И в этом случае говорить о подражании Христу не приходится: насколько этот образ действия был свойствен только личности Спасителя как именно индивидуальной подражание Ему могло бы сопровождаться полнейшей неудачей и такой же бесцельностью. Очевидно, предметом для нашего подражания в жизнедеятельности Богочеловека может и должно быть только то, что не отмечено ни божественным отпечатком (насколько этот отпечаток в личности Его отделим мысленно от человеческого), ни отпечатком индивидуализма и, следовательно, то, что так или иначе обще у Него со всем остальным человечеством. «Для желающих легко подражать тому, что однородно (с ними), – говорит св. Григорий Нисский о подражании Христу, – а подражание превышающему нас – недоступно» 781 . И в этом случае мы можем и должны подражать не столько отдельным Его поступкам, сколько тому общему характеру, общему направлению Его жизнедеятельности, которое проявлялось в тех или других Его отдельных действиях. При этом слово Божие особенно оттеняет некоторые наиболее выдающаяся обнаружения нравственного поведения Спасителя как предмета нашего подражания. Так, христиане приглашаются «жить в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас» ( Ефес. 5: 2 . Ср. 1Ин.3: 16 ; Ин.15: 12 ). При существовании между людьми искренней любви естественно ожидать от них «угождения» друг другу «во благо, в назидание», так как «и Христос не Себе угождал» ( Рим.15: 23 ). Раз взаимные отношения людей проникнуты услужливой любовью, естественно, они носят на себе печать кротости и смирения. Здесь опять образцом нашего подражания является Господь, приглашающий «научиться от Него: ибо Он кроток и смирен сердцем» ( Мф.11: 29 . Ср. Филип. 2: 5–8 ). Ап. Павел увещевает своего ученика Тимофея к мужественному исповеданию веры примером страждущего Спасителя, «засвидетельствовавшего перед Понтием Пилатом доброе исповедание» ( 1Тим.6: 12–14 ). Если в мужественной борьбе с врагами истины, кто бы они ни были, христианину придется страдать, то он должен проявить долготерпение во время страданий как частный вид мужества, следуя примеру Самого Спасителя, Который «пострадал за нас, оставив нам пример (долготерпения), дабы мы шли по следам Его» ( 1Петр. 2: 20–21 ). Во всех этих местах Священного Писания идет речь о подражании Христу не столько в каких-либо отдельных Его поступках, сколько в общем духе, общем направлении христианского поведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Возражение 3. Далее, святые, души которых находятся на небесах, а тела – в гробницах, наслаждаются блаженством в своих душах, притом, что их тела находятся в плену у смерти, и их не называют странниками, а только сопричастниками. Следовательно, на том же основании и о Христе, похоже, надо говорить как о только сопричастнике и никоим образом не страннике, поскольку, несмотря на смертность Его тела, Его ум наслаждался Богом. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Для чего Ты – как чужой в этой земле, как прохожий, который зашел переночевать?» ( Иер. 14, 8 ). Отвечаю: человека называют странником как стремящегося к блаженству и сопричастником как уже обретшего его, согласно сказанному [в Писании]: «Так бегите, чтобы стать причастными» 226 ( 1Кор. 9, 24 ); и еще: «Стремлюсь, не стану ли причастным и я» 227 ( Филип. 3, 12 ). Затем, как было показано во второй части (II-I ,4, 6), совершенное человеческое блаженство осуществляется как в душе, так и в теле. В душе оно связано с тем, что приличествует душе, а именно с умственным видением Бога и наслаждением Им, а в теле постольку, поскольку тело, как говорит апостол, вое- станет духовным в силе, славе и нетлении ( 1Кор. 15, 42–44 ). Но и прежде Своих страстей ум Христов всецело созерцал Бога, и в этом смысле Он обладал блаженством со стороны того, что приличествует душе, но вместе с тем блаженства было недостаточно постольку, поскольку, как уже было сказано (4; 14, 1), Его душа была подвержена страстям и Его тело было страдательным и смертным. Следовательно, Он был одновременно и сопричастником, поскольку обладал приличествующим душе блаженством, и странником, поскольку стремился к тому блаженству, которого недоставало для [полноты] Его блаженства. Ответ на возражение 1. Невозможно подвигаться к цели и покоиться в ней в одном и том же отношении, но ничто не препятствует тому, чтобы это происходило в различных отношениях, как когда человек в одно и то же время и слушает о том, о чем он уже знает, и узнает о том, о чем он еще не знает.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

3. Когда придет странник, дать ему целование мира, и только; о том, откуда идет он, куда и для чего, не сле­дует расспрашивать, – или заводить с ним разговор о сторонних вещах. 4. В присутствии Аввы, никто не должен начинать делать что либо прежде его, ни петь, ни говорить, ни вести поучительную беседу. Все делать по его началу и указанию. Когда он велит, способный и поучение может говорить вместо его братству. Все же любовью да бывает, без сопер­ничества и притязаний. 5. Последование молитв и псалмопений должно соблю­дать, как постановлено. Утром до второго часа братья долж­ны всегда прилежать чтению с размышлением; разве только встретится нужда, оставя чтение, обще всем порану выйти на какое дело. После второго часа всякий пусть берется за свое дело, и работает до часа девятого «без роптания» (Филип. 2), как учит св. Апостол. Если кто заропщет, или спорить станет и противиться данным распоряжениям, держать его под епитимиею, пока покажет полное раскаяние и исправится. Состоящий под епитимиею никуда не должен выходить. Если кто из братий станет с ним заодно, под­вергнуть и его такому же отлучению. 6. Когда дан знак на молитву, если кто тотчас оставя дело, какое делает (ибо молитве ничего не должно предпо­читать) не поспешит в собрание, такого со стыдом оста­вить вне. Да приложат братия старание, чтоб, когда во время церковных собраний, днем ли или ночью, надобно бывает подольше постоять на молитве, не ослабевать и не выходить вне из Церкви, потому что в Евангелии написано: «подобает всегда молитися, и не стужати си» (Лк. 18). Если кто думает выходить не по нужде, а по блажи, пусть ведает, что когда замечен будет, осудится, как виновный, и сам за себя, и за то, что своим нерадением и других соблазняет. На бдениях наблюдать надобно, чтоб если кто, будучи обременяем сном, выходит на двор, не занимался там пустословием, а скорее возвращался назад на дело Божие, для которого собрались. В собрании же, где проис­ходит чтение, ухо свое да приложит всяк к словесам Писания и все да хранят молчание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

« Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? » (ст.16)? Многие на этот вопрос апостола, отвечают утвердительно и ссылаются на свое крещение (Иоан. 3:5 ), на миропомазание (2 Кор. 1:21–22 ). Но живет ли Дух Божий в вас еще теперь ? На это есть несомненные признаки. Вы должны о них знать (Рим. 9:1 ). Если вы храм Божий, то все, о чем вы думаете, что говорите и делаете, должно происходить перед Богом, с Богом и в Боге. Благо вам, если это так (Рим. 14:17 ); если вы имеете Духа с Его семью дарами, с Его святыми плодами (Ефес. 5:9 ). 1. Там — правда. Не какая-либо только гражданская правда, которую может иметь и язычник. Не фарисейская также (Мф.5:20). Правда, создаваемая в нас Духом Святым, состоит в том, если мы прежде всего отвергаемся собственной правды (Исаии 64:6 ) и ищем нашего оправдания и спасения во Христе (Исаии 45:24 ), если мы потом стараемся исполнять то, что праведно и благочестно перед Богом (Рим. 8:14 ). Так возникает в нас правда, имеющая силу перед Богом (2 Кор. 5:21 ). И если мы чувствуем еще в себе немощи, то Дух Божий способствует нам в наших немощах (Рим. 8:26 ). Как велико счастье такого сердца! (Псал. 31:1–2 ). 2. Там — мир. Как дорог мир для страны! И однако это только тень в сравнении с миром сердца. Не мир, который дает мир, который держится только на деревянных подставках. Мир сердца, в котором живет Дух Святый, выше всякого разумения. (Филип. 4:7 ). Мир с Богом (Рим. 5:1 ). Без этого мира Бог постоянно держал меч и лук в Своей деснице (Псал. 7:13 ). Никто тогда не осмеливался взывать: Авва Отче! Каждый удар молнии был стрелой, направленной против грешника. Но Дух Божий во Христе разрушает стену между нами и Богом. Этот мир не на бумаге только подписан и скреплен печатью. Совесть чувствует его. Где была буря (Псал. 37:2 ), там водворилась тишина, подобно тому, как больной, по прошествии мучительной болезни, погружается в успокоительную дремоту. Хотя диавол и не оставляет нас в покое, но удваивает свои нападения; однако: « идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего » (Иоан.14:30). Дух Божий защищает храм, в котором Он живет. Конечно, бывают минуты скорби, но мир не нарушается (Исаии 54:10 ). Осаждаемая крепость должна выдержать много нападений, но она отражает штурм. Врата адова не одолевают мира души, в которой живет Дух Божий.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

17:24); и опять: «идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12:26). Будем же взирать на обетование сие, чтоб уверены будучи в воздаянии, легче и охотнее поднимали мы всякий труд, ходя, как ходил Господь, обетователь наград. 18. Вы также, вторствующие в домах, держитесь сми­рения и кротости и законом общей жизни считайте заповеди старцев, чтоб, соблюдая их, сохранить вам души свои, уподобляясь Тому, Кто сказал: «Душа Моя в руку Тво­ею выну» (Пс. 118:109).— И исполняя написанное: «Сын да прославляет Отца».— За это обрадованы будете вы, плодами трудов своих. Без трудов же и плодов никто не будет обрадован общением с Господом Только имея плод о Господе, можете вы соделаться наследниками и со­наследниками Ему. 19. И вам всем, братья, состояние в подчинении, по чину свободного порабощения, говорю: «Да будут чресла ваша препоясана и светильницы горящии: и вы подобии человеком, чающим Господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему. Блаженни раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих» (Лк. 12:35—37). Тоже будет и вам, если продолжительность труда не породить в вас расслаблены; будете приглашены на небесную вечерю и вы, и Ангелы послужат вам. Таковы обетования хранящим заповеди Божии, – таковы награды им в будущем! «Радуйтеся же всегда о Господе, и паки реку: радуйтеся» (Филип.4:4). Подчиняйтесь отцам со всею покорностью, без роптания и разных помышлений и к добрым делам прилагайте простоту души, чтоб исполнясь добродетелей и страха Божия, соделались вы до­стойными всыновления Богу. «Примите щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разженные угасити: и шлем спасения восприимите и меч духовный, иже есть глагол Божий» (Еф.6:16. 17). «Будьте мудри, яко змия, и цели, яко голубие» (Мф.10:16). Внимайте словам Апостола Павла: «чада, послу­шайте родителей своих во всем» (Колос. 3:20); и получите спасение душ ваших чрез тех, которые постав­лены над вами. И в другом еще месте написано: «повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотящее» (Евр.13:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Отсюда же, – как чрез поврежденную в Адаме общую природу людей воцарился залог смерти, так чрез восстановленное во Христе достоинство общей природы людей и воскресение этой природы вошел закон всеобщего воскресения, а самое Его воскресение является образом нашего будущего воскресения ( 1Кор. 15:47–49 ; Филип. 3:21 ). II. Воскресение Иисуса Христа – действительное историческое событие, как действительны жизнь и смерть Его. Предвозвещенное в ветхом завете ( Пс. 15:10 ; Мф. 12:39–40 ), предсказанное много раз Самим И. Христом ( Иоан. 2:19. 21; 10:17 ; Мф. 16, 21. 17; 9:23; 20:17–19 ), оно засвидетельствовано очевидцами, которым Иисус Христос постави Себе жива по страдании Своем, во мнозех истинных знамениих, деньми четыредесятьми являяся им, и глаголя, яже о царствии Божии ( Деян. 1:3 ). Эти очевидцы описывают многие и из самых явлений Спасителя по воскресении, с указанием места и разных обстоятельств этих явлений 336 ), с беспристрастием, не скрывая того, что они поверили воскресению Христа Спасителя только после долгих сомнений, после того, как осязательно убедились в том, вложив свои персты в Его руку и свою руку в Его ребра ( Иоан. 20:27 ; Марк. 16:14 ), путешествовали с Ним, видели Его вкушающим с ними пищу и питье ( Иоан. 21:11 ). Однажды и одновременно пятьсот братий видели воскресшего Господа ( 1Кор. 15:6 ). Павел, бывший до своего обращения гонителем христианства, сделался апостолом Христовым только после того, как удостоился явления воскресшего Господа, подобного явлениям прочим апостолам, убедившись в Его воскресении ( Деян. 9:1–30; 22:1–21; 26:2–23 ; 1Кор. 15:8 ). Даже современные событию враги Христовы засвидетельствовали действительность Его воскресения. Они запечатали Его гроб, охраняли его, вообще сделали все, чтобы воспрепятствовать пропаже Его тела, желая на все времена и перед всем народом доказать ничтожность веры в Него. Показав мертвое тело, они могли бы заклеймить Его именем «обманщика» ( Мф. 26:63; 27:64 ). Но они сознаются, что не могут обличить во лжи Его учеников, проповедовавших о воскресении своего Учителя, и приказывают им только молчать ( Деян. 4:14–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Господь близ: ни о чемже пецытеся [Филип. 4, 6]. Запись 550 Бог, как един Сый, вездесущий, простой, во едино мгновение все может сотворить и претворить, как это было с чудесами египетскими. Простой делает просто, всемогущий - все может. Записи 551-560 По хозяйской или, лучше, денежной гордости и непонятной злобе мы часто не хотим удостаивать речи питающихся от нас, враждебно относимся к ним, вместо того чтобы нам более смиряться пред ними, как слугам их, по словеси Господню: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга [Мф. 20, 26], чтобы усугубить тем воздаяние Владыки чрез искреннее, нелицемерное Ему служение в лице меньших Его братии! О, кроткий и смиренный сердцем Творче, Жизнодавче, Искупителю, Кормителю и Хранителю наш, Господи Иисусе! Научи Ты нас любви, кротости и смирению Духом Твоим Святым и укрепи нас в сих достолюбезнейших Тебе добродетелях, да не надмевают нашего сердца дары Твои богатые, да не мним мы, что мы питаем, довольствуем и поддерживаем кого-либо; Ты, - Общий всех Кормилец, питаешь, довольствуешь и хранишь; все под крылами Твоей благости, щедрот и человеколюбия довольствуются и покоятся, а не под нашими, ибо мы сами имеем нужду укрываться в тени крыл Твоих каждое мгновение нашей жизни. Наши очи устремлены к Тебе, Богу нашему, якоже очи раб в руку господий, очи рабыни в руку госпожи своея, дондеже ущедриши нас [Пс. 122, 2, 3]. Аминь. Запись 552 Веруй твердо в осуществимость всякого слова, особенно произнесенного во время молитвы, памятуя, что Виновник слова есть Бог Слово, что Сам Бог наш, в Троице покланяемый, выражается тремя словами или именами: Отец, Слово и Святой Дух; что всякому слову соответствует бытие, или всякое слово может быть бытием и делом. Благоговейно обращайся с словом и дорожи им. Помни, что как ипостасное Слово Божие - Сын Божий всегда соединен со Отцем и Духом Святым, так и в слове Священного Писания, или в молитве, или в писаниях богомудрых отцев участвует по Своему вездесущию Отец, как верховный Разум, творческое Его Слово и Совершитель Дух Святый.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1006...

На листе 1-м внизу припись писца: (@мнце хвъ. пантелеимоне поспши раб бию филип@). На л. 5-м: (@о ги помози о ги посмши@) (@дремота непримньна. и в семь рдке. помшахс@). На листе 11-м об. (@велика грамота въ татради сеи@). На листе 28-м: (@0 гна козма и дамина. и архнглъ гнь врвилъ. поспшите гршьному филип. писцю@). Вверху сей приписи написаны киноварью ноты. На листе 39 об.: (@погибель перь сего@). На листе 41-м: (@призри на м и помилуи м@). На листе 54-м: (@ссти жинатъ. клювовлни. съ саломь съ ръібьимъ@). На л. 11 об. буква является головой шута. В рукописи сей, по местам, над некоторыми словами встречаются древние нотные знаки. Так напр. на листах: 1. 41 об. 49 об. 64 об. 82. Ирмосов, которых не находится в нынешнем печатном Ирмологии, нет и в Ирмологии 1657 г. 524 (по преж. каталогу 748). Ирмологий нотный пергам., в 8-ю д., 136 л. 894 . Содержит ирмосы на все 8 гласов. Расположение ирмосов то же, что в Ирмологие, показанном в истории пр. Макария, (см. истор. Макария т. 3., примеч. 205, стр. 296); в конце же песней в 748 некоторые ирмосы прибавлены. Так, напр., в песне 4-й прибавлены: ирмос 7-й. 14 и 15; так же и в Ирмологие, указанном в истории пр. Макария, некоторые ирмосы против 748 прибавлены. Перевод тот же, но буквально не сходится. С листа 1-го до 10 вставлены бумажные отрывные листы из Апостола 721, долженствующие следовать в нём после листа 249-го. Листы сии содержат: Л. 1. Столп апостольских чтений с пятка 24-й недели до субботы сыропустной. С субботы сыропустной (л. 2) показаны прокимны и апостолы и причастны до св. Пасхи, в неделю цветную показаны антифоны. Л. 4. (@Пркимны. и аллил. въскрны. и. мъ. гласово@). – об. (@Пркымни. і аллиа. дневни@). Л. 5. (@Аплъ. мръшы. на всю семиц@). Л. 6. (@Съборникъ ві-мъ мцемъ сказа главы коемждо апл избранны сты. и празникомъ@), начиная с месяца Сентября и прерывается на 25 Декабря. С л. 10-го следует самый Ирмологий на пергам. листах, но начальный лист утрачен. Ирмологий начинается концом 1-го ирмоса 1-й песни 1-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Ст. 33–37. Ветхозаветный Закон воспрещал употреблять клятву именем Божиим в делах пустых, тем более в уверениях ложных. Третья заповедь Десятословия по двоякому значению еврейского слова шаве, которое значит и не нужный, и ложный, запрещает и суетное употребление имени Божия (по слав. не возмеши имени Господа твоего всуе, Исх. 20, 7 ), и употребление его для лжи. Иисус Христос изъясняет эту заповедь, как запрещение клясться именем Божиим во лжу, а потому она излагается здесь греческим выражением: οκ πιορκσεις. Современные Христу иудеи вследствие означенного запрещения воздерживались от употребления имени Божия при ложных или суетных заверениях, но вместо того клялись небом, землею, Иерусалимом, головою и таким образом без употребления имени Божия клялись и всуе, и во лжу. Это и воспрещает божественный Законодатель Нового Завета, говоря: глаголю вам не клятися всяко ни небом, – ни землею, – ни Иерусалимом... Слово всяко (греч. не следует ни отделять от последующего перечисления, ни переводить в смысле совсем, совершенно, вообще (в важных случаях клятва именем Божиим была употребляема и в Ветхом, и в Новом Завете, см. Рим. 1, 9 ; 2Кор. 1, 23 ; Филип. 1, 8 ; 1Сол. 2, 5, 10 ; Апок. 10, 6 ), но, соединяя это речение с примерами клятвы, должно принимать слова Господа в таком смысле, как если бы сказано было: небом, землею, Иерусалимом во всяком случае не клянитесь. Те, которые на основании этого места отвергают клятву или присягу, разумеют греческое слово σλως в смысле вообще. Не далеко от сего и вовсе, стоящее в русском переводе Евангелия. λως употребляется в Нов. Завете три раза: 1) в 1 Коринф. 5, 1, где оно значит: как бы то ни было, не зависимо от того, т. е. от того, чего хотят коринфяне, и с чем придет к ним апостол, см. ст. 21 главы 4-й. 2) в том же послании, в гл. 6, ст. 7, это слово означает или тоже самое, или, может быть, во всяком случае, и без того; наконец, 3) в том же послании, в гл. 15, ст. 20, находится изречение: ε λως vεκρο οχ γερονται, τ και βαπτζονταις это значит: что и креститься, если мертвые не востают во всяком случае? т. е. ни крещенные, ни некрещенные?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Сравним с изложением взгляда Ап.Павла на психическое значение плоти ( δρξ).» Если говорится, что плоть всегда одушевлена, что с нею постоянно связана психическая жизнь, – то эта связь однако может представляться не так, как будто плотское и душевное переплелись в ней друг с другом внешним образом. Если желают точнее указать, что следует понимать под этой связью, то приходят к тому выражению, в котором высказывает это отношение «синехология»: её психическими явлениями связываются плотски явления, плотски функции сопровождаются психическими функциями. Дальше, земное тело образовано из плоти, – если теперь вообще вся плоть видимо одушевлена, то что это иное, как не то, о чём говорит синехология: все телесные функции, безразлично, к какой части тела они имеют место, прямо или посредственно связаны с психическими функциями? И что эта тесная связь с плотью не только обнимает некоторые области внутренней жизни, но достигает даже вершины воли и мышления, этому очень много доказателеств в писаниях св.Ап.Павла. Мы припомним бегло только такие выражения: «воля плоти,» ( Ефес. 2,3 ). «ум плоти» ( Колос. 2,18 ) и «мудрствование плоти» ( Римл. 8,6 ). Высшее существо человека, стало быть, глубоко всаждено в плоть, что значит: это внутреннее существо в своём движении и жизни «одержимо» материального телесностью и связано с её жизнью. Насколько далеко это простирается и насколько мысль об этом впадении в телесное соответственным образом должна быть выражена, настолько эта внутренняя жизнь называется ψυχ (душа). Так как есть ещё другие высшие существа, которые не суть души, облечённые плотью, то характеристической чертой человека, которой он отличается от всех других духовных существ своего рода, является то, что он ψυχ. Отсюда ψυχ (душа) просто употребляется в значении «человек» и в этом смысле говорится в Римл. 13, 1 : «всякая душа да будет покорна высшим властям», т.е. всякий человек да повинуется. Мы видели, что совершенно на том же основании человечество раньше обозначалось, как «всякая плоть». ψυχ есть начало оживляющее тело, – то, что делает тело живым. В смерти разрывается связь между плотской телесностью и ψυχ (душой). ψυχ удаляется из видимой действительности, исчезает для нашего земного круга зрения, – остаётся бездушный труп. Отсюда тот, кто убивает человека, берёт его душу себе. Кто стремится отнять у него, жизнь, тот ищет его души, чтобы похитить её Римл. 11, 3 : , «.моей души ищут». Кто подвергает опасности свою жизнь, тот рискует своей душой Филип. 2, 30 : «он (Епафродит) за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности душу». Ап. Павел готов не только отдать Содунской общине, свое евангелие, но и свою душу, т.е. последнюю и с нею ; свою жизнь и Сол. 2, 8: «мы восхотели передать вам не только блоговестие Божие, но и души наши». Его верные соработники полагали свою голову за его душу, т.е., чтобы спасти его жизнь Рим. 16, 4 : «голову свою (шею свою) полагали за мою душу».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010