О, как вы были блаженны тогда, присовокупляет еще к сему апостол: ибо свидетельствую о вас, что если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне (4:13–15). Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? (Галатов возмущали лжеапостолы). Но я уверен о вас в Господе, что вы не будете иначе мыслить, а смущающие вас подвергнутся суду, кто бы они ни были (5:10). Христиане Ефесские были запечатлены обетованным Святым Духом ( Ефес. 1:13 ). стали уже не чуждые пришельцы, но сожители святых и свои Богу (2:13); а с какой нежностью пастыри церкви Ефесской прощались с ап. Павлом в последний раз его пребывания в Ефесе! Они проливали обильные слезы, пишет Лука ( Деян. 20:37–38 ) и повергались на выю Павлову, целовали его, скорбя наипаче о том слове, которое он сказал, что они уже не увидят лица его, и провожали его до корабля. Держащий седмь звезд в деснице своей знал дела и труд и терпение Ангела Ефесской церкви, и что он не может сносить развратных ( Апок. 2:1, 2 ). Но никто так, кажется, не веселил сердца Павлова, как церковь Филиппийская, которая первая и была основана после призывания некоего македонянина в видении; всегда во всякой молитве моей говорит он, за всех вас приношу с радостью молитву мою – за участие ваше в Евангелии от первого дня даже до ныне.... я имею вас в сердце и во узах моих при защищении и утверждении благовествования, – вас всех моими соучастниками в благодати; далее – сообщает им об успехах своего благовествования; желание имея уже разрешитися и быти со Христом, он затрудняется нуждой своего пребывания во плоти для них и уверяет, что останется и пребудет с ними для успеха их и радости в вере ( Филип. 1:4, 5, 7, 12–15, 23–25 ). Наконец, говорит им: тем же братие моя возлюбленная и вожделенная, радость и венче мой, тако стойте о Господе, возлюбленнии (4:1). В Колоссянах слово истины благовествования с того дня, как они услышали и познали благодать Божию в истине, возрастало и приносило плод веры во Христе Иисусе и любви ко всем святым, как и во всем мире ( Колос. 1:4, 5, 6 ); Апостол приписывает им такое достоинство, в котором одном выражается верх совершенства христианского: вы умерли, говорит он, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (3:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Ответ на возражение 1. Как говорит Августин, «хотя из любви к горнему нам надлежит любить четыре вещи, в отношении второй и четвертой», то есть любви к себе и своему телу, «давать какие-либо предписания не было никакой необходимости. Ведь сколько бы человек ни уклонялся от истины, в нем все равно сохраняется любовь к себе и своему телу» 506 . И все-таки человеку должно было предписать модус такой любви, а именно что он должен любить себя и свое тело упорядоченным образом, что происходит благодаря его любви к Богу и ближнему. Ответ на возражение 2. Как уже было сказано (28, 4; 29, 3), другие акты любви к горнему вытекают из акта любви как следствия из своей причины. Таким образом, предписания любви виртуально содержат в себе предписания других актов. Тем не менее мы видим, что специально для тугодумов были даны предписания в отношении каждого акта: в отношении радости: «Радуйтесь всегда в Господе» ( Филип. 4, 4 ); в отношении мира: «Старайтесь иметь мир со всеми» ( Евр. 12, 14 ); в отношении благодеяния: «Доколе есть время, будем делать добро всем» ( Гал. 6, 10 ). Кроме того, в Священном Писании есть предписания в отношении каждой из частей благодеяния, что легко обнаружить при более тщательном исследовании. Ответ на возражение 3. Делание добра есть нечто большее, чем избегание зла, и потому утвердительные предписания виртуально содержат в себе запретительные. Впрочем, есть и явные предписания, направленные против тех пороков, которые противны любви к горнему Так, мы можем прочитать против ненависти: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем» ( Лев. 19, 17 ); против лени: «Не тяготись узами ее» ( Сир. 6, 26 ); против зависти: «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» ( Гал. 5, 26 ); против разногласия: «Чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений» ( 1Кор. 1, 10 ); против соблазна: «Как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» ( Рим. 14, 13 ). Раздел 4. НАДЛЕЖАЩИМ ЛИ ОБРАЗОМ ЧЕЛОВЕКУ ПРЕДПИСАНО ЛЮБИТЬ БОГА ВСЕМ СВОИМ СЕРДЦЕМ?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Отвечаю: Христу приличествовало сойти в ад. Во-первых, потому, что Он пришел понести наше наказание ради освобождения нас от наказания, согласно сказанному [в Писании]: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» ( Ис. 53, 4 ). Но вследствие греха человек навлек на себя не только телесную смерть, но и сошествие в ад. Следовательно, подобно тому как Христу надлежало принять смерть, чтобы избавить нас от смерти, точно так же Ему надлежало сойти в ад, чтобы избавить нас от сошествия в ад. В связи с этим читаем: «Смерть, Я буду твоей смертью; ад, Я буду твоим жалом» 267 ( Ос. 13, 14 ). Во-вторых, потому, что после низвержения дьявола страстями, Христу подобало освободить из ада его узников, согласно сказанному [в Писании]: «Ради крови Завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва» ( Зах. 9, 11 ). В связи с этим читаем: «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору» ( Кол. 2, 15 ). В-третьих, потому, что коль скоро Он явил Свою силу живши и умерши на земле, Он также мог явить ее и в аду сойдя и просветив его. Поэтому [в Писании] сказано: «Поднимите, врата, верхи ваши» ( Пс. 23, 7 ), каковые слова глосса толкует так: «Верхи адовы, отымите ту силу, посредством которой вы доселе крепко удерживали людей в аду», вследствие чего, как говорит [апостол], «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено» не только «небесных», но и «преисподних» ( Филип. 2, 10 ). Ответ на возражение 1 . Ад представляет собою зло наказания, а не зло преступления. Поэтому Христу приличествовало сойти в ад не как подлежащему наказанию, а как Избавителю тех, кто пребывал в аду. Ответ на возражение 2. Страсти Христовы были общей причиной спасения человеков, как живых, так и мертвых. Но общая причина прилагается к частным следствиям через посредство чего-то частного. Поэтому подобно тому, как сила Страстей прилагается к живущим через посредство евхаристии, причащающей нас страстям Христовым, точно так же она прилагается к умершим через посредство Его сошествия в ад, в связи с чем сказано, что Он «освободит узников изо рва» кровью Своего завета ( Зах. 9, 11 ), то есть силой Своих страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Пасха всечестная. Велико было уничижение И. Христа, Сына Божия, но велика и честь, Им заслуженная. Новозаветный Агнец пасхальный соделался предметом повсеместного чествования, прославления и поклонения, как неба, так и земли. «Он смирил Себя, даже до смерти и смерти крестной. Посему Бог превознес Его, и дал Ему имя выше всякого имени; дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Филип. 2:8–10 ). Святый тайнозритель Иоанн Богослов видел четырех таинственных животных, воздающих славу и честь, и благодарение сидящему на престоле, живущему во веки веков Агнцу, и также видел, как двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, покланяются Ему и, полагая венцы свои пред престолом, говорят: «достоин еси, Господи, прияти славу и честь, и силу» ( Апок. 4:7–11 ). Небу в чествовании Божественного Агнца подражает и вся земля. «Возведи взоры твои, Сион», взывает священный Песнопевец к духовному Сиону-Новозаветной церкви в светлый день воскресения Христова, – «вокруг себя посмотри: вот стеклись в тебе, как богосветлые светила, от запада, севера, моря и востока дети твои, благословляющие в тебе Христа во веки» (Кан. на пасху Пес. 8, Троп. 2). Св. Григорий Нисский в слове на пасху так изображает празднество вселенной в честь Воскресшего Господа: «Ныне вся вселенная, как одно семейство, собравшееся вместе для одного святого дела, как бы по данному знаку, единодушно обращается в молитве. Не видно путников на дороге, менее мореплавателей на море; земледелец, оставляя плуг и заступ, украшается праздничною одеждою; не слышно порываний в корчемницах; исчезли шумные собрания, как исчезает зима, при появлении весны; беспокойства, смятения и бури житейские заменились тишиной праздника. Бедный одевается, как богатый, богатый украшается блистательнее обыкновенного; старец, подобно юноше, спешит участвовать в общей радости и больной превозмогает болезнь свою; дитя, переменив одежду, торжествует чувственно, поскольку не может торжествовать духовно; девственница веселится душою, поскольку видит светлый, торжественный залог своей надежды; мать семейства, торжествуя, радуется со всеми домашними своими: и сама она, муж ее и дети, слуги и домочадцы – все веселятся вкупе».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По учению апостола Павла ( Филип. 2, 6–10 ) и Господь наш Иисус Христос совершил дело нашего спасения, приняв образ раба и уничижив Себя Самого, почему Бог и превознес Его, дав Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних: воссев одесную Бога, Он излил на нас обильно благодатные дары Духа Святаго ( Тит.3, 6 ). Часть 3 Впрочем, признавая преобразовательное значение за всеми указанными чертами первосвященнического служения в ветхом завете, апостол Павел ясно однако же указывает нам и преимущество первосвященнического служения Иисуса Христа уже в том, что Он «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он, совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого. Он воссел одесную престола величия на небесах и есть Священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек ( Евр. 7, 28; 8, 1, 2 ). Теперь обратимся к постановлениям ветхозаветного закона относительно самых жертвоприношений. Преобразовательные черты ветхозаветных жертвоприношений настолько ясны сами по себе, что мы считаем даже излишним долго останавливаться на их подробном разъяснении. Мы будем кратки. Мало этого. Ветхозаветные кровавые жертвоприношения делятся на несколько видов; а потому и постановления относительно их довольно многочисленны и разнообразны. Мы не ставим своей целью подробный обзор всех их. Это – задача очень широкая, требующая специального исследования. Мы остановим внимание читателя лишь на тех постановлениях, которые одинаково относятся ко всем видам ветхозаветных кровавых жертвоприношений. 1) В жертву Богу были приносимы не всякие животные вообще, а только тельцы, ягнята и козлы. 2) Хотя и существовал, в виде исключения, один вид жертвы, когда закабали и сжигали телицу и козу (Лев. гл. 3), вообще же для принесения в жертву предназначались только животные мужского пола. «И воззвал Господь к Моисею и сказал... Если жертва есть всесожжение из крупного скота, пусть приносят ее мужского пола ( Лев. 1, 1, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Помни, христианин, высокое свое происхождение: по телу ты создан из земли, но душа твоя происхождения небесного, она частица Божества, дуновение Самого Бога, отблеск неизреченной Его славы, создана по образу и по подобию Божию. Не забывай, а всегда помни о горней твоей родине и стремись в вечные обители твоего Создателя, где Христом Искупителем приготовлены венцы правды всем возлюбившим явление Его». 1) Человек и животные созданы Богом не одинаково: Быт. 1:20,24 и ст. 20–28. 2) Тело и душа человека тоже не одинаковым образом созданы и не одинаковой по происхождению природы: Быт. 2:7 . 3) Душа человека независимое и совершенно отличное от его тела начало: Ем. 21:7; Иса. 38:12; Тов. 3:6 ; Мф. 10:28; Mp. 14:38; Иак. 2:26; 2 Кор. 1–9; Филип. 1:21–23 ; Рим. 7:23–24 ; Гал. 5:17 . 4) После смерти людей их души бодрствуют и живут разумно–сознательной жизнью: Лк. 16:19–31, 9:28–31 ; Мф. 20:38; 1Петр. 3:18–20 и Рим. 10:14 ; Откр. 4:10–11; 5:8–9 .                         О втором пришествии Христа, кончине мира, всеобщем суде и новой вечной жизни праведных и грешных «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:13). «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян. 1:7 ).                         Человек стремится не только изучать прошлое и исследовать настоящее, но и заглядывать мыслью в далекое будущее, – особенно если это будущее имеет для него большое значение. А что может быть важнее для человека, как не вопрос о последних судьбах мира и его самого? Вот почему не удивительно, что от самых первых времен христианства и до нашего времени люди часто задавали и теперь задают себе такой, тревожащий их душу, вопрос: когда будет второе пришествие Христа и конец мира? И, не смотря на ясные слова Христа, что «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один», пытаются одни угадать, а другие даже определить точно время второго пришествия Спасителя и Судии мира, забывая мудрые слова: «трудного для себя не ищи и, что сверх сил твоих, того не испытывай».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Поэтому любой человек со стороны того, что в нём есть от него самого, должен покориться ближнему со стороны того, что в том есть от Бога. Однако смирение вовсе не означает, что человек должен подчинить то, что в нём есть от Бога, тому, что, как ему кажется, есть от Бога в другом. В самом деле, причастные дарам Божиим знают о том, что обладают ими, согласно сказанному [в Писании]: «Дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор. 2:12 ). Поэтому они без какого-либо ущерба для смирения могут ценить полученные ими от Бога дары больше, чем те, которые, по их мнению, получили от Него другие. Именно это имеет в виду апостол, когда говорит [о тайне Христовой], что она «не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих (как ныне открылась святым апостолам Его)» ( Еф. 3:5 ). И точно так же смирение не означает, что человек должен подчинить своё человеческое человеческому ближнего, в противном случае каждый должен был бы считать себя самым большим грешником, а между тем апостол без какого-либо ущерба для смирения говорит: «Мы – по природе иудеи, а не из язычников грешники» ( Гал. 2:15 ). Тем не менее, человек не должен забывать, что в его ближнем может быть нечто доброе, которого нет у него, или же что в нём самом есть нечто злое, которого нет в его ближнем, и в этом отношении покоряться ему со смирением. Ответ на возражение 1. Должно почитать не только Самого Бога, но также и то, что есть от Него в других, хотя и не в той же мере, в какой должно почитать Бога. Поэтому нам надлежит со смирением покоряться ближнему ради Бога, согласно сказанному [в Писании]: «Будьте покорны всякому человеку ради Бога» 517 ( 1Петр. 2:13 ). Однако поклонение «latria» приличествует одному только Богу. Ответ на возражение 2. Если мы полагаем, что ближнему от Бога дано больше, чем нам, то в этом нет никакой лжи. Поэтому глосса на слова [апостола]: «Почитайте один другого высшим себя» ( Филип. 2:3 ), говорит: «Должно почитать без видимости почитания, но поистине думать, что другой человек может обладать чем-то скрытым от нас, благодаря чему он лучше нас; мы же кажемся лучше его потому, что наше благо ни от кого не скрыто».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

С особенною ясностью борьбу между духом и плотью изобразил апостол Павел ( Гал. 5, 17 ) и окончательное порабощение плоти людей, преданных чувственным наслаждениям, он выразил кратко: „их конец – погибель, их бог – чрево», ( Филип. 3, 19 ). Эти служители “чреву”, так называемые практические материалисты были во все времена (Прем. Сол. 2, 1 – 21) а материалисты ученые, т. е. обращавшие эти воззрения в научные системы, были известны в греческой философии. Мы, живущие в конце девятнадцатого века, со времени просвещения человечества христианством, имеем в изобилии тех и других. Не будем разбирать их учения и препираться с ними, а рассмотрим их характер и нравственное влияние на народ наш. Материалисты практические, – это люди, без оглядки идущие за нашим веком, радующиеся обилию наслаждений, какие дают им современный открытия и усовершенствования, с торжеством повторяющие принципы „свободы мысли” для их блуждающих умов и „свободы для их совести», неразборчивой и притуплённой плотскими страстями. Многие из них считают себя образованными, но ничего основательно не знают и, по выражению апостола, “желают быть законоучителями, но не разумеют ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» ( 1Тим. 1, 7 ). Они отрицают христианские догматы, не умея и выражаться о них, порицают церковные обряды, не понимая их смысла, повторяют клеветы и остроты, направленные на духовенство и на добрых, искренно верующих христиан, неведомо откуда заимствованные; они – то, по преимуществу, любят спектакли и пиры накануне праздников и, как говорит народ наш, „лба не перекрестят”, когда православные люди молятся с усердием и умилением. Правда, они в церкви бывают, но только по требованиям гражданского долга. Это – дорогие сотрудники ученых материалистов, распространяющие в народе их воззрения, подобно тому, как мухи с больных и мертвых тел переносят чуму и заразительные болезни на здоровых. Спрашивается: за что они ненавидят Христа и Его Церковь ? На это дает нам ответ Сам Господь: „всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что для оправдания нечестивых не требуется никакого движения свободной воли к греху. В самом деле, для отпущения греха достаточно одной любви, согласно сказанному [в Писании]: «Любовь покрывает все грехи» ( Прит. 10, 12 ). Но грех не является объектом любви. Следовательно, для оправдания нечестивых не требуется никакого движения свободной воли к греху. Возражение 2. Далее, кто бы ни стремился вперед, он не должен оглядываться назад, согласно сказанному [в Писании]: «Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести высшего звания» ( Филип. 3, 13, 14 ). Но тот, кто простирается вперед к праведности, оставляет свои грехи позади. Следовательно, он должен забыть о них и не простираться к ним движением своей свободной воли. Возражение 3. Далее, при оправдании нечестивых одни грехи не отпускаются без других, поскольку «непочтительно думать, что Бог прощает наполовину». Следовательно, если бы при оправдании нечестивого его свободная воля двигалась против греха, то он должен был бы помышлять обо всех своих грехах. Но это представляется неуместным как потому, что подобное помышление отняло бы много времени, так и потому, что человек не смог бы получить отпущения тех грехов, про которые он забыл. Следовательно, для оправдания нечестивых не требуется никакого движения свободной воли. Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Я сказал: «Исповедую Господу преступления мои!» – и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс. 31, 5 ). Отвечаю: как было показано выше (1), оправдание нечестивых есть некоторое движение, посредством которого человеческий ум перемещается Богом из состояния греха в состояние правосудности. Следовательно, человеческому уму в соответствии с актом свободной воли необходимо быть связанным с обоими пределами подобно тому, как и тело при пространственном движении связано с обоими пределами движения. Далее, очевидно, что при пространственном движении движущееся тело оставляет предел «откуда» и приближается к пределу «куда». Следовательно, и человеческий ум в процессе оправдания должен посредством движения свободной воли удаляться от греха и приближаться к правосудности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что свидетели преображения были выбраны ненадлежащим образом. В самом деле, лучшим свидетелем является знающий. Но во время преображения Христова только ангелы по опыту знали об имеющей прийти славе. Следовательно, свидетелями преображения должны были быть не люди, а ангелы. Возражение 2. Далее, свидетельству истины приличествует правда, а не вымысел. Но Моисей и Илия были там не в действительности, а только в представлении; так, глосса на слова [Писания]: «Которые были Моисей и Илия» ( Лк. 9, 30 ), говорит: «Должно иметь в виду, что Моисей и Илия не были там ни телесно, ни душевно», а еще, что представленные тела были образованы «из какой-то пригодной для этого материи. Возможно, они были следствием ангельского служения, то есть их роль исполняли ангелы». Следовательно, похоже, что они не были надлежащими свидетелями. Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано, что «все пророки свидетельствуют» о Христе ( Деян. 10, 43 ). Следовательно, в качестве свидетелей должны были быть выбраны все пророки, а не только Моисей и Илия. Возражение 4. Кроме того, слава Христа обещана как награда всем верным ( 2Кор. 3, 18 ; Филип. 3, 21 ), в ком Он посредством Своего преображения изволил возжечь стремление к этой славе. Следовательно, Он должен был призвать в свидетели Своего преображения всех учеников, а не только Петра, Иакова и Иоанна. Этому противоречит авторитет Евангелия. Отвечаю: как уже было сказано (1), Христос пожелал преобразиться для того, чтобы явить людям Свою славу и побудить их стремиться к ней. Но люди приводятся к славе вечного блаженства Христом, причем не только те, которые жили после Него, но и те, которые жили прежде; поэтому как сказано [в Писании], когда приближалось время Его страстей, народ, «предшествовавший и сопровождавший, восклицал: «Осанна " » ( Мф. 21, 9 ), прося Его о спасении. Следовательно, в свидетели надлежало позвать как тех, которые предшествовали Ему а именно Моисея и Илию, так и тех, которые сопровождали Его, а именно Петра, Иакова и Иоанна, поскольку «при устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово» ( 2Кор. 13, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010