Скопская епархия в 1219 г. перешла в юрисдикцию серб. Печской архиепископии, а Призренская (ок. 1216) вернулась в диоцез Охридской архиепископии. План средневек. Тырнова План средневек. Тырнова В 1-й пол. XIII в. Тырново превратилось в неприступный город-крепость. Он состоял из 3 частей: внешнего города, холма Царевец с царским и патриаршим дворцами и холма Трапезица, где находились 17 церквей и кафедральный собор Вознесения. Болг. цари ставили себе задачей сделать Тырново не только церковно-адм., но и духовным центром Болгарии. Они активно проводили политику «собирания святынь». После победы болгар над визант. имп. Исааком II Ангелом среди трофеев был захвачен большой патриарший крест, к-рый, по словам Георгия Акрополита, «был сделан из золота и имел в середине частицу Честного Древа» (Там же. С. 153-154). Феодор Скутариот добавляет, что крест был сделан равноап. Константином (ГИБИ. Т. 8. С. 251-252). До кон. 70-х гг. XIII в. этот крест хранился в тырновской сокровищнице в ц. Вознесения. При Иоанне Асене I были перенесены из Средеца в Тырново мощи прп. Иоанна Рыльского и положены в построенной во имя этого святого новой церкви на Трапезице. Царем Калояном в Тырново перенесены мощи святых мч. Михаила Воина, свт. Илариона, еп. Могленского, прп. Филофеи Темницкой и прп. Иоанна, еп. Поливотского. Иоанн Асень II воздвиг в Тырнове ц. 40 мучеников, куда перенес мощи прп. Параскевы Епиватской. При первых Асенях складывается концепция: Тырново - «Новый Царьград». Стремление уподобить столицу Болгарии К-полю нашла отражение во мн. лит. произведениях той эпохи. Печать Патриарха Виссариона. XIII в. (НАМ) Печать Патриарха Виссариона. XIII в. (НАМ) Синодик упоминает имена 14 Патриархов за период с 1235 по 1396 г. ( Попруженко. 1928. С. 91); по др. сведениям, их было 15. Сохранившиеся сведения об их жизни и деятельности крайне отрывочны. В списках не упомянут архиепископ Василий I, к-рый, хотя и не был официально признан Патриархом, назван таковым в ряде документов. Сохранилась свинцовая печать с именем Патриарха Виссариона, к-рую Т. Герасимов датирует 1-й четв. XIII в., полагая, что Виссарион был преемником примаса Василия и тоже униатом. Однако точно определить годы его Патриаршества не представляется возможным.

http://pravenc.ru/text/149675.html

и по наши дни. Общее руководство подготовкой материалов осуществляет архимандрит Макарий (Веретенников). Над текстами этого выпуска работали архимандрит Макарий (Веретенников), священник Алексий Ющенко, Н. Ерофеева, М. Исаев. Оформление В. Касимовского, А. Ерофеева. Благодарим за предоставление материалов Преосвященного Юстиниана, епископа Дубоссарского, викария Кишиневской митрополии, иеромонаха Иринея (Тафуню), М. Путкарадзе и А. Гуревича. Благодарим также О. Клодт за предоставление прорисей с икон равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского, и преподобных Завулона и Сосанны. Из определений Священного Синода от 7 февраля 1956 г. Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Алексия слушал Энциклику Священного Синода Румынской Православной Церкви (октябрь 1955 года) о воздании всенародных почестей святым, чьи мощи находятся в Румынской стране, и о причислении к лику святых мучеников и преподобных: преподобной Параскевы, святой мученицы Филофеи, святого Григория Декаполита, святого Димитрия Нового Бессарабовского, преподобного Никодима из Тисмана и святого мученика Иоанна Валаха. Выслушав Энциклику, Священный Синод возблагодарил Господа Бога и определил установить в Русской Православной Церкви на будущие времена воздавать святой мученице Филофее, преподобному Никодиму из Тисмана и святому мученику Иоанну Валаху все почести по учрежденным правилам и каноническому порядку ежегодно: святой мученице Филофее 24 ноября ст. ст., преподобному Никодиму из Тисмана 13 декабря ст. ст. и святому мученику Иоанну Валаху 29 апреля ст. ст., по общим чинам служб мучеников и преподобных, впредь до поступления от Румынской Церкви составленных в честь и память сих святых служб, а также и включить их святые имена в наш месяцеслов. Мученица Филофея Румынская † 7 декабря (XIII в.) Прославлена Румынской Православной Церковью Имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви в 1956 г. Память празднуется 24 ноября/7 декабря Святая мученица Филофея родилась в 1206 году в городе Тырново, древней столице Болгарии, в семье земледельца.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Во 2-й пол. XIX в. в Бухарестской архиепископии было 9 благочиний (по одному в жудецах Илфов, Яломица, Дымбовица, Прахова, Мусчел, Телеорман, Влашка и 2 в Бухаресте), 1029 приходов, 1680 церквей, 17 мон-рей и скитов, служили 1547 священников, в обителях подвизались 920 монахов. В 1929 г. количество благочиний возросло до 21 (по 3 в Бухаресте, жудецах Илфов, Дымбовица, Телеорман и Влашка, 2 в жудеце Мусчел и 4 в жудеце Прахова). После адм. реформы 1951 г. юрисдикция Бухарестской архиепископии распространилась на 37 адм. районов с 32 благочиниями: в столице и областях Бухарестской, Плоештской, Питештской и Констанцской. В епархии в то время насчитывалось 1624 приходов, 1754 церквей, служил 2231 священник. Число мон-рей сократилось, в епархии осталось 2 мужских (Кэлдэрушани и Синая) и 6 женских (Пасэря, Цигэнешти, Гигиу, Замфира, Сузана и Нэмэешти) мон-рей. Мон-ри Черника и Чорогырла перешли в непосредственную юрисдикцию патриарха как ставропигиальные. В 1968 г. в связи с адм. реформой вернулось разделение на жудецы. В то время в составе архиепископии в 20 благочиниях было 1585 приходов, служили 1728 священников; число мон-рей возросло до 11 (4 мужских и 7 женских). После 1990 г. изменилась адм. структура Церкви, образовалось много новых епархий. В Бухарестской архиепископии остались Бухарест и жудецы Илфов и Прахова. В наст. время в епархии 10 благочиний: 1-е Бухарестское, 2-е Бухарестское, 3-е Бухарестское, Южноилфовское, Североилфовское, Южноплоештское, Североплоештское, Кымпинское и Вэлений-де-Мунтейское, в которых 634 прихода и 78 приписных приходов, служат 97 священников; в 26 мон-рях и 7 скитах подвизаются 784 насельника. В архиепископии действуют правосл. богословский фак-т им. румын. патриарха Юстиниана (Марины), Бухарестская ДС во имя митр. Нифонта и жен. духовное учебное заведение во имя прп. Филофеи при мон-ре Пасэря. С 2014 г. должность викарного архиерея Праховского занимает еп. Тимофей (Айоаней). В Бухаресте и его пригородах находятся 6 мон-рей. Мон-рь Раду-Водэ во имя Св.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Акад. Наук т. I, стр. 82 sqq и т. X, стр. 2 sqq, Григоровича Статьи, касающиеся древняго славянского языка, Казань, 1852, Шафарика Разцвет славянской письменности в Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1868 г., кн. 7, Филарета Обэор русской духовной литературы ч. 1-я, Палаузова Век болгарского царя Симеона, Спб., 1852, Макария Истории русской церкви II, 166 fin. sqq. Из средневековых болгарских писателей нам известны пока только весьма немногие, именно: 1) Монах и пресвитер Дионисий, ученик Феодосия терновского, жившего в половине четырнадцатого века. О нем говорится в житии Феодосия, что он многи книги преложи с греческого языка на славянский (в Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1860 г., кн. I, л. 5). Какие это именно книги, пока остается неизвестным. 2) Иоасаф, митрополит виддинский или бдинский, поставленный в 1392 г. (см. Acta Patriarchat. Constantinop. Миклошича t. II, р. 161). Он написал похвальное слово Филофее терновской, мощи которой на другой год по взятии турками Тернова перенесены были из Тернова в Виддин (новый список слова с одной рук. Рыльского монастыря у А. Ф. Гильфердинга). 3) Евфимий, последний патриарх болгарский. Он принадлежит к числу наиболее плодовитых болгарских писателей и вместе с тем к числу наиболее замечательных болгарских пастырей. В настоящее время известны его сочинения: а) церковные слова: 1) похвальное царям Константину и Елене (рукопп. Троицкой лавры 199, л. 310 об., 712, л. 415 в 734, л. 174), 2) на Введение во храм Пресв. Богородицы (ibid. 669, л. 304 и 670, д. 523), 3) три похвальные слова Св. неделе (Григоровича Путеш. стр. 188 нач.); б) жития в повести: 1) житие Параскевы терновской (ibid. 630, л. 366), 2) житие Филофеи терновской (ibid· 754, л. 291 об. и 676, л. 745), 3) житие Иоанна рыльского (попечатано в Гласнике кв. XXII), 4) житие Феодосия терновского (Известий Акад. Hayk VII, 155, Григоровича Путеш. стр. 188), 5) повесть об обновлении храма Воскресения (иерусалимск., Троицкой лавры 664, л. 201 и 665); в) послания: 1) к Киприану монаху, жившему в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

На пожертвования верующих участок с церковью был выкуплен у турок, сооружены здания для паломников, открыта школа. В 1911 г. было начато строительство нового трехпрестольного храма в честь Рождества, Благовещения и Успения Пресв. Богородицы. В 1921 г. в К. была возрождена монашеская жизнь. В 1924 г. было завершено строительство нового храма. Во время второй мировой войны мон-рь пришел в упадок. К сер. 50-х гг. в К. оставался один престарелый монах. Восстановление обители было начато в 1956 г. стараниями Гортинского и Аркадийского еп. Тимофея (Папуцакиса; в 1978-2006 архиеп. Критский). Она была заселена жен. монашеской общиной. В 1961 г. учреждение мон-ря было официально утверждено королевским указом. В 1961 г. к новому собору был пристроен пронаос. После обретения в 1975 г. благоухающих мощей прп. Харалампия Каливианийского в мон-ре был сооружен небольшой храм во имя этого святого, в к-ром были помещены его мощи. Также построены парекклисионы во имя 10 критских мучеников, арх. Михаила и прп. Филофеи. Монашеская община ведет активную благотворительную и просветительскую деятельность. В обители организованы приют для сирот, дом престарелых, начальная школа, центр реабилитации подростков, типография, музей, иконописная, ткацкая, швейная, золотного шитья и вязания мастерские. Среди ценных экспонатов музея - поствизант. иконы «Одигитрия» из ц. св. Андрея мон-ря Пресв. Богородицы Одигитрии и «Св. бессребреники» из ц. св. Бессребреников в с. Ливадиотис. Святыни: частицы мощей четырех Ретимнских новомучеников Ангелиса , Мануила, Георгия и Николая (пам. греч. 28 окт.), свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского (пам. 9 нояб.), преподобных Мефодия Нивритского (пам. крит. 25 июня), братьев Парфения и Евмения Кудумасов (пам. греч. 10 июля), Харалампия Каливианийского (пам. крит. 23 авг.). В наст. время в К. подвизаются 39 монахинь и 8 послушниц; игумения - Тимофея (Геракаки) (Δπτυχα. 2012. Σ. 926). Духовником и директором начальной школы в течение 35 лет является архим. Нектарий (Патеракис).

http://pravenc.ru/text/1319961.html

святых (свт. Илариона , еп. Меглинского, свт. Иоанна Чудотворца , еп. Поливотского, прп. Иоанна Рильского, мч. Михаила Воина из Потуки, преподобных жен Параскевы (Петки) Эпиватской и Филофеи Тырновской), ставших наиболее почитаемыми в Болгарии вплоть до наших дней. Большинству из них во 2-й пол. XIV в. написаны пространные жития, похвальные слова и службы свт. Евфимием Тырновским (а еще ранее - в XIII в.- краткие жития и повести, включенные позже в Стишной Пролог), при этом болгарами из них были только св. Иоанн Рильский и, возможно, Михаил из Потуки. Такая активность почитания визант. святых, чьи мощи были собраны в болг. столице, особенно заметна на фоне местных в то время культов святых Климента и Наума Охридских и западноболг. (македон.) пустынников преподобных Гавриила Лесновского , Иоакима Осоговского и Прохора Пшинского , а также несомненного угасания в стране в XIV в. почитания св. архиеп. Мефодия и непродолжительности почитания Тырновского Патриарха свт. Иоакима, служба и житие к-рого сохранились в единственном дефектном списке. Болг. церковное искусство на протяжении всей средневек. истории находилось под сильнейшим влиянием византийского (см. разд. «Искусство» в ст. Болгария ). Лит.: Златарски В. История на българската държава през средните векове. София, 1970. Т. 1; Острогорски Г. Автократор и самодржац// Он же. Сабрана дела. Београд, 1970. 4. С. 303-321; История на България. София, 1980-1982. Т. 2-3: Божилов И. Цар Симеон Велики (893-927): Златният век на Средновековна България. София, 1983. С. 17-32, 41-52, 106-117; он же. Българите във Византийската империя. София, 1995; Тъпкова-Заимова В. Българо-византийските отношения и концепция за «Втория» и «Третий Рим»//Величието на Търновград. Велико Търново, 1985. С. 283-295; Принятие христианства народами Центр. и Юго-Вост. Европы и Крещение Руси. М., 1988. С. 30-67; Буланин Д. М. Античные традиции в древнерус. лит-ре XI-XVI вв. Мюнхен, 1991. С. 264-270; Драгова Н. Балканският контекст на старобългарската писмена култура (VIII-XII вв.).

http://pravenc.ru/text/372678.html

Сочинения Е. в XV-XVII вв. широко распространялись в правосл. слав. мире. Константин Костенечский , учителем к-рого был Андроник, один из учеников Е. в Бачковском мон-ре, назвал «великого этого искусника [Евфимия] славянских письмен светилом стран тех, что воистину явилось и поныне [является] до реки глаголемой Марица, и в Скифских странах, и в Загорье». Почти в полном составе книжное наследие Е. перешло в Валахию и Молдавию, где, как предполагают ученые, был полностью переписан 10-томный свод отредактированных им Житий, похвал и служб. Труды Е. копировались в Бачковском и Рильском мон-рях, в серб. землях, на Афоне, в Вел. Литовском княжестве, в Москве и Новгороде. Из Житий, составленных Е., на Руси и в Вел. Литовском княжестве стали популярными Жития Параскевы (Петки), Илариона Мегленского и Филофеи Тырновской, из Похвальных слов в рус. торжественниках встречается только Похвала равноапостольным Константину и Елене и перевод отрывка из творения еп. Евсевия Кесарийского, посвященного имп. Константину. В XVI в. написанные Е. Жития болг. святых вошли в ВМЧ, в XVIII в.- в свод свт. Димитрия Ростовского. Почитание Ссылаясь на то, что не сохранилось ни одного болг. списка Похвального слова Е. митр. Григория Цамблака, К. Иванова пришла к выводу, что автор написал его в период проповеди в Сучаве либо в период пребывания на кафедре в Киеве с целью инициировать прославление своего учителя, а не как следствие распространения его почитания ( Иванова. 1986. С. 100-101). На основании упоминания Е. как святого в заглавии одной из молитв в Служебнике нач. XVI в. П. А. Сырку сделал вывод, что в XVI в. Е. почитался в афонском мон-ре Зограф, а отсутствие более поздних следов его почитания (в т. ч. Жития и службы) объяснил последовавшим запустением мон-ря ( Сырку. 1890. С. 57-58). Гимнография Помимо Похвального слова в отрывке рукописи, происходящей из Бобошевского мон-ря, под 17 июля сохранилась стихира, посвященная Е. ( Калев Д. Богослужебна прослава на св. патриарх Евтимий//ДК. 1979. Кн. 1. С. 26). На основании текстуальных совпадений между Похвальным словом и этой стихирой можно предположить, что была и служба в честь Е., к-рая не сохранилась. Совр. служба в честь Е. была составлена еп. Левкийским Парфением (Стаматовым) в 1951 г. (Минея. Янв. М., 2002. Т. 5. Ч. 2. С. 183-197). Иконография

http://pravenc.ru/text/187641.html

Бодуэном и графом Луи де Блуа, племянником франц. кор. Филиппа II Августа. Луи погиб, а Бодуэн попал в плен и впосл., вероятно, был убит в Тырнове. Однако после битвы половецкая конница ушла, и К. был вынужден привлечь в качестве союзников против крестоносцев еретиков-богомилов крупнейшего города Фракии - Филиппополя (ныне Пловдив). Но после разграбления города этот союз распался. В 1206 г., несмотря на уговоры папы Римского, к-рый в письмах называл его не императором, как главу Латинской империи, а «королем» Болгарии и призывал заключить мир, К. продолжил военные действия против крестоносцев. При этом он переселял жителей захваченных фракийских и македонских городов за Балканские горы, что спровоцировало переход местных греков на сторону крестоносцев. В 1207 г., вновь получив поддержку половцев, К. вторгся во Фракию и двинулся на Адрианополь (ныне Эдирне, Турция), но не смог взять город. Его следующей целью стала Фессалоника. Но во время ее осады К. внезапно умер или, как сообщает Георгий Акрополит, от болезни, или, как считают мн. историки, в результате заговора. Военные походы К. и др. представителей династии (Иоанна I и Иоанна II Асеней) сопровождались перенесением в качестве трофеев с завоеванных территорий в Тырново мощей местночтимых святых (как слав., так и греч. происхождения), составивших в XIII-XIV вв. собор святых, почитаемый в Болгарии и в наст. время. Из Меглена (Моглены) были перенесены мощи еп. Илариона Могленского (1205), из Мосинополя - св. Иоанна Чудотворца , еп. Поливотского (ок. 1206), из Потуки - мч. Михаила Воина (1205), из р-на г. Памфил близ Адрианополя - прп. Филофеи Тырновской (между 1204 и 1206), и, возможно, из Лесновского монастыря - мощи прп. Гавриила Лесновского . 21 окт.- дата принесения мощей еп. Илариона Могленского в Тырново, указанная в повести, посвященной этому событию. С 1-й пол. XIV в. повесть сохранилась во мн. списках Стишного Пролога, и эта дата стала днем памяти преподобного. Весьма вероятно, что дни памяти и др. упомянутых святых, кроме прп.

http://pravenc.ru/text/1320149.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФИЛОФЕЯ РУМЫНСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мц. Филофея Румынская Филофея Румынская (+ ок. 1060 или ок. 1206 -ок. 1218 ), Тырновская, Арджешская, мученица . Память 7 декабря Житие Родилась в Тырново , возможно около 1206 года . Её отцом был болгарин-земледелец, а мать - валашка. Мать взрастила дочь в истинно-христианском духе, но вскоре скончалась. Тогда отец Филофеи вступил во второй брак. Благочестивая отроковица много претерпела от мачехи, которая винила её в неповиновении, излишне частом посещении церкви и расточении домашнего добра на милостыню сиротам и бедным детям. Отец тоже упрекал дочь, но Филофея твердо держалась богоугодного жития которому научилась у матери. Она хранила свою непорочность, продолжала ходить в церковь, раздавала одежду и еду нуждающимся детям, проводить время дома в посте и молитве. Господь призвал её к себе когда Филофее было всего двенадцать лет. Стояла осень и отец работал в поле, а мачеха ежедневно посылала Филофею относить отцу еду из дома. Но Филофея имела обыкновение отдавать часть пищи бедным детям, которые просили у неё на улице. Отец, заметив недостаток пищи, укорил в этом жену, но та ответила что посылает достаточно. " Спроси дочь твою, что она делает с едой, " сказала мачеха. Отец разозлился на дочь и решил тайно проследить за ней. Однажды в полдень, прячась в кустах, он увидел как Филофея раздаёт еду бедным детям. Бешеный гнев охватил его, он поддался дьявольскому наущению и бросил свой топорик в Филофею. Смертельно раненная, мученица предала дух в руки сладчайшего Жениха Христа, приняв смерть за веру. Почтание Тут же после совершения злодеяния страх и раскаяние охватили отца. Он попытался поднять тело дочери, но не смог - оно сделалось тяжелым как камень. Тогда он побежал к архиепископу Тырновскому и исповедал свой грех. Архиепископ с духовенством и толпой народа вышли из города с каждением и свечами в руках, намереваясь перенести тело святой мученицы в городской собор. Но и им не удалось поднять тело с земли.

http://drevo-info.ru/articles/8002.html

Дверь храма была маленькой и открывалась внутрь, что было трагической деталью. По последней причине родители тщетно пытались выломать дверь, заблокированную напором давящих друг друга в панике детей. Священник Думитру Вишинеску также погиб, сгорев вместе со своим 11-летним сыном. Хотя церковь сгорела полностью, уцелел только один предмет, сделанный из бумаги: Святое Евангелие. Это чудо послужило поводом для легенды, которая впоследствии прижилась в деревне. «В те времена, в засушливые годы, было принято, что группа священников Патриархата приходила в пострадавшие села с мощами святой Филофтии. Даже в церкви Костешти реликвии находились за год до трагедии, но говорят, что, покинув нашу деревню и вернувшись в Бухарест, священники, сопровождавшие реликвии, заметили, что были украдены два золотых креста, находившихся рядом со святыми мощами. Бог очень рассердился на жителей Костешти и наказал их, забрав их детей» , - говорит Вирджил Ионеску. Новость о пожаре разлетелась по миру, и тонны помощи пришли из-за рубежа (Европа, США). На похороны более ста детей прибыли королева Мария и Наследник король Михай. Долгое время в селе не проводились свадьбы, крещения, торжества и другие вечеринки. 116 душ, погибших в огне, ежегодно поминаются во время Страстной недели. На месте сгоревшей церкви вскоре была установлена небольшая часовня и памятник в память о погибших. В 1930-1932 годах в 2 км от места трагедии (на ул. Виктории, 20) была построена большая мемориальная церковь, во имя Пророка Илии (арх. Ионеску Беречет) http://www.biserici.org/index.php?menu=BI&code=42 , на постройку которой было собрано 10 миллионов леев, на которые были также возведены приходской дом и вышеупомянутая часовня на кладбище. Построенная в 2003 году на месте трагедии церковь освящена во имя Воскресения Христова и мученицы Филофеи Имена всех 116 погибших в Страстную Пятницу 1930 года высечены на каменном памятнике. Драматическому событию посвящен сюжет документального фильма Focul («Огонь»), получившего Гран-при фестиваля-конкурса религиозных фильмов «Свет из света».

http://sobory.ru/article/?object=54406

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010