Милосердие святого Серафима поистине умилительно. Ограничивая себя самым необходимым, он готов был делиться своими скромными средствами со всеми, не только с людьми, но и с диким зверем. Говорить ли о его чистоте сердца? Он, как верный страж, стоял над ним, бодрствуя ежечасно, очищая его покаянием, молитвою Иисусовой. Скажем лучше о том, что составляет награду чистых сердцем. Он воистину зрел Бога. Не токмо Царица Небесная неоднократно воочию являлась ему, но и Сам Господь Иисус Христос , во время Божественной литургии, окруженный святыми ангелами, как бы роем пчелиным, явился взору его. Тем более преподобный зрит Бога в вечной славе Его, где с ликами святых предстоит Ему, славя Бога в Троице и ходатайствуя за нас пред Ним. Тысячи исцелений, утешений, отзвуков его небесного гласа в душе народной служат тому доказательством. Миротворцев Господь именует сынами Божиими. И вот кто действительно может быть назван сыном Божиим – это ублажаемый нами святой старец, не только сам живший в мире со всеми, но и примирявший отцов и матерей с детьми, мужей с женами, братии и сестер о Господе друг с другом. Да, старец Серафим вполне осуществил в своей жизни заповеди Христовы. И если его не гнали за правду и он не сподобился венца мученичества, хотя и приял побои от злодеев, – то только потому, что рука не поднималась на того, кто всех встречал земным поклоном, величая словами: «радость моя», кто целовал всем руки и ноги. Так святой Серафим возлюбил Господа, ибо «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ( Ин. 14, 21 ). Так сказал Господь, и не ложно слово Его. Господь, всею полнотою Божества Своего, обитал в нем, насколько это доступно существу человеческому. Святой Серафим, как ветка на лозе, жил во Христе. А «кто во Христе, тот новая тварь». И истинно слово Господа Иисуса Христа: «верующий в Меня, дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин. 14,12 ). Вот разгадка происходящих ныне в Сарове событий. Не сошел Господь плотию Своею на землю и не сойдет. Но вновь повторяется евангельская картина народного одушевления верой, картина людского горя и несчастия, собранного в одно место, ожидающего утешения, облегчения, врачевания свыше,– картина общей радости всех за каждого утешенного, ободренного, исцеленного. То делается Тем же Христом Спасителем, только чрез верного раба Своего, его молитвами и предстательством.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Основания для почитания Ее находим в священном Писании. Какой имеет смысл почитание Ее, по заповеди ее церкви? Мы именуем Ее, – Богородицей, ублажаем или прославляем Ее, обращаемся к Ней с молитвами, в надежде, при Ее ходатайстве за нас пред Богом, получить просимое. 1) Богородицей мы именуем Ее, потому что Она родила Бога, так как Господь Иисус Христос есть и Бог, и Человек. Она родила Его по человечеству, но родившийся от Нее Человек был и истинный Бог. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил», пророчествовал о Нем пророк Исаия ( Ис.7:14 ), а слово Еммануил, по изъяснению св. Матфея, значит: с нами Бог ( Мф.1:23 ). Поэтому-то, в св. Писании Пресвятая Дева именуется Матерью Господа, что равносильно наименованию Богородицы. Св. Елизавета, родственница св. Марии, не сама по себе, а исполнившись Св. Духа, встречает Ее словами: благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» ( Лк.1:41–43 ); затем многократно Она называется Матерью Господа, – напр., у Мф.2:13, 14, 20 , Лк.2:7 ; Лк.2:33, 34 ; Лк.2:43, 48 ; Ин.2:3, 5, 19 , Ин.2:25–26 и др. Как Матерь Господа И. Христа, истинного Царя неба и земли, Она и Сама называется Царицей Небесной, как называл Ее в пророчестве царь и пророк Давид: «предста Царица одесную Тебе (Господа), в ризах позлащенных и приукрашенных» ( Пс.44:10 ). 2) Итак, она ближе всех к своему Сыну и Богу, Она одесную Его. По глубокой вере в свое величие, как Матери Господа, прежде чем исполнилось то, о чем благовествовал ей св. архангел Гавриил, она пророчествует: «отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный» ( Лк.1:48–49 ). Какой еще заповеди об ублажении Пресвятой Девы будем искать в св. Писании, читая эти слова Евангелия: «отныне будут ублажать Меня все роды». И мы видим примеры ублажения Ее, как Матери Господа, в св. Евангелии: «радуйся, Благодатная Господь с Тобою; благословенна Ты между женами ( Лк.1:28 ), ублажает ее св, архангел; «благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего» ( Лк.1:41 ), – ублажает св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Тело пастыря до вечера лежит на паперти. Кто-то из злодеев размозжил ему прикладом голову. Вторым из духовенства в Петрограде погиб популярный протоиерей настоятель Казанского собора отец Философ Орнатский . Это был блестящий проповедник-оратор, большой общественный деятель, широкий благотворитель и создатель многих детских приютов для бедного населения. После октября протоиерей Орнатский продолжал быть настоятелем Казанского собора и стал прибежищем для ищущих утешения в религии. Большевики зорко следили за его деятельностью и, чтобы устрашить отважного старца, арестовали его двух сыновей, гвардейских офицеров, которые впоследствии были расстреляны. Весной 1918 г. чекисты явились на квартиру пастыря (дом 3 по Казанской улице) и отправили его на Гороховую, 2. Накануне он отслужил в соборе панихиду по жертвам террора: расстрелы стали обычным явлением. Прихожане собора встревожились за судьбу пастыря. Составилось несколько делегаций, которые большевики не приняли. Наконец в одно из воскресений, после обедни, в сквере перед собором собралась многотысячная толпа, главным образом женщин, которая с пением молитв, хоругвями и иконами двинулась по Невскому проспекту на Гороховую улицу освободить батюшку отца Философа. Из толпы вышла делегация, которую коммунисты приняли и уверили, что они отца Орнатского скоро выпустят, что он находится на Гороховой в камере, в полной безопасности. Толпа разошлась. В ту же ночь отец Философ был расстрелян. Случайно во время скитаний по России автору настоящих воспоминаний пришлось встретить бывшего рабочего Обуховского завода, слесаря, шофера Павлова, который возил на расстрел отца Орнатского и целую группу лиц вместе с ним. Как-то, вызванный на откровенность, он говорил: – Да что ж было делать, приходилось и на смерть людей отвозить – мобилизовали на это дело. Только в трезвом виде я этого не производил. Уклониться нельзя: тебя прикончат. Ну, выпьешь бутылку спирта покрепче и везешь. Чекисты нас баловали спиртом, а в норме ни за что машину не заведешь на такое дело. Больше всех запомнилось, как с батюшкой Орнатским ехали... Батюшка Орнатский умирал, как святой человек. В ту ночь мы с разных тюрем 32 человека взяли на грузовик. Говорили, что все монархисты, офицеры. Были молодые, были и седые. Один говорил, что он – полковник гвардии и крепко ругал большевиков:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Осознававший важность церковно-просветительской деятельности в условиях бурно развивавшейся в России культурно-общественной жизни, отец Философ уже на первом году своего пастырского служения вступил в Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Эта организация создавала в Санкт-Петербурге целую сеть школ, библиотек, типографий, книжных магазинов и даже предприятий общественного питания для бедных, которые должны были распространить просветительскую и благотворительную деятельность Церкви на неимущие и малообразованные слои населения столицы 4 . Многие годы, участвуя в различных направлениях деятельности, а с 1892 г. став на четверть века бессменным председателем этой крупнейшей церковной организации, отец Философ сумел придать ей характер одного из главных центров столь необходимого для русской исторической жизни той эпохи церковного просвещения, обращавшегося к различным социальным слоям населения страны. Уже в первые годы пастырского служения, проявив себя в качестве одного из самых выдающихся проповедников Санкт-Петербурга, 28-летний священник Философ Орнатский был назначен членом Комитета Православного миссионерского общества 5 , в деятельности которого ему также суждено было сыграть одну из важнейших ролей. В 1892 г. отец Философ был назначен настоятелем храма преподобномученика Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг (казначейства) 6 , строительством которого ему пришлось руководить и настоятелем которого ему суждено было оставаться на протяжении более чем 20 лет. На протяжении второй половины ХХ века в России интенсивно развивалась система выборных органов местного самоуправления, деятельность которых сделала неизбежным создание в начале ХХ века двухпалатного российского парламента в виде Государственного Совета и Государственной Думы. Считая целесообразным для разрешения многих актуальных проблем современной церковной жизни не только участие представителей духовенства в деятельности различных общественных организаций отец Философ в 1893 г. принял участие в выборах в Санкт-Петербургскую Городскую Думу 7 . Его плодотворная работа в качестве гласного Городской Думы (члена городского муниципалитета) продолжалась около четверти века вплоть до ликвидации этого органа местного самоуправления после захвата власти в стране большевиками. Решая на протяжении своей многолетней деятельности в Городской Думе вопросы, относившиеся не только к нуждам Санкт-Петербургской епархии, но и касавшиеся различных аспектов городской жизни, отец Философ заслуженно приобрел в русской церковной жизни известность одного из наиболее искушенных в общественно-политической деятельности священнослужителей. При этом осуществляя свое служение в условиях начального формирования в России традиций парламентаризма, отец Философ обладал поразительной способностью избегать в своей деятельности крайностей как политического клерикализма, так и партийной ангажированности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Человек широких взглядов, протоиерей Философ живо интересовался социальными и религиозными тенденциями в обществе. В это время стало входить в моду обсуждение вопроса о равноправии мужчины и женщины в области профессиональной. Отец Философ писал: «Итак, и святое Евангелие, и светская литература, и житейская действительность согласно свидетельствуют, где источник обновления женщины, родник ее плодотворных и великих сил. Этот источник — ее верующее, чистое, любящее сердце. Верующая и любящая женщина способна на великие подвиги, хотя бы их ареной служил и малый мир, называемый семьею. Малый... Но не созидается ли из этих малых миров громада общества? И от целости и крепости семьи не зависит ли и крепость государства? А посему обыденные и, по-видимому, малые подвиги, совершаемые в семье женщиною, получают громадное общественное значение. Женщина — мать, воспитательница и учительница детей, нравственно-сдерживающее начало для мужа, блюстительница мира и покоя у семейного очага и государственный деятель. Христиански, самым житием своим, по выражению евангельскому, влиять на мужа, молиться над спящим и бодрствующим ребенком, учить дитя молитве и руководить его волею в добром направлении, сидеть у его одра болезни — не ниже, а выше, чем служить в канцеляриях и конторах или заниматься научными исследованиями и улучшениями человеческих отношений». С каждым десятилетием все более расшатывались религиозно-нравственные основы русского общества, и отец Философ, обращаясь к его образованной части, в 1894 году написал: «Смотрите: вот, жизнь христианская расшатывается в самых ее устоях. Религия и вера объявляются отжившими свой век, на место Бога люди ставят человечество и служением ему хотят заменить служение Богу. Мир духовный объявляется несуществующим, и Ангелы добрые и злые, о которых прямо и решительно свидетельствует Святое Писание, признаются только нашими понятиями о добром и злом... Находятся люди, которые брак не признают союзом нравственным, заключаемым для обоюдного спасения мужа и жены и христианского воспитания детей, но обращают в простую сделку, ради чувственных наслаждений и выгоды...

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-filos...

Она помолилась отцу Философу, чтобы он помог из этой ситуации как-то выкрутиться. Пошла она собирать грибы, лисички. И набрала такое огромное количество, какого не только не собирала, но и не видела никогда. Пошла их сдавать и выручила именно столько денег, сколько ей не хватало. Человек, который принимал грибы, был изумлен: «Где вы столько набрали? Мне приносят, сдают горсточками, а вы такое количество принесли, невероятно!» Вот такая история. — Когда Вы бываете в храме, который построил ваш дедушка, есть ощущение, что он рядом? Мне очень понравилась служба в день памяти священномученика Философа в храме Андрея Критского . Я представляла, что здесь был отец Философ, предстоял перед Престолом, молился, как звучал его голос. Так же все было при нем. Особое чувство я испытала, когда в первый раз присутствовала на службе в Казанском соборе. Он тогда только открылся, большую часть еще занимал музей, но службы уже начинали совершать. Иконостаса не было, не было преграды, все открыто взору. А каменный пол и ступени, ведущие на солею, старые… Я представила, как дедушка ходил по этим камням, заходил в алтарь. И мне было страшно смотреть… — Храм Андрея Критского , судя по фотографиям, восстановлен почти в первозданном виде. Вы его увидели таким или до реставрации? — Однажды по радио выступал протоиерей Геннадий Беловолов вместе с Софьей Вениаминовной Смирновой, которая была тогда директором музея Гознака. Речь зашла о фотографии священника. «Я, к сожалению, не знаю, кто это», — сказала Софья Вениаминовна. «О, так ведь это отец Философ!» — узнал его отец Геннадий. Они стали говорить об отце Философе, интересовались, остались ли родственники. Эта передача транслировалась днем, ее услышали племянница и мой сын, как школьники они были дома. Рассказали нам. Брат позвонил Софье Вениаминовне, наладилась связь. Мы бывали в музее Гознака. Приходили в храм Андрея Критского . Тогда он был в ужасном состоянии, сплошное разорение. Брат случайно наткнулся на камень. А отец Геннадий посмотрел и говорит: «Так это ведь закладной камень…»

http://azbyka.ru/fiction/svjashhennomuch...

Тысячи людей, искренне ищущих спасения, находили у о. Философа духовное окормление 1894 год… Всё сильнее и сильнее расшатывались религиозно-нравственные основы русского общества, всё большую популярность набирали идеи большевизма, которые отец Философ считал губительными. Не в силах молчать, он открыто обратился к петербуржцам: «Смотрите: вот, жизнь христианская расшатывается в самых её устоях. Религия и вера объявляются отжившими свой век, на место Бога люди ставят человечество и служением ему хотят заменить служение Богу. Мир духовный объявляется несуществующим, и ангелы добрые и злые, о которых прямо и решительно свидетельствует Святое Писание, признаются только нашими понятиями о добром и злом... Находятся люди, которые брак не признают союзом нравственным, заключаемым для обоюдного спасения мужа и жены и христианского воспитания детей, но обращают в простую сделку ради чувственных наслаждений и выгоды... В то время как мы спали духовно, устремляясь кто на село своё, кто на куплю свою, враг рода человеческого уловлял в свои сети простодушных и, указывая им на наши слабости, распалял их ненавистью к нам. И вот мы стоим лицом к лицу с врагом, который через наших же пленённых грехом собратий наносит нам раны. Нам предстоит борьба подлинная – не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12)». С началом Первой мировой войны отец Философ, отдав свой дом под лазарет для раненых солдат, перебрался с семьёй в небольшую казённую квартирку. Жили очень скромно. Отцу семейства приходилось давать даже частные уроки, чтобы прокормить жену и десятерых детей. К этому времени он был уже настоятелем Казанского собора – тысячи людей, искренне ищущих спасения, находили у о. Философа духовное окормление. 1917-й… Отец Философ Орнатский в кругу семьи Революционный хаос, обрушившийся на страну, вызвал раздор в Православной Церкви: одни ратовали за обновление и «демократию», другие призывали защищать Христову Правду.

http://pravoslavie.ru/146662.html

– У нас сейчас достаточно внимания уделяется новомученикам и исповедникам российским? – Думаю, что надо больше о них говорить. Но, во-первых, надо молитвенно их почитать. Как раз отец Философ – это пример новомученика, который сейчас как-то выходит в народ. Люди очень откликаются на его память. А вообще наша жизнь сегодня полна информации о войнах, о насилии – может быть, поэтому люди с трудом воспринимают тему мученичества: «Опять какие-то страдания…» Может быть, здесь есть и политический контекст. То есть, с одной стороны, есть нежелание людей с этим соприкасаться, с другой стороны – опасность использования памяти новомучеников в каких-то посторонних целях. Новомученики пострадали за Христа – вот это важно! Они хотели с Господом остаться до конца – и остались с Ним Новомученики пострадали за Христа – вот это важно! Они хотели с Господом остаться до конца – и остались с Ним. Думаю, что это не были люди как-то политически ориентированные. Да, отец Философ был монархистом, но пострадал он за Христа, подтвердив свои слова своей жизнью. Вероятно, в последние минуты новомученики были далеки от земного, ведь то, что они претерпели, невозможно претерпеть без явного присутствия Божиего, когда Дух Святой уже действует, а это может быть только в полном отвержении от всего мирского, и люди оказались к этому готовы. Это путь любого христианского подвижника – вот они прошли этот путь. В школах очень трудно рассказывать о новомучениках, так как там запрещено говорить о каком-либо насилии. Но об отце Философе можно говорить, ведь можно говорить о его жизни и деятельности и подавать это не просто как противоречивые факты – дескать, человек так прекрасно жил, так много сделал и вдруг пострадал. Конечно, это был путь восхождения по заповедям блаженств, которые заканчиваются заповедью о блаженстве страдающих за Христа. Рейтинг: 10 Голосов: 318 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Тамара 21 февраля 2020, 00:26 Как Господь милостив к нам, подарив нам столько святых, которые теперь у престола Божиего молятся за нас, за нашу Русь святую

http://pravoslavie.ru/128575.html

Подождав до пяти часов утра их возвращения, обеспокоенная, я отправилась прежде всего в Нарвский район, где отец Философ провел большую часть своей жизни. Придя в комиссариат, я встретила там комиссара и сказала ему, что в эту ночь был арестован мой отец, протоиерей Философ Орнатский , и два его сына и что арестовавшие его лица сказали, что берут их для допроса и что они вскоре будут дома. В ответ комиссар сказал, что никаких Орнатских он не знает и здесь их не было. Тогда я его спросила: — Где же их искать? — Ищите в Кронштадте в “Крестах”, но здесь их не было. Когда я направилась к выходу, то заметила матроса, арестовавшего отца Философа с сыновьями, и сказала ему: “Это вы у нас были на Казанской улице и взяли для допроса отца Философа, сказав, что они скоро вернутся? Они домой не вернулись, где они теперь?” Матрос тоже отрекся, сказав, что он у нас не был и никого не арестовывал. Я вышла из комиссариата и шла, думая, что делать, как вдруг услышала за собой шаги и голос: “Сестра Орнатская, идите, слушайте и не оборачивайтесь: ваш отец и братья были здесь и теперь увезены и расстреляны в числе других арестованных на одной из дамб Финского залива”. Затем я услышала удаляющиеся шаги. Я обернулась и увидела уходящего человека небольшого роста и в солдатской шинели. Услышав такую ужасную весть, поспешила домой, где меня ждала встревоженная всем происшедшим мать. Увидев ее состояние, у меня не хватило духу рассказать ей о слышанном. Прихожане Казанского собора, узнав об аресте священномученика Философа, составили несколько делегаций, которые большевики не приняли. Наконец, в одно воскресение, после обедни, в сквере перед собором собралась многотысячная толпа, главным образом женщин, которая с пением молитв, хоругвями и иконами двинулась по Невскому проспекту на Гороховую улицу освободить батюшку отца Философа. Из толпы вышла делегация, которую коммунисты приняли и уверили, что они отца Орнатского скоро выпустят и что он находится на Гороховой, в камере, в полной безопасности. Толпа, успокоенная, разошлась.

http://azbyka.ru/fiction/svjashhennomuch...

А когда началась Первая мировая война, отец Философ неоднократно выезжал в районы боевых действий, сопровождая транспорты с вещами и продуктами для воинов, горячо молился за победу русского оружия. Отдал свою квартиру под лазарет для раненых солдат, а сам с семьёй переехал в небольшое казённое помещение. (Кстати, в то время под солдатский лазарет сам Николай II отдал Зимний дворец. И когда в октябре 1917 года его штурмовали революционеры-большевики, то к своему удивлению обнаружили в нем, кроме Временного правительства, и раненых солдат на койках). В армии служили все взрослые дети церковного иерарха. А в Казанском соборе собирали средства для помощи фронту, был организован сбор теплых вещей, женщины шили белье для воинов. Пророческие предупреждения В Петрограде отец Философ Орнатский был одним из самых уважаемых священнослужителей, во время его проповедей храм всегда был полон верующих, которые, затаив дыхание, внимали каждому его слову. Он обладал великим даром духовного утешения. Его появления всегда с нетерпением ждали в лазаретах и приютах, богадельнях и тюрьмах. Везде, где появлялся этот замечательный пастырь, царила атмосфера благожелательности и мира. Еще в 1894 году отец Философ, обращаясь к образованной части общества, предостерегал: «Смотрите: вот, жизнь христианская расшатывается в самых ее устоях. Религия и вера объявляются отжившими свой век, на место Бога люди ставят человечество и служением ему хотят заменить служение Богу. Мир духовный объявляется несуществующим, и Ангелы добрые и злые, о которых прямо и решительно свидетельствует Святое Писание, признаются только нашими понятиями о добром и злом… Находятся люди, которые брак не признают союзом нравственным, заключаемым для обоюдного спасения мужа и жены и христианского воспитания детей, но обращают в простую сделку ради чувственных наслаждений и выгоды… В то время как мы спали духовно, устремляясь, кто на село свое, кто на куплю свою, враг рода человеческого уловлял в свои сети простодушных и, указывая им на наши слабости, распалял их ненавистью к нам. И вот мы стоим лицом к лицу с врагом, который через наших же плененных греху собратий наносит нам раны».

http://pravoslavie.ru/115455.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010