была опубликована в 1988 г. на английском языке и посвящена литургическим вопросам истории развития византийского богослужения. Это работа Р. Ф. Тафта под названием «Гора Афон: последняя глава в истории византийского обряда». В 2011 г. статьи данного автора были изданы в Омске на русском языке . 138 Краткая характеристика. Личность свт. Филофея (Коккина) специально не изучается, рассматривается литургическое творчество святителя и его влияние на византийский обряд. Обзор работы. Статья «Гора Афон…» была прочитана на симпозиуме об Афоне в Исследовательском центре Дамбартон-Оукс (Вашингтон) 1–3 мая 1987 г. В данной статье кроме прочих находятся 3 подраздела, касающиеся свт. Филофея (Коккина): 1. «Филофей Коккин и исихастское господствующее влияние» (С. 178–180), 2. «Диатаксис священнослужения» патр. Филофея» (С. 179–182), 3. «Филофеевский «Диатаксис Божественной литургии» (С. 182–186). В 1 подразделе предлагается краткий экскурс на тему исихазма: здесь находится краткая биография свт. Филофея и краткие комментарии о влиянии его личности в истории исихазма. Во 2 подразделе – кратко говорится о «Диатаксисе» патриарха Филофея как памятнике литургического творчества, а именно о сильном его влиянии «на современное чинопоследование византийских богослужений» (С. 180, строки 3–4). В 3 подразделе говорится об истории возникновения «Диатаксиса» как вида литургического творчества, о диатаксисах до свт. Филофея (Коккина), о причинах возникновения диатаксисов. Автор статьи указывает здесь, что «Диатаксис Божественной литургии» патриарха Филофея приобретает большой вес «после его вступления на патриарший престол в 1353 г.» (С. 184, строки 8–9), пишет, что «он распространился по всему греческому православному миру и был переведен на славянский язык современником Филофея болгарским агиоритом свт. Евфимием Тырновским, позже ставшим болгарским патриархом в 1375–1393 гг.» (С. 184, строки 10–13). Р. Тафт продолжает: «другим влиянием Диатаксиса Филофея на форму Божественной литургии, особенно в монастырях и среди русских и румын, было замещение Пс. 102, 145 и Блаженных традиционных антифонов» (С. 185, строки 1–4). Далее говорится о списках «Диатаксиса», о развитии литургических рубрик после свт. Филофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В разделе «Гомилетические сочинения» указывается, что некоторые паламитские полемические тексты Каллиста, направленные против Никифора Григоры, появились по времени раньше, чем творения свтт. Григория Паламы и Филофея (Коккина). В 2008 г. в Православной энциклопедии статья А. А. Турилова «Акафист» 204 . В ней также представлены некоторые сведения, касающиеся свт. Филофея (Коккина). Краткая характеристика. Место личности свт. Филофея (Коккина) в статье – второстепенное. Обзор работы. Заголовок «Другие Акафисты как жанр церковных песнопений» : здесь говорится, что на исходе византийской эпохи появились греческие гимны, построенные по формальной модели акафиста. Эти гимны дали толчок к формированию такого жанра церковного песнопения, как акафист. Развитие акафиста связано с именами Константинопольских патриархов Исидора I (Вухира) (1347–1349) и Филофея (Коккина) (1353–1354:1364–1376). Патриарху Филофею приписывают 2 акафиста: всем святым в составе одноименной службы (известны греческий оригинал и церковнославянский перевод) и Живоносному Гробу и Воскресению Господним (известен только церковнославянский текст). Завершает перечнь справочной литературы статья Православной энциклопедии А. А. Турилова и Р. А. Седовой , посвященная митрополиту Алексию, опубликованная в 2007 г. 205 Краткая характеристика. Место личности свт. Филофея (Коккина) в статье – второстепенное. Обзор работы. В данной статье говорится о грамоте патриарха Филофея о возведении в сан митрополита Алексия от 30 июня 1354 г., о переходе патриаршей власти от патриарха Филофея (Коккина) к Каллисту в 1354 г., указываются сроки пребывания свт. Филофея в патриаршем служении (1353–1354:1364–1376), об усилиях патриарха Филофея в 1360–1370-х гг. по сохранению государственного и церковного единства на Руси и других канонических территориях Константинопольского патриархата. Итого, в рамках обзора справочной литературы было проанализировано 13 работ, из них 12 являются статьями Православной энциклопедии и 1 работа – Аннотированная библиография по исихазму А. Г. Дунаева 2004 г. В связи с тем, что Православная энциклопедия находится на текущий момент в процессе заполнения, статья о свт. Филофее еще не была опубликована. Рассмотренные же статьи энциклопедии содержат отдельные факты о святителе, упоминаемые в ходе раскрытия главной темы анализируемой статьи. Особое место занимает труд А. Г. Дунаева. Он представляет собой справочник, в котором представлена библиография, в частности, о свт. Филофее (Коккине). Аннотированная библиография является уникальным трудом, в котором собрано огромное количество публикаций по отцам-исихастам за всю историю исихазма, именно с данной работы мы начали поиск информации о свт. Филофее.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Статья пятая Показание двадесять первое: о молитве Пресвятому Духу, творение святейшего патриарха Константинаграда Филофея Содержание Выписав несколько слов из книги Увет, где говорится, что в числе молитв Троицкой вечерни молитва патриарха Филофея «зде прибавлена в недавних летех, с переводов киевских», и что поэтому, «яко новоприложенная ныне в грекороссийской церкви и не читается» (как сказано потом и в Пращице, в отв. 153), инок Никодим приводит свидетельства из некоторых старописьменных и старопечатных книг, где молитва патриарха Филофея положена, и потом делает такое заключение: «Отсюду познавается, яко оная молитва Пресвятому Духу, творение святейшаго патриарха Константинаграда Кир Филофея, бывшего по Рождестве Христове четыренадесятого столетия, издревле, вящьше трехсот лет в восточной, таже с греческого на славянороссийский язык преложившися, и в грекороссийской церкви всеобдержно чтяшеся, о чем якоже в велицем Требнике Петра, пореклу Могила (на листе 23, второго исчисления) засвидетельствовася, сице в Пращице (в ответе 153 на л. 248), напечатано суть, яко до бытия Филофеева, ни в греческих, ни в русских древнеписьменных, и в харатейных тоя новоприложенныя молитвы вестма не было, и быти прежде его невозможно, почему якоже о отложении, тако и о свидетельстве, еже во Увете (на обороте л. 191) напечатано, зело сомневаемся». Замечания на двадесять первое показание Достойно удивления это показание инока Никодима. Сам он пишет, что Кир Филофей патриарх Константинопольский жил в четырнадцатом столетии, и сам согласен с сказанным в Пращице, что до бытия Кир Филофея, т. е. до четырнадцатого столетия, сотворенной им молитвы не было и быть не могло; а между тем выражает зельное сомнение «о свидетельстве Увета, что молитва сия «яко новоприложенная» в наших старопечатных книгах «с переводов киевских, ныне в грекороссийской церкви не читается». Что в греческих богослужебных книгах не находится молитвы п. Филофея, это свидетельствуется в приведенных самим Никодимом словах из Требника Петра Могилы : «вестно буди, яко в эллинских зводех» нет молитвы Филофея, «мы же, в российской церкви, прилагаем сию молитву». Никодим, очевидно, верит этому свидетельству, и однакоже смело утверждает, что будто бы она «в восточней церкви всеобдержно чтяшеся». И хотя в том же Требнике Петра Могилы говорится, что в российской церкви приложена молитва Филофея «яко во всех словенских древних зводех обретающаяся», но никак нельзя сказать, чтобы и у нас, в российской церкви, она «всеобдержно» употреблялась, разумеется, после четырнадцатого столетия (ибо ранее этого столетия, как сказано,и самой молитвы не существовало): во многих древлеписьменных и в некоторых древлепечатных славянских Служебниках и Потребниках ея не находится. Укажу для примера следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Учитывая приведенные высокие оценки, вполне справедливо можно было бы предполагать наличие высокой степени исследованности как жизни, так и трудов свт. Филофея (Коккина). Однако, еще в 1891 г. известный ученый византинист, академик Ф. И. Успенский в своих «Очерках по истории византийской образованности» писал, что «деятельность Филофея… этого ревностного защитника учения Паламы, который не задумался признать его святым, когда еще не успокоилось волнение умов и церковный раздор был в разгаре, заслуживала бы специального исследования. К сожалению, многие его сочинения остаются в рукописях, так что его значение в политической и церковной жизни эпохи представляется весьма бледным» 7 . Таким образом, понимание высокой значимости личности и деятельности свт. Филофея в разных аспектах опережает знание и понимание его биографии и сочинений. Такая ситуация представляется нам научно-историческим парадоксом. Вышесказанное обусловило выбор объекта и предмета для нашей работы. Объектом нашего исследования выступает личность свт. Филофея, а предметом изучения являются его жизнь и труды. При этом критерием нашей работы будет являться полнота сведений о жизни святителя в контексте событий эпохи и о перечне его трудов с приведением по возможности косвенной информации, которая может дать более полное понимание обстоятельств жизни и условий формирования личности свт. Филофея. Что касается трудов, то нас интересует составление их систематизированного перечня. На это нас подвигло указание А. Г. Дунаева в Библиографии, где указывается об отсутствии «научного и даже полного перечня сочинений» свт. Филофея (Коккина) 8 . Основными критериями для классификации трудов свт. Филофея будут использованы следующие: тематика сочинения, год написания, информация о том, издано то или иное сочинение или остается в рукописях. Хронологические рамки нашего исследования определяются периодом жизни свт. Филофея (Коккина), который относится к XIV столетию. Предмет нашего исследования в той или иной степени рассматривался в научных трудах. Рассмотрим историографию исследовательских работ по нашей теме. Для оценки степени изученности темы в первую очередь мы воспользовались перечнем трудов из Аннотированной библиографии по исихазму А. Г. Дунаева 2004 г. 9 (см. таблицу 1 ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В дополнение к вышесказанному отметим, что в ходе проведения обзора библиографии о свт. Филофее (Коккине) были переведены некоторые исследовательские материалы с английского и греческого языков, благодаря чему они стали доступны для русскоязычного читателя. К этим материалам относятся: Статья Т. Пино «A spiritual legacy for Holy Rus’…» 2015 г. (полный перевод с англ. яз. – см. в приложении на С. 318); Работа В. Дентакиса «Βος κα κολουθα το γου Φιλοθου…» 1971 г. (перевод с греч. яз. части текстологических материалов, относящихся к тексту жития свт. Филофея – см. в приложении на С. 295); Монография М. Митреа «A Late-Byzantine Hagiographer…» 2017 г. (подробный пересказ содержания 1 части работы, посвященной биографии и сочинениям свт. Филофея – см. в обзоре монографий на С. 86); Монография Д. Цендикопулоса «Φιλοθος Κκκινος, Βις κα ργο» 2001 г. (перевод содержания и приложения с хронологией жизни и написания сочинений свт. Филофея – см. в обзоре монографий на С. 139 и в приложении на С. 341 соответственно). Теперь переходим к 2 главе нашей работы, посвященной составлению биографии свт. Филофея и классификации его сочинений. Глава 2. Жизнь и труды святителя филофея (Коккина) 2.1. Биографические сведения о свт. Филофее (Коккине) Сведения о свт. Филофее (Коккине), полученные при обзоре библиографии в 1 главе нашей работы, были сведены в единый массив биографической информации в том хронологическом порядке, который применяется в монографии М. Митреа. При составлении данного текста мы постарались избегать устаревших научных данных, которые нам встречались в источниках и литературе, а также смысловых и временных лакун, насколько это было возможно. Результаты этой работы представляем в настоящей главе. Текст, представленный ниже, представляет собой завершенное жизнеописание свт. Филофея (Коккина), разработанное в научно-популярном стиле на основе последних данных современной науки. Итак, переходим к самому тексту биографии свт. Филофея (Коккина). Биография свт. Филофея (Коккина)

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

– Параграфы Синодика в Неделю Православия; – Редакции литургии и диаконской службы; – Учительное Евангелие; – Больше 20 богословских трактатов; – 8 объемистых житий; – Слово о захвате Ираклеи; – 17 учительно-гомилетических сочинений; – 19 грамот по делам Руси; – Более 40 молитв и гимнографических произведений (каноны, службы святым, тропари, прокимны, припевы и т.п.). 2 раздел данной главы называется «Гимнография как вид творчества». Здесь рассматривается значение гимнографических произведений, их связь со Св. Писанием, Преданием, искусством в историческом ракурсе, приводится анализ строения гимнографических произведений и исторические изменения в способах написания. Личность свт. Филофея здесь упоминается косвенно, говорится, что «в форме канона написано большинство гимнов патриарха Филофея» (С. 129, строка 9), а в качестве примера приводится литературный анализ канона святителя «В общей нужде». 3 раздел главы – «Гимнография у славян», в ней творчество и личность свт. Филофея (Коккина) не упоминаются. 4 раздел главы – «Гимны и молитвы патриарха Филофея». Здесь предлагается классификация гимно- и эвхографических произведений святителя по тематическому принципу. Далее следует подробный литературный анализ произведений с примерами текстов. Г. М. Прохоров выделяет особенность данного вида творчества святителя, называя ее «церковной гражданственностью» (С. 144, строка 17), и указывает на «композиционные вольности» (С. 145, строки 23–24) святителя, например, иногда два последних тропаря канона он делает Богородичными. В этих вольностях, отмечает автор книги, «Филофей был самостоятелен и, не имея предшественников, не имел и последователей» (С. 145, строки 28–29). Исследователь разбирает традицию акростиха у свт. Филофея (Коккина) и другие характеристики. 5 раздел главы – «Гимны Филофея на Руси». Здесь речь идет о переводах и переводчиках произведений святителя, указываются темы произведений, вошедших в литературное наследие Руси (особо выделяется здесь тема мира и единства), творчество свт. Филофея рассматривается в историко-политическом контексте. Далее автор указывает на литургическое нововведение – в тексте Псалтыри полиелейные припевы к стихам псалмов, которые предварили собою «наши так называемые «величания», неизвестные ни у греков, ни у южных славян» (С. 158, строки 6–7). Завершается раздел (на С. 159–173) перечнем произведений патриарха Филофея, переведенных на славянский язык, с указанием греческих оригиналов и списков славянских переводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Во 2 пол. XX в. большой вклад по изучению сочинений свт. Филофея (Коккина) и письменных памятников его эпохи внес специалист по древнерусской и византийской литературам Г. М. Прохоров. Помимо уже указанной выше работы мы обнаружили еще 7 его трудов, так или иначе относящихся к нашей теме. Такого исследовательского интереса к предмету нашей работы мы не находим больше ни у одного из зарубежных и ни у одного из отечественных авторов вплоть до настоящего времени. Все указанные 8 публикаций Г. М. Прохорова относятся к материалам научного сборника «Труды Отдела древнерусской литературы» Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук в Санкт-Петербурге. Самая ранняя из них – работа под названием «Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в.» 1968 г. 16 , где свт. Филофей (Коккин) рассматривается как представитель политического исихазма. Далее по времени публикации следуют 2 труда 1972 г.: «Прение Григория Паламы «с хионы и турки» и проблема «жидовская мудрствующих» 17 и «К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина» 18 . Если «Прение…» не дает нам практически никакой информации о святителе, то в статье «К истории…» автор подробно изучает литургическое творчество свт. Филофея, в частности приводится классификация его гимнов и молитв по тематическому признаку. В 1979 г. были опубликованы также 2 исследования: «Сочинения Давида Дисипата в древнерусской литературе» 19 и «Филофей Коккин о пленении и освобождении ираклиотов» (см. выше) 20 . Ситуация здесь аналогична с предыдущими 2 работами 1972 г.: если «Сочинение Давида…» лишь косвенно упоминает свт. Филофея, то во втором труде подробно излагается история захвата г. Ираклеи, которая имела большое значение в жизни святителя, а также приводится молитва , составленная свт. Филофеем на основе этого исторического события. В 80-х гг. автор начинает изучать эпоху Куликовской битвы и поэтому выходит работа в 1983 г. под названием «Гимны на ратные темы эпохи Куликовской битвы» 21 , где рассматривает гимны и молитвы свт. Филофея (Коккина). Наконец, в 2000-х гг. мы находим еще 2 работы Г. М. Прохорова, посвященные уже непосредственно сочинениям свт. Филофея: это исследование под названием «Гимнографический триптих патриарха Филофея по греческим и древнерусским спискам и в современном переводе» 2008 г. 22 и работа «Канон-моление о дожде патриарха Филофея в греческом оригинале и древнерусском переводе (с приложением перевода на современный русский язык)» 2009 г. 23 Все эти работы за исключением труда «Исихазм и общественная мысль…» были совместно переизданы в научном издании «”Так возсияют праведники…”. Византийская литература XIV в. в Древней Руси» в 2009 г. 24 , которым мы и будем пользоваться в ходе нашей работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Киев-Чернигов, 2017 . Выпуск 5–6. С. 379–386; (2) Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer: Philotheos Kokkinos and His Vitae of Contemporary Saints/PhD in Classics. The University of Edinburgh, 2017 . 431 p.; (3) Pino T. A spiritual legacy for Holy Rus’: St. Gregory Palamas as archetype of deification in the writings of Patriarch Philotheos Kokkinos//Научный альманах «Афонское наследие». Киев-Чернигов, 2015 . Выпуск 1–2. С. 408–419; (4) Макаров Д. И. Три заметки о датировке «Двух слов о свете фаворском» св. Филофея Коккина//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2013 . 1 (5). С. 63–69; (5) Прохоров. Г. М. Канон-моление о дожде патриарха Филофея в греческом оригинале и древнерусском переводе (с приложением перевода на современный русский язык)//ТОДРЛ. 2009 . 60. С. 29–38; (6) Панова С. И. Славянские редакции Диатаксиса патриарха Филофея Коккина//Вестник Московского Университета. Сер. 9. Филология. 2008 . 2. С. 135–142; (7) Прохоров Г. М. Гимнографический триптих патриарха Филофея по греческим и древнерусским спискам и в современном переводе//ТОДРЛ. 59. 2008 . С. 154–168; (8) Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος, Βις κα ργο/Ph. D. diss. Aristotle University of Thessalonike. 2001 . 396 p. Наиболее обширными можно считать исследования Цендикопулоса и Митреа, но они написаны на иностранных языках, в связи со специфичностью и трудоемкостью перевода не попадают в поле зрения нашей работы. В представленном выше перечне совсем нет исследований агиографических сочинений, и только 1 работа посвящена богословскому труду «Два слова о свете фаворском». Ни 1-я, ни 2-я половина XX в. ситуации не меняет, так как исследуется в основном литургическое и гимнографическое наследие святителя (работы Г. М. Прохорова, Э. Н. Добрыниной, Х. Матеоса), во всяком случае исихастское влияние в творчестве свт. Филофея специально в исследованиях не рассматривается. Гипотеза, объект и предмет исследования. Анализ жития и перечня трудов свт. Филофея с учетом церковных, политических и социальных процессов эпохи приводит к мысли, что исихазм должен быть сильно запечатлен в сочинениях святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии: гимныи молитвы патриарха Филофея Коккина//Труды Отдела древнерусской литературы, 27, 1972, с. 120-149 список переводов произведений Филофея на церковно-славянский язык]. Прохоров Г. М. Гимнографический триптих патриарха Филофея по греческим и древнерусским спискам и в современном переводе//Труды Отдела древнерусской литературы, 59, 2008, с. 154-168. Прохоров Г. М. Канон-моление о дожде патриарха Филофея в греческом оригинале и древнерусском переводе (с приложением перевода на современный русский язык)//Труды Отдела древнерусской литературы, 60, 2009, с. 29-38. Напр., Zheltov M. A Slavonic Translation of the Eucharistic Diataxis of Philotheos Kokkinos from a Lost Manuscript (Athos Agiou Pavlou 149)//TOXOTHC: Studi per Stefano Parenti/D. Galadza, N. Glibeti, G. Radle, eds. Grottaferrata, 2010. (Analekta Kryptoferres; 9), p. 345–359. Панова С. В. Диатаксис патриарха Филофея Коккина в славянской книжной традиции. Вопрос о происхождении особой русской редакции//Древняя Русь. Вопросы медиевистики, 2007, 3 (29), с. 79–80. Панова С. В. Диатаксис патриарха Филофея Коккина в славянской книжной традиции XIV-XV вв.: лингвотекстологическое исследование : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.01/Панова Светлана Игоревна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова] – Москва, 2009 – 351 с. Добрынина Э. Н. Неизданные тропари патриарха Филофея Коккина: К вопросу о составе рукописи сборника ГИМ. Син. гр. 429 (Влад. 303)//Россия и христианский Восток. Вып. 1. М., 1997, 38-48. Jakovlevi A. Two stichera with Byzantine notation of Philotheos, Patriarch of Constantinople//Byzantine Studies, 1974, 1, р. 54-64. Прохоров Г. М. Филофей Коккин о пленении и освобождениигераклеотов//Труды Отдела древнерусской литературы, 33, 1979, с. 253-260. Стефанов П., йеромонах. Антиосманската тема в творчеството на св. Филотей Кокин//Патриарх Евтимий Търновски и неговото време. Материали от национална научна сесия «600 години от заточението на св. Евтимий, патриарх Търновски (В. Търново, 6 октомври 1993 г.)». Ред. Г. Данчев и др. Велико Търново, 1998, с. 281-294 (Библиотечна поредица “Проглас”).

http://bogoslov.ru/event/3851538

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010